Главная страница 1
Тема. Е.Замятин «Мы».

(Погружение в художественный мир

романа).
Цели: погружение в художественный

мир романа как антиутопии;

формирование умений отбирать главное

в критическом материале и тексте;

воспитание гуманистического начала личности.

Эпиграф:

С одной логикой нельзя

через натуру перескочить!

Логика предугадывает три

случая, а их миллион.

Ф.Достоевский

Методические приемы: обсуждение вопросов домашнего и индивидуальных заданий, работа с текстом.

Оборудование: компьютерная поддержка (Замятин и его время), схема ЕГ, иллюстрации, выполненные ученицей.
ХОД УРОКА:

1. Вступительное слово учителя.

Для современного читателя Е.Замятин – автор фантастического романа «Мы», романа-антиутопии, написанном в 1921 году, а опубликованном у нас в 1988 году. Главная книга и не без причины. Роман стал экстрактом обжигающей горечи, чувством ошибочности современного выбора, такой болью за человека. Главное в сюжете – превращение человека в винтик, трагедия преодоления человека в человеке. Великая операция страшна тем, что проходит под лозунгом гарантированного блага… Автора обвинили в еретичестве. И он пропал, выпал надолго из литературы. Но не сдавался…

Уже навсегда замолкли Блок и Короленко, Гумилев и угомонившийся Горький, вне родины оказались Бунин, Ходасевич, Цветаева… В насильственную ссылку или эмиграцию отправлены философы, непримиримые умы: Н.Бердяев, П.Сорокин, И.Ильин, Л.Карсавин. А ведь великую литературу, по Замятину, всегда делали «безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики». В письме к Сталину З.: «Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой». Может быть, это еретичество и было самым главным подвигом писателя, его наибольшей заслугой перед литературой?!

Итак, познакомимся поближе с писателем и его временем, идеями времени.

(Компьютерная презентация к уроку с помощью интерактивной доски).


II. 1. Слово ученикам. Индивидуальные задания.

1. Тэйлор Фредерик (1856-1915)

У современников Е.Замятина имя Тэйлора было очень популярным. Выдающийся американский инженер-изобретатель, основоположник научной организации труда: разработал систему организации и нормирования труда и управления производством, подбора, расстановки и оплаты рабочей силы, направленную на повышение производительности.

Выбирается наиболее искусный, сильный рабочий, обученный самым совершенным методам труда. Его работа хронометрируется, а показатели выработки становятся нормой для всех рабочих. От выполнения нормы зависит оплата труда.

Такая организация труда основывается на сугубо рациональном подходе к человеку, на максимальном использовании его сил и способностей в интересах производства. Эта система научная, во многом прогрессивная, но уравнивает деятельность человека и работу механизмов.

Восхищаясь гением Тэйлора, герой «Мы» с пренебрежением произносит имя Канта.

2. Кант Иммануил (1724-1804)

Кант – выдающийся немецкий философ, основоположник немецкой классической философии. Исследовал границы человеческого познания («Критика чистого разума»). Он утверждал, что разум не может познать мир как таковой, что человеку доступен не объективный мир, и лишь субъективный мир ощущений. Человек, по Канту, не пассивное создание природы или общества, он способен сам определить свою волю и поведение. Но, признав за собой право на самостоятельность, человек должен признавать это право за всеми окружающими.

Кант так сформулировал нравственный закон: «… поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство», «другой человек должен быть для тебя святым».

3. А.Гастев.

Поэт, публицист.

«Социальное нормирование в недрах рабочего класса чувствуется не только в области чисто трудовой жизни, но проникает во весь социальный уклад, во весь быт…

Постепенно, расширяясь, нормировочные тенденции внедряются в боевые формы рабочего движения: стачки, саботаж – в социальное творчество, питание, квартиры и, наконец, даже в интимную жизнь, вплоть до эстетических, умственных и сексуальных запросов пролетариата…

Машинизирование не только жестов, не только рабоче-производственных методов, но машинизирование обыденно-бытового мышления, соединенное с крайним объективизмом, поразительно нормализует психологию пролетариата… Вот эта-то черта сообщает пролетарской психологии поразительную анонимность, позволяющую квалифицировать отдельную пролетарскую единицу как А, В, С или как 325, 0,75 и 0… уже нет миллиона голов, есть одна мировая голова…».

4. Слово учителя о Николае Бердяеве, выдающемся русском философе, идеи которого нашли отражение во многих литературных произведениях начала ХХ века и в романе Замятина в частности. Вот, что писал об утопиях Николай Бердяев: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?» Возможно, эти слова Бердяева послужили одной из причин для написания Замятиным антиутопии «Мы».

«Мы» - ассоциации с идеями времени, реминисценции с Ф.Достоевским.

2. Время, когда рождались утопии.

Теория. Вспомним определение утопии, антиутопии.

3. Слово о Замятине. Сообщение ученицы. Портрет писателя.
III. Проблематика. Художественное своеобразие, образ ЕГ в «Мы».

