Главная страница 1
ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА




СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Провела преподаватель

русского языка и литературы

Емелина Татьяна Сергеевна

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.


Б. Пастернак

Цели: обучающая - ознакомление учащихся с понятиями «Серебряный

век русской поэзии», «модернизм»;



развивающая - активизация самостоятельной познавательной

деятельности учащихся, развитие техники и выразительности

чтения стихотворений;

воспитательная - воспитание гордости за культуру Родины,

взрастившей столько талантов.


Методическое обеспечение урока: иллюстрации, портреты поэтов серебря-

ного века, выставка их произведений, компьютер, CD с записями

музыки А.Скрябина, Дебюсси, презентация PowerPoint.
Методы и формы обучения: фронтальный опрос, чтение стихотворений на-

изусть, прослушывание музыки, записи в тетрадях, применение компьютера, урок проходит на фоне слайдов презентации PowerPoint.


Тип урока – комбинированный, изучение нового материала.
Межпредметные связи – история, эстетика.

ХОД УРОКА.
I. Оргмомент.
II. Начинается демонстрация слайдов презентации PowerPoint. На её фоне

проходит весь урок.


Слайд № 1-2.

Запись темы, определение целей урока для учащихся.


III. Фронтальный опрос.
Слайд № 3.

В мире всё взаимосвязано. Нельзя начать изучение новой темы, не перекинув мостик к ней от уже изученных. В этом году мы начали знакомиться с литературой XX века.



Слайд № 4.

Скажите:

1. В каких исторических условиях развивалось искусство (а значит литература) в начале XX века?


Слайд № 5.

Ответ: Это время бурное, противоречивое. Немало было разочарований и потрясений. Но художники по-прежнему стремятся понять и объяснить смысл жизни, возможности человека. Они мечтают о создании поэтической культуры, которая помогла бы духовному совершенствованию человечества, духовному преображению мира.
2. Какие литературные направления существуют в это время? Каковы их особенности?
Слайд № 6.

Ответ: Многие писатели продолжают пользоваться в своём творчестве методом реализма (А.Куприн, И.Бунин, М.Горький, Л.Андреев, И.Шмелёв, А.Серафимович, А.Аверченко, Тэффи и др.). Но классический реализм изменился.

IV. Изучение новой темы, ознакомление с определениями.
Слайд № 7.

Одна из основных функций искусства – анализ состояния мира и человека в нём. Художника интересует как судьба его героев, так и человечество в целом, он мыслит в масштабах истории, соотнося с нею содержание своего произведения.

Самоуглубление личности и жажда грандиозного перелома, торжествующей неземной красоты привели к появлению новых направлений в искусстве. Например, в живописи это импрессионизм, сюрреализм, примитивизм, кубизм. В музыке – это мощный протест, страстно-напряжённая борьба со злом, уродством и глубочайший лиризм, хрупкость, нежность произведений Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского.
Начало жизни было – звук.

Спираль во мгле гудела, пела,

Торжественный сужая круг,

Пока ядро не затвердело.

И всё оцепенело вдруг.

Но в жилах недр, в глубинах тела

Звук воплотился в сердца стук,

И в пульс, и в ритм вселенной целой.


И стала сердцевиной твердь,

Цветущей, грубой плотью звука.

И стала музыка порукой

Того, что мы вернёмся в смерть.


Что нас умчат спирали звенья

Обратно в звук, в развоплощенье.


Наталья Крандиевская
Слайд № 8.

Расцвет поэзии в первые десятилетия XX века в литературе получил название Серебряного века русской поэзии по аналогии с «золотым» пушкинским веком.
Слайд № 9.

Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым богатейшим и интереснейшим миром – Серебряным веком. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. Часто их называют модернистскими или декадентскими.


Слайд № 10.

