Главная страница 1страница 2 ... страница 11страница 12




В центральной экологической зоне в границах Республики Бурятия расположены 9 из 23 муниципальных образований Республики Бурятия - большая часть Кабанского, Прибайкальского, Баргузинского, Северо-Байкальского районов, г. Северобайкальск, а также частично Тункинский, Закаменский, Джидинский и Селенгинский районы. На данных территориях проживает 83,25 тыс. человек (8,8 процента населения Республики Бурятия).

Остальные районы Республики Бурятия, за исключением северных Муйского и Баунтовского районов и северо-восточной части Еравнинского района, полностью входят в буферную экологическую зону.

Поскольку большая часть Республики Бурятия входит в Байкальскую природную территорию, регламентация хозяйственной деятельности предопределила строительство в Республике Бурятия более совершенных очистных сооружений, внедрение систем оборотного водоснабжения, реконструкцию и модернизацию промышленного производства, разработку и внедрение экологически безопасных технологий, более высокие требования к размещению и функционированию производительных сил в регионе.

Таким образом, именно на хозяйственный комплекс Республики Бурятия ложится наибольшая экологическая нагрузка, связанная с сохранением уникальной экологической системы озера Байкал.

Республика Бурятия по объемам добычи (вылова) водных биоресурсов входит в число основных субъектов Российской Федерации, где развито рыболовство в пресноводных водоемах и предполагается дальнейшее активное развитие такой рыбохозяйственной деятельности.

Экономика Республики Бурятия концентрируется на нескольких территориях перспективного развития.

Байкальская туристско-рекреационная зона связана с байкальской рекреационной зоной в Иркутской области и базируется на уникальном природном объекте мирового значения - озере Байкал (самый большой по площади участок мирового природного наследия ЮНЕСКО). Именно на территории Республики Бурятия расположены основные площади бассейна озера Байкал и, как следствие, определен особый режим природопользования. Озеро Байкал и прилегающие экологические системы формируют значительный туристический и рекреационный потенциал Республики Бурятия, реализации которого способствуют создаваемые особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. На восточном берегу озера будет развиваться транспортная и энергетическая инфраструктуры. В качестве перспективных территорий регионального значения определены "Тункинская долина" (Тункинский район), "Энхалук", "Южный Байкал" (Кабанский район), "Этнокольцо Бурятии" (г. Улан-Удэ, Иволгинский, Тарбагатайский и Заиграевский районы), "Северный Байкал" (Северобайкальский район), "Баргузинская долина" (Баргузинский район), а также "Курорты Курумкана" (Курумканский район).

Особо охраняемые природные территории представлены Баргузинским и Байкальским государственными природными биосферными и Джергинским государственным природным заповедниками, Забайкальским и Тункинским национальными парками, государственными природными заказниками федерального значения, а также региональными особо охраняемыми природными территориями.

Горные ландшафты Саян в сочетании с уникальными ресурсами озера Байкал создают предпосылки для создания здесь современных всесезонных курортов и туристских комплексов, ориентированных на развитие лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, приключенческого, делового, этнографического, религиозного, экологического, активных и зимних видов туризма. В целях решения государственной задачи по оздоровлению населения России с использованием бальнеологических ресурсов, тибетской медицины и методов восстановительной терапии необходимо развивать в Республике Бурятия курорты федерального значения. Необходимым элементом формирования всесезонных курортов и туристских комплексов является обеспечение туристов необходимыми продуктами питания, в том числе на основе экологически чистого производства.

В рамках Бурятской индустриальной зоны предусмотрены следующие зоны опережающего экономического развития - Северная, Восточная, Центральная, Южная и Восточно-Саянская.

Северная зона будет специализироваться на добыче и переработке полезных ископаемых и леса.

Запасы золота представлены месторождениями Ирокиндинское, Кедровское и Нерундинское и оцениваются в 185 тонн.

Чулбонское месторождение кварцитов имеет запасы 760 тыс. тонн.

Месторождения никеля представлены Чайской и Довыренской площадями, где общий объем запасов никеля составляет 30 млн. тонн.

