Главная страница 1страница 2 ... страница 16страница 17

Д.В. Меланьин. Самоучитель практического гипноза.


Д.В. Меланьин. Самоучитель практического гипноза. 1

Вступление. 1

Часть ПЕРВАЯ 2

Урок 2 8


Урок 3 11

Урок 4 21

Урок 5 25

Урок 6 32

Урок 7 33

Урок 8 35

Урок 9 45

Урок 10 49

Упражнение. 52

Часть ВТОРАЯ 52

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ. 67

Язык тела. 67

Упражнение четвертое. 73

УРОК ПЯТЫЙ. 74

УРОК ШЕСТОЙ. 76

УРОК СЕДЬМОЙ. 79

УРОК ВОСЬМОЙ. 84

УРОК ДЕВЯТЫЙ. 88



УРОК ДЕСЯТЫЙ. 90

   «Самоучитель практического гипноза» Д.В. Меланьин раскрывает все механизмы влияния на человека, а также является одним из лучших самоучителей по НЛП. В книге приведены уроки, в конце которых находятся упражнения, – их необходимо выполнить. Сама книга представляет собой некий концентрат, выборку из лучших материалов по НЛП и Эриксонианскому гипнозу, практической психологии и т.д. За счет чего каждый урок не похож на предыдущий и универсален по-своему. Книга будет полезна как начинающим, так и людям, в некоторой степени знакомых с НЛП. Предназначена для тех, кто хочет заняться более серьезно изучением науки, помогающей влиять и управлять людьми, а не просто читать ради удовольствия.
   Книга рассчитана для людей знакомых с НЛП, Эриксонианским гипнозом, практической психологией, но по каким либо причинам не смогли пройти специализированный курс по применению практического гипноза в социальных условиях.
   Вторая часть книги предназначена для людей применяющих в социальных условиях практический гипноз и жаждущих саморазвиваться, и повышать свои навыки. А так же для людей имеющих достаточный опыт в науках связанных с практической психологии.

Вступление.


   Когда читаешь книгу, не торопись быстро прочитать до следующей главы. Подумай о том, о чем говорится в книге и в ее словах, и трижды возвращайся к одной и той же главе.
 
Методика самостоятельных занятий.

 
   Обязательное условие успешности самостоятельного обучения – непрерывность его цикла, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений. Десять недель занимает весь цикл тренировок. Период занятий нужно спланировать так, что бы на протяжении выполнения упражнения, вас не могли отвлекать посторонние мысли (по работе, по дому…)
   Другое обязательное условие – сознательное освоение упражнений при глубоком понимании сущности выполняемых действий. Вряд ли можно достигнуть успеха, если начать, например, тренировки не поняв рекомендуемых приемов.
   И наконец, третье обязательное условие успешного овладения методом практического гипноза – постепенность наращивания навыков и приобретение опыта. Это означает, что необходимо следовать таким известным принципам: от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
   План занятий. Советую спланировать свое время так, что бы на период занятий 2,5 -3 месяца вас не отвлекали другие дела (командировки, туристические поездки, загородные прогулки). Приступая к занятиям, вы должны быть уверенны в том, что ни что не помешает довести их до конца. Каждый урок требует недели интенсивных тренировок. При необходимости можно увеличить время для отработки отдельных упражнений. При появлении каких-либо серьезных мешающих факторов лучше прервать занятия и начать их заново в благоприятное для вас время. Для успешной работы следует наметить предварительный план работы и стараться неукоснительно следовать ему.
   Во второй части книги, гипнотизер, будучи опытным, сам для себя выбирает план и продолжительность занятий.
 

Часть ПЕРВАЯ

Урок 1


   Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

 

 


Гипноз.

