Главная страница 1
12. Этические требования аудиторской деятельности. Законодательство о независимости аудиторов и аудиторских организаций.
Честность и объективность

 

Аудиторы выполняют многочисленные функции и должны проявлять объективность как при проведении аудиторских проверок, так и при оказании сопутствующих аудиту услуг.



Этические требования объективности возникают в разных ситуациях, и при их разрешении следует учитывать следующее:

- Аудиторы могут оказаться в ситуациях, когда на них может быть оказано давление, способное отрицательно повлиять на их объективность;

-  При установлении правил в ущерб объективности аудитора следует руководствоваться здравым смыслом;

- Следует избегать отношений, которые допускают предвзятость, пристрастность или влияние других лиц в ущерб объективности;

- Аудиторы обязаны требовать соблюдения принципа объективности от персонала, участвующего в предоставлении профессиональных услуг;

- Аудиторы не должны принимать или предлагать подарки или знаки гостеприимства, если можно разумно предположить, что они оказывают существенное и недопустимое влияние на их профессиональное суждение или лиц, с которыми они имеют дело. Понятие чрезмерного подарка или знака гостеприимства имеет разное толкование, и тем не менее аудиторам следует избегать ситуаций, способных скомпрометировать их профессиональную репутацию.


Разрешение этических конфликтов

Периодически аудиторы могут попадать в ситуации, при которых возникает конфликт интересов. Такие ситуации могут быть самого разного характера: от относительно тривиальных до совершения уголовно наказуемых деяний и незаконных действий. Невозможно даже пытаться составить полный перечень случаев, в которых может возникнуть конфликт интересов. Аудитор должен иметь это в виду и предвидеть возможность возникновения причин, приводящих к конфликту интересов. Расхождение мнений аудитора и другого лица само по себе не является этической проблемой. Однако в каждом конкретном случае заинтересованным сторонам следует анализировать все факты и обстоятельства.

 К конфликту обязанностей аудитора с различными внешними или внутренними требованиями может привести целый ряд конкретных факторов.

Может возникнуть опасность давления со стороны непосредственного руководителя, менеджера или члена Совета директоров. Давление может оказываться и в рамках семейных или личных отношений. Безусловно, не следует развивать отношения или интересы, способные отрицательно влиять или ставить под угрозу честность аудитора.

К аудитору могут обратиться с просьбой действовать вразрез с правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
 

Может возникнуть ситуация, в которой аудитору придется принимать решение в отношении того, должен ли он ориентироваться на интересы руководства или соблюдать установленные правила профессионального поведения.

Конфликт может возникнуть в случае опубликования вводящей в заблуждение информации, выгодной работодателю или аудируемой организации, но не соответствующей мнению аудитора.

В процессе применения правил этики поведения у аудитора может возникнуть необходимость выявления неэтичного поведения других лиц или разрешения этических конфликтов. В случае возникновения серьезных этических вопросов аудитору следует руководствоваться политикой разрешения конфликтов, существующей в организации-работодателе. Если это не способствует разрешению конкретного конфликта, то необходимо рассмотреть следующие возможные меры:

 - обсуждение спорного вопроса с непосредственным начальником. Если с ним не удается решить проблему и аудитор принимает решение обратиться к руководителю на следующем, более высоком уровне, то об этом следует уведомить непосредственного начальника. Если создается впечатление о вовлеченности начальника в конфликтную ситуацию, то аудитору следует поднять этот вопрос на следующем, еще более высоком руководящем уровне. Если непосредственный начальник является главным исполнительным лицом (или занимает аналогичную должность), то вопрос на более высоком уровне могут рассматривать исполнительный орган, совет директоров, члены совета директоров, не наделенные исполнительными функциями, или акционеры;

- обращение на конфиденциальной основе к независимому консультанту, аккредитованным при Минфине России профессиональным аудиторским объединениям или в Совет по аудиторской деятельности при Минфине России с целью получения разъяснений в отношении возможных направлений действий;

- если, несмотря на рассмотрение на всех уровнях внутри организации, конфликт не разрешен, то, когда речь идет о существенных вопросах (например, мошенничестве), в качестве крайней меры у аудитора может не остаться никакого иного выбора, кроме отказа от проведения аудита, а при необходимости доведение информации до сведения уполномоченных внешних организаций, таких, как правоохранительные или контролирующие органы.

Любой аудитор, занимающий высокую должность, должен стремиться к внедрению политики разрешения конфликтов в нанявшей его организации.


Профессиональная компетентность

Аудиторы не должны преувеличивать свои знания и опыт.

Профессиональную компетентность можно разделить на два самостоятельных этапа:

Для достижения профессиональной компетентности первоначально необходимо получение высшего общего образования, за которым следуют специальное образование, обучение и экзамены по профилирующим предметам и далее - практическая работа.

Поддержание профессиональной компетентности на должном уровне:

 

1) для поддержания профессиональной компетентности на должном уровне необходимо постоянно следить за событиями, происходящими в аудиторской сфере деятельности, включая национальную и международную информацию по вопросам финансовой отчетности, аудита и иных соответствующих законодательных и нормативных требований;



 2) в процессе предоставления услуг аудитору следует руководствоваться принятыми правилами (стандартами) аудиторской деятельности, типовой программой проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также установленными требованиями к качеству работы;

 3) ежегодно повышать квалификацию в соответствии с программами, принятыми Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации.



Конфиденциальность

Аудиторы обязаны соблюдать конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности аудируемой организации и работодателя, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг. Обязанность соблюдения конфиденциальности остается в силе даже после завершения отношений между аудитором и аудируемой организацией или работодателем.

. Аудитор всегда должен соблюдать требование конфиденциальности, за исключением случаев, когда для раскрытия информации предоставлены специальные полномочия или при наличии юридической или профессиональной обязанности такого раскрытия.

