Главная страница 1

Внеклассное занятие в 4 классе

"Гора жизни"

(Урок – тренинг для детей 10 лет)


Цель: Продолжить формирование сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.

Задачи:

  • На основе практического занятия подвести детей к пониманию того, что ценности жизни каждого человека заключаются в семейных традициях, дружеской поддержке, правильной социальной позиции человека в обществе.

  • Выработать у учащихся негативное отношение к алкоголизму и наркомании.

  • Дать представление о социальных последствиях употребления психотропных веществ, формировать умение прогнозировать результаты своего выбора.

  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Основные понятия: полезные и вредные привычки, алкоголь и наркотики и их неблагоприятное влияние на организм человека.

Оборудование: жетоны разного цвета (красный, желтый, синий, черный, серый, зеленый) по количеству участников; коробочка для подсчета жетонов; картинки на листах разного цвета: синем, зеленом, сером, черном, разрезанные в виде пазлов (1 картинка – изображение ребенка и его семьи, 2 – ребенок и его друзья, 3 и 4 – люди, которые находятся в безвыходном положении от употребления ПАВ); атласные ленты разных цветов, высокий стул, маркеры, магнитная доска.

Планируемый результат: на основе практической деятельности учащиеся научатся видеть себя в окружающем мире личностью, способной самостоятельно принимать решения, направленные на сохранение собственного здоровья, детям дается ориентир на основные ценности, существующие в обществе: семья, настоящие друзья.
Ход занятия

I. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!


Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

Определение эмоционального состояния присутствующих: Ребята, вам предлагаются жетоны разного цвета (красный, желтый, синий, черный, серый, зеленый). Выберите соответствующий вашему настроению жетон и положите его в коробочку. Подсчёт выбранных жетонов по цвету. Результаты вывешиваются.

II. Вступление учителя. Сообщение темы и цели занятия.

-Начать наше занятие я хотела бы стихотворением, которое очень созвучно теме нашего сегодняшнего занятия.

Так хочется, чтоб были все счастливыми!
Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!
Давайте станем каплю терпеливее!
Давайте станем чуточку добрей!
Давайте жить в спокойствии, согласии!
Пусть свет земли нам освещает путь!
Трудиться будем творчески и радостно, но так,
Чтобы здоровый образ жизни сохранять!!!

-Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни. Наше здоровье состоит из многих составляющих: от того, как часто нас осматривает врач, от того каким воздухом мы дышим и какую воду пьем, какие продукты употребляем в пищу и от нашего с вами умения организовать свой день. Но многое зависит и от нас, от того какие привычки у нас преобладают.



III Актуализация знаний учащихся.

Вредные и полезные привычки.

- Какие бывают привычки?

Дети: Привычки бывают полезные и вредные.

- Какие привычки мы называет полезными?

- Назовите полезные привычки. (ответы детей )

На доске в хаотичном порядке прикреплены картинки, разрезанные на части в виде пазлов синего и зеленого цвета, над частями картинки дети пишут полезные привычки, которые называют сами. (умываться, чистить зубы, вовремя ложиться спать, соблюдать режим дня и т. д)

-Давайте попробуем соединить все наши рассыпанные части в единую картину. (Дети делятся на две группы. 1 группа снимает с доски синего цвета, 2 группа – зеленого цвета.) Пазл собирается в единую картинку. Каждая группа видит иллюстрацию. (1 группа- картинка ребенок с семьей. 2 группа – картинка ребенок с друзьями).

- Как вы думаете, какой ребенок может назвать себя счастливым человеком?

-Какие традиции есть в вашей семье? Как вы отдыхаете с друзьями?

- Какие привычки мы называем вредными?

- Назовите вредные привычки. (ответы детей)

- Ребята, какие вредные привычки наиболее опасно влияют на здоровье человека? (алкоголь, наркотики).



IV. Алкоголь и наркотики. Их негативное влияние на здоровье человека. Беседа с использованием групповой работы детей.

Первая опасная привычки – это алкоголь.

-Алкоголь – это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского «алькоголь», что означает одурманивающий.

- Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые употребляют спиртные напитки? (ответы детей)

- Как ведут себя такие люди? (ответы детей)

-Какое чувство они у вас вызывают? (ответы детей)

-Давайте попробуем назвать негативное влияние алкоголя на организм человека.

(По ходу ответов дети выходят к доске, на ней в хаотичном порядке прикреплены разрезанные на части картинки на сером и черном фоне. Рядом с разрезанной на части картинкой дети пишут свое мнение: алкоголь создает видимость благополучия, отрицательно влияет на здоровье человека, зависимость от вредной привычки, человека не любят родственники, становится злым и т. д.)

- Давайте составим картинку из пазлов серого цвета. (Дети собирают картинку).

-Как вы думаете, почему для этой картинки выбран серый цвет? Понравилось ли изображение на ней? Поделитесь своими ощущениями. (рассуждения детей)

- Я лишь хочу добавить, что по наблюдениям медицинских работников привыкание к алкоголю у взрослого человека происходит за 6 лет, а ребенка всего лишь за 2 года.



