Главная страница 1



Открытый урок по литературе в 5-м классе.

Н.А. Некрасов "Крестьянские дети" (УМК Г.С. Меркина)



Девяткина Инесса Владимировна, учитель русского языка и литературы,

МОУ СОШ №1 г. Аксая.

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ЦЕЛИ:

Обучающие:

учить школьников анализировать поэтическое произведение

учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации

формировать представления об историческом прошлом

учить работать с произведением, ориентироваться в тексте

учить рассуждать

обогащать словарный запас учащихся

Развивающие:

пробуждать интерес к истории своей Родины

развивать познавательную активность детей

развивать самостоятельность учащихся (работа в тетради)

развивать устную речь учащихся

развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности (диалог в парах)

формировать у детей навык самоконтроля (оцените свою работу на уроке)

Воспитательные:

формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины

воспитывать патриотизм

прививать интерес к книге, к чтению

раскрыть нравственный смысл произведения

воспитывать эстетические чувства (привлекался дополнительный материал, имеющий воспитательную ценность: репродукция картины, г/з)

воспитывать культуру общения и коммуникативные навыки уч-ся

воспитывать чувство товарищества (работа в парах: помоги товарищу, научи его)

воспитывать добросовестное отношение к учению

прививать навыки умственного труда

ОБОРУДОВАНИЕ:

учебник Литература 5класс

рабочая тетрадь по литературе

портрет Н.А.Некрасова



репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети"

На доске:



Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

выставка книг с произведениями Н.А.Некрасова

План урока.

Орг. момент.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Работа с текстом произведения Н.А.Некрасова " Крестьянские дети "

Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Орг. момент.

Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте гостей и тоже улыбнитесь им. Подарите тем, кто вас окружает, частичку своего хорошего настроения. Тихонько сели.

2. Учитель: Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают "Крестьянские дети". В начальной школе вы познакомились только с отрывком из этого стихотворения. Сегодня мы поговорим подробно об этом стихотворении, и я предлагаю каждому из вас попробовать себя в роли исследователя. В этом стихотворении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного, медленного и многократного чтения. Наша задача понять отношение автора к своим персонажам. Определить основную тему и найти способы её раскрытия.

Чтение по ролям (инсценировка)

3. Актуализация опорных знаний учащихся.

Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете?

В конце урока мы ещё раз вернёмся к ним.

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

Уч.: 1. Первоначально стихотворение называлось «Детская комедия».



Чем это произведение похоже на комедию?

Почему автор изменил заглавие?

2.Попытаемся найти подтверждение нашей мысли.

Найдите и прочитайте те места в стихотворении, где говорится о том, как воспринимают автора дети. Что особенно удивляет их в нем?

(Рассказчик - герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает “грибные набеги”, ему нравится вольная жизнь крестьянских детей).

3.Выписать слова, в которых передано отношение поэта к крестьянским детям. С какой интонацией нужно читать эти строки? Записать ключевые слова.(3-4 минуты записывают в тетради и у доски).

(Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян.)

(( Вопрос: проследите за сменой настроения автора, какие чувства испытывает автор от встречи с детьми? (бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям.))

((Как определить, что он доволен ночлегом? Как воспринимает окружающую обстановку? (радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей).

Автор видит не только природу, но и «вереницу вдоль щели внимательных глаз». Это вездесущие, любознательные деревенские ребятишки, заинтересовавшиеся необычным охотником.))

((? (растроган, нежность наполняет его, умиление. Я детского глаза люблю выраженье...))

(((-Не понравился, боятся, смеются нал ним - ноги как жерди - приговор вынесли - ... такому -то гусю...

- Крестьянским детям охотник не понятен, будто и барин спит в сарае, ездит на телеге с Гаврилой - вызывает настороженность и страх.

- Поэт слышит их разговор, но не обижается, а вновь высказывает свое отношение к детям. Почему? )))

(((( вместе жил и хорошо знал, как трудно жить крестьянам, их детям, жалел, но крестьянский труд имеет и народную сторону.)

Теперь понятно отношение поэта, но может быть за то время, что они его рассматривали, изменилось как-то и отношение детей к охотнику. Прочитаем вслух последние две части.

