Главная страница 1страница 2страница 3


Принята

на Совете Учреждения

Протокол № 2

от 19.09.2004 г.



Утверждаю

Директор МОУ СОШ №12

«20» сентября 2004 г.

_______ Л. И. Игнатенко


Заверяю


Директор департамента образования администрации

г. Арзамаса

_________С.Н. Шевелев




Комплексно-целевая программа развития

МОУ СОШ № 12

«К завещанной доблести»

Арзамас, 2004 г.



Паспорт

комплексно-целевой программы развития

МОУ СОШ № 12 г. Арзамаса

«К завещанной доблести».


Наименование программы

Комплексно-целевая программа развития МОУ СОШ № 12 «К завещанной доблести».

Основание для разработки

    • Конвенция ООН о правах ребенка,

    • Конституция Российской Федерации,

    • Закон РФ «Об образовании»,

    • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года,

    • Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации,

    • Комплексная областная целевая программа развития образования в Нижегородской области на 2006-2010 годы.

    • Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области» на 2006-2010 годы,

    • Программа «Развитие муниципальной системы образования города Арзамаса»,

    • Городская целевая программа «Патриотическое воспитание гражданиан города Арзамаса на 2006-2010 год».

Заказчики программы

Департамент образования администрации г. Арзамаса.


Основные разработчики

Л.И.Игнатенко - директор школы,

Н.В.Сулина – зам. директора по УВР,

Е.Е.Шаронова – зам. директора по УВР,

Г.А.Мартьянова – зам. директора по УВР,

В.В.Моисеенко – зам. директора по ВР,

А.В.Башкирова – главный бухгалтер.



Научный руководитель

О.В. Акишина – к.и.н., ст. преподаватель кафедры социально- гуманитарных дисциплин Арзамасского политехнического института

Цель программы

Создание условий, направленных на повышение воспитательного потенциала общеобразовательного учреждения.

Задачи программы

  1. Разработать модель воспитательной системы общеобразовательной школы с кадетскими классами.

  2. Сформировать у учащихся чувство ответственности за судьбу Родины, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков на гражданском и военном поприще.

  3. Способствовать физическому развитию учащихся, развивать чувство ответственности за свое здоровье и образ жизни.

  4. Формировать законопослушное поведение.

  5. Повысить профессиональную компетентность педагогических кадров в области воспитания.

  6. Обновить научно-методическое программное обеспечение воспитательного процесса в школе.

  7. Внедрить современные формы и методы воспитательной деятельности.

Сроки и этапы реализации

I этап (2004 - 2006 г.г.) – становление,

II этап (2005 - 2009 г.г.) – развитие,

III этап (2009 - 2010 г.г.) – результативный,

IV этап (2010 – 2011 г.г.) – последействие.



Направления деятельности

1. Общеобразовательная и методическая деятельность.

2. Воспитательная деятельность.

3. Здоровьесберегающее сопровождение.

4. Правовая и финансово-хозяйственная деятельность.



Исполнители

Администрация школы, педагогический коллектив, коллектив учащихся, родители, партнеры.

Ожидаемые результаты

  1. Утверждение модели воспитательной системы общеобразовательной школы с кадетскими классами.

  2. Сформированность у учащихся морально-психологических, нравственных качеств, необходимых для защиты Родины.

  3. Сформированность у учащихся активной гражданской позиции.

  4. Повышение уровня нравственной правовой культуры.

  5. Улучшение показателей физического развития.

  6. Снижение уровня правонарушений.

  7. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров в области воспитания.

  8. Обновление научно-методического и программного обеспечения воспитательного процесса.

  9. Внедрение современных форм и методов воспитательной деятельности.

  10. Вовлечение большего числа родителей в систему самоуправления ОУ и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий.


2. Аналитическое и прогностическое обоснование программы
На рубеже XX-XXI веков в России идеологическая база воспитания существенно изменилась, произошла смена педагогических парадигм, что привело к замене принципов воспитания. Эффективность воспитания в обществе и его социально-приемлемые результаты в виде социального портрета молодого человека, характерологические черты личности которого соответствуют общественным представлениям об идеале, обеспечивается рядом факторов политического, социального, демографического, экономического и иного характера.

