Главная страница 1
150 лет отмены крепостного права в России

Урок в 12 – уск.згр.



Учитель: Трегубова И.К.
Цели:

- ознакомить учащихся с причинами и значением отмены крепостного права;

- объяснить историческую закономерность данного процесса;

- понять, что отмена крепостного права – это начало капиталистического развития России.



План:

I. Личность Александра II.

II. Отмена крепостного права – реформа 1861 года.

1) Причины отмены

2) Основные положения крестьянской реформы

3) Крестьянские волнения

III. Историческое значение отмены крепостного права

IV. Проверка усвоенного материала



Форма урока: - лекция с элементами беседы (комбинированный урок)

Ход урока:

I. Личность «царя – освободителя»

-19 февраля 1855 г. – вступление на престол

- детство

- воспитатели

- черты характера

Вывод: Александр II ни по личной склонности, ни по психологическому складу не был реформатором. Слыл сторонником жесткого курса, однако не казался ни догматиком, ни будущим деспотом. То, что Александр II пересилив себя, решился на перемены, говорит об осознании им опасности, угрожавшей России; он войдет в историю в качестве одного из «отцов» коренных преобразований жизни страны.

Черты характера:



- нерешительность, неимоверное упрямство, ревность к чужому успеху, желание обязательно настоять на своем, неумение не просто подбирать, но и доверять своим помощникам, делали его уязвимыми.

+ решимость не допустить скатывания страны на второстепенные позиции на континенте, желание выполнить давно задуманное и войти в историю, удачное стечение обстоятельств, привели к тому, что именно Александр II стал, по выражению А.И.Герцена, «царем-освободителем».

II. Отмена крепостного права – реформа 1861 г.

1) Причины отмены крепостного права:

а) кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования:

- сокращение экспорта русского хлеба за границу

- крестьянские повинности – барщина и оброк – достигли наивысшего предела

- кризис дворянства как сословия

3,5 % дворян были беспоместными

45,9 % дворян имели менее 20 душ крепостных

- за 1854-1855 гг. Россия израсходовала 500 млн.руб. – это трехлетний бюджет страны

б) Военно-техническая отсталость России, что показала Крымская война

(гладкоствольные, а не нарезные ружья, парусные а не паровые суда и т.д.).

Ключевский: «Севастополь ударил по застоявшимся умам»

в) Рост крестьянских восстаний. Возможность новой «пугачевщины» в России.

- более 100 крестьянских выступлений

- самовольный уход от помещиков в ополчение в период Крымской войны, т.к. ходил слух о якобы свободе от крепостничества за участие в войне

г) безнравственность крепостного права.

- литература: Пушкин, Некрасов, Белинский, Тургенев

2). Основные положения реформы:

- крестьяне получали личную свободу и наделялись общегражданскими правами, образование сельских общин и учреждение мировых посредников.

- крестьяне освобождались землей, размер которого, в зависимости от региона России, был разный и колебался от 3 до 12 десятин.

- крестьяне получали землю не безвозмездно, а должны были ее выкупать ее у помещиков; до совершения покупной сделки крестьяне считались «временнообязанными» и были обязаны выполнять прежние повинности – барщину и оброк.

- размер выкупа за землю: крестьяне единовременно должны были уплатить помещику 1/5 стоимости земли, остальное-государство. Крестьяне должны возвратить эту сумму государству в течение 49 лет под 6 % годовых.

-крестьяне в течение 9 лет (до 1870 г.) не могли отказаться от своего надела и покинуть сельскую общину.

-крестьяне, в пользовании которых было больше земли, чем установлено законом, должны были вернуть излишки помещику – «отрезки».

3) Крестьянские волнения

Учебник стр. 234

III.Значение

- крестьяне получили свободу и гражданские права

- реформа способствовала развитию России по капиталистическому пути

- сохранила множество феодальных пережитков, которые стали тормозом развития страны

-огромное нравственное значение

- проложила дорогу другим преобразованиям в стране

IV. Проверка знаний (беседа по вопросам)

- в чем проявилась историческая необходимость отмены крепостного права в России?

- какие учреждения в России готовили крестьянскую реформу?

- перечислите основные положения реформы 1865 г.

- в чем вы видите сохранение пережитков старого в крестьянской реформе? Чем можно объяснить их наличие?



- историческое значение реформы.


Смотрите также:
Урок в 12 уск згр. Учитель: Трегубова И. К
32.88kb.
1 стр.
Интегрированный урок-презентация по химии, биологии, географии. Тема урока : «Нефть, состав нефти и экологические проблемы, связанные с ней» Урок в 10 классе, рассчитан на 2 часа
132.18kb.
1 стр.
Урок в школе I. Урок как целостная система
187.37kb.
1 стр.
Урок №22 Тема. Монголо-татарська навала на українські землі
32.98kb.
1 стр.
Урок истории причины и начало Смуты Учитель Виноградов Вячеслав Владимирович Учитель моу ладожская оош
39.78kb.
1 стр.
Урок внеклассного чтения в 9 классе Учитель I категории Багавиева Р. Ш
190.06kb.
1 стр.
Урок 2 8 Урок 3 11 Урок 4 21 Урок 5 25 Урок 6 32 Урок 7 33 Урок 8 35 Урок 9 45 Урок 10 49 Упражнени
1841.28kb.
17 стр.
«Проблемы молодёжи в современном мире»
17.45kb.
1 стр.
Урок по теме «Спирты и фенолы». Урок проводится в компьютерном классе, учащиеся работают по одному человеку за компьютером
36.8kb.
1 стр.
Урок гра 5 клас з досвіду роботи вчителя
113.98kb.
1 стр.
Интегрированный урок приготовили и провели: учитель литературы сидорова л. Ф., Учитель обж корниенко в. Н. 2
184.46kb.
1 стр.
Ф. П. Решетникова «Опять двойка!»-урок
76.85kb.
1 стр.