Главная страница 1

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Председатель

Учебно-методического объединения

вузов Республики Беларусь

по естественнонаучному образованию

____________________В. В. Самохвал

12 декабря 2006

Регистрационный № ТД-G.113/тип.
ЗООЛОГО-БОТАНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Учебная программа

для высших учебных заведений по специальностям

1-31 01 01 «Биология» и 1-33 01 01 «Биоэкология»


СОГЛАСОВАНО

Председатель

научно-методического совета

по специальности «Биология»

УМО по естественнонаучному

образованию

______________В. В. Лысак

10 ноября 2006


Первый проректор

Государственного учреждения

образования

«Республиканский институт

высшей школы»

_____________ В. И. Дынич

12 декабря 2006
Эксперт-нормоконтролер

______________ С. М. Артемьева

12 декабря 2006

Минск


2006
Составители:

Буга С. В. - заведующий кафедрой зоологии Белорусского государственного университета, доктор биологических наук, профессор;

Бурко Л. Д.   доцент кафедры зоологии Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент;

Лемеза Н. А.   доцент кафедры ботаники Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент;

Поликсенова В. Д. – заведующая кафедрой ботаники Белорусского государственного университета, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент;

Стефанович А. И. – доцент кафедры ботаники Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент;

Черник В. В. – доцент кафедры ботаники Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент;

Шалапенок Е. С. - доцент кафедры зоологии Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент;

Шуканов А. С. – профессор кафедры ботаники Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, профессор.
Рецензенты:

Кафедра зоологии Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка»;



Парфенов В. И. – заведующий лабораторией флоры и гербария Института экспериментальной ботаники им. В. Ф. Купревича Национальной Академии наук Беларуси, доктор биологических наук, профессор, академик НАН Беларуси.
Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой зоологии биологического факультета Белорусского государственного университета (протокол № 6 от 18 октября 2006 г.)


Кафедрой ботаники биологического факультета Белорусского государственного университета (протокол № 5 от 18 октября 2006 г.)
Ученым советом биологического факультета Белорусского государственного университета (протокол № 3 от 25 октября 2006 г.);
Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 1 от 26 октября 2006 г.)

Ответственный за редакцию: Поликсенова Валентина Дмитриевна
Ответственный за выпуск: Бурко Леонид Дмитриевич

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебными планами специальностей «Биология» и «Биоэкология» предусмотрены учебные практики по общебиологическим дисциплинам. Во время прохождения практик студенты овладевают основными методами полевых исследований и закрепляют теоретические знания полученные во время лекций и лабораторных занятий. Приобретенные во время практики навыки самостоятельной работы в сочетании с теоретической подготовкой послужат основой для последующего ведения студентами учебно-исследовательской работы, выполнения курсовых и дипломных работ. Практика проводится в течение 11 недель.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебная зоолого-ботаническая практика включает следующие основные разделы: практика по микологии и альгологии, высшим растениям, геоботанике, зоологии беспозвоночных и позвоночных животных. Зоолого-ботаническая практика является продолжением теоретических разделов общебиологических дисциплин «Альгология и микология», «Морфология растений», «Зоология беспозвоночных», «Геоботаника», «Систематика высших растений», «Зоология позвоночных». Она имеет комплексный морфолого-систематический и экологический характер: живые организмы (грибы, водоросли, лишайники, высшие растения, беспозвоночные и позвоночные животные) изучаются в природных местообитаниях, что дает возможность выявить их биологические особенности, приуроченность к определенным сообществам, особенности экологии в различных естественных и трансформированных экосистемах. Особое внимание во время практики уделяется хозяйственно значимым, ресурсным и охраняемым видам растений и животных, а также адвентивным и инвазийным элементам современной флоры и фауны Беларуси.

Наряду с групповыми занятиями студенты, индивидуально или малыми группами, самостоятельно выполняют учебно-исследовательскую работу (УИРС), которая включает следующие этапы: подготовку, проведение наблюдений и сбор полевого материала, его камеральную обработку. Конкретный перечень тем учебно-исследовательских работ определяется местными условиями, возможностями их выполнения в сжатые сроки, направлением исследовательской работы кафедр, руководителей и преподавателей.

Работа по сбору материала во время выполнения всех разделов учебной практики организуется и проводится в виде пеших экскурсий в естественные ценозы и агроценозы. С целью ознакомления студентов с организацией и функционированием государственных природоохранных учреждений и хозяйств, использующих в качестве объектов разведения животных, во время практики организуются выездные экскурсии в ближайшие:

а) заповедник или национальный парк,

б) биологический заказник,

в) зверохозяйство,

г) охотничье хозяйство,

д) прудовое рыбное хозяйство.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Цель практики – формирование у студентов целостного представления о единстве живых организмов и среды их обитания, многообразии форм взаимоотношений и взаимосвязей на примере представителей местной флоры и фауны, восприятия каждого биогеоценоза как экосистемы, структура и свойства которой определяются тесным взаимодействием живых организмов между собой и с важнейшими абиотическими факторами. Знание механизмов адаптации живых организмов и их сообществ к конкретным условиям среды является необходимой предпосылкой для подготовки квалифицированных биологов, владеющих организационными навыками по проведению мероприятий, направленных на сохранение и устойчивое использование биоразнообразия, на решение проблем более полного удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, а перерабатывающих отраслей промышленности – в сырье.

