Главная страница 1


Любовь Борусяк
Студенты факультета рекламы: мотивация выбора, мотивация обучения, оценка перспектив
Успешность образовательного процесса в университете зависит от большого ряда факторов, одним наиболее существенных из которых является мотивация самих студентов, их стремление использовать предоставляемые им возможности. Образование – это взаимодействие двух субъектов, а не субъекта (обобщенного преподавателя) и объекта (студента). Если мотивация на приобретение знаний, получение выбранной специальности у студентов есть, то эффективность работы преподавателей существенно возрастает.
При этом необходимо понимать, что в большинстве случаев мы сталкиваемся с двумя, только частично связанными между собой, видами мотивации: мотивация поступить на данный факультет и мотивация к обучению. В большинстве случаев современные выпускники школ очень сильно мотивированы на поступление в вуз, поскольку для современной российской молодежи высшее образование стало нормой, а нормативное регулирование является весьма и весьма жестким. Вопрос только в том, какой университет и какую специальность выбрать. В этом смысле государственные вузы вообще и элитные университеты, в особенности, находятся в привилегированном положении. За два постсоветских десятилетия частные вузы по своей престижности не только не смогли приблизиться, но оказались неспособными даже конкурировать с государственными. Сегодня, в ситуации «демографической дыры», когда число абитуриентов резко упало, частные вузы становятся все более маргинальными. Что касается государственных вузов, то за этот, уже достаточно длительный период, сложилась достаточно четкая пирамида вузов по их престижности, и Высшая школа экономики (наряду с очень небольшим числом других лучших вузов) находится на вершине этой пирамиды. Мотивация на поступления в ГУ – ВШЭ остается очень и очень высокой, причем это относится практически ко всем факультетам, включая, разумеется, и отделение рекламы.
Проблема в том, что в России сложилась парадоксальная ситуация: норма поступать в вуз и получать диплом о высшем образовании сложилась, она весьма устойчива, а вот нормы полноценно учиться, получать знания, профессиональные навыки и пр. не существует, эта мотивация носит уже только факультативный характер. Иными словами, есть нормы вхождения в вуз и успешного, с соответствующим документом выхода из него, но регулятивных норм, что нужно делать в течение 4-6 лет между этими двумя событиями, нет или почти нет.
Я полагаю, что изначальная мотивация имеет значение для обучения студента в вузе, но это значение не играет решающей роли. В благоприятных условиях мотивация может возникнуть уже в процессе обучения, то есть обстановка вуза (его доброжелательность по отношению к студентам), качество учебных программ, уровень преподавания, позитивный психологический климат могут способствовать существенному повышению мотивированности студентов в ходе образовательного процесса.
Данная статья посвящена анализу мотивации студентов при поступлении на отделение рекламы ВШЭ и при обучении в нем. При этом я опираюсь на данные опросов студентов второго курса отделения рекламы, которые проводились в марте 2009 и в марте 2009 года на первом занятии по предмету «Социология рекламной деятельности». Студентам предлагалось ответить на ряд вопросов, в том числе касающихся мотивации при выборе специальности, отношения к образовательному процессу, ожиданий относительно своей будущей карьеры. Кроме того, задавались вопросы о том, как студенты оценивают современную российскую рекламу, что им нравится и что не нравится, какие образы им кажется целесообразным использовать для рекламирования разных типов товаров и услуг и пр. Анкета является анонимной, но студенты (при желании) могут ее подписать, что некоторые из них и делают.
Мотивация при выборе вуза и факультета
Поскольку выбор будущей профессии у российских школьников в большинстве случаев носит в той или иной степени случайный характер, мы исходим из того, что рост мотивации к обучению или ее снижение во многом обусловлены особенностями самого образовательного процесса, степенью его благоприятности для студентов. Как известно, в большинстве случаев выбор вуза и специальности представляют собой поиск наиболее приемлемого решения из ряда относительно разнородных альтернатив. Это своего рода компромисс между желательным и возможным. В большинстве случаев выбор совершается исходя из уровня оценок по ЕГЭ, из диапазона приемлемости (люблю – не люблю математику или физику и пр.), из представлений родителей (как правило, именно их роль наиболее активна) и абитуриентов о перспективности будущей профессии и пр. Затем документы подаются в несколько вузов и на несколько разных специальностей, причем разброс может быть довольно широким. Это нормально для нашей ситуации, когда школу заканчивают раньше, чем в других европейских странах, и не принято брать «тайм-аут» перед поступлением в вуз, чтобы оглядеться, разобраться в собственных предпочтениях, как это принято во многих странах.
Какие же мотивации на поступление рекламного отделения факультета Прикладной политологии ГУ – ВШЭ характерны для студентов? Обратимся к анализу их анкет.


