Главная страница 1
Управление государственными финансами
Основные задачи современной налоговой политики России:

  • значительное снижение и структурное выравнивание налогового бремени;

  • упрощение налоговой системы;

  • минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;

  • снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

  • оптимизация налогообложения внешнеторговых операций;

  • создание условий для легализации прибылей предприятий;

  • сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков;

  • усиление налоговой нагрузки на добычу полезных ископаемых.

Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и ЦБ. Ее задачи:


Основные задачи денежно-кредитной политики России:

  • сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются
    условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;

  • создание новых систем, основанных на расчетах в режиме реального времени; развитие безналичных расчетов, в том числе за счет
    применения современных банковских технологий, сети Интернет,
    расширения использования платежных карт;

  • контроль за денежным предложением посредством установления целевых объемов денежной массы;

  • достижение полной конвертируемости рубля;

  • снятие большинства ограничений в области валютного контроля.

Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового аппарата, под которым понимается определенная структура органов управления государственными финансами.


2 вопрос: мы обозначили как субъекты и объекты управления ГиМФ, структура органов управления ГиМФ.
Управление — совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.
Управление финансами – процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйства, целей и задач их деятельности.
Управление государственными финансами представляет собой единство управляемой и управляющей систем (подсистем).
Цель управления государственными финансами заключается в реализации положений финансовой политики.
[Управляющая система (субъект управления):

совокупность финансовых институтов]

(Инструменты и методы воздействия)



[Управляемая система (объект управления):



  • денежные отношения;

  • финансовые потоки]

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики и, соответственно, управления финансами являются:



  • зависимость от конечной цели;

  • макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

  • соответствие интересам всех членов общества;

  • использование экономических законов;

  • учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

Конечная цель управления финансами — обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся:



  • в макроэкономической сбалансированности,

  • бездефицитности бюджета,

  • снижении государственного долга,

  • твердости национальной валюты,

  • в росте благосостояния населения.

Управляющая система воздействует на управляемую при помощи инструментов и методов воздействия. Методами воздействия являются следующие методы.


Методы и формы управления финансами:

  • финансовое планирование,

  • финансовое прогнозирование,

  • финансовое программирование,

  • финансовое регулирование,

  • финансовый контроль,

  • принятие адекватного финансового законодательства,

  • финансовый мониторинг и анализ.

Управление финансами – процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйства, целей и задач их деятельности.



Объект управления (управляемая подсистема) государственными и муниципальными финансами – это денежные отношения и финансовые потоки в сфере государственных и муниципальных финансов.

(Именно государственные предприятия, которые находятся в государственной собственности).


При этом по характеру и периоду управления финансами, оно разделяется на стратегическое и оперативное.
При этом стратегическое осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти (Президент, Федеральное собрание, Правительство).
Оперативное управление осуществляется министерствами, различными службами, агентствами и организациями, непосредственно участвующих в реализации централизованных финансовых планов.
Далее субъекты управления. А теперь кто воздействует?
Субъекты управления государственными финансами федерального уровня:

  1. Президент РФ (Администрация Президента РФ): определяет цели финансовой политики, подписывает бюджет, имеет право вето на финансовое законодательство.

  2. Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: Совета федерации, Госдумы): устанавливают налоги, сборы и неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовой законодательство.

  3. Правительство РФ разрабатывает фоедеальный бюджет, выступает как координирующий центр управления финансами.

  4. Министерство финансов РФ (Минфин России): Феделральный налогая служба…

Их функции:



  1. Обеспечивает единство финасовов , денежно-валютно и крединой цередуре, применяемом в РФ.

  2. Осуществляет мероприятияю по реализации госполики

Разрабатывает проекты самзонов НО в области финансовю, организует разработку федерального бюджета разработку баланса финансрованных ресурсов страниы.




  1. (Федеральная таможенная слуб контроль оуществлять контрольза правильностью исчисления и полнотой, и своевременности внесения домаденных доходов в стбюджет страны.

