Главная | страница 1страница 2страница 3страница 4 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ от 27 июля 2007 года № 319-III
В оригинале оглавление отсутствует Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области образования, определяет основные принципы государственной политики в этой области и направлен на обеспечение конституционного права граждан Республики Казахстан, а также иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан, на образование.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) адъюнктура — форма подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в военных учебных заведениях; 2) академия — учебное заведение, которое реализует профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования по одной-двум группам специальностей, осуществляет научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, повышение квалификации и переподготовку кадров; 3) именная стипендия — учреждаемая физическими или юридическими лицами стипендия для поощрения наиболее способных обучающихся, успешно осваивающих соответствующие образовательные программы, занимающихся научно-исследовательской работой, принимающих активное участие в общественной, культурной и спортивной жизни учебного заведения; 4) бакалавр — академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования; 5) предпрофильная подготовка — целенаправленная педагогическая поддержка выбора обучающимся основного среднего образования индивидуальной образовательной траектории; 6) профильное обучение — процесс дифференциации и индивидуализации обучения, организации образовательного процесса с учетом интересов, склонностей и способностей обучающихся; 7) международная стипендия «Болашак» — стипендия, учреждаемая Президентом Республики Казахстан для обучения граждан Республики Казахстан в зарубежных высших учебных заведениях по очной форме обучения и прохождения научными работниками государственных научных организаций и высших учебных заведений научной стажировки в ведущих высших учебных заведениях, научных центрах и лабораториях мира; 8) промежуточная аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения; 9) итоговая аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования; 10) образовательный грант — целевая сумма денег, предоставляемая обучающемуся на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан, для оплаты профессионального образования; 11) образовательная деятельность — процесс целенаправленного, педагогически обоснованного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности; 12) образовательный мониторинг — систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, сети организаций образования; 13) уполномоченный орган в области образования — центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области образования; 14) национальная система оценки качества образования — совокупность институциональных структур, процедур, форм и способов установления соответствия качества образования государственным общеобязательным стандартам образования, потребностям личности, общества и государства; 15) нострификация документов об образовании — процедура, проводимая с целью определения эквивалентности документов, выданных лицам, получившим образование в других государствах, в международных или иностранных учебных заведениях (их филиалах); 16) аккредитация организаций образования — процедура признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным требованиям и стандартам с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов их усовершенствования; 17) государственная аттестация организаций образования — процедура, проводимая с целью контроля соответствия образовательных услуг, предоставляемых организациями образования, требованиям государственного общеобязательного стандарта; 18) гимназия — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и по гуманитарным профилям общего среднего образования в соответствии со склонностями и способностями обучающихся; 19) докторантура — форма подготовки научных и педагогических кадров высшей квалификации в высших учебных заведениях и научных организациях; 20) доцент, профессор: академические звания, присваиваемые соответствующим высшим учебным заведением; ученые звания, присваиваемые уполномоченным органом в области образования по ходатайству высшего учебного заведения или научной организации; 21) общеобразовательная школа — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, а также учебные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников; 22) инновационно-образовательный консорциум — добровольное равноправное объединение на основе договора о совместной деятельности, в котором высшие учебные заведения, научные организации и другие юридические лица, занятые в сфере производства, объединяют интеллектуальные, финансовые и иные ресурсы для подготовки высококвалифицированных специалистов на базе фундаментальных, прикладных научных исследований и технологических инноваций; 23) инновационный университет — научно-образовательный комплекс, способный реализовывать полный цикл инновационной деятельности, проведение фундаментальных и поисковых исследований, прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок и внедрение в производство результатов научных исследований; 24) интегрированные образовательные учебные программы — образовательные учебные программы, разработанные с учетом непрерывности и преемственности уровней и содержания образования; 25) институт — учебное заведение, которое реализует профессиональные учебные программы высшего образования по одной-двум группам специальностей, осуществляет научную и педагогическую деятельность, повышение квалификации и переподготовку кадров; 26) институциональная аккредитация — оценка деятельности организации образования по качественному представлению образовательных программ в соответствии с заявленным статусом; 27) интернатура — форма одно- или двухгодичной подготовки обучающихся