Главная страница 1страница 2 ... страница 13страница 14

Утверждена

Директором МОУ Подколодновской СОШ

__________ Л.И.Лукина

Приказ № 50 от «26» августа 2011г.



Рассмотрена

Управляющим Советом

МОУ Подколодновской СОШ

Протокол № 1 от «25» августа 2011г





Принята

педагогическим советом

МОУ Подколодновской СОШ

Протокол № 1 от «26» августа 2011г



ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


МОУ Подколодновской СОШ

Богучарского муниципального района Воронежской области
на период 2011-2015 год


2011 год

Основные разделы

основной образовательной программы начального общего образования

МОУ Подколодновской СОШ
Раздел 1. Пояснительная записка.

Раздел 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Раздел 3. Содержание образования. Учебный (образовательный) план.

Раздел 4. Программа формирования универсальных учебных действий.

Раздел 5. Программы рабочих учебных программ, курсов, модулей и метапрограмм.

Раздел 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Раздел 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Раздел 8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися Образовательной программы лицея.

Приложения.

  1. Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС (Приложение № 1)

  2. Основные понятия программы. Используемые сокращения (Приложение № 2).

  3. Примерная форма общественного договора (Приложение № 3).

  4. Материалы к программе формирования универсальных учебных действий (Приложение № 4)

  5. Рабочие программы по учебным предметам учебного плана (Приложение № 5).

  6. Рабочие программы и материалы внеурочной деятельности (Приложение № 6).

  7. Материалы к программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (Приложение № 7).

  8. Программа развития МОУ Подколодновской СОШ на 2011-2015гг «Школа здоровья» (папка).

  9. Материалы по системе оценки достижения планируемых результатов (в тексте ООП НОО, Приложение № 8).


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Информационная справка
Общие сведения об образовательном учреждении

Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Подколодновская средняя общеобразовательная школа

Юридический адрес:

396788 Воронежская область,

Богучарский район,

с. Подколодновка, ул.Мира, д.21А



Место ведения образовательной деятельности:

396788 Воронежская область,

Богучарский район,

с. Подколодновка, ул.Мира, д.21А


телефоны: 8(47366)4-31-18










факс: 8(47366)4-31-18










е-mail Podsoh2009@yandex.ru










Учредитель: Отдел по образованию администрации Богучарского муниципального района

Директор: Лукина Лидия Ивановна

Место регистрации Устава: Межрайонная ИФНС России №6 по Воронежской области

ИНН образовательного учреждения

3603006061

Лицензия

Серия А № 301492 Регистрационный № И-1020

от

27.10.2010г

Выдана Инспекцией по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области

Срок окончания действующей лицензии: 27.10.2016г

Свидетельство о государственной аккредитации

Серия ГА 026067 , регистрационный номер № ИН-0202

от 26.05.2009г

Выдано Инспекцией по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области



Характеристика контингента обучающихся


Структура контингента

Начальное общее образование

школа


Основное общее образование

Среднее (полное)

общее образование



Всего

Количество обучающихся

57



90


15


162


Общее количество классов,

в том числе:



4


6


2


12


-общеобразовательных,

в том числе




4


6


2


12

- профильных групп

Направленность:

- социально-экономическая


-


-

2

2

Средняя наполняемость классов – 14 учащихся

Количество групп продленного дня – 2 (по заявлению родителей (законных представителей)



Характеристика педкадров

Педагогический коллектив: общая численность – 19 чел.
Характеристика педколлектива по образованию

Высшее образование 16 чел – 84 %, среднее специальное 3 чел –16%.





Характеристика педколлектива по итогам аттестации

Высшая квалификационная категория 2 человека –10,7 %;

Первая квалификационная категория 16 человека – 84 %

Вторая квалификационная категория 1 человек –5,3 %





Ведомственные знаки отличия

Отличник народного образования – 3 чел

Почетный работник общего образования РФ- 2 чел

Почетная Грамота министерства образования и науки РФ – 7 чел

Почетный работник Богучарского района – 2 чел



Разработчики программы: Педагогический коллектив школы, представители органов государственно-общественного управления, родительской общественности;

Исполнители Программы: Педагогический и ученический коллективы школы, администрация, родительская общественность, социальные партнеры школы.

Основной целью образовательной программы школы является обеспечение доступности и качества образовательных услуг все уровней и форм получения общего образования в соответствии с потребностями и возможностями каждого обучающегося через территориальную интеграцию усилий педагогов и их социальных партнеров.

