Главная страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Юнита 1

1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
1.1. Предмет, структура и актуальные задачи возрастной психологии
Возрастная психология изучает возрастную динамику развития психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека. Возрастная психология, будучи фундаментальной теоретической дисциплиной, дает представление об уровне психического и личностного развития человека, соотнося его со статистическими возрастными нормами развития; анализирует влияние разнообразных факторов на развитие психики и личности; прогнозирует ход психического развития человека в онтогенезе на разных жизненных этапах; выстраивает систему методов по профилактике нарушений развития, коррекции развития или оптимизации процессов развития. Роль человеческого фактора значительна во многих областях человеческой жизнедеятельности, в этой связи возрастная психология вносит серьезный вклад в понимание психологической сущности развития человека как индивида, личности, профессионала.

Объект возрастной психологии – возрастные изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека.



Предмет возрастной психологии – законы, закономерности, тенденции изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека в течение его жизни. Центральная научная категория возрастной психологии – психическое развитие.

Что же такое развитие? Чем оно характеризуется?

Развитие – качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, процессов, структур.

Вообще, изменения, происходящие в развитии, могут быть:

– количественными / качественными,

– непрерывными / дискретными (скачкообразными)

– универсальными / индивидуальными,

– обратимыми / необратимыми,

– целенаправленными / ненаправленными,

– изолированными / интегрированными,

– прогрессивными (эволюционными) / регрессивными (инволюционными).

Однако развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями.

Х. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, появление новых сторон, новых элементов в самом развитии, перестройка связей между сторонами объекта. В качестве примера психического развития ребенка можно привести возникновение произвольной памяти в дошкольном возрасте. Эта форма памяти формируется на основе последовательного освоения ребенком средств культуры (устной и письменной речи, изобразительного искусства, драматизации и т.д.) и переходом этих средств из области взаимодействия и общения с окружающими в индивидуальный опыт ребенка. Произвольная память по сравнению с непроизвольной является осознаваемой, опосредованной, целенаправленной.

Понятие “развитие”, характеризуемое качественными изменениями, существенно отличается от понятий “рост”, “созревание” и “совершенствование”, зачастую встречающихся в повседневном мышлении и научных текстах.

Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п. Следовательно, рост есть лишь внешний показатель развития, ничего не говорящий о его сути, рост – количественная характеристика развития. Рост в психическом развитии человека выражается в количественных изменениях, когда знания, умения, память, содержание чувств, интересы и т.п. рассматриваются всего лишь с точки зрения увеличения их объема. Однако количественные изменения в развитии человека игнорировать нельзя, т.к. при этом можно утратить возможность установить, чем вызваны качественные изменения – новообразования психического развития.

Под созреванием понимаются морфологические изменения, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата. Созревание – это, по сути, биологическое развитие, протекающее в виде запрограммированного, т.е. наследственно данного процесса. К процессам созревания относят такие физические изменения, как созревание мозга, нервной и мышечной систем, эндокринных желез и т.д.

Совершенствование – это изменения, характеризующиеся направленностью на заданную идеальную цель. Это понятие часто используется в педагогике для определения некоей идеальной формы развития. Однако в таком случае необходимо дополнительно уточнить критерии “совершенства”.

Развитие психики человека обладает всеми свойствами развития как категории философии, а именно – необратимым характером изменений, их направленностью (т.е. способностью к накапливанию изменений) и закономерным характером. Следовательно, развитие психики – это закономерное изменение психических процессов вовремени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Чтобы полнее понять психическое развитие человека, необходимо рассмотреть протяженность дистанции, на которой оно совершается. В зависимости от этого можно различить, по меньшей мере, четыре ряда изменений: филогенез, онтогенез, антропогенез и микрогенез.

Филогенез – развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биологическую эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.

Онтогенез – индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни. Пренатальная фаза (развитие эмбриона и плода) занимает особое положение в силу зависимости жизненных функций от материнского организма.

Антропогенез – развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурном, часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем.

