Главная страница 1
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру

по специальности 10.01.02 - литература народов

Российской Федерации (мордовская)

  1. «Серебряный век» русской литературы (общая характеристика и анализ творчества 1-2-х поэтов).

  2. В.М. Коломасов. Роман «Лавгинов». История создания романа. Особенности композиции и сюжета. Отображение социально-нравственных проблем колхозной деревни середины 30-х – начала 40-х годов ХХ в.

  3. Художественное отражение общественной жизни России середины XIX века в романах И.С. Тургенева “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”. Типологические особенности тургеневского романа.

  4. Мордовская драматургия и театр в годы Великой Отечественной войны. Возникновение национальной оперы и музыкальной драмы. Опера “Несмеян и Ламзурь” Л.Кирюкова (либретто А.Куторкина). “Литова” П.Кириллова как первая мордовская музыкальная драма.

  5. Глубина реалистического раскрытия психологии действующих лиц в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

  6. Жизненный и творческий путь В.И. Ардеева. Его вклад в развитие жанров мордовского рассказа и приключенческой повести. Повесть «Приключения Кеши».

  7. Реализм – высшее художественное достижение русской литературы ХIX века.

  8. Т.А. Раптанов – один из зачинателей мордовской прозы, автор первого романа в мордовской литературе («Под Чихан горой»). Повесть «Татю» - одно из высших достижений мордовской прозы 30-х годов.

  9. Современная реалистическая поэзия. Проблематика, образная система, художественные особенности (на примере творчества 2-3-х поэтов).

  10. Трилогия К. Абрамова об исторических судьбах мордовского народа. Народные истоки трилогии. Ее связь с фольклорными традициями. Художественное новаторство К. Абрамова.

  11. Новаторский характер басенного творчества И.А. Крылова.

  12. Мордовская проза 60-90-х годов. Ее дальнейшее жанрово-стилевое обогащение. Своеобразие эпических качеств мордовского романа, углубление его психологизма.

  13. Нравственные проблемы в современной русской прозе (на примере 2-3-х произведений).

  14. Жизненный и творческий путь Д. Морского. Его поэмы «Нувази», «Ульяна Сосновская» и сборники стихов «Сурдина пурги», «Розовое утро».

  15. Основные мотивы и художественное своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова и ее эволюция. В.Г. Белинский о лирике Лермонтова.

  16. Историко-революционная тема в мордовской литературе и роль романа Т. Кирдяшкина «Широкая Мокша» в ее становлении и развитии.

  17. Проблема народа как центральная, определяющая содержание прозы и кинодраматургии В. Шукшина. Жанровое и стилевое многообразие творчества писателя.

  18. Преемственность традиций в развитии современной мордовской прозы. Новаторские обретения в области содержания и формы, углубления психологизма (А. Тяпаев, Ю. Кузнецов, Г. Пинясов, В. Мишанина, П. Ключагин и др.).

  19. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в произведениях А.И. Солженицына, В. Шаламова, А. Жигулина, Ю. Домбровского.

  20. М.И. Безбородов – один из первых классиков мордовской литературы. Широкий жанровый диапазон его творчества, глубина лирического мировосприятия поэта.

  21. Художественное – своеобразие поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

  22. М.Е. Евсевьев – известный просветитель, ученый и педагог мордовского народа. Его роль в деле становления мордовской литературы.

  23. Новаторский характер поэзии Г.Р. Державина.

  24. «Мордовская свадьба» М.Е. Евсевьева как жанр народной драмы.

  25. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» – вершина русской драматургии.

  26. А.М. Моро – поэт-лирик.

  27. Судьбы крестьянства в произведениях М. Шолохова, А. Платонова, Б. Можаева, В. Белова и др. (проанализировать одно из произведений указанных авторов).

  28. Национальные истоки и народная основа творчества З. Дорофеева. Его сборник «Песни и думы народного учителя».

  29. Классицизм как литературное направление и творческий метод в русском искусстве и литературе XVIII века. Его национальное своеобразие.

  30. Ф.М. Чесноков – один из зачинателей мордовской литературы. Художественное своеобразие его новеллистики и драматургии.

  31. Своеобразие конфликтов и характеров в современной мордовской драматургии (Г. Меркушкин, А. Терешкин, К. Абрамов и др.).

  32. Основные темы и мотивы в поэзии И.П. Кривошеева.

  33. Русский романтизм как литературное направление в первой четверти ХIX века. Место и роль В.А. Жуковского в отечественной литературе, своеобразие его романтизма.

  34. Богатство жанров и их идейно-тематическое и художественное своеобразие в творчестве А. Щеглова – поэта, прозаика, драматурга, публициста.

  35. Основные мотивы поэзии А.Т. Твардовского и их художественное воплощение (лирика, поэмы). Значение его творчества для русской литературы.

  36. Роль критики и литературоведения в развитии мордовской литературы.

  37. Человек и окружающий его мир в произведениях И. Бунина, А. Куприна, В. Вересаева (анализ 1-2 произведений по выбору).

  38. Художественное изображение народной эстетики в трилогии К. Абрамова о гениальном скульпторе С. Эрьзе.

