Главная страница 1страница 2 ... страница 8страница 9



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Читинский государственный технический университет



Е.В. Крюков, В. И. Сафронов, Н.П. Романова

Безопасность жизнедеятельности:

Теоретические основы БЖД. Общая характеристика опасностей




Часть 1


Учебное пособие


по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

(для студентов всех специальностей и специализаций)

Чита 2002


УДК 614.8.084

ББК 68.9

Б 40
Безопасность жизнедеятельности: Теоретические основы БЖД. Общая характеристика опасностей: Учебное пособие / Е.В. Крюков, В.И. Сафронов, Н.П. Романова; Под общ.ред. Е.Т. Воронова. – Чита, ЧитГТУ, 2002. – с.



Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧитГТУ


КУРС: БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Часть 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Общая

характеристика опасностей

Часть 2. Охрана труда

Часть 3. Защита в чрезвычайных ситуациях

Часть 1
В предлагаемом учебном пособии рассматриваются теоретические основы БЖД. «Человек – окружающая среда» как система. Особое внимание уделяется общей характеристике опасностей, преследующих человека на протяжении всей его жизни.

Рецензенты: кафедра БЖД Якутского государственного университета

(зав.кафедрой Чемезов Е.Н., д.т.н., профессор);

Барышников В.И., зам.начальника Читинского округа

Госгортехнадзора РФ

© Читинский государственный технический университет, 2002



© Коллектив авторов, 2002

ПРОГРАММА КУРСА
Основные понятия и определения. Концепция приемлемого (допустимого) риска. Системный анализ безопасности. «Дерево причин и опасностей» как система. Принципы, методы, способы и средства обеспечения безопасности. Управление безопасностью жизнедеятельности. «Человек – окружающая среда» как система. Факторы окружающей среды, воздействие на человека в условиях автономного существования. Атмосфера, вода, почва, лес как факторы среды обитания. Биологические, психические, социальные, природные, техногенные, химические опасности.

ЛИТЕРАТУРА

Базовая





  1. *Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/С.В. Белов, А.В. Ильинская, А.Ф. Козьяков и др; Под общ.ред. С.В. Белова. – М.: Высш.шк., 1999. – 448 с.

  2. *Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – СПб, издательство «Лань», 2000. – 448 с.

  3. * Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/К.З.Ушаков, Н.О.Коледина, Б.Ф. Кирин, М.А. Сребрый. Под ред. К.З.Ушакова. – М.: Моск. гос. горн. Ун-т, 2000. – 430 с.

  4. * Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств: Охрана труда: Учебное пособие/Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарев Н.Л., Сердюк Н.И. 2-е изд.исп. и доп. – М.: Высш.шк., 2001. – 318 с.



Дополнительная





  1. Куликов Г.Б. Безопасность жизнедеятельности: учебник для инженерных направлений и специальностей высш.учеб.заведений. – М.: Мир книги, 1998. – 269 с.

  2. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч.1/Б.С. Иванов, Е.А. Резчиков, В.Б. Носов, Е.Г. Щербак: Под общ.ред. Е.А. Резчикова. – М.: МТНУ, 2001. – 244 с.

  3. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч.2/ Е.А. Резчиков, С.П. Крамов: Под общ.ред. Е.А. Резчикова. – М.: МТНУ, 1997. – 255с.

  4. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч.1/под ред проф. Э.А. Арустамова. М.: «Маркетинг», 1998. – 248 с.

  5. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Ч.2/ под ред проф. Э.А. Арустамова. М.: «Маркетинг», 1999. – 304 с.

  6. Безопасность жизнедеятельности в техносфере: Учеб. пособие /Под ред. О.Н.Русака, В.Я.Кондрасенко. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2001.- 431 с.

  7. Белов П.Г. Теоретические основы системной инженерии безопасности. Киев: Изд-во КМУ ГА.- 1997.- 426 с.



ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит их к действиям в экстремальных ситуациях.

Дисциплина, наряду с прикладной инженерной направленностью, ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально – экономических, естественнонаучных и обще профессиональных дисциплин. В ней рассматриваются: негативные факторы среды обитания, принципы обеспечения безопасности взаимодействия со средой обитания; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации, средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности деятельности; контроль и управление условиями жизнедеятельности; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и ликвидация их последствий; повышение устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»; основы физиологии человека; рациональные условия жизнедеятельности; последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; правовые, нормативные и организационные основы безопасности жизнедеятельности

Специалист должен уметь: проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности, планировать и осуществлять мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и, при необходимости, принимать участие в спасательных и других неотложных работах при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

При подготовке учебного пособия была использована «Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации для всех направлений и специальностей профессионального высшего образования (19.12.00. г.).

