Главная страница 1
У р о к

ТЕМА «СМЕРТНЫЕ БОГИ»
Форма урока: урок-лекция.
Жанр урока: урок-презентация.
Цель: представить учащимся трёх великих гениев эпохи Возрождения через сопоставление.
Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с личностью великих мастеров Ренессанса.

  2. Охарактеризовать творчество каждого из титанов.


Схема урока:

  1. Вводная часть (общая характеристика Леонардо и Микеланджело).

  2. Сравнение личностных качеств Леонардо и Микеланджело.

  3. Объяснение техники сфумато.

  4. Общая характеристика творчества Рафаэля.

  5. Методы работы Леонардо и Микеланджело.

Примечание. Урок может проводиться совместно с учащимися, иг­рающими роль Леонардо, Микеланджело и Рафаэля, либо в жанре интер­вью.
Ход урока

Эпиграф:

Все люди, являющиеся обладателями столь же ценных даров, какие обнаруживались в Рафаэле из Урбино, не просто люди, но смертные боги.

Джорджо Вазари
Леонардо и Микеланджело - каждый из этих двух гигантов волнует во­ображение. Их творчество представляет собой два самых высоких пика культуры Ренессанса. Сходны они только в своём одиночестве, во всём остальном являются полнейшими антиподами. Два соперника, два демона итальянского Возрождения, каждый из них настолько исчерпывающе во­площает суть ренессансного искусства и культуры, что можно сказать, что не Микеланджело и Леонардо принадлежат итальянскому Возрождению, а скорее оно принадлежит им.

Видеоряд: 1. Леонардо да Винчи «Джоконда». 2. «Мадонна Литта».

  1. Микеланджело «Давид». 4. «Оплакивание Христа».

Они отличались во всём: и внешне, и по характеру, и по складу ума. Ле­онардо - изысканно и богато одетый красавец, очаровывающий, распола­гающий к себе все сердца, Микеланджело - неказист, неряшлив, не обра­щает внимания на свой вид, угрюм и малоразговорчив, с тяжёлым характером. Леонардо всегда невозмутим, непроницаемо приветлив. Мике­ланджело вспыльчив и очень уязвим. Но он был очень постоянен в своих привязанностях, как в антипатиях, так и в сыновней почтительности, в ма­териальных заботах о родственниках, в своем флорентийском патриотизме. Леонардо же - человек без корней. Без матери и, по сути, без отца. Без се­мьи, без родины, вне политики, вне истории и вне религии. Ему, кажется, всё равно, где жить и кому служить - Лоренцо Великолепному, папе или французскому королю, - лишь бы ему позволили заниматься тем, чем он хочет.



Видеоряд: Микеланджело «Давид», «Пленный раб», фрески Сик­стинской капеллы: «Сотворение Адама», «Потоп», пророки, сивиллы.

В произведения Микеланджело мы не вглядываемся напряжённо, мы, зрители, находимся не перед личностью Микеланджело, - перед нами биб­лейские герои, пророки, сивиллы.



Видеоряд: Леонардо да Винчи «Портрет Моны Лизы», «Дама с гор­ностаем», «Мадонна в гроте», «Мадонна Лита»...

В образах, создаваемых Леонардо, всегда ощущается какая-то «загадоч­ность», в них присутствует тайна его личности, именно это, в первую оче­редь, волнует, манит зрителя, заставляя его напряжённо вглядываться в картину; в леонардовских образах есть какая-то неуловимость.

Диапозитив или репродукция «Джоконды».

Так же неуловима улыбка Джоконды, которая при фотоувеличении ис­чезает, потому что сработана целиком из сфумато. Этот приём позволяет Леонардо моделировать тела тончайшей светотенью, причём переходы от света к тени неуловимы, и тогда тело приобретает мягкость, размытость очертаний Но неуловимость перехода к окружающему воздуху не ослабля­ет (раницы вещей, а, напротив, придаёт им необыкновенную выразитель­ность.



Видеоряд: Рафаэль «Сикстинская мадонна», «Автопортрет», «Афин­ская школа».

Рафаэль - золотая середина Возрождения. Он ищет и находит равнове­сие между «микеланджеловским» и «леонардовским» началами, между титанизмом, неистовой мощью Микеланджело и невозмутимой приветли­востью, загадочностью Леонардо. Микеланджело больше всего интересо­вал сам человек, для него весь мир сосредоточен в нём, и потому всё, что вне человека, Микеланджело не интересует. Леонардо, напротив, был со­средоточен на том, что пребывает вне человека. Рафаэль же сумел осуще­ствить равновеликость этих, столь противоположно направленных, интере­сов, - гармония и красота его живописи столь велики, что дальше, после Рафаэля, искусство Ренессанса не могло уже развиваться. Дальше уже мог­ла быть только гибель ренессансного идеала.