медицинских высших учебных заведений в рамках базового медицинского образования; 28) интернатные организации — организации образования, обеспечивающие государственные гарантии прав на образование определенных категорий лиц с предоставлением места проживания; 29) профессиональная ориентация — предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями; 30) оценка профессиональной подготовки — определение степени соответствия уровня профессиональной подготовленности обучающихся организаций образования, реализующих профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования, требованиям, установленным государственными общеобязательными стандартами образования; 31) профессиональный лицей — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы общего среднего образования и профессиональные учебные программы технического и профессионального образования по подготовке квалифицированных кадров технического и обслуживающего труда; 32) профессиональное обучение — часть системы профессионального образования, включающая в себя профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов технического, обслуживающего и управленческого труда; 33) комплексное тестирование — форма экзамена, проводимого одновременно по нескольким учебным дисциплинам с применением информационных технологий; 34) клиническая база — клиника высшего учебного заведения или организации здравоохранения, функционирующая на базе местных организаций здравоохранения, имеющая высокий уровень материально-технической базы, осуществляющая на основе современных методов организационно-методической, учебной, лечебно-диагностической и научно-исследовательской работы подготовку и переподготовку врачей, научных кадров и оказывающая все виды медицинской помощи; 35) колледж — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы общего среднего образования и профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования; 36) кредитная технология обучения — обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя; 37) квота приема — предельное количество объема государственного образовательного заказа, в том числе образовательных грантов, выделяемых для приема в организации образования, дающие техническое и профессиональное, послесреднее и высшее образование, граждан из числа инвалидов I, II групп, лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны и к инвалидам войны, инвалидов с детства, детей-инвалидов, аульной (сельской) молодежи и лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Республики Казахстан, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 38) дистанционные образовательные технологии — обучение, осуществляемое с применением информационных и телекоммуникационных средств при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредствованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника; 39) дополнительное образование — процесс воспитания и обучения, осуществляемый с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся; 40) лицей — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы основного среднего образования и по естественно-научным, физико-математическим профилям общего среднего образования в соответствии со склонностями и способностями учащихся; 41) магистр — академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим профессиональные учебные программы послевузовского образования; 42) специализированная аккредитация — оценка качества отдельных образовательных программ, реализуемых организацией образования; 43) промежуточный государственный контроль — один из видов независимого от организаций образования контроля за качеством обучения; 44) государственная именная стипендия — стипендия, учреждаемая Президентом Республики Казахстан и (или) Правительством Республики Казахстан; 45) государственный образовательный заказ — финансируемый государством объем услуг по дошкольному воспитанию и обучению, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке квалифицированных работников и специалистов для обеспечения потребностей экономики, воспроизводства квалифицированной рабочей силы и интеллектуального потенциала общества, а также по учебно-методическому обеспечению системы образования; 46) учебная программа — программа, определяющая по каждой учебной дисциплине содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих освоению; 47) учебный план — документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин (предметов) соответствующего уровня образования, порядок их изучения и формы контроля; 48) учебно-клинический центр — структурное подразделение медицинского высшего учебного заведения, оснащенное современной аппаратурой, фантомами и муляжами и предназначенное для освоения и контроля практических (клинических) навыков обучающихся и (или) медицинских работников; 49) среднее образование — гарантированное Конституцией Республики Казахстан образование, получаемое гражданами в результате освоения общеобразовательных учебных программ начального, основного среднего и общего среднего образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования; 50) аттестация педагогических работников — процедура, проводимая с целью определения соответствия уровня квалификации педагогического работника квалификационным требованиям; 51) резидентура — форма получения послевузовского углубленного медицинского образования по клиническим специальностям; 52) духовные (религиозные) организации образования — учебные заведения, реализующие профессиональные учебные программы подготовки священнослужителей; 53) стипендия — сумма денег, предоставляемая обучающемуся для частичного покрытия расходов на питание, проживание и приобретение учебной литературы; 54) университет — учебное заведение, которое реализует профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования по трем и более группам специальностей (медицинский университет — по двум и более), осуществляет научную и педагогическую деятельность, повышение