С 2006 по 2010 год школа являлась районной экспериментальной площадкой по направлению «Школа полного дня» (приказ отдела по образованию администрации Богучарского муниципального района № 166-1 от 21.08.2006г). Школа полного дня помогла решить практически весь комплекс социальных и психолого-педагогических задач, при этом, не ослабляя, а усиливая взаимосвязь школы с семьей, внешкольными учреждениями, социумом. Эта школа дала возможность избежать многих сложностей в организации учебного процесса в условиях профилизации школы, обеспечить свободный выбор учащимися занятий по интересам, построение гибкого режима, учитывающего семейную ситуацию и индивидуальные особенности каждого ребенка.

С января 2011 года в школе начал реализовываться эксперимент на муниципальном уровне по осуществлению инновационного проекта «Школа здоровья» (приказ отдела по образованию администрации Богучарского муниципального района № 15/1 от 28.01.2011г), целью которого является формирование высокой мотивации ведения здорового образа жизни учащихся и выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющей личности понимать обязанность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

С первых дней обучения в МОУ Подколодновской СОШ организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, включающее: организацию оптимального режима обучения (расписание учебных занятий); мониторинг здоровья учащихся (с целью коррекции режима обучения); оказание индивидуальной помощи учащимся и родителям со стороны социального педагога, классных руководителей при наличии проблем в обучении и воспитании.

Совместно со специалистами Подколодновской врачебной амбулатории и Богучарской ЦРБ систематически проводится диагностика состояния здоровья обучающихся школы. Автономной некоммерческой организацией «Центр офтальмологической помощи» был проведен мониторинг зрения учащихся и работников школы.

На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает ее расположение вблизи районного центра. Культурный центр – ДК, функционирует библиотека, Интернет-зал, организована работа кружков. Дети имеют возможность посещать школу искусств. Таким образом, воспитательная система школы ориентируется в основном на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической и природной среды.

Начальная школа занимается в режиме 5-ти дневной учебной недели. Учебные кабинеты начальной школы оснащены необходимым оборудованием (мебель, аудио-, видеотехника, библиотека художественной и методической литературы). Кроме того классы оснащены наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и другими средствами.

Учебная деятельность начальной школы организована на основе программ учебно-методических комплектов: «Школа России», развивающей системы Занкова, вошедших в федеральный перечень.

Дидактические системы, используемые в начальной школе, носят вариативный характер (при этом доминирует деятельностный подход) и адаптируются к индивидуальным особенностям учащихся.



Технологии, используемые в МОУ Подколодновской СОШ учителями начальных классов:

  • безотметочного обучения – безотметочная система оценивания на протяжении обучения в 1 классе, 2 класс (1 полугодие по развивающей системе Занкова), обучение детей само- и взаимооцениванию;

  • коллективные формы обучения, предполагающие приоритетное развитие учебной деятельности, творческой и поисковой активности во всех сферах школьной жизни, в том числе, и в учении;

  • коммуникативные технологии и технологии учебного сотрудничества – существенное расширение видов совместной работы учащихся, диалоговых форм работы, коммуникативного опыта учащихся в совместной учебной деятельности;

  • развивающего и проблемного обучения;

  • проектно-исследовательские;

  • игровые технологии, способствующих решению основных учебных задач как на уроке, так и за его пределами.

  • информационные технологии.

Данные технологии соответствуют требованиям по реализации концепции системно- деятельностного подхода, заложенной в ФГОС.



1.2. Общая характеристика основной образовательной программы начального общего образования.
1.2.1. Место ООП НОО МОУ Подколодновской СОШ в структуре ОП ОУ.
В законе РФ «Об образовании» образовательная программа школы является одним из документов, регламентирующих содержание образования с учетом вида учреждения общего образования, состава учащихся, места расположения и педагогических возможностей школы (ст. 9, п. 6).

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.



Образовательная программа рассматривается Управляющим Советом школы, принимается педагогическим коллективом и родительским сообществом. Образовательное учреждение МОУ Подколодновская СОШ несет ответственность за выполнение своей образовательной программы перед родителями учащихся и учредителем, что фиксируется в общественном договоре между родителями, школой и учредителем. Ежегодно директор школы выступает с публичным докладом о выполнении образовательной программы школы, который публикуется на сайте школы (www.podkolodn07.narod.ru)

Программа МОУ Подколодновской СОШ построена на основе принципов: гуманизации и культуросообразности, целостности и вариативности, индивидуализации и дифференциации, преемственности, открытости, творческой активности личности и основных принципов дидактики и отражает основные принципы обучения:

  • деятельностно - ориентированные (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)

  • целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения;

  • приоритет самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения;

  • включения опыта ребенка в процесс обучения;

  • создания каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой.

