Главная страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Артинская средняя общеобразовательная школа №1

Артинского городского округа

Методическая разработка

к открытому Уроку чтения.
«Литературное кафе «Бродячая собака»

(по поэзии «серебряного века»)

Исполнитель:

учитель русского языка

и литературы Трапезникова Л.В.

п.Арти,

2007г.
Цель занятия:


закрепить общее представление о поэзии «серебряного века» как о самой яркой странице русской поэзии по самобытности и творческой свободе;

разбудить интерес к поэтическому слову поэтов «серебряного века»

посредством реализации следующих задач:

- воспроизвести атмосферу литературного кафе по самовыражению участников и зрителей;

- научить доносить поэтическое слово через выразительное прочтение стихотворения и другие средства самовыражения (например, «символисты» согласились с предложением одеться в чёрно-белые цвета, поскольку одна из ведущих идей направления – «двоемирие», футуристы должны быть одеты вызывающе, эпатажно, поскольку это соответствует их литературному имиджу; стихи Есенина и Цветаевой положены на музыку, значит, можно было выбрать в качестве представления песню);

- научить видеть различие поэтической манеры поэтов разных литературных течений.
Актуализация выбранной темы:
Программа литературного образования в 11 классе предполагает изучение творчества поэтов «серебряного века», прежде всего Блока, Маяковского, Есенина. Однако изучать творчество этих великих мастеров поэтического слова невозможно вне литературного контекста эпохи. Учащиеся 11-х классов уже познакомились с обзорной страницей поэзии «серебряного века», поэтому открытый урок чтения было решено проводить в интересной для детей этого возраста форме: заседание литературного кафе с участием поэтов всех литературных течений того времени. Необходимо было передать атмосферу свободы творческого самовыражения в соответствии со своими литературными принципами. Каждый выбрал для представления «своего» поэта – того, чьё творчество наиболее соответствует его духовному началу. Выбор был самостоятельным, учитель мог лишь подсказать учащемуся на что-то обратить внимание или выбрать стихотворение, которое ученик может прочитать лучше (сходство по типу темперамента, умение читать тексты разных типов и стилей и т.д.) Затем начинался поиск и отбор материала для представления поэта – самое яркое и запоминающееся из его биографии, воспоминания современников, особенности поэтической манеры…- всё, что не будет скучно слушать со сцены, поскольку нужно было создать поэтический образ, связав представление со стихотворением, выбранным для чтения наизусть. Считаю, что такая работа не только «открывает» поэта и его стихи, она помогает «открытию» самого себя, своих возможностей, потому что основана на сотворчестве: «мне нравятся стихи поэта, и я хочу, чтобы они понравились всем, потому выбираю наиболее выгодную форму представления поэта».

Ещё одна сложность – участие в групповой работе: нужно было определить своё место в представлении группы, соответствие стихотворения общему сценарию выступления. Наконец, самое трудное: не бояться микрофона, сцены, зрителей, забыть всё, на какой-то момент оставшись наедине с поэтическим словом – умение, характеризующее высокую степень социализации школьника и его творческие способности.



Предварительная работа:


  1. Обзорные лекции по поэзии «серебряного века».

  2. Чтение стихов поэтов «серебряного века».

  3. Подготовка выступления-представления поэта «серебряного века» с декламацией его стихотворения.

  4. Групповая работа: представление поэтов какого-либо литературного направления, определение своего места в выступлении группы (продумывание реквизита, декораций выступления).

  5. Оформление литературного кафе группой художников (портреты поэтов «серебряного века», объявление о программе поэтического вечера, обложки изданий сборников и т.д.)

  6. Разучивание песен на стихи поэтов «серебряного века» С.Есенина, Ф.Сологуба, М.Цветаевой.


Примечание: никаких общих репетиций не предусматривается, иначе пропадает эффект «открытия поэта», каждый участник знает лишь о порядке своего выхода в рамках выступления группы. Создаётся впечатление импровизации литературного вечера.

В подготовке мероприятия принимали участие учащиеся 11-х классов. Стихи читали (пели) почти все, несколько учеников изъявили желание оформить кафе, кто-то согласился лишь на роль соведущего (без чтения стихов) – задействованы были все в соответствии с выбранной ролью.


