Главная страница 1
Открытый урок по истории в 6 классе.

Тема урока: Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

Куликовская битва.

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды;

2. охарактеризовать политику московского князя Дмитрия Ивановича;

3. показать, что Куликовская битва была величайшим событием в истории нашей страны, отметить героизм, мужество, патриотизм русского народа в борьбе с Золотой Ордой;

4. воспитывать глубокое уважение к истории Руси и значению Куликовской битвы.



Оборудование: карта-схема «Куликовская битва», карта атласа «Образование Российского централизованного государства», учебник, рабочая тетрадь, слайды.

Основные понятия: тактика, рать, манёвр.

Основные даты: 1378г. битва у реки Вожи, 8 сентября 1380г.- Куликовская битва.

Персоналии: Дмитрий Иванович (Донской) (1359-1389), Сергий Радонежский, Мамай.

План урока: 1. Борьба Москвы за политическое первенство.

2. Русь и Орда накануне сражения.

3. Куликовская битва.

4. Значение Куликовской битвы.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, тема нашего урока «Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Мы познакомимся с историей борьбы Москвы за независимость от Орды, охарактеризуем политику московского князя Дмитрия Ивановича, расскажем о подготовке и ходе Куликовской битвы и её значении в русской истории.

Откройте тетрадь, запишите число и тему урока.


  1. Проверка домашнего задания.

А) Работа в группах. Задания для групп. 1- Охарактеризовать политическую систему Руси в 14 веке. 2- Отношение Русской православной церкви к внутренней политике Ивана Калиты и положение северных территорий Руси.

Б) Терминологическая разминка.



1. Искусство управлять государством – политика

2. Княжеская война на Руси – усобица

3. Владения младших членов княжеского рода – уделы

4. Воины - добровольцы народного ополчения – ополченцы.

5. Представитель ордынского хана на Руси – баскак

6. Господство – владычество

7. Регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды – выход

8. Местопребывание высокопоставленного лица – резиденция

9. Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах – ярлык

10. Что такое централизованное государство? – государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти.

11. Что такое феодальная раздробленность – закономерный процесс обособления отдельных земель во главе с князьями, претендующими на политическую самостоятельность.

- Какие княжества появились на Руси в период феодальной раздробленности?

(Ростово - Суздальское княжество, Киевское, Новгородское,

Смоленское, Галицко - Волынское и др.)

- Почему стало возможным завоевание монголо-татарами большей части русских земель?

(Отсутствие политического и военного единства между князьями княжеств)

Поэтому встал вопрос об объединении русских земель.



- Назовите предпосылки объединения русских земель.

1.В конце 13 века политическое дробление Северо-Восточной Руси достигло своего предела. За время ордынского владычества пришли к упадку сельское хозяйство, торговля и ремёсла. Тем не менее, Русь постепенно залечивала раны, население возвращалось в опустевшие деревни и сёла, люди распахивали поля, восстанавливали горда.

2. В конце 13-начале14 веков начался рост феодального землевладения. Князья стали жаловать своим приближённым вотчины с крестьянами. Со временем в руках бояр сосредоточились огромные земельные владения. Они стремились расширить их покупкой сёл и деревень за пределами своего княжества. Феодалы стали задумываться о сплочении русских земель в одно государство.

3. Сохранились общий язык и правовые нормы; православие; общее национальное самосознание; экономические связи между различными землями.

4. Русские города, ослабленные ордынским владением, не могли вести полноценной торговли. Ордынское владычество уничтожило на Руси городское самоуправление.

- Назовите основные причины объединения Руси

1. У раздробленной Руси не было возможности противостоять ордынскому владычеству.

2. Для свержения ордынского владычества необходимо было объединения земель в единое государство.

- Охарактеризуйте политическую систему Руси на тот период времени.

1 группа

13-14 века - время наибольшего раздробления Северо-восточной Руси. Главным был великий князь Владимирский. Он назначался Золотой Ордой из представителей Владимиро-Суздальской династии. Великие князья поддерживали отношения с Золотой Ордой, собирали ордынскую дань. Были судьями в спорах русских князей. У Великих князей было также право и на княжение в Новгороде Великом.

Московское, Тверское, Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжества именовались Великими, а князья носили титул великих князей

- Какие княжества имели шанс возглавить объединение русских земель? (Московское княжество и Тверское княжество). Почему?

- Москва была расположена очень удобно:

* находилась на важных торговых путях Волго-Окского бассейна;

* была далеко от опасных территорий ордынского владычества;

* располагала плодородными землями.



Тверь также имела очень выгодное месторасположение.