1.2.2. Общая характеристика ООП НОО МОУ Подколодновской СОШ

Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП НОО) МОУ Подколодновской СОШ разработана администрацией, коллективом педагогов, родителей начальной школы МОУ Подколодновской СОШ на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарта), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373. Образовательная программа разработана с учетом предложений «Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения, Начальная школа» (М.: Просвещение, 2010), сформирована с учётом особенностей первой ступени образования как фундамента последующего обучения, которые связаны с изменениями при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - переходом к учебной деятельности, освоения новой социальной позиции, принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, формировании у школьника способности к реализации своей деятельности. Срок реализации программы – 4 года.



Структура основной образовательной программы начального общего образования МОУ Подколодновской СОШ соответствует требованиям стандартов и включает:


  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • содержание образования. Учебный план начального общего образования;

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программу духовно-нравственного развития;

  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • систему оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Образовательная программа начального общего образования МОУ Подколодновской СОШ создана с учетом особенностей и традиций образовательного учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности; а так же с учетом профессионализма педагогического коллектива, школьных традиций внеклассной и воспитательной работы, возможностей социальных партнеров, контингента учащихся микрорайона, территориально закрепленного за школой; личностного и профессионального потенциала родителей, запросов учащихся и родителей в сфере образования, особенностей материально-технической базы.

Специфика кадров МОУ Подколодновской СОШ определяется высоким уровнем профессионализма, высоким инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческого потенциала детей. Большинство педагогов прошли обучение и владеют современными образовательными технологиями и проходят переподготовку по теме: «ИКТ - компетентность». Учитель 1 класса прошла профессиональную подготовку на базе ВОИПКиПРО в связи с введением ФГОС. 70 % педагогов начальных классов имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг собственной образовательной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов.

Анкетирование родителей показало высокий авторитет ОУ. Более 75% родителей выбирают обучение в МОУ Подколодновской СОШ из соображений лучшего образования и воспитания ребенка, хорошего и устойчивого авторитета школы, и только 25 % - по мотивам территориальной близости. Кроме того, родители отмечают положительный психологический климат, царящий в школе, дисциплину, стабильность педагогических кадров, порядок. В школе много лет действует «Родительский лекторий». Программа «Родительского лектория» нацелена на активное включение родительского потенциала в образовательное пространство школы, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания через систему нетрадиционных мероприятий (начиная с предшкольной подготовки): тренингов, семинаров-практикумов, коллективно-творческих дел. Родители принимают непосредственное участие в решении управленческих вопросов через Управляющий Совет школы.

Анализ контингента обучающихся школы позволил определить приоритетные направления в реализации данной образовательной программы: создание необходимых условий для расширения кругозора, социального опыта обучающихся, формирование коммуникативной культуры через использование социальных практик и проектов, через активное вовлечение семьи в образовательный процесс, развитие толерантности как фактора успешной социализации личности младших школьников.

Учитывая традиции школы, социальный заказ родительской общественности, особенности ученического контингента обучающихся, начальная школа решает задачи развития ребенка в образовательной деятельности по трем основным линиям:


  • Социальное развитие – акцентируется социальная зрелость ребенка в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонента (речь и речевое общение). Воспитание патриотизма и любви к Родине через национальные и семейные ценности и традиции.

  • Познавательное развитие – развитие у детей умения выбирать необходимую информацию, обобщать способы и средства построения собственной деятельности; способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой, формирование элементарных математических представлений).

  • Эстетическое развитие – формирование художественных способностей (музыкальных, литературных, к изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.
Виды деятельности младшего школьника:

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа)

  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами)

  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)

  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях )

  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.

Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Программа, предусматривает:

– достижение планируемых результатов освоения Основной образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

– выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему внеурочной деятельности (кружков и секций), организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития учащихся, психологическое сопровождение детей;

– организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

– участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

– использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

– возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (округа, района) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.



Цель основной образовательной программы начального общего образования МОУ Подколодновской СОШ: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

Данная цель соотносится с миссией образовательной программы МОУ Подколодновской СОШ: миссией школы является образование, ориентированное на самореализацию и самосовершенствование личности с учетом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия ее нравственного и интеллектуального потенциала, физического и социально-культурного развития.


