Главная страница 1
Обобщающий урок

по творчеству

И. С. Тургенева

10 класс

Цель: помочь учащимся понять и полюбить великого писателя –

И. С. Тургенева; открыть детям красоту и поэзию мира, изображенного в произведениях Тургенева; вызвать у учащихся желание читать другие произведения писателя; развивать эстетическое чувство.


Оборудование: портрет И. С. Тургенева и портрет П. Виардо, документальная книга В. Афанасьева и П. Боголепова о жизни и творчестве писателя «Тропа к Тургеневу; выставка произведений писателя.

Вместились в нем:

Россия с красным снегом

И Франция с Полиной Виардо.

В. Черепков
Ход урока.
І. Вступительное слово учителя.

1. Сегодня у нас, ребята, обобщающий урок по Тургеневу. На этом уроке мы еще раз прикоснемся к творчеству великого писателя, еще раз поговорим о его жизни, вспомним, чтобы уже никогда не забыть.


Ученик.

Орловщина… Для каждого русского это место в первую очередь связано с именем И. С. Тургенева. Здесь он родился. В этом чудесном крае прошли его детство и отрочество, началась юность. Здесь он с ружьем за плечами бродил по лесам и перелескам, всходил на холмы и нагорья. С детства писатель впитал в себя и простор русских далей, и ослепительную белизну русских берез, и строгую задумчивость дубовых лесов, и солнечный блеск, плавность равнинных рек.


Ученица.

Над Спасским вечер по-сентябрьски тусклый,

Старинный парк до ниточки знаком.

Творил в усадьбе этой мастер русский,

Могучим овладевший языком.

Он тут бродил, и к самым звучным строкам

Пришел по этим сказочным местам.

И ловим мы себя на том, что робко

Ступаем по оранжевым листам.

Проходим тихо к старожилу – дубу,

И мастер шел к нему с прямых аллей,

И не одну тут передумал думу

О горьких судьбах родины своей.

И, может, лишь березовые кроны

Смогли сквозь занавеску подсмотреть,

Зачем в ту ночь от зараженья крови

Вдруг должен был Базаров умереть.

Вдруг ветер, словно вздох, вошел в аллеи,

И смолк за парком, в поле, вдалеке…

И, кажется, что липы прошумели

На дорогом, на русском языке.
Учитель.

Продолжает наш урок следующее сообщение.


Ученица.

Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 г. во времена парусного флота и ямских троек, а умер в 1883 г., в эпоху телеграфа и телефона. В год когда родился писатель, лучшие люди России объединялись в тайное общество для борьбы с самодержавием. Общество называлось «Союз благоденствия», и членами его были будущие декабристы.

А в год смерти Ивана Сергеевича первые русские марксисты создали группу «Освобождение труда».

Жизнь Тургенева охватила целую историческую эпоху.

Писатель верил в свой народ. Герои «Записок охотника» - крестьяне – вызывают, прежде всего, уважение. Тяжела и несправедлива их жизнь, но ни страдание, ни измывательство не могли их сделать равнодушными или жалкими. Куда бы ни забрасывала писателя судьба, он всегда всем существом своим был с Россией.
Ученик.

Он долго жил вдали от дома,

И от родных полей вдали,

Пьянел от запаха соломы,

Что ветры родины несли.

Он не забыл родимой речи

В Париже только потому,

Что жил Касьян с Красивой мечи

И снился по ночам ему.

Что Хорь с Калинычем дарили

Ему настой цветов и трав.

И щедро с ним всю жизнь делили

Покой полей и шум дубрав.

И как невиданное диво

От немоты берег его.

Язык – великий и правдивый,

Язык народа своего.

Чужие ветры не сгибали

Его по истине одной,

Что коренной российский барин

Был крепостным земли родной.
Учитель.

Так сложилась жизнь Тургенева, что большую ее часть он провел за границей – в Германии и во Франции.

Мы знаем, что однажды в молодости, будучи большим любителем музыки и театра, он был в Петербурге на спектакле «Севильский цирюльник».

(Рассказ о знакомстве Тургенева с П. Виардо).

После спектакля Тургенев возвратился домой. Сумрачная октябрьская ночь медленно плыла над Петербургом. А Тургенев все шел и шел по мокрым пустынным улицам. Смутные, необычные чувства переполняли его душу. Было в ней светло, было радостно, и было грустно.

Певучие строки – то ли песня, то ли стихи рождались в его голове.

Давайте их послушаем.
Ученица.

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь, родное, далекое,

Слушая рокот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.
Учитель.

С тех пор, как впервые Тургенев увидел и услышал великую певицу, всю свою жизнь он связал с П. Виардо, которую преданно и нежно любил, оставаясь верным своему чувству до конца дней.


Ученик.