 
   Гипноз – (от греческого слова hypnos – сон, животный магнетизм, месмерический сон) – частично искусственно вызываемый сон у животных или у человека. Следует различать гипнотическое состояние и гипнотический сон.
   Гипнотическое состояние (транс) – это вполне естественное состояние для человека, которое может возникать само собой, если человек погружается в мечты, находится в задумчивом состоянии, от усталости, переутомления, истощения или путем представления описываемых образов со стороны гипнотизера. В таких случаях человек осознает, что внутреннее состояния и ощущения воспринимаются более ярко, чем внешние стимулы, такие как звуки и движения, которым придает меньшее значение.
   Гипнотический сон – это частичный сон, который выражается в торможении коры головного мозга без распространения его ниже, на подкорковую область; сторожевые пункты сохраняют возбудимость, обеспечивая контакт загипнотизированного с раздражителем. Этот «сторожевой пункт» является физиологической основой той связи между гипнотизером и загипнотизированным, которая известна под названием раппорта. Это дифференцированная реакция на сложный условный раздражитель, исходящий от гипнотизера, посредством создания доверия со стороны усыпляемого.
   Достичь доверие у субъекта можно двумя путями: первым – вызвать доверие со стороны сознания человека и вторым – вызвать доверие со стороны подсознания.
   Первый путь довольно долгий, так как вам придется внушать с применением логического убеждения, знанием культуры и этикета. Используя второй путь, ваше внушение будет проникать в психическую сферу не путем логического убеждения, но так сказать с «заднего крыльца», обходя личное «я», личное сознание и волю. Это явление имеет одинаковый характер, как в гипнозе, так и в бодрствующем состоянии, т.е. внушение – это информация, получаемая субъектом в обход критики, вне активной сознательной переработки.
   Что бы понять, что такое сознание и бессознание человека, лучше всего будет привести пример:
   Представьте себе, что рассудок человека, это как два близнеца работающих совместно в одной фирме – активного и пассивного. Пассивный – это добродушный покладистый, автоматически упорно и усиленно работающий человек. Он суеверен, очень доверчив и склонен верить всему, что ему говорят. Активный – это скептический, зоркий, твердый человек, проявляет бдительность, наблюдая за своим пассивным братом, что бы не пострадали интересы фирмы.
   То есть гипнотизер должен научиться проникать в бессознательное «я» субъекта, минуя его сознательное критическое восприятие.
   Но знание как проникнуть в бессознательную сферу через сознание субъекта, обычно не мешают гипнотизеру и порой увеличивают его шансы на успех, так как в некоторых жизненных ситуациях приходится применять именно такой способ.
 
Первый путь. Сознательное доверие.