Аудиторы обязаны обеспечивать соблюдение принципа конфиденциальности сотрудниками, работающими под их руководством, и лицами, оказывающими услуги и консультации.

Конфиденциальность не только означает обязанность сохранения информации от раскрытия, но и включает требование к аудитору, получающему информацию в ходе выполнения профессиональных услуг, не использовать эту информацию в личных целях или в интересах третьей стороны.

К основным профессиональным требованиям конфиденциальности относится неразглашение информации следующего характера:

сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами и нормативными актами (служебная тайна);

 сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, аудиторская, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);

 

сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами и нормативными актами (коммерческая тайна);



 сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.  

При решении вопроса о возможности раскрытия конфиденциальной информации необходимо учитывать следующее:

 Наличие разрешения на раскрытие. При наличии разрешения аудируемой организации или работодателя на раскрытие информации следует учитывать интересы всех сторон, включая третьи стороны, чьи интересы тоже могут быть затронуты, и иных лиц, несущих ответственность за конфиденциальные сведения.

Если аудитор принял решение о возможности раскрытия информации, то необходимо учитывать следующее:

  наличие и степень достоверности всех относящихся к делу фактов;

 если имеются неподтвержденные факты и мнения, то при определении характера раскрытия информации (если оно необходимо) следует руководствоваться профессиональным суждением;

характер ожидаемого сообщения и его адресат. В частности, у аудитора должна быть уверенность в том, что стороны, которым направляется сообщение, являются надлежащими адресатами, обязанными действовать на его основании, и будет или нет аудитор нести юридическую ответственность за направление такого сообщения и за его последствия. Во всех таких ситуациях аудитору следует при необходимости обращаться за консультацией к юристу.

 Аудитор, предоставляющий услуги по вопросам налогообложения, обязан предложить трактовки налогового законодательства. Эти услуги предоставляются с профессиональной компетентностью, что полностью гарантирует честность и объективность заключения аудитора.

Аудитор не должен заверять аудируемую организацию в том, что подготовленные им заключения и рекомендации не могут быть оспорены, выраженное им мнение не должно восприниматься как установленный факт.

Аудитору, который осуществляет проверку правильности формирования налогооблагаемой базы, начисления и уплаты налогов, а также готовит или оказывает содействие в подготовке налоговой декларации, следует информировать аудируемую организацию о том, что ответственность за содержание декларации лежит на аудируемой организации. Аудитор должен принять необходимые меры по обеспечению надлежащей подготовки своих заключений и рекомендаций на основе полученной информации.

Аудитор не должен принимать участия в процессе подготовки заключений, в отношении которых могут появиться основания полагать, что они:

  содержат ложное или вводящее в заблуждение утверждение.

Аудитор может подготовить налоговую отчетность, используя расчетные данные, если такое использование является общепринятым или если при данных обстоятельствах не представляется возможным получить точные сведения. Аудитор должен удостовериться в том, что в данных обстоятельствах использование расчетных данных является обоснованным.

 

Когда аудитор обнаруживает существенную ошибку или отсутствие сведений в налоговой декларации за какой-либо предшествующий год (к которой он мог иметь или не иметь отношение) или факт неподачи декларации, он обязан:



 немедленно информировать аудируемую организацию об ошибке или пропуске и рекомендовать довести данную информацию до сведения налоговых органов. Обычно аудитор не обязан информировать налоговые органы, и он не может это сделать без разрешения;

 в случае неисправления ошибки аудируемой организацией аудитор:

1) обязан информировать аудируемую организацию о невозможности продолжать работу с данной декларацией или иной сопутствующей информацией, направленной в государственные органы;

2) решить для себя вопрос о том, будет ли какое-либо дальнейшее сотрудничество с аудируемой организацией соответствовать его профессиональным обязанностям;



Обеспечение публичности

При доведении информации до сведения определенного или неопределенного круга лиц, а также в процессе маркетинга и продвижения своих кандидатур и услуг аудиторы:

должны воздерживаться от применения приемов и методов, которые могут дискредитировать профессию;

не должны преувеличивать присущие им квалификацию, опыт или виды услуг, которые они могут предоставить;

не должны пренебрежительно отзываться о работе других аудиторов.

Независимость

Концептуальный подход к независимости. Под независимостью подразумевается:

  независимость мышления. Такой образ мышления, который позволяет составить суждение, не зависящее от влияния сторонних факторов, могущих скомпрометировать профессионализм такого суждения, и который позволяет лицу действовать добросовестно и объективно на основе знания законодательства;

независимость поведения - избежание фактов или обстоятельств, которые настолько значимы, что разумная и информированная третья сторона, получившая информацию, включая любые меры предосторожности, могла бы поставить под разумное сомнение порядочность, объективность аудитора или аудиторской организации.

Термин "независимость" в каждом случае его применения может иметь различное толкование, поскольку можно предположить, что лицо, высказывающее профессиональное суждение, должно быть свободно от всех экономических, финансовых и иных отношений. Но это невозможно, поскольку каждый член общества поддерживает отношения с другими лицами. Поэтому оценку значимости экономических, финансовых и иных отношений следует проводить с позиций того, что разумная и информированная сторона, располагающая всей надлежащей информацией, обоснованно сочтет неприемлемым.

 

Поскольку разные обстоятельства или их комбинации могут оказывать влияние на заинтересованных лиц, то невозможно перечислить все ситуации, создающие угрозу независимости, и определить все меры, подходящие для исправления ситуации. Помимо этого проверки могут быть самого разного свойства, следовательно, и угрозы могут быть разными, требующими использования соответствующих мер предосторожности. В связи с этим в интересах общественности следует определить концептуальные рамки, обязывающие аудитора и аудиторские организации выявлять, оценивать и решать проблемы, связанные с угрозами независимости, а не только выполнять набор каких-то правил, которые могут быть выбраны произвольно или установлены законом.



