Главная страница 1
Д. Н. Барышников ст. пр., к. полит, н. Вопросы к экзамену по курсам "Введение в международные

отношения"/ "Введение в специальность" I курс, отделение международные отношения, зимняя сессия

. 2002-2003 уч. г.

утверждены решением

заседания кафедры мировой политики

ФМО СПбГУ от " " декабря 2002 г.

1. Продовольственная безопасность и охрана здоровья как глобальные проблемы современности.

2. Демографические проблемы современности.

3. Проблемы окружающей среды, природных и людских ресурсов.

4. Экономические проблемы глобального развития. Соотношение "Север-Юг".

5. ООН - крупнейшая международная организация современности.

6. Внешняя политика. Соотношение внешней и внутренней политики государств.

7. Приоритеты внешней политики государства Европы (на выбор студента) на современном этапе.

8. Международные организации и их роль в современных международных отношениях. Типология и характеристика международных организаций.

9. Приоритеты внешней политики государства Северной Америки (на выбор студента) на современном этапе.

10. Россия в современных международных отношениях (1991-2002) гг.

11. Использование ресурсов Интернет в современных международных отношениях.

12. Актуальные проблемы двустороннего российско-...... (на выбор студента)

сотрудничества.

13. Государственный и национальный суверенитет, государственный и национальный интерес.

14. Глобальные проблемы современности - общая характеристика.

15. Международные отношения и мировая политика. Акторы в международных отношениях и субъекты международного права.

16. Приоритетные задачи и результаты деятельности МИД РФ на современном этапе. Концепция внешней политики РФ от 28 июня 2002 г.

17. Международные отношения как специфический социополитический феномен и формирующаяся дисциплина.

18. Региональный вооруженный конфликт (на выбор студента): истоки и перспективы урегулирования.

19. Концепция столкновения цивилизаций.

20. Использование военной силы для разрешения международных споров: правовой и политический аспекты.

21. Российские национальные интересы и приоритеты внешней политики.

22. Сферы деятельности специалиста по международным отношениям: общая характеристика.

23. Специалист международник на государственной Службе: профессиональные навыки и личные качества.

24. Основы деятельности и структура Министерства иностранных дел РФ.

25. Аналитическая и экспертная деятельность специалиста по международным отношениям. 26. Политические идеологии и мировая политика: общая характеристика.

27. Территория как основной атрибут государства. Основные типы территорий. 2§. Современная типология государств мира

29. Государственные границы. Демаркация, делимитация, типы государственных границ.

30. Главные объекты политической карты мира.

31. Северная и Южная Америка. Региональные особенности международных отношений.

32. Современная Европа: географическое и социополитическое пространство.

33. ЕС, НАТО, ОБСЕ, Совет Европы - ведущие международные организации современной Европы.

34. Политическая карта Африки и особенности региональных отношений.

35. Азия как часть Света. Типология и особенности азиатских регионов (Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Центральная Азия, Юго-Западная Азия).

36. Государства Юго-Западной Азии: особенности региональных отношений.

37. Государства Юго-Восточной Азии: особенности региональных отношений

38. Государства Центральной Азии: особенности региональных отношений

39. Государства Южной Азии: особенности региональных отношений

40. Ядерный фактор в международной безопасности."

41. Вооруженные конфликты как проблема глобальной безопасности.

42. Современные концепции нового мирового порядка (Ф. Фукуяма, С. " Хантигтон, Г. Киссинджер, 3. Бжезинский и т. д.).
15. Глобальные проблемы человечества.
Глобальные проблемы возникли во второй половине 20-го века в связи с качественными изменениями в мире после НТР.

Глобальные проблемы – это проблемы всего человечества, создающие угрозу для его настоящего и будущего и требующие для своего решения объединенных усилий всех государств и народов.

Проблемы подразделяются на:

проблемы общественого характера - угроза для всего мира

проблемы природно-экономического характера (экология, энергия, сырье, продовольствие, Мировой океан.)

проблемы социального характера (демографическа, межэтнических конфликтов, дефицита свободы и демократии, кризиса культуры и нравственности, болезней, урбанизации итп)

проблемы смешанного характера, ведущие к масовой гибели людей (природные катастрофы, технологические (произв.) аварии, региональные конфликты, преступность итп)

проблемы, связанные с прогрессом науки (освоение космоса, исследование недр Земли, долгосрочное прогнозирование климата итп)

многочисленные «малые» проблемы смешанного (соц. и псих.) характера (бюрократия)

Проблемы:



Проблема мира и разоружения (предотвращение распространения и сокращение и уничтожение ядерного вооружения и других видов оружия, переориентация военного блока НАТО , недопущение региональных и локальных конфликтов).