 
   Сознательное доверие у субъекта легче всего вызвать с помощью дипломатического поведения. Сюда войдут элементарные знания этикета, манера общения, умение одеваться, умение слушать собеседника и т.д… Большинство людей составляет мнение о своих новых знакомых по начальному, но очень живучему впечатлению. Для хорошего обеспечения такого впечатления, будет иметь приятный для субъекта внешний вид (одежда, головной убор, прическа…). Здесь нужно будет учитывать, что выраженные крайности в одежде (очень модный или слишком устарелый костюм…) как и чрезмерная безвкусица, порождают отрицательное впечатление; особенно бросаются в глаза стоптанная обувь и помятый головной убор. Помните, что по одежде не только встречают, но и доверяют.
   Очень эффективно действует на создание хорошего первого впечатления улыбка. Ваша улыбка должна быть приветливая и доброжелательная. Улыбка делается без малейшего напряжения при расслабленных мышцах лица. Она должна передавать частичку радости, что бы люди улыбались в ответ. Очень часто можно увидеть людей обладающих ассеметричной улыбкой или улыбкой не производящей должного впечатления, это происходит из-за неразработанных мышц лица.
   Есть такой медицинский термин – контрактура. Попробуйте сразу пошевелить рукой, после того как вам с нее сняли лежавший месяц гипс. Контрактура! В общем случае подразумевается нарушение подвижности сустава или окоченение мышц. Позже термин, немного изменившись, попал и в психологию. Посмотрите на лица людей на улице: иногда можно поймать беспричинную гримасу брезгливости, иногда страха, а иногда угрюмости. Психологическая контрактура. Человек, скорее всего, долго жил в страхе, либо находился в неприятной обстановке, что и вызывало соответствующие маски на лице. Но дни текли, а мышцы привыкали, находится в новом положении. И вот исчез раздражитель, а печать на лице осталась. Так же происходит и с улыбкой.
   Лучше всего сочетать улыбку с прямым взглядом в глаза собеседника, такое сочетание производит больше впечатления на вашего визави. Дело в том, что прямой взгляд в глаза нравится обычно всем, поэтому даже во время общения, такой взгляд не помеха и способствует улучшению контакта между вами и собеседником, но пристальный или не уместный взгляд может создать не очень благоприятное впечатление о вас, так как воспринимается как признак враждебности.
   Начиная разговор с субъектом, постарайтесь избежать извинений и других проявлений не уверенности, скучного начала, малейшего проявления неуважения к собеседнику и непосредственного приступа сразу к делу. Исключительную силу в создании хорошего настроения и соответственно, расположения субъекта к вам имеет комплимент, более эффективный, кстати, на отсвечивающем фоне антикомплимента себе. Психологическим приемом, облегчающим начальный контакт, является общение с субъектом как со своим старым знакомым. Эту уловку, впрочем, можно использовать только при соответствующей психологии человека и подходящей ситуации.
   Начав беседу, попытайтесь организовать благожелательную атмосферу такими вопросами, на которые человек захочет отвечать с заметным удовольствием. Очень эффективно здесь могут послужить не настораживающие вопросы: профессиональные, житейские, хоббийные. Постарайтесь высказать какую-либо шутку, заставляющую собеседника искренно рассмеяться.
   Беседовать с субъектом желательно лишь на его привычном «языке», не злоупотребляя незнакомыми словами и не высказываясь чрезмерно упрощенно. На первый план в ходе общения необходимо выдвигать суждения и устремления собеседника (вместо «я бы хотел…» – «Вы хотите…»), поскольку он охотнее поддерживает разговор о собственных проблемах и желаниях. Людям очень приятно общаться с теми, кто имеет оживленное лицо и экспрессивные жесты. Старайтесь все время разговаривать с позиций интересов собеседника или коснуться темы связанной с его проблемами, но только как ваш собеседник заговорит, постарайтесь сделаться активным слушателем. Очень хорошее описание дает В.Суворов в своей книге «Аквариум»:
   «У каждого человека в голове есть блестящие идеи, и каждый человек страдает в жизни больше всего оттого, что его никто не слушает. Самая большая проблема в жизни для каждого человека – найти себе слушателя. Но это невозможно сделать, так как все остальные люди заняты тем же самым – поиском слушателей для себя, и потому у них просто нет времени слушать чужие бредовые идеи.
   Главное в искусстве общения – умение внимательно слушать собеседника. Научиться слушать, не перебивая, – это гарантия успеха. Это очень тяжелая наука. Но только тот становится лучшим другом, кто слушает нас, не перебивая.
   Закон клубники. Я люблю клубнику. Я люблю ловить рыбу. Но если рыбу я буду кормить клубникой, то не поймаю ни одной. Рыбу надо кормить тем, что она любит, – червями. Если ты хочешь стать другом кому-то, не говори о клубнике, которую ты любишь. Говори о червяках, которых любит он».
   Слушая собеседника, постарайтесь наклонить свой корпус не много к нему и создать устойчивый контакт глазами с говорящим, сопровождая простейшими нейтральными словами (конечно, разумеется…) или звуками (угу, ага, да-да, м-да, о, у,…) с сочувственным наклоном головы. Такое поведение воспринимается собеседником, как заинтересованность и соответственно подбадривает его и взывает желание продолжать общение. Когда субъект начал испытывать к вам достаточно большее доверие, можно переходить к логическому убеждению и следственно к внушению.
 
Убеждение.

 
   Убеждение подразумевает «мягкое» воздействие на индивида, ставящее целью радикально скорректировать его взгляды, чтобы тем самым повлиять на последующее поведение. Данный вариант является самым этичным способом влияния, так как здесь нет грубого насилия или коварного внедрения в подсознание объекта.
 