Между московскими и тверскими князьями развернулась жестокая борьба за главенство на земле русской. Ордынские ханы поддерживали то одного, то другого князя. В конце концов хан Узбек приблизил к себе нового московского князя Ивана Даниловича Калиту.

- Что вы знаете о деятельности князя Ивана Даниловича? Сообщение.

Какой можно сделать вывод?

-Политические успехи московских князей возвысили Москву. Московское княжество стало одним из самых сильных политических центров Руси, а Москва духовным центром русских земель.

4. Изучение нового материала.

Итак, после смерти Ивана Калиты его политику продолжили его сыновья. А в 1359 году на московском престоле оказался Дмитрий Иванович, 9- летний внук Ивана Калиты.

- Что вы знаете о нём, расскажите. Сообщение.



2 группа-ответ на вопрос

Северные территории Руси: Углич, Белоозеро, Кострома, Северный Галич, Ростов. Над этими территориями Москва установила свой контроль. С целью создания опорных пунктов московского влияния. Русская православная церковь тоже поддерживала внутреннюю политику Ивана Калиты.

- В 1299 г. Киевский митрополит Максим, спасаясь от ордынского ига, перебрался во Владимир.

- Митрополит Пётр в начале 14 века поддерживал Юрия Даниловича в Борьбе с Тверью.

- Митрополит Феогност в 1328 году сделал Москву своей официальной резиденцией.

Вывод: Москва стала духовным центром русских земель, а церковная власть начинает действовать в пользу московского князя.

Во время правления Дмитрия Ивановича Золотая Орда переживала не самые лучшие свои времена. Давайте выясним, почему?



Работа с учебником. Стр.143. – читают дети.

В 1378 году Мамай решил напасть на Русь. Дмитрий Иванович сам возглавил объединённое русское войско, организовал разведку, установил жестокую дисциплину. Встреча русских и ордынских полков произошла 11 августа 1378 года на Рязанской земле у реки Вожи. Московский князь смело повёл в бой свои полки и разгромил ордынцев. Эта битва поставила под сомнение власть Орды над Русью.

Запись в тетрадь: 11августа 1378 года битва у реки Вожи.

Давайте прочитаем, как говорится об этом в Документе из « летописи о Куликовской битве».

- Какова, по мнению летописца, была цель похода Мамая на Русь?

Мамай не смог смириться с поражением. – Как вы думаете, почему?



(Это означало бы признание независимости Руси и потери большой дани, которую выплачивали русские княжества, поэтому обе стороны начинают подготовку к решающему сражению.

(слайд о подготовке войск)



Войско Мамая

Ордынские рати, полки народов Поволжья и Кавказа, наёмные отряды из Западной Европы

Союзники: Великое княжество Литовское и Рязанское княжество

Войско Дмитрия Ивановича: объединились княжеские дружины и ополчения большинства русских земель; дружины полоцкого и брянского князей, ядро русского войска составляли москвичи. С обеих сторон 100-150 тысяч человек.

Дмитрий благодаря своим сторожам хорошо знал о действиях Мамая и состоянии его войска. Имел он сведения о союзниках Мамая – литовском великом князе Ягайле и рязанском князе Олеге. Стараясь не допустить соединения рязанских и литовских полков с ордынским войском, Дмитрий ускорил своё продвижение к Дону навстречу Мамаю. На военном совете по настоянию московского князя было решено переправиться через Дон и принять бой на Куликовом поле, у впадения в него реки Непрядвы. Оставляя Дон и глубокие овраги у себя в тылу, русское войско вынуждено было сражаться до последнего – отступать под натиском врага за реку было невозможно. Большую поддержку московскому ополчению оказала православная церковь. Накануне битвы Дмитрий посетил Троице-Сергиев монастырь, чтобы получить благословение от своего духовного отца, преподобного игумена Сергия Радонежского.

- Давайте о житие Сергия Радонежского узнаем поближе. Сообщение.

По преданию преподобный игумен Сергий упросил князя, чтобы тот послушал святую литургию и остался отобедать в святой обители, но Дмитрий торопился, прибыли гонцы с известием, что враги приближаются. На что старец отвечал:

- Это твоё промедление обернётся для тебя вдвойне поспешением. Ибо ещё не пришёл для тебя час примерять венец смертный. Для многих же уже начали венцы плести.

- Великий князь отобедал в монастыре. Когда он встал преподобный окропил его священной водой и всё христолюбивое воинство и осенил князя крестом Христовым. И сказал:

- Пойди, государь, с Богом на поганых, и будет тебе Господь помощником и заступником! Будет тебе, государь, победа над супостатами.

Князь же попросил старца:

-Дай мне, отче, двух воинов из братии твоей – Александра Пересвета и брата его, Андрея Ослябю.