Современная педагогическая ситуация в российском образовании характеризуется с одной стороны:

-опорой воспитания на ценности, не подвергаемые сомнению и выдержавшие многовековое испытание на прочность – религия, государственность, патриотизм, коллективизм, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также ценности нового времени – инициативность, социальная мобильность, предприимчивость, толерантность;

-развитием инновационных процессов педагогической практики.

С другой стороны:

-низкой эффективностью и результативностью деятельности институтов воспитания, в том числе и профессиональных;

-кризисом педагогической науки, разочарованием в её возможностях в сочетании с растущим интересом в обществе к психологии, социологии, физиологии и другим экспериментальным наукам о человеке;

-оттоком профессиональных педагогических кадров, призванных обеспечивать воспитательный процесс в образовательном учреждении;

-кризисом семьи и семейного воспитания.

Образование должно опережать запросы общества, конструировать воспитательные системы так, чтобы личность получала запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться в современных рыночных отношениях, но и достаточных для того, чтобы быть готовой активно действовать в меняющихся условиях, направляя их на общую пользу, быть успешным в жизни.

Происходящие в России позитивные процессы связаны с модернизацией образования выводят на первый план необходимость развития в стране социального института воспитания, повышение роли системы образования в достижении качественно новых результатов в духовно-нравственном и гражданском становлении подрастающих поколений.

Изменение ситуации в пользу усиления воспитательной составляющей российского образования сегодня возможно при условии поддержки воспитательной деятельности образовательного учреждения со стороны общества и государства, развитие его материальной базы, выстраивание четкой системы взаимодействия учреждений образования с другими социальными институтами воспитания.

Нормативной правовой основой программы развития «К завещанной доблести» является:


    • Конвенция ООН о правах ребенка,

    • Конституция Российской Федерации,

    • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп. На 21.07.2007 г.),

    • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р),

    • Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (одобрены на заседании Правительства РФ 09.12.2004 г., протокол № 47, разд.1),

    • Комплексная областная целевая программа развития образования в Нижегородской области на 2006-2010 годы (одобрена постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 28.07.2005 г. № 1528-III).

    • Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области» на 2006-2010 годы (одобрена постановлением Правительства Нижегородской области от 28.03.2006 г. № 93),

    • Программа «Развитие муниципальной системы образования города Арзамаса»,

    • Городская целевая программа «Патриотическое воспитание гражданина города Арзамаса на 2006-2010 год».

В перечисленных документах отражены прямые и косвенные положения, определяющие основные подходы по формированию у молодого человека гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, готовности к служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 была открыта в 1987 году, находится в нижней исторической части города. На микроучастке школы располагаются такие историко-культурные объекты, как 10 действующих церквей (многие из которых восстановлены в рамках проекта «Арзамасские купола»), историко-художественный музей, здание магистрата (памятник архитектуры XVII в.), здание биржи (Памятник архитектуры XVIII в.), дом Белянинова (памятник архитектуры XIX в.), дом Голиковых, где жил детский писатель Гайдар. Здание школы было построено в квадрате четырех улиц, названия которых также связаны с историей и культурой нашей страны: улицы Горького, улицы Владимирского, улицы Космонавтов, улицы Пушкина.

Также на микроучастке школы находится большое количество административных учреждений (Арзамасский суд, Управление внутренних дел, Арзамасская прокуратура) и промышленных предприятий (Арзамасский приборостроительный завод, ОКБ «Импульс», и др).

В МОУ СОШ № 12 - 22 класса-комплекта, 556 учащихся. В школе обучаются 12 воспитанников детского дома. Количество семей – 494. Среди них неполных семей 148, малообеспеченных – 186 семей, многодетных – 24, матерей-одиночек – 22.

Школа располагается в частном секторе, в котором, в основном, проживает пожилое население. На соседних улицах находятся три школы: общеобразовательная, лицей и школа с углубленным изучением английского языка. То есть это школы, которые являются для нас серьезными конкурентами. В большинстве своем родители стараются определить своих детей в школы повышенного статуса. В микрорайоне также находятся учреждения дополнительного образования и культуры: станция юных натуралистов, Центральная детская библиотека, ДК «Темп», кинотеатр «Искра».

