Главная страница 1
Тема урока: «Творческие индивидуальности «Серебряного века».
Цель:

Обобщить знания о поэтах, поэзии, изобразительном искусстве, философии «Серебряного века», привить навыки комплексного анализа художественного произведения.


Оборудование:

Мультимедийная презентация «Поэты, художники и философы «Серебряного века ».



Форма работы на уроке:

Работа в группах. Класс разделен на несколько групп: каждая получила задание по исследованию искусства «серебряного века».





  1. Вступительное слово учителя.

Образное выражение «Серебряный век» - это определение эпохи рубежа 19-20 веков. Это второй после «золотого» пушкинского века подъем искусства. Сегодня понятие «Серебряный век» значительно шире. Речь идет не только о поэзии и литературе, но и о философии, живописи, музыке, театре. Культура «Серебряного века» поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Полувековое царствование реализма сменилось эпохой творческого эксперимента. Появляются символисты, акмеисты, футуристы, кубофутуристы, эго-футуристы. Целый ряд поэтов, писателей в силу своей индивидуальности и таланта переросли эти направления и создали свои неповторимые художественные системы.

Судьба искусства «Серебряного века» трагична: кровь, хаос, войны. Люди, жившие в эту эпоху, находились в состоянии растерянности, беспокойства, отсюда – погружение в индивидуальные переживания – декаденство. Художник замыкается в пространстве своих фантазий, теряет связь с реальностью.


  1. Настроения «Серебряного века».

(Сообщение учащегося)
Настроения «Серебряного века» нашли глубокое отражение в творчестве музыкантов и художников. Изменились способы восприятия действительности в живописи. В 19 веке картины были отражением реальных эпизодов жизни. Художники новой эпохи отошли от материального быта и окружили героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.

Настоящим знаменем эпохи стала картина К. Петрова-Водкина «Купание красного коня». Это торжественное полотно оттолкнулось от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл. В картине чувствуется грядущее обновление, очищение человечества. Звонкая красочность, плавность линий делают картину похожей на древнерусские иконы и на картины итальянского Возрождения.

Картина В. Борисова – Мусатова «Призраки» передает тончайшие лирические переживания. Зыбкие видения бестелесны, в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом – полуреальностью, полусном – полуявью не хотел провести сам поэт – живописец, то ли оживают в неверном свете каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни.

М. Врубель «Демон поверженный». Небывалый закат озолотил небывалые сине – лиловые горы. Демон – символ времени, в нем переплелись личные переживания и противоречия века, мечта о возрождении и сознание его невозможности. Образ полон символических обобщений и космической масштабности.

В. Борисов – Мусатов «Водоем». Гладь озера, отраженное в нем голубое небо, застывшие фигуры. Образы картины отгорожены от реальности, от жизненной яркости, бытовых подробностей. Изображение словно подернуто дымкой и пребывает вне времени и пространства. Вспоминаются строки поэзии символистов, обращенные к вечной красоте и гармонии, очищенные от прозы жизни.


  1. Символизм.

(Сообщение учащегося).
Символисты считали, что единственно верный путь поэзии – это познание «иных миров» сквозь мнимую иллюзорную действительность. Стихотворение В. Соловьева 1892 года – яркая иллюстрация этих взглядов.
Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий –

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Они придали слову невиданную многозначность. Поэзия символизма богата ассонансами и аллитерациями, очень музыкальна. Символисты выработали свое мировоззрение, сделали искусство более личностным. Они создали идею двоемирия: материальный мир есть только видимость, отражение Высшего идеального мира и средство постижения этого мира – символ – образ, содержащий в себе множество значений.
Мне надо дымных туч с померкшей высоты,

Круженья дымных туч, в которых нет былого,

Полузакрытых глаз и музыки мечты,

И музыки мечты, еще не знавшей слова.

О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне,

Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне.


К. Бальмонт.


  1. Импрессионизм.

(Сообщение учащегося).
Это направление в искусстве возникло во Франции в 1860-е годы. Для импрессионизма характерна передача тонких настроений, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости. Импрессионисты представляли мир как ряд единичных и мимолетных моментов бытия, как ряд оптических впечатлений. В их картинах нет четкой грани между реальным и таинственным непознанным мирами. Техника написания картин мелкими мазками неразведенными красками позволяла передать сиюминутность впечатления от увиденного. Первая картина импрессионистов так и называлась – «Впечатление». В конце 19 века наступает расцвет русского импрессионизма: И. Грабарь, К. Коровин. Это направление в искусстве соотносится с символизмом в поэзии.