квалификации и переподготовку кадров и является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности; 55) училище — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы основного среднего, общего среднего образования и профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования в области культуры и искусства; 56) единое национальное тестирование — одна из форм итоговой аттестации обучающихся в организациях общего среднего образования, совмещенной со вступительными экзаменами в организации образования, дающей послесреднее или высшее образование; 57) доктор философии (PhD), доктор по профилю — высшие академические степени, присуждаемые лицам, освоившим профессиональные учебные программы докторантуры по соответствующим специальностям; 58) малокомплектная школа — общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий; 59) экстернат — одна из форм обучения, при которой обучающийся без регулярного посещения занятий самостоятельно изучает учебные дисциплины соответствующей образовательной программы; 60) экспериментальная площадка — организация образования, реализующая образовательные учебные программы в режиме эксперимента для апробации новых педагогических технологий и образовательных учебных программ; 61) элитарное образование — образование, получаемое по специализированным образовательным учебным программам, реализуемым в специализированных организациях образования для одаренных лиц.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области образования 1. Законодательство Республики Казахстан в области образования основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Принципы государственной политики в области образования 1. Основными принципами государственной политики в области образования являются: 1) равенство прав всех на получение качественного образования; 2) приоритетность развития системы образования; 3) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица; 4) светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; 5) уважение прав и свобод человека; 6) стимулирование образованности личности и развитие одаренности; 7) непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней; 8) единство обучения и воспитания; 9) демократический характер управления образованием, прозрачность деятельности системы образования; 10) разнообразие организаций образования по формам собственности, формам обучения и воспитания, направлениям образования. 2. Запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) в организациях образования.
Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области образования Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает и реализует государственную политику по развитию образования; 2) разрабатывает и представляет на утверждение Президенту Республики Казахстан государственные программы развития образования и стратегические планы развития системы образования, осуществляет меры по их реализации; 3) формирует систему постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах; 4) обеспечивает участие социальных партнеров в решении проблем профессионального образования и утверждает государственный образовательный заказ на подготовку специалистов с высшим и послевузовским образованием, а также с техническим и профессиональным, послесредним образованием в организациях образования, финансируемых из республиканского бюджета (за исключением подготовки специалистов в организациях образования Комитета национальной безопасности Республики Казахстан); 5) утверждает правила присуждения образовательного гранта; 6) определяет порядок разработки, утверждения и сроки действия государственных общеобязательных стандартов образования; 7) утверждает Правила государственной аттестации организаций образования и Правила аккредитации организаций образования; 8) утверждает квалификационные требования и Правила лицензирования образовательной деятельности; 9) определяет виды и формы документов об образовании государственного образца и порядок их выдачи; 10) утверждает гарантированный государственный норматив сети организаций образования в зависимости от плотности населения и отдаленности населенных пунктов; 11) определяет типовые штаты работников государственных организаций образования, а также перечень должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц; 12) вносит представление Президенту Республики Казахстан о присвоении особого статуса отдельным организациям образования, вносящим выдающийся вклад в воспитание, обучение и профессиональное становление личности, и утверждает Положение об инновационном университете; 13) создает, реорганизует и ликвидирует по представлению органа государственного управления государственные организации образования, финансируемые за счет бюджетных средств; 14) устанавливает порядок осуществления образовательного мониторинга; 15) утверждает Правила отбора претендентов для присуждения международной стипендии «Болашак»; 16) учреждает государственные именные стипендии; 17) утверждает Положение о знаке «Алтын белгi»; 18) утверждает правила присвоения званий «Лучший преподаватель вуза» и «Лучший педагог»; 19) утверждает типовые правила деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей; 20) утверждает Правила деятельности специализированных организаций образования для одаренных детей; 21) утверждает Правила расходования средств, выделяемых на оказание финансовой и материальной помощи социально незащищенным обучающимся и обучающимся из числа малообеспеченных семей; 22) утверждает Правила проведения государственных конкурсов на присуждение грантов государственным учреждениям образования с высокими показателями работы и порядок их использования; 23) вносит представление Президенту Республики Казахстан об утверждении перечня высших учебных заведений, первые руководители которых назначаются Президентом Республики Казахстан, и положения о порядке их назначения, прохождения аттестации и освобождения от должности.