- Вот тебе мои воины и твои избранники.

Александр Пересвет был прежде боярином Брянским, а Андрей Ослябя – боярином Любецким. Их мужество, мудрость и искусство воинское были ещё свежи в памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле. Дмитрий надеялся, что эти иноки своим мужеством смогут быть примером для его воинства и тем самым сослужат ему великую службу.

Сбор русского войска был назначен в Коломне. Во главе войска стояли сам великий князь и два его помощника, талантливые полководцы – его двоюродный брат князь Владимир Андреевич Серпуховский и князь Дмитрий Боброк-Волынский. Оба они уже участвовали в битвах с татарами. Князь Серпуховский был одним из героев битвы на Вороже, а Боброк-Волынский, кроме того, дрался с литовскими войсками. Здесь, в Коломне Дмитрий Иванович получил новые разведывательные данные: Мамай медлил с наступлением, ожидая подхода Ягайло, но тот не появлялся.

20 августа 1380 года русское войско выступило из Коломны, обойдя земли Рязани подошло к берегам Дона. На каждой остановке в его состав вливались новые пополнения, подтягивались отставшие. Московский князь начал наступательные действия, переправил войска через Оку. Впервые в истории Русь перешла от обороны к атаке против Орды.

Дмитрий Иванович ждал, но Мамая не было ни 6, ни 7 сентября. Мамай упорно поджидал войско Ягайло. Существуют разные версии о том, почему опоздал к битве Ягайло. По версии одних историков он намеренно не спешил,

чтобы не допустить полного разгрома московских войск и усиления Орды. Однако более принята версия, что он шёл на соединение, но просто не успел.

Давайте проследим по схеме, в каком порядке Дмитрий расположил свои войска. Учебник с.152. Запись в тетради термин манёвр - передвижение войск.

Наступило утро 8 сентября 1380 года. Когда рассеялся туман, оба войска стояли наизготове. Бой начался с поединка богатырей – ордынского Челубея и русского Пересвета. Как прошёл этот поединок? Кто знает?

После поединка монгольская конница ринулась на передовой полк русских.



Работа по схеме. Ход Куликовской битвы. Описать ход самой битвы, продолжавшейся около 4 часов, так же невозможно, как описать боль и смерть. « Изо всех добродетелей одна храбрость сродни безумию» - утверждал Плутарх. Десятки тысяч обезумивших от ненависти людей, рубивших, резавших, коловших, душивших друг друга в страшной давке, - такова была апокалипсическая картина Куликовской битвы, единственным безучастным зрителем которой был сам всевышний.

Вражеское войско дрогнуло и обратилось в бегство. Русские воины захватили ханскую ставку и почти на протяжении 50 км (до реки Красивая Меча) преследовали и уничтожали остатки войск Мамая. Потери с обеих сторон были огромны (около 200 тыс. человек убитыми и ранеными). Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина-Это 60% командного состава русского войска. Князь Дмитрий Иванович был ранен в сражении, но выжил и получил в дальнейшем прозвище «Донской». Память о Куликовской битве сохранилась в исторических песнях, былинах, повестях (Зодонщина, Сказание о Мамаевом побоище и др.)



Стихотворение Н.Старшинова «Там, за Непрядвою, за Доном»

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение, когда вы его слушали?( чувство гордости за тех воинов, которые погибли в той битве, но отстояли свою землю от ненавистного врага)

Ныне, глядя на Куликово поле с высоты Красного холма, где высится огромная чугунная колона – памятник мужеству наших предков, - трудно представить себе, что на этих ничем не примечательных склонах – то зеленеющих озимыми, то золотящихся спелыми колосьями – вершилась история Руси. Лишь иногда, когда проснувшийся северный ветер гонит по широкому степному небу табуны розовых облаков, Куликово поле словно оживает. Тени облаков скользят по его впадинам и возвышенностям, точно несущиеся в атаку полки. Солнце – Этот великий режиссер, не нуждающийся в присутствии зрителей, - вновь и вновь разыгрывает на огромной сцене Куликова поля величаво трагическое действо извечной борьбы света и тьмы…

- Давайте выясним, какое значение имела Куликовская битва?



1. Впервые русским войскам удалось одержать победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды.

2. Эта победа восстановила в народе веру в свои силы.

3. Она доказала также всем русским людям, что единственным способом избавления от ненавистного владычества является объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством.

Важным следствием этой победы было дальнейшее усиление Москвы и её ведущей роли в образовании единого Русского государства.

5.Закреплние. – Назовите дату битвы на реке Воже.

- Назовите дату Куликовской битвы.

- Назовите полководцев с той и другой стороны.

- Каковы итоги Куликовской битвы.