Оформление: накануне каждый школьник получил приглашение, в котором значилось буквально следующее: «Бродячая собака лает 9 октября в 10.00 в актовом зале». Вход в зал оформляла вывеска: кафе «Бродячая собака». Стены импровизированного кафе украшали обложки сборников поэтов разных литературных течений, объявления - рекламки вечеров и диспутов, портреты поэтов «серебряного века»; на сцене - журнальный столик и кресло, на которое «акмеисты» нарочито небрежно накинут шаль; на столике - сборники стихов.

В зале – свободное расположение столиков, за которыми сидят слушатели-выступающие. Группы выступающих меняются, пока ведущий – учитель – представляет литературное направление, причём сама форма мероприятия предполагает свободное перемещение, так сказать «смену декораций». Первоначально футуристы хотели даже сделать на сцене что-то совсем вызывающее: например, перевернуть кресло, поставив его на стол ножками вверх, ведь футуристам было свойственно именно так оформлять собственные выступления, но затем эта идея отпала, поскольку заняла бы немало времени, и эффект от появления на сцене группы поэтов-хулиганов был бы не тот. Решено было выкрикивать написанные на бумаге лозунги футуристов, одновременно выбрасывая или сминая и бросая их в зрителей.



Музыкальное сопровождение: музыкальная система с караоке.

В ходе урока звучали произведения на музыку М.Таривердиева, ученицы 11 класса А.Чудиковой, В Скородеда (гр. «Монгол шуудан»), А.Петрова, Эннио Марриконе (последняя как музыкальное сопровождение слов ведущего)


Отбор материала для сценария осуществлялся совместными усилиями: учитель использовал материалы из журнала «Литература в школе», дети воспользовались услугами Интернета.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА ЧТЕНИЯ.


1. Вступительное слово:
Учитель:

- Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным 2007 год был объявлен годом русского языка и чтения. В рамках темы года сегодня, 9 октября, по всей стране проводится урок чтения.

К сожалению, приходится констатировать, что страна, давшая миру Пушкина и Гоголя, Достоевского и Чехова, Ахматову и Цветаеву, Астафьева и Распутина, перестала быть самой читающей страной. А ведь мы можем и должны гордиться тем, что составляет сокровищницу мировой классики. Сегодня мы прикоснёмся к самой яркой странице русской поэзии, вошедшей в мировую культуру под названием «серебряный век».

Я объявляю конкурс-знакомство с поэтами начала 20 века. Каждый из вас готовил представление поэта «серебряного века», представителя какого-либо литературного течения. В нашем импровизированном литературном кафе каждый побывает в роли зрителя и выступающего. Будьте внимательными и доброжелательными слушателями. Вы можете аплодировать или как-то иначе выражать свои симпатии или антипатии услышанному, прошу лишь об одном: не мешать слушать. В конце нашей встречи аплодисментами мы выберем группу «поэтов», понравившихся вам больше всех.

Итак, начинаем.

____________________________________________________________________


2. Историческая справка.
Учитель:

- Начало XX века. Смена времён, смена эпох. Поэты жили в это время весело, но не беззаботно, сочетая высокую поэзию со смехом, шутками, лёгкими влюблённостями. Они были молоды и талантливы. Перед ними лежал весь мир. У них было многое: Россия, дружба, любовь, поэзия.

Поэзия рубежа веков, как никакой другой вид искусства и литературы, оказалась наиболее восприимчивой к духовной атмосфере переломной эпохи. Пришедшие в литературу молодые поэты продолжали традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к любви, к смерти, к красоте в их философском, метафизическом смысле.

Это была эпоха полной свободы творчества. Свои стихи и поэтические принципы можно было представлять на вечерах в маленьких литературных кафе, становящихся литературно-артистическими клубами. Один из них – «Бродячая собака». Вот как он образовался.

В один из ненастных вечеров осени 1911 года к Николаю Могилянскому, учёному-этнографу, вихрем ворвался его земляк Борис Пронин, как всегда розовый, с взъерошенными каштановыми кудрями, возбуждённый, с несвязной, прерывистой речью и оборванными фразами:

- Понимаешь, гениальная идея! Всё готово! Это будет замечательно! Только вот беда – надо денег! Ну, я думаю, у тебя найдётся рублей 25. Тогда всё будет в шляпе!