Задачи ООП НОО МОУ Подколодновской СОШ:

  1. Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, как организационно-педагогический компонент формирования основ здорового образа жизни и безопасного поведения.

  2. Создавать условия для достижения обучающимися в начальной школе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

  3. Обеспечивать формирование универсальных учебных действий в целостном образовательном процессе за счет интеграции содержания учебного, воспитательного процессов и системы дополнительного образования.

  4. Осуществлять психолого-педагогическую поддержку познавательной мотивации обучающихся, развивать готовность и способности к сотрудничеству и совместной деятельности на уровнях: «ученик – учитель», «ученик – ученики», ученики – ученики».

  5. Развивать основы духовно-нравственной культуры и нравственного поведения.

  6. Формировать готовность к рефлексии – важнейшему качеству, определяющему направленность на саморазвитие и реализацию творческого потенциала.

В предыдущие годы начальной школой МОУ Подколодновской СОШ были достигнуты следующие качественные характеристики:

  • основной процент выпускников начальной школы сохраняет высокую мотивацию к обучению, активной познавательной, креативной и социальной деятельности;

  • выпускники начальной школы являются субъектами достаточного уровня коммуникативной включенности, о чем свидетельствуют: свободное межличностное общение, высокая способность к монологичной речи, развитие навыков и способностей к письменной речи, освоение на пользовательском уровне основ компьютерной грамотности; начальное владение иностранным языком;

  • учащиеся являются носителями культуры здоровья;

  • дети знают культуру своей страны, отличаются толерантностью, воспитанностью, высокой организацией;

  • выпускники начальной школы отличаются готовностью к активному непрерывному образованию.

Эти показатели отвечают требованиям качества образовательного процесса и работают на достижение модельных характеристик выпускника первой ступени обучения.

Портрет выпускника начальной школы.

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Ожидаемые образовательные результаты ООП НОО:

  • сформированность предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

  • овладение навыком учиться, то есть способностью к самоорганизации с целью решения учебных задач;

  • приобретение системы ценностей, толерантности, патриотизма;

  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции;

  • приобретение социального опыта, практической направленности знаний, развитие способности применять полученные знания на практике.

Образовательная программа начального общего образования направлена на удовлетворение потребности:

  • учащихся - в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

  • общества и государства - в реализации программ развития личности, направленных на формирование, способностей к продуктивной, творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуально развитой личности.

  • Подколодновского сельского поселения - в сохранении и развитии традиций села, его культуры и быта.


Программа адресована:

Учащимся и родителям

  • для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;

  • для определения ответственности за достижение результатов образовательной деятельности между школой, родителями и обучающимися и возможностей для взаимодействия;

Учителям

  • для углубления понимания смыслов образования и как ориентир в практической образовательной деятельности;

Администрации

  • для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися образовательной программы;

  • для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (учеников, родителей, администрации, педагогических работников и др. участников);

Учредителю и органам управления

  • для повышения объективности оценивания образовательных результатов учреждения в целом;

  • для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности школы.

Содержание образовательного процесса МОУ Подколодновской СОШ учитывает, с одной стороны, требования государственного стандарта нового поколения, с другой стороны – особенности контингента учащихся, их интересов и образовательных потребностей, что отражено в рабочих программах по учебным предметам и внеучебной деятельности.

Внеучебная образовательная деятельность МОУ Подколодновской СОШ предусматривает восемь направлений (научно-техническое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое, патриотическое, социально-педагогическое, эколого-биологическое, естественнонаучное) и организуется в различных формах (клубы, секции, кружки, общественно-полезная деятельность, социальная практика и т.п.), выбирается самим обучающимся и не входит в максимально допустимую учебную нагрузку.

В рамках внеучебной деятельности МОУ Подколодновская СОШ осуществляет сотрудничество:



Реализация в полном объеме часов внеучебной деятельности возможна в МОУ Подколодновской СОШ благодаря сложившейся системе воспитательной работы. Внеучебная деятельность реализуется в школе за счет:



  • кружковой работы, проводимой педагогами дополнительного образования;

  • выполнения комплексно-целевых программ: «Программа деятельности школьного музея боевой и трудовой славы» (по воспитанию патриотизма), «По законам добра» (духовно-нравственное направление), «Шаги к здоровью» (физкультурно-спортивное направление, «Программа по развитию организации школьного питания» (ЗОЖ), «От чистого истока» (эколого-биологическое направление), «Мир моих увлечений» (художественно-эстетическое, туристко-краеведческое, научно-техническое, естественно-научное, духовно-нравственное) ;