Запасы месторождений нефритов Кавоктинское, Буромское и Голюбинское составляют 640 тонн.

Известняковые месторождения Аиктинское и Болаиктинское с запасами 845 млн. тонн являются ресурсной базой проектируемого цементного завода в пос. Таксимо.

Основными полезными ископаемыми Восточной зоны опережающего экономического развития являются цинк и свинец Озерного и Назаровского месторождений (общий запас 140 млн. тонн). Содержание цинка в руде составляет около 7 процентов, что в 2 - 3 раза превышает средний показатель по другим свинцово-цинковым месторождениям.

Хиагдинское урановое месторождение имеет запасы 34 тыс. тонн и, по мнению Международного агентства по атомной энергии, входит в число лучших месторождений мира.

Запасы Оректиканского молибденового месторождения оцениваются в 249 млн. тонн. Это месторождение входит в пятерку крупных месторождений молибдена мира.

Месторождения железа представлены Гурвунурским, Аришинским, Солонгинским и Балбагарским месторождениями. Общий объем запасов железа составляет 240 млн. тонн.

Запасы Ермаковского месторождения бериллия составляют 1,6 млн. тонн.

Центральная зона опережающего экономического развития представлена Жарчихинским и Брянским месторождениями молибдена (общие запасы 150 тыс. тонн).

Запасы Ошурковского месторождения апатитов оцениваются в 285 млн. тонн.

Запасы Третьяковского месторождения плавикового шпата составляют 900 тыс. тонн.

В Южной зоне опережающего экономического развития основными направлениями являются добыча и переработка каменного угля, освоение месторождений вольфрамово-молибденовых руд, развитие транспортной системы и приграничных территорий.

На территории Южной зоны опережающего экономического развития запасы вольфрама, составляющие около 3 млн. тонн руды, сосредоточены в Инкурском, Холтосонском и Мало-Ойногорском месторождениях.

Месторождения каменного угля представлены Окино-Ключевским месторождением, запасы которого составляют 200 млн. тонн.

Южная зона опережающего экономического развития богата поделочными и облицовочными камнями (мрамор, змеевики и граниты) и строительными материалами.

Восточно-Саянская зона опережающего экономического развития специализируется на добыче и переработке полезных ископаемых и развитии туризма.

В этой зоне найдено и разведано более 20 месторождений золота, редких металлов, бокситов, фосфоритов, асбеста, графита, нефрита и строительных материалов. Из них несколько крупнейших по запасам не только в Республике Бурятия, но и в России - Зун-Холбинское, Водораздельное и Барун-Холбинское месторождения рудного золота (запасы более 54 тонн).

В настоящее время ведется разведка Коневинского золоторудного месторождения (запасы более 600 тонн).

Месторождения особо чистого кварцевого сырья представлены Бурал-Сардыкским и Верхне-Окинским месторождениями, запасы которых составляют около 2 млн. тонн чистого кварца.

Освоение Озерного месторождения полиметаллов предполагает строительство железнодорожного подхода к Транссибирской и Байкало-Амурской магистралям. Это позволит резко увеличить транспортную освоенность центральных и северных районов Республики Бурятия и улучшить условия проживания населения.

Другим приоритетным направлением развития Восточно-Саянской зоны опережающего экономического развития станет формирование лесопромышленного комплекса в целях производства продукции с высокой добавленной стоимостью. С вводом в действие новых мощностей по глубокой переработке древесины будет создана новая структура лесопромышленного производства (в Еравнинском и Муйском районах).

Особенностью для Республики Бурятия является воздействие "байкальского фактора" - особые условия природопользования, которые определяют повышенные капитальные затраты и низкую конкурентоспособность продукции. В соответствии с этим будет расширено применение экологически чистых и высоких технологий при добыче и переработке минерального сырья, лесных и других ресурсов. Создание здесь зоны опережающего экономического развития со специальным правовым режимом осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (налоговые и прочие меры государственной поддержки) позволит сократить отставание Республики Бурятия от других субъектов Российской Федерации в части уровня социально-экономического развития.

