Главная страница 1
Муниципальное образовательное учреждение

«Орининская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю

Директор МОУ «Орининская СОШ»

Моргаушского района Чувашской

Республики___________В.Г.Иванов

«_____» сентября 2008


Программа элективного курса для учащихся 9 класса

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ЗАГРЯЗНЕНИЯ БИОСФЕРЫ»

Составитель: учитель биологии

МОУ «Орининская СОШ»

Григорьев Александр Мефодьевич

с. Оринино

2008г

Здоровый образ жизни человека в условиях загрязнения биосферы
Программа элективного курса для учащихся в 9 классе
Пояснительная записка

Содержание курса знакомит учащихся с социальными и экологическими факторами, влияющими на состояние здоровья. Школьники расширяют и углубляют свои знания о природе как факторе здоровья, ознакомятся с новым для них понятием «болезни цивилизации».

На занятиях они узнают, что к этим болезням относятся многие сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, респираторные заболевания, неврозы, рак. Данный курс раскрывает зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды в ракурсе биологии. Учащиеся узнают о том, что рост уровня заболеваемости - результат двух основных причин (факторов риска). Одна из них - недостаточная адаптированность людей

к интенсивно изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды (загрязнение среды, стрессовые ситуации). Другая причина определяется образом жизни человека – характером питания, подвижностью, режимом труда и отдыха, отношением к алкоголю, никотину, наркотикам.


Цель программы: Формирование у учащихся экологической культуры, ответственного отношения к природе, ведение здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.
Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:

  1. формировать осознанное отношение к своему здоровью;

  2. научить применять полученные знания в жизни и практике;

  3. развивать умение анализировать, работать с дополнительной литературой, создавать проекты.

Содержание программы предполагает снятие необоснованных предубеждений в отношении химии как «основного виновника» экологических бед, оценку ее положительной роли в современном решении проблем окружающей среды. Курс закладывает основы химических знаний с позиций экологической проблематики, способствует развитию естественнонаучных знаний, полученных на уроках биологии, а также приобщает их к видению химических аспектов экологии.

По структуре программа элективного курса носит модульный характер. Порядок изучения отдельных тем курса может быть различным. Программа рассчитана на учащихся 9 класса; занятия проводятся 1 час в неделю, всего предполагается 17 часов в любом учебном полугодии.

Методы работы: лекции, беседы, диспуты, деловые игры, лабораторные работы.

Предполагаемые результаты.

В результате проводимых занятий учащиеся углубят знания о природе как факторе здоровья. Будут ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.


Содержание курса
Раздел I. Биосфера – среда жизни человека (1 час)
Тема 1. Роль человека в биосфере.

Формы воздействия человека на биосферу (прямые и косвенные); быстрое изменение окружающей среды, производство ксенобиотиков ( аэрозоли, пестициды, косметические средства). Зависимость между увеличением концентрации элементов в среде и накоплением их в живых организмах. Аллергия как результат загрязнения природной среды.



Раздел II. Экология человека (3 часа)
Тема 2. Экология человека – как наука.

Единство человека и окружающей среды. Среда жизни человека (природная, социальная, производственная, городская, сельская).



Тема 3. Влияние факторов среды на здоровье человека.

Человек в системе пищевых связей. Пути поступления токсичных веществ (мутагенов, аллергенов, канцерогенов) в организм и их воздействие.



Тема 4. Виды воздействия в системе «человек-среда».

Воздействия (биосферные, биологические, демографические, социальные), их кризисный характер на современном этапе развития общества.


Раздел III. Экологическая биохимия (5 часов)
Тема 5. Вещества – загрязнители.

Вещества, загрязняющие экосистемы: ионы тяжелых металлов, удобрения, нефть и нефтепродукты, ядохимикаты.



Тема 6. Проблема накопления лекарств в организме.

Опасность сенсибилизации лекарств в организме.



Тема 7. Проблема токсификации: преобразование гербицидов в мутагенные соединения в растениях.

Непригодность в качестве пищи растений, содержащих различные ксенобиотики в связанной форме.



Тема 8. Белки.

Понятие об органических веществах и их роли в организме. Ферменты – биологические катализаторы.



Тема 9. Неорганические вещества.

Неорганические вещества: вода, минеральные соли. Обмен воды в организме. Соли натрия, калия, кальция, соединения железа, меди, марганца, кобальта, фосфора и их биологические функции.


Раздел IV. Образ жизни (3 часа)
Тема 10. Образ жизни как фактор здоровья.