  • реализации учителями начальных классов программ внеучебной деятельности, входящих в выбранные ими УМК;

  • авторских программ внеучебной деятельности, разработанных воспитателями, учителями начальных классов

1.2.3. Основные этапы реализации ООП НОО

Основная образовательная программа начального общего образования в МОУ Подколодновской СОШ построена в соответствии с возрастными особенностями и возможностями младших школьников. В психолого-педагогической науке изучены и обозначены внутри младшего школьного возраста переходные и стабильные периоды развития личности ребенка: первый образовательный переход (детский сад-школа) первая четверть 1 класс; более или менее стабильный период (вторая четверть 1 класса - первое полугодие 4 класса); второй образовательный переход (четвертая четверть 4 класс - 5 класс). С учетом этих трех этапов становления личности младшего школьника была разработана ООП.

Данный раздел спроектирован силами методического объединения учителей начальных классов и администрации школы. В связи с тем, что учебный год соответствует этапам разворачивания учебной деятельности в классе, в ООП НОО МОУ Подколодновской СОШ выделены три его фазы: фаза совместного проектирования и планирования задач учебного года (фаза «запуска»); фаза постановки и решения учебных задач года; рефлексивная фаза учебного года.


Этапы организации

образовательного процесса

Педагогические действия

Промежуточные результаты

1 этап

первая четверть первого класса

(адаптационный период)


Обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни.


1) определить количественный и качественный прирост в предметных способах/средствах действия, компетентностях и социальном опыте;

2) оценить возможности первоклассников действовать в нестандартных условиях в малой группе;

3) восстановить и осмыслить собственный путь движения в учебном материале года (описание маршрута движения по "карте" знаний, определение достижений и проблемных "точек" для каждого ученика класса);

4) собрать все материалы в общий портфолио;

5) предъявить личные достижения и достижения класса



2 этап

Второе полугодие первого класса-первое полугодие четвертого класса




Конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса

Придумывание игр с правилами (практика первоначального конструирования); спортивные игры, требующие разметки площадок «городки», «вышибалы», «русская лапта» (практики измерения и отмеривания); сбор и коллекционирование разнообразных искусственных и естественных объектов (камни, сорта бумаги, листья и др.); конструирование (архитектурное и др.); практика мелких движений (каллиграфия, вышивание, движения кистью, вязание узлов и др.); словесные игры (конструирование слов и предложений из кассы букв и др.); предметные преобразования («как сделать, чтобы…», «что будет, если…); слушание и чтение различных литературных произведений; речевые практики (рассказывание историй, придумывание окончания и начала историй, составление загадок), спортивные игры (футбол, баскетбол) и тренировки, обеспечивающие физическую готовность к ним.



диагностика уровней освоения действий младших школьников по основным учебным предметам: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение.


3 этап

Второе полугодие 4 класса -5 класс



Построить отсутствующий в современной педагогической практике главный, постепенный, некризисный переход школьников с начальной на основную ступень образования:

1) разработка сценариев каждого дня образовательного модуля;

2) фиксация результатов наблюдений педагогов и пятиклассников;

3) организация разновозрастного сотрудничества первоклассников и пятиклассников;

4) организация работы детей в разных образовательных пространствах, в разных коллективных формах (группа, пара, класс)

5) проведение диагностики;

6)обработка результатов диагностики (характеристики);

7)проведение детских и родительских рефлексий



1)проведение проектной предметной задачи;

2)проведение итоговых проверочных работ по 4 предметам;

3)подготовка к презентации и презентация учащимися собственных достижений за учебный год:

-восстановление "маршрута" движения по карте "знаний";

-написание рефлексивных сочинений и анкетирование учащихся;

-подготовка "портфеля" класса (ученика) и представлений достижений класса как общности;

-публичное представление личных достижений учащихся и класса.




Фаза совместного проектирования и планирования учебного года (сентябрь месяц)

Основными задачами первой фазы учебного года являются :



  • Предоставление возможности младшим школьникам определить стартовый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего обучения;

  • Проведение коррекции знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, восстановить навыки, которые могли бы быть утрачены в ходе летнего перерыва;

  • Создание ситуации, требующей от учеников определения границы своих знаний и очерчивания возможных будущих направлений учения.

