Главная страница 1страница 2 ... страница 9страница 10


Расчет и обоснование величины предельного размера доходов, позволяющего использовать упрощенную систему налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями





Подготовлено по заказу

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ

Российской Федерации



Москва, 2008


Исследование проведено при финансовой поддержке

Центр предпринимательства США-Россия (www.cfe.ru) создан и финансируется Инвестиционным фондом США-Россия. Со времени своего открытия в 2002 году, Центр предпринимательства зарекомендовал себя как организатор успешных мероприятий, направленных на развитие предпринимательской культуры, укрепление профессиональных объединений и усиление взаимодействия владельцев предприятий с представителями инвестиционных структур и обслуживающего сектора. Программы Центра предпринимательства предоставляют российским предпринимателям необходимые знания и навыки для того, чтобы вывести свои растущие предприятия на более высокий уровень. Специально разработанные в США и адаптированные к российским условиям учебные модули помогают предпринимателям стать настоящими лидерами динамично растущего бизнеса, а конференции и деловые форумы стимулируют предпринимательскую активность и создают условия для обсуждения насущных проблем, обмена опытом, налаживания партнерских отношений и привлечения инвестиций.




Мнения, высказанные в данном исследовании, отражают взгляды авторов
и не обязательно совпадают с точкой зрения
Центра предпринимательства США-Россия



Исполнитель проекта:










Фонд Ресурсный центр малого предпринимательства
http://www.rcsme.ru


Выражение признательности

Авторы выражают признательность Прозориной Л.В., заместителю начальника Управления статистики предприятий Федеральной службы государственной статистики, за методологическую и консультационную помощь при подготовке статистических данных для проведенного исследования.


Авторы также благодарят всех партнеров и коллег, участвовавших в подготовке и обсуждении материалов исследования, за содействие, ценные замечания и комментарии.
СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 5

ДОСТОИНСТВА УСН 15

ПЛЮСЫ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ УСН 15

ПЛЮСЫ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ УСН 16

ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ УСН СРЕДИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 21

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА 21

ОТРАСЛЕВОЙ АСПЕКТ УСН 24

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ «УПРОЩЕНКИ» 28

ОПРОСЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. 29

ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ УСН 31

ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ УСН – ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ 31

ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ УСН ГЛАЗАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 32

АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ ПОВЫШЕНИЯ ВЕРХНЕГО ПОРОГА ВЫРУЧКИ 34

ТЕКУЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ - ДОВОД В ПОЛЬЗУ ИЗМЕНЕНИЯ КРИТЕРИЕВ УСН 34

ВСЕ КТО ХОТЕЛ, УЖЕ ПРИМЕНЯЕТ УСН 36

РЕКОМЕНДАЦИИ 43

Приложение № 1. Письмо Минфина РФ с разъяснением по поводу порогов применения УСН 44

Приложение № 2. Законопроект об увеличении порогов доходов, дающих право на применение УСН 46

Приложение № 3. Схема использования УСН 53

Приложение № 4. Изменения в законодательстве, касающиеся УСН 56

Приложение № 5. Анализ зарубежного опыта применения специальных режимов налогообложения МСП 60

Приложение № 6. Основные показатели деятельности МСП 76

Приложение № 7. Постановление Правительства Российской Федерации о предельных значениях выручки различных категорий МСП 78




АННОТАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ


Целью настоящего исследования был анализ практики применения российскими предпринимателями УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (УСН), которая была законодательно оформлена (в современном виде) в 2002 году и введена в действие в Российской Федерации с 1 января 2003 года.

Одной из основных причин проведения такого исследования являлись неоднократные высказывания различных представителей предпринимательского сообщества и объединений предпринимателей о необходимости пересмотра главных критериев применения УСН - величин дохода, позволяющих переходить на УСН и применять этот режим.

В связи с этим, в Государственную Думу Российской Федерации уже неоднократно вносились законопроекты с предложениями об увеличении этих величин до размеров, более соответствующих уровню экономического развития страны и потребностям бизнеса.

Еще более актуальным для исполнительной власти пересмотр критериев УСН стал после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Постановление определяет предельные значения выручки при отнесении предприятия к микро-, малому и среднему бизнесу. Предельные значения достаточно высокие: только для микропредприятий порог установлен на уровне 60 млн. руб., то есть все такие хозяйствующие субъекты с годовым объемом выручки до 60 млн. руб. относятся к категории микробизнеса. После принятия этого постановления Министерство финансов Российской Федерации было вынуждено даже давать разъяснения по возникшим расхождениям1.