  2. Вклчючение Банка России (Центральный банк +органом по реализации денежно-кредитной полтикике в стране;

  3. счестная пала контроирует ааконодетнльное законотелством, идвижение фееральных денежных средствю

…, и подотчены Федеральном управлению


Субъекты управления государственными финансами федерального уровня:

Президент РФ (Администрация Президента РФ)

Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух
палат: Совета Федерации и Государственной Думы)

Правительство РФ

Министерство финансов РФ (Минфин России). В его составе - Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство.

Федеральная таможенная служба (в составе Минэкономиразвития РФ)

Система Банка России (Центральный банк РФ)

Счетная палата РФ

Правления государственных федеральных внебюджетных фондов. Субъект федерации.)
Третий вопрос: методы управления государственными финансами.
Финансовое планирование — это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.
Система финансовых планов отражает:


  • особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;

  • отраслевое и территориальное перераспределение финансовых
    ресурсов.

Виды финансовых планов:



  • Бюджетный план

  • Финансовые планы внебюджетных фондов

  • Сводный финансовый баланс государства (субъекта РФ и муниципальных

  • образований)

  • Баланс денежных доходов и расходов населения.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается Минэкономразвития и Министерством финансов России. В этом плане (еще второе название: баланс финансовых ресурсов) отображается формирование и использование ресурсов, планируемого в составе бюджетного и внебюджетных фондов, страхового и кредитного фондов, денежных фондов предприятий и организаций, а также денежных средств населения.


Зачем нужен такой план? Он позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе всей страны, обосновано перераспределить их в случае необходимости.
Баланс денежных доходов и расходов населения. В этом плане отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме (все денежные средства населения: оплата товаров и услуг, все-все). Для чего нужно такой план? Он имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота в стране, для планирования розничного товарооборота, для планирования налоговых поступлений и необходимых кредитных ресурсов.
Финансовое прогнозирование — предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Предшествуют финансовым планам.
При прогнозировании обозначаются основные тенденции развития, это более агрегированные показатели. Более того, показатели прогноза необязательны при исполнении, это некое направление движения. Но на основе прогнозов составляются планы. План — уточнение прогноза на более короткий промежуток времени. Но поскольку это уточнение, показатели плана обязательно выполнимы в отличие от показателей прогноза.
Цель финансового прогнозирования заключается в определении реально возможного объема финансовых ресурсов, их источников формирования и использования в прогнозируемом периоде.
Финансовое прогнозирование предполагает:

  • построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих ) экономические процессы;

  • корреляционно-регрессионный анализ;

  • непосредственную экспертную оценку.

Финансовое программирование — метод финансового планирования, основанный на программно-целевом подходе.


Метод финансового программирования предназначен для:

  • установления приоритетов государственных расходов по направлениям;

  • повышения эффективности расходования государственных средств;

  • прекращения финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Применяются целевые комплексные программы. Метод планирования целевой программы. Есть просто планирование расходов бюджета, а есть выделение средств выделения бюджета на отдельную программу.


Государственный финансовый контроль в Российской Федерации представляет собой совокупность действий и операций по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств.
Финансовый контроль — всегда стоимостной контроль! Только стоимостные показатели!
Предметом финансового контроля являются все стоимостные показатели.
Принципы финансового контроля (Римская декларация):

  • независимость,

  • объективность,

  • компетентность,

  • гласность.

Объектами финансового контроля признаются:



  • получатели средств федерального бюджета;

  • органы государственной власти всех уровней;

  • государственные и муниципальные внебюджетные фонды;

  • унитарные предприятия (государственные предприятия);

  • предприятия и организации всех видов собственности, имеющие льготы или получающие финансовую поддержку из бюджетов или внебюджетных фондов.

Государственный финансовый контроль предусматривает:



  • контроль за составлением, рассмотрением, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов,

  • финансовой деятельностью предприятий, учреждений, банков и других финансовых посредников, а также финансовых корпораций.

Финансовый контроль способствует:



  • сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;

  • обеспечению своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

  • выявлению внутренних резервов и возможностей роста финансовых ресурсов;

  • обоснованности составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

  • эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов государственных предприятий и организаций,
    бюджетных учреждений;

  • максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней (налоговый контроль).

Важную роль в осуществлении эффективного финансового контроля играет уровень организации учета в стране (и бухгалтерского, и бюджетного, и налогового). При этом отчетная документация — главный объект финансового контроля.


