Главная страница 1страница 2страница 3страница 4




НОУ ВПО «Санкт-петербургский институт

Внешнеэкономических связей, экономики и права»


Филиал в г. Красноярске

сравнительное государствоведение


учебно-методический комплекс



по специальности 030501.65 (021100) – юриспруденция

Красноярск 2007

Сравнительное государствоведение: Учебно-методический комплекс по специальности 030501.65 (021100) -Юриспруденция. Красноярск: филиал НОУ ВПО «СПб ИВЭСЭП» в г. Красноярске, 2007.- 30с.


Настоящий учебно-методический комплекс подготовлен на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 (021100) -Юриспруденция и предназначен для студентов очно-заочной и заочной форм обучения с целью оказания помощи как при подготовке к семинарским занятиям и зачету, так и в межсессионный период.

Наряду с содержанием по темам курса в учебно-методическом комплексе даны планы проведения семинарских занятий, методические рекомендации и задания для выполнения контрольной работы, вопросы для подготовки к зачету, рекомендуемая литература.


Материалы учебно-методического комплекса обсуждены и одобрены на заседании кафедры юридических дисциплин, протокол № 6 от 22.02.07 г.

Автор-составитель: Тепляшин П.В., канд. юрид. наук, доцент кафедры юридических дисциплин филиала НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске


Рецензенты: Ткаченко В.С., зам. директора филиала НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске, канд. юрид. наук, доцент;

Рогачев А.Г., доктор истор. наук, профессор Красноярского государственного аграрного университета

© Филиал НОУ ВПО «СПб ИВЭСЭП» в г. Красноярске

© П.В. Тепляшин



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сравнительное государствоведение относится к общетеоретической дисциплине о правовых основах теории государства в контексте метода сравнительного правоведения. Данная дисциплина предлагает конкретный сравнительно-правовой материал, способствующий как приобретению студентами определенных знаний и умений, так и общеправовому гносеологическому развитию студентов. В качестве концептуальной основы изучения представленной дисциплины выступают современные демократические взгляды и идеи на основополагающие принципы устройства государства и общества.

Изучение учебной дисциплины «Сравнительное государствоведение» ставит своей целью:



  1. овладение студентами знаниями в соответствии с перечисленными ниже задачами и требованиями программы курса;

  2. формирование навыков правового мышления и критической оценки в сфере сравнительного правоведения;

  3. выработка умения анализировать и прогнозировать тенденции развития как российской государственности, так и основных институтов государства в зарубежном правовом континууме.

Задачи изучения дисциплины:

  1. представить сравнительное государствоведение как самостоятельную учебную и научную дисциплину, занимающую соответствующее место в системе юридических знаний, имеющую собственную сферу проявления и практического отражения;

  2. раскрыть основные методологические моменты выявления генезиса и сущности современного государства;

  3. ознакомить студента с основными категориями и концепциями государственно-правовой действительности;

  1. продемонстрировать проблемы и закономерности эволюционного развития, существования и потенциала государственности, её взаимосвязи с другими эле­ментами социальной системы (экономикой, политикой, религией, различными прояв­лениями социально-культурных девиаций и др.);

  2. раскрыть механизм правовой конвергенции и гармонизации в области сравнительного государствоведения;

  3. объяснить концепт российской государственности на фоне общемировых реалий;

  4. развить у студентов интерес к сравнительно-правовой проблематике как в исследовательском (реферативные и дипломные работы), так и в практическом отношениях.

