Главная страница 1
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка»

городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области

«Космическое путешествие»

(конспект занятия – игры для детей подготовительной группы)

Воспитатель:

Синицына Светлана Станиславовна




2012 год
Пояснительная записка: на занятие были приглашены родители воспитанников. По желанию они могли принимать активное участие в игровой и творческой деятельности.
Цель: познакомить детей с полётом первого космонавта, воспитывать гордость за достижения Ю.А. Гагарина, уважение к своим землякам. Продолжать знакомить с «космосом» и «солнечной системой». Активизировать фантазию и творческие способности, обогатить знания детей интересными сведениями из области науки и космоса (развитие естественнонаучных представлений), расширить кругозор детей, разнообразить и пополнить словарь, воспитывать положительный настрой, интерес к занятию, эстетические чувства.
Материал: макет солнечной системы, ракета из картонных коробок, рупор, иллюстрации, картинки с изображением материков, фотографии и рисунки планет, изобразительный материал, бумага для аппликации и рисования, шапочки-шлемы на каждого ребёнка, мольберт.
Ход занятия:

Воспитатель:

Наверное, каждый взрослый человек и ребенок любит смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается красотой ночного неба, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.

Во Вселенной нет ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте. Все они движутся. Нам кажется, что звезды неподвижны, но на самом деле звезды так далеки, что мы не замечаем, как они несутся в космическом пространстве с огромной скоростью по своему пути. Слово «космос» означает «порядок», «строй».

(На столе размещаю макет солнечной системы.)

- Как называется планета, на которой мы живем. А какие ещё планеты вы знаете?

Давайте рассмотрим, как выглядит солнечная система, если её уменьшить в огромное количество раз.



- Вот звёздное небо! Что видно на нём?

- Звёзды там светят далёким огнём!

- Только ли звёзды на небе сияют?

- Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!

- Как так блуждают? Дороги не знают?

- Нет! Это, кажется, будто блуждают!

Все они - Солнца большая семья.

И под влияньем его притяжения

Вечно творят круговые движения!

И вместе с ними планета моя -

Та, что зовётся планетой "Земля",

Та, на которой живём ты и я!

Все планеты Солнечной системы представляют собой 8 огромных шарообразных тел. Одни из них больше Земли, другие меньше.







Ребёнок:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.


Воспитатель:

- Давайте рассмотрим макет.

Планеты можно видеть на небе, потому что они освещаются Солнцем. Солнечный луч отражается от планет, и поэтому можно видеть планеты с Земли. Особенно хорошо видны они ночью, когда светятся, как яркие звездочки.

(Рассказ сопровождает показом на макете)



Ребёнок:

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.
Воспитатель:

- Человеку всегда хотелось побывать в космосе, и однажды эта мечта осуществилась. 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур; ракета-носитель Восток подняла в космос Юрия Алексеевича Гагарина.

На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.

Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108 минуте корабль завершил полёт. Спускаемый аппарат с Гагариным приземлился в Саратовской области (где мы с вами живём), неподалёку от Энгельса в районе села Смеловка.

Юрий Гагарин так описывал происходящее: «…Высота полета все время уменьшалась. Убедившись, что корабль благополучно достигнет Земли, я приготовился к посадке.

Десять тысяч метров... Девять тысяч... Восемь... Семь...

Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал великую русскую реку и берега, над которыми меня учил летать Дмитрий Павлович Мартьянов. Все было хорошо знакомо: и широкие окрестности, весенние поля, и рощи, и дороги, и Саратов, дома которого, как кубики, громоздились вдали...»

В 10 часов 55 минут первый космонавт Земли приземлился на поле колхоза «Ленинский путь» Энгельского района.

«Случилось, как в хорошем романе, - пишет Гагарин, - мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете».

«Я счастлив, - говорил Гагарин, - что свой путь начал с Саратовского аэроклуба. Умелые и заботливые учителя привили мне любовь к авиации. Они помогли мне найти свое призвание».

