Главная страница 1
Совершенствование внеурочных форм физического воспитания в общеобразовательных учебных заведениях
Внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа является одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе.

Задачи педагогического коллектива

Внеклассная работа строится на основе широкой самодеятельности учащихся.



Функции администрации школы по обеспечению педагогического руководства внеклассной работой по физическому воспитанию заключаются в следующем:

  • координация мероприятий, проводимых во внеурочное время;

  • помощь совету коллектива физической культуры в организации массовой спортивной и физкультурно-оздоровительной работы;

  • содействие укреплению материально-спортивной базы школы и использованию других спортивных сооружений в районе, городе.

Учитель физической культуры:

  • осуществляет непосредственное организационное и методическое руководство внеклассной работой по физическому воспитанию;

  • направляет деятельность совета коллектива физической культуры школы и оказывает повседневную помощь в его работе;

  • организует работу спортивных секций и тренировки сборных команд, привлекая для этого физкультурный актив школы, учащихся детско-юношеских спортивных школ, учителей-предметников, родителей и т.д.;

  • обеспечивает подготовку физкультурного актива (юных инструкторов по спорту, юных судей по спорту, физоргов классов и др.);

  • оказывает методическую помощь учителям начальных классов и классным руководителям по вопросам организации физкультурно-оздоровительной работы в классах;

  • планирует общешкольные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия (массовые соревнования, физкультурные праздники и вечера, «дни здоровья» и т.д.) и обеспечивает их проведение совместно с физкультурным активом, педагогическим коллективом и родительской общественностью.

Если в школе несколько учителей физической культуры, то желательно участие всех их в организации внеклассной спортивной и физкультурно-оздоровительной работы.

Классный руководитель:

  • содействует активному участию школьников в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

  • следит за соблюдением учащимися санитарно-гигиенических требований, а также пропагандирует необходимость ежедневной утренней гимнастики (беседы с учащимися и родителями);

  • помогает физоргам планировать и проводить физкультурные мероприятия, тренировки спортивных команд класса для подготовки к соревнованиям;

  • следит за систематическим проведением физкультминуток на уроках.

Воспитатель группы продленного дня, школы-интерната:

  • следит за соблюдением режима дня учащимися;

  • контролирует выполнение учащимися правил личной гигиены;

  • организует туристические походы, массовые подвижные игры, прогулки, экскурсии, занятия физкультурой и спортом.



Школьный коллектив физической культуры


Практика подтвердила жизненность «Положения о коллективе физической культуры общеобразовательной школы». В настоящее время оно не является обязательным к исполнению и носит рекомендательный характер. В данном разделе представлен его переработанный вариант, адаптированный к условиям современной школы.

Общие положения


Школьный коллектив физической культуры – самодеятельная организация учащихся, способствующая развитию физической культуры, спорта и туризма в школе.

Задачи школьного коллектива физической культуры:

  • создавать условия для привлечения школьников к систематическим занятиям физической культурой, спортом и туризмом;

  • закреплять и совершенствовать умения и навыки учащихся, полученные ими на уроках физической культуры, и на этой основе содействовать формированию жизненно необходимых физических качеств;

  • воспитывать у школьников общественную активность и трудолюбие; развивать творческую инициативу, самодеятельность и организаторские способности.

Функции коллектива физической культуры:

  • организует постоянно действующие спортивные секции и группы общей физической подготовки для учащихся;

  • проводит внутриклассные и внутришкольные соревнования, товарищеские спортивные встречи с другими школами;

  • принимает участие в соревнованиях, организуемых органами управления образования;

  • организует подготовку спортсменов-разрядников;

  • проводит физкультурные праздники, показательные выступления ведущих спортсменов школы, района, города;

  • организует туристические походы и игры на местности;

  • готовит юных общественных инструкторов и судей по видам спорта;

  • ведет широкую пропаганду физической культуры и спорта в школе;

  • расширяет и укрепляет материально-спортивную базу школы (оборудование школьных спортивных сооружений и уход за ними, ремонт и изготовление простейшего спортивного инвентаря).


Организация работы совета коллектива физической культуры

Общее педагогическое руководство деятельностью коллектива осуществляет директор школы. Организационное и методическое руководство осуществляет учитель физической культуры. Коллектив физической культуры ежегодно на собрании представителей классов избирает совет из 5-15 человек, который непосредственно руководит его работой. Совет коллектива избирает из своего состава председателя и секретаря. Между членами совета распределяются обязанности по руководству комиссиями: спортивно-массовой, по пропаганде, по подготовке общественных инструкторов и судей, хозяйственной и др. Совет коллектива физкультуры отчитывается один раз в году перед конференцией представителей классов. Свою работу совет организует с помощью представителей классов и физоргов, являющихся непосредственными организаторами физкультурных мероприятий в классах.