Аудиторские заключения предоставляют информацию широкому кругу потенциальных пользователей, поэтому помимо независимости мышления особо важное значение имеет независимость поведения. Следовательно, при работе с аудируемыми организациями аудиторы должны быть не зависимыми от них.

 Если для аудируемой организации готовится отчет о проверке, специально предназначенный для ограниченного круга лиц, то считается, что эти пользователи осведомлены о его целях, предмете и ограничениях в силу своего участия в определении характера и объема задания для организации, выполняющей проверку. Эта осведомленность и связанные с ней более широкие возможности организации при обмене информацией о мерах предосторожности, применяемых всеми пользователями отчета, повышают эффективность этих мер в вопросах защиты независимости поведения.

Если угроза независимости явно несущественна и аудитор или аудиторская организация решают заключить договор на оказание услуг или продолжить его выполнение, то такое решение следует оформить документально. В рабочем документе необходимо охарактеризовать все выявленные угрозы и меры предосторожности, принятые с целью их устранения или снижения до приемлемого уровня.

При оценке существенности угроз независимости и мер предосторожности, необходимых для их сведения до приемлемого уровня, необходимо учитывать интересы общественности. Некоторые организации могут представлять для общественности большой интерес, поскольку в связи с характером и масштабом их деятельности или корпоративным статусом очень широк круг заинтересованных лиц.

"Угроза заступничества" возникает, когда аудитор или аудиторская организация отстаивает позицию или точку зрения аудируемой организации (или когда может сложиться впечатление, что аудиторская организация или аудитор отстаивает такую позицию или точку зрения) в такой степени, что это может отрицательно повлиять на объективность суждения аудитора или аудиторской организации или вызвать сомнения в их объективности. Это происходит, когда проверяющие ставят свое суждение в зависимость от желания аудируемой организации.

"Угроза близкого знакомства" возникает, когда в силу тесных деловых отношений с аудируемой организацией, ее Советом директоров, должностными лицами или работниками аудиторская организация или аудитор начинают с излишней симпатией относиться к интересам аудируемой организации.

 

"Угроза шантажа" наступает, когда появляется возможность путем (фактических или возможных) угроз со стороны Совета директоров, должностных лиц или работников аудируемой организации не дать аудитору исполнять свои обязанности объективно и с необходимым профессиональным скептицизмом.



Меры предосторожности можно подразделить на три категории:

меры предосторожности, предусмотренные профессиональными нормами, законами или нормативными актами;

 меры предосторожности, предусмотренные в структуре управления и процедурах принятия решений аудируемой организации;

меры предосторожности, существующие в структуре управления самой аудиторской организации и заложенные в ее процедурах контроля.

Аудитор и аудиторская организация должны выбрать соответствующие меры предосторожности для исключения или снижения любой значимой угрозы независимости до приемлемого уровня. Также должен быть предусмотрен комплекс мер предосторожности, разработанных профессиональными аудиторскими объединениями.

К мерам предосторожности, предусмотренным профессиональными нормами, законами или нормативными актами, относятся:

требования к образованию, подготовке и опыту лиц, получающих лицензию на оказание профессиональных услуг;

требования к постоянной профессиональной переподготовке;

профессиональные стандарты, контроль качества, дисциплинарные меры;

 проверка систем контроля качества услуг аудиторской организации сторонними специалистами, в том числе контролерами качества аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений;

положения законов, регулирующие требования к независимости аудиторской организации.

К мерам предосторожности, предусмотренным в структуре управления и процедурах принятия решений аудируемой организации, относятся:

при выборе аудиторской организации руководством аудируемой организации принятие решения об утверждении выбранной организации принимается лицами, не входящими в состав руководства аудируемой организации;

наличие у аудируемой организации компетентных работников, способных принимать управленческие решения;

наличие внутренних правил и процедур, делающих упор на приверженности аудируемой организации достоверной финансовой отчетности;

наличие внутренних процедур, обеспечивающих объективность выбора исполнителей услуг, не связанных с проверкой;

 наличие органов, таких, как Комитет по аудиту, либо процедур, разработанных аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями, обеспечивающих контроль качества аудиторских услуг, оказываемых аудиторской организацией.

 Комитет по аудиту может играть важную роль в управлении аудируемой организацией, если он не зависит от руководства аудируемой организации и может помочь Совету директоров убедиться в том, что аудиторская организация не зависима в своих функциях. Между аудиторской организацией и Комитетом по аудиту (или другим органом управления) аудируемой организации должна существовать регулярная связь по вопросам, которые, по мнению аудиторской организации, могут породить впечатление нарушения независимости.

К мерам предосторожности, существующим в структуре самой аудиторской организации и заложенным в ее процедурах, могут относиться следующие:

поддержание у сотрудников руководством аудиторской организации понимания важности независимости и стимулирование аудиторов к действиям в интересах общества;

правила и процедуры, направленные на контроль и мониторинг качества работ, выполняемых в ходе проверки;

политика документирования сохранения независимости, направленная на выявление угроз независимости, оценку их значимости, определение и применение мер предосторожности по их устранению или, если они оказываются значимыми, сведению до приемлемого уровня;

 внутренние правила и процедуры контроля за соблюдением независимости аудиторской организации;

правила и процедуры, позволяющие выявлять заинтересованность или характер отношений между аудитором или аудиторской организацией и аудируемой организацией;

правила и процедуры управления зависимостью доходов аудиторской организации от поступлений, получаемых от отдельной аудируемой организации;

привлечение специалистов, не связанных с проверкой, к оказанию аудируемой организации иных услуг;

правила и процедуры, запрещающие лицам, не принимающим участия в аудиторской проверке, влиять на результаты проверки;

своевременное доведение информации о правилах и процедурах аудиторской организации и о любых изменениях к ним до сведения всех специалистов аудиторской организации и организация их изучения;

назначение одного из руководителей аудиторской организации ответственным за контроль за должным функционированием систем предосторожности;

меры по информированию аудиторов о всех организациях, от которых они не должны зависеть;

 дисциплинарные меры по обеспечению соблюдения установленных аудиторской организацией правил и процедур;

правила и процедуры, дающие возможность персоналу сообщать руководству аудиторской организации о всех своих сомнениях, касающихся объективности и независимости.

