Главная страница 1
Юлдашева А.М. – учитель русского языка и литературы

МОУ «Исянгильдиновская СОШ»


Пусть память верную хранят… и наших внуков внуки.
Урок – композиция по литературе в VII классе.

Тема урока: Внеклассное чтение. Урок - композиция.

« Пусть память верную… хранят… и наших внуков внуки»
Цели: а) помочь учащимся осознать истоки нашей Победы в Великой Отечественной войне;

б) воспитать патриотизм; бережное отношение к Родине, готовность защищать её как наши войны-поэты;

в) развить чувство гордости, любви по отношению к Родине;

г) развить самостоятельность, умение работы с необходимым материалом;

д) научить помнить об ужасах войны и не дать им повториться.
Литература: Сборники «Час мужества» «Люди, будьте бдительны» «Дневники и письма комсомольцев»

Барабаш «методика и практика преподавания литературы»



Оборудование: плакаты с эпиграфами, солдатская маскировочная сетка «Вечный огонь», цветы, альбомы, папки, книги для выставки, стенгазеты «Боевые листки», иллюстрации, музыкальное оформление, солдатские письма.

Ход урока.



  1. Мобилизующее начало.Здравствуйте я рада вас видеть на этом уроке!

2.Сообщение темы и целей урока.



Сороковые, роковые

Свинцовые,пороховые

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Сороковые,роковые,

Свинцовые,пороховые.

Война гуляет по России

А мы такие молодые!

Эти стихи Давида Самойлова как нельзя кстати подходят к нашему уроку.Сегодняшний наш урок мы посвятим поэтам,павшим на фронтах Великой Отечественной войны,а также вспомним близких нам людей , которые сражались за наше будущее.




  1. Работа над новой темой.

И нам уроки мужества даны

В бессмертье тех, что стали горсткой пыли.

(А.Твардовский)

И пусть не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них живые говорят.

(Н.Майоров)

Эпиграфом к уроку я взяла строки из фронтовой поэзии Твардовского и Майорова. Что они выражают?



Война - жесточе нету слова,

Война - печальней нету слова,

Война - святее нету слова

В тоске и славе этих лет.



Война.… Давно отгремели грохоты разрывов, а памяти людей все еще живут ужасы тех страшных лет.
С.Щипачев. «22 июня 1941 года»

Цветок, в росинках весь к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кофе кончив пить в тот миг,

Садились в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал ,что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.


(Звучит « Священная война» А.Александрова )
1-й ведущий. Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом разрывов, свистом пуль, скрежетом стали. Это было

22 июня 1941 года. Война. В этот день писатели Москвы собрались, как по тревоге, на митинг. С краткими речами выступили А. Фадеев, И. Уткин, А. Жаров, В.Лебедев-Кумач.

«Писатели Советской страны, - заявил Фадеев, - знают своё место в этой раскалённой схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером» Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

2-й ведущий. Муса Джалиль – наш поэт - земляк. Он родился в селе Мустафино Шарлыкского района Оренбургской области. Его творчество пронизано любовью к родной земле – к Родине.

Он был замучен в фашистких застенках и казнён в 1944 году, так и не преклонив колен перед врагом. Родина по достоинству оценила героизм поэта - присвоила ему звание Героя Советского союза посмертно. (Гирфанова Зифа читает стихотворение М. Джалиля «Мои песни» )

3-й ведущий. Блистательно начинал свой поэтический путь не только Муса Джалиль, но и Михаил Кульчицкий, Георгий Суворов, Семен Гудзенко, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий. Но им не всем суждено было вернуться с войны - С. Гудзенко умер от ран, вернувшись с войны, остальные пали на полях сражений.

В. Багрицкий погиб в 19 лет под Ленинградом, записывая рассказ политрука.



Н. Майоров убит в бою на Смоленщине в 23 года.

М. Кульчицкий погиб в 23 года под Сталинградом.

Звучит музыка.

2-й ведущий. На полях сражений погиб каждый третий писатель, каждый второй был ранен. В дни тягчайших испытаний для Родины писатели не щадили жизни во имя Победы.


1-й ведущий. В. Багрицкий «сын поэта и сам поэт». В письме матери он писал: « Война застала меня за мирной игрой в волейбол на берегу моря. И 27 июня я выехал в Москву… пошел с двумя товарищами в райком комсомола, нас направили в автошколу»

До свидания, дорогая, уезжаю на войну



Уж когда вернусь - не знаю - на родную сторону.