-Вторая самая опасная вредная привычка – употребление наркотических средств. Наркотики – это вещества, которые очень вредно действуют на организм человека, одурманивают его. Человек становится как бы заколдованным, когда начинает их употреблять их, он сам себе не хозяин. Это так называемые наркотические вещества. Ему уже не хочется заниматься любимым делом, все неинтересно, человек не может учиться, работать, просто гулять. Он только все время думает о том, где взять наркотики. Человек, который начал принимать наркотики, сразу привыкает к ним, теряет волю.

-Давайте соберем нашу последнюю картинку. Она у нас выполнена в черных тонах. Как вы думаете, почему? (Учитель подводит детей к тому, что это самая опасная вредная привычка, которая может привести к гибели человека)

- Поделитесь своими впечатлениями от увиденного на картинке.(мнение детей)

- Привыкание к наркотикам занимает всего лишь несколько месяцев, а отказаться от такой вредной привычки труднее всего. Наркотик лишает человека воли.

-Как вы думаете, может ли любой ребенок быть уверенным в том, что у него не появится одна из названных вредных привычек? (рассуждения детей)

V. Практическая часть занятия.

Тренинг «Гора Жизни»

-Давайте представим себе такую ситуацию: вы герой, у которого нет ни одной вредной привычки, вы здоровы и счастливы.

-Каким вы видите мир? (Разноцветным, похожим на радугу, красивым).

-Можно сказать, что вы стоите на вершине горы, и несчастия вас обходят стороной.

-Кто хочет подняться на эту вершину? (ставится стул, на него – ребенок).

- В руки нашего героя я даю красивые атласные ленты – символ счастья.

-Что или кто помогает быть человеку счастливым? (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, друзья, одноклассникии т.д. (на каждое названное слово дается одна лента от «героя» к детям, стоящим внизу).

-Как и чем поддерживают нашего героя названные люди? (рассуждения детей)

- Что испытывает наш герой, стоя на вершине горы? (ответ ребенка «героя»)

-Что произойдет, если одна из привычек начинает брать власть над человеком?(от него начинают отворачиваться друзья, знакомые, он начинает болеть, его не зовут в свои компании бывшие друзья. На каждую названную причину одна из лент обрезается. Остаются ленты, обозначающие родителей и самых преданных друзей).

-Так ли уверенно теперь стоит человек на горе жизни?

-Почему он чувствует неуверенность?

-Кто еще пока поддерживает его в трудной жизненной ситуации?

-Что произойдет, если человек продолжит курить, употреблять алкоголь? (Не будет опоры. Человек не устоит на вершине горы. Убираются последние ленты).

-У человека нет поддержки, а, значит, он не смог удержаться на вершине нашей горы.

-Попросим нашего участника спуститься к нам.

-Хочешь ли ты опять подняться на вершину? Что надо сделать, чтобы осуществить желаемое? (рассуждения детей)

-Как будем бороться за здоровье? (ответы детей)



Практикум «Умей сказать «нет»

А теперь мы попробуем понять, почему дети начинают принимать наркотики и не отказываются выпить с «друзьями». Ваши предложения. (на доске заполняется таблица)



Причины употребления ПАВ

Я говорю «Нет»

Из любопытства

Я в этом не нуждаюсь

Назло кому - либо

Я хочу быть здоровым

Чтобы быть как все

Нет, я не хочу неприятностей

Не смог отказаться

Моя семья не одобряет такие предложения

Чтобы казаться взрослым

Эта дрянь не для меня

Чтобы было хорошее настроение

Я очень дорожу своим временем и здоровьем

Могут заставить

Я не думаю, что это хорошее предложение

Давайте теперь совместно попробуем найти способы сказать «нет» вредным привычкам. (заполняется вторая половина таблицы).

Разыгрываются мини – сценки. Предложение употреблять наркотики и правильный отказ от такого предложения. (пользуясь таблицей)



Учитель:

Ну что ж, мой друг,


Решенье за тобой,
Ты вправе сам командовать судьбой,
Ты согласиться можешь, но отказ,
Окажется получше в сотню раз,
Ты вправе жизнь свою спасти,
Подумай, может, ты на правильном пути,
Но если всё – таки успел свернуть,
То потрудись себе здоровье ты вернуть.

-Если мы умеем отказаться от предложений погубить свою жизнь мы всегда будем на горе жизни, а значит, мы будем жить в согласии со своими родными, друзьями, мы будем успешны во всех начинаниях и уверены в завтрашнем дне.

-Кто хочет подняться на гору жизни и там стоять крепко, несмотря на все трудности жизни? (дети встают на стул рядом с «Героем»)

Учитель: (чтение стихотворения)

Вредным привычкам – нет!


Скажи всем друзьям.
Вредным привычкам – нет!
Скажи себе сам.
Вредные привычки – плохо!
Знай всегда.
Вредные привычки – смерть!
Убьёшь себя.

(дети спускаются вниз, рассаживаются на свои места)



VI. Итог занятия:

- Что полезного и интересного вы узнали на занятии?

- Какой совет можем дать своим друзьям?

- Кто в трудную минуту всегда придет вам на помощь?