Могилянский был завален работой, ему были давно известны всякие проекты, планы и «замечательные» предприятия Бориса Пронина. Но сразу мелькнула мысль: за 25 рублей можно моментально прекратить беседу, которая грозила стать очень длинной.

- Денег, рублей 25. я тебе дам, но скажи в двух словах, что ты ещё изобрёл и что затеваешь?

- Мы откроем здесь «подвал» - «Бродячую собаку». Это будет и не кабаре, и не клуб. Ни карт, ни программы! Всё это будет замечательно!

Могилянский вынул деньги и сказал:

- Выбирайте меня в члены «Собаки», но я прошу лишь одного: пусть это будет по соседству со мной, иначе ходить не буду.

Потом Николай и думать забыл и о «Собаке», и о Борисе. Но вот удивление! Получает повестку: «Собака лает тогда-то, и адрес приложен».

«Бродячая собака» была открыта 31 декабря 1911 года и работала три раза в неделю: в понедельник, среду и субботу. Собирались поздно, после 12. К 11 часам, официальному часу открытия, съезжались одни «фармацевты». Так на жаргоне «Собаки» звались все случайные посетители от флигель-адъютанта до ветеринарного врача. Они платили за вход три рубля, пили шампанское и всему удивлялись.

Было очень тесно, очень душно, очень шумно и не то чтобы весело: нет, точное слово для определения царившей в «Собаке» атмосферы найти было трудно. Крошечная, из тёса сколоченная эстрада посвящена была музам. На ней читали стихи и доклады, музицировали, танцевали, устраивали диспуты и импровизировали. Фантазия работала неумолимо. Кого только из писателей, художников, актёров не видели и не слышали эти пёстро раскрашенные стены!

Здесь скрещивали шпаги поэты разных литературных течений, самым крупным из которых был символизм.
3. Выступление группы «символистов»:

(выступающие предваряют чтение стихотворений небольшими справками, так что каждый является и соведущим, и чтецом)

- Завсегдатаем литературных вечеров был Бальмонт.

Россия была влюблена в Бальмонта. Все – от светских салонов до глухого городка в провинции – знали Бальмонта. Его читали, декламировали и пели с эстрады.

Стих. «Я мечтою ловил уходящие тени»

- Константин Бальмонт. Им восторгались, пророчили великое будущее; о нём спорили, его низвергали; над ним смеялись, им любовались. Кто же он? «Самовлюблённый напыщенный стихотворец» или «гениальный поэт, яркая звезда на литературном небосклоне»?

Стих. «Нежней всего»

- Приезд Бальмонта был настоящей сенсацией. Как все радовались! Он входил, высоко подняв лоб, словно неся золотой венец славы. Его встречали, окружали, усаживали, ему читали стихи. Экзальтированные дамы в порыве влюблённости заявляли о готовности выброситься из окна, забывая, что «Бродячая собака» находится в подвале и из окна никак нельзя выброситься, можно только вылезти, и то с трудом и без всякой опасности для жизни.

- Здесь недостаточно высоко, - презрительно отвечал Бальмонт, тоже, видимо, не сознавая, что сидит в подвале. Да, где был Бальмонт, там были женщины, романтическая любовь и, конечно, стихи о любви.

Стих. «Слова смолкали на устах»

- Поэзия была жизнью для Бальмонта, он всё время думал о стихах, он даже мыслил стихами.

Чтение стихотворения
Учитель:

- 25 мая 1920 года Константин Бальмонт навсегда покидал Россию. Вдали от России Он страдал от одиночества и безмерно тосковал. 24 декабря 1942 года он умер от воспаления лёгких в оккупированном фашистами Париже. На его надгробной плите по-французски написано: «Константин Бальмонт, русский поэт»

Но это будет позже. А пока на сцене – молодой Блок.

- Блок – символист. Образная символика не исчезает из его творчества до конца жизни. В раннем творчестве он свято верил в мировую гармонию, которая воплощена в образах Прекрасной Дамы, Вечной Женственности. В реальной жизни этот идеальный образ поэт связывал со своей любимой и женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, ей он посвятил целый цикл «Стихов о Прекрасной Даме».