  1. «Поэт Божьей милостью»

Константин Бальмонт. (Сообщение учащегося).

Творчество К. Бальмонта представляет ранний символизм, утверждавший, что материальный мир лишь видимость, отражение мира Высшего, идеального. Оригинальность Бальмонта, его непохожесть и самобытность не вызывает сомнений.

Он все обращал в поэзию:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то,

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Поэт ловит мгновения мимолетной красоты в природе, человеке. Он ищет воплощение красоты в звуке. Стихи его отличаются напевностью, музыкальностью, великолепной цветописью, любимый прием Бальмонта – олицетворение, а образы стихий становятся символами, передающими вольность человека. Образы лишены предметности, обретают невесемость, дрожат и трепещут.

Излюбленный ритмический прием – повторы. О себе Бальмонт писал:

Я – изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты – предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

Общие ощущения от лирики Бальмонта – непосредственность реакции поэта на мир, мимолетность образов, музыкальность, что роднит его творчество с мировоззрением импрессионистов. Бальмонт понимал поэзию как волшебство.




  1. Мистический мир Андрея Белого.

Мистика и гротеск, высокое и низменное, серьезное и ироничное – все смешалось в творчестве символиста Андрея Белого. Он увлекался философией Владимира Соловьева и окунулся в создание «музыки стиха». Свои стихи он называл симфониями. Мотивы, образы его лирики рождаются в единении звуковых, ритмических и живописных ассоциаций:

Бывало:


-снеговая стая –

Сплошное белое пятно –

Бросает крик, слетая, тая, -

В запорошенное окно,

Поет под небо белый гейзер,

Так заливается свирель,

Так на рояле Гольденвейзер

Берет уверенную трель.




  1. Иннокентий Анненский.

Иннокентия Анненского пытались сделать своим наставником акмеисты. Он обновил весь русский стих, привел с собой сотни небывалых эпитетов. Он сделал метафоры конкретными, а жизнь символом.

По своему поэтическому стилю Анненский символист. Но символ для него – не средство познания непознаваемого, как для других символистов, а образы, способные передать психологическое состояние человека. Источниками символизма для него служили конкретные детали современной жизни (крыши домов, перрон вокзала) или подробности быта: маятник, балкон, скрипка. Эти вещные образы присутствуют в его стихах не в виде описания предметов, а в форме мозаики отдельных черточек. Эта особенность поэтической манеры Анненского напоминает об импрессионизме. Импрессионистический стиль проявляется в использовании разнообразных оттенков цвета, во внимании к едва уловимым состояниям природы. Читателю предлагается угадать, как связаны между собой попавшие в поле зрения вещи с его настроением.

Мне нужен талый снег под желтизной огня,

Сквозь потное стекло светящего устало,

И чтобы прядь волос так близко от меня,

Так близко от меня, развившись, трепетала.



  1. К 1911 году символизм утрачивает свои позиции и на смену ему приходит новое направление – акмеизм.

Анна Ахматова

Анна Андреевна Ахматова – представитель акмеизма, но вышедший за рамки этого направления, в силу своего огромного таланта. В отличии от символистов, чьи стихи наполнены туманным смыслом, ее стихи всегда конкретны и реальны.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда…………

Лексика, синтаксис близки к разговорному языку. Более поздний период творчества – это эпическое изображение жизни, стихи усложняются тропами. Гениальность Ахматовой в том, что передаваемым ею чувствам разных людей веришь так, как будто ты их сам испытал.

Чтение стихотворения «Сероглазый король».

В этом стихотворении абстрактная картина наполнена точными деталями, поэтому она становится конкретной. Для героини – это гибель любимого и напоминание о нем – ее сероглазая дочка.

IX. Футуризм.

Временем рождения русского футуризма считается 1910 год. Д. Бурлюк, В. Хлебников, В.Маяковский оставили группу «кубофутуристов». В декларации «Пощечина общественного общественному вкусу» они заявили: «Только мы – лицо нашего времени». «Мы новые люди новой жизни». Футуристы мечтали о рождении сверх искусства, способного преобразить мир. Футуризм был тесно связан с авангардными группировками художников. «Бубновый валет», «Ослиный хвост».

Художник Татлин конструировал крылья для человека. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите.