- Какой совет мы можем дать детям, которые учатся в нашей школе?

Дети. Никогда не пить! Никогда не употреблять наркотические вещества! Твердо стоять на Горе жизни, опираясь на заботу родителей, друзей, учителей.



Повторное определение эмоционального состояния присутствующих

- Ребята, вначале урока вы определили свое эмоциональное состояние. Сейчас я предлагаю вам выполнить это задание ещё раз. (Прослеживается динамика изменения настроения из-за полученных на занятии эмоций).



Внеклассное занятие

«Наркомания: истоки, сущность и последствия».
Цель: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся на уроке через использование учебных знаний, для формирования ценностных ориентаций и выбора им и жизненного пути в условиях прогрессирующей наркомании через анализ нравственных ситуаций.
Образовательные задачи: познакомить учащихся с историей использования человеком наркотических веществ, с причиной появления наркомании, актуализировать знания школьников о проблеме распространения наркомании в современном мире;

Знакомство с определениями «наркомания», «наркотик», с классификацией наркотических веществ;

Конкретизировать и закрепить знания о негативном воздействии наркотиков на организм человека;

Проанализировать причины наркотической зависимости, определить факторы, способствующие её распространению.


Оборудование: мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон, магнитная доска.
Форма проведения: круглый стол.
Перед началом урока класс делится на 5 команд, каждая получает карточку с заданием, которые выполняются в ходе урока и помогают определить содержание каждой главы книги о наркомании, создаваемой усилиями всего класса.

Ход урока.



I. Знакомство с проблемой.

Учитель обращается к классу – шокирующие, непонятные факты вызывают множество вопросов, попыток ответить на них, приоткрыть природу человека так до конца и непонятную.



(В этот момент показывают фрагменты об обряде самоизбиения).
- Что делают эти люди? Истязают себя. Однако они рассуждают по другому, они пытаются переступить через свои слабости, перейти к новому мироощущению «Я бью себя, но, переступая невидимый порог, я радуюсь победе над собой. Я стал лучше, смелее, свободнее».
-Зачем эти испытания? (В человеке всегда теплится мысль о другой реальности, где царят доброта, любовь, мир, где всегда светло и радостно. Истязание себя – один из путей достижения искусственного рая. Но это трудный путь, который требует работы тела и духа, а есть и более лёгкие способы уходить от реальности.

(Демонстрируется видеофильм о наркотиках).

Путь ухода от реальности, который выбрали молодые люди, показанные в видеофильме, называется… наркомания.



(Далее учитель предлагает ребятам сформулировать проблемы, задавать вопросы, связанные с наркоманией, на которые они бы хотели услышать ответы. В ходе их обсуждения выстраивается план изучения темы, формулируются задачи урока).
II. Изучение нового материала.

Учитель: немало книг написано по интересующей теме, но я предлагаю вам написать свою «книгу», каждая страница которой будет иметь определённый цвет. На партах лежат карточки-задания, которые помогут нам определить содержание каждой главы книги. А сейчас обратимся к истории.

  1. Из истории употребления наркотических средств.

Учитель: существует гипотеза, что ещё 40 тыс. лет до н.э. состоялось первое знакомство человека с наркотиками. Любопытному по природе человеку не составляло труда открыть, что окружающая среда в изобилии предлагает ему растения, которые повышают настроение и прибавляют сил, делая жизнь, хотя и не надолго, более легкой. Люди, живущие в разные исторические эпохи и в разных частях света, узнали растения, корни и листья которых содержат соки, обладающие таинственной силой.

Составим карту с обозначением очагов первого использования наркотических веществ человеком. В этом нам поможет группа, получившая следующее задание.

Задание № 1.

Из перечня географических регионов Южная Америка

Восточная Африка

Юго-Восточная Азия

Северная Америка

Средняя Азия

Центральная Америка

Малая Азия

Европа

Сибирь


выберите те, на которых произрастают растения, содержащие наркотические вещества.

(Учитель сообщает классу краткую информацию. По ходу рассказа учителя учащиеся собирают из разрозненных фрагментов картину мира и прикрепляют её на магнитную доску. Рядом с картой крепятся таблички с названиями растений, из которых можно выделить наркотические вещества, и иллюстрациями.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Первым упоминаемым растением с психоактивными веществами был снотворный мак. Ещё 5 тыс. лет назад его использовали шумеры, жившие на землях Нижней Месопотамии (современный Ирак).Выделенный из млечного сока этого растения опиум они называли «гиль», что обозначало «радость». Гомер в «Одиссее» говорит о том, как прекрасная Елена подала сыну Одиссея кубок с напитком «непентес», позволяющим забыть о горе и боли. В начале прошлого века аптекарь Зертюргер выделил первую составляющую опиума и дал веществу название в честь греческого бога сна Морфея – морфин. Измотавшиеся в океане моряки всех стран, презрев корабельный ром, плавали по волнам собственных грез, покуривая неказистые трубочки, набитые высушенным млечным соком мака. В настоящее время морфин используется в медицине в качестве сильного болеутоляющего средства.