Для решения этих задач внутри первой фазы учебного года выделяется четыре последовательных этапа совместных действий учащихся и учителя:

1 этап – проведение стартовых проверочных работ по основным учебным предметам;

2 этап – коррекция необходимых для данного учебного года знаний (способов/средств предметных действий) на основе данных стартовых работ через организацию самостоятельной работы учащихся;

3 этап – определение границ знания и незнания в каждом учебном предмете; фиксация задач года и форма их представления;

4 этап – представление результатов самостоятельной работы учащихся по коррекции их знаний.

Фаза совместной постановки и решения системы учебных задач (октябрь-первая половина апреля)

В этой фазе в рамках постановки и решения учебных, учебно-практических задач создаются условия и предоставляются возможности для полноценного освоения следующих действий и систем действий:



  • инициативного поиска и пробы средств, способов решения поставленных задач, поиска дополнительной информации, необходимой для выполнения заданий, в том числе – в открытом информационном пространстве; сбора и наглядного представления данных по заданию;

  • моделирования выделяемых отношений изучаемого объекта разными средствами, работа в модельных условиях и решение частных задач;

  • самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесения средств, условий и результатов выполнения задания;

  • адекватной самооценки собственных учебных достижений на основе выделенных критериев по инициативе самого обучающегося (автономная оценка);

  • самостоятельного выполнения учащимися заданий на коррекцию своих действий, а также расширения своих учебных возможностей с использованием индивидуальных образовательных траекторий;

  • содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа);

  • самостоятельного написания собственных осмысленных и связных небольших текстов (10-15 предложений);

  • понимания устных и письменных высказываний.

Рефлексивная фаза учебного года ( вторая половина апреля – май).

Основными задачами заключительной фазы учебного года являются:



  • определение количественного и качественного прироста (дельта) в знаниях и способностях учащихся по отношению к началу учебного года;

  • восстановление и осмысление собственного пути движения в учебном материале года, определение достижений и проблемных точек для каждого ученика класса (учениками);

  • предъявление личных достижений ученика классу, учителю, родителям, предъявление достижений класса как общности (родителям, школьному сообществу).

Данная фаза имеет несколько этапов организации образовательного процесса:

1 этап – подготовка и проведение итоговых проверочных работ. Анализ и обсуждение их результатов;

2 этап - проведение межпредметного образовательного модуля в форме проектной задачи;

3 этап - подготовка и демонстрация (презентация) личных достижений



1.2.4. Условия реализации основной образовательной программы начального общего образования.

1.2.4.1. Кадровые условия реализации основной образовательной программы.

Педагогическом коллектив МОУ Подколодновской СОШ представлен следующими специалистами: учителя-предметники, социальный педагог, воспитатели ГПД, библиотекарь, педагоги дополнительного образования. Образовательное учреждение укомплектовано педагогическими, руководящими и иными работниками. Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.



Начальная школа полностью укомплектована педагогическими работниками. 25% учителей прошли курсовую подготовку по программе дополнительного профессионального образования по теме «Реализация стандартов второго поколения» в объеме 72 часов. Кадровые условия реализации ОП обеспечивают необходимое качество и постоянное совершенствование профессиональной деятельности работников образовательного учреждения. В учреждении создана система непрерывного, профессионального развития педагогических работников.

Характеристика педагогических кадров НОО

Всего педагогов

Образование

Стаж

Квалификационная категория

Отраслевые награды

высшее

среднее-спец

10-15 лет

Более 25 лет

I

Почетный работник общего образования

Грамота Министерства образования

4

2

2

2

2

4

1

1

Перечень специалистов начального образования, обеспечивающих реализацию ФГОС НОО.



Специалисты

Функции

Количество специалистов




Учитель

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса

4




Заместитель директора по ВР

Отвечает за организацию внеучебных видов деятельности младших школьников во внеурочное время

1




Социальный педагог

Обеспечивает сопровождение учащихся социально-незащищенных категорий и их семей

1




Библиотекарь

Обеспечивает интеллектуальный и физический доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности учащихся путем обучения поиску, анализу, оценке и обработке информации

1




Воспитатель ГПД, педагог доп.образования

Обеспечивают реализацию внеурочной деятельности ООП НОО

5 (2+3)




Административный персонал

Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу

2




Медицинский персонал (договор с Подколодновской врачебной амбулаторией)

Обеспечивают первую медицинскую помощь и диагностику, функционирование системы мониторинга здоровья учащихся и выработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организует диспансеризацию и вакцинацию школьников.