Выступления учащихся:

1. Жанр диктовал выбор сюжетного приема, особенности композиции. Повествование представляет собой записи-конспекты строителя космического корабля (в наше время его бы назвали главным конструктором). Он рассказывает о том периоде своей жизни, который сам определяет как болезнь. Каждая запись (их 40) имеет свое заглавие, состоящее из нескольких предложений. Первые предложения обозначают микротему главы, а последние – выход на идею: «Колокол. Зеркальное море. Мне вечно гореть»; «Желтое. Двухмерная тень. Неизлечимая душа»; «Авторский долг. Лед набухает. Самая трудная любовь».

2. Стиль писателя. Форма конспекта – и никаких эмоций, короткие предложения, многочисленные тире и многоточия. Для понимания содержания многие слова пишутся только с большой буквы: Мы, Благодетель, Часовая Скрижаль, Материнская Норма. Искусственный, сухой язык идет от искусственности того мира, в котором живут герои.

3. Слово – главное оружие.

В «Мы» слышим язык инженера, строителя, математика. Самое интересное то, что Замятин форму своего языка обернул именно против математичности, против организованности, против «железной логики» точных наук. Язык для Замятина есть форма выражения, и эта форма определяет и уточняет содержание.

Почему нумер, а не номер?

- Так, ведь, это – не русское слово, - отвечает Замятин, - искажать не обязательно. (Воспоминание Ю.Анненкова).

- А как же с поговоркой: «Как в номер, так и помер?»

- Очень просто, - ответил Замятин, - как в нумер, так и умер». Только и всего.

Будучи инженером-кораблестроителем, привыкшим к общению с миром непогрешимых, заранее предначертанных схем, он не страдал «детской болезнью обожествления схематики, он не хотел «равняться», продолжал самостоятельно мыслить и не считал нужным это скрывать в условиях советского режима.

«Вот что: представьте себе квадрат, живой, прекрасный квадрат. И ему надо рассказать о себе, о своей жизни. Понимаете – квадрату меньше всего пришло бы в голову говорить о том, что у него все четыре угла равны. Вот и я в этом квадратном положении. Для меня это – равенство четырех углов, но для вас это, может быть, почище, чем бином Ньютона».

Здесь уже супрематизм Малевича, знаменитый его черный квадрат на белом фоне, прогремевший на весь мир.

4. Слово о К.Малевиче.

КаземирМалевич (1878-1935), русский художник, теоретик искусства и философ. Прошел путь практически через все стили того времени – от живописи в духе передвижников к импрессионизму и мистическому символизму. Работая над оформлением оперы «Победа над солнцем» Малевич создал свой знаменитый «Черный квадрат». Это простая геометрическая фигура на белом фоне и своего рода апокалиптический занавес над прежней историей человечества и призыв к строительству будущего. Мотив всесильного художника, начинающего с нуля, доминирует и в «супрематизме» - новом методе, призванном, по замыслу Малевича, увенчать собою все предыдущие течения авангарда.

5. Слово о звукообразах. Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение. Но Р - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д,Т - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме. Звуки М ­- о милом, мягком, о матери, о море. С А связывается широта, даль, океан, марево, размах. С О – высокое, глубокое, море, лоно. С И – близкое, низкое, стискивающее… (Приводится воспоминание Замятина в книге Ю.Анненкова).

Н.Оцуп: «Но как обойтись будущим прозаикам без своего учителя? Не будь в то время в Петербурге Замятина, его пришлось бы выдумать».

А.Воронский: «С художественной стороны роман прекрасен…».

Вот как, например, с использованием математических терминов дается характеристика главной героини:

«И я увидел странное сочетание: высоко вздернутые у дисков темные брови – насмешливый острый треугольник, обращенный вершиной вверх, две глубокие морщинки от носа к углам рта. Два треугольника… клали на все лицо тот неприятный, раздражающий Х – как крест: перечеркнутое крестом лицо». В этих острых углах треугольника, в неприятном Х, в «перечеркнутом крестом лице» выражается предсказание трагической судьбы героини.

6. Оксюморон – главный прием писателя:

- дикое состояние свободы;

- благодетельное иго разума;

- математически безошибочное счастье;

- наш долг заставить их быть счастливыми;

- неомраченные безумием мысли лица;

- вдохновение – неизвестная форма эпилепсии;

- душа – тяжкое заболевание;

- самая трудная и высокая любовь – это жестокость.

Подчеркивается искусственность, противоестественное отношение между людьми и отношения между государством и людьми; вывернутые наизнанку представления о человеческих ценностях.

7. Устройство Единого Государства. Работа по схеме.
Благодетель (глава государства)
Оружие: Бюро Хранителей Гимн Единого Государства

Слово, Газовый (полицейская система) Единая Государственная Наука

Колокол Часовая Скрижаль Государственная Газета

(«сердце и пульс Институт Государственных Поэтов

государства») Музыкальный Завод

Зеленая Стена Медицинское Бюро

(ненарушаемая Детско-Воспитательный Завод

граница) Сексуальное Бюро


День Единогласия

Все разумно, все учтено, все подчинено одной цели


8. Выступление юной художницы, подготовившей иллюстрации к роману.