 К мерам предосторожности, существующим в структуре самой аудиторской организации и заложенным в ее процедурах, могут также относиться такие, как:

 ротация старшего персонала аудиторов, принимающих участие в аудиторской проверке;

правила и процедуры, запрещающие аудиторам принимать управленческие решения за аудируемую организацию или нести ответственность за их принятие;

привлечение другой аудиторской организации к проведению или повторному осуществлению части проверки;

 выведение из проверки аудиторов, финансовая заинтересованность которых в аудируемой организации или отношения которых с аудируемой организацией могут создать угрозу независимости аудиторской организации.

Когда описанных выше мер предосторожности недостаточно для устранения угрозы независимости или сведения ее до приемлемого уровня или когда аудируемая организация решает не отказываться от деятельности или интересов, создающих такую угрозу, единственным выходом из такой ситуации может быть отказ от заключения договора о проверке.

 В период выполнения проверки аудиторы и аудиторская организация должны быть не зависимы от аудируемой организации. Период выполнения задания начинается с момента начала оказания аудиторской организацией услуг по проверке и заканчивается в момент подписания заключения по результатам проверки. Если предполагается, что в будущем проверки будут повторяться, то период выполнения задания заканчивается по уведомлению любой из сторон о том, что договорные (профессиональные) отношения между сторонами прекращены.

Период выполнения задания включает также весь период, охватываемый бухгалтерской (финансовой) отчетностью, которую проверяет аудиторская организация. Если организация становится клиентом аудиторской организации в течение или после периода, охватываемого бухгалтерской (финансовой) отчетностью, которую проверяет аудиторская организация, то должна быть рассмотрена возможность возникновения угроз независимости, которые могут создаваться:

финансовыми или деловыми отношениями с аудируемой организацией в течение или после периода, охватываемого бухгалтерской (финансовой) отчетностью, но до заключения аудиторской организацией договора по аудиторской проверке;

услугами, ранее оказываемыми аудируемой организации.

Аналогичным образом, если задание не связано с аудиторской проверкой, аудиторская организация должна рассмотреть вопрос о том, не создают ли угрозу независимости финансовые или деловые отношения или прежнее оказание услуг.

Если аудируемой организации в течение или после периода, охватываемого бухгалтерской (финансовой) отчетностью, но до начала оказания услуг по аудиторской проверке оказывались иные услуги, которые нельзя оказывать в течение периода аудиторской проверки, то следует проанализировать вероятность возникновения угрозы независимости ввиду оказания таких услуг. Если угроза значительна, то необходимо предусмотреть и использовать меры предосторожности для ее исключения или сведения до приемлемого уровня. К мерам предосторожности могут относиться:

обсуждение с органами управления аудируемой организации;

получение от аудируемой организации подтверждения принятия ею ответственности за результаты услуг, не относящихся к проверке;

недопущение к аудиторской проверке персонала, оказывавшего или оказывающего не связанные с ней услуги.

 Аудиторы не должны оказывать профессиональные услуги, не входящие в их компетенцию, не получив компетентных консультаций и помощи, позволяющих им удовлетворительно оказать такие услуги. Если аудитор не имеет достаточной квалификации, чтобы оказать какую-либо часть профессиональной услуги, он может привлечь для оказания ему технической консультации специалистов со стороны.

В таких ситуациях, поскольку конечная ответственность за оказание профессиональных услуг остается за аудитором, он обязан контролировать соблюдение требований этических норм привлекаемыми специалистами.

Пользуясь услугами экспертов, не являющихся аудиторами, аудитор должен принимать меры для обеспечения того, чтобы таким экспертам были известны этические требования. Первоочередное внимание следует уделять фундаментальным принципам.

 Аудитор также должен учитывать конкретные требования в отношении независимости или иные риски, присущие заданию. Такие ситуации потребуют особого внимания и руководства/надзора для обеспечения соблюдения этических требований.

Если в какой-то момент аудитор установит, что не соблюдаются те или иные этические нормы, от оказания услуг следует отказаться.

 Аудитор, оказывающий аудируемой организации профессиональные услуги, принимает ответственность за добросовестное и объективное их оказание. Выполнение этого обеспечивается путем применения профессиональных знаний и опыта, которые аудитор накапливает в процессе повышения квалификации и ведения профессиональной деятельности. За оказание услуг аудитору причитается вознаграждение.

 Получаемый аудитором гонорар должен справедливо отражать стоимость профессиональных услуг, выполненных для аудируемой организации, с учетом:

квалификации и опыта, необходимых для оказания конкретного вида профессиональных услуг;

уровня подготовки и опыта лиц, участие которых в оказании профессиональных услуг обязательно;

времени, обоснованно затраченного каждым из лиц, участвующих в оказании профессиональных услуг;

уровня ответственности, возникающего из оказания таких услуг.

 Как правило, гонорар рассчитывается на основе соответствующих почасовых или дневных ставок и количества времени, затраченного каждым из участвующих в оказании услуг лиц на оказание профессиональных услуг. Соответствующие ставки устанавливает сам аудитор, однако они должны быть обоснованными.

Аудитор не должен делать заявлений о том, что определенные профессиональные услуги в настоящее время или в будущем будут оказываться за установленную плату, предполагаемую плату или плату в определенных пределах, если в момент такого заявления существует вероятность того, что такая плата будет существенным образом увеличена, а потенциальному клиенту неизвестно о такой вероятности.

Аудитор, добиваясь спроса на свои услуги, может предлагать цену на них ниже, чем его конкуренты. Однако аудиторы, получающие работу по расценкам существенно ниже предлагаемых другими аудиторами, должны помнить, что существует риск того, что в этом случае многие могут счесть, что их услуги будут существенно более низкого качества.