Экологическая проблема – это проблема взаимоотношения человека и природы

Деградация окр. среды в рез-те нерационального природопользования и как следствие – обезлесение и истощение почв.

Загрязнение литосферы, гидросферы и атмосферы твердыми, жидкими и газообразными отходами антропогенной деятельности.

Отравление окр. среды химическими в-вами,создаваемыми в процессе производства – химикатами, пестицидами и др. особо следует выделить фреоны – газы,используемые в холодильниках и аэрозолях, которые разрушают озоновый слой.



Демографическая проблема – проблема роста населения (в 2020г число людей увел. до 8млрд. чел.) Прирост населения обеспеч. засчет развивающихся стран. Увел. населения = увел. кол-ва безработных, голодных, усилению загрязнения окр. среды, антисанитарии в городах, массовой гибели из-за засухи, неурожаев, эпидемий итд.

Продовольственная проблема – проблема нехватки продовольствия растущему населению Земли. В наст. время на Земле более 1 млрд. человек голодает, а еще 3 млрд. рожив в странах, где ощущается нехватка продуктов. К ним относятся экваториальные области Африки, Южная и Восточная Азия, а также некот. страны лат.Америки – Перу, Боливия, Эквадор, Парагвай.

Энергетическая и сырьевая проблема – проблема ограниченности и возможного исчерпания топливных и минерально-сырьнвых ресурсов: нефти, газа, Железной и медной руд, никеля, марганца и др.

Проблемы Мирового океана связаны с развитием морского хозяйства (добычя мин. ресурсов, рыболовством, морским транспортом, военно-морской деятельностью, рекреацией) и загрязнением вод окраинных и внутренних морей

Проблема отсталости развивающихся стран – проблема разрыва в уровне доходов, производстве промышленной и с/х продукции, а также продовольствия на душу населения по сравнению с развитыми странами, массовой неграмотности и низкой продолжительности жизни.

Проблема устойчивого развития –проблема такого развития человечества, которое смогло бы удовлетворить нужды нынешнего поколения людей и в то же время не подвергло бы риску способность последующих поколений удовлетворять свои потребности. Суть проблемы в сохранении достаточного кол-ва ресурсов для нормального существования последующих поколений.
24. Специалист междуародник на гос. службе проф. навыки и личные качества.

Проф. навыки:

навык представительства

аналитический навык (предпол. умение четко выделять осн. мысль собеседника, уметь проанализировать текущие события)

навык переговоров (центр. часть дипл. деят-ти)

навыки управления (грамотно разместить людей, гоовность взять на себя ответственность)

коммуникативный навык

навык межкультурной коммуникации

Личные качества:

любовь к родине

любознательность

практический склад ума (рациональный подход)


26. Аналитическая и экспертная деятельность специалиста по м.о

Экспертная и аналитическая деятельность занимает больше времени и сил, чем какие-либо протокольные работы. Для такой работы требуется много специалистов.

Специализированная экспертная работа и экспертиза широкого профиля.

Экспертиза предполагает профессиональные знания и гибкость. Экспертиза бывает разная:



а) Аналитическая записка – первая ступень, предст. 2-3 стр. отчет по рез-там экспертной деят-ти (встреча, конференция, интервью)

Разделы:


Что происходило

Сколько времени потрачено

Какие цели были поставлены

Результаты

Рекомендации

+Справочные матералы

Самое главное в аналитической записке – умение сжимать информацию

б) Отчет – от 3- 10 стр.Более подробный итог продолжтельной деятельности.

Доклад – это отчет, подвергающийся гласности и выносимый на публику.
30. Государственные границы. Демаркация, делимитация, типы гос. границ.

Гос. границы – это линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные пов-ти, определяющие пределы террит. гос-ва, т.е пределы распр-я суверенитета.

Сухопутные и морские гос. границы м-у сопред. гос-вами устанавл. в договорном порядке.

Сущ. 2 типа устан-я гос. границы: делимитация и демаркация.

Делимитация – это определение по согл-ю м-у прав-вами сопред. гос-в общего напр-я прохождения гос. границы и нанесения ее на геогр. карту.

