Главная страница 1страница 2страница 3


На правах рукописи
МИКРЮКОВ ВАСИЛИЙ ЮРЬЕВИЧ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Москва 2009

Работа выполнена на общеуниверситетской кафедре педагогики

Московского педагогического государственного университета

Научный консультант: НИКАНДРОВ Николай Дмитриевич

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ЧЛЕН РАО, доктор педагогических наук, профессор


Официальные оппоненты: ГАРЕЕВ Махмут Ахметович

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ЧЛЕН АВН, доктор военных наук, доктор исторических наук, профессор


МЯСНИКОВ Владимир Афанасьевич

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ЧЛЕН РАО, доктор педагогических наук, профессор


БЫКОВ Анатолий Карпович

доктор педагогических наук, профессор


Ведущая организация: Военный университет Минобороны РФ

Защита состоится «16» апреля 2009 г. в 15 час.

на заседании диссертационного совета Д 212.154.21

при Московском педагогическом государственном университете

по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1, ауд. 317.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета.

Автореферат разослан «___» ____________ 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета ЧЕРКАСОВА Е.Р.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исторический опыт развития России убедительно подтверждает действие социальной закономерности – зависимость сферы воспитания людей и его эффективности от содержания и направленности коренных преобразований общества. Современный этап развития страны настоятельно требует перестройки образовательно-воспитательной системы, отражающей интересы человека, общества и государства и обеспечивающей их безопасность в современном мире.

Армия и флот, пограничные и внутренние войска, призванные решать задачи обеспечения безопасности и защиты политических, экономических, пограничных и военных интересов страны, формулируют собственную, специфическую систему требований к личности призывника. В этом плане проблема военно-патриотического воспитания учащихся традиционно важна для качественного пополнения Вооружённых Сил военнослужащими срочной службы и, тем самым, обеспечения боеспособности Вооружённых Сил, их готовности к выполнению поставленных задач по защите Отечества.

К сожалению, с началом демократизации из воспитания и обучения учащихся стали выхолащиваться многие славные традиции военной истории, подверглась сомнению целесообразность победы советского народа в Великой Отечественной войне. Из школьной программы был исключен предмет «Начальная военная подготовка», упразднено ДОСААФ, закрылись военно-спортивные лагеря, перестали проводиться военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок». Образовавшийся после упразднения пионерских и комсомольских организаций вакуум стали заполнять религиозные секты, националистические и экстремистские организации.

В результате можно наблюдать в жизни, когда у того или иного молодого человека есть определённые знания и умения, но не хватает гражданственности и патриотизма, что проявляется в отсутствии общественно значимых мотивов поведения, стяжательстве, уклонении от воинской службы и т.д. Ученик может хорошо разбираться в математике, физике, химии, но проявлять эгоистические наклонности, заниматься антиобщественными делами, быть членом экстремистской, фашистской организации. С другой стороны, патриотически воспитанный ученик может быть физически и психически не готов к защите Отечества, не иметь необходимых знаний и умений по военной подготовке.

Поэтому в настоящее время назрела необходимость в коренной перестройке всей системы военно-патриотического воспитания российских учащихся. При этом проведение перестройки системы военно-патриотического воспитания учащихся может быть успешным, если она опирается на достаточно разработанную теоретическую и научно-методическую базу и осуществляется на основе реалистичной концепции, отражающих существующие реалии жизни страны.

Анализ литературы по военно-патриотическому воспитанию детей, подростков, молодёжи в современной России выявил отсутствие в них комплексного системного подхода к вопросу военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Вместо типологии военно-патриотического воспитания в ряде случаев анализировались формы и способы военно-патриотической работы. Методологические средства военно-патриотического воспитания были ориентированы на решение прикладных узконаправленных задач по реализации той или иной формы военно-патриотической работы.

Кроме того, анализ имеющихся трудов по тематике военно-патриотического воспитания учащихся в современных условиях показал, что в них не все вопросы (особенно в его прикладной части, т.е. в области разрешения существующих противоречий) раскрыты и аргументированы в полной мере.