Основные задачи учебной зоолого-ботанической практики:


  • изучение многообразия всех групп живых организмов района практики, их эколого-ценотической приуроченности, приспособлений к условиям существования;

  • освоение методов сбора, лабораторной обработки (идентификации, фиксации, гербаризации, этикетирования) и хранения коллекционных материалов организмов различных систематических групп;

  • выявление экологических особенностей водорослей, грибов, лишайников, высших растений, беспозвоночных и позвоночных животных в составе определенных экосистем;

  • овладение методами геоботанических исследований, камеральной обработки полученного материала и картирования растительности;

  • получение необходимых навыков самостоятельного ведения учебно-исследовательской работы в полевых условиях;

  • определение роли выявленных на практике живых организмов в природе и хозяйственной деятельности человека.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Зоолого-ботаническая практика организуется в два этапа. Первый этап практики проводится после прохождения дисциплин «Альгология и микология», «Морфология растений», «Зоология беспозвоночных»; второй этап - после прохождения дисциплин «Геоботаника», «Систематика высших растений», «Зоология позвоночных».

Перед началом работ на всех этапах практики производится инструктаж студентов по технике безопасности с оформлением соответствующих протоколов.

Отчетными материалами по всем разделам практики являются представляемые студентами полевые дневники, иллюстрированные собственными зарисовками или фотографическими материалами, коллекции (гербарии), списки собранных и идентифицированных видов. По каждому разделу практики студенты сдают дифференцированный зачет.


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
I. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ЗООЛОГИИ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ

Раздел ориентирован на закрепление знаний и навыков, получаемых при прослушивании лекционного курса и на лабораторных занятиях по зоологии беспозвоночных, ознакомление с группами животных, показ которых невозможен в лабораторных условиях. Он предусматривает знакомство с основными таксономическими и экологическими группами беспозвоночных животных; методами их сбора в природе; освоение методов биологических наблюдений и лабораторной обработки зоологических материалов; ознакомление с хозяйственно-значимыми группами животных (вредители, паразиты, энтомофаги и другие).

Учебная практика ориентирована на практическую работу студентов в полевых условиях в ходе групповых экскурсий и при выполнении ими индивидуальных заданий. С целью ознакомления с беспозвоночными животными в их естественной среде обитания, проведения наблюдений и сбора зоологических материалов в условиях природных комплексов выполняются экскурсии на временные водоемы, пруды, старицы рек, водохранилища, озера, реки и ручьи, верховые болота; пойменные и суходольные луга; пастбища и выгоны; поля с посевами сельскохозяйственных культур; в сады, скверы и парковые насаждения; хвойные, лиственные и смешанные леса.

Раздел может быть разделен на два подраздела, в которых рассматриваются представители экологических групп водных и наземных беспозвоночных животных.



Водные беспозвоночные животные. Водные беспозвоночные – обитатели водоемов разного типа, их сбор, камеральная обработка, идентификация таксономической принадлежности, зарисовка. путем сбора материала на экскурсиях. Оборудование для коллектирования и учетов водных беспозвоночных.

Основные таксономические группы водных беспозвоночных: простейшие, губки, стрекающие, турбеллярии, нематоды, коловратки, олигохеты, пиявки, мшанки, жаброногие, листоногие и веслоногие ракообразные, остракоды, высшие раки, водные клещи, имаго и личинки насекомых, брюхоногие и двустворчатые моллюски. Основные экологические группы водных животных: планктон, нектон, нектон, бентос. Сравнительная характеристика приспособлений беспозвоночных животных разных типов к водному образу жизни: способы движения, дыхания, питания, размножения, покровительственная окраска и характер поведения.

Беспозвоночные животные – обитатели естественных и искусственных непроточных водоемов. Планктонные формы, таксономическое разнообразие и приспособления для флотирования, хозяйственно значимые представители группы. Донные беспозвоночные (бентос) непроточных водоемов разного типа, их основные таксономические и экологические группы. Водные беспозвоночные, населяющие заросли макрофитов.

Беспозвоночные животные – обитатели проточных водоемов разного типа. Адаптации зоогидробионтов к обитанию на участках с быстрым и медленным течением, использование укрытий.

Практически значимые группы водных беспозвоночных: массовые переносчики возбудителей инфекционных заболеваний (комары, мошки и другие кровососущие членистоногие), кормовые объекты рыб (коловратки, олигохеты, личинки насекомых, ракообразные); организмы, участвующие в биологической очистке водоемов (инфузории, губки, коловратки, двустворчатые моллюски); вредители прудовых рыбных хозяйств (инфузории, ракообразные, клопы и водные жуки, личинки стрекоз). Содержание водных беспозвоночных животных в лабораторных условиях.

Наземные беспозвоночные животные. Наземные беспозвоночные– обитатели почвы и подстилки (почвенные олигохеты, паукообразные, ракообразные, многоножки, почвенные и напочвенные насекомые, наземные моллюски), основные методы их сбора, препаровки и определения. Особенности биологии и экологии почвенных и напочвенных беспозвоночных.