   Метод убеждения задействуется для:
   – долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении;
   – привлечения к сотрудничеству;
   – побуждения объекта к нужному поступку.
   По техническому исполнению убеждение представляет собой явную, иной
   раз и скрытую дискуссию, дополняемую неким стимулирующим воздействием.
   Каждый человек имеет свой настрой (точнее – установку) в отношении к чему-либо или кому-либо. Существуют три градации подобного настроя:
   – явная симпатия (склонность к принятию чего-либо);
   – безразличие (с легким смещением в ту или иную сторону);
   – отрицание (неприятие).
   Всякая попытка грубо навязать желаемое мнение приведет лишь к отрицательному результату, поскольку человек всегда сопротивляется ограничению свободы выбора.
 
   Для изменения отношения индивида к чему-либо, нужно переориентировать его настрой. Следует учитывать, что:
   – в поединке разума и установки чаще побеждает установка;
   – в ходе перемены установок человеку надо показать направленность и
   содержание необходимых изменений; все это должно быть им воспринято и
   понято;
   – изменения произойдут тем успешнее, чем созвучнее они потребностям и
   мотивациям объекта;
   – проще всего перестраиваются установки, которые не имеют принципиального (жизненно важного) значения для человека;
   – в случае полностью негативной установки, переориентация ее обычно требует специальных усложненных методов перепрограммирования психики (т.е. «промывания мозгов»…) персоны.
   В зависимости от условий ситуации и конкретных особенностей объекта, его можно попытаться убедить прямо (в ходе беседы) либо косвенно (через инспирированные акции), действуя при этом:
   – акцентированно-логично;
   – императивно (категорично);
   – эксцитативно (растравливанием эмоций);
   – альтернативно (сведением проблемы к выбору «или-или»).
   Всякое воздействие содержит в себе элементы и внушения, и убеждения,
   но в разных пропорциях.
 
   Проще убеждать тех, кто имеет:
   – яркое живое воображение;
   – ориентацию скорее на других, чем на себя;
   – несколько заниженную самооценку (робкие и слабо доверяющие своему собственному мнению субъекты).
   Трудно поддаются убеждению лица с:
   – явной враждебностью по отношению к другим (проявляемое сопротивление, кстати, часто может возникать, как следствие желания доминировать над окружающими…);
   – сильным духом критицизма;
   – готовностью к переиначиванию своих взглядов (проще говоря, стремлением всегда иметь еще одну позицию про запас…).
   Перед проведением активной акции следует добротно подготовить человека рядом подводящих предварительных бесед, с тем, чтобы последующее акцентированное воздействие не явилось для него неприятной неожиданностью.
 
   При планировании эпизода убеждения надо:
   – тщательно выбрать место, окружение и момент для контакта;
   – хорошо продумать, как направить разговор в желаемое русло;
   – отработать всю свою аргументацию сообразно с психологией, мотивами
   и устремлениями объекта;
   – выбрать ритм беседы и порядок предъявления аргументов;
   – вычислить возможные контраргументы, и продумать, как их нейтрализовать;
   – наметить запасные варианты продолжения беседы, если партнер решительно заявит «нет!»;
   – четко представлять себе как завершить беседу.
 
   Выбор места, окружения и момента для контакта:
   – место, где осуществляют убеждение по возможности должно способствовать благодушному настроению человека, поскольку это улучшает восприимчивость к сопутствующему влиянию; так, если в «рабочей» комнате есть картины, ублажающие взор объекта, звучит нравящаяся ему музыка, а на столе любимый напиток – он будет более сговорчив;
   – присутствие каких-то посторонних лиц обычно нежелательно, хотя иной
   раз отдельные персоны (некие авторитеты, заинтересованные близкие…)
   прямо либо косвенно могут участвовать в процессе убеждения;
   – время проведения основной беседы следует сообразовывать с такой ситуацией, при которой некие потребности и настроения объекта сближаются с подбрасываемыми ему идеями (разочарование в чем-либо, затруднения в карьере, разные события, которые можно трактовать как вероятную угрозу с определенной стороны…) либо когда он уже подготовлен предварительными собеседованиями.
 
Ориентация беседы в нужном направлении

 
   – привлекая ассоциации, перебросить мостик между началом, затравкой и проталкиваемой идеей;
   – описать какое-то житейское наблюдение, уличную оценку или же анекдотичный случай, как бы, между прочим, увязав это с желаемым предметом;
   – упомянуть несколько важных для партнера вопросов, какие через должное смещение акцентов соотносятся с намеченной тематикой.
 