Вместе с тем процесс военно-патриотического воспитания учащихся в современных условиях является весьма противоречивым и неоднозначным. Среди таких противоречий (внешних и внутренних) ведущими являются противоречия между:



  • потребностями общества, государства в формировании гражданина-патриота, защитника Отечества на основе национальных культурно-исторических и воинских традициях и уровнем сформированности патриотического и гражданского сознания значительной части населения, в том числе и учащихся;

  • потребностями учащихся в объективных знаниях, в том числе и о своём Отечестве, и содержанием социальных и гуманитарных предметов, учебников и учебных пособий, недостаточно объективно и правдиво освещающих некоторые вопросы и темы, прежде всего, по истории Отечества;

  • потребностями населения в знании исторической правды о своём Отечестве, необходимостью защиты духовно-нравственных ценностей и традиций российского народа и деятельностью некоторых СМИ, политиков, представителей литературы и искусства, предвзято и предубежденно освещающих события прошлого и настоящего в жизни страны, разрушающих её духовно-нравственные устои;

  • необходимостью пополнения рядов Вооружённых Сил военнослужащими срочной службы и негативным отношением к военной службе отдельных государственных и общественных деятелей, учителей, учащихся и их родителей, «очернение» армии и флота в средствах массовой информации, поощрение «уклонистов» от службы в Вооружённых Силах со стороны некоторых правозащитных организаций;

  • сложностью задач, возлагаемых на военнослужащих в современной обстановке, и неадекватностью отношений конкретных учащихся к службе в рядах Вооружённых Сил;

  • объективной необходимостью высокой общеобразовательной подготовки, дисциплины, самостоятельности, эмоционально-волевой устойчивости, физического развития для службы в рядах Вооружённых Сил и отсутствием соответствующей мотивации учащихся к приобретению и совершенствованию знаний, умений и навыков, самосовершенствованию;

  • последовательным возрастанием требований к совершенствованию военно-патриотического воспитания и подготовке учащихся к военной службе и практически полным отсутствием у отдельных категорий учителей педагогических знаний по начальной военной подготовке, военно-патриотической работе среди учащихся;

  • объективной необходимостью налаживания устойчивых связей между воинскими частями и образовательными учреждениями и отсутствием теоретических основ организации этого процесса;

  • возрастанием значения и роли семьи в воспитании гражданина и патриота своей страны и отсутствием разъяснительной работы с родителями со стороны военных организаций и образовательных учреждений по проблеме обеспечения безопасности страны.

Основным противоречием является рассогласование между новыми социальными условиями жизнедеятельности государства и общества и не соответствующей реалиям, неэффективной системой военно-патриотического воспитания населения страны и, прежде всего, учащихся.

Необходимость разрешения этих и других противоречий, потребность в поиске условий, содержания, путей и направлений, форм и методов обновленного военно-патриотического воспитания учащихся обусловили постановку научной проблемы – развитие теоретико-методологических, научно-педагогических и организационных основ военно-патриотического воспитания учащихся в современных условиях. Такая постановка научной проблемы обуславливает, с одной стороны, теоретический уровень исследования (концепция, закономерности, принципы, требования, методология) с практико-ориентированными его результатами, доведенными до технологического уровня (виды, формы, методы, механизмы, показатели и критерии эффективности, рекомендации), а с другой стороны определяет формулировку темы – «Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России».



Объектом диссертационного исследования является процесс военно-патриотического воспитания учащихся, а предметом – теоретико-методологические, научно-педагогические и организационные основы военно-патриотического воспитания учащихся в современных условиях (сущность и содержание, концепция, закономерности, принципы, требования, пути решения проблемных вопросов).

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить на практике совокупность теоретико-методологических, научно-педагогических и организационных основ преобразованной системы военно-патриотического воспитания учащихся на современном этапе развития российского государства.