Демаркация – это проведение линии гос. границы на местности и обознаение ее соотв. погран. знаками.

Типы гос. границ:

Орографическая – это линия, проведенная по естественным рубежам с учетом рельефа мест-ти (главным обр-ом по горному водоразделу и руслу рек)

Геометрическая – это прямая линия, соединяющая 2 опред. на местности точки гос. границы, кот. пересекает мест-ть без учета рельефа.

Географическая (астрономическая) – это линия, проходящая через опр. геогр. координаты и иногда совпадающая с той или иной параллелью или меридианой.

Внутри государственной терр-ии выдел. также границы административно-терр. единиц и экон. районов.
28. Территория как основной атрибут гос-ва.Осн. типы терр-ий.

Территория – это часть поверх-ти суши с присущими ей природными, а также созданными в рез-те чел. деят-ти свойтвами и ресурсами.



Типы терр-ий:

Гос.терр – это терр-ия, наход-ся под суверенитетом опр. гос-ва.В состав терр-ий гос-ва входят:

Суша в пределах границ, недра, внут. терр. воды, возд. простр-во над сушей и водами.

Терр. воды - это полоса прибрежных морских вод шириной 3-12 морских миль от берега.

Территории с межд. режимом – это лежащие за пределами гос. терр-ии земные простр-ва, которые находятся в общем пользовании всех гос-в в соответствии с межд. правом. К этим относятся: открытое море, возд. простр-во над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа, Арктика и Антарктида.(Арктика разделена на полярные сектора м-у странами,кот. с ней граничат. )

Территории со смешаным режимом (континентальный шельф и экономическая зона).



Континентальный шельф – это морское дно и недра подводных районов, распространенные за пределы терр. вод гос-ва на всем протяжении терр-ии до окраины материка или на 200 миль.Глубина шельфа сост. 100-200 метров, но бывает и больше. Страны мира имеют исключительное право на азведку и эксплуатацию своего шельфа, но не имеют суверенных прав на соотв. акваторию.

Экономические зоны – это районы акватории мирового океана за пределами терр. вод, шириной около 200 морских миль.

Особый терр. режим – это межд. правовой режим, опред. правовой статус и порядок пользования какой-либо ограниченной терр-ей или простр-вом.(Примеры: международно-правовая аренда терр-ии и св. эк. зоны)


31. Главные объекты полит. карты мира.

Главными объектми полит. карты мира явл. суверенные гос-ва и несамоуправляющиеся терр-ии.

В наст. время сущ. примерно 190 суверенных гос-в.

Суверенитет – это полнота законодательной, исполнительной и судебной власти гос-ва на его терр-ии, исключающая всякую иностр. власть; неподчинение гос-ва властям иностранных гос-в в сфере межд. общения за искл-ем сл-ев явно выр. и добровольного согласия со стороны гос-ва на огр-е своего суверенитета.

В совр. мире сущ более 30 несамоупр. терр-ий. Их условно разд. на 2 группы:

Колонии, кот. официально включены в список ООН

Терр-ии,фактически колонии, но не вкл. в перечень ООН, т.к они явл. заморскими департаментами, заморскими терр-ями и свободно ассоциированными гос-вами.

Большое кол-во маленьких колоний используется под военные базы, в наст. время более 300 объектов явл спорными терр-ями, 100 из них – открытые конфликты.

Колонии – это страна или терр-ия, находящаяся под властью иностр. гос-ва, лишенная всякой самостоят-ти.

Протекторат – это одна из форм коллоивльной завис-ти, при которой протектируемое гос-во обладает некот. самостоятельностью во внут. делах.

Доминион – это Гос-ва в составе Британской Империи, признававшие главой Английского короля.

Подмандатные терр-ии – это владения Германии и Османской Империи, переданные после 1-й мировой войны Лигой Наций странам победителям.

Подопечные терр-ии – это зависимые терр-ии, управление которыми было передано ООН какому-либо гос-ву.

Кондоминиум – это совладение, т.е владение какой-либо терр-ей 2-мя гос-вами.


29. Современная типология стран мира.

Тип страны формируется совокупностью условий и особенностями развития, коорые роднят гос-ва м-у собой или различают.