Микрогенез – актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая “возрастной” период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, а также развернутые последовательности действий (например, поведение испытуемого при решении творческих задач). Для возрастного психолога важно выяснить механизм преобразования микрогенеза в онтогенез, т.е. понять, каковы психологические условия появления тех или иных психологических новообразований у людей одного и того же возраста, профессии, социальной принадлежности и т.д.

Рассмотрев онтогенез, филогенез, антропогенез и микрогенез как основные линии (ряды) развития человека, рассмотрим далее типы развития. Можно выделить по крайней мере два типа развития. Преформированный тип развития – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые организм пройдет, так и тот конечный результат, которого он достигнет. Пример – эмбриональное развитие. Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, каждая новая стадия оказывает влияние на предшествующие), это не меняет типа развития. В истории психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эбрионального. Это концепция С. Холла, в которой психическое развитие рассматривалось как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.

Непреформированный тип развития – развитие, непредопределенное заранее. Это наиболее распространенный тип развития на нашей планете. К нему относятся развитие Галактики, Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества, а также процесс психического развития человека. Различая преформированный и непреформированный тип развития, Л.С. Выготский относил психическое развитие ребенка ко второму типу развития.

Возникнув в конце ХIХ в. как детская психология, возрастная психология в настоящее время является самостоятельной отраслью психологической науки, имеющей следующие разделы: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология (психология старости).

Надо иметь ввиду, что понятие возрастной психологии в принципе более узкое, чем понятие психологии развития, поскольку развитие здесь рассматривается в пределах конкретных возрастных этапов онтогенеза человека. Психология развития изучает разнообразные процессы становления психики и личности человека как на уровне филогенеза, онтогенеза, так и микрогенеза. Поэтому, строго говоря, возрастная психология может быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы.

Исследовать психическое развитие человека – значит, решить задачи описания, объяснения, прогноза и коррекции этого развития.



Описание развития предполагает представление многочисленных фактов, явлений, процессов психического развития во всей полноте (с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний). К сожалению, очень многое в возрастной психологии находится именно на уровне описания.

Объяснить развитие – значит, выявить причины, факторы и условия, повлекшие за собой наступившие изменения в поведении и переживании. В основе объяснения лежит схема причинно-следственной связи, которая может быть: 1) строго однозначной (что встречается чрезвычайно редко); 2) вероятностной (статистической, с разной степенью отклонения); 3) вообще отсутствовать; 4) одинарной (что встречается крайне редко); 5) множественной (что обычно и имеет место при изучении развития).

Если объяснение отвечает на вопрос “почему это произошло?”, раскрывая причины для уже имеющегося следствия и определяя факторы, его вызвавшие, то прогноз отвечает на вопрос “к чему это приведет?”, указывая на те следствия, которые вытекают из данной причины. Таким образом, если в объяснении развития мысль исследователя движется от следствия к причине, то в прогнозе развития мы идем от причины к следствию. Это значит, что при объяснении наступивших изменений исследование начинается с их описания и продолжается переходом к описанию возможных причин и их связи с наступившими изменениями. При прогнозе же исследование начинается также с описания наступивших изменений, но они рассматриваются уже не как следствие, а как причина возможных изменений, описание которых и нужно составить. Прогноз развития всегда носит гипотетический характер, так как основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами. Если эта связь установлена, то факт ее существования позволяет считать, что совокупность выявленных причин с необходимостью повлечет за собой следствие. В этом, собственно, и заключается смысл прогноза.

Если описание развития есть создание его образа в сознании исследователя, объяснение – установление связей следствия с возможными причинами, а прогноз развития – предсказание его, исходя из уже установленных причинно-следственных связей, то коррекция развития – это управление следствием через изменение возможных причин.

Следовательно, задачи возрастной психологии направлены на раскрытие психологического содержания последовательных этапов онтогенеза и учет влияния на это развитие культурно-исторических, этнических, социально-экономических, а также различных биологических факторов. К числу важнейших практических задач относится создание современной методической базы для управления процессами продуктивного обучения и воспитания, для организации системы эффективной психологической помощи на протяжении всего жизненного пути человека.

