Главная страница 1
Урок внеклассного чтения по рассказу А. В. Костюнина «Рукавичка» в 6 классе
Тема урока: «Судьба Юрки Гурова»

(с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо)

Цели урока:
- знакомство с рассказом Александра Костюнина «Рукавичка»;

- формирование у учащихся умение интерпретации художественного текса, личностного отношения к прочитанному;

- формирование умения самостоятельного поиска решения поставленных проблем;

- развитие творческого отношения к созданию письменного текста;

- воспитание чувства сострадания, неприятия зла во всех его проявлениях.
Оформление доски:
- тема урока;

- портрет Александра Викторовича Костюнина.

Стратегия ПРИМА:

П - поколдуем

Р – решим проблемы

И – иной взгляд

М – может случиться

А – а что дальше?

Ход урока.
Стадия Вызова.


  1. Каждому ученику даётся текст рассказа Александра Костюнина «Рукавичка» и предлагается внимательно его прочитать

- Передайте в пяти предложениях сюжет этого рассказа.


Составляется в группе коллективный вариант текста, затем читается всему классу.

- Как видите, судьба героя рассказа Юрки Гурова трагична. А теперь представьте, что вы волшебники и можете творить чудеса. Опишите, что бы вы изменили в судьбе Юрки.


Работа ведётся в группах. Сначала каждый ученик работает индивидуально, а затем идёт обсуждение в группе и создаётся общий вариант, который озвучивается (Приложение № 1).
Стадия Содержания.
- А теперь подумайте, какие проблемы у вас могут возникнуть при достижении того, что вы хотите изменить в судьбе героя рассказа. Напишите, как вы будете их решать.
Работа проводится в группах: сначала индивидуально, затем написанное обсуждается, записывается то, что, по мнению группы, наиболее значимо. Коллективный вариант от каждой группы заслушивается (Приложение № 2).

- А теперь представьте себя на месте Юрки Гурова. Расскажите от лица героя, что привело его к самоубийству. Пусть это будет предсмертный монолог Юрки Гурова. Можно написать его и в стихотворной форме (Приложение № 4).


Каждый учащийся в группе читает своё сочинение. Лучшее озвучивается всему классу. Если есть ещё желающие выступить, им тоже предоставляется слово (Приложение № 3).
Стадия Рефлексии.
- Представьте себе, что, к прискорбию, вы всё – таки не смогли спасти Юрку Гурова. Поделитесь друг с другом, какие чувства вы испытали, узнав о трагической смерти героя.
Учащиеся записывают свои ощущения, вызванные самоубийством отчаявшегося героя. Все сделанные записи читаются и обсуждаются в группе. Наиболее удачное размышление озвучивается в классе. Также могут поделиться своими мыслями и все желающие (Приложение 5).
- Ваши размышления показали, что финал рассказа вызывает у вас чувство протеста. Вы, как и автор, чувствуете свою вину перед одиноким, никому не нужным, так и не познавшим в этой жизни радости несчастным человеком. Как вы думаете, изменилось ли что – то в душах односельчан после гибели Юрки. Это и будет домашним заданием. Напишите эссе «Эпилог рассказа «Рукавичка».
Если позволит время, то можно попросить учащихся в группах ответить на поставленный вопрос. Мнение каждого ученика в группе записывается и затем коллективно созданный вариант озвучивается в классе. А дома данная работа завершается: учащиеся пишут эссе «Эпилог рассказа А. Костюнина «Рукавичка».
В качестве ещё одного варианта завершения урока можно использовать приём СИНКВЕЙН. Попросить учащихся составить СИНКВЕЙНЫ по теме урока, а затем выслушать желающих. Например:
Юрка

Отверженный, чужой

Мучался, терпел, существовал

Испытал боль одиночества сполна

Страдалец
Рукавичка

Крохотная, мягкая

Ранила, сломала, погубила

Беднягу пригвоздила к позорному столбу

Судьба

Подведение итогов в группах, выставление оценок.


Приложение 1 (Текст рассказа «Рукавичка»)
Приложение № 2
Я бы сделал так, чтобы у Юрки появился верный друг, который бы защищал его, когда над Гуровым издевались одноклассники. Старшие братья Юрки тоже всегда бы заступались за него. Воспитанием сына в первую очередь должен заниматься отец, поэтому я бы помог отцу понять, как важна ребёнку отцовская поддержка. А ещё я наделил бы Юрку сильным характером, чтобы мальчик вопреки всем несчастьям не сдавался, закончил школу и стал уважаемым в селе человеком, честно трудился. Любой человек приходит в этот мир, чтобы жить и быть счастливым, а это в первую очередь зависит от отношения к нему окружающих. Только поддержка тех, кто находится рядом, не даст ему оступиться. Вот почему я бы изменил отношение к Юрке односельчан, помог бы им стать добрее и милосерднее. Тогда Юрка Гуров не решился бы на самое страшное – самоубийство и дожил бы до спокойной старости.
Приложение № 3
Конечно, чтобы достичь этой цели, мне придётся решить немало проблем. Унижение, которое испытали первоклассники при обыске, родило в их сердцах жестокость и «стремление возвыситься над слабым», поэтому их будет трудно переубедить изменить своё отношение к Юрке. Но я постараюсь объяснить им, что любой может совершить ошибку, поэтому нельзя превращать оступившегося в изгоя.