С 2004 года школу возглавляет заслуженный учитель РФ Игнатенко Л.И., опытный руководитель, энергичный, творческий человек. Именно ей суждено было осуществить интересную идею – создание кадетских классов. Инициатором этой идеи стала директор департамента образования администрации г. Арзамаса в 2001-2007 гг. – Новичихина С.И. Светлана Ивановна, зная особенность нашей школы (обучение детей детского дома), учитывая положительный опыт работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся, предложила педколлективу осуществить задуманное.

1 сентября 2005 года на торжественной линейке впервые мы услышали позывные кадетского марша, и 27 юношей и девушек вступили на сложный и интересный путь кадетского образования. Администрацией и учителями была проведена большая предварительная работа:


  • изучен исторический и современный опыт кадетского образования (в кадетских корпусах Балахны и Перми),

  • создана нормативно-правовая база,

  • разработан учебный план кадетских классов,

  • разработана система дополнительного образования кадетских классов.

Первые кадеты, их красивая форма, необычный режим дня (утреннее и вечернее построение, занятия во второй половине дня строевой, огневой подготовкой, рукопашным боем, хореографией) поначалу вызывали любопытство, интерес не только у учеников и у родителей нашей школы, но и у других горожан, различных СМИ. Ребят стали приглашать на городские мероприятия, на встречи с ветеранами и гостями города, брали у них интервью. Повышенное общественное внимание к кадетам формировало в них такие качества, как ответственность, инициативность, верность слову, товарищество. Постепенно их авторитет среди учеников школы вырос. Этому способствовали успехи ребят в учебе, спорте, их активное участие в общественной жизни школы и города, достойное поведение. Некоторые кадеты становились призерами городских олимпиад и научно-практических конференций. Кадетское движение оказало большое влияние на воспитательный процесс в школе: остальные ученики с большим желанием стали соблюдать официально-деловой стиль в одежде, стали более подтянутыми и дисциплинированными, большее количество ребят стало заниматься спортом, самыми любимыми, ключевыми делами всех школьников стали военно-спортивные состязания и смотры строя и песни.

Организация кадетских классов в школе является одним из звеньев социальной защиты и поддержки детей, обучающихся в школе № 12, и представляет собой систему всесторонней подготовки учащихся к осознанному выбору профессии и самостоятельной жизни, службе на военном и гражданском поприще. Условия обучения активно влияют на приобретение и развитие социального опыта, на рост гражданской зрелости, усвоение воспитанниками общечеловеческих ценностей, их гражданско-патриотическое воспитание, развитие положительного отношения к службе в рядах Российской армии.

Кадетское образование кроме собственно образовательных задач также решает задачи социальной направленности. Более половины кадет выходят из неполных, малообеспеченных семей, семей «группы риска», воспитанников детского дома. По сравнению с 2005 годом в школе сократилось число правонарушений на 50%.

Таким образом, открытие кадетских классов подтолкнуло педколлектив к созданию модели воспитательной системы общеобразовательной школы с кадетскими классами в рамках комплексно –целевой программы развития «К завещанной доблести».

Реализация программы «К завещанной доблести» будет способствовать повышения воспитательного потенциала образовательного учреждения за счет координации деятельности специалистов различного профиля (учителя, воспитатели ГПД, классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, тренеры, сотрудники других учреждения и ведомств), обновления форм и методов воспитательной деятельности, модернизации материально-технической базы, повышения профессионального мастерства педагогов.

3. Основная идея инновационного развития общеобразовательного учреждения.

«События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма» [государственная программа “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы», М., 2005 г.]

В сложившейся ситуации проблема воспитания патриотизма приобретает особую значимость для российского общества, переживающего период выхода из системного кризиса, охватившего самые разнообразные сферы его жизнедеятельности.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения, его готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Патриотическое воспитание способно сохранить духовное, идеологическое, культурное поле российской ментальности, самобытность народных традиций и обычаев, обеспечивающих неповторимость российской цивилизации.

Русскую педагогическую науки на разных этапах её многовековой истории отличал патриотический пафос. В период Древнерусского государства имена защитников земли Русской И. Муромца, Д. Никитича, А. Поповича воспевались в былинах, а образ «матери-земли», любовь к Родине, готовность к защите Отечества являлись главной идеей пословиц и поговорок.