Междисциплинарные связи возрастной психологии обширны: с одной стороны, это различные направления современной психологии, с другой – науки, изучающие человека. Возрастная психология постоянно расширяет свое предметное содержание за счет привлечения научного знания, полученного в естественных науках и социальных дисциплинах, при этом сама оказывает на их развитие существенное влияние. Так, детская психиатрия помогает понять специфические механизмы нарушений психического развития ребенка, а специалисты по возрастной психологи участвуют в организации психологической помощи и поддержки больных и членов их семей. Науки психологического цикла наиболее тесно связаны с возрастной психологией. Общая психология позволяет лучше понять особенности функционирования и развития памяти, мышления, чувств и т.д. на разных возрастных этапах. Педагогическая психология реализует рекомендации и выводы возрастной психологии в стратегиях обучения и воспитания.
1.2. Методы исследований в возрастной психологии
Практически все общепсихологические методы теоретический и практических исследований вошли в методический арсенал возрастной психологии.

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. При правильной организации этот метод дает объективную картину поведения человека, т.к. наблюдаемый не знает, что исследователь фиксирует факты его жизнедеятельности, и ведет себя естественно. Наблюдая за поведением дошкольника в игровых ситуациях, школьника – на учебных занятиях, взрослого – при осуществлении профессиональной деятельности и т.д., психолог получает данные о человеке как целостной личности во взаимосвязи с его высказываниями, поступками, действиями.

Следовательно, наблюдение позволяет системно анализировать психологию развивающегося человека, что является достоинством этого метода. Факты, полученные методом наблюдения, очень ценны. В. Штерн в результате наблюдений за развитием своих дочерей подготовил два тома исследований о развитии речи. В 1925 г. в Ленинграде под руководством Н.М. Щелованова была создана клиника нормального развития детей. Там наблюдали за ребенком 24 часа в сутки, и именно там были открыты все основные факты, характеризующие первый год жизни ребенка. Общеизвестно, что концепция развития сенсомоторного интеллекта была построена Ж. Пиаже на основе наблюдений за тремя своими детьми. Длительное (на протяжении трех лет) изучение подростков одного класса позволило Д.Б. Эльконину и Т.В. Драгуновой дать психологическую характеристику подросткового возраста.

Ограниченность использования метода наблюдения связана с несколькими причинами. Во-первых, слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических и психологических процессов затрудняет понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного. Во-вторых, наблюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить, мог бы испытуемый выполнить то или иное действие лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал. Ведь при наблюдении психолог не должен вносить коррективы в изучаемое явление. В-третьих, при наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений. В-четвертых, наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления. В детской психологии процесс наблюдения осложняется еще и тем, что любая регистрирующая аппаратура влияет на естественность поведения ребенка, поэтому анализ и обобщение данных затруднены (именно поэтому отдельным вопросом встает необходимость разработки и использования скрытой аппаратуры, подобной знаменитому “зеркалу Гезелла”). Здесь отчетливее всего обнаруживается серьезный недостаток метода: трудно преодолимая субъективность. Так как в психологии подвергается изучению и само наблюдение, было установлено, что оно в большой степени зависит от личности наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей, установок и отношения к наблюдаемому, а также от его наблюдательности и внимательности. Чтобы сделать результаты наблюдения более достоверными и устойчивыми, приходится использовать не одного, а нескольких исследователей для наблюдения за одним и тем же явлением, что снижает экономичность метода. Наконец, в-пятых, наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно вестись систематично, с повторяемостью и большой выборкой испытуемых.

Лонгитюдные наблюдения позволяют проводить наблюдения за испытуемыми длительное время. Лонгитюдное (лонгитюдиальное) исследование – изучение развития одного и того же испытуемого длительное время. Например, в истории психологии известны такие длительные лонгитюдные исследования, как наблюдения А. Гезелла за 165 детьми в течение 12 лет. Подобную ценность имеют и дневниковые записи родителей, фиксирующие ежедневное развитие ребенка, и исторические мемуары, позволяющие глубже понять психологические особенности людей разных возрастов и поколений.

Разновидностью наблюдения является самонаблюдение как словесный отчет о том, что видит, чувствует, переживает, делает человек. Метод самонаблюдения применим к испытуемым с развитой способностью анализировать свой внутренний мир, понимать свои переживания, оценивать свои действия.