Ни один бедуин не отправлялся в дальний переход, не запасшись багном – смолой, приготовленной из конопли и печально известный сегодня под названием гашиша и марихуаны. Покурив смолы, усталый труженик приободрялся, и унылый пейзаж пустыни уже так не угнетал. О гашише, как о лекарстве от кашля, говорили в Китае.

Шахтеры Боливии издавна получали за свой труд часть жалования не деньгами, а листьями растения коки. Листья жевали или курили, это помогало восстановить силы и хоть немного расслабиться. Ведь содержащийся в листьях кокаин снимал усталость, повышал двигательную активность, вызывал состояние эйфории.

Испанцы времен освоения Нового Света оставили свидетельства о массовом употреблении «божественного гриба» во время коронации короля.

В Древней Греции в религиозных целях использовали галлюциногенные грибы.

Учитель: вот мы и открыли первую страницу нашей книги. Обозначим ее синим цветом, цветом знакомства и размышления. Напишите на карточке соответствующего цвета основную или поразившую вас мысль из того, что вы услышали.


  1. Причины и мотивы наркомании.

Учитель: почему человек, так давно познакомившийся с наркотическими средствами, долго не переступал опасной черты употребления наркотиков, почему в настоящее время распространение наркомании приобрело угрожающий характер? Ответить на эти вопросы и открыть желтую страницу нам помогут ребята, выполняющие следующее задание.

Задание № 2.

Основываясь на собственные мысли, назвать причины и мотивы, способствующие развитию наркомании в обществе.

Учитель: довольно часто причиной знакомства с наркотиками становится мнимая компетентность как намерившегося попробовать наркотик, так и предлагающего это сделать. Решить, что правда о распространенных мнениях о наркотиках и наркомании, а что нет, помогут нам ребята, выполнявшие 3 задание.
Задание № 3.

Прочитайте предлагаемые ниже перечни суждений о наркоманах и выберите ошибочные.



  • Степень опасности употребления табака и других наркотиков одинаковы.

  • Наркотики бывают легкие и тяжелые.

  • Наркоман может бросить употреблять наркотики в любой момент.

  • Наркотики усиливают творческие способности человека.

  • Неопасно употребление легких наркотиков, т.к. к ним не наступает привыкания.

  • Средняя продолжительность жизни наркомана почти в 2 раза меньше, чем у людей не употребляющих наркотики.

  • Любое наркотическое средство вызывает привыкание.

  • Компании наркоманов наиболее сплоченные и дружные.

  1. Классификация наркотиков.

Учитель: познакомимся с научным представлением о наркотических веществах и откроем новую страницу нашей книги. Ее оранжевый цвет будет символом приближения к опасности.

Наркотики – оцепенеть, потерять чувствительность – вещества различной природы, изменяющие состояние организма в целом, в том числе и сознания, способные вызвать зависимость. (Учащиеся записывают определение в тетрадях).

Рассмотрим одну из научных классификаций наркотических веществ. (Учитель излагает информацию о различных группах наркотиков, предлагаемую ниже. Каждая группа учащихся выполняет задание: первая – записывает названия групп наркотиков, вторая - вещества и препараты каждой группы, третья – основное действие на организм, четвертая – выделяет основное опасное воздействие на организм).
Основные группы наркотических веществ.
Опиаты характеризуются тем, что вызывает состояние созерцательной эйфории, ложное ощущение осуществляемых желаний, минимум двигательной активности. При употреблении опиатов быстро развивается привыкание, причем такое, что вызывает состояние эйфории, ложное ощущение желаний, минимум двигательной активности. При употреблении опиатов быстро развивается привыкание, причем такое, что для достижения того же эффекта необходимо увеличивать дозу. Возникает также необходимость принимать препарат повторно для избавления от физической боли.

Синдром лишения – ломка – протекает как тяжелое заболевание с ломкой суставов, тяжелой отдышкой. К опиатам относятся препараты, изготовленные из маковой соломки.

ПСИХОСТИМУЛЯТОРЫ – соединения, стимулирующие работу нервной системы. К этой группе относятся эфедрин, катинон, препараты, изготовленные из конопли. Для достижения чувства сонливости, голода, усталости принимали эти препараты. Вызываемая ими эйфория сопровождается двигательной активностью, болтливостью, учащенным сердцебиением. В отсутствие наркотика развивается подавленное состояние, часто проявляется наклонность к самоубийству.

ГАЛЛЮЦИНОГЕНЫ – вещества, способные вызвать глубокие изменения психики, с галлюцинациями. Описанные ими ощущения носят фантастический характер. Наркотик вызывает тяжелейшую зависимость.

СНОТВОРНЫЕ ПРЕПАРАТЫ – применяются с целью вызвать сон, из них наиболее опасны производные барбитуровой кислоты. Они не вызывают эйфории, однако привыкание к ним развивается довольно быстро, при этом сон не приносит ощущение слабости, болит голова. Синдром лишения барбитуратов протекает очень тяжело, с угрозой перехода в белую горячку.

Задание № 4.

По результатам работы в классе заполнить таблицу – схему:

Вещества: гашиш, опий. ЛСД, конопля, морфий, анаша, марихуана, барбитураты.