В развитых зарубежных странах специальные и льготные системы налогообложения малых и средних предприятий (МСП) компенсируют сложности МСП в получении внешнего финансирования. Сегодня, в условиях мирового финансового и экономического кризиса, снижение налоговой нагрузки и упрощение администрирования налогов становится особенно актуальным для российского предпринимательства.

Однако в условиях ограниченной статистической базы, не позволяющей корректно рассчитать уровень выпадающих налогов, а также оценить эффект от увеличения порогового значения доходов для применения УСН, решение по увеличению пороговых значений постоянно откладывалось.

Изначально в ходе исследования планировалось оценить возможные смещения в количестве предпринимателей, имеющих право на применение УСН, при различных порогах применения УСН, а также возможные потери или увеличения поступлений в бюджеты различных уровней в связи с увеличением этих порогов. Такой подход был использован при обосновании последнего законопроекта № 100239-5 «О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», внесенного рядом депутатов в Государственную Думу осенью 2008г. и предлагающего увеличить критерии доходов до 42 и 56 млн. руб. 2

Данное исследование является, возможно, первым, в котором на основе анализа данных Росстата, ФНС России и других доступных источников информации предпринята попытка проанализировать реальную ситуацию с применением УСН в Российской Федерации.

За прошедшие годы УСН стала, безусловно, «народной» системой налогообложения: количество предпринимателей, добровольно перешедших на УСН, увеличилось с 692 тыс. в 2003г., до 1602 тыс. в 2007г. – почти трехкратный рост.

При этом с момента введения УСН налоговые поступления в бюджеты различных уровней увеличились почти в 5 раз. В среднем, с учетом вновь созданных предприятий, поступление налоговых платежей от 1 предпринимателя увеличилось за эти годы в 2 раза. Отметим, что коэффициент-дефлятор УСН на 2009 год установлен всего лишь в 1,538 раза.

Налицо явное отставание нормативно-правовой базы от темпов развития предприятий, применяющих УСН. Однако мы уже неоднократно были свидетелями того, что российские предприниматели конструктивно подходят к решению возникающих у них проблем, изыскивая на вполне легальной основе возможности «обхода» законодательства в интересах бизнеса.

По данным Росстата, которые подтверждаются данными ФНС России, 80% всей совокупности предприятий, которые потенциально могли бы иметь право применения УСН, уже находятся в пределах оборота до 30 млн. руб.

По этим же данным даже при двукратном увеличении порога УСН, при котором утрачивается право применения упрощенной системы налогообложения (т.е. до 60 млн. руб.), количество предприятий, применяющих УСН, может увеличиться не более чем на 20% от использующих в настоящий момент этот режим, даже в том случае, если ВСЕ предприятия с выручкой до 60 млн. руб. будут применять УСН3.

Можно утверждать, что те предприниматели, которым интересна УСН, уже ее используют. А оставшиеся предприятия, чей оборот не превышает 60 млн. руб. – это в основном организации, которые не могут использовать УСН в силу других ограничений, например, ограничений по виду деятельности или числу занятых4, или наличию филиалов.

УСН получила широкое распространение в России, об этом свидетельствует как официальная статистика, так и данные опросов предпринимателей. Другим косвенным показателем популярности УСН может служить высокий уровень востребованности предпринимателями семинаров по УСН и по «применению льготных режимов налогообложения для налогового планирования». Последнее демонстрирует предпринимательский спрос на УСН и подтверждает, что большинство российских предпринимателей уже не только осознали удобство и выгоду УСН, но и реализовали это на практике. Реализовали, в том числе и за счет легального «дробления» старого бизнеса или создания новых предприятий.

Вместе с тем, существующие пороги применения УСН по доходу на данный момент являются препятствием для дальнейшего роста и развития предприятий. На практике предприятия, боясь потерять в очередном финансовом году право на применение УСН из-за превышения предельной численности работников или размера доходов, вынуждены вести двойной учет - по обычной и по упрощенной системам или искусственно «дробиться». В результате производительность бизнеса падает, поскольку возникают дополнительные административные и управленческие расходы.