Расселение в Республике Бурятия будет развиваться в направлении полицентрической системы, что предполагает формирование системообразующих межрайонных центров. Это потребует создания и развития градообразующей базы городских населенных пунктов, развития сети территориальных автомобильных и железных дорог, опорных поселений местных систем расселения, промышленного, лесопромышленного, агропромышленного комплексов, центров рекреации и иных важных региональных объектов.

Развитие системы расселения и экономики региона будет обеспечено реализацией ряда инфраструктурных проектов.

Планируется построить технологическую железнодорожную линию Могзон - Озерный - Новый Уоян, обеспечивающую освоение Озернинского и ряда других месторождений. Для строительства и последующей эксплуатации Мокской ГЭС будет построена железнодорожная линия от станции Витим до Мокской ГЭС, а также линия от станции Таксимо до Цементного завода.

Планируется реконструкция автомобильной дороги Улан-Удэ - Кяхта - граница с Монголией (А-165). Получит развитие сеть территориальных автодорог Республики Бурятия. Будет реконструирована автодорога Улан-Удэ - Турунтаево – Курумкан - Новый Уоян (Баргузинский тракт). В результате этого появится возможность выхода из южных районов Республики Бурятия на автомобильную дорогу Северобайкальск - Кичера - Новый Уоян, далее на Усть-Кут на западе, до Чары (Забайкальский край) на востоке, Бодайбо (Иркутская область) и Ленска (Республика Саха (Якутия)) на севере, откроется доступ к освоению минерально-сырьевых ресурсов зоны Байкало-Амурской магистрали, строительству каскада гидроэлектростанций на реке Витим.

Намечена реконструкция автодорог Гусиноозерск - Петропавловка - Закаменск - Нурта - граница с Монголией к пункту пропуска "Айнек-Гол", Нижний Бургултай - Желтура - граница с Монголией, а также Монды - Орлик - Хужир.

Необходимо построить автомобильную дорогу Улан-Удэ - Романовка - Хиагда - Багдарин - Таксимо - Бодайбо. Это позволит освоить Чайское сульфитное медно-никелевое месторождение, Аиктинское и Болаиктинское месторождения известняка и алевролита, Орекитканское месторождение молибдена, Хиагдинское месторождение урана, а также лесные ресурсы Северобайкальского и Муйского районов. Намечено строительство притрассовой автомобильной дороги в зоне Байкало-Амурской магистрали Даван - Витим. Она обеспечит продолжение формирования межрегионального транспортного коридора Усть-Кут - Магистральный - Кунерма - Новый Уоян - Таксимо - Витим, связь Северобайкальского района с Иркутской областью и Муйского района с Забайкальским краем.

Для развития транспортной инфраструктуры на озере Байкал предполагается строительство и реконструкция причальных сооружений в пос. Усть-Баргузине, г. Бабушкине и пос. Нижнеангарске.

В целях инфраструктурного обеспечения социально-экономического развития Республики Бурятия необходимо развитие генерирующих мощностей и дальнейшее сетевое строительство.

Строительство второй очереди ТЭЦ-2 в г. Улан-Удэ позволит решить проблему низкой надежности энергоснабжения столицы. Большое значение для повышения надежности энергоснабжения г. Улан-Удэ имеет дополнительное сетевое строительство (подстанция (500 кВ) Улан-Удэ, воздушные линии электропередачи (500 кВ) Гусиноозерская ГРЭС (Ключи) - Улан-Удэ). Реконструкция теплосети г. Улан-Удэ необходима для обеспечения взаиморезервирования между источниками тепла ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2.

Развитие крупнейших объектов энергетической инфраструктуры на территории Республики Бурятия, в частности включение транзита Иркутск - Бурятия - Чита на проектное напряжение (500 кВ) и строительство Мокской ГЭС, а также увеличение мощности Гусиноозерской ГРЭС, позволит осуществить дальнейшее сетевое строительство в пределах Республики Бурятия для обеспечения электроснабжения перспективных потребителей и развития приоритетных отраслей. Строительство воздушной линии электропередачи (220 кВ) Татаурово - Горячинск - Баргузин необходимо для освоения в полной мере туристско-рекреационных зон "Байкальская гавань" озера Байкал. Для развития горнодобывающей отрасли Республики Бурятия, включая освоение Хиагдинского, Ермаковского и Назаровского месторождений и развитие Озерного горно-обогатительного комбината, необходимо построить воздушную линию электропередачи (220 кВ) Улан-Удэ - Хоринск - Еравна. Строительство воздушной линии электропередачи
(220 кВ) Мокская ГЭС - Орекиткан обеспечит выдачу мощности Мокской ГЭС и освоение Орекитканского месторождения.