Гипотеза исследования:

Научное обоснование теории и практики военно-патриотического воспитания учащихся в современных условиях позволит достичь качественно нового уровня сформированности знаний, умений и навыков, личностных и профессиональных качеств, адекватных интересам общества и военной службы, если:



  • будут уточнены сущность и содержание понятий «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание»;

  • будут развиты Концепция и система военно-патриотического воспитания учащихся, отвечающие современным реалиям жизни страны;

  • будут развиты теоретико-методологические основы военно-патриотического воспитания учащихся в современных условиях;

  • будут конкретизированы виды, формы, методы и средства военно-патриотической работы с учащимися, определены механизмы формирования и развития у учащихся социально значимых умений, навыков, качеств и свойств, необходимых для становления гражданина и патриота;

  • работа по военно-патриотическому воспитанию будет вестись всеми учителями, преподавателями, государственными чиновниками, средствами массовой информации со всеми категориями граждан страны;

  • учителя и преподаватели, работники воспитательных структур будут обладать необходимыми знаниями и социально-педагогической культурой, сформированными как в условиях процесса их подготовки в вузах, так и в процессе профессиональной деятельности в образовательных учреждениях;

  • будет разработан критериальный аппарат оценки эффективности военно-патриотической работы в образовательных учреждениях;

  • будут осуществлены мероприятия по преобразованию начальной военной подготовки учащихся и организовано взаимодействие образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений на научной основе.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы и решались следующие задачи исследования:

1. Историко-педагогический анализ мирового и отечественного опыта, научной литературы, современного состояния военно-патриотического воспитания учащихся.

2. Уточнение сущности и содержания понятий «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание».

3. Развитие теоретико-методологических основ военно-патриотического воспитания учащихся.

4. Конкретизация видов, форм, методов и средств военно-патриотической работы с учащимися.

5. Исследование и обоснование механизмов формирования и развития у учащихся социально значимых умений, навыков, качеств и свойств, необходимых для становления гражданина и патриота.

6. Разработка научно-педагогических рекомендаций по планированию и управлению военно-патриотической работой в образовательных учреждениях.

7. Разработка показателей и критериев оценки эффективности военно-патриотической работы в образовательных учреждениях.

8. Определение путей решения проблемы обеспечения духовно-нравственной безопасности российских учащихся, разработка рекомендаций по использованию феномена российских воинских традиций в интересах военно-патриотического воспитания учащихся.

9. Анализ содержания учебных программ, учебников и учебных пособий по социальным и гуманитарным предметам с целью выявления их образовательно-воспитательного потенциала в формировании и развитии социально важных знаний, умений, навыков, качеств и свойств, необходимых учащимся для выполнения своего почетного долга и обязанности по защите Отечества.

10. Обоснование мероприятий по преобразованию начальной военной подготовки учащихся в современных условиях и разработка теоретических основ организации педагогического взаимодействия образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений.

Методологической основой исследования явились общефилософские положения о взаимосвязи и взаимозависимости явлений социальной действительности; о ведущей роли деятельности и общения в социальном развитии человека; взаимосвязи теории и практики; о целостности и системности педагогического процесса в социуме; о воспитании как основополагающем факторе, обеспечивающем развитие и саморазвитие личности; системный и аксиологический подходы к исследованию педагогического процесса; концепция личностно ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

В исследовании учтены закономерности социального взаимодействия, детерминирующая роль социальной среды в процессе становления личности, формирования человека, взаимосвязь универсальной, общечеловеческой миссии образования и его этнокультурной функции.

Методологическую функцию в исследовании реализовывали историко-логический, структурно-функциональный и социально-педагогический подходы.