В соответствии с поставленными целями и задачами студент в результате изучения и в контексте курса «Сравнительное государствоведение» должен иметь представление:

  1. о сущности и социальной значимости своей профессии;

  2. о теориях становления и эволюционного развития государственности у различных народов;

  3. о современных тенденциях развития институтов государства в России и за рубежом;

  4. об основных проблемах в сфере сравнительного государствоведения;

знать:

  1. сущность, задачи и функции, основные принципы сравнительного государствоведения;

  2. содержание и назначение метода сравнительного правоведения в государствоведении;

  3. основные направления научных исследований в сфере сравнительного государствоведения в России и зарубежных странах;

  4. понятийно-категориальный аппарат и методологические основы сравнительного государствоведения;

иметь навыки:

  1. сбора нормативной и фактологической информации, имеющей значение для осуществления сравнительных исследований институтов современного государства;

  2. гносеологического, аксиологического, критического и конструктивно-правового анализа государственной проблематики, а также политико-правовых отношений в сфере профессиональной деятельности;

  3. формулирования рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование государственного механизма в Российской Федерации;

уметь:

  1. самостоятельно осуществлять сбор, анализ и систематизацию материала сравнительно-правового характера;

  2. обеспечивать соблюдение законодательства как в государственной сфере, так и на уровне взаимоотношения государства и личности;

  3. принимать правовые решения и совершать иные юридически значимые действия в точном соответствии с законом;

  4. осуществлять правовую экспертизу действующих правовых актов и разрабатывать проекты в сфере государственного управления, давать квалифицированные юридические заключения и консультации.

Учебная и научная дисциплина сравнительного государствоведения тесно связана с другими науками общеправового комплекса и дисциплинами, преподаваемыми на юридическом факультете (философией, историей и теорией государства и права, международным правом, конституционным правом России и зарубежных стран, социологией, политологией, юридической психологией и др.), способствует более глубокому усвоению общеправового содержания важнейших магистральных положений таких отраслевых дисциплин как муниципальное и земельное право, гражданское и трудовое право, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право, криминология и других юридических дисциплин.

Методологическим «фарватером» преподавания и изучения сравнительного государствоведения выступает выделение в учебном курсе составляющих частей, отражающих перечень тем, которые определяют систему науки. При этом целостность науки обеспечивается единством соответствующих понятий и категорий при многообразии теоретических направлений в методологии её исследования.

Ведущую роль в изучении курса играют лекции, семинарские занятия, самостоятельная подготовка. Лекции определяют основное содержание, сущ­ность и тематическую направленность курса. При изучении особое внима­ние следует обращать на понятийно-категориальный аппарат и методологические основы сравнительного государствоведения.

Важной формой самостоятельной подготовки и определения уровня знаний является также написание студентами заочной формы обучения контрольных работ по одной из предложенных тем.

При изучении данного предмета следует использовать основную и до­полнительную литературу, современные публикации по сравнительно-правовой и государствоведческой проблематике, журнальные статьи и газетный материал, законодатель­ные акты и иные правовые документы.

Конечной формой контроля по дисциплине является зачет.

Учебно-методический комплекс отражает собой самостоятельное видение филиалом «СПб ИВЭСЭП» в г. Красноярске методики преподавания и содержания курса сравнительного государствоведения.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
2.1. Учебно-тематический план

для студентов очно–заочной формы обучения

п/п




Наименование тем

Количество

аудиторных часов

Всего

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5



Введение в сравнительное государствоведение. Предмет и методологические основы сравнительного государствоведения

4

4

-




Общая характеристика истории и современного состояния научных исследований в области сравнительного государствоведения

2

2

-




Государство: сущность, генезис, эволюция


6

4

2



Функции и механизм государства в современном мире

2

2

-




Формы государства


4

4

-



Государство, политика, гражданское

общество


6

4

2




Реформа органов государственной власти и местного самоуправления

2

2

-




Государство и его институты в различных правовых системах (семьях)

6

4

2




Сравнительное государствоведение к контексте международного права. Соотношение государственного и международного права

2

2

-




Правовая конвергенция, гармонизация и правопреемственность на фоне современной политико-правовой карты мира

2

2

-


Итого

36

30

6

2.2 Учебно-тематический план

для студентов заочной формы обучения

(на базе среднего общего образования)

п/п




Наименование тем

Количество

аудиторных часов

Всего

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

1.

Введение в сравнительное государствоведение. Предмет и методологические основы сравнительного государствоведения

2


2


-



2.