Весь курс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разделен на три относительно самостоятельных части (модуля):

1.Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Общая характеристика опасностей.

2. Охрана труда (Безопасность жизнедеятельности в производственных условиях).

3.Защита в чрезвычайных ситуациях.

Часть 1. «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Общая характеристика опасностей» может быть использована учениками старших классов общеобразовательной школы и учащимися учебных заведений среднего профессионального образования. Составной частью учебного пособия является «Раздаточный материал для проведения активных семинаров («круглых столов», «ситуационного анализа», «вопросы-ответы» и др.)» а также графическое, компьютерное и телевизионное обеспечение для сопровождения лекционных занятий. Например, графические материалы, таблицы, схемы, слайды, видео - сюжеты и др.

Обеспечение каждого студента учебными продуктами по разделам дисциплины является обязательным условием получения необходимых навыков и умений по БЖД.

Учебное пособие написано в форме рабочего учебника. К нему, кроме тематического обзора, прилагается: список литературы, домашнее задание, формы, методы и средства обучения и контроля знаний студентов на кафедре БЖД; таблица текущего контроля знаний по дисциплине (для самоконтроля); фрагменты контрольного теста (тестового задания) и образец структурно-логической схемы базы знаний по одной из тем изучаемой части 1 дисциплины; примерный перечень тем активных семинаров, а также практических занятий и лабораторных работ.

Надеемся, что данное учебное пособие будет весьма полезным для студентов-заочников и слушателей ИППК.

Коллектив авторов с благодарностью примет все замечания читателей и учтет их в последующих переизданиях.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Краткий исторический очерк
Человек всегда существует в окружении различных опасностей. На заре человеческой цивилизации эти опасности были связаны с причинами природного характера.

Повышение безопасности, т.е. совершенствование защиты от опасностей природного характера, становится одним из ведущих мотивов деятельности людей с первых шагов нашей цивилизации.

На протяжении всей истории своего существования человеческая популяция, развивая экономику, создавала социально-экономическую систему безопасности, т.е. систему защиты от опасного воздействия экологических факторов, обусловленных естественной средой обитания человека – биосферой. Как следствие этого, уровень безопасности жизнедеятельности человека по мере развития цивилизации постоянно возрастал. В настоящее время средняя продолжительность жизни человека в наиболее развитых странах составляет около 77 лет, тогда как на заре цивилизации – 25 лет.

Развитие науки и техники, обусловленное потребностью развития экономики, повышая социально-экономическую безопасность общества, одновременно привело к появлению новых видов опасности, как для здоровья населения, так и для окружающей среды. Эти опасности техногенного происхождения были вызваны поступлением в окружающую среду отходов промышленного производства и промышленных продуктов, вышедших из употребления, необходимостью участия человека в профессиональной деятельности, обладающей разнообразными источниками неблагоприятного воздействия на его здоровье и т.д.

По данным Всемирной организации здравоохранения, смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Но если от заболеваний умирают в основном люди старших возрастов, то от несчастных случаев гибнут, главным образом, трудоспособные; статистика показывает, что травматизм является основной причиной смерти человека в возрасте от 2 до 41 года.

Травматизм в деятельности людей отражает не волю случая или действие каких-то неподвластных человеку сил, а является следствием его собственных промахов и заблуждений. Конечно, определенное значение имеет повышенная подверженность опасности несчастного случая отдельных людей, на что влияют неудовлетворительное состояние их здоровья, повышенная реакция на изменение ситуации, уровень утомления, ход течения эмоциональных процессов. Но в большинстве случаев – это результат отсутствия опыта деятельности в современной техносоциальной среде, пренебрежения к нормам и правилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия. Первое проявляется в том, что человек не знает, как надо поступить в той или иной жизнеопасной ситуации, или знает, но не умеет этого сделать. Второе – в том, что он знает и может, но не хочет и не делает того, что требует безопасность, или просто не хочет знать, что для этого нужно делать. Столкнувшись же с непредвиденными обстоятельствами, очутившись в сложной, непривычной обстановке, требующей принятия быстрых и правильных решений, сообразительности, они вдруг оказываются беспомощными перед лицом обстоятельств, не способными решить простейшие, но важные для сохранения здоровья и жизни, вопросы. Поэтому нужна система воспитания, причем такая, чтобы каждый человек проникся мыслью о необходимости соблюдения норм и правил безопасности в процессе своей деятельности. Может быть, нашему народу такое воспитание нужно как никому. Есть какая-то бесшабашная удаль, какое-то непонятное ухарство у наших людей. У Н. Гоголя как-то вырвалось: «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!».

