Главная страница 1


Ирина Савельева

Социальные функции исторической науки в современном мире

Содержание исторического знания и, соответственно, создаваемой в рамках этого знания картины прошлого, определяется признанными в данном обществе функциями истории, которые задают цели конструирования прошлого, и правилами такого конструирования, являющимися локальными критериями истинности той или иной панорамы исторической реальности. Эти два аспекта исторического знания тесно связаны между собой – соответствие принятым установкам (целям, функциям) является одним из критериев «правильности». В свою очередь создание «истинной» картины прошлого всегда считалось одной из важнейших задач истории.

У исторического знания (и исторического образования) есть две основные функции. Одна (как и у всякой науки) – познавательная, другая (как не у всякой науки) – социальная.

Важность прошлого для настоящего хорошо понимали уже древние общества, приписывая истории целый ряд задач, связанных с культурно-политическими функциями, функциями накопления и обобщения социального опыта. Однако со второй половины XIX в. радикально изменяется характер истории в значении знания: совершается дисциплинаризация общественно-научного поля и история окончательно отделяется от социальных наук, обращенных к настоящему, как дисциплина, специализирующаяся на изучении прошлой социальной реальности. На этом же историческом отрезке происходит и смена ролей социального ученого – от советника к эксперту.



В связи с этим возникает вопрос: насколько вообще применимы предшествующие многовековые рефлексии по поводу функций истории к современной ситуации? В докладе предлагается переформулировать традиционные представления о »функциях истории», сводя их к пяти ключевым понятиям: поддержание образцов, легитимация, идентификация, «открытие Другого» и «историческая память». Уже сами эти понятия выявляют значимость исторической науки как знания о прошлом всех трех подсистем социальной реальности (культуры, социальной системы и системы личности). Предложенный подход дает возможность концептуализировать старую тему роли истории на уровне современной социальной теории и осмыслить, что произошло с функциями исторического знания в современном обществе.



Смотрите также:
Социальные функции исторической науки в современном мире
15.73kb.
1 стр.
«Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации»
43.48kb.
1 стр.
Рабочей программы дисциплины психология делового общения по направлению подготовки 080400 Управление персоналом
37.98kb.
1 стр.
О позиционировании России в современном мире содержание аннотация 3 Аналитическая записка «О позиционировании России в современном мире»
838.84kb.
10 стр.
Функции музея как социального института и проблемы их реализации в современном обществе
89.97kb.
1 стр.
1. Понятие науки, её признаки и функции
910.44kb.
20 стр.
Роль телекоммуникационных систем связи и передачи данных в современном мире нельзя переоценить
22.06kb.
1 стр.
Карьерные стратегии студенческой молодежи в современном российском обществе 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы
351.02kb.
1 стр.
"Нанотехнологии в современном мире"
18.81kb.
1 стр.
Экзаменационные вопросы по курсу «Введение в философию»
32.85kb.
1 стр.
Социальные налоговые
384.51kb.
3 стр.
«Проблемы молодёжи в современном мире»
17.45kb.
1 стр.