Главная страница 1
МОУ « Санниковская ООШ»

Ковровского района

Согласовано

«___»______________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:___________/В.А.Лаптева/

«____»______________________________

Тематическое планирование по внеклассному чтению

(2,3,4 классы)

(Общее количество часов- 35, по 1 часу в неделю) 


Планирование составила

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Роот С.А.

2009-2010 уч.год

Пояснительная записка.

Данное тематическое планирование составлено в соответствии с программой «Литературное чтение» (авт. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др. Москва, Просвещение 1999 г.). Программа соответствует традиционной системе «Школа России».

      Так как школа малокомплектная, поэтому занятия по внеклассному чтению проводятся совместно во всех классах одновременно,  что позволяет разнообразить общение и виды деятельности учащихся, развивать положительную мотивацию их учебной деятельности и интерес к книге.

     Уроки внеклассного чтения на всех этапах обучения несут одну идею – привитие интереса к книге, к чтению, поэтому целесообразнее проводить однотемные занятия. Это позволяет сделать программный материал, так как темы занятий в разных классах перекликаются.  Кроме этого необходимо ввести занятия по изучение произведений Владимирских писателей.

     Количество часов на занятия  по внеклассному чтению 1 час в неделю.

     При составлении тематического планирования использовала методические пособия:

−        И.Ф.Яценко «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 2 класс Москва, «ВАКО» 2006,

−        С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению», 3 класс, Москва, «ВАКО» 2007,

−        С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 4 класс Москва, «ВАКО» 2006,

−        Байбородова Л.В., Макеева С.Г. Обучение в разновозрастных группах сельской начальной школы: обучение грамоте-литературное чтение. Ярославль: Изд – во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006,

−        Е.Л.Харчевникова. Региональная образовательная программа школы 1 ступени «Наш край». Владимир, ВИПКРО, 2005.  

     Цель уроков внеклассного чтения: обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников через



  • формирование привычки у детей, а затем потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать книги;

  • углубленное знакомство учащихся с детской литературой и детской книгой;

  • развитие нравственно-эстетических ценностей, духовной культуры учащихся, культуру чувств и общения.

 

     Задачи курса:



  1. Знакомить с книгами современной детской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения.

  2. Побуждать детей к самостоятельному чтению.

  3. Создавать учебную ситуацию для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах.

  4. Формировать умения сознавать свои мысли и чувства, доказательно высказывать свои суждения.

  5. Формировать навыки применения учащимися читательских знаний, умений и навыков в общешкольном аспекте.

  6. Воспитывать привычки обращаться к книге как источнику знаний.

  7. Воспитывать у детей интереса к учению как средства успешного обучения в среднем звене школы.

 

Основные требования к содержанию и объему знаний, умений навыков по работе с детской книгой во 2 классе. 

  1. Отработка навыка самоконтроля при восприятии и воспроизведении содержания прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений по вопросам учителя.

  2. Индивидуальная и самостоятельная ориентировка в одной книге: предопределение содержания по названию (заглавие, автор) и иллюстрациям. Сопоставление знакомых произведений по авторской принадлежности. Индивидуальная и самостоятельная ориентировка в группе книг (от 2 до 4); определение темы чтения; выбор книг по заданным признакам (во втором полугодии).

  3. Знакомство с простейшей каталожной карточкой  и книжной выставкой.

  4. Знание детских книг и произведений писателей, с которыми учащиеся неоднократно встречались в течение года. Знание основных элементов книги: переплет (обложка), корешок, страницы.

  5. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению-рассматриванию детских книг на уроке и во внеурочное время.

  6. Знакомство с простейшими литературными играми (викторина, кроссворд).

 

Знания, умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся на уроках внеклассного чтения в 3 классе. 

1)       Знание детских книг и произведений писателей, с которыми знакомились на уроках внеклассного чтения.

2)       Знание элементов книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие).

3)       Умение выбирать книгу: определять примерное содержание книги по ее элементам, ориентироваться в книгах одного автора или однотемных книгах разных авторов, пользоваться рекомендательным списком, выбирать книги по теме урока внеклассного чтения, охарактеризовывать выбранную книгу в целом.

4)       Умение читать книги: прочитывать за неделю произведение объемом 10-12 страниц к концу 1 полугодия и 20-25 страниц к концу 2 полугодия.

