Главная страница 1страница 2 ... страница 4страница 5

Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций. www.bclub-ngo.ru

МАТЕРИАЛЫ 126 ВСТРЕЧИ КЛУБА БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Основные тезисы выступления И.Л. Семионкиной:

«Защита прав некоммерческих организаций»
Основные области, требующие особого внимания с точки зрения обозначенной проблемы
1. Налоговые правоотношения

- непосредственно налогообложение

- способы разрешения спорных ситуаций с налоговыми органами

- при проведении налоговых проверок (камеральных и выездных)

- при обжаловании действий (бездействий) налоговых органов

- при оспаривании решений налоговых органов.

Арбитражный процесс – азы участия
2. Административные правоотношения

- основные спорные вопросы с регистрирующими органами (преим. Юстиции).

- при регистрации учредительных документов (изменений к ним).

- при сдаче отчетности в рамках ФЗ «О некоммерческих организациях.

Гражданский процесс

– разграничение подведомственности споров с участием НКО между Арбитражным судом и судом общей юрисдикции.

- азы участия в гражданском процессе.
3. Гражданские правоотношения.

- общие рекомендации при заключении договоров


К ОБЗОРУ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В ОБЛАСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИХСЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ,

ПРИНЯТЫХ ИЛИ ОПУБЛИКОВАННЫХ В ОКТЯБРЕ-НОЯБРЕ 2008 ГОДА
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01. Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2008 N 451-О-П "ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА КАРЕЛИНА МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПОДПУНКТА 6 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 23 И ПУНКТА 1 СТАТЬИ 93 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПУНКТА 1 СТАТЬИ 8 И ПУНКТА 3 СТАТЬИ 18 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
02. Определение Конституционного Суда РФ от 06.03.2008 N 449-О-П "ПО ЖАЛОБЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ "РЕГИОНСЕРВИС" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 93 И ПУНКТА 2 СТАТЬИ 126 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Налоговый орган вправе требовать от адвокатов и адвокатских образований сведения, которые необходимы для оценки налоговых последствий сделок, заключаемых с клиентами. Такие сведения в любом случае составляют налоговую тайну и защищаются от разглашения в силу закона (статья 102 НК РФ). Что касается сведений, которые связаны с содержанием оказываемой адвокатом юридической помощи и могут быть использованы против его клиента, то - исходя из конституционно значимых принципов адвокатской деятельности, - налоговые органы не вправе требовать их представления.

Пункт 1 статьи 93 и пункт 2 статьи 126 НК РФ, предусматривающие предоставление налогоплательщиками - адвокатами и адвокатскими образованиями по требованию налогового органа документов, содержащих сведения о налогоплательщиках, в том числе подтверждающие полную и своевременную уплату ими налогов и сборов, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителей. Разрешение же споров о том, содержит ли запрашиваемый у адвоката документ сведения, составляющие адвокатскую тайну, либо он относится к документам, которые связаны с оценкой налоговых последствий сделок, заключаемых адвокатом со своими клиентами, т.е. отражают его собственные доходы и расходы, а потому могут быть подвергнуты проверке в обычном порядке, входит в компетенцию правоприменительных органов и к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации не относится.
03. Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2008 N 499-О-О "ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ГРАЖДАНИНА ЗОРИ ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 346.23 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 15.6 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

04. Федеральный закон от 13.10.2008 N 172-ФЗ "О внесении изменения в статью 174 части второй Налогового кодекса РФ". // "Российская газета", N 214, 14.10.2008,



С 1 октября текущего года налогоплательщики уплачивают частями НДС, рассчитанный по итогам квартала. Так как Федеральный закон, которым введен новый порядок, распространяется на отношения по уплате налога начиная с III квартала 2008 г., то за прошедший квартал НДС можно перечислять в бюджет ежемесячно равными долями (не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев следующего квартала). Указанные изменения внесены в п. 1 ст. 174 НК РФ.
05. Федеральный закон ОТ 25.11.2008 N 217-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

Порядок уплаты страховых взносов и размеры страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, действовавшие в 2006, 2007, 2008 годах, будут применяться также в 2009 году и в плановый период 2010 и 2011 годов

В 2009 году и в плановый период 2010 и 2011 годов страховые взносы будут уплачиваться страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год". В частности, сохраняются 32 страховых тарифа в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска, а также существующие льготы по уплате страховых взносов для организаций, использующих труд инвалидов. Тариф страховых взносов зависит от класса профессионального риска ОКВЭД страхователя, поэтому до 15 апреля каждого года этот вид деятельности необходимо подтверждать (п. п. 3 и 4 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55). Таким образом, если у страхователя не изменится основной вид экономической деятельности, что будет своевременно подтверждено в установленном порядке, то размер тарифа в 2009 г. останется таким же, как и в текущем году.
06. Федеральный закон ОТ 24.11.2008 N 209-ФЗ"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 149 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". // "Российская газета", N 242, 26.11.2008