Слово учителя о смысле названия «Мы». Главный герой говорит о себе, что он только один из математиков Великого Государства: «Я лишь пытаюсь записать то, что вижу, что думаю – точнее, что мы думаем (именно так – мы, и пусть это «Мы» будет заглавием моих записей)». Что поражает в этой записи?

- Не я, а мы думаем. Он, великий ученый, талантливый инженер, не осознает себя личностью, не задумывается над тем, что у него нет собственного имени и, как остальные жители Великого Государства, он носит «нумер» - Д-503. Забегая вперед, скажем, что в самую горькую минуту герой думает о матери, для которой он не был бы Строителем «Интеграла», нумером Д-503, а был бы простым человеческим куском ее же самой (36 запись).

IV. О чем же роман «Мы»?

- О великом техническом прогрессе, достигнутом на Земле.

- О счастье, каким его представляют люди в 28 веке.

- О бездуховном обществе.

- О любви и предательстве.

- О тоталитаризме.

- О свободе и несвободе человека, о его праве на выбор.

V. Какое слово чаще всего звучит на первых страницах романа?

- Счастье.

Как живется человеку (нумеру) под бдительным оком ЕГ?

Краткие ответы с цитированием записей:

1. Человеку покорились силы природы, дикая стихия осталась за Зеленой Спиной.

Текст. Конспект 2.

2. «Скрижаль» определяет жизнь Нумеров, превращает их в винтик единого, отлаженного раз навсегда механизма. Они одновременно встают утром и заканчивают работу.

Чтение отрывка конспекта 3.

3. Изобретена нефтяная пища. («Правда, выжило только 0,2 % населения земного шара. Но теперь нет проблем с едой»).

4. Победив голод, ЕГ повело наступление против владыки мира – любви, но и эта стихия побеждена.

Конспект 5.

5. Регулируется деторождение, и воспитание детей государство взяло на себя, существует Детско-воспитательный завод.

6. Поэзия и музыка подчинены общему режиму жизни.

Конспект 12.

7. Чтобы нумеров не мучила необходимость самостоятельно оценивать происходящее, издается Единая Государственная Газета, которой безоговорочно верит даже талантливый Строитель «Интеграла».

8. Каждый год в День Единогласия, конечно, единогласно избирается Благодетель.

Конспект 24.
VI. Вывод.

1. Учитель. Так живет Единое Государство. По улицам ходят нумера с лицами, «не омраченными безумием мыслей» (Конспект 2, чтение). И всегда рядом – Хранители, которые все видят, все слышат. Но и это не возмущает, ведь «инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку». Поэтому хранители сравнивают с «архангелами» других людей. Миллионы недумающих людей. Человек – машина – таков «нумер» (не гражданин!) Единого Государства. Автоматизм действий и мышления, никакой работы души. Технический прогресс, оказывается, может не сопровождаться духовным. Противопоставление рационалистической системы мышления, где человек – средство (по Тэйлору), и гуманистической, где человек – цель (по Канту), Замятиным, без сомнения, решается в пользу Канта. Идея равенства для утопии оборачивается в антиутопии «Мы» одинаковостью и усредненностью.

2. Хотелось бы вам жить в таком государстве? Чего боялся Замятин? Чего вы?

3. Чтение фрагментов размышлений учащихся (2-3).



4. Учитель. Математика – великая сила, с ее помощью можно решить любую задачу, но она не придумает ни одной. Ее придумает человек, который поистине Бог слова, красоты и правды и его нельзя запрограммировать. Здесь математика бессильна. Мы соглашаемся с Замятиным и его учителем – великим Достоевским.
VII. Домашнее задание.

Подготовить материал о людях, которые не удовлетворены всеобщим счастьем. Материалы о главном герое.


Смотрите также:
Тема. Е. Замятин «Мы». (Погружение в художественный мир романа)
98.45kb.
1 стр.
Тема: Герои романа "Война и мир"
33.3kb.
1 стр.
Модуль 7 Л. Н. Толстой (1828-1910) вопросы и задания работа с текстом
269.07kb.
1 стр.
Музыкальное воспитание дошкольников
94.96kb.
1 стр.
Нравственный облик Наташи Ростовой, Марии Болконской и Элен Курагиной по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
85.38kb.
1 стр.
Ричард Темпест
151.56kb.
1 стр.
Урок литературы в 8 классе. Учитель шондыбасова м. Ж. Тема урока : Образ Пугачева в повести А. С, Пушкина «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел
23.92kb.
1 стр.
Урок по истории, литературе, мхк: «Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
146.31kb.
1 стр.
Что называется лирикой
96.92kb.
1 стр.
Краткое содержание реферата: «Былины» Былинные богатыри Садко и Василий Буслаевич Художественный мир былины
46.49kb.
1 стр.
Гу курганский областной художественный музей Государственное учреждение «Курганский областной художественный музей»
22.57kb.
1 стр.
Художественный мир поэмы Л. «Мцыри», композиция поэмы
37.74kb.
1 стр.