Главная страница 1страница 2страница 3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра зарубежной истории

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине
«История средневекового Востока»

для направления - 050400 «социально-экономическое образование»

Утвержден на заседании кафедры

зарубежной истории

17 декабря 2008 г.,

протокол № 4

Воронеж - 2008



ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ 050400 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) БАКАЛАВР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОПД.Ф.10 ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Предмет и структура курса истории средних веков; его место и значение в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин, в становлении ценностного отношения к достижениям Человечества, к духовным традициям народов средневековья.

Формирование у будущего педагога ценностного отношения к культурному наследию народов Востока. Ближний и Средний Восток после падения Римской империи. Сасанидская Персия. Зороастризм. Манихейство. Судьбы христианства на Востоке. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Мусульманская цивилизация. Турецкая экспансия и создание Османской империи. Держава Сефевидов. Индия: от государства Гуптов до образования Делийского султаната. Империя Великих Моголов. Брахманизм; буддизм; индуизм. Империи Тан и Сун в Китае. Китай в период династий Юань и Мин. Маньчжурское завоевание Китая. Духовная культура Китая. Конфуцианство. Даосизм. Образование и развитие единого Японского государства. Синтоизм. Сёгунат Токугава. Европейская экспансия в странах Востока и ее последствия.

Духовное наследие средневековья в современной культуре. Значение курса истории средних веков в формировании общей и профессиональной культуры преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра зарубежной истории

Рабочая программа учебной дисциплины «История средневекового Востока»
Для направления - 050400 «социально-экономическое образование»

Составитель:

к.и.н., доц. Корниенко Т.В.

Воронеж - 2008



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс читается в 5-м семестре в цикле основных дисциплин для историков-бакалавров, формой отчетности является экзамен. Программа дисциплины "История средневекового Востока" составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Цель курса - дать студентам общие представления о процессе формирования, основных компонентах и этапах исторического развития стран Азии и Африки в период средневековья в отведенные для этого часы.

Курс является частью комплекса дисциплин с общим названием «История средних веков» и призван дать студентам основы знаний истории большей части человечества, целостное представление об истории и стран Востока на протяжении значительного периода (III-XVIII вв.).

Основные задачи курса:

- показать формирование и этапы развития государств на территориях данных стран на фоне политической истории региона;

- показать особенности формирования социально-экономических отношений, государственности и социальной структуры государств Востока, выявить присущую им специфику;

- показать место и роль государств Востока в мировой истории и истории мировой цивилизации.

Курс "История средневекового Востока" является составной частью комплекса исторических дисциплин. Изучение данного предмета предваряется изучением курсов «История древнего Востока», «История стран Запада в средние века», «Религиоведение» и ряда других, что обеспечивает необходимую преемственность тематики и проблематики читаемых курсов, позволяет сформировать систему знаний по смежным дисциплинам и способствует более углубленному усвоению истории отдельных стран, народов и регионов.

Требования к уровню освоения содержания курса:

- знание общего и особенного в политическом, экономическом и социальном развитии государств Востока;

- владение терминологией;

- знание основных событий политической истории;

- знание политической географии региона.



Освоение дисциплиной предполагает прослушивание студентами 36 часов лекционного материала, активное участие в 18 семинарских занятиях. Помимо этого еще больший объем времени отводится на самостоятельную работу учащихся.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов и тем

Всего час. в трудоемкости

Из них аудиторных

СРС

Всего

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

7

1.

Вводная тема

4

4

2

2

-

2.

Византия в IV-VII веках

7

2

2

-

5

3.

Государство Сасанидов

10

4

2

2

6

4.

Индия в гуптский период

8

2

2

-

6

5.

Китай в эпоху раннего средневековья

8

2

-

2

6

6.

Корея в период раннего средневековья

5

2

-

2

3

7.

Япония в эпоху раннего средневековья

5

2

-

2

3

8.

Индия в VI-X веках

5

2

-

2

3

9.

Арабские племена в VI-VII веках и их объединение. Роль ислама. Арабские завоевания. Халифаты Умайядов и Аббасидов

16

8

4

4

8

10.

Распад Багдадского халифата, его политическое наследие

7

4

2

2

3

11.

Сельджукское завоевание и государства Сельджукидов

5

2

2

-

3

12.

Монголы и покоренные народы в X-XIV веках

10

6

2

4

4

13.

Индия в XI-начале XVI века

8

4

-

4

4

14.

Расцвет и упадок Могольской империи

6

2

2

-

4

15.

Япония в X-XVI веках

8

4

2

2

4

16.

Сёгунат Токугава

6

2

2




4

17.

Иран в IX-XV вв.

4

2

-

2

2

18.

