Главная |
страница 1Совершенствование внеурочных форм физического воспитания в общеобразовательных учебных заведениях
Внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа является одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе.
Задачи педагогического коллектива
Внеклассная работа строится на основе широкой самодеятельности учащихся.
Функции администрации школы по обеспечению педагогического руководства внеклассной работой по физическому воспитанию заключаются в следующем:
-
координация мероприятий, проводимых во внеурочное время;
-
помощь совету коллектива физической культуры в организации массовой спортивной и физкультурно-оздоровительной работы;
-
содействие укреплению материально-спортивной базы школы и использованию других спортивных сооружений в районе, городе.
Учитель физической культуры:
-
осуществляет непосредственное организационное и методическое руководство внеклассной работой по физическому воспитанию;
-
направляет деятельность совета коллектива физической культуры школы и оказывает повседневную помощь в его работе;
-
организует работу спортивных секций и тренировки сборных команд, привлекая для этого физкультурный актив школы, учащихся детско-юношеских спортивных школ, учителей-предметников, родителей и т.д.;
-
обеспечивает подготовку физкультурного актива (юных инструкторов по спорту, юных судей по спорту, физоргов классов и др.);
-
оказывает методическую помощь учителям начальных классов и классным руководителям по вопросам организации физкультурно-оздоровительной работы в классах;
-
планирует общешкольные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия (массовые соревнования, физкультурные праздники и вечера, «дни здоровья» и т.д.) и обеспечивает их проведение совместно с физкультурным активом, педагогическим коллективом и родительской общественностью.
Если в школе несколько учителей физической культуры, то желательно участие всех их в организации внеклассной спортивной и физкультурно-оздоровительной работы.
Классный руководитель:
-
содействует активному участию школьников в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
-
следит за соблюдением учащимися санитарно-гигиенических требований, а также пропагандирует необходимость ежедневной утренней гимнастики (беседы с учащимися и родителями);
-
помогает физоргам планировать и проводить физкультурные мероприятия, тренировки спортивных команд класса для подготовки к соревнованиям;
-
следит за систематическим проведением физкультминуток на уроках.
Воспитатель группы продленного дня, школы-интерната:
-
следит за соблюдением режима дня учащимися;
-
контролирует выполнение учащимися правил личной гигиены;
-
организует туристические походы, массовые подвижные игры, прогулки, экскурсии, занятия физкультурой и спортом.
Школьный коллектив физической культуры
Практика подтвердила жизненность «Положения о коллективе физической культуры общеобразовательной школы». В настоящее время оно не является обязательным к исполнению и носит рекомендательный характер. В данном разделе представлен его переработанный вариант, адаптированный к условиям современной школы.
Общие положения
Школьный коллектив физической культуры – самодеятельная организация учащихся, способствующая развитию физической культуры, спорта и туризма в школе.
Задачи школьного коллектива физической культуры:
-
создавать условия для привлечения школьников к систематическим занятиям физической культурой, спортом и туризмом;
-
закреплять и совершенствовать умения и навыки учащихся, полученные ими на уроках физической культуры, и на этой основе содействовать формированию жизненно необходимых физических качеств;
-
воспитывать у школьников общественную активность и трудолюбие; развивать творческую инициативу, самодеятельность и организаторские способности.
Функции коллектива физической культуры:
-
организует постоянно действующие спортивные секции и группы общей физической подготовки для учащихся;
-
проводит внутриклассные и внутришкольные соревнования, товарищеские спортивные встречи с другими школами;
-
принимает участие в соревнованиях, организуемых органами управления образования;
-
организует подготовку спортсменов-разрядников;
-
проводит физкультурные праздники, показательные выступления ведущих спортсменов школы, района, города;
-
организует туристические походы и игры на местности;
-
готовит юных общественных инструкторов и судей по видам спорта;
-
ведет широкую пропаганду физической культуры и спорта в школе;
-
расширяет и укрепляет материально-спортивную базу школы (оборудование школьных спортивных сооружений и уход за ними, ремонт и изготовление простейшего спортивного инвентаря).
Организация работы совета коллектива физической культуры
Общее педагогическое руководство деятельностью коллектива осуществляет директор школы. Организационное и методическое руководство осуществляет учитель физической культуры. Коллектив физической культуры ежегодно на собрании представителей классов избирает совет из 5-15 человек, который непосредственно руководит его работой. Совет коллектива избирает из своего состава председателя и секретаря. Между членами совета распределяются обязанности по руководству комиссиями: спортивно-массовой, по пропаганде, по подготовке общественных инструкторов и судей, хозяйственной и др. Совет коллектива физкультуры отчитывается один раз в году перед конференцией представителей классов. Свою работу совет организует с помощью представителей классов и физоргов, являющихся непосредственными организаторами физкультурных мероприятий в классах.