Экономический принцип типологизации, 3 типа стран мира:

Эк. развитые гос-ва( страны большой 7 без Канады). Эк. развитые малые гос-ва (Гос-ва Зап. Европы: Швейцария, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия.).Страны переселенческого капит-ма (Канада, Австралия, ЮАР, Новая Зеландия,Израиль).

Страны со средним ур-ем разв-я кап-ма (Ирландия, Испания, Греция, Португалия).

Развивающиеся страны:

а) Ключевые страны (Бразилия, Мексика, Индия)

б) Менее развитые страны (страны Азии, Африки, Лат. Америки )

в) НИС (Респ. Корея, Тайланд, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Тайвань, Сингапур )

г) Страны с переходной экономикой (СНГ, страны Вост. Европы, КНР, КНДР, Вьетнам, Куба )


Международные орг-ции и их роль в современных м.о. Типология и характеристика межд. орг.

Межд. орг. – это одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества м-у гос-вами.

Они создаются на основании согл-я м-у участниками. Деят-ть межд. орг. регламентируется их уставом. Эффективность деят-ти орг-ций зависит от степени согласованности, которой удается достичь гос-вам.

Орг-ции разл. по:

напр-ям деят-ти (вопросы мира и безопас-ти, экономики, культуры, здравоохранения, транспорта и др.)

По составу участников (глобальные и региональные)

По объему полномочий (Общей компетенции и спец. компетенции)

С открытым членством и закрытым членством

Правительственные и неправительственные

Основными целями и задачами всех межд. орг. явл. создание конструктивной, многосторонней базы межд. сотр-ва, установление глобальных и региональных зон мирного существования.


18. М.О как специфич. социополитич. феномен и формир. дисциплина.

М.О – это особая сис-ма экон., полит., дипл., соц., правовых, военных, культурных связей и взаимод-ий, которые возникают м-у субъектами мирового сообщества.

М.О – это составная часть науки, изучающей дипл. историю, межд. право, мировые экономические, военные, стратегические и др. дисциплины, изучающие аспекты единого для них объекта.

Сущ. вопрос: М.О – самостоятельная наука или часть политологии.

а) М.О – это самостоят. дисциплина, изучающая межд аспекты др. наук (политологии, экономики,истории, социологии и т.д.)

б) М.О – это часть политологии, в основе которой лежат отн-я власти.

М.О как дисциплина сложилась в сер-не 50-х годов 20-го века в Чикаго. Специальные отделения открылись в различных американских ун-тах. В Америке теория м.о теснейшим обр-ом связана с практикой, где самый мощный в мире аналит. и экспертный аппарат. М.О в большей степени исследованы в старейших Европейских ун-тах во Франции, Германии, Англии.Подготовка спец-ов по м.о ведется в каждом крупном европейском ун-те на фак-ах политологии, социологии, м.о. Существуют спец. ВУЗы, занимающиеся подготовкой кадров.

Остается все меньше областей, которые не соприкасаются с м.о.

До 1991года в СССР М.О не были развиты. До распада СССР межд деят-ть являлась приоритетом высших органов гос. власти. ВУЗы: МГИМО, Дипломатическая академия, Высшая школа КГБ, Институт военных переводчиков, Институт дружбы народов. В России фак-ты м.о появились и в гос. и в частных ВУЗах.


16. М.О и мир. пол.Акторы в м.о и субъекты межд. права.

Мир. пол. – это деят-ть участников м.о, связанная с реш-ем вопр-ов войны и мира, обеспечения всеобщей безопасности, стабильной экологич. ситуации, преодоления голода, болезней.

Мир. пол. – это суть м.о.

Межд.право – это совокуп-ть юрид. норм, создаваемых с целью регулирования взаимных отн-ий м-у субъектами в сфере их общих интересов.

Субъекты межд. права делятся на полноценных и неполноценных.

Полноценные субъекты – это участники м.о (акторы), обладающие суверенитетом, юридически способные к самост. межд. д-ям, независимому осущ. прав, установленных межд. правовыми нормами.

Неполноценные субъекты – это межд. орг-ции, обладающие частичными признаками совр. межд. права.

К субъектам межд. права отн. след. участники м.о: суверенные гос-ва, межгос. объед-я и межд. орг.

Также сущ. участники м.о, не явл. субъектами межд. права (террористы,межд.преступные орг-ции).
20. Концепция столкновения цивилизаций.