Расширен перечень организаций, реализация которыми произведенных ими товаров, работ, услуг освобождена от налогообложения НДС

В подпункт 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2009 года от налогообложения НДС освобождается реализация товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.
07. Федеральный закон ОТ 24.11.2008 N 208-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 346.14 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". // "Российская газета", N 242, 26.11.2008

Налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН), предоставлено право изменять объект налогообложения ежегодно

По общему правилу налогоплательщики, применяющие УСН, вправе выбрать объектом налогообложения один из двух вариантов: 1 - доходы (ставка налога - 6 процентов), 2 - доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка налога - 15 процентов). Согласно ранее действующему правилу, объект налогообложения не мог меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения УСН. Теперь объект налогообложения может изменяться ежегодно. При этом установлено, что объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода (календарного года), если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором предлагается изменить объект налогообложения. В течение налогового периода изменить объект налогообложения нельзя. Поскольку установлено, что указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года, налогоплательщики, применяющие УСН и желающие изменить объект налогообложения на 2009 год, уже в текущем году смогут уведомить об этом налоговую инспекцию.
08. Федеральный закон ОТ 24.11.2008 N 205-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2009 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ". // "Российская газета", N 242, 26.11.2008

Внесены изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации, направленные на приведение их положений в соответствие с требованиями бюджетного законодательства

Внесение изменений в законодательные акты обусловлено принятием Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов". Так, в целях надлежащего исполнения федерального бюджета внесены изменения, в том числе в Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, а также отдельные федеральные законы в сфере бюджетного и налогового законодательства.

Например, поправками, внесенными в Бюджетный кодекс РФ, приостановлено до 1 января 2010 года действие пункта 2 статьи 80 в части предоставления бюджетных инвестиций из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями, по решениям, принимаемым соответственно Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.

Статья 45 Налогового кодекса РФ дополнена правилом пересчета суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, в валюту РФ (по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога).

Приостановлено до 1 января 2012 г. действие ряда норм Таможенного кодекса РФ: пункта 2 статьи 330 (в части внесения в кассу или на счет таможенного органа авансовых платежей в иностранной валюте), пункта 2 статьи 331 (в части уплаты таможенных пошлин, налогов в иностранной валюте, за исключением уплаты таможенных пошлин, налогов, связанной с исполнением обязанности по их уплате посредством зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, внесенных в иностранной валюте в кассу или на счет таможенного органа до 1 января 2007 года), пункта 1 статьи 345 (в части внесения в кассу или на счет таможенного органа денежного залога в иностранной валюте), и др.
09. Федеральный закон от 26.11.2008 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". // "Российская газета", N 243, 27.11.2008.

Налог на добавленную стоимость

1. При получении предоплаты продавец обязан выставить покупателю счет-фактуру, а покупатель вправе принять "входящий" НДС по данному счету-фактуре к вычету.

2. При проведении взаимозачетов, осуществлении товарообменных операций или использовании в расчетах ценных бумаг перечислять сумму налога отдельным платежным поручением не нужно.

Налог на прибыль организаций

1. Ставка налога на прибыль снижена до 20 процентов.

2. Ежемесячные авансовые платежи за IV квартал 2008 г. можно уплачивать исходя из фактически полученной прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала года до конца предшествующего месяца, за вычетом ранее начисленных авансовых платежей.

3. В период с 1 сентября 2008 г. по 31 декабря 2009 года предельная величина процентов по долговым обязательствам, учитываемая в расходах, равна ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза (по долговым обязательствам в рублях), либо 22 процентам (по обязательствам в иностранной валюте). Если у организации есть сопоставимые долговые обязательства перед российскими компаниями, предельную величину процентов нужно рассчитывать исходя из их среднего уровня.

4. Организации вправе учесть расходы по любым видам добровольного имущественного страхования (в том числе страхованию гражданской ответственности и профессиональных рисков), если такое страхование является условием осуществления ими профессиональной деятельности.
Налог на доходы физических лиц

1. При вручении физическим лицам подарков, облагаемых НДФЛ, организация должна удержать налог и исполнить иные обязанности налогового агента.