Старшие братья, зная деревенские обычаи, не хотели навлекать на себя неприятностей, поэтому не заступались за «вора». Но всё – таки я попробую доказать им, что они, не вмешиваясь в происходящее, совершают по отношению к брату предательство. А предательство – одно из самых отвратительных человеческих качеств, и в будущем они себе этого не простят.

Нелегко будет мне и добиться доверительных отношений между отцом и сыном, так как отец «крепко пил», и его затуманенный алкоголем разум едва ли мог воспринимать чужую боль. Но я верю, что в отцовском сердце ещё сохранилась искра добра, которая не позволит ему погубить собственного ребёнка.
Приложение 4
Как холодно… Душа обнажена…

И не укрыть её лохмотьями позора.

Ах… рукавичка та… мой грех… моя вина…

С клеймом позорным вора

Отверженным я жил.

Хотелось крикнуть: «Я не вор!»

Но не хватало сил,

Чтобы пойти судьбе наперекор.

Боль одиночества и униженья

Я испытал сполна,

И сердца моего пугливое биение

Как будто бы стена

Не пропускала, и никто вокруг

Не замечал тоски моей.

И с каждым днём предначертанья круг

Сжимался, как тиски, но всё сильней

Хотелось понимания простого.

Но злобу лишь и раздраженье

В глазах односельчан читал я снова.

И все мои надежды и стремленья

С годами превратились в прах,

А в сердце поселились

Отчаянье гнетущее и страх.

И только по ночам мне снились

Прикосновенья тёплых рук,

Открытых взглядов чистота,

А рядом чудился незримый друг…

Но приходил рассвет, и пустота

Встречала вновь меня.

Я со своей злосчастною судьбой

Смирился, трепетно в душе храня

Тепло пушистой рукавички той.

Жизни неудавшейся последние минуты…

Печальны и горьки они.

Но вот как будто бы тугие путы

Вдруг лопнули, и звёзды лишь одни

Мне шлют прощальный свет,

Что в щель холодного сарая

Струится, даря земле привет

И вновь к мирам далёким улетая.

Затянется петля, и вздох

Последний растворится в вышине,

Где верю всемогущий Бог

Будет милосерднее ко мне

Людей, отвергших брата

За то, что пред красотой не устояв,

Оступился он когда – то.

Надежду на прощенье потеряв,

Я ухожу из жизни, примирившись с ней,

Не проклиная никого,

Без гнева на судьбу и на людей

И жажду только одного -

Освобождения… от душевных мук,

Бессонных тягостных ночей…

Разорван наконец предначертанья круг,

И тысячей мерцающих свечей

Уже путь к свету обозначен мне.

Мгновенье, и затянется петля,

Стон хриплый разнесётся в темноте,

И вновь в спокойный сон погрузится земля.



Приложение № 5
Боль… Отчаяние… Недоумение… Осознание какой – то непоправимой беды… Желание закричать, закричать громко, чтобы услышала вся Вселенная: «Что же вы делаете люди?!».

Такие чувства я испытал после прочтения рассказа Александра Костюнина «Рукавичка». Разум пытается доказать мне, что я ни в чём не виноват: не я подверг унижению несчастных детей, устроив во время урока обыск. Не я навечно пригвоздил к позорному столбу трясущегося от страха Юрку Гурова, со злостью выкрикнув: «Вор!». Но сердце отказывается повиноваться разуму, и перед глазами вновь и вновь мелькают, словно кадры из кинофильма, кусочки чужой жизни, бездумно погубленной окружающими, не захотевшими понять боль другого человека. И я вместе с автором чувствую свою вину за смерть Юрки Гурова и вслед за ним с горечью повторяю: «Юрка, Юрка, твоя судьба для меня – укор…»







Смотрите также:
Урок внеклассного чтения по рассказу А. В. Костюнина «Рукавичка» в 6 классе Тема урока : «Судьба Юрки Гурова»
64.86kb.
1 стр.
Урок внеклассного чтения в 9 классе по роману С. Гейченко «Пушкиногорье»
99.42kb.
1 стр.
Организация уроков внеклассного чтения: методические рекомендации
180.5kb.
1 стр.
Рассказу в. М. Шукшина
87.23kb.
1 стр.
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема урока: Л. Н. Толстой. «Лев и собачка»
30.53kb.
1 стр.
Урок внеклассного чтения в 9 классе Учитель I категории Багавиева Р. Ш
190.06kb.
1 стр.
Урок литературы в 11 классе (2 часа) Урок внеклассного чтения по повести А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Нравственные ценности человека
134.25kb.
1 стр.
Урок литературы в 6-ом классе ( по умк «Вокруг тебя-мир» ) Тема урока: Выбор, перед которым может оказаться каждый ( по рассказу В. Солоухина
46.12kb.
1 стр.
Урок внеклассного чтения по пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица»
53kb.
1 стр.
Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока: Н. Носов. «Затейники». Цели урока: Познакомить с новым произведением Н. Носова
47.67kb.
1 стр.
Тематическое планирование уроков биологии в 7 классе № урока
468.4kb.
3 стр.
Урок внеклассного чтения в 7 классе по повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»
40.57kb.
1 стр.