Гл. идеолог - Хантигтон выделял 8 цивилизаций по 5 признакам:

Религия

Язык


История

Традиции


Культура

8 основных цивилизаций:

Западная

Латино-Американская

Африканская

Исламская

Православная

Буддистская

Индуистская

Конфуцианская

Т.к они очень разные – их взаимод-я будут часто выливаться в открытое противостояние или конфликт. (синдром братских стран)
46. Современные концепции нового мирового порядка ( Ф.Фукуяма, С.Хантигтон, Г.Кисснджер, З.Бзежинский, и т. д.)
а) Концепция столкновения цивилизаций.

Гл. идеолог - Хантигтон выделял 8 цивилизаций по 5 признакам:

Религия

Язык


История

Традиции


Культура

8 основных цивилизаций:

Западная

Латино-Американская

Африканская

Исламская

Православная

Буддистская

Индуистская

Конфуцианская

Т.к они такие разные – м-у ними будут происходить столкновения, проявится синдром братских стран (пример тому - поддержка исламским миром Ирака в его противостоянии с Ираном, т.к Ирану помогали христианские страны; Россия выступала в поддержку Югославии, а не Албанцев и т.п.)

б) Фукуяма считает, что наступил конец истории, т.е уходит в прошлое Вестфальская сис-ма, все гос-ва объединяются в одно целое (глобализация, экон. и полит. интеграция, разоружение и т.п.)

Все противоречия внутри этого целого будут незначительными, и будут решаться мирным путем.

в) З.Бзежинский – сторонник идеи однополярного мира, где ведущую роль будут играть США, как наиболее развитая в экон. и полит. смысле держава.

г) Г.Киссинджер ...


45. КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждена Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10.01. 2000 года.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

I. Россия в мировом сообществе

Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции.

Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

II. Национальные интересы России

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
44. КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 28 июня 2000 г.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция внешней политики Российской Федерации представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России.

Правовую базу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.

Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переосмысления общей ситуации вокруг Российской Федерации, приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения. Наряду с определенным укреплением международных позиций Российской Федерации проявились и негативные тенденции. Не оправдались некоторые расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром, как это предполагалось в Основных положениях концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденных распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 284-рп, и в других документах.

Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства.

В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

- обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;

воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;

- создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;

- формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;

- поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;

- всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;

- содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.
II. СОВРЕМЕННЫЙ МИР И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. Россия - активный участник этого процесса. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.

Трансформация международных отношений, прекращение конфронтации и последовательное преодоление последствий "холодной войны", продвижение российских реформ существенно расширили возможности сотрудничества на мировой арене. Сведена к минимуму угроза глобального ядерного конфликта. При сохранении значения военной силы в отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. На передний план в качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень сопряжения научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей. Сложилась устойчивая ориентация подавляющего большинства государств на рыночные методы хозяйствования и демократические ценности. Осуществление крупного прорыва на ряде ключевых направлений научно-технического прогресса, ведущего к созданию единого общемирового информационного пространства, углубление и диверсификация международных экономических связей придают взаимозависимости государств глобальный характер. Создаются предпосылки для построения более стабильного и кризисоустойчивого мирового устройства.

В то же время в международной сфере зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам России. Усиливается тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США. При решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делается на западные институты и форумы ограниченного состава, на ослабление роли Совета Безопасности ООН.

Стратегия односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку, провоцировать напряженность и гонку вооружений, усугубить межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь. Применение силовых методов в обход действующих международно-правовых механизмов не способно устранить глубинные социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, и лишь подрывает основы правопорядка.

Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов.

Гарантия эффективности и надежности такого мироустройства - взаимный учет интересов. Миропорядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете права и широкой демократизации международных отношений.

Интересы России непосредственно связаны и с другими тенденциями, среди которых:

глобализация мировой экономики. Наряду с дополнительными возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов такая тенденция порождает и новые опасности, особенно для экономически ослабленных государств, усиливается вероятность крупномасштабных финансово-экономических кризисов. Растет риск зависимости экономической системы и информационного пространства Российской Федерации от воздействия извне;

усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике ("Группа восьми", МВФ, МБРР и другие), вызванное объективным ростом взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости международной системы. В интересах России - полноформатное и равноправное участие в разработке основных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы в современных условиях;

развитие региональной и субрегиональной интеграции в Европе, Азиатско-тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке. Интеграционные объединения приобретают все большее значение в мировой экономике, становятся существенным фактором региональной и субрегиональной безопасности и миротворчества;

военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела. Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия.

