Главная страница 1

Урок в рамках элективного курса

«Формирование исследовательских умений

на материале современной прозы» в 9–ом классе

на основе проблемно–исследовательской технологии.




Тема урока: Современная жизнь в произведениях Т.Толстой «Чистый лист» и Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»

Тип урока: урок-исследование.

     Урок «Современная жизнь в произведениях Т.Толстой «Чистый лист» и Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы» в рамках элективного курса «Формирование исследовательских умений на материале современной прозы» в 9 классе проводится после знакомства с произведениями Т.Толстой «Чистый лист» и Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы». Урок является необходимым звеном в процессе подготовки учащихся к единому государственному экзамену, к созданию своих исследовательских работ и важным этапом формирования в сознании школьников целостного представления о сложности современного бытия. Проблемно-исследовательская технология направлена на развитие у обучающихся исследовательского типа мышления при подходе к любой работе. В предыдущие годы обучения в школе девятиклассники мало знакомились с произведениями современной литературы, поэтому они еще плохо понимают термин «современная литература», хотя эти произведения в своем большинстве не оставляют учеников равнодушными. В современных произведениях затрагиваются понятные подросткам темы-проблемы, герои часто напоминают им самих себя, родителей, людей, живущих рядом с ними.
     Произведения Татьяны Толстой «Чистый лист» и Елены Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы» очень актуальны. Оба автора поднимают злободневные проблемы: падение нравственности, бездушия, подростковой агрессивности, проблему семьи. Авторы каждый по-своему подходят к раскрытию тем: авторскую позицию можно увидеть уже в названиях произведений, немаловажную роль в раскрытии замысла играет композиция произведения, сюжет каждого произведения имеет глубокий подтекст, оригинален язык, стиль каждого произведения.
     Девятиклассники, не имеющие достаточных знаний о художественном методе писателя, не могут себе объяснить этого очевидного отличия рассказов «Чистый лист» и «Два сюжета в жанре мелодрамы». На этом противоречии и строится проблемно-исследовательская работа на уроке.
     Учащиеся получают задание к уроку прочитать эти произведения и, осмысливая идейное содержание, подумать над вопросами:
  какие темы-проблемы поднимают современные писательницы?

  • Предлагает ли автор способы решения, поднимаемых проблем?

  Каков идейный смысл рассказов?

  • Какие художественные приемы помогают увидеть позицию автора?

   Цели урока:
– выявить вместе с учащимися идейное содержание рассказов Т.Толстой «Чистый лист» и Е. Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»;
- совершенствовать навыки проблемного анализа литературного произведения;

- формировать исследовательские умения поиска художественных приемов выражения авторской позиции в тексте (подготовка к ЕГЭ);


- побудить учащихся к поискам возвышенного смысла жизни.
   Оборудование урока:
портрет писательниц, тексты произведений, схемы-алгоритмы выявления художественных приемов в тексте, мультимедийная презентация


Технология

Ход и содержание урока

I .Этап актуализации знаний.

Фронтальная беседа учителя о понятиях «литература постмодернизма», «современная литература». Соотнесение с этими понятиями произведений Т.Толстой «Чистый лист» и Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»



Какое впечатление оставили рассказы?
Что особенно запомнилось из этих произведений?

В беседе раскрывается мысль, что содержание этих произведений соответствует понятию «литература постмодернизма», оба автора оригинально, с помощью мистических образов раскрывают современную действительность.



Постмодернизм – это переход в состояние, когда читатель становится свободным интерпретатором и когда писатель не бьет его по рукам и не говорит: «неправильно читаешь, читай иначе», - этот момент высвобождения, и в этом смысле постмодернизм на сегодняшний день – достижение свободы в литературе» (Виктор Ерофеев)

Современные постмодернисты пытаются соединить мир компьютеризированный, мир человеческой обыденности и мир Иной реальности, корни которого пытаются найти в древних мистических учениях.



II .Этап создание проблемной ситуации.
Беседа учителя с учащимися.

Вы прочитали произведения.

Какое чувство вызвали у вас рассказы «Чистый лист» Т.Толстой и «Два сюжета в жанре мелодрамы» Е.Долгопят?  

Какие проблемы поднимают авторы в своих произведениях?
Что их волнует, беспокоит?


III. Этап формулирования проблемы.
Учитель задает вопрос классу.
Открывается запись на доске.
Учитель размышляет вместе с учениками.

Одинаково ли писательницы относятся к современной действительности?


Совместно формулируем и записываем на доске проблему.  