В средние века, в период татаро-монгольского ига и феодальной раздробленности Руси, на подвигах доблестных князей Александра Невского и Дмитрия Донского воспитывали подрастающее поколение, будущих защитников Отечества.

В Смутное время огромное значение для поднятия патриотического духа народа и сплочения его для изгнания чужеземцев из страны имело послание истинного пастыря Гермогена, который свято верил в высшую силу воздействия слова на умы и сердца людей.

В XVIII веке к проблеме человека, его обязанностей как гражданина и патриота обращались многие русские просветители: М.В. Ломоносов, Н.Н. Новиков, А.Н. Радищев. Так, М.В. Ломоносов считал, что воспитание человека – патриота, человека- гражданина, честного труженика должно стать главной целью педагогического процесса; он сблизил понятия «гражданин» и «патриот», дав им одинаковые характеристики: высокие нравственные качества, любовь к наукам, знания, бескорыстное служение на благо Отчества. Людей, не имеющих родства с землей, потерявших «чувствование» Отечества, великий ученый называл «нищими» (Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений: в 10 томах. М.; Л: Издательство А.Н.СССР, т.6, с.24-25).

Национальное направление в русской педагогике в серединеXIX . отстаивал К.Д. Ушинский. В основу разработанной им системы воспитания был положен принцип народности, под которым он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное географическими, природными условиями, историческим развитием («О народности в общественном воспитании»). В статье «О нравственном элементе в русском воспитании» Ушинский отметил одну из основных черт народности – патриотизм, который проявлялся в народе в тяжелые для России моменты и помогал ему выстоять в героической борьбе с татаро-монгольскими захватчиками, в Отечественной войне 1812 года, Крымской кампании. Педагог призывал учить воспитанников ощущать себя русскими и гордиться своей нацией, любить Россию и быть счастливым от сознания, что она «твоя Родина» («О необходимости сделать русские школы русскими»). Важнейшими составляющими понятие «Отечество», по мнению Ушинского, являются родной язык, окружающая природа, деятельный труд, православная религия, художественная литература, русская история.

Идеи К.Д. Ушинского близки нам еще и потому, что этот педагог стал главным идеологом кадетского образования в дореволюционной России, традиции которого суждено продолжать педагогическому коллективу нашей школы.

Слово «кадет» - французское и переводится как «младший», но и французами это слово заимствовано из латинского языка «capitellum» и означает «маленький капитан», «Маленький глава», таким образом, точный смысл, вложенный французами в слово «cadet» - «маленький будущий возглавитель».

Так получилось, что главным оплотом воспитания истинных патриотов дореволюционной России стали кадетские корпуса, история которых насчитывает более 200 лет.

Известно, что первые военные учебные заведения были созданы во время правления Петра I (1699 – артиллерийская школа, 1701 – военно-морская), в период знамени той Северной войны.

Но при ближайших преемниках императора-преобразователя военное дело пришло в упадок, и возродилось оно в правлении Анны Иоанновны, 29 июля 1731 года по указу императрицы были открыты первые кадетские корпуса, началась новая эпоха воспитания русской военной молодежи, для служения Богу, Царю и Отечеству. За долгую историю своего существования кадетское образования претерпевало много преобразований, были времена расцвета (при Павле I) и падений (при Александре II, когда кадетские корпуса были преобразованы в военные училища). Истинный расцвет кадетского образования пришелся на правление Александра III и продолжился при Николае II, который назначил Главным начальником кадетских корпусов Великого Князя Константина Константиновича. Именно этот человек привнес в кадетские корпуса педагогические принципы системы К.Д. Ушинского.

Игру, труд, школьную и семейную жизнь ребенка Ушинский называет «деятелями» его нравственного развития. Плодотворность их работы, направленной на формирование разумной, гуманной, чувствующей личности, определяется тем, как учитываются и используются два фактора: свободная инициативная деятельность воспитанника и среда, в которой он растет.

