Главная страница 1
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ТЕКСТОПОРОЖДЕНИЮ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Безменова Л.А., учитель

русского языка и литературы

МОУ СОШ №36 г. Томска

На рубеже тысячелетий окончательно стало ясно, что исследование языка не должно преследовать лишь внутриязыковые частные цели, на первый план в языке выходит человек, и цели становятся более широкими: познание человеком себя посредством языка. Такой подход получил название антропоцентрического, и учёные стали говорить о становлении антропоцентрической парадигмы в лингвистике. «Антропоцентризм, как особый принцип исследования заключается в том, - пишет Кубрякова Е.С., - что научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению и его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности» [1].

Духовная жизнь человека выражается не только в его производственной и социальной деятельности, но и в «речевом поступке», в его языковом поведении, т.е. текстах, им порождаемых. Текст является одним из ключевых понятий гуманитарной культуры, поэтому умение работать с текстом (читать, понимать, адекватно воспринимать авторский замысел и т.д.) рассматривается как важное общеучебное умение, характеризующее не только уровень функциональной грамотности, но и культуры человека вообще. В связи с этим можно говорить о становлении текстоцентрической парадигмы в лингвистике.

В основу содержания современных учебников положен текстоцентрический подход к изучению русского языка, когда все языковые явления рассматриваются с точки зрения их функционирования в тексте (см. учебники русского языка для 5-11 классов под ред. Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. «Образовательная система «Школа 2100»; «Русский язык 10-11 класс» под редакцией Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина; учебно-методический комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой (5-11 классы); УМК под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта (5-9 классы); учебное пособие для старших классов А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи»; «Русский язык: Орфография и морфология» (10 класс); «Синтаксис простого и сложного предложения (11 класс)» автор Г.Ф. Хлебинская).

В связи с выдвижением текста как одного из ключевых понятий в изучении речевой деятельности, цель занятий по текстоведению - обучение эффективной текстовой деятельности на основе специальных знаний по теории текста и формирование умений воспринимать и осуществлять разные виды текстовой деятельности как речевой разновидности: первичные (говорение, письмо), вторичные (чтение, слушание).

Болотнова Н.С. выделяет следующие виды текстовой деятельности: текстообразующая, текстовоспринимающая, интерпретационная. Текстообразующая деятельность предполагает: создание как первичных (сочинение-рассуждение, сочинение-повествование, сочинение-описание; монолог-объяснение учителя; монолог-ответ ученика; диалог и т.д.), так и вторичных текстов (изложение, пересказ, аннотация, конспект, тезисы, реферат и др.). Текстовоспринимающая деятельность включает слушание и чтение. Интерпретационная деятельность направлена на создание нового («своего») текста, отражающего осознание адресатом авторской интенции (идеи) [2].

Обучение текстообразующей (текстопорождающей) деятельности является ключевой проблемой не только в сфере современного языкового образования, но и в сфере гуманитарного образования и культуры в целом.

При информационно-методическом центре департамента образования города Томска три года работает проблемно-творческая группа учителей русского языка и литературы «Методическое и программное обеспечение обучения учащихся тестопорождению в предпрофильной школе». В рамках данного направления разрабатывается методический и программный комплект, который позволит выстроить работу по формированию у обучающихся навыков текстопорождения.

Ребёнок способен художественно осваивать мир, образно воспринимать его. Главное – не потерять эту способность в школьные годы, развить этот творческий потенциал. Ведь творчество – это свобода, это индивидуальное видение мира, это шаг в незнаемое и отступление от норм: творческий поиск необычного в обычном. Творчество – это скорее процесс, поиск, нежели результат. Скорее некое умение задаваться вопросами, ставить перед собой проблему и пытаться её решить. Способность создавать художественное произведение не привилегия для избранных, особо одарённых детей. Её можно и нужно развивать. Главное - создать условия для свободного текстопорождения в учебном процессе, и начинать нужно как можно раньше, чтобы не упустить способности ребёнка художественно осваивать мир. Представим некоторые курсы, задача которых способствовать формированию у школьников навыков текстопорождения.

Цель курса «Основы текстотворчества» для учащихся 1-4-х классов (автор Безменова Л.А., учитель школы №36 г. Томска) - освоение и развитие навыков письменной и устной речи обучающихся. Данный курс предполагает обучение переводу внутренней речи в устный или письменный текст, учитывая позицию автора, освоение исследовательской деятельности, творческое самовыражение в текстах разного типа и жанров.

В 5 классе учащимся предлагается спецкурс «Русская словесность. От слова к тексту» (автор Ахкобекова Х.З., учитель гимназии №13 г. Томска). Обучение эстетической функции языка средствами коммуникативно–творческих игр – упражнений создает правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта и формирует бережное отношение к языку. Игра (понимаемая максимально широко) со словом вводит ученика в мир слова через юмор и творчество. Программа спецкурса направлена на гармоничное развитие личности, обладающей текстовой компетентностью (восприятие, понимание, интерпретация, создание, воспроизведение) обеспечивает развитие познавательных и созидательных способностей ребенка, способствует успешной реализации личности в современном мире.

Основная идея факультативного курса «Развитие творческого воображения и литературно-творческих способностей» для учащихся 5-х классов (автор Безменова Л.А., учитель школы №36г. Томска) – научить эффективному общению. Надо, чтобы учащиеся осваивали то, что важно в жизни каждого человека: умение передать информацию, поддержать беседу, написать поздравительное письмо, сочинить рекламное объявление, статью в газету и т.д. То есть создать собственные тексты различных типов, жанров и воспринимать другие адекватно, где текст – дидактическая единица учебного материала и форма коммуникации.