Теоретической основой исследования являются:

ведущие положения методологии современной педагогики (М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, Т.А. Ильина, В.С. Леднёв, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин и др.);

положения теории комплексного подхода к обучению и воспитанию (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, А.В. Барабанщиков и др.) и единства процессов обучения и воспитания (В.В. Давыдов, Н.С. Дежникова, Б.Т. Лихачёв и др.);

философские и социологические исследования процесса воспитания (А.А. Козлов, В.И. Лутовинов, В.В. Макаров, Р.С. Михайлова, А.П. Погорелый, Ю.Н. Трифонов);

теоретические и методологические основы содержания процесса воспитания (Л.Ю. Гордин, В.В. Давыдов, В.М. Коротков и др.) и педагогические условия воспитания (А.М. Бабаев, В.И. Баев, Т.И. Горная, Л.К. Грегуль, И.М. Дуранов, Г.А. Коновалова, В.П. Лукьянова);

теоретические положения дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса, его профессиональной направленности (Е.Д. Волохова, В.Я. Ерастов, Л.Ф. Железняк, В.П. Жуковский, О.Н. Зайцева, Н.Н. Захаров, А.А. Йовайша, Н.В. Кирий, Е.А. Кулагина, Ю.В. Лазарев, Н.А. Левина, А.С. Магомедова, Е.В. Машиньян, М.В. Ретивых, В.Ф. Сахаров, Н.К. Степаненков, Н.А. Сухарев);

теоретические положения о взаимодействии личности и общества, социальной обусловленности воспитания личности и обратного воздействия личности на общество (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Д. Лизичев, К.Г. Филатов и др.);

положения теории мотивации деятельности и теории формирования готовности к деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.);

концепции гражданского воспитания и образования (А.С. Гаязов, Б.Т. Лихачёв, Е.В. Ростовцева, Г.Н. Филонов и др.);

теоретические и методологические основы гражданского и патриотического воспитания, изложенные в трудах классиков (М.В. Ломоносов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.) и современников (В.В. Дьяченко, Е.А. Казаева, А.В. Кузнецова, В.И. Лутовинов, С.В. Марзоев, В.В. Пионтковский, А.В. Подгорнов, Р.Л. Рождественская, И.Ю. Синельников, И.В. Суколенков, А.М. Фактор, М.Г. Цыганков и др.);

педагогические системы и технологии гражданского и патриотического воспитания (И.А. Агапова, А.Ю. Аксёнов, И.И. Алпацкий, Л.И. Аманбаева, С.В. Андрюнин, Е.Ю. Баландина, Е.В. Белоусова, И.Ш. Валеев, Г.И. Васильев, З.Т. Гасанов, И.Н. Глазунова, Г.Я. Гревцева, В.З. Измайлов, Е.Л. Керпельман, И.М. Клименко, Л.В. Кокуева, И.Н. Кондратенко, Е.Н. Корчагин, Е.В. Лисецкая, Н.А. Мельникова, П.Ф. Некрасов, Г.Г. Николаев, Л.Е. Никонова, Н.Г. Огурцов, Т.Н. Османкина, Е.А. Парфёнова, А.П. Петрянкина, Е.Н. Поддубный, Л.П. Прокошенкова, Е.Л. Райхлина, Л.Ф. Русаков, Н.Е. Семёнова, Д.С. Сенюк, В.П. Серёгин, С.Н. Смирнов, Ю.Б. Соколовская, А.Д. Солдатенков, И.Н. Солодова, О.В. Солодова, О.Н. Теньшова, В.Н. Устякин, А.С. Целовальникова, Т.А. Чередниченко, А.Ю. Чибисов, Г.Н. Шеламова, Е.В. Ширекина, О.Н. Шитикова, М.А. Шкробова);

собственно педагогические аспекты и методы военно-патриотического воспитания, изложенные в трудах отечественных (М.Г. Агаева, Н.Н. Агеенко, Н.П. Аксёнова, В.П. Александровская, Т.И. Афасижев, В.А. Безродный, В.И. Визер, А.Ю. Войкин, А.Ф. Войстроченко, А.Н. Вырщиков, Ю.И. Дерюгин, Н.М. Конжиев, С.П. Меньшиков, Н.Н. Михнев, Р.Н. Овчинников, Г.В. Средин, Г. Федоровская, Н.Е. Хворов, В.С. Чудный и др.) и зарубежных (Э. Демолен, Д. Локк, Р. Оуэн, С. Френе и др.) авторов;