Права совета коллектива физической культуры

Совет имеет право:



  • присваивать звание «Юный инструктор по спорту», «Юный судья по спорту»;

  • давать рекомендации учащимся для поступления в ДЮСШ;

  • представлять списки активистов, физкультурников и спортсменов для поощрения и награждения дирекцией школы и вышестоящими физкультурными организациями;

  • заносить в Книгу почета коллектива физической культуры фамилии лучших активистов, физкультурников и спортсменов.

Обязанности членов коллектива физической культуры

Член коллектива обязан:



  • успешно сочетать учебу в школе с регулярными занятиями физической культурой и спортом;

  • сдавать нормативы (соответственно возрасту) на получение спортивного разряда;

  • принимать активное участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы;

  • соблюдать рекомендации школьного врача по вопросам самоконтроля и соблюдения правил личной гигиены;

  • способствовать укреплению материально-спортивной базы школы.


Спортивная форма

Коллектив физической культуры может иметь свою спортивную форму, утвержденную советом коллектива школы.


Учет и отчетность

В школьном коллективе физической культуры ведется следующая документация:



  • журнал учета работы коллектива физической культуры и календарь спортивно-массовых мероприятий на учебный год;

  • дневник учета работы физорга класса;

  • журнал учета занятий в спортивных секциях, кружках и группах ОФП;

  • приказы на спортсменов-разрядников (подтвержденные соответствующими протоколами);

  • книга рекордов учащихся школы.


Положение о юном судье по спорту

  1. Звание «Юный судья по спорту» присваивается решением совета коллектива физкультуры мальчикам и девочкам в возрасте 11-15 лет, активно участвующим в спортивной работе, окончившим судейские семинары и имеющим практику судейства не менее трех соревнований с оценкой «хорошо», и утверждается приказом по учебному заведению.

  2. Учащиеся, получившие звание «Юный судья по спорту», имеют право судить все спортивные соревнования школьников, включая республиканские.

  3. По достижении 15 лет учащимся, имеющим звание «Юный судья по спорту» и выполнившим необходимые требования, присваивается следующая судейская категория – «Судья по спорту».

Положение о юном инструкторе по спорту

Юными инструкторами по спорту могут быть мальчики и девочки в возрасте 12-15 лет, занимающиеся не менее одного года в одной из спортивных секций, физически подготовленные и проявившие хорошие организаторские способности.

Юный инструктор по спорту является первым помощником преподавателя физкультуры.

Звание «Юный инструктор по спорту» присваивается решением совета коллектива физкультуры и утверждается приказом по учебному заведению.

Юный инструктор по спорту обязан:


  • быть активным помощником преподавателя физкультуры на уроке, помогать учителям 1-1У классов в проведении учебной работы по физическому воспитанию;

  • быть организатором массовой спортивной и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися (гимнастика до занятий, физкультминутки, подвижные игры на переменах, «дни здоровья», походы, прогулки и др.);

  • постоянно вести работу в одной из спортивных секций или команд;

  • принимать участие в организации и проведении различных соревнований в школе, по месту жительства;

  • быть примером в учебе и дисциплине.

Юный инструктор по спорту имеет право:

  • проводить (под общим руководством учителя или тренера) занятия с группами ребят по легкой атлетике (бег, прыжки, метание мяча в цель и на дальность), баскетболу, волейболу, настольному теннису, теннису, шахматам, футболу, ручному мячу, художественной гимнастике, конькобежному и лыжному спорту, а также подвижные игры.


Планирование и учет

Внеклассная физкультурно-спортивная работа в школе планируется на учебный год. В план включаются следующие разделы:



  1. Подготовка физкультурного актива.

  2. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа.

  3. Роль педагогического коллектива и родителей в организации работы по физическому воспитанию учащихся.

  4. Медицинский контроль.

  5. Хозяйственная работа.

План утверждает директор школы и доводит до сведения всех учителей. Предлагаемый вариант плана следует рассматривать только как примерный: в каждой школе он составляется с учетом местных условий.
Примерный план организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе

№ п/п

Мероприятия

Дата проведения

Ответственные за выполнение

1

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:

а) обсудить на педсовете (или совещании при директоре) порядок проведения гимнастики до занятий, физкультминуток, подвижных игр на переменах;


б) назначить инструкторов-общественников по проведению оздоровительных мероприятий в школе (оформить приказом) и провести для них инструктаж;

в) провести беседы в классах о режиме дня школьника, о порядке проведения гимнастики до занятий, подвижных игр на переменах и физкультминуток;

г) провести семинар для учителей начальных классов по вопросам организации оздоровительных мероприятий в режиме дня, планирования и проведения внеклассной работы с младшими школьниками;

д) определить каждому классу места для проведения гимнастики до занятий и подвижных игр на переменах; подготовить мелкий спортивный инвентарь и назначить ответственных за его хранение и выдачу;

е) проводить гимнастику до занятий,

подвижные игры и занятия физическими упражнениями на больших переменах;

ж) проводить физкультминутки на общеобразовательных уроках в 1-Х1 классах.