Важным направлением развития энергетики Республики Бурятия является освоение возобновляемых источников энергии, включая строительство малых гидроэлектростанций, солнечных коллекторов для горячего водоснабжения, ветряных электростанций и биоэлектростанций. Развитие возобновляемых источников энергии будет способствовать рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов территории и повысит уровень энергетической безопасности ряда районов Республики Бурятия.

Предусматривается развитие газификации Республики Бурятия за счет поставки сжиженных углеводородных газов из соседних регионов, прежде всего Иркутской области.

По обеспеченности дошкольными учреждениями Республика Бурятия занимает 78 место среди субъектов Российской Федерации. Для удовлетворения потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений и снятия социальной напряженности среди населения по определению детей в детские сады предусматривается расширение сети дошкольных учреждений в г. Улан-Удэ и районах Республики Бурятия. Показатель охвата детей дошкольными образовательными услугами предполагается достичь 90 процентов к 2012 году. Необходимо внедрять и другие формы работы, в частности переход дошкольных образовательных учреждений в категорию автономных учреждений, создание негосударственных дошкольных учреждений и других современных форм организации дошкольного образования.

Сельские школы Республики Бурятия составляют 78 процентов общего количества школ Республики, малокомплектные - 39 процентов. Значительная часть расходов приходится на затраты, непосредственно не влияющие на качество образования, в том числе на обслуживание и ремонт зданий, оплату коммунальных услуг и электроэнергии и др., что усиливает экономическую неэффективность малокомплектной школы.

Одной из ключевых задач общего образования является работа по благоустройству и оснащенности школ на уровне современных требований. В ряде районов предусматривается строительство новых школ.

Реализация приоритетного национального проекта "Образование" и комплексного проекта модернизации образования позволила закрепить системные изменения, создать новые проекты в целях повышения эффективности образования и оптимизации расходования бюджетных средств. В связи с этим необходимо продолжить внедрение механизмов, предусмотренных комплексными проектами модернизации образования.

Для развития учреждений начального профессионального образования, реализующих программы общего образования, начального и среднего профессионального образования по подготовке кадров, необходимых рабочих профессий и специалистов среднего звена, по приоритетным направлениям экономического развития Республики Бурятия необходимо укрепление учебно-производственной базы систем начального и среднего профессионального образования. Для решения этих задач предусматривается построить учебные корпуса для профессиональных училищ в Кяхтинском районе и г. Северобайкальске, реконструировать здание Бурятского республиканского педагогического колледжа.

Создание Восточно-Сибирского научно-образовательного комплекса будет способствовать решению задач по улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов и закреплению кадров в регионе с учетом геополитического положения Республики Бурятия.

Для организации повышения квалификации педагогических кадров предполагается построить Всероссийский дом учителя в районе озера Байкал. В целях оздоровления, активного отдыха и реализации молодежных инициатив детей и молодежи из регионов Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья необходимо построить Всероссийский молодежный центр "Байкал".

Состояние здоровья населения Республики Бурятия характеризуется широким распространением эндокринной патологии, в частности заболеваниями щитовидной железы, являющимися следствием эндемичности территории по йододефициту, заболеваний органов пищеварения и дыхания, занимающих 3-е место в структуре общей заболеваемости, а также социально обусловленных заболеваний, в частности ВИЧ-инфекции и инфекционных заболеваний. Республика Бурятия входит в число субъектов Российской Федерации с высоким уровнем заболеваемости туберкулезом. Для решения этой проблемы необходимо обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, а также проведение профилактических мероприятий.