Другим вариантом наблюдения является психологический анализ продуктов деятельности, успешно применяемый на всех возрастных этапах. В этом случае изучается не сам процесс деятельности, а ее результат (детские рисунки, стихи и дневники подростков, конструкции и художественные произведения взрослых и т.д.). Часто психологи пользуются методом обобщения независимых характеристик, полученных при наблюдении личности в различных видах деятельности.

Уже более 100 лет в психологии используются экспериментальные методы, предполагающие активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт.

От наблюдения эксперимент отличается следующими особенностями:

– в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, а наблюдатель не может активно вмешиваться в наблюдаемые ситуации;

– экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

– в эксперименте возможно поочередное исключение отдельных условий (переменных), чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

– эксперимент позволяет варьировать и количественное соотношение условий, а также допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

В возрастной психологии широко применяются такие виды эксперимента, как констатирующий и формирующий. В констатирующем эксперименте выявляются определенные психологические особенности и уровни развития соответствующего психического качества или свойства.

Однако одним из ведущих методов в возрастной психологии является формирующий эксперимент. Формирующий эксперимент предполагает целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки определенных качеств, умений. Другими словами, это развивающий метод в условиях специально организованного педагогического процесса. Для иллюстрации данного утверждения приведем два примера формирующих экспериментов, осуществленных по разным методическим процедурам.

Пример 1. В.Я. Ляудис и И.П. Негурэ разработали специальную программу обучения учащихся вторых классов начальной школы письменной речи. В начале формирующего эксперимента, рассчитанного на 35 часов, дети сочиняли собственные тексты, а затем работали над их оформлением. По мнению авторов, развитие письменной речи происходит в процессе формирования умения свободно использовать родной язык при решении творческих задач. Мотивация второклассников обеспечивалась тем, что они сочиняли сказки для младших детей. Учитель сообщал, что воспитанники ближайшего детского сада попросили их сочинить сказки, так как все книжки, которые были в их библиотеке, уже прочитаны, и детям нечего читать. Для обучения сочинению текстов были использованы различные приемы, заимствованные у Дж. Родари, а также разработанные самими авторами.

После обучения детей по экспериментальной программе было проведено сопоставление их умения пользоваться письменной речью с умением детей других классов (констатирующий эксперимент), где обучение письменной речи шло по обычным школьным программам. По всем проверяемым характеристикам дети экспериментальных классов показали более высокий уровень овладения эти умением.

Пример 2. Одним из важных показателей психологической готовности ребенка к обучению в школе является уровень его умственного развития. В частности, к моменту поступления ребенка в школу у него должно быть сформировано умение использовать знаково-символические средства. Моделирование – один из видов знаково-символической деятельности, который необходимо специально формировать. Процесс обучения деятельности моделирования обоснован Н.Г. Салминой с сотрудниками. Предварительные исследования (констатирующий эксперимент) показали, что учащиеся начальной школы не владеют этой деятельностью в полной мере.

На начальном этапе формирующего эксперимента авторы использовали приемы, обеспечивающие мотивацию. В частности, обучение происходило в форме игры, суть которой состояла в следующем: ребенок задумывает картинку, строит ее модель, а учитель (или другой ученик) отгадывает картинку. Также детям показывали неправильно построенные модели, при этом акцентировалосьвнимание на факторах, которые делают невозможным отгадывание картинок.

Затем выдавались картинки с правилами моделирования в наглядном виде. Одновременно учитель формулировал эти правила в доступной форме, на нескольких примерах объясняя, как надо строить модель. После этого детям предлагались задания, где число частей в замещаемых ситуациях варьировалось от 2 до 10. Учитель ставил вопросы, давал указания, чтобы помочь учащимся в выявлении всех необходимых действий в нужной последовательности. Для поддержания мотивации учитель выдавал фишки за каждый правильный ответ.

