Главная страница 1
ТЕОРИЯ ПРАВА
А. ХАРЛАМОВ,

старший преподаватель кафедры политических наук РУДН


МОРАЛЬ И ПРАВО: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Мораль один из способов регулирования поведения человека


в обществе с помощью норм. Мораль представляет собой известную
совокупность исторически складывающихся и развивающихся
жизненных принципов, взглядов, убеждений и основанных на них норм
поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к
другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей
действительности. Это понятие включает в себя и психологические моменты: эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Центральное место занимает понятие о добре и зле1.

Условия нормальной жизнедеятельности людей, требующие


ответственности человека за свое поведение, выражаются, прежде всего,
в морали и лишь затем в «морально отработанном» виде
воспринимаются государством, в результате чего
образуется «криминалистическая часть» правовой материи – уголовное право и примыкающие к нему правовые подразделения (в том числе
исправительное, пенитенциарное право)2. В отличие от правовых норм, нормы морали имеют менее формализованный характер, обеспечиваются не государственным принуждением, а общественным
мнением, оценками со стороны окружающих. В отличие от правовых, которым
характерны запреты, разрешения, нормы морали свое
воздействие оказывают оценочными измерителями типа «добро – зло»,
«справедливо – несправедливо» и т.д. Несмотря на их различие в
методах воздействия на общественное поведение, право и мораль
теснейшим образом связаны между собой, дополняют друг друга.
В целом нравственные нормы подкрепляют правовые, так же как и
нарушение правовых норм влечет за собой моральное осуждение.
Осуждение нарушителя силой общественного мнения – мощное
регулятивное средство. Часто правовые нормы закрепляют действие
моральных3.

Мораль выражает внутреннюю позицию индивида, его свободное и осознанное


понимание того, что есть добро и зло, долг и совесть в
человеческих поступках, взаимоотношениях и делах. Таким образом,
мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения
индивида, его осознанного, внутренне мотивированного способа участия
в социальной жизни и общественных отношениях. Таким образом, отличительные черты морали и права
можно свести к следующим:

  1. Право возникает вместе с государством, состоит из норм, установленных в определенном порядке компетентными
    государственными органами и зафиксированных в юридических
    актах; мораль появилась еще до разделения общества на классы, до
    становления государственности; нормы морали не являются
    продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

  2. Право состоит из норм (правил поведения), мораль имеет более

сложную структуру; содержание норм права характеризуется

большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев

предусматриваются весьма подробные детали, связи, выражен

государственный подход к оценке конкретных общественных

отношений; моральные требования отличаются более широким

содержанием, дают больший простор для толкования и применения

(например, мораль осуждает все виды лжи и обмана, в праве

осуждение конкретизируется применительно к отдельным видам

неправомерного обмана).


  1. Право характеризуется конкретностью, определенностью, мораль – более широким содержанием.

  2. Право обеспечивается возможностью государственного принуждения, в качестве специфической гарантии имеет авторитет и силу власти государства; мораль обеспечивается привычкой или силой общественного мнения, внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – общественное мнение.

  3. В праве заранее регламентированы и конкретны меры и формы

принуждения, моральные нормы этого не предполагают;
право предписывает всестороннюю оценку поведения только

правонарушителя, мораль – любое поведение человека.



  1. Право отмирает вместе с государством, мораль остается в любом

обществе4.

  1. Право и мораль оперируют разными оценочными критериями (мораль оценивает поведение людей с позиции моральных императивов: «добрые» и « плохие», «честные» и «бесчестные» и т.д., а оценочные категории права – «правомерно» и «неправомерно», «законно» и «незаконно»)5.

  2. С правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае; мораль же интересуют стимулы, намерения в выборе определенного поведения6.

  3. Содержание морали непосредственным образом сосредоточено на долге, обязанностях, ответственности людей за свои поступки. Право же призвано в первую очередь «говорить о правах», оно сфокусировано на субъективных правах отдельных лиц, нацелено на то, чтобы определить и юридически обеспечить статус субъектов, их юридические возможности и, следовательно, обусловленную правом свободу их поведения7.

  4. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо больше, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции. Мораль не терпит антиобщественного поведения, в чем бы оно ни выражалось, в то время как право наказывает наиболее злостные случаи таких эксцессов. Право не в состоянии заставить человека быть всегда и во всем предельно честным, порядочным, правдивым, справедливым. Мораль же призывает к этому8.

Однако существуют и общие черты права и морали. Они сводятся к следующему:

  • имеют естественноисторическое происхождение;9

  • являются надстройкой над экономическим базисом;

  • имеют нормативное содержание;

  • выступают регуляторами общественных отношений;

  • основаны на общности социально-экономических интересов;

  • реализуются в большинстве случаев добровольно10.

Мораль, так же как и право, является доминирующей составляющей системы социальных норм. Эта особенность и обусловливает тесное взаимодействие права и морали. В отличие от других социальных норм, мораль имеет обширную сферу влияния. Лишь небольшие участки социальной действительности свободны от моральных оценок. Таким образом, сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Однако, действуя вместе, они не теряют своей суверенности. Мораль воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения. Поэтому мораль правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости и моральным ожиданиям. Остановимся подробнее на том факте, что право отличается от морали, как, впрочем, и от других социальных норм, тем, что обеспечивается государством. Исторически право потому и возникло, что в новых условиях иные регуляторы, в том числе мораль, оказались недостаточными для обеспечения организованности порядка. Право также, в отличие от морали и религии, не предполагает конкуренцию. Юридическая система может быть только одна в обществе. Моральных же или религиозных систем может быть несколько. Будучи приоритетными типами нормативного регулирования, право и мораль оказывают взаимное влияние друг на друга. Формулу такого взаимодействия выражают так: мораль не должна
требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих
нормах безнравственных поступков. Влияние морали на право придает
ему моральную направленность. Моральная ценность права заключается
в том, что его нормы и институты призваны юридическими средствами
и механизмами гарантировать действенность прав и свобод человека и
гражданина, обеспечить возможность пользования ими, исключить
произвольное вмешательство в частную жизнь и сферу личной свободы.
Моральный долг права заключается в том, чтобы утверждать и
проводить в жизнь требования социальной справедливости.