5)      Подготавливаться к ответу по прочитанному, пользуясь рекомендациями учителя: правильно назвать книгу и произведение, воспроизвести содержание прочитанного, опираясь на вопросы учителя, выделить законченную по смыслу часть текста, прочитать ее или передать ее содержание, пользуясь любым освоенным видом пересказа.

6)      Умение содержательно проводить досуг с помощью книги – играть в литературные игры, с которыми познакомились  в процессе обучения.

 

Основные знания и умения учащихся 4 класса: 



1)      Знание приемов выбора нужной книги для чтения на определенную тему, использование книжной выставки, рекомендательного указателя или открытого доступа к книжным полкам детской библиотеки;

2)      Навык самостоятельного определения содержания незнакомой книги по ее элементам (титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации) и умения правильно записывать на карточку нужную книгу, статью из газеты и журнала;

3)      Умение самостоятельно выбрать и прочитать детскую книгу (художественную и научно-познавательную), привлекая книги-справочники, периодическую печать или другие источники для подготовки к ответу по теме урока;

4)      Умение кратко передать содержание прочитанного (в целом или отдельных эпизодов), а также составлять рассказ о герое, пользуясь планом, предложенным учителем, или по самостоятельно составленному плану;

5)      Знание 3-5 книг (произведений по каждому из основных тем детского чтения, серийных книг, предназначенных для младшего школьного возраста, важнейших отличительных признаков справочной литературы);

6)      умение пользоваться доступными справочниками;

7)      Умение целенаправленно читать детскую периодику и систематически использовать ее на уроках по всем предметам и во внеурочное время;

8)      Умение пользоваться детской книгой для самостоятельной организации занимательного досуга;

  

Организационно – методическая структура урока внеклассного чтения: 

1.        Решение задач по ориентировке в книгах.

2.        Чтение учителем произведения вслух.

3.        Беседа-рассуждение о прочитанном.

4.        Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать.

5.        Чтение учащимися названного произведения про себя.

6.        Выявление и оценка качества самостоятельного чтения – рассматривания книги.

7.        Рекомендации ко внеурочной деятельности с книгой на текущую неделю. 

 

Структура урока внеклассного чтения (2 класс) 

1.      Решение задач по ориентировке в книгах.

2.      Чтение учителем произведения вслух.

3.      Беседа-рассуждение о прочитанном.

4.      Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать.

5.      Чтение учащимися названного произведения про себя.

6.      Выявление и оценка качества самостоятельного чтения – рассматривания книги.

7.      Рекомендации ко внеурочной деятельности с книгой на текущую неделю. 

 

Структура урока внеклассного чтения (3 класс)

1 тип: основной.

1. Работа с выставкой книг, прочитанных к уроку.

2. Беседа о героях прочитанных книг и их авторах.

3. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей учителем.

4. Задание на дом. 

2 тип: урок – отчет.

1. Групповые выступления учащихся по заранее заданному учителем плану.

2. Выступление учителя, знакомящее детей с новыми возможностями использования книг при организации своего досуга.

3. Коллективная литературная игра (или конкурс) по избранной теме для выявления победителя (по уровню начитанности, умению ориентироваться в мире книг).  

 

Структура урока внеклассного чтения (4 класс) 

1. Работа с прочитанными книгами к уроку (книжной выставкой). Расширение и упорядочение читательского кругозора учащихся за счет коллективного опыта.

2. Беседа о том, что удалось узнать из прочитанных книг по теме урока.

3. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей учителем и углубление читательского кругозора.

4. Домашнее задание.

 


№ урока

Дата

Тема урока

Цели урока.

План

Факт

2 класс

3 класс

4 класс

1.Ознакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами: пословицы, поговорки, песни, потешки, считалки, загадки и т.д.

2.Развивать память, речь, артистические способности.

3.Воспитывать интерес к  УНТ, истории русского народа.


1

 

 

Малые фольклорные жанры. «На ярмарке».

Пословицы, поговорки,

считалки,

скороговорки


Загадки на разные темы 

Песни, потешки, шутки - прибаутки 

2

 

 

Русские народные сказки.

1.Ознакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра.

2.Формировать умение передавать содержание произведения.

3. Развивать мышление, речь.

4.Воспитывать интерес к народному творчеству, русской словесности.



Животные сказки

Бытовые сказки.

Иван – герой русских сказок. (волшебные сказки) 

3

 

 

Сказки разных народов. 