Выбор аргументации сообразно с личностью и настроениями объекта:

 
   – проводимая идея всегда обязана находить свой путь не только к разуму, но и к эмоциям объекта;
   – материал для проведения аргументации подбирается в зависимости от типа (образное – логическое) вкупе с качеством (гибкое, косное, конформное, самостоятельное…) мышления собеседника;
   – имеет смысл применять лишь те аргументы, каковые в виду личностных настроев, образа мышления, интеллекта и имеющейся информации данный человек способен воспринять;
   – в ходе убеждения желательно использовать как абстрактные выводы,
   так и зримую конкретную фактуру, на которой легче убеждать лиц, не владеющих абстрактным мышлением;
   – с конформистами проходят ссылки на авторитеты, красочные выспренные
   фразы и упор на чувство общности с другими;
   – при самостоятельности мышления человека в ход пускают логику обоснования с намеком на возможность личной выгоды как морального, так и материального плана;
   – при заметной косности мышления перспективно разжигание эмоций с опиранием на эмпирику.
 
Установление ритма разговора и порядка предъявления аргументов

 
   – нужно твердо верить в истинность того, в чем Вы хотите убедить других, ибо люди подсознательно улавливают отношение говорящего к сообщаемому, а всяческая фальшь отталкивает;
   – ритм речи должен быть довольно ровным и подстраиваться под частоту
   дыхания собеседника;
   – для начала обеспечьте одинаковое понимание ведущих терминов и выражений Вами и объектом;
   – не давайте отвлекать себя от намеченной тематики и не отвлекайтесь
   от нее сами;
   – в ходе приведения аргументации первым делом говорят о преимуществах, и только после – о недостатках;
   – эффективен «квантовый» посыл сообщения, при котором после выдачи
   очередного факта или аргумента делается небольшая пауза, для осознания и
   закрепления услышанного;
   – каждый последующий аргумент должен быть весомее, чем предыдущий;
   – для лучшего восприятия новых идей надо подавать их так, чтобы они
   ассоциировались с уже усвоенными;
   – никогда не ограничивайтесь лишь простым перечислением аргументов, а
   старайтесь раскрывать их логический и эмоциональный смысл с точки зрения собеседника;
   – приводите тот же самый аргумент несколько раз, но при этом повторяйте его новыми словами;
   – всегда имейте пару аргументов про запас для употребления при заметных колебаниях в позиции объекта;
   – тщательно отслеживайте все словесные и несловесные реакции партнера, и, основываясь на них, корректируйте свою дальнейшую аргументацию;
   – вычислите по реакции объекта те моменты, где разыгрывается "борьба
   его мотивов" и сосредоточьте на них все свое воздействие, раз за разом
   подавая те аргументы, каковые произвели на партнера максимальное впечатление.
 
Нейтрализация аргументации объекта

 
   – заранее предположите все возможные резоны визави и, ориентируясь на них, подготовьте собственные контраргументы;
   – аргументацию объекта лучше разбивать перед высказыванием своих посылов, причем следует анализировать как реальность самих фактов, так и
   те выводы, которые на них основываются;
 
   Доводы партнера можно нейтрализовать:
   – логикой опровержения;
   – игнорированием;
   – высмеиванием;
   – кажущимся принятием с последующим неожиданным развенчиванием;
   – изменением акцентов (выставляя их слабые места и предельно снижая сильные);
   – хитроумным превращением их в свои собственные;
   – подавлением логики эмоциями;
   – впечатляющей дискредитацией их автора (но не собеседника, естественно!);
   – ссылкой на авторитеты (иной раз вымышленные)…
 
Обеспечение продолжения беседы, если объект ответил «нет»

 
   – никогда не отступайте до тех пор, пока визави не скажет четкого решительного «нет!»;
   – осознав, что собеседник принял окончательное решение, не пытайтесь
   его переубедить, а искусно перебросьте разговор на нейтральную и по возможности приятную для него тематику.
 