Постепенно дети запоминали содержание карточки и производили моделирование без обращения к ней. Процесс моделирования протекал теперь в форме рассуждения. Учитель при этом ставил условие: объяснения должны быть понятны детям младшей группы детского сада. Этот прием помогал получать более обстоятельные ответы. После прохождения всех этапов усвоения детям были предложены контрольные задания (констатирующий эксперимент). Их результаты показали, что дети научились действию моделирования, при этом научились выбирать удобные заместители и структурировать их.

В качестве разновидностей объективных экспериментальных методов возрастной психологии выступают метод близнецов, анкетирование, анализ результатов деятельности, биографический метод.

Метод близнецов – изучение сходства и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами, которое дает важный научный материал для понимания роли наследственности и среды в формировании развития психики и личности человека. Интересные факты получены Т. Бушаром при исследовании 48 пар монозиготных близнецов, разлученных после рождения. Ученые сравнивали их с небольшой группой гетерозиготных близнецов, воспитывавшихся порознь, а также с большой группой моно- и гетерозиготных близнецов, росших вместе. Монозиготные близнецы, воспитывавшиеся раздельно, обнаружили большое сходство по целому ряду черт личности, таких, как чувство собственного благополучия, социальная активность, реакция на стресс, агрессия, сдержанность. У гетерозиготных близнецов, независимо от того, воспитывались они вместе или порознь, во всех этих чертах отмечалось значительно меньшее сходство. При помощи метода близнецов получено немало свидетельств того, что эмоциональность, уровень активности и общительности человека могут быть обусловлены генетически, хотя вопрос о “весомости” вклада наследственности и среды в психическое развитие на всех этапах онтогенеза остается открытым.

Анкетирование – метод выявления биографических данных, мнений, ценностных ориентаций, установок и личностных черт опрашиваемого.



Биографический метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Первоначально биографический метод применялся как описание прошедших этапов жизни человека, в дальнейшем он стал включать анализ актуальных и предполагаемых в будущем событий, а также исследование круга общения субъекта. Современный биографический метод основан на изучении личности в контексте истории и перспектив ее жизнедеятельности и взаимоотношений со значимым окружением, направлен на формирование и коррекцию жизненных программ и сценариев ее развития в онтогенезе.

Итак, достоинства экспериментального метода несомненны. Он позволяет создавать условия для проявления исследуемого психологического феномена, повторять опыт необходимое число раз, применять математический аппарат для обсчета данных.

Вместе с тем, и у эксперимента есть серьезный недостаток: любой эксперимент всегда ограничен определенным набором действий, задач, ответов и поэтому не дает возможности для широких обобщений относительно целостного развития человека.

Большинство перечисленных методов являются исследовательскими. Они позволяют в качестве результата получить нечто новое (факты, закономерности, механизмы психических процессов). Но иногда в возрастной психологии требуется сравнить некоторые параметры личности, деятельности человека с имеющимися стандартами, нормативами. Тогда речь идет о психологической диагностике, в которой широко используется метод тестирования.



следующая страница >>

Смотрите также:
Возрастная психология как отрасль современной психологической науки предмет, структура и актуальные задачи возрастной психологии
910.91kb.
5 стр.
Предмет и задачи психологической науки и практики 4 Сравнение житейской и научной психологии: общая характеристика психологии как науки 5 Практическое значение психологии
195.15kb.
1 стр.
1. Определение и содержание предмета возрастной психологии
536.99kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины психология развития. Возрастная психология специальность психология; опд. Ф. 19. Факультет: психология
712.86kb.
6 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 07 «Педагогическая психология»
125.31kb.
1 стр.
Семинарских занятий по курсу «Возрастная психология»
335.78kb.
1 стр.
Петухов В. В., Столин В. В. Предмет и задачи психологической науки и практики
166.03kb.
1 стр.
1. Клиническая психология как научная дисциплина. История развития, современное состояние, содержание, предмет, задачи
343.26kb.
1 стр.
Гендерная идентичность у лиц пожилого и старческого возраста как фактор социально-психологической адаптации
393.19kb.
3 стр.
Семинар №1. Возрастная психология как область научного знания. 2 2
131.35kb.
1 стр.
Характеристика психологии как науки: ее объект
445.98kb.
3 стр.
Предмет и задачи интегративной психологии
239.43kb.
1 стр.