- Да, действительно, рассказы «Чистый лист» (2001 год) Т.Толстой и «Два сюжета в жанре мелодрамы» (2002 год) Е.Долгопят написаны в одно время, оба повествуют о современной нам действительности, поднимают одни и те же проблемы, но отношение к происходящему, свою позицию, они высказывают по–разному, с помощью разных художественных приемов.
Отличается ли отношение авторов к современной действительности в произведениях «Два сюжета в жанре мелодрамы»Е.Долгопят и «Чистый лист» Т.Толстой?

IV. Этап выдвижения гипотез.

Учащиеся коротко совещаются в группах, предлагают гипотезы для решения этой проблемы.


Учащиеся вместе с учителем обсуждают предложенные гипотезы и решают исследовать одну из них.

Гипотеза – отношение к современной действительности Т.Толстой в рассказе «Чистый лист» и Е.Долгопят в произведении «Два сюжета в жанре мелодрамы» различны (во многом схожи).

Особенность авторской позиции можно проследить



  • в названиях произведений «Чистый лист», «Два сюжета в жанре мелодрамы»;

  • в поднимаемых авторами темах-проблемах;

  • в особенностях сюжета произведений;

  • в композиционном построении произведения;

  • в описании портрета, поступках, внутреннем мире главных героев;

  • в пейзажных зарисовках;

  • в особенности языка (манере письма) художественных произведений

объект исследования – рассказы Т.Толстой «Чистый лист» и Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы».

Предмет исследования – авторская позиция в произведении

V. Этап поиска решения проблемы.

Учитель предлагает учащимся каждого ряда исследовать одну из особенностей авторской позиции произведений «Чистый лист», «Два сюжета в жанре мелодрамы»:

1 ряд - сюжет произведения;
2 ряд – система героев, отношение к ним автора;

3 ряд – особенность языка художественного произведения.




В
Язык произведения
процессе работы учащиеся используют вопросы, которые были предложены заранее для осмысления прочитанного, применяют алгоритм выявления языковой манеры письма авторов этих произведений:



Худ. средства



Синтаксические средства


Алгоритм выявления особенности сюжета произведений:


экспозиция



завязка

Развитие действия



кульминация



развязка





Особенность конфликта, сюжетные линии.

Совпадают ли позиции двух современных писательниц, способы их выражения? Подтвердите свои исследования примерами из текста. Сделай те вывод.



VI. Этап формулирования выводов

Учащиеся каждой группы делают устные сообщения о результатах исследовательской работы согласно предложенному уже алгоритму.

 


1 группа – «сюжет произведений».

Сюжет рассказа Е.Долгопят строго выдерживается рамками жанра мелодрамы. Основная часть рассказа – это знакомство с главным героем произведения Колей, 14-летним мальчиком-безотцовщиной. Нас приятно удивляет стремление мальчика иметь семью, его способности в домашнем хозяйстве, работоспособность, сдержанность, педантичность, четкость действий. И вроде бы все хорошо: Коля и Дмитрий Васильевич живут вместе… Тем неожиданнее финал рассказа… Реклама для мальчика – это идеал семейной жизни (другой он не знал), а жизнь его научила добиваться своей цели любым путем, даже ценой жизни ни в чем неповинных людей (мужа и детей Наташи, девушки из рекламы). Соответствует жанру мелодрамы и вторая сюжетная линия в рассказе (Г.В., Татьяна, Этя и Изверг), действие которой происходило сто лет назад, в предреволюционный период. Читатель невольно сопоставляет двух героев: Изверга-революционера и Колю. Изверг-революционер уничтожал на своем пути культуру, историю, религию, любовь, дружбу…. Но это взрослый человек, а Коля – подросток. Что страшнее? К законам мелодрамы относится и тот факт, что кульминационный момент рассказа (сцена убийства) находится в конце произведения. Позиция автора заключена и в неоднозначной, но все-таки позитивной концовке рассказа: «И все же конец времен еще не наступил, и рано говорить о победе изверга или о его поражении».