Сефевидский Иран. Образование Державы Дуррани.

8

4

4

-

4

19.

Империя Мин в XVI - начале XVII вв. Маньчжурское завоевание Китая.

6

2

2




4

20.

Образование и расцвет Османской империи

12

6

2

4

6

21.

Страны Тропической Африки в эпоху развитого средневековья

4

2

-

2

2

22.

Запад и Восток на пороге Нового времени. Европейская экспансия в страны Востока и ее последствия.

8

4

4




4




ИТОГО:

160

72

36

36

88



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1. ВВОДНАЯ ТЕМА.

Основное содержание, цель и задачи курса. Общее и особенное в историческом развитии стран Востока в средние века. Периодизация истории и специфика социально-экономических отношений (феодализм и «азиатский способ производства»). Проблемы феодальной земельной собственности и ее форм. Община и ее характер в странах Азии. Система принуждения непосредственных производителей. Проблема рабовладения. Город и его роль в экономике и культуре. Специфика социально-экономических отношений у кочевников. Кочевники и земледельцы - особенности взаимоотношений.


ТЕМА 2. ВИЗАНТИЯ В IV-VII ВЕКАХ.

Образование и границы Восточной Римской империи, ее роль и особое положение между Востоком и Западом. Экономическая специализация провинций. Этно-конфессиональный состав населения. Восточное христианство. Социальная структура и организация государственной власти. Внутреннее социально-экономическое и политическое развитие. Взаимоотношения с соседями - Сасанидским Ираном, арабами, народами Закавказья и другими.


ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВО САСАНИДОВ.

Социально-экономические отношения в Сасанидском Иране. Город и деревня. Социальная структура и государственное устройство. Зороастризм как государственная религия. Западное и восточное направления внешней политики. Иран и Византия. Эволюция аграрных отношений. Шахр. Ухудшение положения крестьянства.

Маздакитское движение и его последствия. Временное укрепление центральной власти. Реформы Хосрова Ануширвана и их последствия. Иран в VI- начале VII в. Ирано-византийские войны. Арабское завоевание и его последствия.
ТЕМА 4. ИНДИЯ В ГУПТСКИЙ ПЕРИОД.

Источники и историография вопроса. Политическая карта Индии в III — начале IV вв. Возвышение династии Гуптов (расширение границ и влияния на соседние территории, проявление великодержавной идеологии, культ махараджадхираджа. Особенности социально-политической структуры Гуптской державы. Развитие города и деревни: социально-экономическое развитие. Индуизм, джайнизм и буддизм при Гуптах.


ТЕМА. 5. КИТАЙ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Китай послеханьского периода. Троецарствие. Реформы Сыма Яня и формирование надельной системы. Кочевники северо-восточных границ Китая (сюнну, тобгачи). Вторжения кочевников в IV-V вв завоевание ими северного Китая. Государственные образования севера и юга. Формы аграрных и социальных отношений, государственный строй. Даосизм и буддизм. Объединение Китая. Внутренняя и внешняя политика империи Суй и причины ее гибели. Экономический подъем VI-VII вв. Империя Тан. Аграрная политика и развитие надельной системы. Город и его роль в экономике. Внешняя торговля и внешние связи. "Великий шелковый путь". Государство и реформы в сфере управления. Изменения в системе поземельных отношений. Внешняя политика империи Тан. Социально-экономические отношения в Танском Китае. Гост городов. "Сильные дома" и разложение надельной системы. Ослабление государства. Мятежи в провинциях. Реформы Ян Яня и их последствия. Крестьянская война IX в. Её этапы, движущие силы, идеология, итоги. Культура Китая в танский период.


ТЕМА 6. КОРЕЯ В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Характеристика источников. Корейские племена в III века. Возникновение и развитие государств Когурё, Силла и Пэкче. Войны периода трех государств и объединение страны под властью Силла. Социально-экономический строй и культура государства Силла.


ТЕМА 7. ЯПОНИЯ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Разложение первобытнообщинного строя и образование союза Ямато. Формирование раннеклассового общества. Особенности возникновения феодальных отношений. Синтоизм. Проникновение буддизма. Переворот Тайка. Три периода реформ. Японская государственность и влияние Китая. Надельная система. Эволюция форм земельной собственности. Формирование сёэна. Особенности государственного строя. Фудзивара у власти. Японская культура периода Нара.


ТЕМА 8. ИНДИЯ В VI-X ВЕКАХ.

Этно-конфессиональная карта Индостана. Особенности политической жизни различных регионов Индии эпохи раннего средневековья. Их взаимодействие. Государства Северной и Южной Индии в VII-X вв. Экономика и социальная структура. Типы городов. Сельская община и становление феодальных отношений. Внешние контакты. Арабы и проникновение ислама. Походы Махмуда Газневи и завоевание северо-западной Индии. Культура Индии: характеристика основных центров и направлений.