Стих. «Предчувствую Тебя»

- Блок был одним из самых талантливых младосимволистов Уже в начале прошлого века он предвидел трагическое в своей судьбе и в судьбе России.

Стих. «Девушка пела в церковном хоре»
- Другой поэт-символист, сочетающий в своём творчестве прозу, поэзию, драматургию, Фёдор Сологуб тяготел к трагическому изображению жизни. Литературная дьяволиада принесла Сологубу шумную известность. В самом облике поэта было что-то мистически-таинственное. Н.Тэффи писала: «Сологуба считали колдуном и садистом. В своих стихах он и бичевал, и казнил, и колдовал. Чёрная сила играла в них». Однако хмурый Сологуб был человеком гостеприимным, жизнелюбивым, «обожал мармелад и, когда кушал его, подпрыгивал от наслаждения»,- так с юмором говорил Горький об отношении своего современника к жизни. Одно бесспорно: душа и мысль художника часто были устремлены к сокрытым от большинства людей мирам.

(Исполнение песни собственного сочинения на стихи Сологуба

«Мы - пленные звери»)

______________________________________________________________________


Учитель:


- Литературная школа и творческая индивидуальность – две ключевые категории литературного процесса начала века. «Свита делает короля» - литературное окружение делало наиболее яркие поэтические дарования. Показательна в этом отношении судьба акмеизма.
4. Выступление «акмеистов»:

- Руководителем «Цеха поэтов» стал Н.Гумилёв, человек высокого полёта, романтик, в ком жил дух капитанов и конквистадоров, путешественников, завоевателей морей.

Стих. «Жираф»
- Анне Ахматовой (Горенко) экзотика чужда. Смысл жизни героини ранней ахматовской лирики – любовь. Чувства отражаются в предметном мире, в бытовой детали, в психологически значимом жесте.

Стих. «Сжала руки под тёмной вуалью»

- Вещный мир, бытовые подробности стали предметом поэзии. Один из современников Ахматовой увидел в ранних её стихах «нечто похожее на большой роман». Действительно, там есть герои Он и Она, их психологические портреты, история отношений, сюжеты чувств. И неизменно – неразделённость чувства, разлука, «невстреча».

Стих. «О нет, я не тебя любила»

- В лирике Ахматовой целый мир женской души, страстной, нежной и гордой. Ахматова – признанный мастер любовной лирики, знаток женской души, её увлечений, страстей, переживаний. «Я научила женщин говорить»,- сказала о своей лирике Ахматова. Её героиня – любящая гордая и очень одинокая женщина.

Стих. «Песня последней встречи»

- Первые стихи Ахматовой имели некоторый налёт мелодраматизма (позднее она негативно относилась к этим первым своим поэтическим опытам), но скоро в её произведениях зазвучал психологический подтекст, приоткрывающий душевное состояние героини через описание её внешнего поведения, через выразительные, чёткие детали:

Стих. «О тебе вспоминаю я редко»


- Сочетание женственности, которая могла показаться беззащитной, с твёрдостью характера, шёпота любви и прямого страсти, интонаций отчаяния и веры, молитв и проклятий – всё это отразилось в стихах поэта в облике женщины. Стихи напоминают беглую запись в дневнике:
Он любил три вещи на свете:

За вечерней пенье, белых павлинов

И стёртые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,

Не любил чая с малиной

И женской истерики.

…А я была его женой.
- Своеобразен и язык стихотворений Ахматовой, те переливы и оттенки чувств, которые составляют потаённую или открытую жизнь человеческого сердца.

Стих. «Сердце к сердцу не приковано»


- Осип Мандельштам – соратник Ахматовой и Гумилёва по Цеху поэтов. По мнению Ахматовой, у Мандельштама нет учителей, он поэт от Бога: «Кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют стихами Осипа Мандельштама?»