Беспозвоночные животные – обитатели биотопов открытого и закрытого типа – представители основных эколого-систематических групп: стрекозы, таракановые, прямокрылые, уховертки, равнокрылые хоботные, полужесткокрылые, жесткокрылые, сетчатокрылые, скорпионовые мухи, двукрылые, перепончатокрылые, чешуекрылые, антофильные насекомые, минирующие насекомые, членистоногие-галлообразователи, паукообразные, моллюски.

Основы техники создания зоологические коллекций, этикетирование и монтировка материала, идентификация таксономической принадлежности представителей основных эколого-таксономических групп беспозвоночных.

Практически значимые группы беспозвоночных животных: вредители культивируемых и других хозяйственно ценных растений (вредители сельскохозяйственных культур, леса и древесины, зеленых насаждений, декоративных и лекарственных растений; диагностика вредителей по повреждениям); массовые переносчики возбудителей инфекционных заболеваний (клещи, синантропные насекомые); полезные насекомые (медоносная пчела, шмели и другие опылители, муравьи, энтомофаги вредителей растений).

Охраняемые виды беспозвоночных животных фауны Беларуси.

II. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО БОТАНИКЕ


Практика направлена на закрепление и углубление теоретических знаний по альгологии и микологии, морфологии растений; на изучение таксономического состава грибов, низших и высших растений района практики; подготавливает студентов к изучению курсов «Систематика высших растений» и «Геоботаника». Она включает два раздела: альгология и микология, высшие растения.

Альгология и микология. Учебная практика по этому разделу предусматривает изучение водорослей, грибов и грибоподобных организмов, лишайников в конкретной экологической обстановке.

Объекты должны представлять основные систематические и экологические группы водорослей, грибов и грибоподобных организмов, лишайников. Изучаются представители основных таксонов.

В о д о р о с л и. Отделы: Зеленые, Харовые, Золотистые, Желтозеленые, Диатомовые, Эвгленовые, Динофитовые, Криптофитовые, Синезеленые водоросли (Цианобактерии).


    Экологические группировки водорослей: планктонные, нейстонные, бентосные, наземные (аэрофильные), почвенные. Водоросли токсигенные; съедобные; применяемые в медицине.

    Влияние абиотических (свет, температура, рН) и биотических факторов на рост водорослей.

    Методы сбора водорослей. Сбор фитопланктона, перифитона, фитобентоса. Качественное изучение водорослей. Методика количественного учета водорослей.

    Г р и б ы и грибоподобные организмы. Отделы: Оомикота, Хитридиомикота, Зигомикота. Из отдела Аскомикота изучаются представители подклассов: Голосумчатые (порядок Тафриновые), Плодосумчатые (группы порядков Клейстомицеты (Плектомицеты), Пиреномицеты, Дискомицеты), Локулоаскомицеты. В отделе Базидиомикота изучаются представители подклассов: Холобазидиомицеты (порядки Экзобазидиальные, Афиллофоровые, Агариковые, группа порядков Гастеромицеты), Телиобазидиомицеты (порядки Головневые и Ржавчинные). В отделе Дейтеромикота – порядки Гифомицеты, Меланкониевые, Сферопсидные.

    Миксомицеты (класс Миксогастровые).

    Экологические группы грибов и грибоподобных организмов: сапротрофы, ксилотрофы, копротрофы, микотрофы, паразиты, водные грибы, микоризообразователи и др. Съедобные и ядовитые грибы. Лекарственные грибы. Культивируемые грибы. Влияние факторов среды на развитие грибов.

    Маршрутный метод сбора материала. Методы качественного и количественного учета макро- и микромицетов, степени поражения растений паразитами и распространенности возбудителей микозов.

    Л и ш а й н и к и (класс Сумчатые лишайники). Экологические группы лишайников: эпигейные, эпифитные, эпилитные. Основные морфотипы лишайников: накипные, листоватые, кустистые. Лишайники гомеомерные и гетеромерные. Лишайники как индикаторы состояния среды. Лишайники как экониша для беспозвоночных. Лекарственные лишайники.



Формы взаимосвязей водорослей, грибов, миксомицетов и лишайников с высшими растениями и животными. Охраняемые виды.

Высшие растения. Ведущая роль высших растений в сложении растительного покрова Беларуси. Биологические и экологические группы высших растений. Их значение в природе и хозяйственной деятельности. Основные ресурсные группы хозяйственно-полезных растений (пищевые, лекарственные, кормовые, декоративные и др.). Растения Красной книги Республики Беларусь. Значение охраняемых территорий в сохранении богатства флоры. Правила посещения охраняемых территорий.

Методы исследования флоры; сбора, высушивания растений. Определение образцов, этикетирование, оформление гербария, подготовка научной документации ботанических материалов. Оборудование, используемое при изучении флоры и подготовке гербария.

Высшие растения лесных сообществ. Разнообразие лесов Беларуси. Растения светлохвойных, темнохвойных, широколиственных, мелколиственных и смешанных лесов. Эколого-биологические и морфологические особенности, видовой состав древостоя, подлеска и напочвенного покрова.

Флористическое богатство пойменных (заливных) и внепойменных (материковых) суходольных и низинных лугов и др. Агробиологические группы луговых растений: злаки, осоковые, бобовые, разнотравье. Разнообразие жизненных форм, экологические особенности луговых растений.