Завершение разговора

 
   – уяснив, что визави воспринял проводимую идею, не затягивайте дальше
   контакт, а, конспектно обозначив основные положения, дружески распрощайтесь с ним;
   – постарайтесь, чтобы у партнера не возникло ощущение, что он вроде бы насильно подчинился чужой воле;
   – при возможной неудаче в убеждении следует не сразу завершать беседу, но умело переправить ее в увлекательное для субъекта русло, а затем
   при расставании еще раз, но ненавязчиво помянуть свои главные аргументы
   и без явного давления предложить обдумать их на досуге.

Упражнения.


   Конечно, искусство убеждения довольно сложно для изучения, так как на это требуется много времени и достаточный уровень интеллектуального развития. Поэтому техника убеждения была только продемонстрирована для общего представления, как проникать в подсознательную сферу субъекта, через сознание.
   Что касается начинающих гипнотизеров, то в первую очередь нужно научиться должным образом производить благоприятное впечатление с помощью дипломатического поведения на окружающих.
 
   1.1 Каждый день здоровайтесь со всеми людьми, живущими в вашем доме или работающими на вашей работе. Здесь даже не важно знает вас этот человек или нет, главное, что вы его знаете, что он здесь живет или работает. Здороваясь с субъектом, говорите четко, без всякой спешки приветственные слова «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», «Здравствуйте!» и т.д., но ни в коем случае не «Здрасьте».
 
   1.2 Научитесь улыбаться, когда здоровываетесь. Улыбка должна быть легкой и непринужденной, без всякого напряжения на лице. Потренируйтесь перед зеркалом, следите за тем, что бы ваша улыбка не была ассемитричной. После чего пробуйте применять улыбку в повседневной жизни. Помните, что улыбку лучше всего сочетать с прямым взглядом в глаза.
 
   1.3 Начиная разговор с собеседником, постарайтесь избежать извинений, малейшего неуважения к собеседнику. Постарайтесь в начале разговора задать не настораживающие вопросы (житейские, хоббийные и т.д.) на которые ваш собеседник с удовольствием ответит. Когда инициатива разговора перейдет к вашему собеседнику, то старайтесь, не перебивая его внимательно выслушивать, сопровождая обычными звуками или словами «угу», «ага», «да-да», «возможно», «не может быть» и т.д. с сочувственным наклоном головы. Слушая собеседника, не забывайте слегка наклонять к нему корпус, выказывая свою заинтересованность.
 
Календарный порядок выполнения упражнений.

 
   Упражнение 1.1 и 1.2 выполняйте первую половину недели. Упражнение 1.3 выполняйте во второй половине. Все упражнения считаются усвоенными, когда вы автоматически применяете их в социальных условиях.
 

следующая страница >>

Смотрите также:
Урок 2 8 Урок 3 11 Урок 4 21 Урок 5 25 Урок 6 32 Урок 7 33 Урок 8 35 Урок 9 45 Урок 10 49 Упражнени
1841.28kb.
17 стр.
Урок по теме "Непроизносимые согласные" Урок по развитию речи
391.16kb.
1 стр.
Урок Вводный Урок «Вольга и Микула Селянинович» Урок «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
28.31kb.
1 стр.
Уроки ХХ века 53 Урок революционных потрясений 54 Урок социальной справедливости 56 Урок отчуждения власти 57
3990.03kb.
26 стр.
Преступление?
15.18kb.
1 стр.
Урока : урок-посиделки Оборудование: «театральные»
32.18kb.
1 стр.
Урок тема «смертные боги» Форма урока: урок-лекция. Жанр урока: урок-презентация. Цель
55.8kb.
1 стр.
Интегрированный урок: чтения и изо
55.17kb.
1 стр.
Урок по теме: "Создание презентаций" (Интернет-урок 1 ) Тип урока: обобщение и систематизация знаний
72.92kb.
1 стр.
Урок подготовила и провела сотрудник Унечской центральной библиотеки
133.32kb.
1 стр.
Урок технологии "Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов"
68.07kb.
1 стр.
Урок: «Оперное искусство»
111.12kb.
1 стр.