Статья 5. Компетенция уполномоченного органа в области образования Уполномоченный орган в области образования выполняет следующие функции: 1) обеспечивает соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области образования; 2) реализует единую государственную политику в области образования, осуществляет межотраслевую координацию, разрабатывает и реализует целевые и международные программы в области образования и науки; 3) обеспечивает объективной информацией общество и государство о состоянии системы образования и эффективности ее деятельности путем подготовки и опубликования ежегодного доклада о состоянии развития образования; 4) осуществляет образовательный мониторинг и информационное обеспечение системы управления образованием, утверждает правила организации и функционирования единой информационной системы образования; 5) осуществляет управление качеством образования, методическое и методологическое обеспечение качества предоставляемых организациями образования образовательных услуг; 6) организует разработку и утверждает государственные общеобязательные стандарты образования (кроме медицинского и фармацевтического образования) соответствующих уровней образования, утверждает типовые образовательные учебные программы и типовые учебные планы всех уровней образования; 7) утверждает порядок и критерии конкурсного отбора и проводит конкурс университетов, внедряющих инновационные образовательные программы; 8) выдает лицензии и (или) приложения на право осуществления образовательной деятельности: юридическим лицам, реализующим профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования; юридическим лицам, реализующим образовательные учебные программы и финансируемым за счет средств республиканского бюджета; юридическим лицам, реализующим духовные образовательные учебные программы (духовные учебные заведения); международным и иностранным юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории Республики Казахстан и реализующим образовательные учебные программы; 9) проводит государственную аттестацию организаций образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, реализующих профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования (за исключением медицинского и фармацевтического образования), а также организаций образования, финансируемых из республиканского бюджета; 10) организует проведение аккредитации организаций образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования; 11) утверждает типовые правила приема на обучение в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования; 12) разрабатывает и утверждает технологию проведения единого национального тестирования, а также комплексного тестирования; 13) определяет во взаимодействии с заинтересованными министерствами, иными центральными исполнительными органами, работодателями и другими социальными партнерами перечни профессий и специальностей для подготовки кадров по уровням профессиональных учебных программ и утверждает классификаторы профессий и специальностей; 14) определяет время начала и завершения учебного года в организациях образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности; 15) устанавливает перечень профессий и специальностей, получение которых в заочной, вечерней формах и в форме экстерната не допускается, и выдает разрешение на обучение в форме экстерната в организациях образования, дающих высшее образование; 16) утверждает правила перевода и восстановления обучающихся по типам организаций образования; 17) утверждает порядок предоставления академических отпусков обучающимся в организациях образования; 18) утверждает правила проведения промежуточного государственного контроля и предельное количество обучающихся в организации образования, не прошедших промежуточный государственной контроль, превышение которого ведет к внеочередной государственной аттестации; 19) утверждает типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; 20) разрабатывает и утверждает порядок подтверждения уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации по профессиям (специальностям) технического и обслуживающего труда; 21) устанавливает порядок признания и нострификации документов об образовании; 22) организует заказ бланков документов государственного образца об образовании и (или) квалификации и обеспечение ими организаций образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования, подведомственных организаций образования и осуществляет контроль за их использованием; 23) разрабатывает и утверждает формы документов строгой отчетности, используемых организациями образования в образовательной деятельности, определяет требования к оформлению документов об образовании; утверждает форму справки, выдаваемой лицам, не завершившим образование; 24) утверждает формы типового договора оказания образовательных услуг и типового договора на проведение профессиональной практики; 25) осуществляет руководство и координирует проведение учебно-методической работы, утверждает правила организации и осуществления учебно-методической работы, правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения и дистанционным образовательным технологиям; 26) обеспечивает учебниками и учебно-методическими комплексами республиканские организации среднего образования, а также соотечественников, обучающихся в зарубежных школах в соответствии с международными соглашениями; 27) утверждает правила организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий и организует эту работу; разрешает к использованию учебники, пособия