Флористический состав низинных, переходных и верховых болот. Разнообразие жизненных форм. Влияние экологических факторов.

Растения прибрежных и водных местообитаний. Экологические, биологические и анатомо-морфологические особенности, видовой состав гигрофитов и гидрофитов.

Представители синантропных растительных сообществ (агроценозов, обочин автомобильных и полевых дорог, железнодорожных магистралей, мелиоративных каналов, паровых полей, пустырей, карьеров, рудеральных и других местообитаний). Культивируемые растения. Многообразие биологических групп сегетальных и рудеральных растений, их приспособления к быстрому размножению и расселению.

Идентификация таксономической принадлежности собранных растений. (отдел, класс, семейство, род, вид и др.). Дихотомический ключ. Морфологические признаки, используемые в таблицах для определения таксонов: жизненные формы растений, типы корневых систем, видоизменения корней. Морфологические типы стеблей по направлению и характеру роста. Особенности строения листа (форма основания, верхушки, край листа; разнообразие форм простых листьев с цельной и расчлененной листовой пластинкой, сложных листьев; типы жилкования; характер опушения; способы прикрепления листьев к стеблю и т. д.). Видоизменения подземных и надземных побегов и их частей. Разнообразие строения репродуктивных органов различных таксонов (особенности околоцветника, андроцея, гинецея, тип завязи, простые, сложные рацемозные (ботрические) и цимозные соцветия, сочные и сухие плоды, семена и др.).

Основные таксоны высших сосудистых растений: Плаунообразные – Lycopodiophyta, Хвощеобразные – Equisetophyta, Папоротникообразные – Polypodiophyta, Голосеменные – Pinophyta (Gymnospermae), Покрытосеменные – Magnoliophyta (Angiospermae).

Современное господство покрытосеменных растений. Основные семейства флоры Беларуси, наиболее важные в практическом отношении.

К л а с с Двудольные – Magnoliopsida (Dicotyledoneae): семейства Сложноцветные (Астровые) – Compositae (Asteraceae), Розовые – Rosaceae, Бобовые (Мотыльковые) – Fabaceae (Papilionaceae, Leguminosae), Крестоцветные (Капустные) – Cruciferae (Brassicaceae), Норичниковые – Scrophulariaceae, Гвоздичные – Caryophyllaceae, Губоцветные (Яснотковые) – Labiatae (Lamiaceae), Зонтичные (Сельдерейные) – Umbelliferae (Apiaceae), Лютиковые – Ranunculaceae.

К л а с с Однодольные – Liliopsida (Monocotyledoneae): семейства Злаки (Мятликовые) – Gramineae (Poaceae), Осоковые – Cyperaceae, Орхидные – Orchidaceae, Лилейные – Liliaceae.

Характеристика семейств (строение вегетативных и репродуктивных органов, формулы и диаграммы цветков, экологические особенности, местообитания видов, значение, охраняемые виды флоры Беларуси). Их представители в составе флоры района практики.

Систематическое положение собранных видов, их русское и латинское названия. Контрольное определение растений.


III. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ЗООЛОГИИ ПОЗВОНОЧНЫХ

Учебная практика является общебиологической дисциплиной, завершающей изучение годового курса «Зоология позвоночных». Ее предмет - водные и наземные позвоночные животные. Основное внимание при этом уделяется изучению биоразнообразия и выяснению конкретных форм проявления ведущего принципа биологии - единства организма и среды обитания, общих вопросов взаимоотношений и взаимосвязей животных на примере обычных представителей местной фауны.

Полевая практика призвана помочь студентам оценить роль и значение отдельных групп и видов животных в функционировании биогеоценозов, получить определенные навыки, необходимые в практической деятельности специалистов биологов, биоэкологов и педагогов в строгом соответствии с положениями «Закона об охране и использовании животного мира Республики Беларусь».

Практика начинается со знакомства с позвоночными животными района практики. Изучается видовой состав и экологические группировки животных, характерные для естественных биотопов (эколого-фаунистические комплексы), а также биологические особенности и условия обитания позвоночных животных по разделам.



Рыбы и рыбообразные. Условия жизни рыб в водоемах. Характеристика водоемов различного типа: размеры (длина, ширина, глубина), проточность, характер берегов (пологие, обрывистые и т.д.), наличие островов, рельеф дна и грунты, прозрачность, температура воды, надводная, водная, подводная растительность.

Знакомство с орудиями, методами и способами отлова рыб. Распределение рыб по участкам водоема и в толще воды. Анализ улова. Видовой состав рыб. Морфологические особенности: форма тела, характеристика чешуи (форма, окраска), плавников, расположение рта (конечный, верхний, нижний), боковой линии, глаз, ноздрей. Понятие о пластических и меристических признаках. Промысловая мера для рыб - объектов рыболовства. Определение пола, стадий зрелости гонад. Половой диморфизм у рыб. Время нереста. Зависимость нереста от температуры. Характер икрометания. Места нереста рыб. Обследование возможных нерестилищ некоторых видов. Распределение молоди в водоеме, влияние внешних условий на поведение молоди.