Иммануил Кант утверждал, что позитивное право


способно дать опору для возвращения людям, притом в области
внешней свободы, на «землю», в грешный мир, где теряется нравственная мотивация поступков, тем не менее дает опору для возвращения и сюда нравственных законов, обогащенных разумом.
Именно в данной взаимосвязи права и морали можно увидеть
существенные стороны социальной ценности права в обществе.
«Священность» права во многом раскрывается через мораль, которая
утверждается в гражданском обществе и через свои высшие идеалы,
ценности возвышает право. Отметим, что не заменяет право, а действует
как духовный фактор. Право ни в коей мере не должно превратиться в
мораль. Такое сближение имеет свои границы, за пределами которых
право рискует утратить свою уникальность. По мнению Иммануила
Канта, право «касается лишь внешних, и притом практических,
отношений между лицами, поскольку их поступки как действия могут
иметь (непосредственное или опосредованное) влияние друг на друга».
При этом «нельзя отрицать, что значение нравственного закона до такой
степени широко, что он имеет силу не только для людей, но для всех
разумных существ вообще». Итак, в основном, исконной территорией морали является внутренний мир человека, его свобода во внутренней духовной жизни. Право же руководит в области внешних отношений11.

Правовые нормы служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества. И эффективность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования. Сила законов заметно увеличивается, если они опираются не только на власть, но и на мораль12.

Таким образом, право и мораль – это две особые социально-регулятивные области, занимающие самостоятельные ниши в обществе. Отметим, что мнение о первенстве морали в отношении права является спорным. Не только правовое регулирование имеет негативные стороны, мораль также существует отсталая, фиксирующая порядки, отвергнутые историей и прогрессом. Безграничное господство морали может привести к неопределенности в общественной жизни. Итак, взаимодействие морали и права не должно повлечь за собой их взаимную подмену, так как, тогда разрушается двустороннее морально-правовое обеспечение упорядоченного функционирования их первоосновы свободы, она превращается в произвол, в хаос вседозволенности13.

Право и мораль имеют общие социальные, политические,


экономические условия жизни общества, служат общей цели
– согласованию интересов личности и общества, обеспечению и
возвышению достоинства человека, поддержанию общественного
порядка. В целом право соответствует моральным взглядам. Однако,
когда возникают определенные противоречия, когда норма права
приходит в столкновение с общественным мнением, требованиями
нравственности, компетентные государственные органы обязаны принять необходимые меры к совершенствованию правового
регулирования. Практика внутригосударственной и международной
жизни свидетельствует, что такие противоречия имеются между правом
и моралью в регулировании имущественных, семейных, трудовых,
экологических, международных отношений. Противоречия возникают в
определении преступления, административного проступка, в вопросах
регулирования трансплантации человеческих органов и тканей,
операциях искусственного оплодотворения и имплантации и др.

С помощью права государство проводит в сознание граждан нормы


морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. В свою очередь,
мораль возвышает качество правового общественного порядка. В
сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть,
честь, достоинство, долг, которые проникают в правовое сознание,
взаимодействуют с ним, корректируют правовое поведение. Г.В. Гегель утверждает, что «как мораль, так и… момент
формального права суть одинаково абстракции, истину которых
представляет собою только нравственность», «правовое и моральное не
могут существовать каждое само по себе, и они должны иметь своим
носителем и основой нравственное…». Таким образом, единство морали
и права дано через социальную практику, через общество и, особенно, государство как реальную идею нравственности.
Нравственность может быть представлена как общая и объединяющая
плоскость действия права и морали, которая дает возможность
конструировать правильные, социально одобряемые нормы поведения
членов общества на основе широкого опыта, относящегося ко всем сферам регулирования14.


1 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2000.

2 Алексеев С.С. Философия права. М.: Норма, 1999.

3 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Новый Юрист, 1998.

4 Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. М.: Юрайт, 1998.

5 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2000.

6 Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Т. 2. М.:

7 Алексеев С.С. Указ. соч.

8 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2000.

9 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2000.

10 Комаров С.А. Указ. соч.

11 Алексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М.: Норма, 1998.

12 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Бристъ, 2000.

13 Алексеев С.С. Философия права. М.: Норма, 1999.

14 Гегелевская философия и современность / Под ред. Д.А. Керимова. М., 1974.


Смотрите также:
Теория права а. Харламов
252.96kb.
1 стр.
Тема Что изучает теория государства и права – 1 час лекций
107.67kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Теория государства и права»
743.32kb.
5 стр.
Программа темы «Теория государства и права»
804.2kb.
5 стр.
1. Методологические основы научного понимания государства и права
96.07kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине теория толкования права кафедра теории и истории государства и права курс 6 семестр 11
264.68kb.
1 стр.
Теория государства и права
58.09kb.
1 стр.
Первый. Теория государства
52.42kb.
1 стр.
Теория правового регулирования государственной молодежной политики в россии
1113.95kb.
6 стр.
Программа дисциплины «Теория государства и права» Для направления 030200. 62 Политология подготовка бакалавров 2-3 курсы
809.37kb.
5 стр.
Вопросы к вступительным испытаниям по Теории и истории государства и права
81.04kb.
1 стр.
«теория государства и права. Теория и методика обучения праву» Направление: 050400
499.03kb.
2 стр.