Главная страница 1
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ

( по УМК «Вокруг тебя-мир» )
Тема урока: Выбор, перед которым может оказаться каждый

( по рассказу В.Солоухина «Мститель»)

Цель: 1) порассуждать о возможности человека оценивать последствия мести и сознательно отказаться от нее,

2) дать представление о внутреннем монологе героя,

3) развивать и совершенствовать речь учащихся.

Вступительное слово учителя
Сегодня мы вновь обращаемся у УМК «Вокруг тебя – мир». Мы уже убедились в том, что мир вокруг нас сложный и противоречивый. Человек нередко оказывается перед нравственным выбором. И от того, что он выберет: добро или зло, войну или мир, жестокость или милосердие, зависит и его будущее, и будущее его близких, а порой и будущее страны.

Герой рассказа «Мститель» - твой ровесник, который тоже оказался в сложной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания. Какие чувства овладевают обиженным человеком? От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести.

Дома вам предлагалось не только осмыслить прочитанный рассказ, но и открыть для себя новое имя. Автор рассказа – Владимир Солоухин. Что вы узнали о нем? Кратко представить писателя ( ответы учащихся).
В продолжение сказанного о писателе, зачитаем несколько строк из воспоминаний из воспоминаний самого В.Солоухина.

Владимира Солоухина отличает пристальное внимание к душе, чувствам и мыслям детей. В своих воспоминаниях он пишет:



«Как утро нужно считать самой лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни.

Не зря его называют золотым.»

Но еще более важной можно считать следующее его высказывание: «Детство не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора. В детские годы складывается характер человека. Многие черты, приобретенные в детстве, человек проносит через всю свою долгую жизнь. (ЭПИГРАФ К УРОКУ)



Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым.

Как бы ни была богата последующая жизнь, воспоминания детства ни с чем не сравнимы.

Я тоже часто вспоминаю детские годы. Я стараюсь найти, где и когда зародились во мне те или иные душевные качества либо недостатки.»
Дополнительные сведения – использовать при необходимости

«Некоторые воспоминания я записал, и у меня получились рассказы.



Раньше я не писал рассказов, а писал стихи, очерки и повести.

Так, например, мною написаны книги стихотворений: «Дождь в степи», «Разрыв-трава», «Ручьи на асфальте», «Как выпить солнце», «Имеющий в руках цветы», «Жить на земле». Повести: «Владимирские проселки» и «Капля росы», очерки: «Болгарская тетрадь», «Письма из Русского музея», «Черные доски», «Третья охота», «Трава», «За синь-морями», «Открытки из Вьетнама». А также роман «Мать-мачеха».

Я потому так долго не писал рассказов, что считаю этот жанр очень трудным. Ведь чем короче нужно о чем-нибудь рассказать, тем труднее рассказывать.

Когда юные читатели этих рассказов вырастут, они тоже будут вспоминать свое детство, и, может быть, некоторые из них тоже напишут о нем.»
Вл. Солоухин

- Как вы думаете, зачем прозвучали эти воспоминания?

(Да, действительно, возможно рассказ имеет автобиографическую основу, ведь повествование идет от 1 лица).
Вопросы для работы над текстом:
- Где разворачиваются события?

- Обратимся к описанию сентябрьского дня.

- Каково настроение героя?

- Что омрачило настроение героя?


Зачитайте описание его внутреннего состояния после того, как он получил удар в спину.
Внимание!

Сложный вопрос – Какой художественный прием использует автор, чтобы

передать состояние героя? (внутренний монолог: герой

разговаривает сам с собой и одновременно со всеми

читателям и, пытаясь передать свои чувства, объяснить,

что происходит в его душе).

- Какая мысль зародилась в душе мальчика?

- Как он сам ее называет («злодейская»)
Зачитать: с.68 «Вскоре созрел план мести…

… «Затаенное коварство не так-то просто скрыть…


- Какие детали говорят нам о том, что герой испытывает сильное

волнение даже при мысли, что ему придется мстить? (с.68)


- Какие еще этапы в своих рассуждениях проходит «мститель»?
-Как пытается заставить себя проявить затаенное коварство? с.68

- «Пока шли до горы…» с.68

- Сколько раз он еще будет вспоминать о своем плане мести?
- Что повлияло на изменение первоначального плана мести?. Что постоянно останавливает героя?