Особенности фауны рыб (ихтиофауны) разных по характеру водоемов. Относительная численность разных видов. Соотношение экологических групп рыб по характеру питания и размножения. Изменение качественного состава пищи у рыб с возрастом. Хищные и мирные рыбы, бентофаги и планктонофаги. Взаимоотношения между видами рыб и другими животными. Конкуренты и враги. Промысловые и непромысловые рыбы. Ценные, малоценные и сорные рыбы. Редкие и охраняемые виды рыб. Причины, определяющие состав фауны рыб в различных водоемах. Изменение фауны рыб под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Амфибии и рептилии. Распределение различных видов амфибий и рептилий по биотопам. Убежища. Понятие о пойкилотермии и экологической гомойотермии. Суточная активность амфибий и рептилий, ее зависимость от температуры и влажности.

Морфологические особенности амфибий и рептилий. Окраска кожи, чешуи (у рептилий), ее внутривидовая изменчивость. Половой диморфизм. Видовые и родовые отличительные признаки. Пластические и меристические признаки и их значение в систематике амфибий и рептилий. Питание. Время и способы добывания пищи амфибиями и рептилиями. Влияние погодных условий на интенсивность питания. Изучение состава пищи путем анализа содержимого желудков отловленных особей. Оценка биогеоценотической и хозяйственной роли отдельных видов. Размножение и развитие амфибий. Личинки земноводных (головастики), их приспособления к растительному питанию. Смена типов органов дыхания. Метаморфоз: наблюдение поздних стадий развития головастиков в водоемах разного типа. Размножение рептилий. Яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие рептилии. Обследование вероятных мест размножения ящериц и змей. Методы количественного учета амфибий и рептилий. Сравнительная оценка их относительной численности.



Птицы. Распределение птиц по основным биотопам. Птицы сосновых, еловых, широколиственных, мелколиственных и смешанных лесов, верховых, переходных и низинных болот, водоемов различного типа, побережий, полей, лугов, выгонов, опушек, просек, полян, поселений человека. Распределение птиц по ярусам леса. Экологические группы (кронники, подлесочники, наземники, древолазы и др.). Определение птиц в природе по размерам, особенностям окраски, голосу, повадкам. Суточная активность птиц (дневные, сумеречные и ночные виды). Питание птиц. Наблюдение за способами, приемами, временем и местом добывания пищи. Экологические группы птиц по питанию (стенофаги, олигофаги, полифаги). Пищевая специализация (миофаги, орнитофаги, ихтиофаги, герпетофаги и т.д.). Анализ погадок сов, врановых, чаек, дневных хищников. Изучение остатков пищи в гнездах и вокруг гнезд, «кузниц» большого пестрого дятла и т.д. Размножение птиц. Половой диморфизм в окраске, голосе, поведении. Брачные игры, токовой полет. Гнездовые участки. Биологическое значение песни птиц. Изменение интенсивности пения на различных этапах гнездового периода. Типы гнезд. Особенности их расположения, формы, строительного материала у различных видов птиц. Основные параметры гнезд: наружный и внутренний диаметр, высота, глубина лотка. Особенности измерения гнезд дуплогнездников и норников. Связь типов гнездования с условиями обитания. Экологические группировки птиц по типам гнездования. Кладки яиц и их характер (полные и неполные, первые и повторные). Характеристика яиц (форма, размеры, окраска). Видовые и внутривидовые различия формы, размеров и окраски. Насиживание кладки. Инстинкт охраны гнезда и его проявления у различных видов птиц. Температурный и газовый режим в гнезде и способы его соблюдения птицами. Эмбриональная и постэмбриональная смертность. Биологические типы птенцов (птенцовые, полувыводковые, выводковые). Экстерьерная характеристика птенцов (размеры, окраска кожи на различных участках тела, рта, губных валиков, распределение и окраска пуха и др.). Весовой и линейный темп роста птенцов (сравнительная характеристика через определенный промежуток времени). Продолжительность гнездового периода. Выкармливание птенцов. Наблюдения у гнезда за интенсивностью кормления, составом пищи (визуально или с помощью бинокля), за очисткой гнезда. Вылет птенцов, наблюдения за слетками, выводками и поведением родителей. Повторные кладки и особенности второго цикла гнездования.

Методы количественного учета птиц (маршрутный, на пробных площадях и др.). Методические особенности оценки численности отдельных групп птиц (воробьиные, водоплавающие, куриные и др.).



Млекопитающие. Распределение различных млекопитающих по биотопам. Норы и убежища. Исследование нор некоторых роющих грызунов и насекомоядных. Масштаб землеройной деятельности и ее влияние на растительность и почву. Защитные, кормовые и другие условия, необходимые для обитания млекопитающих в тех или иных биотопах. Определение отловленных животных. Питание. Выяснение различными приемами состава пищи некоторых видов млекопитающих (анализ содержимого желудков, экскрементов, изучение поедей и погрызов). Трофические связи между различными видами млекопитающих. Установление хозяйственного значения отдельных видов по составу их пищи. Методы учета млекопитающих (методы ловушко-суток, ловушко-линий, пробных площадей). Абсолютный и относительный учет. Понятие о динамике численности. Размножение. Выяснение состояния органов половой системы путем вскрытия отловленных зверьков. Установление числа эмбрионов, степени их развития и примерных сроков рождения детенышей. Значение учетов и состояния репродуктивных органов для изучения численности млекопитающих и ее динамики. Съемка и первичная обработка шкурок мелких млекопитающих, изготовление коллекционных тушек, обработка черепов. Значение млекопитающих в народном хозяйстве и медицине. Способы борьбы с вредными млекопитающими. Мероприятия по охране редких видов.
IV. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ГЕОБОТАНИКЕ