  1. Вышло случайно

Такое объяснение ежегодно дает значительное количество студентов, от трети до 40%. Приведем несколько выдержек из анкет1: «Вышло случайно, я хотела на перевод. Узнав о Вышке, пошла на культурологию, но потом узнала, что открывается реклама – конкурс небольшой и будет прибыльно работать», «Случайно. Не поступила на факультет права», «По идее должно быть мало технических предметов. Плюс я не могла выбрать факультет», «Неосознанно. Решающим фактором стали экзамены, которые нужно было сдавать (нет математики). А также влияние родителей», «Если честно, факультет выбрала совершенно случайно, руководствуясь соображением, что это гуманитарный факультет», «Интересно было узнать, что это такое», «Выбрал без особых соображений».


На первый взгляд кажется, что ключевым при таком выборе можно считать слово «неосознанно», но это не совсем так. Студенты полагают, что выбор произошел в высшей степени случайно, но рациональная или квазирациональная мотивация все же присутствует. Другое дело, что она связана только с поступлением, но не обучением на факультете и не с выбором профессии. Это вообще типично для поступающих в вузы, но есть и специфика, связанная именно с обучением рекламе. Прежде всего, на самом бытовом, элементарном уровне все абитуриенты все же представляют, что такое реклама – они знакомы с ней с раннего детства. Этим они отличаются от поступающих на многие технические специальности, когда сочетания слов в названии факультета зачастую вообще ничего не говорит выпускнику школы. Более того, в массовом сознании существует стереотип, что реклама – дело денежное, с ним не пропадешь. А это обстоятельство сегодня для очень значительной части молодых людей и их родителей является важнейшим аргументом «за» при выборе будущей профессии. Во-вторых, и это, к сожалению, создает для факультета ситуацию ухудшающего отбора, на факультете не требуются результаты ЕГЭ по математике. Математика это, прежде всего, умение логично мыслить. На данную специальность приходит много молодых людей, испытывающих с этим большие затруднения. С одной стороны, факультеты, где не требуется математика, имеют преимущества при наборе – приходит много желающих здесь учиться, с другой – среди них много людей с ослабленными аналитическими способностями. Как мы покажем далее, в сознании значительной части абитуриентов этот недостаток компенсируется тем, что они называют креативностью, творческими задатками, противоставляя тем самым высокое (творчество) и низкое (умение анализировать).


  1. «Хотел во ВШЭ, факультет не важен»

Эту группу абитуриентов я озаглавила цитатой из анкеты. Вот еще высказывания такого же рода: «Хотелось учиться в ГУ – ВШЭ и при этом не пролететь на экзаменах», «Когда я была абитуриентом, мне нравился сам вуз, и я искала специальность, которая мне бы подходила в нем».