Уровень здоровья и степень свободы личности. Здоровье – ключевое понятие в системе «человек – окружающая среда».



Тема 11. Основные факторы здоровья.

Питание: понятие о рациональном питании и его принципы: умеренность, сбалансированность, разнообразие, биологическая ценность. Дыхание, двигательная активность. Факторы риска заболевания.



Тема 12. Причины быстрого старения организма.

Ортобиоз – здоровый образ жизни.




Раздел V. Яды в пище (5 часов)
Тема 13. Инсектициды.

Накопление инсектицидов в пищевых цепях. Эволюционные аспекты действия биоцидов в пищевых цепях. Ртуть как пример биоцида. Содержание ртути в животных организмах и опасность для человека.



Тема 14. ДДТ как загрязнитель.

ДДТ в пищевых цепях, аккумуляция его в природной среде.



Тема 15. Пищевые добавки.

Азокрасители в пищевой промышленности и рак.



Тема 16-17. Научно-практическая конференция «Вред курения и употребления алкоголя».

.

Список использованной литературы


1. Р.И.Воробьев «Питание и здоровье». – М.: Медицина, 1990.
Рекомендуемая литература
1. Р.И.Воробьев «Питание и здоровье». – М.: Медицина, 1990.

Приложение


Опыт «Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя»
Цель опыта: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.

Ход опыта: в две пробирки налить по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, а в другую столько же 80-90%-ного спирта.

Результаты опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым веществом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок - в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.

Опыт «Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина»
Цель опыта: дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нем наличие кислот, никотина.

Ход опыта: развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их. В фильтре окурка темно- коричневого цвета осталась часть никотина образующегося при курении. Эти же вещества оседают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром от окурка исчезает под действием кислот, появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.

Учебно-тематический план

элективного курса по биологии в 9 классе


№№




Содержание

Количество часов




Форма


Образовательный продукт

лекции

практи-ческие занятия

1.

Роль человека в биосфере.


1

-

лекция

конспект

2.

Экология человека – как наука.


1

-

лекция

конспект

3.

Влияние факторов среды на здоровье человека.

1

-

беседа

заполнить таблицу

4.

Виды воздействия в системе «человек-среда».

0,5

0,5

мозговой штурм

реферат

5.

Вещества – загрязнители

1

-

лекция

конспект

6.

Проблема накопления лекарств в организме.

0,5

0,5

работа с источниками информации

заполнить таблицу

7.

Проблема токсификации: преобразование гербицидов в мутагенные соединения в растениях.


1

-

лекция

конспект

8.

Белки.

0,5

0,5

семинар

ответы на вопросы

9.

Неорганические вещества.

0,5

0,5

семинар

ответы на вопросы

10

Образ жизни как фактор здоровья.

1

-

беседа

реферат

11

Основные факторы здоровья

1

-

беседа

ответы на вопросы

12

Причины быстрого старения организма.

1

-

лекция

конспект

13

Инсектициды.

1

-

лекция

ответы на вопросы

14

ДДТ как загрязнитель.

1

-

беседа

схема

15

Пищевые добавки.

-

1

работа с источниками информации

исследование

16- 17

Научно-практическая конференция «Вред курения и употребления алкоголя».


-

2

мини - конференция

защита презентаций;

зачет/ незачет



Итого




12

5








Смотрите также:
«здоровый образ жизни в условиях загрязнения биосферы»
102kb.
1 стр.
Практическая работа №9-11 Power Point 2007 Презентация "Здоровый образ жизни" Темы презентаций: Здоровый образ жизни
44.91kb.
1 стр.
Курс на здоровый образ жизни
132.44kb.
1 стр.
Информация об итогах проведения месячник здорового образа жизни «Молодежь – за здоровый образ жизни»
100.41kb.
1 стр.
Справка о проведении профилактической операции «Здоровый образ жизни» моуоош с. Хотимль 2011 год
29.36kb.
1 стр.
Квн "За здоровый образ жизни"
70.52kb.
1 стр.
Программа курса «Здоровый образ жизни»
136.9kb.
1 стр.
Урок здоровья «Здоровый образ жизни путь к долголетию»
124.93kb.
1 стр.
Здоровый образ жизни
142.49kb.
1 стр.
Место проведения: аудитория. Продолжительность занятия
452.79kb.
2 стр.
«алкоголь и здоровье»
42.52kb.
1 стр.
Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни
385.13kb.
3 стр.