Учебная полевая практика по геоботанике – науке о растительном покрове – завершает общее знакомство с миром растений, расширяет и закрепляет полученные на лекциях и в процессе работы с литературой знания о наиболее важных признаках и свойствах растительных сообществ (фитоценозов). Основное внимание при этом уделяется изучению флористического состава, структуры, особенностей взаимоотношений между растениями в различных экосистемах, динамике и классификации фитоценозов.



Принципы классификации фитоценозов. Картирование и картографирование растительности. Основные методы геоботанического изучения растительных сообществ. Выбор метода и места описания. Метод пробных площадей, их размер и форма. Определение видового состава растений, встречаемости, обилия, проективного покрытия, жизненности (виталитета), фенофазы, высоты, характера размещения, продуктивности сообществ и др. Вертикальная и горизонтальная пространственная структура растительных сообществ. Метод экологического профилирования. Причины, определяющие видовой состав растений и структуру различных фитоценозов. Описание рельефа, почвенных условий и окружения исследуемого фитоценоза.

Лесная растительность. Особенности геоботанического описания лесной растительности. Выделение ярусов и фитоценотических горизонтов. Основные элементы лесных ценозов: древостой, подрост, подлесок и живой напочвенный покров. Описание древостоя: видовой состав растений, происхождение, высота, ярусное строение, сомкнутость крон, возраст, бонитет, состояние, запас древесины, состав древостоя, другие аналитические признаки. Характеристика подроста: видовой состав, численность, возраст и высота, проективное покрытие, жизнеспособность, характер размещения, фенофаза и др. Оценка возобновления леса. Описание подлеска: видовой состав, численность, сомкнутость, густота, проективное покрытие, жизненность, фенофаза, характер размещения и др. Оценка влияния подлеска на возобновление леса и живой напочвенный покров. Описание живого напочвенного покрова. Видовой состав растений, проективное покрытие, обилие, жизненность, фенофаза, высота и др. Проективное покрытие и мощность опада. Определение типа леса и лесной ассоциации. Продуктивность лесных фитоценозов. Рациональное использование и охрана лесов.

Луговая растительность. Общая характеристика и классификация лугов по их положению в рельефе и типу водного питания. Пойменные (заливные) и материковые (внепойменные), низинные и суходольные луга. Хозяйственная и эколого-флористическая классификация лугов. Особенности геоботанического описания луговых фитоценозов. Мозаичность луговых сообществ. Видовой состав растений, проективное покрытие, высота, обилие, фенофаза, жизненность и др. Продуктивность луговых сообществ. Значение и охрана луговых сообществ.
Болотная растительность. Экологические особенности болот (механический состав, физические и химические свойства почв и др.). Положение болотного массива в рельефе местности (пойма, терраса, склон, водораздел), тип питания болот. Характеристика и особенности верховых, переходных и низинных болот. Геоботаническое описание болотных сообществ. Растительный покров лесных болот исследуется по методике изучения лесной растительности, а травяных – по методике изучения луговой растительности. Значение, рациональное использование и охрана болот.

Водная растительность. Общая характеристика и типизация водоемов и водотоков по их генезису, глубине, типу грунта, скорости течения, особенностям зарастания, химическим и температурным признакам, антропогенной нарушенности и др. Условия жизни гидрофитов в водоемах. Характеристика и классификация водных растений и растительных сообществ с их участием. Особенности геоботанического описания сообществ высших водных растений. Видовой состав водных растений, их высота (длина), обилие, покрытие, фенофаза, жизненность, фитомасса и др. Значение, рациональное использование и охрана водных объектов и растительных сообществ.

Синантропная растительность. Синантропизация растительного покрова. Классификация и характеристика синантропных растений. Особенности геоботанического изучения рудеральных и сегетальных растительных сообществ. Видовой состав, высота, проективное покрытие, обилие, встречаемость, фенофаза, жизненность, степень засоренности посевов культурных растений. Значение синантропных растений и их сообществ для человека.



ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Бавтуто Г.А. Учебно-полевая практика по ботанике / Г.А. Бавтуто. Мн: Высшая школа, 1990.

  2. Бурко Л.Д. Учебно-полевая практика по зоологии позвоночных / Л.Д. Бурко, А.А. Митянин. Мн.: БГУ, 2004. - 139 с.

  3. Бурко Л.Д. Позвоночные животные Беларуси: Учеб. пособие для студентов биол. фак. спец.1-31 01 01 «Биология» и 1-33 01 01 «Биоэкология» / Л.Д. Бурко, В.В. Гричик. Мн.: БГУ, 2005. – 391 с.

  4. Бурко Л.Д. Методические указания к самостоятельным работам по курсу «Зоология позвоночных» / Л.Д. Бурко, Н.Е. Бурко. Мн.: БГУ, 2006. 32 с.