Выбор специальности, как правило, состоит из двух этапов, порядок которых бывает разным. Если школьник ориентирован на конкретную специальность, то определившись с ней, на втором этапе он ищет вуз, где ее можно получить с его оценками. А вот в престижных вузах, к числу которых относится ВШЭ, очень часто бывает наоборот: целью является сам вуз, любой факультет, поскольку бренд вуза позволяет надеяться, что любой факультет в нем будет хорошим, а диплом даст преимущества в будущей карьере. Поэтому очень часто на первом этапе выбирают вуз, а дальше находят относительно подходящую специальность. Отметим, что это гораздо типичнее для гуманитарного образования, чем, например, для математического.
Любопытно, что бренд Высшей школы экономики для большинства студентов является несомненным свидетельством успешности будущей карьеры. В разгар финансового кризиса, весной 2009 года, я спрашивала студентов, как может сказаться кризис на их возможность найти хорошую работу. Большинство студентов ответили, что для выпускника Вышки никакой кризис не помеха, работу они найдут.


  1. Полувынужденный выбор

На любом факультете какого угодно вуза учится немало студентов, которые воспринимают свое здесь пребывание как вынужденный компромисс. Одни из них потом будут жалеть, что не удался задуманный выбор, другие поймут, что им повезло. Во многом изменение настроений таких студентов зависит от учебного процесса и, прежде всего, от преподавателей. Если такой студент оказывается в благоприятной, психологически комфортной обстановке, если ему интересно учиться, он становится мотивированным не меньше, а часто и больше многих других однокурсников. Как оказываются такие абитуриенты на отделении рекламы и что они чувствуют к концу второго курса?


«Не поступила в вуз, в который хотела, и мне пришлось поступить на рекламу. Но сейчас не жалею», «Сначала хотела поступать на дизайн, но поняла, что не потяну, и решила, что реклама близка к дизайну, и вообще интересно узнать процесс создания рекламы изнутри», «Потому что меня больше никуда не брали, к тому же мне показалось это интересным», «Хотела поступать на факультет о социологии, о рекламе знала мало. Здесь низкий проходной балл, математика не нужна. Знала, что довольно престижная и развивающаяся область. Когда начался учебный процесс, очень понравились курсы о рекламе», «Сначала хотела поступать на право, но поняла, что не поступлю. Решила пойти по пути меньшего сопротивления. О выборе не жалею», «Я был вынужден это сделать по ряду причин».
Итак, на факультет пришли люди, которые изначально здесь учиться не хотели. Прошло полтора года, и практически все, кто сделал такой полувынужденный выбор, об этом выборе не жалеют. Им интересно учиться, они довольны, что здесь оказались. На мой взгляд, это очень четкий индикатор того, что образовательный процесс на факультете организован успешно. Такой абитуриент, приходя на нежеланный факультет, оценивает его достаточно критически, поскольку ему кажется, что его настоящее место не здесь, а на том, желанном факультете. С его точки зрения поступление на рекламу (в данном случае на рекламу, но таких студентов немало везде) является жизненной неудачей. Но если, начав учиться, он кардинально меняет мнение и потом считает, что на самом деле ему повезло, это весьма позитивно характеризует ситуацию на факультете.


  1. Интерес к рекламе

Такая мотивация, действительно имеющая отношение к будущей профессии, характерна примерно для 1/5 части студентов, что немало: «Очень хотел в ГУ – ВШЭ. Всегда хотел ковать рекламу», «Интерес к рекламной деятельности, индустрии рекламы, креативу, в сочетании с подходящими вступительными испытаниями», «Я выбрала этот факультет, т.к. хотелось чего-то творческого, но не требующего определенных навыков. Реклама мне интересна с 10 класса, хотя я никогда не читала никакой литературу по ней. Я просто созерцала и наблюдала», «Реклама меня интересовала с детства. В рекламе сходится большинство моих увлечений: журналистика, анализ, менеджмент, общение с людьми, креатив», «До факультета рекламы я год отучилась в ГУ-ВШЭ на менеджменте. Закрыла сессию и забрала документы, как только узнала, что появился этот факультет. Подумала, что это мое. За две недели подготовилась к экзаменам, и вот я здесь», «Однажды в 10 классе я увидела ролики – победители «Каннских львов». Они меня очень впечатлили, и решение о будущей профессии пришло само», «До поступления занималась маркетингом, психологией, ходила в театральный кружок. Подумала, что реклама сможет соединить в себе все эти курсы + перспективная профессия + советы друзей и родителей + понимание, что это сможет меня заинтересовать, смогу работать в этой профессии в будущем».