 При решении вопроса о том, какую цену следует предложить аудируемой организации за исполнение профессиональных услуг, аудитор должен убедиться в том, что в результате предложения цены:

 качество работ не будет снижено, и должное внимание будет уделено соблюдению всех профессиональных правил (стандартов) и процедур контроля за качеством при оказании этих услуг;

 аудируемая организация не будет введена в заблуждение о точном объеме услуг, на которые распространяется предложенная цена, и о том, на какой основе цена будет рассчитываться в будущем.

Целесообразно аудитору, заключая с аудируемой организацией письменный договор, оговорить в нем методику расчета размера оплаты услуг.

 Профессиональные услуги не должны предлагаться или предоставляться аудируемой организации в соответствии с договоренностью, согласно которой гонорар будет уплачен только в случае получения конкретного вывода или результата или гонорар иным образом обусловлен выводами или результатами предоставления таких услуг.

 Гонорар не должен считаться условным, если он установлен судом или иным государственным органом. Гонорар, выплачиваемый в виде процентной доли или на аналогичной основе, за исключением случаев, когда это не противоречит законодательству и является повсеместно признанной практикой для определенных профессиональных услуг, должен считаться условным гонораром.

Аудитор не должен одновременно заниматься какими-либо видами деятельности, создающими или могущими создать угрозу честности, непредвзятости или независимости, а также репутации аудитора, то есть несовместимыми с оказанием профессиональных услуг. В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ.

Параллельное оказание двух или более разных видов профессиональных услуг само по себе не создает угрозы честности, непредвзятости или независимости.

 Одновременное ведение других видов деятельности, не связанных с профессиональными услугами, но не позволяющих аудитору вести профессиональную практику в соответствии с законодательством и нормами деловой этики аудиторов, считается не совместимым с оказанием профессиональных услуг. В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N119-ФЗ.


Аудиторам запрещено держать у себя денежные средства аудируемой организации, если только они не относятся к авансовым платежам на оказание услуг в соответствии с договором.

 Расширение деятельности организации часто приводит к учреждению филиалов или дочерних компаний в местах, где оказывающий организации услуги аудитор не имеет своей практики. В таких обстоятельствах аудируемая организация может обратиться к иному аудитору с просьбой оказать профессиональные услуги.


Аудиторам следует оказывать только те услуги, которые они способны выполнить профессионально. Поэтому и для интересов самих аудиторов, и для интересов их клиентов важно, чтобы аудиторы, когда это требуется, искали профессионального совета у тех, кто способен его предоставить.

При выборе профессиональных консультантов независимо от того, требуются или нет какие-либо специальные знания, окончательное решение всегда остается за клиентом. Следовательно, аудитор не должен пытаться какими-либо средствами ограничивать свободу выбора клиентом возможностей по получению специальных консультаций, а, когда это уместно, должен оказать клиенту необходимую помощь.

 Аудитор должен ограничивать объем своих услуг выполнением конкретного задания, полученного им по рекомендации от аудитора, обслуживающего клиента. Аудитор также обязан предпринять разумные действия по поддержанию отношений аудитора, обслуживающего клиента, с клиентом и не должен выражать какой-либо критики в адрес его профессиональных услуг, не дав последнему возможности представить свои уместные комментарии.

Аудитор, которому клиент поручает оказать услуги, отличающиеся от услуг, оказываемых аудитором, обслуживающим клиента, должен считать такое поручение отдельным заданием на оказание услуг или консультаций. Прежде чем оказывать такие услуги, аудитор должен сообщить клиенту о своей профессиональной обязанности, сообщить о таком задании аудитору, обслуживающему клиента, и немедленно сделать это, лучше всего в письменной форме, сообщив о предложении клиента и об общем характере поручения, а также запросив всю уместную информацию, необходимую для исполнения поручения, если таковая имеется у аудитора, обслуживающего клиента.

 В том случае, если клиент настаивает на несообщении обслуживающему его аудитору о задании, новый аудитор должен сам принять решение об обоснованности такой просьбы клиента. В отсутствие особых обстоятельств одно лишь нежелание клиента сообщать обслуживающему его аудитору о задании не является основанием, оправдывающим такое несообщение.

 При наличии двух или более аудиторов, оказывающих профессиональные услуги соответствующему клиенту, целесообразно уведомлять только одного из таких аудиторов в зависимости от того, какие именно услуги оказываются.

 Собственники организации имеют право выбирать профессиональных консультантов и по собственному желанию менять их на других.

В таком случае важно, чтобы аудитор, к которому поступает просьба заменить другого аудитора, удостоверился в отсутствии профессиональных оснований отклонить такое предложение. Это возможно осуществить только в результате общения с аудитором, которого клиент желает сменить.

 Общение с прежним аудитором позволяет аудитору установить, насколько обстоятельства, в которых предлагается замена, уместны для принятия такого решения. Кроме того, такое общение помогает сохранить деловые отношения, которые должны существовать между всеми аудиторами, к которым клиент может обращаться за профессиональной консультацией и помощью.

 Объем информации о делах клиента, которой аудитор может обмениваться с предложенным в качестве замены аудитором, зависит от того, получено или нет на это разрешение клиента.

 Предложенный в качестве замены аудитор обязан обеспечивать строгую конфиденциальность информации, полученной от аудитора, обслуживавшего клиента ранее.

 Проводимая реклама и предложение услуг должны осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О рекламе".

Реклама и предложение услуг должны быть направлены на объективное информирование организаций и граждан и должны вестись достойно, честно и откровенно. Запрещено предлагать услуги путем принуждения или навязывания.

При представлении информации об объеме выручки от оказания профессиональных услуг аудиторские компании должны раскрывать данные, которые могут быть надлежащим образом подтверждены.

В случае представления информации, определенной в соответствии со стандартами (методиками), отличными от общепринятых, аудитор должен уведомлять получателя информации об имеющихся существенных различиях в методике составления указанной информации.