НАРКОТИКИ

ОПИАТЫ ПСИХОСТИМУЛЯТОРЫ ГАЛЛЮЦИНОГЕНЫ СНОТВОРНЫЕ ПРЕПАРАТЫ



Учащиеся вносят в карточки оранжевого цвета сведения о наркотической зависимости.

  1. Механизм формирования наркотической зависимости.

Учитель: человек, употребляющий наркотики, зная об их вредном воздействии на организм, считает. Что может отказаться от них в любой момент, но путь для них всегда один – зависимость от наркотика, потеря свободы, подчинение воли только одному – достать новую порцию зелья. Почему так происходит? Как проявляется наркотическая зависимость? Ответить на эти вопросы нам поможет группа, выполнявшая 5 задание.

Задание № 5.

Сопоставьте научные данные, приведенные ниже, и сделайте предположение о процессе формирования наркотической зависимости человека:


  • В мозговой ткани человека обнаружены рецепторы, взаимодействующие с опиатами;

  • В мозговой ткани обнаружены естественные обезболиватели, действующие наподобие опия;

  • При повышенных дозах опиума рецептор меняет свою структуру.


III. Подведение итогов.

Учитель: вот и написана наша книга на непростую тему. Оглянемся назад. Что осталось на ее разноцветных страницах? Прочитаем выдержки из книги. Сразу придумаем название книги.

Хотелось бы надеяться, что наша книга закончится страницей надежды, страницей жизни, ведущей вперед. Пусть она будет зеленого цвета. Напишем на ней письмо нашим сверстникам, будущим поколениям, в которой каждый выразит свои мысли по обсуждаемому вопросу. Что выбрать? Кратковременный эфемерный рай или красоту окружающего мира, захватывающий путь по дороге жизни.



План – конспект зачётного внеклассного мероприятия по теме: «Наркотики и общество»


(2 часовой семинар)

 

ЦЕЛЬ: Повысить уровень информированности подростков по пробле­мам, связанным с наркотиками; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ.

 

ЗАДАЧИ:

1 выяснить уровень информированности подростков по проблеме;

2 дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления наркотиков, возможных стратегиях поведения;

3 проверить уровень усвоения информации.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Этап

Продолжительность

1 Введение

2

2.Первый круг

20

2.1 Представление

 

2.2 Ожидания участников

 

3 Актуализация проблемы

5

4 Мозговой штурм

10

5. Информационный блок

40

6. Выработка практических умений

 

6.1 Упражнение «Шприц»

10

6.2 Упражнение «Сюрприз»

8

7 Последний круг

25

7.1 Подведение итогов

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ


  1. 1. Введение (5 мин.)

Ведущий представляет цель и задачи семинара.

  1. 2. Первый круг Участники представляются, рассказывают о своих ожиданиях от семинара, о своих чувствах сейчас (20 мин.)

  2. 3. Актуализация проблемы

Ведущий просит ответить группу на вопросы:

1 - существует ли проблема наркомании в нашем обществе?;

2 - сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?;

3 - знаете ли вы тех людей, которые погибли от передозировки?

Реакция в группе будет различной. Она почти напрямую отражает ситуацию с потреблением наркотиков.

После этого можно рассказать о развитии ситуации: «Раньше наркотики были где - то далеко - в других странах... Потом мы услышали, что они есть в некоторых городах нашей страны, потом в нашем родном городе, потом в нашем районе, в нашем дворе, в нашем доме, в нашем подъезде, на нашей лестничной площадке».

КОММЕНТАРИЙ: В группе могут находиться подростки уже употреблявшие наркотики. Поэтому тренеру следует давать информацию взвешено, не приводя подростков к чувству безысходности.

Необходимо сделать вывод о том, что эта проблема актуальна лич­но для подростка или людей, которых он знает.



  1. 4. Мозговой штурм на тему:

«Почему люди употребляют наркотики» (20 мин.)

При обсуждении обратите внимание группы на альтернативные способы достижения эффекта без психоактивных веществ. Возможен вариант, когда участники прописывают или рисуют альтернативные способы получения удовольствия и решения проблем.

Фиксируют следующие идеи: от нечего делать, из любопытства, за компанию, чтобы испытать новые ощущения, назло родителям, это модно, чтобы снять боль.

Обобщая, важно сделать вывод: практически во всех случаях человек сам решает, употреблять ему наркотики или нет.



5. Информационный блок

ЧТО ТАКОЕ НАРКОМАНИЯ?



Наркомания — заболевание, обус­ловленное зависи­мостью от наркоти­ческого средства или психотропного вещества.

1     Как проявляется психическая зависимость?

Состояние психической зависимости проявляется в том, что человек с помощью наркотика желает добиться внутреннего равновесия и стремится вновь и вновь испытать действие наркотика. Наркотик, его действие, постепенно замещает собой все обычные для человека положительные эмоции. На этом этапе человек еще сохраняет способность контролировать употребление, он еще может выбирать, в каких ситуациях и в какой момент принять наркотик. При этом желание употребить наркотик сохраняется всегда, но разум может победить в борьбе мотивов.