и другую литературу для организаций образования, в том числе на электронных носителях; 28) организует проведение внешкольных мероприятий республиканского значения; 29) утверждает правила организации и организует проведение республиканских олимпиад и научных соревнований по общеобразовательным предметам, республиканских конкурсов исполнителей и профессионального мастерства; 30) осуществляет в установленном порядке финансирование подведомственных организаций за счет бюджетных средств; 31) утверждает уставы подведомственных учреждений образования; 32) осуществляет государственный контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов в области образования, государственных общеобязательных стандартов образования в организациях образования независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, а также бюджетной и финансовой дисциплины в подведомственных организациях в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 33) назначает на должности и освобождает от должностей первых руководителей подведомственных организаций образования, за исключением руководителей отдельных государственных высших учебных заведений, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Республики Казахстан. Дает согласие на назначение заместителей руководителя и главного бухгалтера подведомственной организации образования; 34) разрабатывает и утверждает типовые квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц; 35) утверждает правила конкурсного замещения руководителей государственных организаций среднего образования в организационно-правовой форме государственного учреждения; 36) утверждает правила конкурсного замещения должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников высших учебных заведений; 37) утверждает правила аттестации педагогических работников; 38) организует переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров; 39) разрабатывает и утверждает отраслевую систему поощрения; 40) проводит переговоры с иностранными партнерами и подписывает в пределах своей компетенции международные договоры (соглашения) и программы в области образования, а также научной деятельности; устанавливает правила организации международного сотрудничества, осуществляемого организациями образования, и координирует эту работу; 41) устанавливает порядок направления для обучения за рубежом; 42) утверждает нормативные правовые акты по организации и проведению государственной аттестации организаций образования и аккредитации; 43) размещает государственный образовательный заказ на подготовку специалистов с послевузовским образованием, а также с техническим и профессиональным, послесредним образованием в организациях образования, финансируемых из республиканского бюджета; 44) выдает обязательные для исполнения письменные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан в области образования в установленные в предписании сроки.
Статья 6. Компетенция местных представительных и исполнительных органов в области образования 1. Местные представительные органы: 1) утверждают программы развития образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, представленные местными исполнительными органами, заслушивают отчеты об их исполнении; 2) принимают решение о льготном проезде обучающихся на общественном транспорте. 2. Местный исполнительный орган области: 1) разрабатывает и вносит на утверждение маслихата программы развития образования; 2) обеспечивает предоставление технического и профессионального, послесреднего образования; 3) обеспечивает обучение детей по специальным общеобразовательным учебным программам; 4) обеспечивает обучение одаренных детей в специализированных организациях образования; 5) организует заказ и обеспечение организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы основного среднего, общего среднего образования и профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования, бланками документов государственного образца об образовании и осуществляет контроль за их использованием; 6) создает, реорганизует и ликвидирует в установленном законодательством Республики Казахстан порядке государственные организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования, специализированные и специальные общеобразовательные учебные программы, а также детские юношеские спортивные школы; 7) организует лицензирование образовательной деятельности, а также проведение государственной аттестации юридических лиц, реализующих профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования, а также специализированные и специальные общеобразовательные учебные программы и учебные программы дополнительного образования по спорту для детей и юношества; 8) утверждает государственный образовательный заказ на подготовку специалистов с техническим и профессиональным, послесредним образованием; 9) организует участие обучающихся в едином национальном тестировании; 10) осуществляет материально-техническое обеспечение государственных организаций образования, реализующих профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования, а также специальные и специализированные общеобразовательные учебные программы (за исключением организаций образования в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы); 11) направляет средства на оказание финансовой и материальной помощи социально незащищенным обучающимся и обучающимся из числа малообеспеченных семей в размере не менее одного процента от бюджетных средств, выделяемых на текущее содержание общеобразовательных школ; 12) обеспечивает приобретение