Анализ многочисленных записей в анкетах показывает, что при общем позитивном отношении к данной деятельности, мы лишь в единичных случаях имеем дело с действительно выраженным интересом. Когда девушка пишет об осознанном выборе, об интересе к рекламе еще со школы, но добавляет, что не сделала никаких попыток что-то почитать, узнать о рекламе получше, это не свидетельствует о реально серьезной мотивации. То же самое относится к любителям и ценителям «Каннских львов», для которых реклама – это не бизнес, а красота и высокое искусство. Более того, люди с такими идеализированными представлениями о рекламе, испытывают наибольшее разочарование, когда сталкиваются с реальной ситуацией. Они не готовы согласиться с тем, что реклама – это не только и не столько творчество, сколько серьезная работа в серьезном бизнесе, где требуется не столько самореализация, сколько работа на клиента.
Но все же на факультет приходят и действительно мотивированные студенты, такие, как автор последней из приведенных цитат. Это люди, которые делают рациональный, взрослый выбор. Хотя анкеты анонимные, некоторые студенты их все же подписывают. Как правило, это делают как раз те из них, кто делал осознанный выбор. Должна сказать, что в основном это самые лучшие студенты. Так что если случайный или вынужденный выбор, то есть отсутствие мотивации, нельзя считать отрицательным фактором для дальнейшего обучения, скорее нейтральным, то приход на факультет высокомотивированных студентов является фактором весьма и весьма положительным.


  1. «Перспективная отрасль»

Мы живем в прагматичном обществе. Общепринята точка зрения, что родители и абитуриенты, выбирая специальность, ориентируются на рынки труда, на возможность выпускников хорошо себя обеспечить. Разумеется, большинство абитуриентов факультетов рекламы об этом задумываются, причем реклама в общественном мнении считается отраслью с высокими заработками, а потому воспринимается как перспективная профессия.