2. При приобретении жилья физическое лицо вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме 2 млн. руб.
Упрощенная система налогообложения

Субъекты РФ вправе устанавливать ставку единого налога, уплачиваемого при объекте налогообложения "доходы минус расходы", в пределах от 5 до 15 процентов.
Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки, привлечение к налоговой ответственности (часть первая НК РФ)

1. Если организация имеет задолженность по федеральным налогам, превышающую 10 млрд. руб., и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий, то в течение 2009 г. она вправе обратиться к министру финансов РФ с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки.

2. Суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, но не перечисленные банками в бюджет, признаются безнадежными ко взысканию и списываются в установленном порядке, если указанные банки ликвидированы.

3. Если налогоплательщик до окончания камеральной проверки представляет уточненную декларацию, то проверка первоначальной декларации прекращается, и начинается новая камеральная проверка уточненной декларации.

4. В случае представления уточненной декларации налоговый орган не должен требовать документы, которые сдавались вместе с первоначальной декларацией.

5. Установлен срок вручения акта налоговой проверки и решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности. На это отведено пять дней с момента составления акта (со дня вынесения решения).

6. Увеличены размеры штрафов за нарушение банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

7. Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика влечет ответственность в размере 10 тысяч руб. даже при отсутствии задолженности.
10. Федеральный закон от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов"

Максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам утверждены на три года вперед

Расходные обязательства ФСС, в том числе по выплате пособий, утверждены Федеральным законом от 25.11.2008 N 216-ФЗ. Максимальный размер пособия по беременности и родам на 2009 г. составит 25 390 руб., на следующие два года планируется устанавливать лимиты в 27 170 руб. на 2010 г. и в 29 020 руб. на 2011 г. (пп. 2 п. 1 ст. 8 Закона). Напомним, что Конституционный Суд РФ в Постановлении от 22.03.2007 N 4-П признал не соответствующими Конституции РФ положения законодательства, ограничивающие предельный размер пособия по беременности и родам фиксированной суммой, поскольку этим нарушаются права женщин, средний заработок которых превышает предельный размер пособия. Мы уже высказывали точку зрения, согласно которой, несмотря на предельный размер, работодатель вправе выплачивать пособие в размере 100 процентов среднего заработка и требовать возмещения этого пособия от ФСС России. При принятии рассматриваемого Закона (а также ранее принятых законов, устанавливающих предельный размер пособия) правовая позиция Конституционного Суда РФ фактически не была учтена: суд требовал от законодателя не увеличить максимальный размер пособия, а установить большую пропорциональность между суммами, уплачиваемыми в ФСС России с зарплаты женщины, и максимальным размером пособия. Отметим, что данную проблему Закон о бюджете ФСС на 2009 г. от 25.11.2008 N 216-ФЗ не решает: той пропорциональности, которой требовал Конституционный Суд от законодателя, для женщин, чей фактический заработок превышает установленный лимит, нет. В ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ указывается, что юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Фактически рассматриваемый Закон повторяет положения закона, признанного неконституционным, что вновь вызовет споры о правомерности выплаты пособия в размере фактического заработка.

Законом также установлен предельный размер пособия по временной нетрудоспособности: на 2009 г. - 18 720 руб., на 2010 г. - 20 030 руб. и на 2011 г. - 21 390 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 8 Закона). При оплате больничных листов работодатель вправе требовать от ФСС возмещения пособия в пределах данных сумм.


следующая страница >>

Смотрите также:
Тезисы выступления И. Л. Семионкиной: «Защита прав некоммерческих организаций»
828.89kb.
5 стр.
Доклад на семинаре. (тезисы выступления)
88.05kb.
1 стр.
Резолюция II съезда некоммерческих организаций России и Всероссийской конференции «госгрант 2011» Государственная политика в области развития некоммерческого
418.72kb.
2 стр.
Семинар «Защита прав женщин. Защита прав ребенка»
47.21kb.
1 стр.
«северо-кавказский ресурсный центр»
1290.15kb.
7 стр.
Тезисы конференции ИнноАгроИнвест 2011 (выступления даны с сокращениями)
797.37kb.
5 стр.
Семинар Новое в налогообложении и бухгалтерском учёте некоммерческих организаций на рубеже 2011/2012 годов
46.68kb.
1 стр.
Информация о докладчике
62.14kb.
1 стр.
Тезисы выступления заместителя Генерального директора по работе с персоналом ОАО «Российская самолетостроительная корпорация
88.34kb.
1 стр.
Тезисы выступления
2695.98kb.
14 стр.
3 Основная часть: 4 Основные понятия наследственного права 4
341.08kb.
1 стр.
Программа «Защита прав призывников и мониторинг случаев нарушения прав граждан при проведении призывов на военную службу»
1084.72kb.
4 стр.