Аудитор при представлении информации об объеме выручки от оказания профессиональных услуг должен сообщить пользователю указанной информации о том, осуществлялась ли независимая проверка указанной информации, в том числе профессиональными аудиторскими объединениями, аккредитованными при Министерстве финансов Российской Федерации.

Аудитор обязан быть лояльным и по отношению к своему работодателю, и по отношению к своей профессии. Бывают случаи, когда эти обязанности вступают в конфликт друг с другом. Как правило, работник должен отдавать предпочтение законным и этическим целям своей организации и придерживаться правил и процедур, направленных на достижение таких целей. Однако работника нельзя заставлять:

нарушать закон;

 нарушать профессиональные правила и стандарты;

 лгать аудиторам работодателя или вводить их в заблуждение (в т.ч. путем хранения молчания);

подписываться под заявлением, содержащим существенное искажение фактов.

 Различия во взглядах на точность суждения по аудиторским или этическим вопросам, как правило, разрешаются в рамках организации работника сначала путем обращения к непосредственному руководителю работника, а затем, если сохраняются разногласия по существенным этическим вопросам, на более высоких уровнях.

48. Аудит учета финансовых результатов.

При аудите учета финансовых результатов аудитору необходимо проверить: правильность определения организацией предполагаемой прибыли и выручки от реализации продукции (работ, услуг) для исчисления авансовых платежей в бюджет; наличие приказа по учетной политике с указанием порядка признания доходов и расходов; правильность определения и законность отражения фактической прибыли от реализации продукции (работ, услуг) на счетах бухгалтерского учета; законность и обоснованность создания резервов по сомнительным долгам; правильность определения прибыли от реализации основных фондов и иного имущества; правильность отражения данных о бартерных сделках; правильность отражения прибыли, полученной от покупателя в виде финансовой помощи, краткосрочного кредита; правильность отражения в учете выручки от реализации продукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств; правильность отражения в учете выручки от реализации продукции при осуществлении внешнеэкономической деятельности; правильность отражения в учете убытков, полученных от безвозмездной передачи основных средств и прочих активов; правильность отражения в учете финансовых санкций, подлежащих изъятию в бюджет за превышение допустимых выбросов, (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду; правильность отражения в учете результатов от сдачи имущества в аренду; правильность отражения выручки от произведенного капитального ремонта основных фондов, выполненного хозяйственным способом; правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 99 «Прибыли и убытки», 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

При проверке прибыли (убытков) от внереализационных операций необходимо установить: правильность и полноту отражения доходов (убытков) от присужденных или признанных должниками штрафов, пеней, неустоек за нарушение условий хозяйственных договоров, а также от возмещения причиненных убытков; полноту процентов по суммам средств, числящихся на расчетных, текущих, валютных и других счетах организации; правильность и полноту полученных доходов от сумм, находящихся на депозитных счетах; соблюдение условий по договорам займов и полноту получения доходов по всем видам займов; правильность отражения доходов (расходов) от курсовых разниц по операциям с валютой; правомерность списания убытков от стихийных бедствий; правильность списания долгов и дебиторской задолженности; правильность получения и документального оформления доходов от долевого участия в других организациях; правильность и полноту получения дивидендов по акциям и доходов по облигациям и другим ценным бумагам; полноту перечисления и получения доходов от сдачи имущества в аренду; законность списания расходов по содержанию законсервированных мощностей и объектов; правильность отнесения на внереализационные доходы и расходы других операций.

Претерпел изменения порядок записей на счетах учета расчетов по уплате в бюджет налога на прибыль. В течение года суммы авансовых платежей налога на прибыль отражаются по кредиту счета 51 «Расчетные счета» и дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сбо­рам». Суммы фактически причитающихся платежей (согласно расчетам) записывают по кредиту счета 68 в корреспонденции со счетом 99.

Путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов по счету 68 (субсчет «Налог на прибыль») определяется сумма задолженности по платежам в бюджет или переплаты. Погашение долга отражается записью по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 51 «Расчетные счета».

Когда сумма переплаты засчитывается в счет начисленных платежей следующего периода, никакие дополнительные записи не делаются. Если сумма переплаты возвращается организации из бюджета, то в учете производится запись по дебету счета 51 «Расчетные счета» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При аудите торговых организаций следует подвергнуть проверке соблюдение установленных правил торговли розничными товарами. Например, наличие ценника на товарах, так как за отсутствие ценника на товар предприятие может быть оштрафовано. Необходимо также проверить правильность отнесения на финансовые результаты уценки товаров.

При аудите финансовых результатов следует знать, что торговые организации могут, например, уменьшить на остаточную стоимость списанного компьютера налогооблагаемую прибыль. К примеру, оптовая фирма списала устаревший компьютер и купила новый. В таком случае она может уменьшить на остаточную стоимость списанного компьютера налогооблагаемую прибыль.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы;

Расходы в виде сумм недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации включается в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией только по объектам амортизации имущества. По которому амортизация начисляется нелинейным методом — это внереализационные расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль.

В ходе аудита следует обратить внимание на наличие решения о списании компьютера, оформленного приказом руководителя, а так­же акта о ликвидации основного средства. В этом акте должны быть указаны: дата покупки компьютера; дата ввода его в эксплуатацию; первоначальная (восстановительная) стоимость компьютера; сумма начисленной амортизации; информация о проведенных модернизациях компьютера; причина списания; перечень деталей, которые еще можно использовать в качестве запасных частей.

Эти же сведения должны содержаться и в регистре налогового учета операций с амортизируемым имуществом. Такие требования предъявляются в ст. 323 НК РФ. Налогоплательщик определяет прибыль (убыток) от реализации или выбытия амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода).

Учет доходов и расходов по амортизируемому имуществу ведется пообъектно, за исключением начисленной амортизации по объектам амортизируемого имущества при применении нелинейного метода начисления амортизации.