Опадет листва сухая, будут вьюги и дожди.

Я вернусь к тебе, родная, не печалься, подожди.
4-й ведущий. Он все-таки добился, несмотря на плохое зрение, отправки на фронт. Вот что он писал в последнем письме матери: « Я пошел работать в армейскую печать добровольно и не жалею. Я увижу и увидел то, что никогда больше не придется пережить. Наша победа надолго освободит мир от самого страшного злодеяния - войны».

5-й ведущий. Он похоронен на опушке леса, на перекрестке двух дорог, рожденных войной, у раскинувшей ветви сосны, на которой скульптор Е. Вучетич вырезал надпись: « Воин-поэт Всеволод Багрицкий убит 26 февраля 1942 года».

Я вечности не приемлю

Зачем меня погребли?

Мне так не хотелось в землю

С любимой моей земли-

Эти строки М. Цветаевой поэт очень любил и часто их читал.
2-й ведущий. Не вернулся с войны и молодой поэт Иосиф Уткин. (Агишев Дамир читает стихотворение поэта «Из письма»
4-й ведущий. М. Кульчицкий еще до войны, учась в Литинституте, обратил на себя внимание масштабностью таланта, зрелостью и самостоятельностью мышления. Преподаватели и товарищи видели в нем сложившегося поэта, связывали с ним большие надежды.

(Гайсина Диана читает «Столицу» Кульчицкого.)


6-й ведущий. Н.Майоров до войны был студентом исторического факультета МГУ, в то же время посещал поэтический семинар в Литинституте. Он знал, что он поэт. И, готовясь стать историком, прежде всего утверждал себя как поэт.

Пусть помнят те, которых мы не знаем.

Нам страх и подлость были не к лицу.

Мы пили жизнь до дна и умирали

За эту жизнь, не кланяясь свинцу.

(Сарбаева Юлия читает стихотворение Н. Майорова «О нас расскажут».)


3-й ведущий. Семен Гудзенко, поэт, умер от ран.

(Агишева Гульфия читает стихотворение поэта « Нас не нужно жалеть…».)


1-й ведущий. Фронтовая поэзия - это поэзия высокой гражданственности. Она была учителем жизни и училась у жизни. Она помогла разглядеть сквозь нависшие тучи солнце, не утратить веры в торжество добра и справедливости. Не всем довелось дожить до победы. Но о каждом из них можно сказать словами поэта-фронтовика Г. Суворова: « Свой добрый век мы прожили как люди и для людей.»

(Агишев Дамир читает стихотворение « Мы были высоки, русоголовы…» .)


1-й ведущий. Эти стихи павшего на поле боя поэта Н.Майорова- исповедь людей его поколения, которые ради жизни на земле, не жалея себя.
Учитель. Говоря о тех, кто воевал против фашистов в те лихие годы, не следует забывать и тех солдат, которых мобилизовали на войну с нашего села. Они вместе со всей страной сражались, объединившись против общего врага, вместе погибали, вместе приближали Победу.

В настоящее время в селе живут два ветерана Великой Отечественной войны- Агишев Киньябулат Набиуллович и Абдразаков Ишбулат Кутлубулатович. Их славный путь к победе заслуживает большого уважения.



  1. Выступление Агишевой Лейлы с сообщением по биографии Агишева К.Н.

  2. Выступление Гирфановой Зифы с сообщением по биографии Абдразакова И.К.

Учитель. Да, эту победу приближали, как могли. К сожалению, не всем суждено было вернуться. Кто-то остался навеки на полях сражений, некоторые умерли от ран уже после войны, а многие, победив врага, вернулись домой, чтобы все силы отдать на восстановление страны. И среди них были ваши деды и прадеды. К сожалению, они не дожили до наших дней, но сделали очень многое для нашего светлого будущего. И мы не забываем их, мы отдаем дань уважения этим людям, которых нет рядом с нами, но они всегда в наших сердцах. Об этом говорит то, с каким старанием и интересом вы собирали материал об их жизни для альбомов и папок, желая показать славные дела ваших дедов.



(Выступления Агишевой Г., Сарбаевой А., Сарбаевой Л. с рассказами о своих дедушках.)
3-й ведущий. На войну ушли более ста человек с нашего села. Не вернулась с войны половина.

