Главная страница 1
Тема № 2.4 «Мотивация обучения».

1.Понятие «мотив», «мотивация».

2.Мотивы- движущие силы познания.

3.Изучение и формирование мотивов.
Мотивы – главные движущие силы дидактического процесса. Изучение и правильное использование их, формирование личности в нужном направлении – сердцевина педагогического труда.

Мотивация – процессы, методы, средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Со стороны учителя – мотивация обучения, со стороны ученика – мотивация учения.
Мотивация основывается на мотивах.

Мотив – конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. – отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. – динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. – потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы.
Виды мотивов:

  • социальные;

  • познавательные.


Уровни мотивов:

    • широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения); стремление личности через учение утвердить свой социальный статус;

    • узкие социальные (позиционные) мотивы – стремление занять определенную должность в будущем, добиться признания окружающих, иметь достойное вознаграждение за свой труд;

    • мотивы социального сотрудничества – ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими;

    • широкие познавательные мотивы – ориентация на эрудицию, удовлетворение от процесса обучения и его результатов;

    • учебно-познавательные мотивы – ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов;

    • мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний.


Направленность и содержание мотивов:



социальные познавательные профессионально-значимые эстетические

(социально-ценностные)
коммуникативные статусно-позиционные традиционные меркантильные

(утилитарно-практические)
Движущая сила учения – сочетание групп мотивов, находящихся в динамической связи между собой.

Различные мотивы имеют неодинаковую силу влияния на протекание и результаты дидактического процесса.



Наиболее значимы утилитарно-практические мотивы: побудительные и смыслообразующие.

Мотивы учения:




внешние (мотивы обучения)

внутренние (мотивы учения)


осознанные (умения школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию)


неосознанные (существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях)


реальные (осознаваемые обучаемыми и учителями, объективно определяющие школьные достижения)


мнимые (которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах)


Ступени отношения школьника к учению:

  • отрицательное: бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, учителям;

  • безразличное: наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов;

  • положительное: устойчивость мотивов, умение ставить перспективные цели, предвидеть последствия учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути к достижению цели, поиск нестандартных приемов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования.


Активность – степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

Компоненты активности:

  • готовность выполнять учебные задания;

  • стремление к самостоятельной деятельности;

  • сознательность выполнения заданий;

  • систематичность обучения;

  • стремление повысить свой личный уровень и др.


Самостоятельность – определение объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей.

Познавательная активность и самостоятельность школьников неразделимы.
Активизация – управление активностью школьника. – постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Цель: формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Пути:

  1. Разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников.

  2. Использование ситуаций, в которых обучаемые должны:

    • отстаивать свое мнение;

    • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

    • ставить вопросы своим товарищам и учителям;

    • рецензировать ответы своих товарищей;

    • оценивать ответы и письменные работы товарищей;

    • заниматься обучением отстающих;

    • объяснять более слабым ученикам непонятные места;

    • самостоятельно выбирать посильное задание;

    • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;

    • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

    • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

  3. Внедрение в учебный процесс нового поколения интерактивных учебных пособий, специализированных компьютерных программ, мультимедийных обучающих систем, постоянного текущего тестового контроля достижений.

Изучение и формирование мотивов.


Изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием. Практическая деятельность учителя в этом направлении осуществляется с опорой на следующий алгоритм:
определение и уточнение целей обучения
выявление возрастных возможностей мотивации
изучение исходного уровня мотивации

(чтобы судить об изменениях)






изучение превалирующих мотивов

(ведущие в учебной деятельности)


изучение индивидуальных особенностей мотивации
анализ причин изменения мотивации

(недостаточный уровень развития мотивационной сферы, низкая обученность, неразвитость учебной деятельности, низкая обучаемость)






формирование должных мотивов

(в ходе учебно-воспитательного процесса в контексте решения всех других задач)


оценка достижений и планирование дальнейших действий
Методы изучения, активизации и развития мотивации учения:

  1. Наблюдение.

  2. Анкетирование.

  3. Интервью.

  4. Беседа.

  5. Экспертная оценка (опросы учителей).

  6. Создание ситуаций (как будет изменяться поведение при изменении условий).

  7. Прием выбора партнера (изучение степени самостоятельности мотивов, зависимость их от взаимодействия с другими).

  8. Прием неоконченных предложений.

  9. Прием неоконченного рассказа.

  10. Рассказ по картинке, воображаемой ситуации (невольное раскрытие волнующих проблем, свое к ним отношение).


Тренинги (процесс формирования мотивации):

    • Мотивации достижений: предположение, что при прочих равных условиях, те обучаемые будут иметь более высокую школьную успеваемость, у которых обострены чувство собственного достоинства и стремление постоянного улучшения своих достижений.

    • Причинных схем: влияет на мотивацию, либо побуждая к определенному поведению, либо вызывая равнодушие и безынициативность. Предпочтение «усилию» как оптимальному способу изменения субъективного представления учащихся о причинах неудач, чтобы любые причинные объяснения заменить недостаточностью собственных усилий.

    • Личной причинности: цель – научить обучаемых искать причины своих неудач прежде всего в самом себе и меньше зависеть от других людей. Чем меньше человек зависит от окружающих, тем он самостоятельнее.

    • Внутренней мотивации: переживание учащимися собственной автономии или личностной причинности; ощущение обучаемым собственной компетентности; возможность свободного выбора.


Смотрите также:
Тема №4 «Мотивация обучения». Понятие «мотив», «мотивация». Мотивы- движущие силы познания
60.21kb.
1 стр.
Мотивация и мотивы спб.: Питер, 2000. 512 с
48.62kb.
1 стр.
Вопрос №7 Мотивация деятельности в менеджменте. Мотивация
20.42kb.
1 стр.
Студенты факультета рекламы: мотивация выбора, мотивация обучения, оценка перспектив
208.54kb.
1 стр.
Мотивация и механизмы стимулирования персонала. Содержание: 4 Внешнеорганизованная мотивация 4
334.21kb.
1 стр.
Мотивация профессиональной деятельности
106.47kb.
1 стр.
Мотивация учебной деятельности
134.83kb.
1 стр.
А. П. Гайдара Повышение мотивации учения учащихся младших классов
146.56kb.
1 стр.
Мотивация обучения
51.58kb.
1 стр.
Х. Хекхаузен Мотив и мотивация: восемь основных проблем
133.04kb.
1 стр.
Мотивация учения: традиционные ценности и современные ориентиры
131.79kb.
1 стр.
Мотивация просоциального поведения 11 мотивация нормативного поведения
383.25kb.
2 стр.