Очевидно, что самое сильное воспитательное воздействие на ребенка оказывает та его деятельность, которая доставляет ему удовольствие, которую он любит. И первая её характеристика – свобода. «Стремление к деятельности и стремление к свободе так тесно связаны, что одно без другого существовать не может. Деятельность должна быть «моя», увлекать «меня», выходить из души «моей», следовательно, должна быть свободна. Свобода же затем только мне и нужна, чтобы делать «мое» дело. Отнимите у человека свободу и вы отнимите у него истинную душевную деятельность» ( К.Д. Ушинский «Формирование воли и характера человека», «О воспитании чувств».

Также нам близко рассуждение К.Д. Ушинского о преодолении ребенком собственных желаний и нежеланий, во время которого укрепляется его воля, то есть «власть души над телом», и эта власть формируется только в опыте, в деятельности. Вот почему праздность детей бывает причиною множества безнравственных поступков. Если в каком-нибудь заведении дети страдают от скуки, то надобно непременно ожидать, что там появятся и воришки, и лгуны, и испорченные сластолюбцы, и злые шалуны».

Таким образом, идеи К.Д. Ушинского о том, что ребенку для его нормального нравственного развития необходимо предложить любимую, свободную инициативную деятельность и создать благоприятную воспитывающую среду стали педагогическим кредо нашего педагогического коллектива.

На наш взгляд, такой любимой деятельностью (исходя из опыта воспитания нашего ОУ) являются военно-спортивная и художественная.

Что же касается среды, то с открытием кадетских классов в ОУ, она стала особенной: особенный распорядок дня, красивая форма кадет, здоровый дух соперничества, дружба, взаимовыручка формирует атмосферу истинного кадетского братства, и это оказывает влияние на общий дух нашей школы.

Проблемам нравственного воспитания большое внимание уделял В.А. Сухомлинский, в своих работах понятие «Отечество» он увязывал с понятиями «долг», «верность», «красота», «народ», «родное слово», «семья»; в целом Отчество понималось великим педагогом как несоизмеримая ценность: сыновняя верность, преданность той земле, где ты родился и осмыслил сам себя, тому народу, который вскормил и взрастил тебя… в тебе, как солнечный огонь в капле воды, отражается его многовековая история»

Возрождение кадетского образования в современной России началось в 90-е годы прошлого века, идея эта принадлежала потомкам послереволюционной белой эмиграции, в том числе Ермакову В.М., кадету 1-го Русского Великого Князя Константина Константиновича. Но эта идея в конце 80-х годов XX века ожила и в отечественной русской молодежной среде – во множестве разбросанных по всей стране военно-патриотических клубах и кружках.

Первые кадетские корпуса были открыты в 1990-е годы, 7 апреля 1997 года опубликовано распоряжение № 118-рп Президента РФ «О создании общеобразовательных учреждений, кадетских школ (школ-интернатов)» 15 ноября 1997 года опубликовано Постановление № 1427 Правительства РФ «Об утверждении типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)».

Основными направления воспитания были в дореволюционных и являются в современных кадетских учреждениях духовно-нравственное и военно-патриотическое. Эти направления являются приоритетными на протяжении нескольких лет и в нашем ОУ.

Таким образом, программы развития мы создаем:



  • Опираясь на лучшие традиции патриотического воспитания в России, в том числе кадетского образования;

  • Основываясь на педагогических взглядах К.Д. Ушинского;

  • Руководствуясь требованиями государства к современному образованию, изложенными в «Концепции модернизации Российского образования до 2010 года», в которой ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

следующая страница >>

Смотрите также:
Об образовании в россии
323.18kb.
1 стр.
Закон Республики Казахстан «Об образовании»
1076.62kb.
7 стр.
Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»
219.2kb.
1 стр.
Закон РФ «Об образовании»
409.9kb.
3 стр.
Лекция семинар примечание 1 Предмет и значение логики. Этапы развития логики
146.98kb.
1 стр.
Исследовательская работа «Роль полевого практикума в экологическом образовании школьников»
172.43kb.
1 стр.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
204.5kb.
1 стр.
Закон республики казахстан об образовании от 27 июля 2007 года №319-iii глава Общие положения
990.17kb.
4 стр.
Закон республики казахстан об образовании
1562.97kb.
10 стр.
Директор гаоу спо мензелинский
420.08kb.
1 стр.
Законом «Об образовании»
268.19kb.
1 стр.
Роль пакетов прикладных программ в образовании студентов технического вуза
34.75kb.
1 стр.