 

Колосок, Рукавичка

(украинская сказка), Легкий хлеб (белорусская сказка),

Айога (ненецкая сказка)


Сказки народов Востока 

Азербайджанские сказки с участием злых сказочных великанов - дивов

1.Познакомить с народными сказками разных стран, их особенностями, с бытом и традициями разных народов.

2.Развивать ассоциативное мышление, память.

3.Воспитывать трудолюбие, уважение к старшим, сострадание.


4

 

 

Творчество А.С. Пушкина.

1.Познакомить с творчеством А.С.Пушкина – сказочника, его биографией, понятием авторская сказка (литературная).

2.Развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения.

3.Воспитывать любовь к русской поэзии, русскому языку, интерес к творчеству А.С.Пушкина.


Сказки А. С. Пушкина.

Поэзия А.С.Пушкина

5

 

 

Сказки русских писателей (Л.Н. Толстой, В.В.Даль, В. Одоевский, С.Т. Аксаков, Н. Телешов)

1.Ознакомить с литературными сказками классической литературы 9-20 веков, творчеством русских писателей – сказочников.

2.Учить находить главную мысль в сказке, находить признаки народных сказок в литературных.

3.Развивать мышление, речь, обогащать словарный запас.

4.Воспитывать милосердие, уважение к старшим, трудолюбие.



Сказки В.В.Даля,

К.Д. Ушинского 



Сказки В.Одоевского,

С.Т.Аксакова,

Н.Телешова.


Творчество Л.Н.Толстого 

6

 

 

Сказки русских писателей о детях (И.Токмакова, Е Шварц, В Губарев, В Медведев, К.И.Чуковский)

1.Ознакомить с литературными сказками классической литературы 9-20 веков, творчеством русских писателей – сказочников.

2.Учить находить главную мысль в сказке, находить признаки народных сказок в литературных.

3.Развивать мышление, речь, обогащать словарный запас.

4.Воспитывать милосердие, уважение к старшим, трудолюбие.



Стихи – сказки К.И.Чуковского 
 
 
 
 

Сказка  
 
 

Е.Шварц, В.Губарев, И Токмакова

7

 

 

Басни И.А. Крылова  

1.Обобщать знания учащихся о баснях И.А.Крылова.

2.Продолжить работу по формированию умения находить мораль в произведении.

3.Развивать память, внимание.

Воспитывать интерес к чтению.



Басни о животных

Басни о людях 

8

 

 

Стихи русских поэтов об осени (поэтический час) 

1.Ознакомить со стихами об осени русских писателей.

2.Раскрыть прелесть и образность художественных описаний природы, давать словесные иллюстрации.

3. Развивать речь, воображение, образное мышление.

4.Воспитывать любовь к природе, учить видеть красоту.



9

 

 

О братьях наших меньших (Рассказы о животных)  В. Чаплиной, Б. Житкова, Е.Чарушина, В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина).

1.Ознакомить учащихся с природоведческими рассказами и сказками, творчеством писателей – анималистов.

2.Развивать наблюдательность, фантазию, мышление.

3.Воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.


В.Бианки, Н.Сладков, Е.Чарушин

В.Чаплина, Б.Житков.

Пришвин – певец русской природы.

10

 

 

Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют (книга В.Л. Дурова. «Мои звери»)

1.Познакомить детей с опасной и интересной профессией дрессировщика.

2.Прививать любовь к животным



11

 

 

Стихи о детях и для детей. С. Маршака,    А Барто, С. Михалкова.

1.Ознакомить с творчеством детских поэтов.

2.Учить отличать сатирические произведения от юмористических.

3.Развивать мышление, выразительность речи, память.

4.Воспитывать трудолюбие, честность, умение дружить, скромность.



Стихи А.Л.Барто, С.В.Михалкова

Стихи С.Я. Маршака.

12

 

 

Рассказы и сказки Н. Носова

1.Ознакомить с творчеством Н.Н.Носова, особенностями его рассказов и сказок.

2.Развивать мышление, память, наблюдательность.

3.Воспитывать умение дружить, честность, ответственность, умение принимать решения.


13

 

 

«Здравствуй, гостья-зима!» (Стихи русских поэтов о зиме). Интегрированный урок с уроком трудового обучения.

1.Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов-классиков о зиме.

2.Расширить знания об их творчестве.

3.Развивать речь, память, мышление.

4.Прививать любовь к природе, к поэзии.



14

 

 

Современные детские журналы (библиотечный урок). Экскурсия в библиотеку

1.Ознакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детскими журналами, их структурой.