Фактически бизнес, подходя к «критической» точке потери права применения УСН, в любом случае снижает свою эффективность, вследствие чего уменьшаются и возможности для реинвестирования прибыли в развитие. В итоге это негативно сказывается и на бизнес-среде в целом.

Учитывая те преимущества, которые бизнес получает, применяя УСН, большинство российских малых предприятий будет использовать любые возможности, чтобы оставить за собою право применять УСН и не «пересекать черту допустимых критериев», например, за счет «дробления» или даже путем отказа от выгодных заказов.

При этом остается понимание, что «дробление» или создание новых предприятий ведет к значительному увеличению непроизводственных расходов и делает бизнес менее конкурентоспособным.

Для развития малого предпринимательства, являющегося в условиях разворачивающегося мирового финансового кризиса «подушкой безопасности» для сглаживания социальных проблем, например в части обеспечения рабочими местами специалистов, высвобождающихся из сектора крупного и среднего бизнеса, а также представляющей собою площадку для расширения среднего класса, Правительству РФ необходимо предпринять все возможные меры. Установление разумных порогов для применения УСН является как раз одной из таких мер. Повышение пороговых значений доходов в краткосрочном периоде приведет к выпадению части налоговых поступлений, но как показывают данные ФНС России, предприниматели, использующие УСН, готовы выходить «из тени» и активно развиваться, а значит выпавшие налоги будут в ближайшем времени компенсированы за счет расширения деловой активности, наращивания оборотов, легализации деятельности.

Настоящее исследование проведено по заказу и инициативе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, при финансовой поддержке Центра предпринимательства США-Россия.

Ремарка авторов: по последним данным Росстата, в Российской Федерации всего лишь 16,7 тыс. средних предприятий. Представляется, что для такой страны как Российская Федерация эта цифра очень мала. Вполне возможно, что жесткие ограничения на возможность применять УСН, препятствующие росту предприятий, являются одной из причин слишком малого количества предприятий среднего бизнеса.

ЧТО ТАКОЕ «УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»?

24 июля 2002 года был принят Федеральный закон № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», которым были введены в действие дополнительные главы Налогового кодекса РФ, а именно, глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Названные главы введены в действие с 1 января 2003 года.

Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность для бизнеса заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется одним налогом.

Организация или ИП имеют право перейти на УСН при соблюдении следующих условий: по итогам 9 месяцев текущего года доходы не должны превышать установленного законодательством порога дохода в 20,1 млн.руб. (для 2008 года с учетом коэффициента-дефлятора). Право использования режима УСН сохраняется до тех пор, пока сумма полученных доходов не превысит установленный лимит в размере 26,8 млн.руб. (для 2008 года с учетом коэффициента-дефлятора).

Существуют дополнительные ограничения для организаций и предпринимателей, которые не вправе применять УСН (Глава 26.2 НК РФ), среди них:


  1. Организации, имеющие филиалы и представительства;

  2. Банки и страховщики;

  3. Негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды и профессиональные участники рынка ценных бумаг;

  4. Ломбарды;

  5. Организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых;

  6. Организации и ИП, занимающиеся игорным бизнесом;

  7. Частные нотариусы и адвокаты;

  8. Организации - участники соглашений о разделе продукции;

  9. Организации и ИП – плательщики единого сельскохозяйственного налога;

  10. Организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%;

  11. Организации и ИП, имеющие более 100 занятых;

  12. Организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. рублей;

  13. Бюджетные учреждения, а также иностранные организации.

При применении УСН предприниматель имеет право выбрать объект налогообложения самостоятельно – доходы (ставка 6%) или доходы за вычетом расходов (ставка 15%), что позволяет каждому предпринимателю рассчитать наиболее выгодный для его бизнеса вариант налогообложения. (Схематично основные принципы УСН представлены в Приложении 3).

За прошедшие годы УСН стала, безусловно, «народной» системой налогообложения: количество предпринимателей, добровольно перешедших на УСН, увеличилось с 692 тыс. в 2003г., до 1602 тыс. в 2007г. – почти трехкратный рост.

С учетом популярности и опыта применения, УСН постоянно совершенствуется - как в части законодательства, так и в части практики применения специального режима самими предпринимателями.