ТЕМА 9. АРАБСКИЕ ПЛЕМЕНА В VI-VII ВЕКАХ И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЕ.

Роль ислама. Арабские завоевания. Халифаты Умайядов и Аббасидов. Племена Аравии в V-VI вв. Кочевники и земледельцы. Города. Племенные союзы и объединения, их роль в становлении арабской государственности. Религиозная ситуация в Аравии. Возникновение ислама, его социальная и политическая роль. Специфика арабского раннефеодального государства. Причины и последствия арабских завоеваний. Арабский халифат и управление завоеванными территориями. Процессы классообразования в арабском обществе.


ТЕМА 10. РАСПАД БАГДАДСКОГО ХАЛИФАТА,

ЕГО ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ.

Основные направления и секты, возникшие в исламе после смерти Мухаммеда (сунниты, шииты, хариджиты). Их взаимодействия в эпоху раннего и развитого средневековья. Крупнейшие восстания в эпоху правления династии Аббасидов. Египет в составе халифата Аббасидов. Шиитские движения в Северной Африке. Убейдаллах и образование халифата Фатимидов. Джаухар и завоевание Египта. Фатимиды и Аббасиды. Завоевание Сирии. Египет и государства крестоносцев. Социально-экономические отношения в Египте Х-ХП вв. Город и деревня. Ремесло и торговля. Причины экономического упадка. Салах ад-Дин и образование султаната Айюбидов. Особенности формирования египетской армии в Х-ХП вв. Экспансия Айюбидов на Ближнем Востоке. Завоевание государств крестоносцев. Распад султаната. Междоусобные войны. Переворот 1250 г. Египет в период правления мамлюков бахри и Бурджи. Соотношение власти Сельджукидов и Аббасидов в Передней Азии. Нашествие монголов и распад халифата.


ТЕМА 11. СЕЛЬДЖУКСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ И ГОСУДАРСТВА СЕЛЬДЖУКИДОВ.

Распространение огузских и туркменских завоеваний под предводительством клана Сельджука ибн Тугака в Средней Азии, Приаралье, Северном Прикаспии, северных районах Афганистана и Западного Ирана. Внутридинастийные раздоры. Новая волна завоеваний 60-х годов XI века. Трансформация социально-экономических отношений огузско-туркменских объединений: распад старых родоплеменных связей, формирование феодальных отношений. Милък и икта. Государственная система сельджукского государства в XI веке. Период раздробленности ХII-ХШ вв.


ТЕМА 12. МОНГОЛЫ И ПОКОРЕННЫЕ ИМИ НАРОДЫ В X-XIV ВЕКАХ.

Монгольские племена в XI-XII вв. Социально-экономическое развитие и обострение социальных противоречий в процессе классообразования. Особенности феодализации монгольского общества. От союзу племен к государству. Курултай на р. Онон и реформы Чингисхана. Монгольская экспансия в Азии и Европе. Политика в отношении покоренных народов. Последствия монгольских завоеваний. Борьба группировок и процесс распада монгольского государства. Улусная система. Реформы Елюй Чуцая. Китай под властью монголов. Основные этапы монгольского завоевания страны. Империя Юань. Политика монголов на севере и юге. Общее и особенное. Отношение к покоренному населению. Аграрные отношения. Упадок городов. Антимонгольская и антифеодальная борьба в городе и деревне. Позиции китайских феодалов. Общество "Белый лотос" и отряды "красных войск".



следующая страница >>

Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История средневекового Востока» для направления 050400 «социально-экономическое образование»
424.9kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Методология, методика и техника социологических исследований» по направлению 050400 «Социально-экономическое образование»
484.05kb.
7 стр.
«теория государства и права. Теория и методика обучения праву» Направление: 050400
499.03kb.
2 стр.
Положение о выпускных квалификационных работах
456.94kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине английский язык для направления «Магистратура»
277.62kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для направления 521400
424.02kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс для специальностей 080507 Менеджмент, 080504 Государственное и муниципальное управление, Для дневной формы обучения
145.15kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине экспертизы в правоохранительной деятельности для направления 030500 «юриспруденция»
477.45kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине теория оперативно-розыскной деятельности для направления 030500 «юриспруденция»
334.63kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Прокурорский надзор для направления/ специальности 030501 «Юриспруденция» подготовки специалиста
608.66kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история национальной государственности удмуртии» Для специальности 030501
448.86kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине организация и тактика раскрытия отдельных видов преступлений для направления 030500 «Юриспруденция»
1140.85kb.
7 стр.