2.Развивать творческие способности, мышление, речь.

3.Воспитывать интерес к чтению периодической печати.


15

 

 

 «Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники. (библиотечный урок). Экскурсия в библиотеку. 
 
 

1.Ознакомить с различными видами энциклопедических изданий, учить искать в них необходимую информацию.

2.Развивать речь, мышление, умение слушать.

3.Воспитывать любознательность, интерес к чтению, к книге.


16

 

 

Твои защитники.

1.Познакомить учащихся с событиями ВОВ.

2.Рассказать о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ.

3.Познакомить с произведениями о войне.

4.Развивать речь, навыки анализа.

5.Воспитывать уважение к подвигу наших предков, гордость за нашу Родину, армию, ненависть к насилию, жестокости.


Стихи о ВОВ. 

Рассказы о подвигах наших соотечественников в ВОВ.

17

 

 

Богатырские сказки. Былины. 

1.Познакомить детей с жанром «Былина».

2.Рассказать об истории возникновения былин и богатырских сказок.

3.Выявить признаки былины, богатырской сказки.

4.Развивать воображение, навыки выразительной речи, расширять словарный запас.

5.Воспитывать интерес к истории нашей Родины.


Богатырские сказки

Былины. 

18 

 

 

Урок-отчет «От чистого сердца» (произведения о маме).

1.Познакомить учащихся с произведениями о маме, с их авторами.

2.Развивать память, речь, мышление.

3.Воспитывать любовь и уважение к близкому человеку – маме.


19

 

 

Зарубежный фольклор.

1.Познакомить с малыми жанрами зарубежного фольклора в переводах С. Маршака, К.Чуковского, Г Кружкова и др.

2.Показать сходные черты в произведениях зарубежного и русского фольклора.

3.Развивать воображение, выразительную речь, память.

4.Воспитывать трудолюбие, умение дружить, бережное отношение к вещам.



Переводы С.Я.Маршака. 
 

Переводы К.И.Чуковского.

Переводы Г Кружкова и др авторов. 

20

 

 

Литературные сказки зарубежных писателей. Сказки Ш. Перро

1.Познакомить с биографией и творчеством Ш.Перро.

2.Учить находить главную мысль сказки.

3.Развивать память, мышление, умение ставить вопросы к тексту.

4.  Воспитывать сочувствие, уважение к труду, вежливость.



21

 

 

 Сказки Г.Х. Андерсена. 
 
 
 
 

1.Познакомить с биографией, творчеством Г.Х Андерсена.

2.Учить находить главную мысль сказки, формулировать ее.

3.Развивать мышление, анализ, умение делать выводы.


22

 

 

 Сказки братьев Гримм. 
 
 
 
 
 

1.Познакомить со сказками братье Гримм.

2.Учить ставить вопросы по содержанию сказки, определять главную мысль сказки.

3.Развивать мышление, анализ, наблюдательность.

4.Воспитывать сочувствие, уважение к труду.



23

 

 

«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!».

1.Ввести учащихся в богатство литературы о ратных подвигах нашего народа.

2.Воспитывать патриотические чувства, любовь и гордость к нашей Родине, народу.

3.Развивать память, мышление, речь.


Л. Кассиль «Твои защитники»

С. Баруздин. «Шел по улице солдат».

Рассказы С.Алексеева.

24

 

 

 Стихи о весне. Поэтический час. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Познакомить учащихся со стихами русских поэтов о весне.

2.Учить находить в стихах сравнения, олицетворения.

3.Развивать речь, воображение, память, образное мышление, умение переводить словесную информацию в зрительную.

4. Воспитывать любовь к природе, русской поэзии.



25

 

 

«Все наоборот». Веселые стихи Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова, Г.Сапгира, В.Берестова, Ю. Морица, Б Заходера, И. Токмаковой, Г. Остер

1.Ознакомить с творчеством поэтов – обериутов, обратить внимание на слово, творчество поэтов.

2.Учить искать в значении слова новый смысл, алогизм, придумывать новые слова.

3.Развивать наблюдательность, фантазию, воображение.

4.Воспитывать интерес к поэзии, поэтическому творчеству.



Творчество Б.Заходера. 
 
 

Творчество Г.Остера 

И.Токмакова,АВведенский,ЮВладимиров, Г Сапгир, В Берестов и др.

26

 

 

Знакомство с книгой И.Симонова «Сказки Ярополческого бора»

1.Познакомить со сказками И.А.Симонова «Русалка светлого  ручья» и «Зорянка».