Слово «модернизм» в переводе с французского означает «новейший», «современный». В русском модернизме были предствлены разные течения: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм, конструктивизм и др. Модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества. (Прежняя культура, идеалы не смогли предотвратить кризис общественной жизни. Всё закончилось войнами, ужасами революционных катастроф, падением нравов и общей культуры.)
V. Учащиеся читают наизусть стихи с краткими комментариями. Цель – получить (составить) общее представление о поэзии Серебряного века.
Слайд № 11 (повтор № 9).

Слайд № 12.
Символизм. К.Д.Бальмонт.
Слайд № 13.

С.М.Городецкий – мостик к акмеистам и С.Есенину.


Слайд № 14.

Многие авторы в высшей степени театральны, театральность эта поэтическая: в ней заключено мироощущение, специфическое видение жизни, творческая точка зрения на мир. «Жизнь – театр» Через театральную форму представлено всё: состояние мира, судьбы людей, сама жизнь. Поэтическая мистификация так захватила многих поэтов, что и в действительной жизни для них была словно размыта грань между миром реальным и мнимым. Таков Н.Гумилёв, глава акмеистов, который пытается своим творчеством восстановить равновесие мира земного и запредельного. И человек должен ценить, относиться ответственно к каждому мгновению жизни, так как «это не репетиция» – а «главный спектакль».


Слайд № 15.

Футуризм. В.Хлебников.


Слайд № 16.

Эго-футуризм. Игорь Северянин.


Игорь Северянин тоже не скрывал, что играет роль. Его маска – маска томного, самозабвенно-упоённого гурмана. Его яркие неологизмы приоткрывают таинственные состояния земного мира. А природная гармония воплощается средствами неповторимых соцветий.

Слайд № 17.

Саша Чёрный.



Слайд № 18.

М.Цветаева.


Слайд № 19.

О.Мандельштам.


Слайд № 20.

Трагические судьбы поэтов Серебряного века.


Слайд № 21.

Хотелось бы всех поимённо назвать,

Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.


О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,


И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,


Пусть так же они поминают меня

В канун моего погребального дня. –

писала А.Ахматова в поэме «Реквием».
Но слово убить нельзя. Слово, стихи стали нерукотворным, бессмертным памятником поэтам Серебряного века.

Серебряный век – это веха, ступень на пути исторического развития русской литературы.


VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.

  1. Знать биографию В.Брюсова. Выучить одно из его стихотворений. Проанализировать это стихотворение.

  2. Серебряный век русской поэзии мы будем изучать довольно долго. За это время вы должны будете подготовить творческую работу – составить сборник стихотворений любимого поэта начала XX века, чьё творчество не входит в обязательную программу изучения.


Смотрите также:
Урок по русской литературе XX века серебряный век русской поэзии
59.2kb.
1 стр.
Лекция по литературе в 11 классе «Поэзия серебряного века»
57.3kb.
1 стр.
«Серебряный век» русской поэзии (конец XIX – начало XX века)
349.83kb.
1 стр.
Конспект урока литературы в 11 классе Учитель Зайцева Л. И. Тема урока: серебряный век русской поэзии Тип урока: урок-объяснение, урок-презентация
138.65kb.
1 стр.
Разработка урока "Серебряный век русской культуры"
125.89kb.
1 стр.
Антропологические художественные модели в русской поэзии начала ХХ века в контексте христианской духовной традиции
661.58kb.
3 стр.
Программа по литературе под ред. В. Я. Коровиной. Москва. Пр. 2004. И. В. Золотарева Т. И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе Х1Х века. М. П
365.59kb.
1 стр.
Уроку чтения. «Литературное кафе «Бродячая собака» по поэзии «серебряного века»
192.64kb.
1 стр.
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 10. 01. 02 литература народов
63.99kb.
1 стр.
Развитие русской литературы в 20 веке я на мир взираю из-под столика: Век двадцатый – век необычайный. Чем он интересней для историка, Тем для современника печальней
241.5kb.
1 стр.
Тематическое планирование по литературе для 11-го класса гуманитарного профиля. № урока Тема урока Урок 1
202.48kb.
1 стр.
Конспект открытого урока в 11-м классе «Серебряный век русской культуры»
109.49kb.
1 стр.