До смертного конца он был тобою ранен,

Как ваза хрупкая безмолвно он страдал:

Певец Базарова, великий северянин,

Поклонник вечных грез и вечный твой вассал.
Волшебный ваш союз так бесподобно странен,

Хотя воздвиг тебе он в грезах пьедестал.

Был день его любви медлительно туманен,

Как ветер матовый средь одиноких скал.


Судьба недобрая, как дух противоречий,

Рукою дьявольской качает те весы,

На чашах, чьих в пустой надежде встречи

Дрожат мучительно, как листья в ночь грозы.


Он первый изнемог в борьбе невыразимой

И тихо опочил в обители незримой.


Учитель.

Тургенев часто говорил, что в произведениях его почти нет вымысла, что все они основаны на правде. Правда всегда прекрасна, поэтому прекрасны и бессмертны правдивые произведения Тургенева. Давайте обратимся к ним. Вспомним все, что мы узнали, изучив роман писателя «Отцы и дети». И прежде всего поговорим о том, как создавался этот роман, почему Тургенев вдруг решил написать его? Что послужило поводом? (Ответ).


Викторина по роману «Отцы и дети».

  1. Сколько сюжетных линий в романе? Назовите их.

  2. Дайте оценку спорам Базарова с Павлом Петровичем?

  3. Что сближает этих двух героев?

  4. Мы знаем, что в романе писатель пускает своего героя через испытания. Какие они?

  5. Почему любовь к Одинцовой вносит трагический раскол в характер Базарова?

  6. Почему в конце романа Базаров умирает?

  7. Как встречает смерть главный герой?

  8. Почему ничего не вышло из любви Базарова к Одинцовой? Могла ли она его полюбить?

  9. Как относится Тургенев к своему герою?

  10. Вспомните знаменитый афоризм Базарова. Прав ли он в своих утверждениях:

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?», «Рафаэль гроша медного не стоит», «Природа не храм, а мастерская», «И охота же быть романтиком в нынешнее время!», «Откуда тут взяться загадочному взгляду?», «Это все романтизм, чепуха, гниль, художество».

  1. Почему роман Тургенева называется «Отцы и дети»?

Учитель.


А сейчас давайте вспомним, как прошли последние годы жизни Тургенева?

(Ответ ученика).


Учитель.

22-го августа или 3-го сентября 1883 г. Тургенева не стало. Умер он в доме Полины Виардо, у нее на руках. Эта дивная любовь писателя к мадам Виардо длилась 40 лет. И о ней лучше всего может рассказать стихотворение Тургенева в прозе «Когда меня не будет».


Ученица.

Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом, - о, ты мой единственный друг, о, ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая, наверное, переживешь меня, - не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего.

Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, - помнишь? – у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.

Прочти, закрой глаза и протяни мне руку… Отсутствующему другу протяни руку свою.

Я не буду в состоянии ее пожать моей рукой – она будет лежать неподвижно под землею…, но мне теперь отрадно думать, что, может быть, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.
Учитель.

Ребята, мы знаем, что большую часть своей жизни Тургенев прожил не в России. Франция стала его второй родиной. Но ничего не знал он прелестнее орловских садов, своего Спасского сада с его длинными липовыми аллеями, зарослями травой и земляникой. В самые трудные годы своей жизни обращался Тургенев к России, к народу русскому.


Ученик.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

Не будь тебя, как не впасть в отчаянье при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
Учитель.

А сейчас давайте послушаем стихи о Тургеневе, написанные современными поэтами.

Ученик.

Станислав Золотцев.



Тургенев вернулся в Россию

И видит: Отечества дым

Спадает под ноги босые

Крестьянским ребятам худым.

Спадает – как напрочь восторги

От всех либеральных реформ,

Спадает на тюрьмы, остроги,

Сдержавшие праведный шторм.

И видит писатель все те же

В стране выражения лиц.

Цензура и рубит, и режет

Пиитов обеих столиц.

Попавшись в житейские сети,

Устав от безумных затей,

Отцами становятся дети

И дружно ругают детей.


Ученик.

Александр Власенко «Родина».

Ну, вот и слабость, даром то, что взрослый,

Хочу взвести курки и не могу.

И на штанины собираю росы

С больших ромашек в Бежином лугу.

Издалека сюда, издалека я

Россия – бесконечные пути,

Ты вся необходимая такая,

А всю тебя никак не обойти.

И никакие розовые дали

Не смогут сердца русского понять,

И если наши подданства меняли,

То родины не думали менять.

И если гребни от Октябрьской бури

Хлестали через край, как ни ряди.

Россией был рожден писатель Бунин

И жил он с русской Родиной в груди.

Какие б ветры в ней не бушевали

Она с тобой в веселье и тоске,

Тургенев, умирая в Буживале,

Страдал по ней на русском языке

Измученный в конец недугом тяжким,

Проваливаясь в забытьи во мглу,

Еще он видел, как цветут ромашки

Не где-нибудь, а в Бежином лугу.