Аналитический учет должен содержать информацию:

о первоначальной стоимости амортизируемого имущества, реализованного (выбывшего) в отчетном (налоговом) периоде;

об изменениях первоначальной стоимости таких основных средств при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации;

о принятых организацией сроках полезного использования основных средств и нематериальных активов;

о сумме начисленной амортизации по амортизируемым основным средствам и нематериальным активам за период с даты начала начисления амортизации до конца месяца, в котором такое имущество реализовано (выбыло), - для объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом;

о сумме начисленной амортизации и суммарном балансе каждой амортизационной группы и каждой амортизационной подгруппы (при применении нелинейного метода начисления амортизации);

об остаточной стоимости объектов амортизируемого имущества;

о цене реализации амортизируемого имущества исходя из условий договора купли-продажи;

о дате приобретения и дате реализации (выбытия) имущества;

о дате передачи имущества в эксплуатацию, о дате исключения из состава амортизируемого имущества, о дате расконсервации имущества, о дате окончания договора безвозмездного пользования, о дате завершения работ по реконструкции, о дате модернизации;

о понесенных налогоплательщиком расходах, связанных с реализацией (выбытием) амортизируемого имущества, расходах по хранению, обслуживанию и транспортировке реализованного (выбывшего) имущества.

На дату совершения операции налогоплательщик определяет прибыль (убыток) от реализации амортизируемого имущества.

В аналитическом учете на дату реализации амортизируемого имущества фиксируется сумма прибыли (убытка) по указанной операции, которая в целях определения налоговой базы учитывается в следующем порядке.

Прибыль, полученная налогоплательщиком, подлежит включению в состав налоговой базы в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества.

Убыток, полученный налогоплательщиком, отражается в аналитическом учете как прочие расходы налогоплательщика.

Аналитический учет должен содержать информацию о наименовании объектов, в отношении которых имеются суммы таких расходов, количестве месяцев, в течение которых такие расходы могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и сумме расходов, приходящейся на каждый месяц. Срок определяется в месяцах и исчисляется в виде разницы между количеством месяцев срока полезного использования этого имущества и количеством месяцев эксплуатации имущества до момента его реализации, включая месяц, в котором имущество было реализовано.

Только после оформления списания компьютера в приведенном порядке фирма может включить его оста­точную стоимость в расходы при расчете налога на прибыль.



56. Задача

Задание 1.

Из предложенных ответов выберите правильные варианты и мотивируйте свой выбор:

    1. В договоре на аудиторскую проверку экономический субъект ставил задачу получить аудиторское заключение о достоверности отчетности за истекший год. Проводя проверку отчетности, аудитор запросил учетные регистры и отчетность за текущий год. Руководство клиента отказало в этом аудитору. Оцените ситуацию:

а) руководство клиента поступило правильно, так как действия аудитора нарушают условия договора на проведение аудита;

б) проверять информацию об операциях, следующих после даты составления баланса, нет никакой необходимости для аудитора, если нарушений в ведении учета и отчетности за истекший год не обнаружено, можно давать положительное аудиторское заключение;

в) аудитор имеет право проверять у экономических объектов документацию о финансово-хозяйственной деятельности в полном объеме, данный отказ можно рассматривать как ограничение масштаба аудиторской проверки;

1.2. Аудиторские стандарты предписывают аудиторам производить оценку системы внутреннего контроля клиента для:

а) получения общих сведений о работе клиента. Не имеющих особого значения для проверки;

б) выбора объекта проверки и методов сбора аудиторских доказательств;

в) определения ответственности управленческого персонала.

Задание 2.

2.1. При аудите операций по расчетному счету в банке, проведенной 4 февраля аудитором Н. С. Орловым, установлено:

а) встречная проверка данных выписок по расчетному счету и кассы показала, что полученные в банке денежные средства полностью оприходованы. По чеку № 378428 деньги в сумме 6500 руб. получены в учреждении банка 25 июня 200_ г., а оприходованы 27 июня 200_ г.;

б) 20 октября 200_ г. С расчетного счета ООО «Универмаг» перечислено по платежному поручению №312 кондитерской фабрике «Весна» в погашение кредиторской задолженности по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 13200 руб. Встречной проверкой установлено, что такой задолженности по кондитерской фабрике «Весна» не значилось;

в) по учетным данным кассы 29 декабря 200_ г. Депонированная заработная плата в сумме 8500 руб. была возвращена на расчетный счет. Встречной проверкой данных выписок с расчетного счета установлено, что сумма 8500 руб. в поступлениях не значится.

На основании приведенных данных необходимо:

Определить характер допущенных нарушений.

Разработать мероприятия по соблюдению законности и целесообразности банковских операций.
Задание1.1
Для оценки финансового положения экономического субъекта существенную роль играет анализ будущих событий. Если, например, в следующем за отчетным периоде экономический субъект начнет выплату больших сумм процентов по долгосрочным кредитам или облигациям, возникнут обязательства по искам, которые в отчетном периоде еще находились “в производстве”. Если аудитор сможет предвидеть серьезные штрафы и пени налоговых органов в ближайшем будущем, то финансовое положение экономического субъекта может предстать не таким блестящим, как это выглядит по результатам отчетного периода, подвергшегося аудиту.

Вывод: верным будет являться ответ в котором аудитор имеет право проверять у экономических объектов документацию о финансово-хозяйственной деятельности в полном объеме, данный отказ можно рассматривать как ограничение масштаба аудиторской проверки.


Задание 1.2

Система внутреннего контроля (в соответствии с МСА 315 "Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации") представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективной результативности хозяйственных операций и эффективного использования ресурсов, а также соответствия деятельности действующим нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей.