Частичная возможность контролировать прием наркотика создает у потребителя иллюзию того, что наркотик еще не влияет на его жизнь, он свободен в своих решениях и сможет прекратить употребление в любой момент.

2     Что такое физическая зависимость?

Физическая зависимость — проявляется в том, что организм не может нормально функционировать без наркотика и в его отсутствие развивается синдром отмены (абстинентный синдром.) Он характеризуется физическими и психологическими нарушениями, связанными с тем, что наркотик стал частью обменных процессов организма.

3     Что включает в себя синдром физической зависимости?

Он включает в себя физическое влечение, абсти­нентный синдром, синдром измененной реактивности



1. Физическое (компульсивное) влечение

Выражается в неодолимом стремлении к употреблению наркотиков. Влечение, очень сильное, вытесняет даже жизненные потребности, например, голод, жажду. (В литературе вместо слова «жизненные, чаще употребляется «витальные».) Оно определяет настроение человека, диктует поведение, подавляет контроль за приемом наркотика. В состоянии компульсивного влечения человек перестает взвешивать аргументы «за» и «против», потому что все его стремления, действия, поступки направлены на поиск, прием наркотика и преодоление препятствий к этому.



2. Абстинентный синдром

— это состояние психологических и физических нарушений, которые развиваются после резкого прекращения употребления наркотического вещества. Абстинетный синдром является показателем сформировавшейся физической зависимости от наркотика. Абстиненция развивается из-за того, что организм зависимого человека не может функционировать без наркотика. Приспособившийся к уровню постоянной интоксикации, организм в отсутствии наркотика подает сигнал о том, что нужна очередная доза. Компульсивное влечение к поиску и приему следующей дозы воспринимается как жизненная необходимость. Проявления абстинентного состояния будут разными для каждого вида наркотической зависимости.



З.Синдром измененной реактивности включает:

1     изменение формы потребления (например: человек употреблял снотворные препараты с целью нормализации сна, в последствии он начинает употреблять снотворное для достижения состояния опьянения);

2     изменение толерантности. Толерантность — это физиологическая способность организма переносить воздействие определенных доз наркотика. При переходе к регулярному приему переносимость наркотика возрастает. С развитием болезни привычная доза перестает вызывать желаемый эффект (эйфорию) и потребитель переходит на все большие и большие количества наркотика. Организм потребителя приспосабливается переносить смертельные для здорового человека дозы наркотика. Например, при длительном употреблении опиатов толерантность может превышать изначальную (физиологическую) в 100—200 раз; Я исчезновение защитных реакций при передозировке. Защитные реакции (тошнота, рвота, кожный зуд, обильный пот, икота, слюнотечение, резь в глазах) — это сигналы тревоги организма, которые возникают тогда, когда доза наркотика превысила безопасный предел. При переходе потребителя на регулярное введение наркотика защитные реакции исчезают из-за того, что организм приспособился;

3     изменение формы опьянения проявляется в извращении эффектов наркотика. Например: снотворные вызывают возбуждение, кодеин не подавляет кашель.

ЧТО ТАКОЕ ОПИАТЫ?

Наркотики, обладающие седативным, «затормаживающим» действием. К этой группе относятся природные и синтетические вещества, содержащие морфиноподобные соединения. В большинстве случаев вводятся внутривенно.

Все природные наркотические средства опийной группы получают из мака. Наиболее распространенный в нашей стране опийный наркотик — героин. Наряду с очень сильным и ярко выраженным наркотическим эффектом он обладает крайне высокой токсичностью и способностью быстро (2-3 месяца) формировать физическую зависимость.

Героин курят, нюхают и вводят внутривенно. В незаконном обороте находятся две разновидности героина — белый и коричневый. Первый используется для инъекций, второй — для приема другими способами. Единица измерения массы этого наркотика на рынке — «чек», ОД грамма. Этого количества героина достаточно для приготовления нескольких доз. Наряду с героином распространены еще несколько наркотиков-опиатов:



маковая соломка — измельченные и высушенные части стеблей и коробочек мака (зерна мака наркотически активных веществ не содержат). Соломка используется для приготовления раствора ацетилированного опия;

ацетилированный опий — готовый к употреблению раствор, полученный в результате ряда химических реакций. Имеет темно-коричневый цвет и характерный запах уксуса;

опий-сырец — специально обработанный сок растений мака, используется как сырье для приготовления раствора ацетилированного опия. Вещество, напоминающее пластилин. Цвет — от белого до коричневого. Продается небольшими кусочками-шариками;

метадон — сильный синтетический наркотик опийной группы. Продается в виде белого порошка или готового раствора. В некоторых странах разрешен как средство заместительной терапии при лечении опийной наркомании. В России полностью запрещен.

Каковы общие свойства опиатов?

Опиаты вызывают состояние эйфории, спокойствия, умиротворения. Реакция на первый прием может быть различной — от острого желания повторить прием до отравления и крайне негативных ощущений. Включаясь в обменные процессы, приводят к быстрому (иногда после одного - двух) приемов возникновению сильнейшей психической и физической зависимости.



Каковы признаки опийного опьянения?