Чтение стихотворения

- В поэзии Мандельштама – культура, искусство в разных его воплощениях: литература, театр, живопись, архитектура. Музыка же определяется как «всего живого / Ненарушаемая связь»

Чтение стихотворения


- После революции Россию покинули многие поэты. Среди них акмеист Георгий Иванов вместе с женой Ириной Одоевцевой.
Чтение стих. «Ты не расслышала, а я не поверил»
- За несколько дней до смерти в августе 1958 года мысли поэта вновь вернулась в любимый город, к дорогим ему людям:
Чтение стих. «Ликованье вечной, блаженной весны»
Учитель:

- Акмеизм, несмотря на все поэтические разногласия, всё-таки корнями был связан с символизмом. Принципиально другим, самым дерзким литературным течением в начале века стал футуризм.


5. Выступление-представление «футуристов»:
- Футуризм отрицал художественное и нравственное наследие, провозглашал создание нового искусства. Свои принципы футуристы изложили свои принципы в манифесте «Пощёчина общественному вкусу». Вот их лозунги:

(проговариваются выступающими)

- Поэзия есть праздник бракосочетания слов!

- Долой комолые и утюги!

- Только мы – лицо нашего времени…

- Пушкин непонятнее иероглифов…

Бросить Пушкина, Достоевского и проч., и проч., с Парохода Современности!

- Даёшь новое искусство! – долой грамматику, синтаксис, пунктуацию! – даёшь новые слова, рифмы, размеры!

- Нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые люди новой жизни!

- Поэзия – истрёпанная девка, а красота – кощунственная дрянь.


- Русские футуристы пытались по-новому осмыслить окружающий мир. Велимир Хлебников был в среде своих соратников безусловным авторитетом. Современники вспоминали, что поэт жил в каком-то своём, особом мире. Он часто писал свои стихи в самых неподходящих для этого занятия местах: в магазине – на обёрточной бумаге, в книжной лавке – на обложке любой книги, в постели – на краешке подушки, - везде, где находился клочок бумаги. Он мог подарить, потерять свои стихи, пустить их на растопку костра, мог набить ими наволочку и использовать вместо подушки. Хлебникова многие называли юродивым, чудаком. Своё назначение он видел в том, чтобы нести миру новое «самовитое» слово.

Стих. «Кузнечик»


- Хлебников видел мир с неожиданной стороны. Есть у него стихотворения, совершенно не похожие на «заумь», простые, глубокие:

Мне мало надо!

Краюшку хлеба

И каплю молока.

И это небо,

Да эти облака!


- И всё же футуризм делал ставку на обновление поэтического языка. Футуристы не только обновили значения многих слов, но активно занимались словотворчеством, использовали в поэзии новые композиционные и даже графические эффекты.
В.Хлебников «Смехачи»
- Тяга футуристов к эпатажу обывателя проявлялась в массовых театрализованных действах, вызывающем поведении и одежде, культивировался образ поэта-хулигана

В.Маяковский. «Ничего не понимают»


- Владимир Маяковский был самым ярким поэтом- футуристом.

«Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном – только если это отстоялось словом»,- так говорил о себе Маяковский. Но он не сразу стал поэтом. Маяковский обладал талантом художника, неслучайно он учился в училище живописи, ваяния и зодчества, правда, был исключён за политнеблагонадёжность. Поэтом стал почти случайно: показал стихотворение Давиду Бурлюку, прибавив, что его автор – один знакомый. Давид не поверил: «Да вы же гениальный поэт!» На следующий день всем представлял Маяковского как знаменитого поэта, при этом рычал на Маяковского: «Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение». Пришлось писать. Метафоры в стихах Маяковского выдают в нём талант художника.


В.Маяковский. «А вы могли бы?»
- Слава Маяковского была скандальной, но сам поэт был очень ранимым, тонким, впечатлительным. Послушайте.
«Послушайте!»
Учитель:

- Выставки футуристов «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Диспуты. Разъярённые речи Маяковского и Бурлюка. Газеты стали заполняться футуризмом. Тон был не очень вежливый. Так, например, Маяковского просто называли «сукиным сыном».

Такой же скандальной была слава Сергея Александровича Есенина.
6. Выступление-представление поэзии С.А.Есенина группой учащихся:
- В 1919 году в «Кафе поэтов» на Тверской с причудливой росписью стен, карикатурами, фантастическими рисунками, разноцветными фонариками у эстрады Есенин вдохновенно доказывал незыблемость и вечность теоретических основ имажинизма.