В течение многих лет я преподавала на факультете рекламы в частном вузе, где обучаются преимущественно студенты из не очень образованных и не слишком обеспеченных семей. Для них прагматическая составляющая профессии имеет очень большое значение, наряду с творческой и креативной составляющей. Но все же именно возможность хорошо зарабатывать, подняться до среднего класса имеет решающее значение. Там основной частью студентов профессия рекламиста воспринимается как социальный лифт, позволяющий при не очень благоприятных базовых условиях быстро повысить свой социальный статус. Студенты объясняют это тем, что рекламный рынок молод, а потому там нет еще династичности и блата, нужна «свежая кровь». При этом мотивация к получению специальности, означенной в дипломе практически не связана с мотивацией на учебу, на получение знаний. Диплом рекламиста – это в их представлении уже кнопка социального лифта, позволяющего с первого этажа за короткий срок подняться до десятого.
Совершенно иная ситуация на отделении рекламы ГУ – ВШЭ. Здесь преобладают студенты уже принадлежащие к среднему классу, социальные лифты им не к чему. Возможность быстро подняться по социальной лестнице как мотив выбора специальности в анкетах просто отсутствует. Во многом поэтому крайне редко выбор рекламной специальности объясняют исключительно финансовыми перспективами. Такой узко прагматический подход для преимущественно благополучных в социальном и финансовом отношении студентов Вышки не характерен. Да, многих из них волнуют достойные заработки, но не менее, а часто более важное значение имеет то, что профессия интересная, творческая:
«Перспективно. Нехватка профессиональных кадров рынке труда. Интерес к незнакомой мне области жизни», «Необычно и интересно; развивающаяся отрасль; надежды на перспективную работу; это весело», «Это очень востребованный бизнес», «Хотелось чего-то творческого, но не требующего определенных навыков», «Творческая самореализация в профессии, возможность получения достойной зарплаты», «Этот вид деятельности мне представляется новым и творческим. Хотелось попасть на волну развития этой специальности», «Относительно новое направление, развивающееся, в котором не сказано последнего слова», «Модно, интересно, творчески, захватывает», «Свежо, интересно и перспективно», «Реклама, на мой взгляд, максимально раскроет мой потенциал, поможет развить мои навыки. Несмотря на динамичность развития, реклама всегда актуальна, реклама обладает властью над человеком. Мне это нравится, и я хочу быть к этому причастной».
Творчество – вновь возникло это ключевое слово. Учиться должно быть интересно, сам учебный процесс – это не рутина, труд, а веселье и творчество. Конечно, это достаточно опасная мотивация, так как для студента сложно перестроиться как серьезное отношение к учебе, которая никогда не бывает только «увлекательной и захватывающей». Как позитивный момент можно отметить, что такое отношение к будущей профессии предполагает желание в ней работать, а с точки зрения учебного процесса это очень важно.
Студенты-рекламисты: хотят ли они работать по специальности?
Еще с советских времен в массовом сознании бытует представление, что в вузе студентов готовят к будущей специальности. Это представление давно устарело. Известно, что более 70% выпускников технических и педагогических вузов никогда не работают по специальности, причем большинство из них этого и не планировали. Они приходят в вуз за дипломом, который надо получить любым путем, не вкладывая особых усилий в образовательный процесс. С рекламой совсем другая ситуация, очень благоприятная с точки зрения ведения процесса обучения – очень многие абитуриенты, а потом и студенты хотят работать по специальности (см. Таблицу 1).
Таблица 12.

Хотели бы вы после окончания университета заниматься рекламной деятельностью?




в % к числу ответивших

Да, хочу

52

Пока не уверен(а)

42

Не хочу

6

Всего:

100

Половина студентов уверена, что будет работать по профессии – это очень много, особенно если учесть, что только 6% уверены, что в рекламу не придут. Так что ситуация для факультета сложилась очень хорошая. Среди тех, кто не хочет работать в рекламе, нет какого-то единого мотива, и все эти мотивы не связаны с какими-то недостатками образовательного процесса. Кто-то хочет уйти в большой спорт, кто-то собирается сидеть дома, воспитывать детей, кого-то больше привлекает профессия журналиста. И лишь очень немного пишут, что они разочаровались в профессии, точнее, не полюбили ее. Ведь они и пришли на факультет, не сделав осознанного выбора.


Почти половина студентов к середине второго курса еще не определилась со своим будущим, не решили, чем же они будут заниматься. И вот тут существенную роль играет то, что они пока еще слабо разобрались в том, что представляет собой рекламный бизнес (см. Таблицу 2).
Таблица 2.

Знакомы ли вы с основными специальностями внутри рекламного бизнеса?




в % к числу ответивших

Да, в полной мере

38

Только частично

52

Очень слабо

10

Всего:

100

Как мы видим, лишь немногим более трети студентов хорошо представляют себе, чем может заниматься рекламист. И это та лакуна, на которую необходимо обратить внимание, и постараться заполнить преподавателям факультета. Многие студенты просто не знают, чем они могли бы заняться в этой отрасли, что им подходит. Отвечая на вопрос, чем именно они хотели бы заняться в рекламной отрасли, почти половина затруднилась ответить. Относительно массовых вариантов было четыре: 1. Брендинг – 22%, 2. Еvent-менеджмент – 18%, 3. Копирайтинг – 10%, PR – 8%3. Остальные специальности были названы в единичных анкетах - от одного до четырех раз. В порядке убывания это креатив, маркетинг, медиапланирование, BTL, Интернет-реклама, рекламная фотография, политическая реклама и социальная реклама. Это четко показывает, что профессиональную ориентацию внутри бизнеса необходимо усилить, особенно на младших курсах.