За очень короткий период - вторую половину 2008г. - был принят ряд принципиальных нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование УСН:



  • Учитывая поправки, внесенные в НК РФ Федеральным законом ФЗ №208 от 24.11.2008, налогоплательщики теперь могут изменять объект налогообложения ежегодно. При этом установлено, что объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода (календарного года), если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором предлагается изменить объект налогообложения. В течение налогового периода изменить объект налогообложения нельзя. Поскольку установлено, что указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года, налогоплательщики, применяющие УСН и желающие изменить объект налогообложения в 2009 году, уже в текущем году смогут уведомить об этом налоговую инспекцию. Несомненно, это положительно повлияет на предпринимателей, изначально неверно выбравших для себя налогооблагаемую базу.

  • Принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 155-ФЗ, который вносит поправки в НК РФ с целью совершенствования специальных налоговых режимов для малого предпринимательства. Так, поправками в статье 346.16 НК РФ предоставляется право организациям, применяющим УСН, учитывать расходы на обязательное страхование ответственности, что положительно повлияет на развитие малого бизнеса в организации перевозок. (см. Приложение 4).

  • С 2009г. организациям, применяющим УСН, нужно будет сдавать налоговую отчетность только 1 раз в год, в связи с отменой налоговых деклараций по итогам отчетных периодов.

  • Для организаций, применяющих УСН, существенно сокращается объем налоговой отчетности, так как на предприятиях не нужно вести налоговый и бухгалтерский учет по НДС, ЕСН, НДФЛ и налогу на имущество организации. Предприятия, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС5, в связи с чем нет необходимости выставлять счета-фактуры, вести книгу покупок и книгу продаж, что существенно сокращает временные ресурсы на ведение бухгалтерского учета.

  • Организации, применяющие УСН, могут не вести бухгалтерский учет, кроме учета основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА). Вместе с тем отражать на счетах бухучета только операции по движению объектов основных средств и нематериальных активов, без отражения иных операций, затруднительно. Поэтому для выполнения требования о ведении учета ОС и НМА можно завести специальные регистры учета первоначальной и остаточной стоимости объектов, начисления «бухгалтерской» амортизации объектов.

Возможно, единственным и самым консервативным ограничением в применении УСН остается порог «входа» и порог потери права на применение УСН.




Величина дохода по итогам 9 мес., позволяющего применять УСН
тыс. руб.


Величина дохода, при котором утрачивается право применения УСН
тыс. руб.


Коэффициент-дефлятор

2003

11.000

15.000

------

2004

11.000

15.000

------

2005

15.000

20.000

------

2006

16.980

22.640

1,132

2007

18.615

24.820

1,241

2008

20.100

26.800

1,34

2009

23.070

30.760

1,538



следующая страница >>

Смотрите также:
Ii всероссийской конференции с международным участием
165.54kb.
1 стр.
Торгово-промышленной палаты
934.25kb.
10 стр.
Первая всероссийская выставка-форум «минеральные ресурсы и горное дело россии»
35.13kb.
1 стр.
Продэкспо-2010 17-ая Международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства Сроки проведения
45.28kb.
1 стр.
Презентация возможностей для привлечения инвестиций в регионы
37.91kb.
1 стр.
Тпп рф: государство должно ускорить формирование кадастра объектов недвижимости для создания базы по новому налогу 22. 12. 11
17.12kb.
1 стр.
Название: I x международный экологический форум «Экология большого города»
88.68kb.
1 стр.
С. Н. Катырина на заседании Правления тпп РФ 18 апреля 2011 года Закономерно и логично, что первое после VI съезда заседание
147.49kb.
1 стр.
Всероссийский форум «Модернизация и инновационное развитие малых городов – путь в будущее»
37.86kb.
1 стр.
Соглашение о сотрудничестве между Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа и Санкт-Петербургской торгово-промышленной палатой
28.52kb.
1 стр.
Документ скрепили подписями глава тпп РФ сергей Катырин и министр юстиции РФ александр Коновалов. Об этом иа «Волга-Каспий» сообщили в Волгоградской торгово-промышленной палате
16.75kb.
1 стр.
Развитие и инновации в XXI веке: роль национальных государств, международного сообщества и ответственного бизнеса
12.35kb.
1 стр.