  39. «Слово о полку Игореве» – выдающийся памятник древнерусской литературы.

  40. Жизненный и творческий путь Народного писателя Мордовии А. Д. Куторкина. Его роман «Бурливая Сура».

  41. Многопроблемность прозы 20-х годов. Темы, герои, конфликты (А. Толстой, Е. Замятин, Б. Пильняк, И. Бабель, В. Иванов, А. Фадеев, А. Серафимович).

  42. Жанрово-стилевое обогащение современной поэзии. Разнообразие ее поэтических красок (И. Калинкин, А. Тяпаев, Д. Надькин, И. Шумилкин, С. Кинякин).

  43. Послевоенная драматургия. Темы, герои, конфликты и их художественное воплощение (А. Арбузов, В. Розов, А. Вампилов, М. Шатров, А. Володин).

  44. Художественное своеобразие лирики Никула Эркая. Философское осмысление темы человека и природы в повестях «Березовая вода», «Митяевы мечтания» и др. Показ гармоничного единства человека и природы.

  45. Мировое значение творческого наследия А.С. Пушкина. Его современное звучание.

  46. Художественное своеобразие романа в стихах А. Куторкина «Яблоня у большой дороги».

  47. «Война и мир» Л.Н. Толстого как роман-эпопея. Принципы и художественные средства раскрытия «диалектики души» человека в произведении.

  48. Идейно-тематическое содержание и художественное своеобразие мордовской литературы 20-х годов (проанализировать 1-2 произведения).

  49. Литература русского зарубежья. Общая характеристика (проанализировать 1-2 произведения).

  50. Жанровое многообразие и художественные достоинства произведений Заслуженного писателя Мордовии И.А. Калинкина.

  51. А.П. Чехов – мастер новеллы, новатор-драматург. Место А.П. Чехова в мировой литературе.

  52. Лирико-публицистическое начало в мордовской литературе периода Великой Отечественной войны.

  53. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни», этапное произведение в развитии отечественного реализма.

  54. Роль П.С. Глухова и его рассказа «Кедровые орехи» в становлении мордовской литературы.

  55. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Многоплановость сюжета и композиции. Сатира и глубокий психологизм романа.

  56. Основные проблемы мордовской прозы 30-х годов и особенности ее жанрового развития.

  57. Художественная разработка проблемы планетарного мышления в творчестве Ч. Айтматова.

  58. Г.И. Пинясов – один из ведущих современных мордовских писателей. Его рассказы и повести, вошедшие в сборники «Пси киза», «Ялгане и содафоне», «Сембода лямбе берякти» и др.

  59. Лирика А.С. Пушкина. В.Г. Белинский о Пушкине.

  60. Своеобразие прозы И. Кишнякова.

  61. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Традиции и новаторство в произведении. Споры о сути конфликта в отечественном литературоведении и критике.

  62. Основные мотивы в творчестве А. Мартынова. Усиление философских начал в прозе и поэзии А. Мартынова 60-80-х годов.

  63. Особенности литературного процесса в Древней Руси.

  64. П.С. Кириллов – классик мордовской литературы, его вклад в идейно-художественное обогащение мордовской поэзии, драматургии, критики.

  65. М.В. Ломоносов. Его философские и эстетические взгляды, вклад в теорию и практику русской поэзии, художественное своеобразие творчества.

  66. Творчество А. Мокшони.

  67. Полемика по проблеме социалистического реализма в современном литературоведении.

  68. И.М. Девин – один из ярких представителей современной мордовской поэзии и прозы. Его роман «Трава-мурава».

  69. Образ Родины в лирике А.Блока и С.Есенина (прочитать наизусть и проанализировать в сравнительном плане по 1 стихотворению каждого из поэтов).

  70. Разработка К.Абрамовым нового жанра в мордовской прозе – романа-сказания - «Пургаз» и «Олячинть кисэ» («За волю»).


Смотрите также:
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 10. 01. 02 литература народов
63.99kb.
1 стр.
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 07. 00. 02 отечественная история
12kb.
1 стр.
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 24. 00. 03 «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов»
27.27kb.
1 стр.
Вопросы для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности
60.81kb.
1 стр.
Вопросы по философии к вступительному экзамену в аспирантуру
18.8kb.
1 стр.
Алматы 2009 Вопросы для подготовки к вступительному экзамену по специальности «6N0503-Психология»
446.62kb.
1 стр.
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по кафедре «Политической психологии»
51.12kb.
1 стр.
Вопросы для подготовки к вступительному экзамену в программу мва по специальности «Менеджмент» на 2009 учебный год
34.04kb.
1 стр.
Вопросы к вступительному экзамену в клиническую ординатуру по специальности
68.66kb.
1 стр.
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру 12. 00. 01 Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве
71.81kb.
1 стр.
Вопросы к вступительному экзамену для клинических ординатуров по специальности стоматология детского возраста
82.26kb.
1 стр.
Вопросы к вступительному экзамену по специальности 08. 00. 10. «Финансы, денежное обращение и кредит»
22.1kb.
1 стр.