Бледность кожных покровов, необычная сонливость в самое разное время, медленная, «растянутая» речь, часто «отстает» от темы и направления разговора, добродушное, покладистое, предупредительное поведение, человек будто находится в задумчивости, стремится к уединению в тишине, в темноте, несмотря на время суток, очень узкий зрачок, не реагирующий на изменения  освещения снижение остроты зрения при плохом освещении, снижение болевой чувствительности.

Действие наркотика продолжается в течение 6—12 часов. Обязательный компонент опийной наркомании — появление физической зависимости. Если употребление опиатов уже вошло в систему (стало периодичным, с определенными интервалами между приемами наркотика), то после прекращения действия наркотика начинает развиваться абстинентный синдром.

Каковы признаки опийного синдрома отмены?

1     Беспокойство, напряженность, раздражительность;

в легкой форме при наличии слабой физической зависимости напоминает ОРЗ, внезапно начинается и также внезапно проходит;

2     резкое и сильное расширение зрачков, покраснение глаз, слезотечение, насморк и чихание;

3     желудочные расстройства;

4     бессонница;

5     И ломота и сильные боли во всем теле (у наркопотребителей «со стажем»).

 

Каковы признаки систематического употребления опиатов?

Резкие и частые смены настроения и активности, вне зависимости от ситуации, нарушение режима сна и бодрствования, неестественно узкие зрачки, необъяснимые частые недомогания, циклическая смена состояний, характеризующих опьянение и абстиненцию.

Каковы последствия употребления опиатов?

Огромный риск заражения ВИЧ и гепатитом из-за использования общих шприцев, растворов, посуды для приготовления наркотика, поражения печени и мозга из-за низкого качества наркотиков: в них остается уксусный ангидрид, который используется для кустарного приготовления раствора, снижение иммунитета и, как следствие, подверженность инфекционным заболеваниям, заболевание вен, разрушение зубов из-за нарушения кальциевого обмена, импотенция, снижение уровня интеллекта, очень велика опасность передозировки.



ЧТО ОТНОСИТСЯ К ГРУППЕ КАННАБИНОИДОВ?

Марихуана и гашиш — препараты конопли — каннабиноиды.

Конопля произрастает в регионах с умеренно теплым климатом. Чем южнее выращено растение, тем больший наркотический эффект вызывает изготовленный из него наркотик.

Марихуана

Высушенная или не высушенная зеленая травянистая часть конопли. Светлые, зеленовато-коричневые размолотые листья и цветущие верхушки конопли. Может быть плотно спрессована в комки. Этот наркотик курят, смешивая с табаком. Чаще всего используют пустые гильзы от «Беломора».

Гашиш


Смесь смолы, пыльцы и измельченных верхушек конопли — темно-коричневая плотная субстанция, похожая на пластилин. Гашиш курят с помощью специальных приспособлений. Действие наркотика наступает через 10—30 минут после курения и может продолжаться несколько часов. Все производные конопли относятся к группе нелегальных наркотиков и в России полностью запрещены.

Каковы признаки употребления препаратов конопли?

Не все получают от употребления препаратов конопли одинаковые ощущения. Наряду с очень приятными, могут возникать и крайне негативные. Это зависит от настроения, общего состояния, индивидуальных особенностей организма. Характерно состояние сильного голода и жажды, покраснение глаз.

Прием небольшой дозы приводит к возникновению приятных ощущений, расслабленности, удовлетворенности. Это состояние может сопровождаться обостренным восприятием цвета, звуков, повышенной чувствительностью к свету из-за сильно расширенных зрачков. В таком состоянии стороннему наблюдателю иногда практически невозможно распознать наркотическое опьянение по поведению; помо­гают сделать это лишь внешние признаки

При приеме большой дозы — заторможенность, вялость, сбивчивая речь у одних может сочетаться с агрессивностью, немотивированными действиями у других. Для гашишного опьянения свойственно состояние безудержной веселости. Расстроена координация движений, нарушается восприятие размеров предметов и их пространственных отношений. Например, опьяневший боком проходит через достаточно широкую дверь и нагибается, находясь в комнате с высоким потолком. Иногда могут возникать галлюцинации, что приводит к возникновению страхов, паники.

В помещении, где курили марихуану, надолго остается характерный запах жженной травы. Сохраняет этот запах и одежда.

Каковы последствия употребления препаратов конопли?

В результате долгого употребления может формироваться психическая зависимость. Скорость формирования зависимости и ее тяжесть могут быть разными у разных людей: влияет возраст, частота употребления, особенности организма.

Состояние абстиненции напоминает похмелье, сопровождается вспыльчивостью, раздражительностью, нарушениями режима сна.

К тяжелым последствиям можно отнести гашишные психозы, развивающиеся в результате длительной интоксикации. По своему течению гашишные психозы напоминают шизофрению, плохо поддаются лечению, имеют склонность к затяжному течению.

ЧТО ТАКОЕ АМФЕТАМИНЫ?