Вывод: будет верным ответ б) (выбора объекта проверки и методов сбора аудиторских доказательств).
Задание 2.1

оприходовано

число

получено

число

6500

27.06

6500

25.06

13200

20.10

------------

-----------

----------

----------

8500

29.12

Аудит состояния расчетов с поставщиками


Непосредственную проверку начинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса, Главной книги, регистров синтетического и аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», актов сверки расчетов с данными по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет».
Проверка по счетам расчетов должна осуществляться по следующим

основным направлениям: наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ценностей (работ, услуг); правильность оплаты или получения сумм за полученные или отгруженные материальные ценности; полнота оприходования и списания полученных ценностей.

При проверке следует обратить внимание на следующее:

- имеются ли договора на поставку продукции (выполнение работ,

услуг) и правильность их оформления;

- при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо

установить дату возникновения и причину образования;

- имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности,

принимаются ли меры к ее взысканию.

При этом следует иметь в виду, что к важнейшим основам правопорядка

при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. Обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги).

Установлено также, что предельный срок исполнения обязательств по

расчетам за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги)

равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Суммы, не истребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) как безнадежная дебиторская

задолженность на убытки предприятия-кредитора, за исключением случаев когда в его действиях отсутствует умысел;

- при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не

получены расчетные документы (неотфактурованные поставки),

необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как

оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов

поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как

дебиторская задолженность;

- проводилась ли инвентаризация расчетов. Посмотреть ее результаты,

а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов;

- полнота оприходования материальных ценностей;

- правильность установления цен на материальные ценности,

соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;

- правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и

кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг);

- правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой

давности.

Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым исковая давность истекла, подлежат отнесению на результаты хозяйственной деятельности или на увеличение финансирования (фондов).


Проверяя расчеты, аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях – провести встречные проверки на предприятиях, при необходимости запросить в банках копии документов.

На практике бывают случаи, когда подлинные акцептные поручения –

например, на перечисление денежных средств отделениями связи, на выплату почтовых переводов – уничтожают, а списанные суммы по учету относят на взаимные расчеты с другими предприятиями. Результаты проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками можно отразить в ряде рабочих документов (таблицах, справках).

Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности является одной из важных процедур аудита, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными деньгами представляют возможности для мошенничества, растрат и искажений данных финансовых отчетов.

Необходимо принимать это во внимание и знать типичные методы совершения и скрытия подобных действий.

В сфере текущих обязательств мошеннические и ошибочные действия значительно отличаются от аналогичных действий в отношении текущих активов.

Зачастую служащие подделывают документы, содержащие обязательства, составляют фиктивные обязательства для обеспечения неверных кассовых выплат.

Кроме определения реальной задолженности необходимо определить срок просроченных платежей на счетах дебиторов и сопоставить этот срок с показателями прошлых лет.

Исходя из выше изложенного утверждать, что кассир занимался мошенничеством и присваивал деньги не возможно так как нет доказательств, что документы подделывались, не указанно, что при проверке найдены документы с исправлениями или подтераниями. Возможно, что были произведены расчеты по другим счетам, именно этими деньгами наличными, без фиксирующих документов. Необходима более полная информация по первичным документам, чтобы сделать какие-либо выводы.
В сложившейся ситуации аудитор может предложить руководству предприятия провести глубокую внутреннюю проверку всех документов за интересующий период. Рассмотреть возможность установки подлинности документа, в котором указанно, что определенная сумма за определенный период действительно была возвращена на расчетный счет. Или же как вариант предложить предоставить дополнительные документы для рассмотрения, по которым будет видно, что суммы действительно была возвращена и возможно просто произошла ошибка и по невнимательности просто не сделали, одну определенную запись в определенном документе.
Литература:
1. 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года Одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года.

2. Постановление Правительства РФ №557 «О внесении изменений в Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002г. №696» от 22.07.2008 полностью опубликовано в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2008, №31. Начало действия документа — 12.08.2008.

3. Бернстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности: Теория практики и интерпретация: Пер. с англ. / Научн. ред. И. И. Елисеева.
Гл. ред. серии Я. В. Соколов. – М.: Финансы и статистика 2007.

4. Бондарь Е. Достоверность подтвердит аудит / Бухгалтерское приложение к газете Экономика и жизнь, выпуск 2, 2008.

5. Гражданский кодекс РФ.

6. Журнал "Финансовые и Бухгалтерские консультации" №9-2008.

7. Крикунов А. В. Важный этап российского аудита // Аудиторские ведомости №2, 2007.

8. Крикунов А. В. Система надзора в условиях совершенствования регулирования аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости №5, 2007.

9. Мельник М. В. Ревизия и контроль: Учебное пособие / Под ред. М. В. Мельник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС 2007.

10. Налоговый кодекс РФ.

11. Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 557.
12. Сафронова Е. Российский аудит «меняет лицо»? // Московский бухгалтер №5, 2007.

13. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ.







Смотрите также:
Законодательство о независимости аудиторов и аудиторских организаций
393.47kb.
1 стр.
Правила независимости аудиторских организаций (аудиторов) членов Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России при проведении аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
244.17kb.
1 стр.
О формировании государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов
221.62kb.
1 стр.
Кодекс этики аудиторов россии
466.54kb.
3 стр.
Группа Юридических и Аудиторских Компаний Содействие Бизнес Проектам
46.63kb.
1 стр.
Программы квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, проводимого в упрощенном порядке
424.81kb.
3 стр.
Справка о результатах проверки правильности применения федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом"
56.47kb.
1 стр.
Законодательство Пошлины Услуги Базы данных Журнал
63.93kb.
1 стр.
Закон города москвы об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций
22.88kb.
1 стр.
Законом от 24 декабря 2002 года №176-фз «О федеральном бюджете на 2003 год»
22.87kb.
1 стр.
Обеспечение качества аудиторских услуг (теория, методология, организация)
672.12kb.
4 стр.
Федеральное, региональное законодательство и муниципальные нормативные акты о системе оплаты труда в образовании
603.43kb.
4 стр.