  5. Великанов Л.Л. Полевая практика по экологии грибов и лишайников / Л.Л. Великанов, И.И. Сидорова, Г.Д. Успенская. М.: изд-во МГУ, 1980.

  6. Гуленкова М.А. Летняя полевая практика по ботанике / М.А. Гуленкова, А.А. Красникова. М.: Просвещение, 1986.

  7. Красная книга Республики Беларусь: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды редких животных. Гл. редакция: Г.П. Пашков (гл. ред.) и др. Гл. редколлегия: Л.И. Хоружик (предс.) и др. – Мн., Бел Эн, 2004. – 320 с., илл.

  8. Красная Книга Республики Беларусь: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды дикорастущих растений. Гл. редколлегия: Л.И. Хоружик (предс.), Л.М. Сущеня, В.И. Парфенов и др. Мн.: БелЭн., 2005

  9. Левкина Л.М. Летняя учебная практика по низшим растениям / Л.М. Левкина, Т.П. Сизова, Г.Д. Успенская. М.: изд-во МГУ, 1981.

  10. Лемеза Н.А. Малый практикум по низшим растениям / Н.А. Лемеза, А.С. Шуканов. Мн.: Унiверсiтэцкае, 1994.

  11. Лемеза Н.А. Учебная практика по геоботанике. Часть 1. Лесная и синанропная растительность / Н.А. Лемеза, М.А. Джус, В.Н. Тихомиров. Мн.: БГУ, 2006.

  12. Летняя практика по геоботанике: Практическое руководство / Под ред. В.С. Ипатова. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983.

  13. Новиков Г.А. Полевые исследования по экологии наземных позвоночных / Г.А. Новиков. М.: Советская наука, 1953.-502 с.

  14. Работнов Т.А. Фитоценология / Т.А. Работнов. М.: МГУ, 1992.

  15. Райков Б.Л. Зоологические экскурсии / Б.Л. Райков М.Я. Римский –Корсаков. М., 1994.

  16. Старостенкова М.М. Учебно-полевая практика по ботанике / М.М. Старостенкова. М.: Высшая школа, 1990.

  17. Федорук А.Т. Ботаническая география. Полевая практика / А.Т. Федорук. Мн.: БГУ, 1976.

  18. Шалапенок Е.С. Руководство к летней учебной практике по зоологии беспозвоночных / Е.С. Шалапенок, Т. И. Запольская. Мн., 1988.

  19. Шуканов А. С. Альгология и микология. Летняя учебная практика / А. С. Шуканов, А. И. Стефанович, В. Д. Поликсенова, А. К. Храмцов. Мн.: БГУ, 2006.


Дополнительная:

  1. Бондарцев А.С. Трутовые грибы Европейской части СССР и Кавказа / А.С. Бондарцев М.-Л.: изд-во АН СССР, 1953.

  2. Гелюта В.П. Мучнисторосяные грибы. Флора грибов Украины / В.П. Гелюта. Киев: Наукова думка, 1989.

  3. Горбач Н.В. Определитель лишайников / Н.В. Горбач. Мн.: Наука и техника, 1965.

  4. Горбач Н.В. Лишайники Белоруссии / Н.В. Горбач. Мн.: Наука и техника, 1973.

  5. Горбунова Н.П. Малый практикум по низшим растениям / Н.П. Горбунова, Е.С. Клюшникова, Н.А. Комарницкий и др. М.: Высшая школа, 1986.

  6. Жизнь пресных вод СССР Т. I / Под ред. проф. В.И. Жадина. М.Л., 1940.

  7. Жизнь пресных вод СССР Т. II / Под ред. проф. В.И. Жадина. М.Л., 1949.

  8. Жизнь пресных вод СССР Т. IV / Под ред. акад. Е.Н. Павловского и проф. В.И. Жадина: Л., 1956.

  9. Жуков П.И. Справочник по экологии пресноводных рыб / П.И. Жуков. Мн.: Наука и техника, 1988. - 310 с.

  10. Земнаводныя. Паузуны: Энц. Даведнiк./ Пад рэд. Чл.- карэсп. АН Беларусi М. М. Пiкулiка. - Мн.: БелЭн, 1996. - 240 с.

  11. Зерова М.Я. Атлас грибов Украины / М.А. Зерова. Киев: Наукова думка, 1974.

  12. Козлов Н.А. Атлас-определитель беспозвоночных / Н.А. Козлов, И.И. Олигер. М.: 1991.

  13. Корнелио М.П. Школьный атлас-определитель бабочек / М.П. Корнелио. М., 1986.

  14. Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР (в трех частях) / Б.А. Кузнецов. М.: Просвещение, 1974.

  15. Купревич В. Ф. Определитель ржавчинных грибов СССР / В.Ф. Купревич, В.И. Ульянищев. Мн.: Наука и техника, 1975.

  16. Лемеза Н.А. Методические указания по геоботаническому изучению водной и прибрежной растительности / Н.А. Лемеза. Мн.: Ротапринт БГУ, 1985.

  17. Липин А.Я. Пресные воды и их жизнь / А.Я. Липин. М., 1950.