Специфику деловой коммуникации раскрывает элективный курс «Деловой русский язык» для учащихся 9-х классов (автор Безменова Л.А., учитель школы №36 г. Томска). В задачи курса входит знакомство с культурой делового общения, деловым этикетом; оформление документации как разновидности письменной деловой речи и её жанры (заявление, объяснительная записка, резюме); знакомство с нормами делового общения (языковые, лексические, грамматические, синтаксические) [3].

В рамках предпрофильной подготовки учащимся 9-х классов предлагается элективный курс «Развитие ассоциативного мышления» (автор Безменова Л.А., учитель школы №36 г. Томска). Используя ассоциативные игры: цепочка ассоциаций, бестолковый словарь, пиктографическое письмо; различные приёмы по вычитыванию текстов: заголовок-ассоциация; видеомы, звуковые и цветовые ассоциации; обращение к культурному контексту; обучение выразительному чтению как способу интерпретации текста, – все эти приёмы развивают ассоциативное мышление школьников, в процессе обучения текстовой деятельности помогут раскрыть авторский замысел, понять содержание текста, сформулировать своё мнение и на основе полученных знаний создать собственный оригинальный текст.

Программа элективного курса «Практическая фразеология» для учащихся 9-х классов (учитель Ахкобекова Х.З., гимназия №13 г. Томска) предусматривает углубленное изучение русского языка, направленного на расширение лингвистического кругозора учащихся. Практическая цель курса – научить учеников понимать и грамотно использовать в устной и письменной речи фразеологизмы и на их основе создавать собственные тексты.

Особое место в процессе обучения текстопорождению занимает курс «Речь и общение» для учащихся 5-8 классов коррекции VII вида (автор Безменова Л.А., учитель школы №36 г. Томска). Практика показывает, что учащиеся этих классов испытывают большие трудности в общении, поэтому нужны дополнительные часы на занятия по развитию связной речи и выразительного чтения. Основная задача курса – коррекционно-развивающее формирование речи учащихся. Формирование речи как средства общения предполагает работу по накоплению словаря и воспитанию умения пользоваться им в общении. Поэтому важна установка на сотрудничество, партнёрство, на диалог [3].

Готовится к печати методическое пособие «Ассоциативные игры со словом» (авторы Ахкобекова Х.З., Безменова Л.А., Якунина Н.Н.), которое обобщает опыт работы членов проблемно-творческой группы. Данное методическое пособие систематизирует коммуникативные игры–упражнения в том числе и на ассоциативной основе для развития текстовой компетентности обучающихся среднего звена, а также игры–упражнения, которые способствуют созданию текстов разных типов и стилей речи, оригинальных жанров.

В рамках работы творческой группы осуществляется проект по созданию «Ассоциативного словаря школьников города Томска» (руководитель Безменова Л.А.). Словарь является результатом последовательного трёхэтапного ассоциативного эксперимента со школьниками - носителями русского языка. Данный словарь можно рассматривать, во-первых, как средство обогащения словарного запаса учащихся; во-вторых, как одно их средств создания учащимися собственных оригинальных по форме и содержанию текстов; в-третьих, словарь помогает оперировать знаниями о русской культуре, знакомство с образом мира тех, для кого русский язык не является родным; в-четвёртых, использование в творческих работах слов-реакций на слово-стимул подтверждает важную мысль - ассоциативный словарь позволяет описать речевую деятельность и выявить механизм создания текстов [4]. В проекте принимают участие учителя и обучающиеся школ №36, 8, гимназии №13, Гуманитарного лицея. Эксперимент по созданию школьного ассоциативного словаря продолжается, к работе планируется подключить ещё ряд школ г. Томска.

Таким образом, работа по созданию и апробации программного и методического комплекта по обучению текстопорождению осуществляет плодотворно и эффективно, учителя и методисты в своё распоряжение получат тот материал, который не только актуален в свете развития современной науки лингвистики, но и крайне необходим для решения задач, поставленных современным этапом лингвистического образования.

Литература



  1. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века // Язык и наука конца 20в. М., 1995, С. 112.

  2. Болотнова Н.С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста: Методическое пособие - Томск; «UFO- Press», 2002, С.9.

  3. Элективные курсы по русскому языку и литературе для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки. Томск: ТОИПКРО, 2006г, С. 5-19.

  4. Безменова Л.А. Ассоциативный словарь школьников г. Томска: Проспект / Под ред. проф. Н.С.Болотновой. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. - 36с.


Смотрите также:
Учебное пособие для старших классов А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи»
70.55kb.
1 стр.
Учебное пособие по курсу «Современный русский литературный язык» (дпп ф05) для специальности №032900 «Русский язык и литература»
821.61kb.
5 стр.
Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных учреждений
16.47kb.
1 стр.
Сборник упражнений по теме «Правильность речи», базовой в курсе «Русский язык и культура речи»
259.23kb.
1 стр.
Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения русский язык ХI   класс Минск
43.61kb.
1 стр.
Методические указания и задания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов заочной формы обучения
209.99kb.
1 стр.
Рабочая программа по курсу «русский язык»
666.69kb.
4 стр.
Два эссе, написанных осенью 2009 года студентками первого курса факультета математики. Эссе представляют собой зачетную работу по курсу «Русский язык и культура речи»
308.28kb.
1 стр.
Тема функциональные стили речи. Определите стили речи
19.75kb.
1 стр.
Учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательных учреждений москва 2008 ббк религиозная мораль
1718.91kb.
7 стр.
Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие»
599.67kb.
5 стр.
Учебное пособие для 1 2 классов небашкирских школ Башкортостана «Живые родники»
45.4kb.
1 стр.