Угрозы, связанные с указанными тенденциями, усугубляются ограниченностью ресурсного обеспечения внешней политики Российской Федерации, что затрудняет успешное отстаивание ее внешнеэкономических интересов, сужает рамки ее информационного и культурного влияния за рубежом.

Вместе с тем Российская Федерация имеет реальный потенциал для обеспечения достойного места в мире. Определяющее значение в этом плане имеют дальнейшее укрепление российской государственности, консолидация гражданского общества и скорейший переход к устойчивому экономическому росту.

В последние десятилетия Россия смогла использовать дополнительные возможности международного сотрудничества, которые открываются в результате коренных преобразований в стране, существенно продвинулась по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей, вступила в ряд влиятельных международных организаций и институтов. Ценой напряженных усилий удалось по ряду принципиальных направлений укрепить позиции России на мировой арене.

Российская Федерация проводит самостоятельную и конструктивную внешнюю политику. Она основывается на последовательности и предсказуемости, взаимовыгодном прагматизме. Эта политика максимально прозрачна, учитывает законные интересы других государств и нацелена на поиск совместных решений.

Россия - это надежный партнер в международных отношениях. Общепризнана ее конструктивная роль в решении острых международных проблем.

Отличительная черта российской внешней политики - сбалансированность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимо дополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.



22. Российские национальные интересы и приоритеты внешней политики.

I. Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

- Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

- Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

- Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.
Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

II. ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

А) ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

1. Формирование нового мироустройства

Стабильная сис-ма м.о, основанная на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества.Эта сис-ма призвана обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.

ООН - Главный центр регулирования международных отношений в XXI веке.

Усиление консолидирующей роли ООН в мире предполагает:

а) неуклонное соблюдение основополагающих принципов Устава ООН

б) рациональное реформирование ООН в целях развития ее механизма быстрого реагирования на происходящие в мире события

в) дальнейшее повышение эффективности Совета Безопасности ООН

г) Реформирование ООН должно исходить из незыблемости права вето постоянных членов Совета Безопасности ООН



2. Укрепление международной безопасности

- дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности.

а) сокращение, запрет на испытания и нераспространение ядерного оружия и др.оружия массового поражения

б) обеспечение информационной безопасности

в) укрепление региональной стабильности

г) укрепление правовых основ международного миротворчества в строгом соответствии с принципами Устава ООН

д) наращивание и модернизация потенциала сил быстрого антикризисного реагирования ООН

е) борьба с межд. терроризом и незаконным оборотом наркотиков



3. Международные экономические отношения

- Главным приоритетом внешней политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений - содействие развитию национальной экономики, широкое включение России в систему мирохозяйственных связей

а) обеспечение благоприятнх внешних условий для формирования в стране экономики рыночного типа

б) формирование справедливой международной торговой системы (интересы российских участников рыночных отн-ий не должны ущемляться)

в) привлечение иностранных инвестиций в первую очередь в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики

г) сохранение и оптимальное использование российской собственности за рубежом

д) обслуживание российского внешнего долга в соответствие с реальными возможностями страны, возврат долгов в счет кредитов иностр. гос-вам

е) расширение международного сотрудничества в целях обеспечения экологической безопасности



4. Права человека и международные отношения

- Россия - приверженец ценностей демократического общества

а) уважение прав и свобод человека во всем мире на основе соблюдения норм международного права (в том числе защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом)

б) развитие международного сотрудничества в области гуманитарного обмена

в) проводить законодательство Российской Федерации в соответствие с международными обязательствами России

5. Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности

Доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о позициях России по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, а также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества (т.е формирование позитивного восприятия России за рубежом, дружественного отношения к ней)

Б) РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

- Приоритет №1 для России – сотрудничество со странами СНГ

а) развитие добрососедских отношений и стратегического партнерства с СНГ (в 1-ю очередь – обеспечение соблюдения странами прав российских граждан, живущих там)

б) Таможенный союз

в) Договор о коллективной безопасности (в первую очередь с Беларуссией)

г) Урегулирование конфликтов в государствах - участниках СНГ

д) Сотрудничество в борьбе с терроризмом и экстремизмом

е) Развитие экономического сотрудничества (создание зоны свободной торговли, реализация программ совместного рационального использования природных ресурсов )

Отношения с европейскими государствами - традиционное приоритетное направление внешней политики России. Главная цель - создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества.