Мы в неоплатном долгу перед теми, кто ради жизни на земле отдал самое ценное – свою жизнь. Мы чтим их память, делаем все, что в наших силах; помогаем ветеранам войны и труженикам тыла, собираем материал для альбомов и папок, встречаемся с участниками войн, выпускаем стенгазеты и « Боевые листки». В рамках подготовки к 60- летию Великой Победы провели всю эту огромную работу для того, чтобы их светлое дело помнили все последующие поколения.




  1. Обобщение по уроку.

Учитель. Давно заросли раны на полях боевых сражений. Давно сняли гимнастерки фронтовики. Но сколько бы лет не прошло со дня нашей Победы, стихи той поры остаются в строю. И долго будут жить, не старея, их вдохновенные строки, которые окрыляли в годы войны души солдат. И долго будут жить в наших сердцах подвиги обычных тружеников, которые бросились на защиту своей Отчизны по первому ее зову. И к вам, ребята, обращает поэт Р. Гамзатов слова: « Все, что мы защищали, и вам защищать; все, что мы завещали, и вам завещать».

( Звучит музыка.)


  1. Оценивание работ.




  1. Задание на дом. Заполнить дневники чтения.



  1. Ознакомление с выставками книг и альбомов; с « Книгой памяти»




  1. Итог урока. Помнить подвиги поэтов - фронтовиков и всех участников войны- наш святой долг.

МОУ « Исянгильдиновская средняя общеобразовательная школа»



Пусть память верную… хранят… и наших внуков внуки.

Сценарий


урока- композиции

в 7- ом классе

по литературе.

Преподаватель:

Юлдашева А. М.

Учитель русского языка

И литературы.
Исянгильдино - 2005

Литературно- художественный монтаж


«Он бессмертен своими стихами»

Ведущий. По всей России прошло празднование 60-летие Победы нашей страны над фашизмом. В рамках этой программы шла активная подготовка и в нашей школе .В ходе этого мероприятия прошло чествование 100-летия писателя-земляка Сагита Агиша, который родился в нашем селе Исянгильдино.

Приближается 100-летний юбилей другого писателя-земляка Мусы Джалиля.

Мы предлагаем вашему вниманию литературно-художественный монтаж, посвященный юбилею поэта. (Весь рассказ сопровождается комментированием фотографий поэта )


М. Джалиль «Мои песни». читает Гирфанова Зифа.
Ведущий. Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино Оренбургокой губернии ( ныне Шарлыкский район Оренбургской области ) 15 февраля 1906 года в небогатой крестьянской семье.

Отец Мусы, Мустафа, сын бедного аульного пастуха Абубакира, с детских лет гнул спину на богатого купца. В Оренбурге он месяцами сидел без работы, а семья без куска хлеба. Жили на те жалкие гроши, которые мать Мусы , Рахима, добывала стиркой и уборкой в домах состоятельных горожан. А в семье Залиловых было шестеро детей.

С шести лет Муса пошел учиться в сельскую школу из своего аула, где за несколько лет овладел азами грамоты и выучил несколько сур из Корана. Затем учился в Оренбурге в медресе «Хусаиния»

Он рано познакомился с классиками татарской и русской литературы, очень любил поэзию Габдуллы Тукая, Мажита Гафури; пробовал сочинять стихи сам. Был знаком с Сагитом Агишем.

(Сценка из жизни Мусы Джалиля :рассказывается о его знакомстве с Сагитом Агишем, который поставили ученики 5-го класса Булташевы Айрат и Рамис.)


В. Печататься Джалиль начал с 1919г. по совету друзей, высоко оценивших талант, он едет в Казань- центр татарской культуры.

Здесь он поступает учиться на татарский рабфак. В 1923 году из печати выходит первый сборник Джалиля «Барабыз».(«Идем»).Также он был редактором, издателем, художником газеты «Шахматный бюллетень» До конца 1932 года работал редактором детского журнала «Октябрь баласы».

( Гайсина Диана читает стихотворение «Песня ручья»)

В.

Когда началась ВОВ, Джалиль пришел в военкомат г. Казани, требуя отправить его на фронт, но последовал приказ ждать своей очереди. Его мобилизовали 13 июля и определили в артиллерийскую часть, дислоцированную близ Казани. Дома его ждали супруга Амина и дочка Чулпан.



В ряды действующей армии Муса попал в 1942 году, став корреспондентом фронтовой газеты «Отвага». Вскоре от поэта писем не стало. Самое последнее датировано 3-м июня 1942года.Долгое время не было никаких вестей.