До 1.09
К 4.09

До 10.09

До 1.09


До 1.09

Ежедневно с 3.09

На 2-4-м уроках в 1-1У классах; на 4-6-м – в У-Х1 классах


Администрация, учитель физической культуры

« «

Классные руководители



Учитель физической культуры и зам. директора по начальной школе

Учитель физической культуры


Инструкторы-общественники

Учителя и инструкторы-общественники


2

Занятия физическими упражнениями и игры в группах продленного дня:

Физкультминутки во время выполнения домашних заданий; прогулки и экскурсии; физические упражнения и игры в часы отдыха (подвижные, спортивные, упражнения с мячами и т.д.);

Занятия в спортивных секциях и кружках.


Ежедневно

2-3 раза в неделю


Воспитатель

Учитель физической культуры и инструкторы-общественники


3

Спортивная работа в классах и секциях:

А) назначить инструкторов-общественников для проведения занятий в кружках и секциях, подготовки команд классов (оформить приказом по школе);


Б) составить расписание занятий секций и кружков, тренировок команд классов;
В) возобновить работу по подготовке команд классов по видам спорта, включенным во внутришкольную спартакиаду; в секциях легкой атлетики, волейбола, баскетбола, гимнастики, настольного тенниса, лыжного спорта и хоккея;
Г) организовать секции:

Ориентирования и каратэ-до;


Учебной и корригирующей гимнастики для учащихся специальной медицинской группы;


Д) Направить сильнейших спортсменов на обучение в ДЮСШ;

Осуществлять связь с тренерами ДЮСШ, ДСО и т.д

Учебной и корригирующей гимнастики для учащихся специальной медицинской группы;

Д) направить сильнейших спортсменов на обучение в ДЮСШ;

Осуществлять связь с тренерами ДЮСШ, ДСО и т.д.



К 15.09
К 15.09


С 15.09


С 18.09

С 20.09
Сентябрь


В течение года





Администрация и учитель физической культуры

Учитель физической культуры

Физорги классов, капитаны команд и инструкторы-общественники


Учителя географии и физической культуры

Учитель физической культуры

Учитель физической культуры

« «


4

Организация работы по месту жительства учащихся:

А) инструктаж инструкторов-общественников;

Б) помощь в оборудовании простейших спортивных площадок, заливке хоккейных полей;

В) помощь в проведении соревнований на призы:

«Золотая шайба», «Снежинка»

«Кожаный мяч»

летней спартакиады микрорайона


Один раз в два месяца


Сентябрь-декабрь

Февраль


Июнь

Июнь-август



Учитель физической культуры

Родители

« «


« «

« «


5

Внеурочная работа в школе:

Физкультурный праздник, посвященный началу учебного года;

Соревнования по легкой атлетике;
Соревнования «Рождественские игры»;

Соревнования по гимнастике «Сила и грация»;

Спортивный праздник «Русская зима»;

Физкультурный праздник, посвященный окончанию учебного года и итогам спортивного смотра-конкурса;

Спартакиада учащихся школы;
Туристический слет и соревнования по ориентированию;
Спортивные мероприятия в дни летних каникул;
Соревнования внутри классов и спортивных секций;

Товарищеские встречи сборных команд школы;

Участие в районной (городской) спартакиаде и соревнованиях по видам спорта;

Оформление спортсменов-разрядников, юных судей и инструкторов по спорту (приказом по школе).


26.09
13-18.09

7-15.05

Январь
22-27.12


Четвертое воскресенье февраля

30.05

В течение года

Июнь


Согласно календарю

« «
« «


« «

В течение года


Администрация и учитель физической культуры

« «

« «


« «
« «
« «

Учитель физической культуры, классный руководитель, администрация

« «

« «
« «


« «

Администрация, учитель физической культуры



6

Агитация и пропаганда

А) оформить уголок физической культуры, стенд «Лучшие спортсмены школы»; стенд с призами, вымпелами, грамотами, рекордами школы, с разрядными нормативами по легкой атлетике и лыжной подготовке, расписанием внеклассных занятий; фотомонтажи;

Б) выпускать стенную газету «Стартуем все!» и оформить стенд «В мире спорта»;

В) создать лекторскую группу из числа учащихся и организовать проведение бесед и лекций по классам на темы: «Утренняя гимнастика школьника», «Олимпийские игры», «Гигиена школьника» и др.;

Г) передавать информацию по школьному радио («Спортивные вести»);

Д) выпускать информационный листок спортивных событий в школе;

Е) провести спортивные вечера, спортивный КВН;

Ж) организовать выступления физкультурников на утренниках и школьных вечерах.