и доставку учебников и учебно-методических комплексов для организаций образования, реализующих профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования, а также специальные и специализированные общеобразовательные учебные программы; 13) обеспечивает проведение школьных олимпиад областного масштаба; 14) обеспечивает дополнительное образование детей по спорту; 15) организует переподготовку кадров и повышение квалификации работников государственных организаций образования, финансируемых за счет бюджетных средств; 16) обеспечивает обследование психического здоровья детей и подростков и оказание психолого-медико-педагогической консультативной помощи населению; 17) обеспечивает реабилитацию и социальную адаптацию детей и подростков с проблемами в развитии; 18) осуществляет в установленном порядке государственное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, их обязательное трудоустройство и обеспечение жильем; 19) организует бесплатное и льготное питание отдельных категорий обучающихся в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан; 20) содействует трудоустройству лиц, окончивших на основе государственного образовательного заказа организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования; 21) вносит предложения в маслихат о льготном проезде обучающихся на общественном транспорте; 22) назначает первого руководителя областного департамента образования по согласованию с уполномоченным органом в области образования. 3. Местный исполнительный орган города республиканского значения и столицы: 1) разрабатывает и вносит на утверждение маслихата программы развития образования; 2) организует учет детей дошкольного и школьного возраста, их обучение до получения ими обязательного среднего образования; 3) организует и обеспечивает обязательное общее среднее образование, включая вечернюю (сменную) форму обучения, и общее среднее образование, предоставляемое через организации интернатного типа; 4) обеспечивает получение технического и профессионального, послесреднего образования; 5) создает, реорганизует и ликвидирует в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, государственные организации образования, реализующие образовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования детей, а также государственные организации образования, реализующие специальные и специализированные общеобразовательные учебные программы; 6) организует лицензирование образовательной деятельности, а также проведение государственной аттестации юридических лиц, реализующих образовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования детей, а также организаций образования, реализующих специальные и специализированные общеобразовательные учебные программы; 7) утверждает государственный образовательный заказ на дошкольное воспитание и обучение, подготовку специалистов с техническим и профессиональным, послесредним образованием; 8) организует участие обучающихся в едином национальном тестировании; 9) организует приобретение и доставку учебников и учебно-методических комплексов для государственных организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, профессиональные учебные программы технического и профессионального образования, а также специализированные и специальные общеобразовательные учебные программы; 10) обеспечивает дополнительное образование для детей; 11) направляет средства на оказание финансовой и материальной помощи социально незащищенным обучающимся и обучающимся из числа малообеспеченных семей в размере не менее одного процента от бюджетных средств, выделяемых на текущее содержание общеобразовательных школ; 12) осуществляет материально-техническое обеспечение государственных организаций образования (за исключением организаций образования в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы) и организаций дошкольного воспитания и обучения; 13) обеспечивает обучение по специальным общеобразовательным учебным программам; 14) обеспечивает обучение одаренных детей в специализированных организациях образования; 15) обеспечивает проведение школьных олимпиад масштаба города республиканского значения, столицы; 16) обеспечивает обследование психического здоровья детей и подростков и оказание психолого-медико-педагогической консультативной помощи населению; 17) обеспечивает реабилитацию и социальную адаптацию детей и подростков с проблемами в развитии; 18) обеспечивает переподготовку кадров и повышение квалификации работников государственных учреждений, финансируемых за счет бюджетных средств; 19) осуществляет в установленном порядке государственное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, их обязательное трудоустройство и обеспечение жильем; 20) организует в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, медицинское обслуживание обучающихся и воспитанников организаций образования, за исключением дошкольных; 21) организует в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, бесплатное и льготное питание отдельных категорий обучающихся и воспитанников; 22) содействует трудоустройству лиц, окончивших на основе государственного образовательного заказа организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования; 23) вносит предложения в маслихат о льготном проезде обучающихся на общественном транспорте; 24) оказывает организациям дошкольного воспитания и обучения необходимую методическую и консультативную помощь; 25) назначает первых руководителей департаментов образования по согласованию с уполномоченным органом в области образования. 