- Ты понимаешь, какая великая вещь и-мажи-низм! Слова стёрлись, как старые монеты, они потеряли свою первородную поэтическую силу. Создавать новые слова мы не можем. Словотворчество и заумный язык – это чепуха. Но мы нашли способ оживить мёртвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Это создали мы, имажинисты.

«Я чувствую себя хозяином в русской поэзии и потому втаскиваю в поэтическую речь слова всех оттенков, нечистых слов нет. Есть только нечистые представления. Не на мне лежит конфуз от от смело произнесённого слова, а на читателе или слушателе. Слова – это граждане. Я их полководец. Я веду их. Мне очень нравятся слова корявые. Я ставлю их в строй, как новобранцев. Сегодня они неуклюжи, а завтра будут в речевом строю такими же, как и вся армия»
Чтение стихотворения

- Первые стих Есенина имели глубокие фольклорные традиции, а лейтмотивом творчества всех новокрестьянских поэтов была гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство. Деревенские мотивы, знакомые с детства образы, признание в любви к своей малой родине, голубой Руси…


Стих. «Гой ты, Русь моя родная»
- Есенин никогда не стыдился своего крестьянского происхождения. Он не стеснялся писать о вещах «непоэтических», посвящая стихи корове, лисице, собаке. В одном стихотворении он признавался, что «животных, братьев наших меньших, никогда не бил по голове», поэтому в стихах – любовь и сочувствие к животным.
Стих. «Песнь о собаке»
- Будучи за границей, поэт создаёт стихотворения, объединённые в цикл «Москва кабацкая».

Трагическое звучание стихов соответствует тому душевному смятению, которое испытывал поэт в пору его создания. Опустошённость, состояние душевной раздвоенности, дисгармонии, желание забыться, утопить свою тоску в вине – всё это в полной мере отразилось в стихах «Москвы кабацкой».


Исполнение песни на стихи Есенина

«Да! Теперь решено. Без возврата…»


- Вся жизнь Есенина, всё самое дорогое его сердцу было связано с малой родиной, деревенской Россией. Революционные преобразования в деревне Есенин не понял и не принял. Ему казалось, что деревня будет раздавлена городом, а значит, исчезнет Русь святая. Почва уходила из-под ног поэта. Его часто видели в это время в кабаках, часто он попадал в неприятные ситуации, о нём распускали сплетни как о скандальном поэте – и отчасти он сам в этом был виноват. И тем не менее поэт много работал, а в цикле стихов «Москвы кабацкой» появились настоящие шедевры: «Заметался пожар голубой», «Да! Теперь решено без возврата», «Я обманывать тебя не стану» и др.

Стих. «Мне осталась одна забава»


- За год до своей гибели Есенин пишет необычайно красивые, глубокие, философские стихи, словно прощаясь со всем, что его связывало на этой грешной и прекрасной земле.

Стих. «Цветы мне говорят «прощай»

Учитель:

- Среди многообразия литературных течений и поэтических явлений выделялись поэты, чьё творчество не принадлежало ни к какому направлению.

В одном из стихотворений Цветаева говорит о себе:

Одна – за всех, на всех, противу всех…


6.Представление М.Цветаевой:
- Герои Цветаевой похожи на неё своей бескомпромиссностью, цельностью характера, отвагой и мужеством. Марина Цветаева посвятила стихотворение молодым генералам, завоевавшим победу в 1812 году и обречённым на смерть в снегах России после участия в декабрьском вооружённом восстании в 1825 году.

Романс на стихи Цветаевой

«Генералам 12-го года…»
- Она не принадлежала ни к одному из литературных течений, всегда была свободна в творчестве. Цветаева верила, что придёт время её читателя.

«Моим стихам…»

- И всё-таки именно стихи Марины Цветаевой вдохновили талантливых композиторов на создание музыкальных произведений, ставших популярными песнями.