  • (доверчивость, искренность Витьки, который поверил в то, что обиженный им приятель не держит на него зла

  • общие интересы, увлекательная для обоих прогулка)

- Почему в итоге наш герой совсем отказывается от мести?

(он понимает, что месть разрушит их отношения, она может перерасти в войну … Он останавливает эстаферу мести).
- Когда мы начинаем понимать, что злоба в душе мальчика тает?

с.69 (когда они разжигают костер)



Когда в голосе начинаются теплые нотки, снова появляются в тексте яркие краски, радостные слова, добрые чувства наполняют душу.

Ненависть и злость потихоньку уходят, мстить уже не хочется. Здесь впервые герой признается себе в том, что «Витька – не такой уж плохой мальчишка», с.69;

«Конечно, это Витька придумал», с.70


- Что происходит с героем, когда он окончательно отказался от мести?

(Он снова начинает видеть вокруг красоту) с.70 зачитать.


-Как вы относитесь к такому завершению рассказа? А может быть вас устроил бы другой финал? Какой именно?
-Вернемся к названию рассказа. Вспомним или пофантазируем, о чем мог бы быть рассказ с таким названием. О каких событиях могла бы идти речь, о каком герое (героях?)
- Правомерно ли звучит название рассказа?
- Не чувствуете ли вы авторской иронии? (Ирония – легкая насмешка) с.70 Финал 2 предложения.
-Вспомним, кому адресовал свои рассказы Солоухин?
Итак: Какую же цель ставил перед собой автор?
(Автору важно было не столько проследить зарождение и показать развитие мстительного чувства, сколько показать сопротивление его доброй натуры им же придуманному «злодейскому замыслу». Автор показывает, как решимость отомстить гасится искренностью, доброжелательностью, а в детстве еще и мальчишеским любопытством главного героя, которому очень интересно и весело с «врагом».
Дополнительно или задание на дом.
1. На что похожа месть?

2. В чем разница между словами «месть» и «возмездие»?



3. Сочинение о мести. Зачитать.


Смотрите также:
Урок литературы в 6-ом классе ( по умк «Вокруг тебя-мир» ) Тема урока: Выбор, перед которым может оказаться каждый ( по рассказу В. Солоухина
46.12kb.
1 стр.
Конспект урока литературы в 11 классе Учитель Зайцева Л. И. Тема урока: серебряный век русской поэзии Тип урока: урок-объяснение, урок-презентация
138.65kb.
1 стр.
Урок внеклассного чтения по рассказу А. В. Костюнина «Рукавичка» в 6 классе Тема урока : «Судьба Юрки Гурова»
64.86kb.
1 стр.
Урок литературы в 11 классе. Тема урока. «Береги в себе человека»
47.01kb.
1 стр.
Разработка урока по рассказу Паустовского «Телеграмма» Номинация конкурса урок русского языка и литературы
60.13kb.
1 стр.
Урок литературы в 9 «Б» классе Тема урока : «Не бывает совсем не пострадавших от войны…»
67.33kb.
1 стр.
Разработка урока по теме: "Good and bad habits ". в 9-м классе. Представленный урок в 9-м классе по теме «Good and bad habits»
35.8kb.
1 стр.
Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, обж "Васюткиными тропами" по рассказу В. П. Астафьева "
69.15kb.
1 стр.
Вид урока : урок закрепление изученного материала. Тип урока : урок дискуссия Тема урока: Роль страха в комедии Н. В. Гоголя
66.4kb.
1 стр.
Урок геометрии в 7 классе. Учитель Константинова Т. Г. Тема урока : Решение задач по теме: «Признаки равенства треугольников»
17.66kb.
1 стр.
Урок физики в 11 классе Тема урока: Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц Тип урока: Урок изучения нового материала
26.46kb.
1 стр.
План-конспект интегрированного занятия по русскому языку и изо в 4 классе 2010 год Урок Тема урока. Введение в мир былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Синонимы. Цели и задачи урока
55.17kb.
1 стр.