  18. Лопатин И.К. Жуки-листоеды фауны Белоруссии и Прибалтики / И.К. Лопатин. Мн.: 1986.

19. Мамаев Б.М. Определитель насекомых Европейской части СССР / Б.М Мамаев, С.И. Медведев, Ф.Н. Правдин. М., 1976.

20. Михеев А.В. Биология птиц. Полевой определитель птичьих гнезд / А.В. Михеев. М.: Цитадель, 1996. - 460 с.

21. Новожилов Ю.К. Миксомицеты. (Определитель грибов России. Отдел Слизевики. Вып. 1.) / Ю.К. Новожилов С-Пб.: Наука, 1993.

22. Никифоров М.Е. Птицы Белоруссии. (Справочник- определитель гнезд и яиц) / М.Е. Никифоров, Б.В. Яминский, Л.П. Шкляров. Мн.: Вышэйшая школа, 1989. - 479 с.

23. Никифоров М.Е. Птицы Беларуси на рубеже XXI века / М.Е. Никифоров, А.В. Козулин, В.В. Гричик, А.К. Тишечкин. Мн.: Изд. Н.А. Королев, 1997. – 187 с.

24. Определитель пресноводных водорослей СССР. Вып. 1. М.: Советская наука, 1951. – 200 с. Вып. 14. Л.: Наука, 1983.

25. Определитель пресноводных беспозвоночных России и сопредельных территорий. Т. 1. Низшие беспозвоночные / Под ред. С.Я. Цалолихина. СПб, 1994.

26. Определитель пресноводных беспозвоночных России и сопредельных территорий. Т. 2. Ракообразные / Под ред. С.Я. Цалолихина. СПб., 1995.

27. Определитель пресноводных беспозвоночных России и сопредельных территорий. Т. 3. Моллюски и членистоногие / Под ред. С.Я. Цалолихина. СПб., 1997.

28. Определитель низших растений. Т.3. Миксомицеты и грибы. М.: Советская наука, 1954.

29. Определитель низших растений. Т. 5. Лишайники. Актиномицеты. Бактерии. М.: Высшая школа, 1960.

30. Определитель высших растений Беларуси / Под ред. В.И. Парфенова. Мн.: Дизайн ПРО, 1999.



31. Плавильщиков К.Н. Определитель насекомых/ К.Н. Плавильщиков. М., 1994.

  1. Пидопличко Н.М. Грибы - паразиты культурных растений. Определитель. Т.1-3 / Н.М. Пидопличко. Киев: Наукова думка, 1977-1978. Т. 1, 1977 - 296 с. Т. 2, 1977 - 300 с. Т. 3, 1978.

  2. Пикулик М.М. Земноводные Белоруссии / М.М. Пикулик. Мн.: Наука и техника, 1985. - 191 с.

  3. Пикулик М.М. Пресмыкающиеся Белоруссии / М.М. Пикулик, С.В. Косов, В.А. Бахарев. Мн.: Наука и техника, 1988. - 166 с.

  4. Сержанин И.Н. Определитель млекопитающих Белоруссии / И.Н. Сержанин, Ю.И. Сержанин, В.В. Слесаревич. Мн.: Наука и техника, 1967. - 120 с.

  5. Сержанина Г.И. Шляпочные грибы Белоруссии / Г.И. Сержанина. Мн.: Наука и техника, 1984.

  6. Савицкий Б.П. Млекопитающие Беларуси / Б.П. Савицкий, С.В. Кучмель, Л.Д. Бурко. Мн.: БГУ, 2005. - 216 с.

  7. Солдатенкова Ю.П. Малый практикум по ботанике. Лишайники / Ю.П. Солдатенкова. М.: изд-во МГУ, 1977.

  8. Ульянищев В.И. Определитель ржавчинных грибов СССР.Ч.2 / В.И. Ульянищев. Л.: Наука, 1978.

  9. Федюшин А.В. Птицы Белоруссии / А.В. Федюшин, М.С. Долбик. Мн.: Наука и техника, 1967. - 519 с.

  10. Хейсин Е.М. Краткий определитель пресноводной фауны / Е.М. Хейсин. М., 1962.

  11. Хохряков М.К. Определитель болезней сельскохозяйственных культур / М.К. Хохряков и др. Л.: Колос, 1984.

43. Шалапенок Е.С. Краткий определитель водных беспозвоночных / Е.С. Шалапенок, Ж.Е. Мелешко. Мн.: БГУ, 2005. – 243 с.




Смотрите также:
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
263.77kb.
1 стр.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
182.37kb.
1 стр.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 1-39 01 03 Радиоинформатика
1265.05kb.
13 стр.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям -39 02 01 Моделирование и компьютерное
1032.96kb.
10 стр.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-45 01 01 Многоканальные системы телекоммуникаций
68.97kb.
1 стр.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-23 01 01 «Международные отношения»
160.44kb.
1 стр.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
85.75kb.
1 стр.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
258.99kb.
1 стр.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
73.85kb.
1 стр.
Прогнозирование и планирование в условиях рынка учебная программа
237.13kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности: 1-26 02 02, 1-26 02 03, 1-25 01 07, 1-25 01 04 (код специальности) Факультет
334.31kb.
1 стр.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
119.27kb.
1 стр.