Высокие показатели рождаемости по сравнению с другими регионами Дальнего Востока и Байкальского региона обусловливают естественный прирост населения. При этом уровень смертности населения в трудоспособном возрасте значительно превышает аналогичный показатель по Российской Федерации за счет заболеваний, обусловленных рядом причин. Для обеспечения доступности медицинской помощи в Республике Бурятия предусматривается совершенствовать первичную медико-санитарную помощь путем развития системы института семейного врача.

Для развития системы здравоохранения предполагается проведение мероприятий по развитию первичной медико-санитарной помощи населению, охране материнства и детства, улучшению репродуктивного здоровья, предупреждению и борьбе с социально значимыми заболеваниями, повышению материально-технического потенциала медицинских учреждений и приведению объемов государственных гарантий по оказанию медицинской помощи населению в соответствие с их ресурсным обеспечением.

Для дальнейшего развития первичной медико-санитарной помощи планируется строительство муниципальных учреждений здравоохранения. Получит дальнейшее развитие и традиционная восточная медицина. Планируется завершить строительство Центра восточной медицины в г. Улан-Удэ, получат развитие его филиалы в районах Республики Бурятия.

С целью развития службы охраны материнства и детства планируется реконструкция Республиканского перинатального центра, строительство городского родильного дома в г. Улан-Удэ, что позволит улучшить качество службы родовспоможения.

Предусматривается построить или реконструировать многие объекты здравоохранения республиканского уровня, в том числе республиканскую клиническую больницу, детскую республиканскую клиническую больницу и др.

В целях снижения смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний в Республике Бурятия предполагается создание сердечно-сосудистого центра на базе Республиканской клинической больницы имени Н.А.Семашко с отделениями в 2 районах Республики Бурятия.

Реконструкция и строительство базового медицинского колледжа в г. Улан-Удэ позволит улучшить качество подготовки средних медицинских работников и обеспечить кадрами медицинские учреждения Республики Бурятия.

С целью сохранения культурного наследия Республики Бурятия и укрепления материально-технической базы учреждений культуры планируется реконструкция крупных учреждений культуры, в частности Бурятского государственного академического театра оперы и балета и Республиканского художественного музея.

В рамках совершенствования системы информационно-библиотечного обслуживания планируется реконструкция Национальной библиотеки Республики Бурятия для размещения филиала Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина, а также создание сети центров доступа к информации на базе муниципальных библиотек.

Обеспечение доступа к культурным ценностям различных групп граждан предполагается осуществлять путем увеличения количества фестивалей, театрально-зрелищных мероприятий, гастролей и выставок, распространения новой информационной техники и технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций, а также проведения реэкспозиций Музея природы Бурятии, Музея истории Бурятии и др.

Предусматривается формирование экономических механизмов, направленных на создание системы грантов для финансирования творческих проектов учреждений культуры.

Сеть спортивных сооружений Республики Бурятия включает 1543 единицы, в том числе 18 стадионов, 449 спортивных залов, 10 плавательных бассейнов и 879 плоскостных спортивных сооружений. При этом уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями в Республике Бурятия составляет лишь 35,2 процента.

Ежегодно на территории Республики Бурятия проводятся более 700 физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, среди которых Всероссийский турнир по стрельбе из лука "Стрелы Гэсэра" и международный турнир по вольной борьбе.

Развитие физической культуры и спорта в Республике Бурятия направлено на развитие спортивно-досуговой и спортивно-туристской инфраструктуры. Планируется построить многофункциональный физкультурно-оздоровительный комплекс в г. Улан-Удэ. Важными направлениями развития спорта в Республике Бурятия являются:

создание системы взаимодействия между общеобразовательными учреждениями всех типов, в том числе школами, детскими садами, университетами, колледжами и др., и учреждениями дополнительного образования детей спортивной направленности;

введение в образовательных учреждениях всех уровней факультативных спортивных уроков по видам спорта, пользующимся популярностью в Республике Бурятия;

восстановление системы проведения первенств по различным видам спорта между общеобразовательными учреждениями на местном, региональном и межрегиональном уровнях.