-Можно ли доказать, что дети прониклись большим доверием к приезжему. Не боялись уже его. Им понравилось быть с ним рядом?

(Дети не убежали, они поняли, что он добрый, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать).

(Восхищение, умиление, восторг, есть риторические восклицания)

((Вывод: в антитезе даны слова: мучительно-мило, солнце-огонь, воля-смерть; злоба, боль, любовь, малюточка, бас, большая семья, два человека всего мужиков, антитеза помогает понять и почувствовать любование Некрасова крестьянскими детьми, особенно забавно выглядит противопоставление маленького ребенка и его недетской важности, понимания того, что он помогает семье))

(((Вывод: если Н. Некрасов описывает своего Власа с легкой иронией)))

(((Можно сделать вывод, что через описание глаз авторы открывают души детей, радость (у Некрасова)))

((Вывод: Некрасов хотел показать, что ребенок должен видеть радость от труда, который дает богатый урожай, приносит человеку почет))



4.Стихотворение состоит из нескольких частей,которые Некрасовым не названы.Озаглавьте их. О чём каждая часть? ( Одним предложением)

IV. Деление текста на части и составление плана.

1.Охотник рад возвращению в родную деревню.

2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.

3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.

4.Раздумья о детском труде.

5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.

6.Представление Фингала для деревенских зрителей.

7. Проза разлучает с крестьянскими детьми.

5.Выразительно прочитать отрывок, в котором говорится о труде крестьянских детей и об их отношении к труду. Кто является примером для крестьянских детей? (группа) (- Кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика)

(Труд перед Ванюшей предстает “нарядной своей стороной”).

- В каких строчках звучит поэзия крестьянского труда?

(Он видит, как поле отец удобряет, как в рыхлую землю бросает зерно, как поле потом зеленеть начинает, как колос растет, наливает зерно...).

((((Устаревшими или архаизмами).

Учитель: эти слова не случайно прозвучали в этом отрывке, потому что они созвучны поэзии крестьянского труда.

- Каким показывает Некрасов Ванюшу в этой части?

(Он в деревню въезжает царем). Какое интересное выражение...

А что означает это выражение “въезжает царем”?

(Ванюше не приходилось сталкиваться с тяжелым трудом крестьян, он только наблюдал за работой, и поэтому чувствует себя “царем”).

- Кто говорит: “Родной”, “Полезай постреленок”.

(Эти слова говорит отец, крестьяне).

— Дайте объяснение слову “постреленок” (озорник).

— Какое отношение выражает автор, этим словом, вкладывая его в уста отца?

(В этом слове автор выражает любовь не только отца, но и любование автором Ванюшей).

— Какая часть слова демонстрирует это отношение к Ванюше?

(В этом слове автор употребляет уменьшительно-ласкательный суффикс “енок”, который выражает любовь к этому ребенку).

- Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?

Учитель: Понравилась вам игра актеров?

— Какие чувства возникли у вас, когда вы наблюдали за игрой актеров?

(Актеры передали своей игрой чувство печали, как тяжело крестьянским детям достается хлеб).

— О каком времени вспоминает рассказчик в данном отрывке?

(Он вспоминает о времени, когда в России было крепостное право).

Самостоятельное чтение стихотворения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок" (вполголоса)

- Откройте учебники на с.122 и прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение. Приготовьтесь к чтению вслух.

Чтение вслух. Словарная работа.

Однажды в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

- Что значит "студёная пора"? (очень холодно)

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

- Прочитайте слова. Среди данных слов подберите объяснение слову "хворост"

На доске: сухие сучья, ветви, деревья

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах … а сам с ноготок!

- Подумайте, что такое "полушубок"?

ПОЛУШУБОК Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.

- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"

- Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо,

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".

- Что значит "вестимо"? Посмотрите сноску в учебнике? (конечно, разумеется)

(В лесу раздавался топор дровосека.)

А что у отца-то большая семья?

"Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…"

Так вон оно что! А как звать тебя?-

"Власом",

- А кой тебе годик? – "Шестой миновал…

Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

Словарная работа. Беседа по содержанию прочитанного текста.

- Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал)

- Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах…

- Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)

- Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)

- В какое время года произошла встреча? (зимой)

- Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.

Однажды, в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел, был сильный мороз.

- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.

- Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья)

- Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.

Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я.

- Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает, что он понимает важность своей работы в семье.)

- Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. (Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.)

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

- Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует.

Кто может совершать эти действия?

Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…

- Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.

Физ/мин. Давайте встанем и будем двигаться, как мужичок с ноготок. Представили, что вы взяли лошадь за уздечку и шествуете важно.

- Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными?

- Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.

Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…

- Почему он так говорит? (Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.)

- Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте.

- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"

- Почему он так разговаривает? ( Словами "парнище" Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.)

Чтение, нахождение отрывков к иллюстрациям из книги "Мужичок с ноготок"

Нахождение предложений с восклицательным знаком.

Чтение предложений с нужной интонацией.

- Вспомните, сегодня на уроке мы уже говорили, почему в конце некоторых предложений ставится восклицательный знак. (Предложение нужно произнести с особой интонацией.)

Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика.

- Прежде, чем начнём читать, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)

Чтение сначала в парах, затем – вслух.

- Здорово, парнище!

- Ступай себе мимо!

- Уж больно ты грозен, как я погляжу!

- Откуда дровишки?

- Из лесу вестимо, отец слышишь рубит, а я отвожу.

- А что у отца – то большая семья?

- Семья-то большая, да два человека всего мужиков – то: отец мой да я.

- Так вон оно что! А как звать тебя?

- Власом

- А кой тебе годик?

- Шестой миновал.

Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста.

- Как вы думаете, как относится автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.)

- Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка")

- Подумайте, почему Н.А.Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"?

)

- Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не шалит.) Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.)



6.Можно ли сказать, что Некрасов изображает детство крестьянских детей только радостным и безоблачным?

((( В стихотворении Некрасова "Крестьянские дети" видна его добрая улыбка, его стихи теплые.

Для него дети - носители будущего, он утверждает, что духовный мир крестьянских детей богат, он живут в гармонии и согласии с миром природы.

Настроение после знакомства со стихотворением Н. Некрасова "Крестьянские дети" – светлое.

((((В отрывке о мужичке показывается не радость труда, не его “нарядная сторона”, где ребенку дается посильная интересная работа и он может чувствовать себя “царем”, а тяжелый мужской труд - ребенок один в лесу, ведет лошадь по снегу).

Дети, заглядывающие в щели - “плуты”.

А какой характер у “мужичка”?

(Тяжелый труд делает его взрослым, поэтому по характеру он важный, и на вид строгий, горд тем, что работает наравне с взрослыми).

Какие строчки подтверждают обретение долгожданной воли надежду на лучшее будущее? (Играйте же, дети, растите на воле, на то вам и красное детство дано).

- Как называется художественно-изобразительное средство, используемое в словосочетании “красное детство”.

(эпитет)

- Объясните значение выражения “красное детство”

(На Руси под словом “красное” понималось как красивое, прекрасное, счастливое, поэтому “красное детство” понимается как прекрасное, счастливое детство после отмены крепостного права).

Учитель: Таким образом, воля - это не только долгожданное освобождение от крепостного права, но это еще и крестьянское детство, поэтому эти строки являются поэтическим образом вольного “красного детства” - прекрасной поры человеческой жизни. Дочитаем стихотворение до конца.

- Какие чувства вызывают заключительные строки стихотворения?

(Чувство радости и печали, грусти; это связано с тем, что поэту пришлось расстаться с детьми из-за грозы).

- Сравните с началом стихотворения. Есть ли различия?

(Начало и конец стихотворения составляют одну картину. “Теперь нам пора возвратиться к началу”, - говорит поэт в заключительной части, где между ним и детьми уже нет никаких преград. В этом-то и отличие, что много смеха и радости.)

Учитель: Но не только детским смехом и радостью навеян этот этюд, в нем говорится о наступлении хороших времен, чем свидетельствует гроза, которая несет в себе ожидании какой-то новизны. Гроза - символический, многозначимый образ, и в литературе встречается нередко. Мы встретимся с этим образом в 10 классе, когда будем изучать пьесу Островского “Гроза”, где гроза несет ту же нагрузку, что и здесь. Ожидание перемен к лучшему - этим настроением пронизано все стихотворение Некрасова “Крестьянские дети» )))

Тема детства в литературе и живописи волновала и будет волновать читателей. Мастера искусства используют для этого разнообразные приемы и средства: противопоставление и сопоставление, проникновение во внутренний мир ребенка, использование изобразительных средств языка.