Амфетамины

Наркотики, обладающие психостимулирующим, «возбуждающим» действием. К этой группе относятся синтетические вещества, содержащие соединения амфетамина, получаемые из лекарственных препаратов, содержащих эфедрин (солутан, эфедрина гидрохлорид). В большинстве случаев вводятся внутривенно. В природе эфедрин содержится в растении «эфедра». В нашем регионе амфетамины встречаются чаще всего в следующих формах:

эфедрон —готовый к употреблению раствор, полученный в результате химической реакции. Имеет розоватый либо прозрачный цвет и характерный запах фиалки;

первитин —готовый к употреблению раствор, полученный в результате сложной химической реакции. Маслянистая жидкость, имеющая желтый либо прозрачный цвет и характерный запах яблок;

эфедрин —кристаллы белого цвета, полученные из растения эфедры. Он применяется в лечебных целях, а также используется для приготовления эфедрона и первитина чаще всего путем манипуляций с лекарственными препаратами. Готовые к употреблению кристаллы желтоватого цвета. Их вдыхают или курят.



Каковы общие свойства амфетаминов?

Вызывают состояние эйфории, повышенной возбудимости. Реакция на первый прием может быть различной — от острого желания повторить прием до отравления и крайне негативных ощущений.

 

Каковы признаки употребления амфетаминов?

? Излишняя двигательная активность, болтливость, деятельность носит непродуктивный и однообразный характер, отсутствует чувство голода, нарушается режим сна и бодрствования, появляется сильное сексуальное раскрепощение. Действие наркотика продолжается 2—12 часов (в зависимости от типа вещества). Формируется психическая и физическая зависимость. Продолжительное употребление требует постоянного увеличения дозы наркотика.



Каковы особенности амфетаминовой наркомании?

Амфетаминовая наркомания имеет характер «запойной» или «сессионной» — периоды употребления наркотика сменяются «холодными» периодами, продолжительность которых со временем сокращается.

Состояние абстиненции характеризуется сильнейшими депрессивными и дистрофическими расстройствами. Появляется повышенная сонливость. Обостряются вспыльчивость, злобность, агрессивность. Со временем появляется необоснованная тревожность и подозрительность. Возможны попытки суицида.


  1. 6. Выработка практических умений

6.1 Упражнение «Шприц»

Участники садятся в круг. Им дается задание приду­мать 10 вариантов отказа от принятия наркотика и 10 вариантов предложения его попробовать. Ведущий берет шприц и предлагает его участнику, сидящему справа от него, уговаривая его взять шприц. Участник отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твер­дым. Время, отведенное на работу пары — 3 минуты. После этого шприц переходит к участнику, и уже он уговаривает своего соседа попробовать наркотик.



Обсуждение

Легко ли было подбирать достойные отказы?

Какие из произнесенных вариантов были самыми эффективными отказами? Почему?

Как себя чувствовали участники в роли уговарива­ющего и отказывающего?

Какие еще формы отказа существуют?

 

6.2 Упражнение «Сюрприз»

Цель: выяснить и обсудить мотивы начала потреб­ления наркотиков. Материалы: непрозрачная коробочка, морковка. Ведущие кладут в непрозрачную коробочку или мешочек морковку. Участникам говорят, что то, что там лежит — «нельзя», «плохо», «запрещено», не объясняя причин. Коробочку кладут посередине круга. При этом ведущий говорит о том, что каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке, как хочет.

Обычно больше половины участников выражают свое любопытство и заглядывают внутрь. Всем напоминают, что то, что лежит в коробочке — это «плохо», «нельзя», но, несмотря на это, многие не захоте­ли принять это во внимание.

После этой игры целесообразно привести результаты исследований, которые показали бы реальные причины начала употребления наркотиков.

 

7. Последний круг



Участники семинара по очереди делятся впечатлениями. Ведущий подводит итоги.

 


Смотрите также:
Занятие в 4 классе "Гора жизни"
271.11kb.
1 стр.
Пояснительная записка к программе «Моя будущая профессия» 8 Занятие №1 10 Занятие №2 14 Занятие №3 18 Занятие №4 23
461.71kb.
3 стр.
Справка по итогам классно-обобщающего контроля в 1 классе
153.75kb.
1 стр.
Афон Святой Афон
35.55kb.
1 стр.
Міністерство освіти І науки україни київський національний університет технологій та дизайну кафедра українознавства місто Севастополь в роки Великої Вітчизняної війни
479.84kb.
2 стр.
Занятие практикум в 3-б классе «Дом Дружбы»
66.23kb.
1 стр.
План урока биологии в 7 классе
63.85kb.
1 стр.
Занятие по дисциплине «Управление качеством». Тема занятия: «Применение инструментов контроля качества». Вид занятия: практическое занятие
7.71kb.
1 стр.
Стихи-размышления
43.54kb.
1 стр.
Урок, внеклассное мероприятие, коррекционное занятие и т д. Тема Класс Дата проведения Место проведения Желающие посетить занятие
118.59kb.
1 стр.
Образовательная программа «Прикладная электроника»
856.84kb.
5 стр.
Занятие в 10 классе Изобразительно-выразительные средства языка Учитель русского языка и литературы Орлова Антонида Михайловна
110.11kb.
1 стр.