Из эпитафии на могиле Рафаэля: «...здесь лежит Рафаэль, кем опаса­лась природа стать побеждённой навек и умереть вместе с ним».

Для Леонардо живопись, в первую очередь, была способом познания мира. В свете этого интересна психотехника, созданная им и позволяющая возбудить воображение художника. Вот как он сам об этом пишет: «И не премину поместить среди этих наставлений новоизобретённый способ рас­сматривания; хоть он и может показаться ничтожным и почти что смехо­творным, тем не менее он весьма полезен, чтобы побудить ум к разнооб­разным изобретениям. Это бывает, если ты рассматриваешь стены, запач­канные разнообразными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подо­бие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты сможешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной и хорошей форме; с подобными стенами и смесями происходит то же самое, что и со звоном колокола, - в его ударах ты найдёшь любое имя или слово, какое ты себе вообразишь...»

Для Микеланджело скульптура была превыше всего, именно ей был от­дан весь жар его сердца. У него также был свой метод работы над скульп­турой. Сохранился рассказ ученика и биографа Микеланджело, Вазари, который очень наг лядно и образно воспроизводит процесс работы великого мастера: глиняную или восковую модель Микеланджело опускал в ящик с водой, затем эту модель он понемногу приподнимал, постепенно освобож­дая её поверхность и объём, и одновременно снимал соответствующие ос­вобождённым от воды поверхностям модели части глыбы. Этот метод тре­бует от скульптора огромного напряжения пластической фантазии, ведь художник уже в глыбе должен угадать очертания будущей статуи. Этот метод предполагает, что наибольшее количество выступов формы будет сосредоточенно на передней плоскости глыбы, именно так Микеланджело увидел «Давида» и, несмотря на несовершенство глыбы, сумел в нём осуществить задуманную статую.
Домашнее задание:

1. Описать то представление о Леонардо, Микеланджело и Рафаэле, которое сложилось в процессе знакомства с ними и их произведениями на уроке.

2. Ознакомиться с сонетами Микеланджело.

Вопросы к теме.

1. Охарактеризовать личность Леонардо.

2. Охарактеризовать личность Микеланджело.

3. Что такое сфумато?

4. Какое содержание вкладывается в понятие «леонардовское начало»; «микеланджеловское начало»?

5. Равновеликость каких интересов сумел осуществить Рафаэль?



6. Общая характеристика творчества Рафаэля.

7. Метод работы Леонардо, Микеланджело.


Смотрите также:
Урок тема «смертные боги» Форма урока: урок-лекция. Жанр урока: урок-презентация. Цель
55.8kb.
1 стр.
Программа: Модальные глаголы и глаголы to be и to have. Тема: «Продукты» Тип урока: Урок-закрепление Вид урока: Урок-игра
195kb.
1 стр.
Конспект урока литературы в 11 классе Учитель Зайцева Л. И. Тема урока: серебряный век русской поэзии Тип урока: урок-объяснение, урок-презентация
138.65kb.
1 стр.
Урок физики в 11 классе Тема урока: Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц Тип урока: Урок изучения нового материала
26.46kb.
1 стр.
Урок по теме: "Создание презентаций" (Интернет-урок 1 ) Тип урока: обобщение и систематизация знаний
72.92kb.
1 стр.
Урок информатики в 10 классе. Тема урока : Поколения ЭВМ. Влияние компьютера на организм человека. Форма урока : Игра «Суд над компьютером»
229.44kb.
1 стр.
Вид урока : урок закрепление изученного материала. Тип урока : урок дискуссия Тема урока: Роль страха в комедии Н. В. Гоголя
66.4kb.
1 стр.
Урока. Тема урока: урок-лекция по творчеству татарского поэта М. Джалиля. «Жизнь, отданная борьбе»
28.32kb.
1 стр.
Планирование урока для 5 класса Тема урока: Симметрия и асимметрия (первый урок) Цель урока: выполнить симметричную композицию в технике набивка
93.42kb.
1 стр.
Планирование урока для 5 класса Тема урока: Симметрия и асимметрия (первый урок) Цель урока: выполнить симметричную композицию в технике набивка
93.46kb.
1 стр.
Урок по теме «Древняя Греция». Форма урока: урок-конкурс. Цель: Систематизация знаний учащихся по теме
93.98kb.
1 стр.
Урок по русскому языку в 8 классе Провела Захарова Н. Г. Тема урока: Предложения двусоставные и односоставные. Цель урока: Ход урока Поэзия Пушкина неиссякаемый источник
29.93kb.
1 стр.