Ученые с древних времен изучают условия труда и безопасности человека (Аристотель, Парацельс, Агрикола,Рамаццини, М.В. Ломоносов, К. Маркс, В.И. Ленин, В.Л.Кирпичев, В.Л.Левицкий, В.А. Легасов и другие).

Их трудами созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей.

Комплексной научной дисциплиной, изучающей опасности и защиту от них человека, является безопасность жизнедеятельности (БЖД).

Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность - это приемлемый риск.

Как достичь этой цели? Первейший и главнейший способ состоит в образовании народа. Другого пути просто нет.

Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения в учебных заведениях общего, среднего и высшего профессионального образования в 90-х гг. XX века была введена учебная дисциплина - Безопасность жизнедеятельности.



Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому Человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

БЖД не решает специальных проблем безопасности. Это удел специальных дисциплин (отраслевая безопасность труда, атомная безопасность, электробезопасность, космическая безопасность и т.д.). Но БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший БЖД, надежно защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности. БЖД - это не средство личной защиты, как полагают некоторые. БЖД - это защита личности, общества и государства.

Какие учебные задачи решает БЖД? Это три группы задач:

а) идентификация (распознавание) опасностей: вид опасности, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность и др.

б) профилактика идентифицированных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод.

в) в соответствии с упоминавшейся концепцией остаточного риска часть идентифицированных задач может с определенной вероятностью реализоваться, следовательно, третья группа задач - это действия в условиях чрезвычайных ситуаций.

С какими опасностями имеет дело БЖД? Она имеет дело со всеми опасностями, которые преследуют человека в быту, на производстве, отдыхе, спорте и т.д.

В структуре учебной дисциплины БЖД можно выделить следующие блоки:


  1. Теоретические основы.

  2. Система "Человек и окружающая среда".

  3. Биологические опасности.

  4. Психические и социальные опасности.

  5. Природные опасности.

  6. Техногенные опасности.

  7. Химические опасности.




    1. Основные понятия и определения

Жизнедеятельность - сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранять здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В самом широком смысле слово "деятельность" означает разносторонний процесс создания общественным субъектом (человеком) условий для своего существования и развития.

Деятельность включает человека в сложную систему отношений, в сложные связи и условия окружающей среды, в которой протекает труд, быт и отдых людей, т.е. все то, что прямо или косвенно воздействует на жизнь и деятельность человека.

В ходе или результате деятельности человек может подвергаться (в большей степени или меньшей в зависимости от характера деятельности) воздействию самых различных материальных факторов окружающей среды: физических, химических и биологических и др. Кроме того, на человека, как существо социальное, непосредственное влияние оказывают психогенные (информативные) факторы.

По характеру неблагоприятного воздействия на организм человека, такие факторы называют вредными и опасными. К вредным относят такие факторы, которые становятся в определенных условиях причинами заболеваний или снижения работоспособности, которое сохраняется после отдыха и перерыва в активной деятельности. Опасными факторами принято называть такие, которые приводят в определенных условиях к травматическим повреждениям (повреждению тканей организма и нарушению его функций) или другим внезапным и резким нарушениям здоровья. К таким нарушениям здоровья относят, например, острые отравления, развивающиеся в течение нескольких часов или даже минут.

Травмирование организма человека может произойти как результат непосредственных контактов внешних воздействий (механического, электрического, химического и т.п.), так и дистанционных (светового, теплового и др.). Повреждения могут возникнуть сразу после воздействия или спустя определенное время после него (например, после радиоактивного облучения).

Материальными носителями опасных и вредных факторов являются объекты, формирующие деятельность человека и входящие в нее: предметы, орудия и продукты деятельности; технологические процессы; природно-климатическая среда; флора, фауна, люди.