2.Познакомить с биографией и особенностями творчества И.А.Симонова.

3.Развивать чуткое отношение к слову автора.

4.Воспитывать любовь к родному краю, писателям, воспевавшим его красоту.



27

 

 

Знакомство с творчеством С.Никитина

1.  Обратить внимание детей на красоту природы родного края в творчестве С.К. Никитина;

 2.  Формировать умение выделять главное в тексте, умение подмечать необычное в обычном;

 3. Способствовать формированию и развитию целостной, активно творческой личности, читательского интереса;

 4.  Развивать у учащихся умения анализировать, обобщать и делать выводы;

 5. Воспитывать любовь к природе родного края, желание беречь её


 

 

 

Природа нашего края в рассказах С.К.Никитина.

Приключение елочных игрушек

28

 

 

Знакомство с творчеством В. Солоухина.

1. Познакомить учащихся с творчеством В. Солоухина.

2.Совершенствовать умение ориентиро-ваться в группе книг.

3.Приучать учащихся к само-стоятельному чтению книг при подготовке к уроку.

4. Воспитывать интерес к творчеству талантливых людей, живущих рядом.



Стихи В.Солоухина.

Проза В. Солоухина.

29

 

 

Книга И.Н. Климова «Муромские сказки».

1. Познакомить с былинными героями Владимирского края.

2. Побудить познавательный интерес к родному краю, к истории Владимирской земли.

3. Познакомить учащихся со сказками И.Н.Климова.


И.Н.Климов. «Снегурочка. Баба Яга и внучка. Лиса, волк, медведь и заяц».

Сказки И.Н.Климова о муромском богатыре.

30

 

 

Знакомство с творчеством А.Фатьянова. Поэтический час.

1. Познакомить с биографией и особенностями творчества И.А.Симонова.

3.Развивать чуткое отношение к слову автора.

4.Воспитывать любовь к родному краю, писателям, воспевавшим его красоту.


31

 

 

Стихи и рассказы для детей В.Н.Маркеловой «Что посеешь, то и пожнешь».

1. Познакомить учащихся с творчеством В.Н. Маркеловой.

2.Совершенствовать умение ориентироваться в группе книг.

3.Приучать учащихся к самостоятельному чтению книг при подготовке к уроку.

4. Воспитывать интерес к творчеству талантливых людей, живущих рядом.



32

 

 

Стихи о родном крае

1.Познакомить учащихся с творчеством владимирских писателей.

2.Совершенствовать умение ориентироваться в группе книг.

3.Приучать учащихся к самостоятельному чтению книг при подготовке к уроку.

4. Воспитывать интерес к творчеству талантливых людей, живущих рядом.



Стихи Н.И.Ковалевского.

Стихи В.Полторацкого

Стихи А.Фатьянова, В.Барыкина.

33

 

 

Обобщающий урок  «Путешествие по литературным сказкам».

1.Познакомить учащихся и их родителей, как много дети прочитали.

2.Воспитывать взаимопомощь, любовь к книге.



3.Развивать речь, мышление, память.

34

 

 

Резервное время.

 

35

 

 

 




























 



Смотрите также:
Тематическое планирование по внеклассному чтению (2,3,4 классы)
219.48kb.
1 стр.
Тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе
27.68kb.
1 стр.
Тематическое планирование по предмету физика. Класс 10. Количество часов в год: всего 68, в неделю 2 ч
318.11kb.
1 стр.
Из опыта работы по внеклассному чтению
696.1kb.
6 стр.
Тематическое планирование курса химии 10-го класса п химия в школе 2006, №6, с 46
247.15kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование уроковлитературыв 8 классе № год № четв. Тематическое
190.42kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Трудовое обучение» на 2010-2011 учебный год
894.7kb.
5 стр.
Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 8 классе
274.07kb.
1 стр.
«Обычаи, обряды, традиции Народов Северного Кавказа»
145.42kb.
1 стр.
Конспект урока по внеклассному чтению в 3 классе тема урока: Е. Шварц «сказка о потерянном времени»
42.21kb.
1 стр.
Тематическое планирование по предмету «музыка» на 2010-2011 учебный год 1-8 классов мбоу сош №26 г. Стерлитамак
603.87kb.
7 стр.
Программа и тематическое планирование курса краеведения (9 класс), изучаемого по первой модели
274.39kb.
1 стр.