Ученица.

Вздыхает парк, кусты черемух вспенив,

Прислушиваясь к перекличке птах

Мы ждем: вот-вот появится Тургенев

В видавшей виды шляпе, сапогах.

Широким шагом он пройдет сквозь годы,

Как сквозь чащобу проходить привык.

Охотник, нелукавый друг природы,

Из детских снов серебряный старик.

Придет, и остановится под дубом,

Окрестность взглядом озарит своим,

И все, что в жизни нам казалось грубым,

Вдруг станет ясным, добрым и простым.

Покличешь – и деревья отзовутся…

Не в этом ли все волшебство искусства.
Ученик.

Тамара Жирмунская.

Тургеневские, милый мой, места,

Тургеневский ракитник над водою,

Тургеневская сила естества

В деревнях, изрубцованных войною.

Ты, знаешь ли, наплывы на коре?

Чтоб там, внутри, курсировали соки,

Стволы с железной хваткой лекарей

Самим себе накладывали скобки.

Тургеневская средняя Россия.

Мне тут оказан ласковый прием

Едва знакомой женщиной из Мценска.

Грибы едим и чай до пота пьем.

И ставим чайник на «Курьер Юнеско».

Такой знакомый запах от грибов,

От свежей булки, испеченной к чаю…

И все это похоже на любовь

Ко всем? К тебе? К Тургеневу?

Не знаю…
Учитель.

Спасибо, ребята. А сейчас давайте снова обратимся к роману «Отцы и дети» и посмотрим сцену из него, которую приготовили ваши одноклассники. После просмотра вы скажете нам, что это за сцена. И еще, вы должны найти изменение, которое произошло в главном герое – Базарове.

(Сцена из романа: умирающий Базаров и Одинцова).


Учитель.

А закончить наш урок мне хочется стихотворением, которое написал поэт Владимир Черепков. В этом стихотворении описан случай, действительно произошедший с Тургеневым во Франции.

Этот случай поразил Ивана Сергеевича.

Во Франции –

Его второй России –

На лавочке у книжного лотка

Сидели два, как статуи, седые,

Друг другу незнакомых старика

- У Вас…, - хотел сказать и не осилил

- У Вас, наверно, выпал первый снег?

Тургенев встал:

- Вы знаете Россию?

Наш русский снег?

Разливы наших рек?

И подал руку с дружеской улыбкой?

Старик неловко, как ребенок, сполз:

- К несчастью, знаю…

И, прервав заминку,

Он выдавил беспомощно:

- Дантес…

Ушел Тургенев.

Дождь лениво капал,

А в сквере, в неприметном уголке,

Сидел убийца, и дрожала палка

В тридцать седьмом недрогнувшей руке.

Тургенев шел…

Вокруг давились смехом,

А он все шел от недуга багров.



Вместились в нем:

Россия с красным снегом

И Франция с Полиной Виардо.

Эти строки из стихотворения взяты в качестве эпиграфа к уроку.


Вывод по уроку делает учитель.

- Хотя И. С. Тургенев большую часть жизни прожил не в России, он все равно остался истинно русским писателем. Он переживал за свою Родину, болел душой и за Пушкина, погибшего от руки Дантеса, и за крестьянскую реформу 1861 г. Свой знаменитый цикл рассказов «Записки охотника» он написал во Франции, но о русских людях, крестьянах, показав их сильными, мудрыми и добрыми.


Смотрите также:
Урок по творчеству И. С. Тургенева 10 класс Цель : помочь учащимся понять и полюбить великого писателя
260.41kb.
1 стр.
Урок-игра «Литературное кафе»
122.81kb.
1 стр.
Урок 5 класс. Тема четверти: «В чем сила музыки?» Тема урока: «Музыка Моцарта» Эпиграф. «Мелодия- душа музыки» П. И. Чайковский
51.38kb.
1 стр.
Урок портрет М. Шолохов: родом из детства Цель: познакомить учащихся с детскими годами М. А. Шолохова
136.11kb.
1 стр.
Урок тема «смертные боги» Форма урока: урок-лекция. Жанр урока: урок-презентация. Цель
55.8kb.
1 стр.
Урок композиция по литературе в VII классе. Тема урока: Внеклассное чтение. Урок композиция
113.98kb.
1 стр.
«Музыка Моцарта»
50.96kb.
1 стр.
Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И. С. Тургенева «Ася» 2 часа спаренные уроки Цель
79.58kb.
1 стр.
Ты и твоя будущая профессия
65.29kb.
1 стр.
Семинар (структурированная дискуссия) Тема: Русь между Востоком и Западом
97.27kb.
1 стр.
Урок литературы в 9 «Б» классе Тема урока : «Не бывает совсем не пострадавших от войны…»
67.33kb.
1 стр.
Урок 4 Православная молитва Ключевые понятия: молитва, благодать
180.12kb.
1 стр.