Песня на стихи Цветаевой

«Хочу у зеркала, где муть…»
7.Импровизированное голосование.
Учитель:

- Сегодня на уроке нам удалось лишь прикоснуться к самой интересной странице русской поэзии – интересной своим многообразием, множеством талантов, своеобразием поэтического творчества. В начале урока я объявила конкурс, который предполагает победителей и побеждённых. На самом деле сегодня среди нас нет проигравших, потому что все мы получили истинное наслаждение от прекрасных стихов, созданных гениальными поэтами прошлого. Мы с вами совершили небольшое путешествие в историю…

…Поэты Серебряного века. Поэты века минувшего. Они были веселы и мудры, независимы и талантливы. И они вновь и вновь воскресают для нас в своих стихах, ибо в этих строчках живы души людей, искренне любивших и глубоко страдавших, сумевших в самые трагические моменты высоко подняться над жизненными невзгодами.
Мне счастье поднеси на блюдце –

Я выброшу его в окно.

Стихи и звёзды остаются,

А остальное – всё равно! (Г.Иванов)

___________________________________________________
Рефлексия:
- По результатам опроса треть школьников осталась довольна своим выступлением, другие отметили собственные недостатки, придя к мнению о необходимости тщательного продумывания своего выступления, внесения элементов театрализации, чего требует сцена. Самым эффектным назвали выступление футуристов, поскольку и театрализация, и отбор стихотворений были оригинальны. Огромным достоинством проведённого мероприятия я считаю проявление лояльности и понимания к тем же футуристам, ведь если рассматривать их творческие находки и принципы вне контекста времени, эпохи, борьбы за принципиально новые подходы к искусству, многое становится непонятно и вызывает отторжение. Ещё один «плюс» - сотворчество в ведении заседания клуба: роль ведущего-учителя состояла лишь в переходе от одного литературного течения к другому, вступительного слова и исторической справки, а также завершения Урока, всё остальное делали дети, читая стихи и представляя литературные принципы.

Дети выразили готовность и желание продолжить литературно-музыкальные вечера, поскольку это будит их творческое воображение и даёт возможность адаптировать литературные произведения к времени и себе.

Учителя отметили серьёзность детей в подготовке мероприятия, их готовность слушать, давать оценку выступлениям, оценку выбранным литературным произведениям.

В целом, мероприятие было высоко оценено и в плане реализации поставленных перед Открытым уроком чтения целей и задач.


Примечание: в сценарии либо есть названия произведений, либо они отсутствуют, поскольку дети сами делали свой выбор – иногда он не совпадал с выбором педагога. Учителю хотелось бы расширить круг читаемых стихов, например, поэта Н.Гумилёва, однако его стихи, в том числе и пророческие, дети не выбрали, поэтому сценарий носит условный характер, он целиком подчинён выбору поэтических произведений школьниками. Однако учитель, конечно, оставляет за собой право изменить содержание материала исходя из конкретных задач.


Смотрите также:
Уроку чтения. «Литературное кафе «Бродячая собака» по поэзии «серебряного века»
192.64kb.
1 стр.
«Творческие индивидуальности «Серебряного века»
92.84kb.
1 стр.
Лекция по литературе в 11 классе «Поэзия серебряного века»
57.3kb.
1 стр.
Русская культура конца XIX начала XX века
194.12kb.
1 стр.
Программа дисциплины Философия театра в эстетике Серебряного века для направления 031400. 62 «Культурология» подготовки бакалавра
146.21kb.
1 стр.
Сокровища серебряного века «сейсмограф сердца и мысли»
46.79kb.
1 стр.
Анализ стихотворения Н. Гумилева "Жираф". Конспект открытого урока
39.24kb.
1 стр.
Звучит медленная музыка. В зале погашен свет. Участники вечера сидят за столиками, на каждом горит
104.51kb.
1 стр.
Конкурс молодых поэтов Санкт-Петербурга, посвященный поэту Серебряного века
33.63kb.
1 стр.
Урок-игра «Литературное кафе»
122.81kb.
1 стр.
Поиски художественной формы в культуре серебряного века ф. Т. Ахунзянова в статье выдвигается положение о том, что идея «нового религиозного сознания»
88.8kb.
1 стр.
Навчальний посібник містить цікавий матеріал стосовно уроку як форми організації навчально-виховного процесу
283.61kb.
1 стр.