3

Все педагоги начальных классов МОУ Подколодновской СОШ соответствуют требованиям, предъявляемым в ФГОС к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, а именно:

  


 

Компетентности учителя начальной школы, обусловленные

Требованиями к результатам освоения основных образовательных программ:

Управлять процессом личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного развития обучающихся (учащихся) и процессом собственного профессионального развития

Требованиями к структуре основных образовательных программ:

Проектировать рабочие учебные программы по предметам, внеурочной деятельности, проектировать работу классного руководителя

Требованиями к условиям реализации основных образовательных программ:

Способность эффективно использовать материально – технические, информационно- методические, ИКТ и иные ресурсы реализации основной образовательной программы начального общего образования


1.2.4.2. Финансовые и материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Структура и объем финансирования реализации ОП осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования.

Фонд учреждения складывается из средств бюджета и внебюджетных средств школы. Расходование внебюджетных средств осуществляется при согласовании с Управляющим Советом школы. Для повышения качества реализации образовательной программы школа привлекает в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований, целевых взносов физических или юридических лиц.

Принципом совершенствования экономических механизмов в сфере образования, в соответствии с Комплексной модернизацией образования принимается бюджетирование, ориентированное на результат. Основополагающей задачей в данном направлении является построение эффективных способов и механизмов реализации поставленных задач, направленных на повышение качественных результатов деятельности образовательного учреждения и педагогов.

Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения предусматривает реализацию права участия органов общественно-государственного управления ОУ в распределении поощрительных выплат стимулирующей части ФОП по результатам труда, осуществляется по представлению руководителя образовательного учреждения и с учетом мнения профсоюзной организации.

Основанием для осуществления данных выплат являются, прежде всего, результаты, а также показатели качества обучения и воспитания учащихся, выраженные в их образовательных достижениях и сформированных компетентностях.

Под компетентностями понимаются способности, личностные качества и умения учащегося решать личностно и социально значимые задачи в стандартных и нестандартных, новых ситуациях. Это отражено в новых должностных инструкциях педагогов, реализующих ФГОС НОО.

Таким образом, финансовые условия обеспечивают образовательному учреждению возможность исполнения требований Стандарта. Они отражают структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы, достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования. Финансирование ООП осуществляется в объеме установленных нормативов финансирования государственного ОУ.

ОУ обеспечено наличием в начальной школе: 4 оборудованных кабинета начальных классов, кабинет домоводства, оборудованного спортивного зала, библиотекой, столовой.

При реализации программы предусматриваются специально организованные места, постоянно доступные младшим школьникам и предназначенные для:



  • общения (пока только классная комната, пришкольный участок. Отсутствуют небольшие помещения для группового общения);

  • подвижных занятий (спортивный зал, спортивная площадка в школьном дворе)

  • спокойной групповой работы (пока только классная комната);

  • индивидуальной работы (пока только классная комната);

  • демонстрации своих достижений («Доска достижений и презентаций», выставки).

Во всех помещениях ОУ, где осуществляется образовательный процесс, нет доступа педагогов и обучающихся к информационной среде учреждения и к глобальной информационной среде.

Каждый класс начальной школы (4 помещения) имеет закрепленное за ним учебное помещение (кабинет), учебное пространство которого предназначается для осуществления образовательного процесса, внеурочной деятельности и обеспечивается столами для индивидуальной работы и центральной доской.

Для организации всех видов деятельности младших школьников в рамках ООП класс (группа) имеет частичный доступ по расписанию в следующие помещения:



  • кабинет иностранного языка;

  • компьютерный кабинет;

  • библиотека и читальный зал;

  • спортивный зал;

  • тренажерный зал;

Материально-технические условия соответствуют возрастным особенностям и возможностям обучающихся, позволяют обеспечить реализацию образовательных и иных потребностей и возможностей обучающихся (по жизнеобеспечению и безопасности, сохранению и укреплению здоровья, развитию профессионального, социального и творческого опыта обучающихся и др.).

Материально- технические условия обеспечивают:



  1. возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения ОП;

  2. соблюдение:

  • санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, воздушно-тепловому режиму, канализации, освещению);

  • санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов);

  • социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской);

  • пожарной и электробезопасности;

  • требований охраны труда;

  • своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта.


Наличие компьютерной и мультимедийной техники в кабинетах начальной школы.


Название техники

Количество, шт.