Сентябрь

Ежемесячно
К 20.10

Один раз в две недели

В течение года

Декабрь, май

В течение года

Учитель физической культуры

Редколлегия
Учитель физической культуры

Дикторы школьного радио

Редколлегия

Администрация и учитель физической

Культуры

Учитель физической культуры



7.

Подготовка физкультурно-спортивного актива:

А) провести семинар с инструкторами-общественниками из числа учащихся 8-10 классов;

Б) провести семинар судей накануне соревнований на первенство школы по:

Легкой атлетике,


Баскетболу,

Волейболу,

Гимнастике,

Лыжным гонкам,

Подвижным играм;

В) провести совещание актива по проведению физкультурных праздников, спортивных вечеров, игр на местности.



Сентябрь
Октябрь, май

Апрель

Март


Декабрь

Февраль


Январь

В течение года



« «
« «


« «

« «


« «

« «


« «

« «



8

Работа с родителями учащихся и педагогическим коллективом:

А) лекции для родителей на темы:

«Личная гигиена школьника»,
«Распорядок дня и двигательный режим школьника»,
«Воспитание правильной осанки у детей»;

б) консультации для родителей по вопросам физического воспитание детей в семье, закаливания и укрепления их здоровья;

в) приглашать родителей на спортивные праздники, «дни здоровья», открытие школьной спартакиады;

г) помочь учителям 1-4 классов в планировании работы по физической культуре;


д) помочь классным руководителям в планировании работы с учащимися с учетом плана физкультурно-спортивной работы школы;

е) помочь классным руководителям в проведении туристических походов;

ж) организовать для учителей секцию по волейболу;

з) провести среди учителей соревнования по волейболу;

и) подготовить команды учителей по волейболу и туризму для участия в районной (городской) спартакиаде учителей.

Ноябрь
Октябрь

Сентябрь
15 числа каждого месяца

До 1.09

Август, январь

Сентябрь, июнь


Март, апрель

В течение года

Врач школы

Классные руководители

Врач школы

Учитель физической культуры и врач школы

Классные руководители


Учитель физической культуры

«»


«»

«»
Учитель физической культуры и учителя-предметники.


Учет внеклассной работы по физической культуре и спорту в школе – это контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных в годовом плане. Он заключается в фиксировании результатов работы, проводимой во внеурочное время. Наиболее удобная форма учета – в виде таблицы со следующими графами: дата; проводимое мероприятие; участники; число присутствующих, место проведения; примечания.



К числу документов, отражающих внеклассную спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в школе, относятся: журнал учета занятий в спортивных секциях, кружках и группах ОФП; выписки из приказов по школе на спортсменов-разрядников, юных инструкторов и судей по спорту; копии отчетов; книга рекордов школы.

О результатах физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы учитель физической культуры периодически докладывает на педагогическом совете, совещаниях при директоре или на специальном совещании по внеклассной и внешкольной воспитательной работе.


Смотрите также:
Совершенствование внеурочных форм физического воспитания в общеобразовательных учебных заведениях
157.88kb.
1 стр.
Повышение эффективности физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ с использованием национальной борьбы «қазақ күресі»
400.18kb.
2 стр.
Физического воспитания; характеристика общих принципов системы физического воспитания, цель и задачи системы физического воспитания
66.54kb.
1 стр.
Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях республики казахстан
492.93kb.
3 стр.
Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях республики казахстан
1557.87kb.
10 стр.
Объективные риски процесса физического воспитания и педагогические способы их минимизации
856.55kb.
4 стр.
Примерный перечень вопросов к экзамену по теории и методике физического воспитания дошкольников
30.26kb.
1 стр.
Программа курса «основы православной культуры»
753.43kb.
3 стр.
Обучение элементам стохастики в средних учебных заведениях россии (XIX – начало XX вв.) Примерное
25.83kb.
1 стр.
Происхождение, сущность, исторические формы и виды денег
733.69kb.
4 стр.
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания дошкольников
39.98kb.
1 стр.
Т. Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях
4147kb.
19 стр.