а) Развитие ОБСЕ, недопущение сужения ее функций

б) Превращение адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе в эффективное средство обеспечения европейской безопасности

в) Коалиционная деят-ть в военных вопросах и вопросах безопасности

г) Продолжение участия в деят-ти Совета Европы

д) Сотрудничество (возможно и интеграция) с ЕС в военном и экономическом отношении

е) Сотрудничество с НАТО в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте (однако по целому ряду параметров нынешние политические и военные установки НАТО не совпадают с интересами безопасности Российской Федерации, а порой прямо противоречат им: расширение НАТО, а также возможность ведения силовых операций вне зоны действия Вашингтонского договора без санкции Совета Безопасности ООН )

ж) Взаимодействие с государствами Западной Европы (в первую очередь с Великобританией, Германией, Италией и Францией) - важный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики России.

Взаимодействие с государствами Центральной и Восточной Европы - сохранение наработанных человеческих, хозяйственных и культурных связей, преодоление имеющихся кризисных явлений и придание дополнительного импульса сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами (Хорошие перспективы имеет развитие отношений Российской Федерации с Литвой, Латвией и Эстонией). В 1-ю очередь – установление добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества (соблюдение прав русскоязычного населения)

Достижение прочного и справедливого урегулирования ситуации на Балканах(сохранение территориальной целостности Союзной Республики Югославии, противодействие расчленению этого государства, т.к это может обострить кризис)

з) Преодоление значительных трудностей последнего времени в отношениях с США

Проблема разоружения, сокращения и нераспространения ядерного оружия

Необходимость поддерживать регулярные двусторонние контакты на всех уровнях, не допускать пауз в отношениях, сбоев в переговорных процессах по основным политическим, военным и экономическим вопросам

и) Активизация участия России в основных интеграционных структурах Азиатско-тихоокеанского региона(форуме "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", региональном форуме АСЕАН по безопасности, в "шанхайской пятерке" (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан))

Развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем и Индией.(Договор о мире и добрососедстве с Китаем, партнерство с Индией в международных делах, укрепление стабильности в регионе). Одна из наиб. важных задач - создание в Азии зон, свободных от ядерного оружия.

Устойчивое развитие отношений с Японией, достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран. (Решение вопросов с границей)

Российская внешняя политика направлена на наращивание позитивной динамики отношений с государствами Юго-Восточной Азии.

Важно и далее развивать отношения с Ираном

Общее оздоровление ситуации в Азии, где усиливаются геополитические амбиции ряда государств, нарастает гонка вооружений, сохраняются источники напряженности и конфликтов (Затяжной конфликт в Афганистане создает реальную угрозу безопасности южных рубежей СНГ, напрямую затрагивает российские интересы)

Прочное и справедливое политическое урегулирование афганской проблемы, недопущение экспорта терроризма и экстремизма из этой страны



Решение корейской проблемы, поддержание сбалансированных отношений с обоими корейскими государствами

Стабилизация обстановки на Ближнем Востоке (включая зону Персидского залива и Северную Африку) и укрепление в этом богатом районе мира российских позиций


Смотрите также:
Вопросы к экзамену по курсам "Введение в международные отношения"/ "Введение в специальность"
313.14kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по дисциплине: «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения»
32.76kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины «введение в специальность» для специальности
107.59kb.
1 стр.
Введение глава Международные институты
1386.41kb.
8 стр.
Экзаменационные вопросы по предмету «Международные Экономические Отношения»
18.63kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Введение в специальность (политология) (название) Специальность: 030201. 65 Политология
532.04kb.
5 стр.
Артур Шопенгауэр Введение в философию
4233.08kb.
28 стр.
Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность По специальности 261201. 65 Технология и дизайн упаковочного производства
209.73kb.
1 стр.
Занятие №1 (Л, П, И) Тема раздела : Введение в медицинскую и биологическую физику Тема занятия: Введение в физический практикум
383.25kb.
6 стр.
Тематический план лекций курса по выбору «Введение в клеточную биологию стволовых клеток. Этические вопросы использования стволовых клеток в медицинской практике»
49.8kb.
1 стр.
Введение в дескриптивную теорию множеств
25.44kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Введение в специальность» для студентов специальности 030602 «Связи с общественностью» Санкт-Петербург 2009
279.21kb.
1 стр.