Права совета коллектива физической культуры
Совет имеет право:
-
присваивать звание «Юный инструктор по спорту», «Юный судья по спорту»;
-
давать рекомендации учащимся для поступления в ДЮСШ;
-
представлять списки активистов, физкультурников и спортсменов для поощрения и награждения дирекцией школы и вышестоящими физкультурными организациями;
-
заносить в Книгу почета коллектива физической культуры фамилии лучших активистов, физкультурников и спортсменов.
Обязанности членов коллектива физической культуры
Член коллектива обязан:
-
успешно сочетать учебу в школе с регулярными занятиями физической культурой и спортом;
-
сдавать нормативы (соответственно возрасту) на получение спортивного разряда;
-
принимать активное участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы;
-
соблюдать рекомендации школьного врача по вопросам самоконтроля и соблюдения правил личной гигиены;
-
способствовать укреплению материально-спортивной базы школы.
Спортивная форма
Коллектив физической культуры может иметь свою спортивную форму, утвержденную советом коллектива школы.
Учет и отчетность
В школьном коллективе физической культуры ведется следующая документация:
-
журнал учета работы коллектива физической культуры и календарь спортивно-массовых мероприятий на учебный год;
-
дневник учета работы физорга класса;
-
журнал учета занятий в спортивных секциях, кружках и группах ОФП;
-
приказы на спортсменов-разрядников (подтвержденные соответствующими протоколами);
-
книга рекордов учащихся школы.
Положение о юном судье по спорту
-
Звание «Юный судья по спорту» присваивается решением совета коллектива физкультуры мальчикам и девочкам в возрасте 11-15 лет, активно участвующим в спортивной работе, окончившим судейские семинары и имеющим практику судейства не менее трех соревнований с оценкой «хорошо», и утверждается приказом по учебному заведению.
-
Учащиеся, получившие звание «Юный судья по спорту», имеют право судить все спортивные соревнования школьников, включая республиканские.
-
По достижении 15 лет учащимся, имеющим звание «Юный судья по спорту» и выполнившим необходимые требования, присваивается следующая судейская категория – «Судья по спорту».
Положение о юном инструкторе по спорту
Юными инструкторами по спорту могут быть мальчики и девочки в возрасте 12-15 лет, занимающиеся не менее одного года в одной из спортивных секций, физически подготовленные и проявившие хорошие организаторские способности.
Юный инструктор по спорту является первым помощником преподавателя физкультуры.
Звание «Юный инструктор по спорту» присваивается решением совета коллектива физкультуры и утверждается приказом по учебному заведению.
Юный инструктор по спорту обязан:
-
быть активным помощником преподавателя физкультуры на уроке, помогать учителям 1-1У классов в проведении учебной работы по физическому воспитанию;
-
быть организатором массовой спортивной и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися (гимнастика до занятий, физкультминутки, подвижные игры на переменах, «дни здоровья», походы, прогулки и др.);
-
постоянно вести работу в одной из спортивных секций или команд;
-
принимать участие в организации и проведении различных соревнований в школе, по месту жительства;
-
быть примером в учебе и дисциплине.
Юный инструктор по спорту имеет право:
-
проводить (под общим руководством учителя или тренера) занятия с группами ребят по легкой атлетике (бег, прыжки, метание мяча в цель и на дальность), баскетболу, волейболу, настольному теннису, теннису, шахматам, футболу, ручному мячу, художественной гимнастике, конькобежному и лыжному спорту, а также подвижные игры.
Планирование и учет
Внеклассная физкультурно-спортивная работа в школе планируется на учебный год. В план включаются следующие разделы:
-
Подготовка физкультурного актива.
-
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа.
-
Роль педагогического коллектива и родителей в организации работы по физическому воспитанию учащихся.
-
Медицинский контроль.
-
Хозяйственная работа.
План утверждает директор школы и доводит до сведения всех учителей. Предлагаемый вариант плана следует рассматривать только как примерный: в каждой школе он составляется с учетом местных условий.