4. Местный исполнительный орган района (города областного значения): 1) реализует программы развития образования; 2) обеспечивает предоставление начального, основного среднего и общего среднего образования, включая вечернюю (сменную) форму обучения, и общего среднего образования, предоставляемого через организации интернатного типа; 3) организует участие обучающихся в едином национальном тестировании; 4) организует учет детей дошкольного и школьного возраста, их обучение до получения ими обязательного среднего образования; 5) создает, реорганизует и ликвидирует в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, государственные организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, за исключением государственных организаций образования, реализующих специальные и специализированные общеобразовательные учебные программы, а также общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения и дополнительные образовательные программы для детей; 6) организует лицензирование образовательной деятельности, а также проведение государственной аттестации юридических лиц, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования (за исключением организаций образования, реализующих специальные и специализированные общеобразовательные учебные программы), а также программы дополнительного образования для детей (за исключением программ дополнительного образования по спорту для детей и юношества); 7) поддерживает и оказывает содействие в материально-техническом обеспечении государственных организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования (за исключением организаций образования в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы); 8) организует приобретение и доставку учебников и учебно-методических комплексов организациям образования, реализующим общеобразовательные учебные программы предшкольной подготовки, начального, основного среднего и общего среднего образования; 9) обеспечивает дополнительное образование для детей; 10) организует проведение школьных олимпиад районного (городского) масштаба; 11) направляет средства на оказание финансовой и материальной помощи социально незащищенным обучающимся и обучающимся из числа малообеспеченных семей в размере не менее одного процента от бюджетных средств, выделяемых на текущее содержание общеобразовательных школ; 12) осуществляет в установленном порядке государственное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, их обязательное трудоустройство и обеспечение жильем; 13) организует в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, медицинское обслуживание обучающихся и воспитанников организаций образования, за исключением дошкольных; 14) организует в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, бесплатное и льготное питание отдельных категорий обучающихся и воспитанников; 15) содействует трудоустройству лиц, окончивших обучение в организациях образования; 16) содействует обеспечению жилищно-бытовых условий молодых специалистов, прибывших на работу в организации образования, находящиеся в сельской местности; 17) вносит предложения в маслихат о льготном проезде обучающихся на общественном транспорте; 18) оказывает организациям дошкольного воспитания и обучения и семьям необходимую методическую и консультативную помощь; 19) назначает первых руководителей районных (городских) отделов образования по согласованию с уполномоченным органом в области образования. 5. Аким района в городе, города областного, районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа: 1) организует учет детей дошкольного и школьного возраста; 2) обеспечивает дошкольное воспитание и обучение, в том числе организует в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, медицинское обслуживание в организациях дошкольного воспитания и обучения. Аким поселка, аула (села), аульного (сельского) округа в случае отсутствия школы в населенном пункте организует бесплатный подвоз обучающихся до ближайшей школы и обратно.
Статья 7. Информационное обеспечение органов управления системой образования 1. В целях своевременного обеспечения органов управления системой образования полной, достоверной, сопоставимой информацией в Республике Казахстан создается и действует единая информационная система образования, обеспечивающая возможности эффективного управления образованием. 2. Единая информационная система образования включает в себя данные образовательного мониторинга, в том числе ведомственных статистических наблюдений, и иные данные, полученные уполномоченным органом в области образования, местными исполнительными органами, организациями образования в процессе осуществления своей деятельности.
Статья 8. Государственные гарантии в области образования 1. Право на образование обеспечивается государством путем развития системы образования, совершенствования правовой основы ее функционирования и создания необходимых социально-экономических условий для получения образования в соответствии с Конституцией Республики Казахстан. Государственный контроль за качеством образования обеспечивается путем создания и обеспечения функционирования национальной системы оценки качества образования. 2. Государство обеспечивает получение гражданами Республики Казахстан бесплатного предшкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования, а также на конкурсной основе в соответствии с государственным образовательным заказом бесплатного технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, если образование каждого из этих уровней гражданин получает впервые.
Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, имеют равные с гражданами Республики Казахстан права на получение предшкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования в порядке, установленном уполномоченным органом в области образования. Лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан, предоставляется право на получение на конкурсной основе в соответствии с государственным образовательным заказом бесплатного технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, если образование каждого из этих уровней они получают впервые. Право на получение иностранцами на конкурсной основе в соответствии с государственным образовательным заказом бесплатного технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования определяется международными договорами Республики Казахстан. 3. В целях обеспечения доступности получения технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования создаются условия для развития негосударственного образовательного кредитования. Государство принимает меры по созданию системы гарантирования образовательных кредитов, выдаваемых банками второго уровня, и рефинансирования банков второго уровня путем приобретения прав требований по образовательным кредитам. 4. Государство полностью или частично компенсирует расходы на содержание граждан Республики Казахстан, нуждающихся в социальной помощи, в период получения ими образования. К категории граждан Республики Казахстан, которым оказывается социальная помощь, относятся: 1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; 2) дети с ограниченными возможностями в развитии, инвалиды и инвалиды с детства, дети-инвалиды; 3) дети из многодетных семей; 4) иные категории граждан, определяемые законами Республики Казахстан. Размеры, источники и порядок предоставления социальной помощи определяются Правительством Республики Казахстан. 5. Для граждан, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации начального, основного среднего, общего среднего образования, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в лечебных организациях. 6. Государство обеспечивает гражданам с ограниченными возможностями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации. 7. Государство гарантирует функционирование малокомплектных школ и интернатных организаций для обеспечения права на получение начального, основного среднего, общего среднего образования детьми, проживающими в населенных пунктах с малой численностью жителей. 8. Государство создает необходимые условия одаренным гражданам Республики Казахстан для получения элитарного образования, в том числе за рубежом.
Статья 9. Язык обучения и воспитания 1. Языковая политика в организациях образования осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о языках. 2. Все организации образования, независимо от форм собственности, должны обеспечить знание обучающимися казахского языка как государственного, а также изучение русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования. 3. Право на получение образования на родном языке обеспечивается созданием при наличии возможности соответствующих организаций образования, классов, групп, а также условий их функционирования. 4. Государственный и русский языки являются обязательными предметами, включаемыми в программу единого национального тестирования.
следующая страница >> Смотрите также: Закон республики казахстан об образовании от 27 июля 2007 года №319-iii глава Общие положения
990.17kb.
4 стр.
Закон кыргызской республики об образовании (В редакции Законов кр от 28 декабря 2006 года n 225, 31 июля 2007 года n 111, 31 июля 2007 года n 115) Глава I. Общие положения Глава II. Система образования
504.21kb.
3 стр.
Закон Республики Казахстан о национальной безопасности Республики Казахстан Глава Общие положения (статьи 1 6)
472.56kb.
2 стр.
Закон республики казахстан от 25 декабря 2008 года №112-iv зрк о конкуренции Раздел Основные положения Глава Общие положения (статьи 1 7)
794.14kb.
3 стр.
Принят Государственной Думой 9 июля 2010 года Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года Глава Общие положения статья Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон
811.7kb.
4 стр.
В редакции Закона кр от 28 декабря 2006 года n 224 Глава I. Общие положения Глава II. Комплексная интегрированная система здравоохранения Кыргызской Республики Глава III. Организация предоставления комплексной интегрированной
739.76kb.
4 стр.
Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 года n 2155 Глава общие положения
639.23kb.
4 стр.
Закон Республики Казахстан о науке Глава Общие положения (статьи 1 2)
408.18kb.
1 стр.
Принят Государственной Думой 9 июля 2010 года Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года Глава Общие положения статья
843.65kb.
6 стр.
Закон республики казахстан об образовании
1562.97kb.
10 стр.
Закон республики беларусь 30 декабря 2010 г. №225-з о внешней трудовой миграции Принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года Одобрен Советом Республики 10 декабря 2010 года глава 1 общие положения
365.84kb.
1 стр.
«Метрологическое обеспечение здравоохранения и медицины» с 11 по 15 июля 2011 г 60.32kb.
1 стр.
|