Следует отметить, что между опасными и вредными факторами нет принципиальной разницы. Ибо в зависимости от уровня и продолжительности воздействий, вредные факторы могут быть опасными. В общем случае, к определяющим признакам опасных и вредных факторов относятся: возможность непосредственного отрицательного воздействия на организм человека; затруднение нормального функционирования органов человека; превышение пределов эксплуатационной надежности технических устройств, инженерных сооружений и конструкций, в результате которого могут возникнуть аварии с высвобождением новых опасных и вредных факторов - веществ или энергии в количествах или дозах, представляющих непосредственную угрозу жизни населения. Наличие хотя бы одного из указанных признаков является достаточным условием для отнесения их к классу факторов, которые в определенных условиях могут представлять опасность для здоровья человека.

Таким образом, опасность как явление представляет собой воздействие на человека неблагоприятных или даже несовместимых с жизнью факторов.

Анализ общественной практической деятельности, включающей многообразие форм человеческой активности, дает основание для утверждения того, что любая деятельность потенциально опасна. Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления при определенных, нередко трудно предсказуемых условиях. Скрытая (потенциальная) опасность реализуется в форме заболеваний и травм, которые происходят в различных сферах человеческой деятельности: бытовой, спортивной, дорожно-транспортной, производственной, военной и др.



Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.

Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено, в зависимости от целей анализа. Данное определение опасности БЖД поглощает существующие стандартные понятия (опасные и вредные производственные факторы), являясь более объемным, учитывающим все формы деятельности.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химические или активные биологические компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасности носят потенциальный характер. Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами. Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Опасность - понятие относительное.



По происхождению различают 6 групп опасностей: природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические.

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т. д.

По приносимому ущербу: социальные, технические, экологические, экономические.

Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.

По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых опасностей.

По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные. К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это - острые (колющие и режущие) неподвижные элементы, неровности поверхности, по которой перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.

Опасности носят потенциальный, т.е. скрытый характер.

Под идентификацией (отождествлением) понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности. В процессе идентификации выявляются номенклатура (перечень) опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи. Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда. Можно говорить о разной степени идентификации: более или менее полной, приближенной, ориентировочной и т. п.

Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Другими словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб.

Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.

Опасность, причины, следствия - являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и т. д.

Система «опасность - причины - нежелательные следствия» - это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т.е. является многопричинным. Одна и та же опасность может реализоваться в нежелательное событие через разные причины. В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит поиск причин.

Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение имеет характер аксиомы.



Безопасность - состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.

Риск - количественная оценка опасности. Определяется как частота или вероятность возникновения одного события при наступлении другого события. Обычно это безразмерная величина, лежащая в пределах от 0 до 1. Может определяться и другими удобными способами.

Количественная оценка - это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период. Определяя риск, необходимо указать класс последствий, т.е. ответить на вопрос: риск чего?

Формально риск - это частота. Но по существу между этими понятиями имеет место существенная разница, т.к. применительно к проблемам безопасности о возможном числе неблагоприятных последствий приходится говорить с известной долей условности.



Пример 1. Определить риск Rnp гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около n = 14тыс. человек, а численность работающих составляет примерно N = 138 млн. человек: .

Пример 2. Ежегодно в нашей стране, вследствие различных опасностей, неестественной смертью погибает около 320 тыс. человек. Принимая численность населения страны за 138 млн. человек, определим риск гибели (Rстр) жителей страны от опасностей: .

Различные виды относительной опасности, которой мы подвергаемся на протяжении нашей жизни, приведены в табл. 1.



следующая страница >>

Смотрите также:
Учебное пособие по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
2228.98kb.
9 стр.
Практикум по экологическому мониторингу окружающей среды Учебное пособие
949.7kb.
6 стр.
Вопросы по курсу «Безопасность жизнедеятельности»
33.88kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
222.62kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине опд ф. 04 «Безопасность жизнедеятельности»
198.37kb.
1 стр.
Учебное пособие по дисциплине «Гидрогеомеханика» для студентов специальности 080300 «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания»
951.37kb.
5 стр.
Учебное пособие Допущено учебно-методическим объединением Совета директоров
1900.43kb.
11 стр.
Методика написания курсовой работы учебное пособие
331.62kb.
1 стр.
Учебное пособие "Основные алгоритмы компьютерной графики" машинная графика (Учебное пособие в 3-х книгах) Книга 2 П. В. Вельтмандер
2549.88kb.
41 стр.
Учебное пособие для студентов заочной формы обучения тольятти 2006
1072.92kb.
10 стр.
Учебное пособие экономика гостиничного, ресторанного и туристического предприятия
3727.29kb.
39 стр.
Учебное пособие «Основы работы в Windows»
454.51kb.
4 стр.