Примерный план организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе
№ п/п
|
Мероприятия
|
Дата проведения
|
Ответственные за выполнение
|
1
|
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:
а) обсудить на педсовете (или совещании при директоре) порядок проведения гимнастики до занятий, физкультминуток, подвижных игр на переменах;
б) назначить инструкторов-общественников по проведению оздоровительных мероприятий в школе (оформить приказом) и провести для них инструктаж;
в) провести беседы в классах о режиме дня школьника, о порядке проведения гимнастики до занятий, подвижных игр на переменах и физкультминуток;
г) провести семинар для учителей начальных классов по вопросам организации оздоровительных мероприятий в режиме дня, планирования и проведения внеклассной работы с младшими школьниками;
д) определить каждому классу места для проведения гимнастики до занятий и подвижных игр на переменах; подготовить мелкий спортивный инвентарь и назначить ответственных за его хранение и выдачу;
е) проводить гимнастику до занятий,
подвижные игры и занятия физическими упражнениями на больших переменах;
ж) проводить физкультминутки на общеобразовательных уроках в 1-Х1 классах.
|
До 1.09
К 4.09
До 10.09
До 1.09
До 1.09
Ежедневно с 3.09
На 2-4-м уроках в 1-1У классах; на 4-6-м – в У-Х1 классах
|
Администрация, учитель физической культуры
« «
Классные руководители
Учитель физической культуры и зам. директора по начальной школе
Учитель физической культуры
Инструкторы-общественники
Учителя и инструкторы-общественники
|
2
|
Занятия физическими упражнениями и игры в группах продленного дня:
Физкультминутки во время выполнения домашних заданий; прогулки и экскурсии; физические упражнения и игры в часы отдыха (подвижные, спортивные, упражнения с мячами и т.д.);
Занятия в спортивных секциях и кружках.
|
Ежедневно
2-3 раза в неделю
|
Воспитатель
Учитель физической культуры и инструкторы-общественники
|
3
|
Спортивная работа в классах и секциях:
А) назначить инструкторов-общественников для проведения занятий в кружках и секциях, подготовки команд классов (оформить приказом по школе);
Б) составить расписание занятий секций и кружков, тренировок команд классов;
В) возобновить работу по подготовке команд классов по видам спорта, включенным во внутришкольную спартакиаду; в секциях легкой атлетики, волейбола, баскетбола, гимнастики, настольного тенниса, лыжного спорта и хоккея;
Г) организовать секции:
Ориентирования и каратэ-до;
Учебной и корригирующей гимнастики для учащихся специальной медицинской группы;
Д) Направить сильнейших спортсменов на обучение в ДЮСШ;
Осуществлять связь с тренерами ДЮСШ, ДСО и т.д
Учебной и корригирующей гимнастики для учащихся специальной медицинской группы;
Д) направить сильнейших спортсменов на обучение в ДЮСШ;
Осуществлять связь с тренерами ДЮСШ, ДСО и т.д.
|
К 15.09
К 15.09
С 15.09
С 18.09
С 20.09
Сентябрь
В течение года
|
Администрация и учитель физической культуры
Учитель физической культуры
Физорги классов, капитаны команд и инструкторы-общественники
Учителя географии и физической культуры
Учитель физической культуры
Учитель физической культуры
« «
|
4
|
Организация работы по месту жительства учащихся:
А) инструктаж инструкторов-общественников;
Б) помощь в оборудовании простейших спортивных площадок, заливке хоккейных полей;
В) помощь в проведении соревнований на призы:
«Золотая шайба», «Снежинка»
«Кожаный мяч»
летней спартакиады микрорайона
|
Один раз в два месяца
Сентябрь-декабрь
Февраль
Июнь
Июнь-август
|
Учитель физической культуры
Родители
« «
« «
« «
|
5
|
Внеурочная работа в школе:
Физкультурный праздник, посвященный началу учебного года;
Соревнования по легкой атлетике;
Соревнования «Рождественские игры»;
Соревнования по гимнастике «Сила и грация»;
Спортивный праздник «Русская зима»;
Физкультурный праздник, посвященный окончанию учебного года и итогам спортивного смотра-конкурса;
Спартакиада учащихся школы;
Туристический слет и соревнования по ориентированию;
Спортивные мероприятия в дни летних каникул;
Соревнования внутри классов и спортивных секций;
Товарищеские встречи сборных команд школы;
Участие в районной (городской) спартакиаде и соревнованиях по видам спорта;
Оформление спортсменов-разрядников, юных судей и инструкторов по спорту (приказом по школе).
|
26.09
13-18.09
7-15.05
Январь
22-27.12
Четвертое воскресенье февраля
30.05
В течение года
Июнь
Согласно календарю
« «
« «
« «
В течение года
|
Администрация и учитель физической культуры
« «
« «
« «
« «
« «
Учитель физической культуры, классный руководитель, администрация
« «
« «
« «
« «
Администрация, учитель физической культуры
|
6
|
Агитация и пропаганда
А) оформить уголок физической культуры, стенд «Лучшие спортсмены школы»; стенд с призами, вымпелами, грамотами, рекордами школы, с разрядными нормативами по легкой атлетике и лыжной подготовке, расписанием внеклассных занятий; фотомонтажи;
Б) выпускать стенную газету «Стартуем все!» и оформить стенд «В мире спорта»;
В) создать лекторскую группу из числа учащихся и организовать проведение бесед и лекций по классам на темы: «Утренняя гимнастика школьника», «Олимпийские игры», «Гигиена школьника» и др.;
Г) передавать информацию по школьному радио («Спортивные вести»);
Д) выпускать информационный листок спортивных событий в школе;
Е) провести спортивные вечера, спортивный КВН;
Ж) организовать выступления физкультурников на утренниках и школьных вечерах.