Развитие массового спорта предполагается осуществлять с учетом максимального использования возможностей и перспектив развития инфраструктуры спорта высших достижений, в частности укрепление и развитие центров спортивной подготовки и спортивных клубов, училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, а также создание благоприятных социально-бытовых условий спортсменам, тренерам и специалистам сборных команд. Предусматривается повысить интенсивность использования спортивной инфраструктуры спорта высших достижений и особенно его тренерского потенциала.

Наряду с развитием спорта высших достижений предусматривается реализация комплекса мер, направленных на формирование мотивации здорового образа жизни, повышение интереса к спорту, улучшение физической подготовленности населения, в первую очередь среди детей и учащейся молодежи. Для реализации этой задачи планируется на берегу озера Байкал построить спортивно-оздоровительный лагерь "Байкальский Артек".

В рамках развития коммунальной инфраструктуры необходимо осуществить реконструкцию и модернизацию существующих систем водоотведения с высокой степенью износа, а также строительство новых объектов водоочистки. Предполагается проведение реконструкции и модернизации существующих систем водоснабжения с высокой степенью износа, строительство новых объектов водоснабжения, реконструкции и модернизации существующих систем теплоснабжения с высокой степенью износа, в том числе перевод котельных с жидкого топлива на уголь, строительство новых объектов теплоснабжения, а также строительство объектов утилизации твердых бытовых отходов.

В Республике Бурятия предусматривается продолжение реализации республиканских адресных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе разработка региональной программы в зоне Байкало-Амурской магистрали.

Жилищный фонд, введенный в эксплуатацию в период строительства Байкало-Амурской магистрали, полностью амортизирован и подлежит сносу. В целях решения вопроса переселения граждан из непригодных для проживания жилых домов предполагается реализация проекта, предусматривающего строительство жилья в Северобайкальском, Муйском районах и г. Северобайкальске взамен сносимого ветхого и аварийного жилищного фонда с модернизацией объектов коммунальной инфраструктуры. Реализация проекта позволит решить проблему переселения граждан, проживающих в вагончиках, щитовых домах и балках.

Решение жилищных проблем Республики Бурятия будет происходить с использованием инновационных технологий в процессе капитального ремонта. При этом необходимо использовать новые технологии жилой застройки на базе старых 5-этажных домов, обеспечивающие санацию ограждающих конструкций зданий, снижающие тепловые потери и повышающие сейсмоустойчивость зданий.

Показатели социального и экономического развития Республики Бурятия до 2025 года приведены соответственно в приложениях № 19 и 20.


следующая страница >>

Смотрите также:
В центральной экологической зоне в границах Республики Бурятия расположены 9 из 23 муниципальных образований Республики Бурятия большая часть Кабанского, Прибайкальского, Баргузинского, Северо-Байкальского районов, г
1156.34kb.
12 стр.
Конкурс проводится в целях привлечения молодежи к решению острых проблем территорий муниципальных образований Республики Бурятия
99.21kb.
1 стр.
Перечень основных функций консультанта отдела системы индикативного управления Министерства экономики Республики Бурятия
23.14kb.
1 стр.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства экономики Республики Бурятия на 2011-2013 годы
1458.34kb.
10 стр.
Рустам Исхаков: Совет муниципальных образований Республики Башкортостан становится новой формой корпоративной работы муниципальных образований
48.74kb.
1 стр.
Министр образования и науки Республики Бурятия А. В. Дамдинов
146.29kb.
1 стр.
Отчетность через Интернет – быстро, надежно, удобно!
12.42kb.
1 стр.
Владимир Мельников, кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса
48.32kb.
1 стр.
Задача по содействию: Развитию трудовых ресурсов, повышению уровня занятости населения
118.61kb.
1 стр.
Город улан-удэ ресурс социально-экономического развития республики бурятия
62.3kb.
1 стр.
Методические рекомендации по созданию, задачам и функциям спасательных служб муниципальных образований и организаций
759.99kb.
9 стр.
Закон Республики Бурятия «О некоторых вопросах налогового регулирования»
98.39kb.
1 стр.