Классификация финансового контроля:

  • В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый контроль, финансовый мониторинг.

  • По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

  • По методам проведения финансовый контроль подразделяется на проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.


Посмотреть в учебнике, что относится: что такое «предварительный», «текущий», «последующий», методы проведения.
Государственный финансовый контроль проводится органами законодательной и исполнительной власти всех уровней.
На федеральном уровне по линии законодательной власти его осуществляет Федеральное Собрание РФ и подотчетная ему Счетная палата РФ.
Органом государственного финансового контроля по линии исполнительной власти является Минфин России. Особая роль в осуществлении финансового контроля отводится находящейся в его ведении Федеральной службе финансово-бюджетного надзора и Федеральному казначейству.
Основные функции ФСФБН:

  • проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

  • проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

  • осуществление надзора за исполнением законодательства РФ в сфере финансово-бюджетного контроля и надзора;

  • осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ;

  • организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Возникает вопрос: эти функции схожи с функциями федерального казначейства. Не происходит ли дублирование функций? А если происходит, то зачем их два? Дублирования функций не происходит. Схожие функции федерального казначейства существуют в части кассового исполнения федерального бюджета и бюджета государственных фондов, причем во избежание дублирования этих функций Минфином РФ принято решение о том, что за органами федерального казначейства закреплены действия по проведению предварительного финансового контроля (куда идут), а за федеральной службой финансового бюджетного надзора последующего контроля (смотрит потом, куда были направлены, куда ушли).


Следующий метод — финансовое законодательство.
Классификация финансово-правовые актов:

  • по юридической силе - законы и подзаконные акты;

  • по уровню власти - акты государственной власти и акты местного самоуправления;

  • по степени регулирования сфер и звеньев финансовой системы - акты для управления в любом звене (Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) и правовые акты для регулирования отдельного звена финансов.

Система наблюдения за финансовыми индикаторами и их анализ составляет финансовый мониторинг.


Для финансового мониторинга важны следующие показатели:

  • добавленная стоимость произведенных товаров всего и в отраслевом разрезе;

  • балансовая прибыль в целом по экономике и в разрезе отраслей и регионов;

  • сумма налога на добавленную стоимость;

  • налогооблагаемая прибыль;

  • чистая прибыль;

  • рентабельность продукции в виде отношения прибыли к издержкам;

  • рентабельность активов хозяйствующих субъектов;

  • основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, облагаемые налогом на имущество;

  • совокупный доход, полученный физическими лицами как в денежной, так и в натуральной форме.

Сравнительные методы анализа:



  • сопоставление показателей за анализируемый период с предшествующим периодом в абсолютном и процентном выражениях;

  • вычисление структурных показателей (удельных весов в процентном выражении) по основным показателям за отчетный и планируемый период;

  • сопоставление структурных показателей за анализируемый и предыдущий период.

К специальным методам относят расчет и анализ показателей:



  • эффективности - коэффициентов устойчивости, эластичности;

  • результативности бюджетных трат;

  • финансового состояния муниципального образования;

  • бюджетирования по целям и результатам.т


Смотрите также:
Управление государственными финансами Основные задачи современной налоговой политики России
113.1kb.
1 стр.
Семинарскому занятию по теме «Управление государственными и муниципальными финансами»
74.59kb.
1 стр.
Опубликованы основные направления налоговой политики
17.75kb.
1 стр.
Налогообложение в развитых странах Запада
239.74kb.
1 стр.
Налогообложение в развитых странах Запада
239.83kb.
1 стр.
Влияние налоговой политики на процессы развития и стимулирования инновационной деятельности предпринимательского сектора экономики в современной россии
358.08kb.
1 стр.
Налоговой реформы. Основные ее направления были намечены
271.71kb.
1 стр.
Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2009 2011 годы
500.13kb.
6 стр.
Создание эффективной налоговой системы одно из основных условий успешного развития экономики любого государства, а для современной России задача первоочередного значения
275.32kb.
1 стр.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Краснодарского края
183.05kb.
1 стр.
Основные направления бюджетной и налоговой политики в мо свердловское городское поселение на 2010 год
18.14kb.
1 стр.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Карелия на 2010-2012 годы
73.14kb.
1 стр.