Лишь в 1945году в Союз писателей СССР пришло письмо, в котором говорилось , что наши бойцы, заняв Моабитскую тюрьму, обнаружили листок с записями Джалиля. Вскоре в Союз писателей Татарии была доставлена небольшая самодельная книжка, в которую Джалиль занес 60 своих стихотворений,

А в1947 году Андре Тиммерманс, бельгийский антифашист, сосед Джалиля по тюремной камере, передал в советское посольство в Брюсселе вторую записную книжку Джалиля с 50-ю стихотворениями. Так дошли до нас произведения поэта, написанные в неволе.

М. Джалиль, которого тяжело ранили 26 июля1942 года очутился в лапах гитлеровцев.


( читает Гирфанова Зифа )

Воспоминания Андре Тиммерманса о днях в фашистских застенках, проведенных с Мусой Джалилем:

«Я познакомился с Джалилем в конце 1943 года. Это было в Берлине на Лертерштрассе.

Джалиль уже был в камере, когда меня привели немцы. Постепенно мы начали общаться. С ним в одной камере я был несколько месяцев. Перед казнью он передал мне тетрадь и попросил меня сохранить ее и по возможности передать в советское посольство. Мне удалось ее сохранить и передать на его Родину. Я очень глубоко уважал этого человека.»

В.

Подпольная организация, которой руководил Джалиль, была разоблачена, а сам он и его товарищи - арестованы. Они подверглись нечеловеческим пыткам, но не склонили головы.



Большой и мужественный поэт Муса Джалиль погиб, но стихи его живут в памяти народа. Его подвиг служит для нас примером.

Мы глубоко уважаем мужество и героизм поэта и чтим его память. Даже маленькие дети с интересом познают его творчество. Регулярно в школе устраиваются вечера, посвященные творчеству Джалиля, выставки его книг, конкурсы рисунков к произведениям поэта, выпускаются литературные газеты. В рамках 100-летнего юбилея мы просмотрели видеофильмы ,посвященные творчеству поэта.



Его творчество не забывается. Имя его бессмертно.
Литература:

  1. Г. Кашшаф, Р. Мустафин. Воспоминания о Мусе Джалиле

  2. М. Джалиль. Сквозь бури.

  3. М. Джалиль. Красная ромашка.

  4. Р. Мустафин. Муса Джалиль.

  5. В. Альтов. Юность Мусы Джалиля.





Смотрите также:
Урок композиция по литературе в VII классе. Тема урока: Внеклассное чтение. Урок композиция
113.98kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по литературе. Этот предмет выбран мной не случайно. Литературно музыкальная композиция по творчеству Н. М. Рубцова
88.76kb.
1 стр.
Урок по литературе в 5 «А» классе 2006-2007 учебный год Учитель: Шевцова С. А тема урока: История, рассказанная в. Г. Короленко, урок милосердия и любви
127.95kb.
1 стр.
Урок физики в 11 классе Тема урока: Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц Тип урока: Урок изучения нового материала
26.46kb.
1 стр.
Конспект урока литературы в 11 классе Учитель Зайцева Л. И. Тема урока: серебряный век русской поэзии Тип урока: урок-объяснение, урок-презентация
138.65kb.
1 стр.
Урок литературно-музыкальная композиция, посвящённая 100-летию со дня рождения Н. А. Островского. 10 класс
113.38kb.
1 стр.
Урок тема «смертные боги» Форма урока: урок-лекция. Жанр урока: урок-презентация. Цель
55.8kb.
1 стр.
Урок информатики в 10 классе. Тема урока : Поколения ЭВМ. Влияние компьютера на организм человека. Форма урока : Игра «Суд над компьютером»
229.44kb.
1 стр.
Урок проводится в 5 классе. Тема четверти «Можем ли мы увидеть музыку?», тема урока «Красочные звуки сказки»
51.83kb.
1 стр.
Тематическое планирование по литературе для 11-го класса гуманитарного профиля. № урока Тема урока Урок 1
202.48kb.
1 стр.
Программа: Модальные глаголы и глаголы to be и to have. Тема: «Продукты» Тип урока: Урок-закрепление Вид урока: Урок-игра
195kb.
1 стр.
Урок по русскому языку в 8 классе Провела Захарова Н. Г. Тема урока: Предложения двусоставные и односоставные. Цель урока: Ход урока Поэзия Пушкина неиссякаемый источник
29.93kb.
1 стр.