Раскрывая мир детства, авторы показывают мечты и стремления детей, а также и мир взрослых, их труд, взаимоотношения детей и родителей.

Думается, что тема детства и ребенка будет одной из ведущих в искусстве, потому что мир детства незабываемый.

Авторы заставляют нас вглядываться в чужое лицо внимательней, чем в свое, переживать как собственную чужую боль.

Но завершить свое исследование я хочу строчками из "Крестьянских детей". Мне кажется, что поэт обращается и ко мне.

Играйте же, дети! - Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой -

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!..

7.Выписать и выучить наизусть строки, в которых заключена основная художественная идея стихотворения.

Д/з. Выучить это стихотворение наизусть.

Как будете учить наизусть? (с выражением, с интонацией, с соблюдением пауз)

Откройте дневники, запишем домашнее задание: с….. наизусть

7. Итог урока.

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение?

(Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)

- Удалось ли ему это?

- Прочитайте слова, записанные на доске:

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

- Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова?

(В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!)

Мы заглянули в художественную мастерскую поэта и убедились, что в каждом стихотворении есть тайна, найти которую можно только при внимательном, вдумчивом чтении.

На этом наш урок подошёл к концу.

Спасибо всем.

-Вам, ребята, живущим радостно и счастливо, очень трудно представить, как тяжело приходилось простым, бедным людям в прошлом, особенно их детям. Крестьяне - бедняки не могли прокормить своих детей и часто отдавали их в услужение городским богачам и ремесленникам. Учеников- мастеровых и изобразил художник на картине. Нелегко было ученикам в городе у чужих людей. Кормили впроголодь, одевали в чью-нибудь изношенную негодную одежду. Спать приходилось, где попало: в подвалах или чуланах. Учили мало, а трудились с утра до ночи, детям поручали самую грязную, тяжелую, непосильную работу.

-Некрасов жил во времена крепостного права, которое было отменено около 150 лет назад, вы проходили эту тему по истории. В произведениях этого поэта отражены впечатления детства, воспоминания о тяжелой жизни крестьян.



Некрасов особую любовь питал к детям. У него немало произведений посвященных крестьянским детям, детям городской бедноты, детям рано познавшим голод, нужду, тяжелый труд. У Некрасова есть целая поэма, которая так и называется «Крестьянские дети». Творчество Николая Алексеевича Некрасова и отрывок из его поэмы «Крестьянские дети» тема нашего сегодняшнего урока.

Рис. 6


Смотрите также:
Урок композиция по литературе в VII классе. Тема урока: Внеклассное чтение. Урок композиция
113.98kb.
1 стр.
Урок по литературе в 10 классе. "Уроки нравственности"
46kb.
1 стр.
Урок по литературе в 5 «А» классе 2006-2007 учебный год Учитель: Шевцова С. А тема урока: История, рассказанная в. Г. Короленко, урок милосердия и любви
127.95kb.
1 стр.
Урок литературы в 5-м классе по теме "Николай Васильевич Гоголь. Детские годы писателя. Начало творческого пути"
63.7kb.
1 стр.
Урок по литературе в 5-м классе
151.72kb.
1 стр.
Урок по литературе в 8 классе «Это честное, благородное лицо был смех»
84.4kb.
1 стр.
Тематическое планирование по русской литературе в 6 классе № п/п
853.8kb.
6 стр.
Урок по литературе в 7 классе «Пока не стало поздно»
32.47kb.
1 стр.
Урок по литературе в 8 «А» классе Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» учитель: Провоторова О. П. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»
136.06kb.
1 стр.
Разработка урока по теме: "Good and bad habits ". в 9-м классе. Представленный урок в 9-м классе по теме «Good and bad habits»
35.8kb.
1 стр.
Урок литературы и русского языка в 9 классе Учитель: Гильд Елена Васильевна Тема по литературе: И. С. Тургенев и его повесть Первая любовь (1860 год). По русскому языку : повторение изученного
101.68kb.
1 стр.
Тематическое планирование по литературе в 6 классе
167.74kb.
1 стр.