Общая характеристика истории и современного состояния научных исследований в области сравнительного государствоведения


3.

Государство: сущность, генезис, эволюция


2

-

2

4.

Функции и механизм государства в современном мире*

-

-

-


5.

Формы государства


2

2

-

6.

Государство, политика, гражданское

общество


2

2

-


7.

Реформа органов государственной власти и местного самоуправления*

-

-

-


8.

Государство и его институты в различных правовых системах (семьях)

2

2

-


9.

Сравнительное государствоведение к контексте международного права. Соотношение государственного и международного права

2

2

-


10

Правовая конвергенция, гармонизация и правопреемственность на фоне современной политико-правовой карты мира*

-

-

-


Итого

12

10

2

* Тема рекомендована к самостоятельному изучению



2.3 Учебно-тематический план

для студентов заочной формы обучения

(на базе среднего профессионального образования)

п/п




Наименование тем

Количество

аудиторных часов

Всего

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

1.

Введение в сравнительное государствоведение. Предмет и методологические основы сравнительного государствоведения

2



2


-



2.

Общая характеристика истории и современного состояния научных исследований в области сравнительного государствоведения


3.

Государство: сущность, генезис, эволюция


2

2

-

4.

Функции и механизм государства в современном мире*

-

-

-


5.

Формы государства


2

2

-

6.

Государство, политика, гражданское

общество


2

-

2


7.

Реформа органов государственной власти и местного самоуправления*

-

-

-


8.

Государство и его институты в различных правовых системах (семьях)

2

2

-


9.

Сравнительное государствоведение к контексте международного права. Соотношение государственного и международного права

2

2

-


10

Правовая конвергенция, гармонизация и правопреемственность на фоне современной политико-правовой карты мира*

-

-

-


Итого

12

10

2

* Тема рекомендована к самостоятельному изучению



2.4 Учебно-тематический план

для студентов заочной формы обучения

(на базе высшего профессионального образования)

п/п




Наименование тем

Количество

аудиторных часов

Всего

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

1.

Введение в сравнительное государствоведение. Предмет и методологические основы сравнительного государствоведения


2


2


-


2.

Общая характеристика истории и современного состояния научных исследований в области сравнительного государствоведения*

-

-

-


3.

Государство: сущность, генезис, эволюция


2

2

-

4.

Функции и механизм государства в современном мире*

-

-

-


5.

Формы государства


2

2

-

6.

Государство, политика, гражданское

общество


2

2

-


7.

Реформа органов государственной власти и местного самоуправления

2

-

2


8.

Государство и его институты в различных правовых системах (семьях) *

-

-

-


9.

Сравнительное государствоведение к контексте международного права. Соотношение государственного и международного права*

-

-

-


10

Правовая конвергенция, гармонизация и правопреемственность на фоне современной политико-правовой карты мира*

-

-

-


Итого

10

8

2

* Тема рекомендована к самостоятельному изучению




следующая страница >>

Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по специальности 030501. 65 (021100) юриспруденция Красноярск 2007
447.49kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100)- юриспруденция Красноярск 2006
496.68kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс криминалистика специальность 03050165 «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс
673.08kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения
634.01kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история» по специальности 021100 «Юриспруденция»
2009.05kb.
10 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конкурсное право» для специальности 021100 «Юриспруденция» инаправления 521400 «Юриспруденция»
1192.82kb.
7 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения
531.11kb.
5 стр.
Криминалистика: учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф 13 по специальности 021100 «Юриспруденция»
880.69kb.
8 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Назначение наказания судом» для специальности «юриспруденция» 021100
359.19kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Конституционные основы экономических и политических институтов зарубежных стран для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста
257.32kb.
1 стр.
В г. Красноярске гражданское право словарь основных терминов (глоссарий) по специальности 030501. 65- юриспруденция учебно-методическое пособие
934.92kb.
6 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения
1782.14kb.
15 стр.