Сюжет рассказа Т.Толстой «Два сюжета в жанре мелодрамы», на первый взгляд, проще: главного героя рассказа, Игнатьева, «заел быт». Больной ребенок Валерик, измотанная болезнью сына жена, охладевшие отношения с любовницей, отсутствие денежных средств вконец обессилили Игнатьева, Тоска овладела им, ЖИВОЕ в нем болело со страшной силой.. Выход из положения подсказал школьный товарищ (дети у него уже взрослые, жена от него давно ушла…): «Больной орган необходимо ампутировать». С помощью художественных приемов (метафоры, олицетворения) автор делит современную действительность как бы на 2 мира: реальный (безнравственный, агрессивный, больной) и мистический (живой, мир садов, морей…). Так прослеживается борьба добра и зла в мире, эта борьба происходит и в душе главного героя: «Ничего, вот прооперируюсь, куплю машину, и сам буду всех обливать. Мстить за унижения равнодушным». Устыдился низких мыслей, покачал головой. Совсем я болен» (автор использует прием несобственно-прямой речи). Оригинальная концовка рассказа символична: прооперированный Игнатьев приходит на почту и просит «чистый лист». «Чистый лист» становится символом душевной пустоты героя.
2 группа – «система героев, отношение к ним автора».

Главным героем рассказа Т.Толстой является Игнатьев. Автор намеренно не дает описания героя, как бы подчеркивая, что в такой сложной ситуации важна не внешность, а внутреннее состояние героя. Внутренний мир героя отражает действительность: пессимизм, бессилие, заболевание, душевная боль («Живое царь-колоколом било в его трепещущей груди».)… Очень часто внутренний мир героя автор передает через прием несобственно-прямой речи «Жалкий, жалкий, ничтожный! Я точно такой же».

Создавая образ доктора, врача Иванова, автор, наоборот, останавливается на внешности: «Глаз у него не было. Из пустых глазниц веяло черным провалом в никуда, подземным ходом в иные миры… Глаз не было, но взгляд был», Чистый, хирургический ноготь профессора…». Это доктор-смерть, у него нет души, нет внутреннего мира.

Большое внимание автор уделяет речи героев: речь доктора обрывистая, состоит из терминов, цифр, насыщена штампами (ничего человеческого, никаких чувств – речь как и внешность «разит» смертью). Большие изменения с речью происходят у главного героя: до операции она сентиментальна («твои ножки окрепнут, и железки пройдут, ибо папа любит тебя, бледный городской картофельный расточек») а после операции – она жестока, агрессивна, бесчувственна, насыщена жаргонизмами («Ну, ты, нынче, даешь! Я в отпаде. Не споткнись, когда к бабам пойдешь»).

Почти нет описаний героев и в рассказе Е.Долгопят. Вот, например, портрет Дмитрия Васильевича: «Хозяин приближался к сорока годам, был лысоват, в очках, сутулился». Образ главного героя, мальчика Коли, составляют художественные детали: «его маленькие ботинки стояли вровень с ботинками Дмитрия Васильевича. Сам мальчик сидел на кухне у чисто прибранного стола. На чистой плите попыхивала чистая кастрюля,… мойка сияла головокружительной белизной. Мальчик из рекламы казался тихим и молчаливым. На первое был грибной суп, на второе – курица в сметане с картошкой и зеленью, к чаю – сдобные булочки с изюмом». Когда подходили к школе, «Колька горбился, как старичок, и Дмитрий Васильевич подумал, что он похож на беззащитного и страшного Акакая Акакиевича». А вот что говорит о нем учительница: «Неплохой мальчик. Учится не особенно замечательно, но в силу обстоятельств, я думаю. Мать родила неизвестно от кого и подбросила сестре. У сестры у самой трое, ей дела нет, жив Коля или мертв, не то что – сделал ли уроки. Братья Колю поколачивают, места у него нет своего в доме, сейчас он даже и редко бывает в этом доме…А что я могу сделать? В детдом? В детдоме лучше не будет». Символом идеальной семейной жизни, как и в рекламе, для мальчика была лампа под зеленым стеклянным колпаком. С каким безразличием относились к нему люди, с таким же безразличием он совершил страшное преступление, убийство. Еще более «опредмеченным» выглядит революционер-изверг: подобно смертельному оружию, он уничтожал культуру , искусство, любовь, дружбу, семью. Подробнее всего в рассказе описывается врач Г.В. «Красивый мужик, умница, пять языков знал… сейчас таких нет. Вымерли. Сам Г.В. революционной деятельностью не только не занимался, но даже знать ее не хотел. Он ценил свою жизнь, свои занятия, сой досуг». Здесь чувствуется ностальгия автора по прошлому, по дворянской интеллигенции, воспитанию, основанному на понятиях «честь», «семья», «традиции», «любовь».
3 группа – «особенность языка художественного произведения».

Особенностью языка рассказа Т.Толстой «Чистый лист» является метафоричность («в гуле возникали проплешины», лифт – «ночная лодка», «ваш добрый король болен»), которая помогает автору создать «иной мир» (мир сказки), мир уходящий… С помощью этого художественного приема Т.Толстой удается провести грань между добром и злом, подчеркнуть ужас надвигающейся катастрофы (падение нравственности, духовности).