X.В. Хлебников изобретал новый, универсальный язык. Он видел мир с неожиданной стороны, стремился создать искусство будущего, способного восстановить утраченную миром гармонию. Футуристы не церемонились со словом, его можно было дробить, переиначивать. Это привело к возникновению многих неологизмов в поэзии. Живописцы-кубисты пользовались частями предметов, тел, а поэты футуристы – разрубленными словами. Особая роль отводилась фонетике: каждый звук обладал смыслом.

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй – пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.


Перед нами портрет человека, но мы не только можем представить внешность человека, но и «услышать» ее. «Заумный» язык для Хлебникова – язык будущего, способный служить объединению людей.
XI. Кубизм. Художники-кубисты пытались разложить целостный художественный образ на сумму элементов, желая распознать тайное тайных – природу живописи. В творчестве художника А. В. Лентулова просматривается стремление передать динамичность жизни в разных ракурсах. Важнейшим компонентом его стиля является своеобразный «монтаж» частей предмета увиденных в разное время и с разных позиций.
XII Король поэтов - Игорь Северянин.

27 февраля 1918 года зал политехнического музея переполнила публика. Происходило избрание «короля поэтов». Фаворитами зала были футуристы. Их шумно приветствовала молодежь. Северянин вырос на эстраде в черном длиннополом сюртуке и исполнил стихи из «Громокипящего кубка». Слушали его в полном молчании, покоренные энергией ритмов, мелодикой строф. После подсчета голосов было объявлено: королем поэтов избран Игорь Северянин. Это был пик его славы.

Отныне плащ мой фиолетов,

Берета бархат в серебре:

Я избран королем поэтов

На зависть нудной мошкаре

В душе – порывистых приветов

Неисчислимое число,

Я избран королем поэтов –

Да будет подданным светло.

Держался он всегда прямо, глядел в зал свысока, изредка встряхивая черными подвитыми кудряшками. Заложив руки за спину или скрестив их на груди, он начинал мертвенным голосом, нараспев. Через минуту он всецело овладевал вниманием публики. Он словно дразнил ее:

Я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден!

Его обвиняли в эгоцентризме, в самолюбовании. Мало кто замечал ироничность стихов Северянина: «И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом, жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом». Это пародия на красивую жизнь

Северянин очаровывал необычным, ярким, новым – звуками, ощущениями, красками. Он превращал будни в праздники, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты. В этом мире живут короли и королевы, пажи, феи. В этом мире скорость, красота, любовь. Об этом необыкновенном мире и писать нужно было необыкновенно
Вы помните прелестный уголок-

Осенний парк в цвету ятарно-алом:

И мрамор урн, поставленных бокалом

На перекрестке палевых дорог?

Вы помните студеное стекло

Зеленых струй форелевой речонки.


Необычная образная цветопись. Жанр элегии навевает печальные мотивы, дает почувствовать личность поэта, всегда иронизирующего над всем, в том числе и над собой.
Заключение:

Стремление выразить настроение, нерв, музыку и эпохи, стремление к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия серебряного века.


Смотрите также:
«Творческие индивидуальности «Серебряного века»
92.84kb.
1 стр.
Русская культура конца XIX начала XX века
194.12kb.
1 стр.
Лекция по литературе в 11 классе «Поэзия серебряного века»
57.3kb.
1 стр.
Программа дисциплины Философия театра в эстетике Серебряного века для направления 031400. 62 «Культурология» подготовки бакалавра
146.21kb.
1 стр.
Уроку чтения. «Литературное кафе «Бродячая собака» по поэзии «серебряного века»
192.64kb.
1 стр.
Сокровища серебряного века «сейсмограф сердца и мысли»
46.79kb.
1 стр.
Конкурс молодых поэтов Санкт-Петербурга, посвященный поэту Серебряного века
33.63kb.
1 стр.
Поиски художественной формы в культуре серебряного века ф. Т. Ахунзянова в статье выдвигается положение о том, что идея «нового религиозного сознания»
88.8kb.
1 стр.
Разработка урока "Серебряный век русской культуры"
125.89kb.
1 стр.
Синтетический характер музыкальной культуры «серебряного века» 24. 00. 01 теория и история культуры
267.89kb.
1 стр.
Я была тогда с моим народом…
125.69kb.
1 стр.
Символ культуры Серебряного века
69.6kb.
1 стр.