Рекламист – какой он? Взгляд студентов
Реклама – занятие творческое, интересное, захватывающее, и при этом еще перспективное и хорошо оплачиваемое. Примерно такие представления сложились у молодых людей при поступлении на факультет. К сожалению, они мало меняются на младших курсах. Понятно, что такая картинка в сознании студентов весьма далека от действительности, и что их представления обязательно нужно сделать более реалистичными в процессе обучения – и чем раньше, тем лучше.
Надо сказать, студенты-рекламисты обладают высокой профессиональной самооценкой (см. Таблицу 3). Хотя лишь единицы решились заявить, что они имеют все замечательные качества, необходимые квалифицированному рекламисту, но абсолютное большинство участников опроса «скромно» соглашается, что у них есть эти качества. Положительно оценивают свои способности 90% студентов, то есть подавляющее большинство. Это означает, что среди группы неопределившихся немалая часть рассматривает для себя возможность пойти в рекламный бизнес. Вопрос только в том, какие качества с их точки зрения необходимы специалисту по рекламе. Если бы студенты в массе своей уже знали, чем именно им хотелось бы заниматься, их ответы имели бы прагматический характер. Но поскольку таких студентов немного, то большинство видят только внешнюю, яркую, привлекательную сторону профессии, забывая, что это бизнес и достаточно жесткий. С одной стороны, это хорошо – будущее видится им лучезарным, с другой, плохо, поскольку многие надежды не сбудутся, и их ждет большое разочарование.

Таблица 3.

Обладаете ли вы качествами, необходимыми специалисту по рекламе?




в % к числу ответивших

Обладаю в полной мере

4

Скорее обладаю, чем нет

86

Скорее не обладаю

10

У меня этих качеств нет

0

Всего:

100

Качества, необходимые рекламисту, по мнению студентов, можно разделить на три большие группы по числу упоминаний. Понятно, что сумма ответов гораздо больше 100%, потому что все студенты называли большое количество таких качеств. Первую группу составили наиболее массовые ответы, последнюю – единичные высказывания. Вопрос в анкете был открытым, студенты сами записывали те качества, которые им кажутся важными.


Высоко необходимые качества:

1. Креативность, нестандартность мышления, творчество – 69%

2. Коммуникабельность, общительность – 44%

3. Кругозор, эрудиция - 35%


Средне необходимые (15-13% ответов): активность, витальность; трудолюбие; аналитический склад ума; гибкость, дипломатичность;
Слабо необходимые (около 10% ответов): ответственность, навыки оратора, юмор, ум, интеллект.
Практически не нужные (1-2 ответа): воображение, желание и умение учиться, стрессоустойчивость, терпение, чувство времени, умение убеждать, целеустремленность, аккуратность.
Первая и последняя группы качеств коррелируют между собой. Рекламщик – это человек творческий, креативный, нестандартный – практически человек свободной профессии, художник, артист. Именно это главное его качество с точки зрения 70% студентов. Зачем такому человеку такие «скучные» качества как терпение, чувство времени, аккуратность, стрессоустойчивость, умение убеждать других людей (то есть клиентов)? Эти свойства необходимы чиновникам, клеркам, но только не рекламщикам. Полет их творческой фантазии не должен быть ограничен ничем. Это чиновники, офисный планктон должны быть целустремленными, ориентированными на карьеру. Человеку творческому это не требуется.
А вот быть коммуникабельным, общительным, иметь общий кругозор, знать понемногу обо всем – это рекламисту нужно, хотя и в полтора раза меньше, чем творческий дар. Быть приятным в общении, производить впечатление самим собой – да. Убеждать – это что-то доказывать, приводить аргументы, природная коммуникабельность эти проблемы снимает, ты и так приятен во всех отношениях.
От 12 до 15% настроены более прагматично, они считают, рекламист должен быть дипломатом, проявлять гибкость, ему необходимо быть активным и трудолюбивым. Для многих из давших такие ответы реклама – это что-то среднее между искусством и все-таки бизнесом, хотя приоритет чаще на стороне искусства и творчества. Понятно, что такие студенты более мотивированы на дальнейшую профессиональную деятельность, у них более разумные представления о ней.
Следующую группу ответов составляют качества, которые считают полезными рекламисту 8-9% респондентов, то есть лишь незначительной части. Первое, что обращает на себя внимание, что в эту группу попал ум, интеллект. Только один студент из 11 вспомнил об этом качестве и назвал в числе необходимых для профессии. На первый взгляд кажется, что понятие ума близко к эрудиции, которую назвал каждый третий участник опроса. К сожалению, это не так. Ум, интеллект – это внутренние качества человека, эрудиция – внешнее, привнесенное.
Не очень важным качеством представляется нашим студентам и ответственность. Это качество в их восприятии, по-видимому, содержательно примыкает к самой слабо наполненной группе – практически качество чиновника. Мало кто из студентов вспомнил о чувстве юмора, которое помогает не только общаться, но и выдерживать стрессовые ситуации. Такие ситуации не воспринимаются основной части студентов как вероятные в их будущей профессии. Показательно, что ни один из респондентов в качестве необходимых рекламисту качеств не назвал культуру, а также честность, этику и пр.
Понятно, что представления студентов о своей будущей карьере очень сильно смещены. Лишь единицы из них будут снимать ролики для «Каннских львов», не слишком многим придется заниматься креативом. А вот массовые рекламные профессии вроде медиапланирования требуют как раз тех качеств, которые студенты считают не нужными, бесполезными и не отвечающими высокому званию рекламиста – творца прекрасного.
Таблица 4.

Нужно ли постараться сделать так, чтобы люди полюбили рекламу?





в % к числу ответивших

Обязательно

22

Желательно

61

Не обязательно

15

Не нужно

2

Всего:

100

Мне кажется, что здесь явная вина нас, преподавателях, которые не готовят студентов к реальной жизни. В анкете был вопрос о том, какой должна быть реклама. Абсолютное большинство ответов сводилось к следующим определениям: креативная, оригинальная, яркая, красивая, талантливая и пр. Понятно, что эти качества прямо соотносятся с такими же качествами у ее создателей. Соответственно, самое частое обвинение в адрес существующей рекламы – банальная, скучная, тупая, некреативная. Лишь около 15% респондентов указали - главное, что должна делать коммерческая реклама, – продавать, то есть быть эффективной. А в этом смысле простенький ролик может быть значительно полезнее, чем блистательный победитель «Каннских львов».