педагогические основы и методы начальной военной подготовки (А.И. Аверин, Г.М. Аверьянов, П.Ф. Агинов, А.И. Анохин, А.А. Аронов, В.И. Бачевский, П.М. Брысин, Ю.С. Васютин, А.П. Волков, В.Н. Волков, И.В. Заскалкин, С.Н. Зверева, А.М. Катуков, Р.Л. Кемза, В.А. Киселёв, Н.А. Куцман, М.М. Мухамадеев, М.А. Насруллаев, Ю.А. Науменко, М.В. Попенок, М.В. Солодкова, Ю.А. Танюхин, В.В. Усманов, В.Ф. Фарфаровский, Е.Н. Цветаев, С.Ф. Шакаров, Ф.Е. Штыкало);

труды государственных и политических деятелей и полководцев. К их числу относятся труды и высказывания российских императоров Петра I и Александра III (Миротворца); отечественных полководцев А.В. Суворова, М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, Л.А. Говорова, М.А. Гареева и др.

В исследовании использовались наиболее значимые для современности достижения опыта патриотического воспитания, накопленные советской школы, отраженные в трудах В.И. Ленина, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, а также В.И. Кузнецова, М.И. Махмутова, В.А. Мясникова, Ю.П. Сокольникова, Д.И. Фельдштейна, Г.Н. Филонова, В.С. Чудного и др.

Существенным для исследования явился анализ публикаций по вопросам военно-патриотической работы в общеобразовательных учреждениях М.Г. Агаевой, В.П. Александровской, С.А. Алиевой, А.Н. Вырщикова, Н.М. Конжиева, М.А. Насруллаева, А.И. Пятикопа, А.Д. Солдатенкова, В.Ф. Фарфаровского, С.А. Чотчаева, С.Ф. Шакарова и др.

Значимыми для исследования явились труды по проблемам модернизации патриотического и военно-патриотического воспитания в современной России, представленные в диссертационных работах А.В. Абрамова, Т.В. Беспаловой, К.В. Бурьяна, А.Ю. Войкина, М.А. Горбовой, В.А. Датского, В.В. Дьяченко, А.Н. Зайчикова, В.А. Заставенко, Ю.К. Злыгостева, И.В. Ипполитовой, И.М. Клименко, В.В. Ковальского, Л.В. Кокуевой, С.А. Константинова, В.А. Коробанова, В.И. Кузьмина, И.В. Кострулевой, Г.М. Лисеенко, В.В. Литвиненко, Р.Н. Овчинникова, А.Ю. Рустамова, Н.А. Сеньшова, Н.А. Сиволобовой и др.

Особое значение для исследования имели существующие нормативно-правовые документы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации: Конституция Российской Федерации; Федеральные законы «Об образовании», «О воинской обязанности и воинской службе», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», «Об общественных объединениях», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества»; Указы Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи», «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики», «О деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации»; Постановления Правительства «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», «О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях», «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации; Приказ Министра обороны и Министра образования «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы»; Приказ Госкомспорта РФ «О создании при Госкомспорте России Совета по патриотическому воспитанию»; Директива Министра обороны РФ «О дальнейшем совершенствовании военно-патриотической работы среди допризывной и призывной молодёжи» и др.

В работе отражены точки зрения военных специалистов: античных (Сунь-цзы, Ф.Р. Вегеция, Ксенофонта, Маврикия), средневековых (Н. Макиавелли), российских (А.П. Ермолова, М.Д. Скобелева, А.А. Керсновского, А.Д. Бутовского, П.А. Галенковского), советских (Н.И. Алпатова, А.В. Барабанщикова, Е.А. Разина, А.А. Строкова, Н.Ф. Феденко), зарубежных (Р. Баден-Пауэлла, Н. Коупленда и др.).