6. Итог урока. – Что нового узнали на уроке?

Таким образом, Московское княжество при Дмитрии Донском ещё более укрепило свои позиции в Северо-Восточной Руси. А победа на Куликовом поле превратила Москву в центр освободительной борьбы русского народа против ордынского владычества.

7. Домашнее задание. 1. §18 - прочитать, написать мини-сочинение «Моё отношение к героям « Куликовской битвы».

8. Оценки за урок.

- Это твоё промедление обернётся для тебя вдвойне поспешением. Ибо ещё не пришёл для тебя час примерять венец смертный. Для многих же уже начали венцы смертные плести.

Великий князь отобедал в монастыре. Когда он встал преподобный окропил его освящённой водой и всё христолюбивое воинство и осенил князя крестом Христовым. И так сказал:

- Пойди, государь, с Богом на поганых, и будет тебе Господь помощником и заступником! Будет тебе, государь, победа над супостатами.

Князь же попросил старца:

- Дай мне, отче, двух воинов из братии твоей – Александра Пересвета и брата его, Андрея Ослябю.

- Вот тебе мои воины и твои избранники.

1.В конце 13 века политическое дробление Северо-Восточной Руси достигло своего предела. За время ордынского владычества пришли к упадку сельское хозяйство, торговля и ремёсла. Тем не менее, Русь постепенно залечивала раны, население возвращалось в опустевшие деревни и сёла, люди распахивали поля, восстанавливали горда.

2. В конце 13-начале14 веков начался рост феодального землевладения. Князья стали жаловать своим приближённым вотчины с крестьянами. Со временем в руках бояр сосредоточились огромные земельные владения. Они стремились расширить их покупкой сёл и деревень за пределами своего княжества. Феодалы стали задумываться о сплочении русских земель в одно государство.

3. Сохранились общий язык и правовые нормы; православие; общее национальное самосознание; экономические связи между различными землями.

4. Русские города, ослабленные ордынским владением, не могли вести полноценной торговли. Ордынское владычество уничтожило на Руси городское самоуправление.

Документ

Из летописной повести о Куликовской битве

Той осенью пришёл ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всей силой татарской и половецкой, да ещё кроме того отряды нанял… «Пойдём на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви Божие спалим, и кровь их прольём, и законы их погубим». Это из-за того, что нечестивый люто гневался за своих друзей и любимцев, князей убитых на реке Воже.

Документ


Из летописной повести о Куликовской битве

Той осенью пришёл ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всей силой татарской и половецкой, да ещё кроме того отряды нанял… «Пойдём на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви Божие спалим, и кровь их прольём, и законы их погубим». Это из-за того, что нечестивый люто гневался за своих друзей и любимцев, князей убитых на реке Воже.

Документ

Из летописной повести о Куликовской битве



Той осенью пришёл ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всей силой татарской и половецкой, да ещё кроме того отряды нанял… «Пойдём на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви Божие спалим, и кровь их прольём, и законы их погубим». Это из-за того, что нечестивый люто гневался за своих друзей и любимцев, князей убитых на реке Воже.


Смотрите также:
Урок по истории в 6 классе. Тема урока : Москва центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
131.11kb.
1 стр.
«Москва центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»
68.32kb.
1 стр.
Тема «Москва – центр борьбы с ордынским игом». 6 класс
126.67kb.
1 стр.
Конспект урока истории для 6 класса по теме «Куликовская битва»
100.24kb.
1 стр.
Урок истории в 9 классе Тема урока: «Наш край: вчера, сегодня, завтра»
32.13kb.
1 стр.
Урок физики в 11 классе Тема урока: Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц Тип урока: Урок изучения нового материала
26.46kb.
1 стр.
Конспект урока литературы в 11 классе Учитель Зайцева Л. И. Тема урока: серебряный век русской поэзии Тип урока: урок-объяснение, урок-презентация
138.65kb.
1 стр.
Тема «Куликовская битва» Цели
24.61kb.
1 стр.
Урок по русскому языку в 8 классе Провела Захарова Н. Г. Тема урока: Предложения двусоставные и односоставные. Цель урока: Ход урока Поэзия Пушкина неиссякаемый источник
29.93kb.
1 стр.
Урок проводится в 5 классе. Тема четверти «Можем ли мы увидеть музыку?», тема урока «Красочные звуки сказки»
51.83kb.
1 стр.
Урок n 5 Тема урока: "Защита от компьютерных вирусов"
57.15kb.
1 стр.
Урок по литературе в 5 «А» классе 2006-2007 учебный год Учитель: Шевцова С. А тема урока: История, рассказанная в. Г. Короленко, урок милосердия и любви
127.95kb.
1 стр.