Такая мотивация на получение творческой профессии, а это смещенная, неверная мотивация, приводит и к тому, что студенты полагают: их цель – сделать так, чтобы люди полюбили рекламу, что рекламу вообще надо любить. Понятно, что коммерческая реклама решает другие задачи, не говоря уже о социальной. Мне кажется, что продемонстрированные студентами представления студентов о будущей профессии требуют серьезных коррективов.
Заключение
Опросы студентов-рекламщиков показывают, что в момент поступления на факультет они по своей мотивации слабо отличаются от абитуриентов других специальностей. Как и у большинства выпускников школ на их выбор влияют факторы, имеющие самое косвенное отношение к будущей профессии. Правда, они все же представляют себе, что представляет собой результат той деятельности, которой им предстоит заниматься. С одной стороны, это хорошо, поскольку обучение начинается не с чистого листа, к тому же для большинства поступивших характерно позитивное отношение к выбранной отрасли.
В этом смысле студенты-рекламщики мотивированы на образовательный процесс сильнее, чем очень многие студенты других специальностей. Более того, и это тоже позитивный момент с точки зрения мотивации на получение знаний, более половины студентов хотели бы работать по полученной специальности, считая ее интересной и перспективной.
Но позитивные моменты, к сожалению, очень тесно связаны с негативными. Представления абитуриентов, а потом и студентов о том, какую же специальность они получают, слишком сильно расходятся с реальностью. Процесс обучения должен ликвидировать разрыв между романтическими представлениями молодых людей и тем жестким, а подчас и жестоким бизнесом в который они попадут. Иначе слишком большим может быть разочарование в профессии. К сожалению, переход от дилетантских представлений абитуриентов к профессиональным представлениям специалистов пока налажен недостаточно успешно. Проучившись полтора года, студенты в массе своей не приобретают профессионального сознания, оно становится полупрофессиональным. Это, конечно, короткий срок, но проблема требует серьезного внимания.
С одной стороны, к этому моменту они уже кое-что знают об отрасли, хотя зачастую их представления далеко не полны, но у них нет четкого понимания, зачем создается реклама, прежде всего, коммерческая. Им нравится учиться, их привлекает интересный образовательный процесс. Даже те, кто пришел на факультет случайно, считают, что выбор сделан правильно. При этом основная часть студентов полагает, что им предстоит заниматься деятельностью хоть и коммерческой, но почти полностью относящейся к сфере творчества, искусства, креатива. Это очень сильно приукрашенные, нереальные представления. И вот тут снова встает вопрос мотивации, причем уже относящейся к профессиональной деятельности.
Нам нужно и очень важно готовить студентов к жестким условиям предстоящей работы, чтобы потом их не постигало разочарование вплоть до ухода из профессии. Кроме того, как можно раньше и как можно более подробно студентов необходимо знакомить со всем спектром основных профессий отрасли, а в идеале создавать творческие группы по различным направлениям. Сейчас незадолго до конца второго курса у них эти представления носят очень общий характер, опять-таки с сильным креном в творчество и креатив. И наконец, студенты должны понять, что хорошим рекламщиком, чем бы он ни занимался, может стать только человек умный, ответственный и целеустремленный.


1 Здесь и далее цитаты из анкет даются курсивом, грамматика и пунктуация сохранены.

2 Здесь и далее таблицы составлены на основе опросов студентов второго курса отделения рекламы – март 2009 и март 2010 года.

3 Студенты могли назвать не одну специальность, а больше. В ответах, если они были даны, преобладали наборы из 2-3 специальностей.



Смотрите также:
Студенты факультета рекламы: мотивация выбора, мотивация обучения, оценка перспектив
208.54kb.
1 стр.
Вопрос №7 Мотивация деятельности в менеджменте. Мотивация
20.42kb.
1 стр.
Тема №4 «Мотивация обучения». Понятие «мотив», «мотивация». Мотивы- движущие силы познания
60.21kb.
1 стр.
Мотивация и мотивы спб.: Питер, 2000. 512 с
48.62kb.
1 стр.
А. П. Гайдара Повышение мотивации учения учащихся младших классов
146.56kb.
1 стр.
Мотивация обучения
51.58kb.
1 стр.
Мотивация учения: традиционные ценности и современные ориентиры
131.79kb.
1 стр.
Мотивация просоциального поведения 11 мотивация нормативного поведения
383.25kb.
2 стр.
69. Мотивация и результативность работы организации
43.67kb.
1 стр.
Самодетсрминация и внутренняя мотивация поведения человека в и. чирков
382.28kb.
1 стр.
Мотивация и механизмы стимулирования персонала. Содержание: 4 Внешнеорганизованная мотивация 4
334.21kb.
1 стр.
Научно-исследовательская работа по психологии Мотивация учебной деятельности старших подростков
266.99kb.
1 стр.