В процессе работы над диссертацией для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:



  • изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта военно-патриотического воспитания;

  • анализ научной литературы по философским, социальным, военным и психолого-педагогическим проблемам, связанным с военно-патриотическим воспитанием;

  • анализ научной литературы по методике организации и проведения военно-патриотической работы в образовательных учреждениях;

  • анализ школьных программ, учебников и учебных пособий по социальным и гуманитарным предметам;

  • изучение и обобщение опыта военно-патриотической работы образовательных учреждений, комитетов и органов по делам молодёжи, спортивных и культурно-досуговых центров;

  • опытно-экспериментальная работа по реализации в образовательных учреждениях и спортивных центрах методик и технологий, имеющих цель повысить эффект военно-патриотического воспитания и подготовки учащихся к военной службе от работы учителей и преподавателей, методистов и инструкторов;

  • анкетирование, тестирование учителей, преподавателей, учащихся и их родителей;

  • методы педагогического эксперимента, систематизация и качественный анализ экспериментальных данных, их графическая интерпретация;

  • теоретическое исследование проблемы на основе методологии системного подхода.

В качестве источниковедческой базы использовались различного рода документы, учебники и учебные пособия, монографии и исследования по истории воспитания и его развитию, различным проблемам методологии и теории педагогики и военной науки, касающихся, в том числе, и проблем военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки учащихся.

Основные этапы диссертационного исследования:

1 этап (1997-1999 гг.) – анализ состояния военно-патриотической работы с учащимися в образовательных учреждениях; изучение документов, материалов, программ, директив, приказов, инструкций, учебных программ, учебников и учебных пособий по военно-патриотическому воспитанию учащихся.

2 этап (1999-2001 гг.) – изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, отечественного и зарубежного опыта военно-патриотического воспитания различных категорий населения; разработка теоретико-методологических основ военно-патриотического воспитания учащихся в современных условиях; накопление эмпирического материала.

3 этап (2001-2005 гг.) разработка и апробация научно-педагогических основ военно-патриотической работы с учащимися, технологий её реализации, путей решения проблемных вопросов военно-патриотического воспитания учащихся в современных условиях.

4 этап (2005-2008 гг.) – анализ и обобщение итоговых материалов организации и проведения военно-патриотической работы в образовательных учреждениях; корректировка, разработанных на предыдущих этапах исследования теоретико-методологических, научно-педагогических и организационных основ; разработка учебных и методических пособий; разработка методических и практических (организационных) рекомендаций в адрес управленческих структур, образовательных учреждений, общественных организаций, религиозных объединений; оформление диссертации.


следующая страница >>

Смотрите также:
Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной россии
675.76kb.
3 стр.
План военно-патриотического воспитания учащихся по сош №6 на 2008/2009 учебный год
56.5kb.
1 стр.
Программа военно-патриотического объединения «Молодая гвардия»
262.39kb.
1 стр.
Организация военно-патриотического воспитания учащихся через внеклассную деятельность работу
313.51kb.
1 стр.
Подпрограмма патриотического воспитания учащихся «Человек. Гражданин. Патриот» мбоу сош с. Ярославка Краткое обоснование создания подпрограммы
447.14kb.
3 стр.
Военно-патриотическое воспитание обучающихся
266.6kb.
1 стр.
«Создание гражданско-патриотической системы воспитания в Акбулакском районе»
661.96kb.
4 стр.
Информация о реализации государственной молодежной политики
2321.11kb.
15 стр.
Программа создания системы военно-патриотического воспитания
132.62kb.
1 стр.
Элективный курс для учащихся 9 классов «Теория и практика сочинений разных жанров» разработан на основе методического пособия Т. А. Ладыженской «Теория и практика сочинений разных жанров», изданного в 1986году г. Москва
102.25kb.
1 стр.
Мбу «Центр «Набат» на февраль 2012 г. № п/п Наименование мероприятия
53.98kb.
1 стр.
Социализация обучающихся средствами музейной педагогики
76.75kb.
1 стр.