|
Сентябрь
Ежемесячно
К 20.10
Один раз в две недели
В течение года
Декабрь, май
В течение года
|
Учитель физической культуры
Редколлегия
Учитель физической культуры
Дикторы школьного радио
Редколлегия
Администрация и учитель физической
Культуры
Учитель физической культуры
|
7.
|
Подготовка физкультурно-спортивного актива:
А) провести семинар с инструкторами-общественниками из числа учащихся 8-10 классов;
Б) провести семинар судей накануне соревнований на первенство школы по:
Легкой атлетике,
Баскетболу,
Волейболу,
Гимнастике,
Лыжным гонкам,
Подвижным играм;
В) провести совещание актива по проведению физкультурных праздников, спортивных вечеров, игр на местности.
|
Сентябрь
Октябрь, май
Апрель
Март
Декабрь
Февраль
Январь
В течение года
|
« «
« «
« «
« «
« «
« «
« «
« «
|
8
|
Работа с родителями учащихся и педагогическим коллективом:
А) лекции для родителей на темы:
«Личная гигиена школьника»,
«Распорядок дня и двигательный режим школьника»,
«Воспитание правильной осанки у детей»;
б) консультации для родителей по вопросам физического воспитание детей в семье, закаливания и укрепления их здоровья;
в) приглашать родителей на спортивные праздники, «дни здоровья», открытие школьной спартакиады;
г) помочь учителям 1-4 классов в планировании работы по физической культуре;
д) помочь классным руководителям в планировании работы с учащимися с учетом плана физкультурно-спортивной работы школы;
е) помочь классным руководителям в проведении туристических походов;
ж) организовать для учителей секцию по волейболу;
з) провести среди учителей соревнования по волейболу;
и) подготовить команды учителей по волейболу и туризму для участия в районной (городской) спартакиаде учителей.
|
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
15 числа каждого месяца
До 1.09
Август, январь
Сентябрь, июнь
Март, апрель
В течение года
|
Врач школы
Классные руководители
Врач школы
Учитель физической культуры и врач школы
Классные руководители
Учитель физической культуры
«»
«»
«»
Учитель физической культуры и учителя-предметники.
|
Учет внеклассной работы по физической культуре и спорту в школе – это контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных в годовом плане. Он заключается в фиксировании результатов работы, проводимой во внеурочное время. Наиболее удобная форма учета – в виде таблицы со следующими графами: дата; проводимое мероприятие; участники; число присутствующих, место проведения; примечания.
К числу документов, отражающих внеклассную спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в школе, относятся: журнал учета занятий в спортивных секциях, кружках и группах ОФП; выписки из приказов по школе на спортсменов-разрядников, юных инструкторов и судей по спорту; копии отчетов; книга рекордов школы.
О результатах физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы учитель физической культуры периодически докладывает на педагогическом совете, совещаниях при директоре или на специальном совещании по внеклассной и внешкольной воспитательной работе.
Смотрите также:
Совершенствование внеурочных форм физического воспитания в общеобразовательных учебных заведениях
157.88kb.
1 стр.
Повышение эффективности физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ с использованием национальной борьбы «қазақ күресі»
400.18kb.
2 стр.
Физического воспитания; характеристика общих принципов системы физического воспитания, цель и задачи системы физического воспитания
66.54kb.
1 стр.
Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях республики казахстан
492.93kb.
3 стр.
Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях республики казахстан
1557.87kb.
10 стр.
Объективные риски процесса физического воспитания и педагогические способы их минимизации
856.55kb.
4 стр.
Примерный перечень вопросов к экзамену по теории и методике физического воспитания дошкольников
30.26kb.
1 стр.
Программа курса «основы православной культуры»
753.43kb.
3 стр.
Обучение элементам стохастики в средних учебных заведениях россии (XIX – начало XX вв.) Примерное
25.83kb.
1 стр.
Происхождение, сущность, исторические формы и виды денег
733.69kb.
4 стр.
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания дошкольников
39.98kb.
1 стр.
Т. Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях
4147kb.
19 стр.
|
|