Такое художественной средство, как олицетворение («запертые в его груди, ворочались сады, моря, города», «в города идет тоска») позволяет усилить состояние безысходности. С этой же целью автор использует такие синтаксические приемы, как ряды однородных членов (окрасьте, сядьте, уроните), градация («прокаженные, идите…, звоните в медные колокольчики, несите плохие вести…»), повторы («там собачий лай, там обрывок музыки, а там постукивал…»). Картину надвигающейся катастрофы рисуют и эпитеты («ночной дом», «неясный гул», «запертые в груди», «Бедный мой мир»), цветообразы (сумеречный цвет, медные колокольчики, зола остыла, в чернильном небе, красная луна, ледяные просторы), звукообразы (собачий лай, дом шуршал, неясный гул, обрывок музыки, колокольчики). Рождается впечатление чего-то страшного мистического.

Особенность манеры письма в рассказе Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы» продиктована самим названием произведения: весь рассказ, а особенно экспозиция рассказа написаны в жанре мелодрамы (преувеличенная эмоциональность, резкое противопоставление добра и зла). Звукообразы-олицетворения первой части(«бьет вода, оглушает, ослепляет», «вода обрушивается, как водопад, с грохотом уходит в сток», «осторожные шаги», «вскрикивает») держат читателя в страхе, напряжении. Во второй части рекламы звуков нет… Противопоставлены цветообразы-эпитеты 2-х частей: «квадрат света», в квартире темно, узкая и яркая полоса, «вторая тень перекрывает все» - «лампа излучает мягкий, теплый свет», «белые тонкие чашки», серебряная лопаточка. Отличается и синтаксис: в экспозиции присутствует градация («голая, беззащитная, глухая, слепая, - страшнее, чем во сне, - женщина»), преобладают односоставные предложения (во всей ее квартире темно), неполные предложения (из маленького окна – нежный квадрат). Это позволяет автору создать эффект неожиданности, внезапности: одна картинка быстро сменяет другую.



VII. Этап подведение итогов урока
Беседа учителя с учащимися.

- одинаково ли относятся Т.Толстая и Е.Долгопят к современной действительности? Как они выражают свое отношение к происходящему?

Обеих писательниц волнуют проблемы сегодняшнего дня. Но решение этих проблем они видят по-разному. Метафоричность рассказа Т.Толстой «Чистый лист», создание фантастических образов-символов доктора-смерть, Тоски позволяют гиперболизировать проблему, сделать ее более наглядной, а значит более тревожной. Автор не дает ответов, а «звонит в набат»! даже финал рассказа открытый:

Игнатьев толкнул дверь почты.

- Что вам? – спросила кудрявая девушка.

- Чистый лист, - сказал Игнатьев. – Просто чистый лист.

Содержание рассказа Е.Долгопят, сопоставление двух миров, наталкивает читателя на размышления, ностальгия по ушедшему подсказывает решение проблемы. Любовь, воспитание на понятиях «честь», «достоинство», «красота», интеллигентность – вот ключи человеческого счастья.




Смотрите также:
Современная жизнь в произведениях
122.39kb.
1 стр.
Модель сопровождения инновационных образовательных программ дошкольных образовательных учреждений
146.72kb.
1 стр.
Современная художественная жизнь мурома: тенденции, творчество, институции
381.14kb.
2 стр.
Виктор Лихачев «Единственный крест»
5046.71kb.
23 стр.
Реферат «петербург в произведениях н. В. Гоголя»
262.48kb.
1 стр.
Тема: «Современная система мультимедиа»
374.01kb.
3 стр.
Пояснительная записка Современная музыкальная жизнь многогранна и чрезвычайно противоречива. Ребенка с раннего детства окружает «море музыки»
60.92kb.
1 стр.
Реферат «Тема семьи в произведениях В. И. Белова» ученицы 9 класса Егоровой Инги Владимировны учитель Макарова Г. В
82.75kb.
1 стр.
Задачи: расширить представления школьников о художественном образе в музыке, литературе; показать способы воплощения реальной действительности в произведениях искусства
55.03kb.
1 стр.
Современная подготовка юных спортсменов. Глава №2 Научно-методические проблемы спортивного отбора
517.61kb.
3 стр.
Современная подготовка юных спортсменов. Глава №6 Построение тренировки юных спортсменов
144.24kb.
1 стр.
Социальные и философские проблемы применения биологических знаний и их анализ взято из : «современная культура и генная инженерия»
181.01kb.
1 стр.