Стационарные компьютеры

1

Принтер

1

Телевизор

1

DVD

1

Магнитофоны с DVD проигрывателями

1

Материально- техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:



  • создание и использование информации;

  • создание материальных объектов;

  • физического развития, участие в спортивных соревнованиях;

  • размещение своих материалов и работ на информационном сайте школы;

  • проведение массовых мероприятий, собраний, представлений;

  • организация отдыха и питания.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Подколодновская средняя общеобразовательная школа, реализующее основную программу НОО, пока не располагает насыщенной материально-технической базой, обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности младших школьников, предусмотренной ФГОС НОО. В связи с чем, администрацией школы будет разработан план дооборудования начальных классов, в соответствие с новыми требованиями к оснащению образовательного процесса в свете ФГОС.

1.2.4.3. Учебно - методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение обязательной части ООП включает в себя: учебники, учебные пособия, справочники, хрестоматии, цифровые образовательные ресурсы, методические пособия для учителей.

Учебно-методическое и информационное обеспечение включает:



  1. параметры комплектности оснащения образовательного процесса с учетом достижений целей и планируемых результатов;

  2. параметры качества обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов;

Образовательное учреждение обеспечено учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам. Библиотека школы имеет фонд дополнительной литературы: художественную, научно-популярную; справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию ОП.

Учебно-методическое обеспечение основано на использовании в учебном процессе следующих УМК: «Школа России», и развивающей системы Занкова. Данный выбор обусловлен составом обучающихся и сделан на основании психолого-педагогической диагностики и результативности курсов по адаптации к условиям школьной жизни.




Программное обеспечение преподавания в первом классе

МОУ Подколодновской СОШ

на 2011-2012 учебный год

Предмет

Класс

Программа

Автор

Изд - во

Год

Русский язык

1

Рабочие программы.

1 – 4 классы.

Учебно – методический комплект «Школа России»


Горецкий В.Г.

Канакина В.П.



М.:

Просвещение



2011

Литературное чтение

1

Рабочие программы.

1 – 4 классы.

Учебно – методический комплект «Школа России»


КлимановаЛ.Ф.

Бойкина М.В.



М.:

Просвещение



2011

Математика

1

Рабочие программы.

1 – 4 классы.

Учебно – методический комплект «Школа России»


Моро М.И.

Бантова М.А.



М.:

Просвещение



2011

Окружающий мир

1

Рабочие программы.

1 – 4 классы.

Учебно – методический комплект «Школа России»


Плешаков А.А.

М.:

Просвещение



2011

Музыка

1

Рабочие программы.

1 – 4 классы.

Учебно – методический комплект «Школа России»


Критская Е.Д.

М.:

Просвещение



2011

Изобразитель

ное искусство



1

Рабочие программы.

1 – 4 классы.

Учебно – методический комплект «Школа России»


Неменский Б.М.

М.:

Просвещение



2011

Технология

1

Рабочие программы.

1 – 4 классы.

Учебно – методический комплект «Школа России»


Роговцева Н.И.

Анащенкова С.В.



М.:

Просвещение



2011

Физическая культура

1

Рабочие программы.

1 – 4 классы.

Учебно – методический комплект «Школа России»


Лях В.И.

М.:

Просвещение



2011


Рабочие программы по отдельным учебным предметам.

Учебные программы по предметам обеспечивают реализацию содержания образования, определённого инвариантной


следующая страница >>

Смотрите также:
Утверждена
201.02kb.
1 стр.
Утверждена указом Президента
461.81kb.
2 стр.
Утверждена указом Президента
425.89kb.
3 стр.
Программа дисциплины по кафедре автоматики и системотехники схемотехника утверждена научно-методическим советом университета для направлений подготовки (специальностей) в области техники и технологии
375.75kb.
5 стр.
Программа «Финансы» Утверждена Одобрена на заседании кафедры Учебно-методическим Советом пф гу-вшэ экономической теории
139.54kb.
1 стр.
Утверждена на заседании Государственного антинаркотического комитета 16. 10 2009 г
405.91kb.
1 стр.
Согласована: утверждена
722.27kb.
2 стр.
Утверждена
2821.09kb.
14 стр.
1. общая характеристика специальности
990.99kb.
4 стр.
Утверждена приказом Председателя Правления ао «нк «спк
932.82kb.
6 стр.
«уступка требования в свете судебно-арбитражной практики»
1329.38kb.
7 стр.
Учебно-методический комплекс для специальности: 020900 "Искусствоведение"
308kb.
1 стр.