О годах, прожитых в Саратове, учебе в индустриальном техникуме, первых шагах в авиации Ю. А. Гагарин очень тепло рассказал в авто - биографической книге «Дорога в космос».

На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос — медаль «За освоение целинных земель».

Во многих населённых пунктах на территории бывшего СССР существуют улицы, названные именем космонавта, проспекты, площади, бульвары, парки, клубы, музеи и школы имени Гагарина.
В нашем областном городе чтут память о первом космонавте:

Саратовский государственный профессионально-педагогический колледж имени Ю. А. Гагарина — среднее специальное учебное заведение в г. Саратове. Вошло в историю благодаря тому, что в его стенах обучался Ю. А. Гагарин

Памятник Гагарину на месте приземления Гагарина 12 апреля 1961 года у с. Смеловка Энгельсского района Саратовской области.

По заказу бывшего горсовета народный художник РСФСР Ю.Чернов создал памятник Ю.А. Гагарину, и в 1990 году его отлили в бронзе на Мытищинском заводе художественного литья. Привезли памятник в Саратов, определили ему хорошее место на Набережной космонавтов, сделали основание и скульптуру поставили на пьедестал…

Место для памятника выбрано удачно! Юрий Гагарин идёт по Набережной космонавтов, весь устремлённый в даль, весь — в будущем. Прекрасная композиция!


Фотографии:

Памятник Ю.А.Гагарину в Саратове на Набережной космонавтов.

Обелиск на месте приземления Ю.А.Гагарина


Воспитатель:

Сейчас мы с вами отправимся в космическое путешествие. Отгадайте, на чём мы полетим.



Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост –

И поднимется до звезд. (Ракета)

Подходим к ракете, построенной из большой картонной коробки. Посреди ракеты прорезан круглый иллюминатор.



Далекие звезды в небе горят,

Зовут они в гости умных ребят.

Собраться в дорогу недолго для нас,

И вот мы к полету готовы сейчас!

Дети надевают на голову шапочки-шлемы.



Так чудесно в космосе!

Так волшебно в космосе!

В настоящем космосе

Побывать однажды!

Раздаётся сигнал внимания. Все занимают места в космическом корабле.

(дети рассаживаются на стулья вокруг ракеты)

Воспитатель через рупор, сделанный из пластиковой бутылки, ведёт обратный счёт: «9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, Старт!», звучит музыка, создающая чувство полёта.

Во время «полёта» веду беседу о том, что видно из «иллюминаторов»:

Эта планета нам всем дорога.

Нам жизнь подарила планета…(Земля)

- На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от Солнца находится наша планета? На третьем.



  • Мы пролетаем над каким-то материком: там скачут кенгуру и на эвкалиптах спят мишки – коалы. Это…(Австралия).

  • А вот другой материк. Здесь бродят слоны и жирафы. Наверное, это…(Африка).

  • А вот белая бескрайняя пустыня. По ней ходят пингвины. Мы пролетаем над…(Южным Полюсом).

  • Ещё одна бескрайняя белоснежная равнина. Мы видим белых медведей. Под нами …(Северный Полюс).

  • Мы пролетаем над огромными лесами, где живут бурые медведи. Конечно же, это наша родина – Россия.

  • Земля становится всё меньше. Вот она превратилась в голубой шар (выставляю глобус). А вокруг звёздное небо.

(Рассказ сопровождаю показом иллюстраций, картинок)

Физкультминутка:

Не зевай по сторонам, (Повороты в стороны.)

Ты сегодня – космонавт.

Начинаем тренировку, (Наклоны вперед.)

Чтобы сильным стать и ловким.

Ждет нас быстрая ракета (Приседают.)

Для полета на планету.

Отправляемся на Марс. (Кружатся.)

Звезды в гости ждите нас.

Воспитатель:

- Ребята, наш друг Незнайка просил, чтобы мы помахали Луне рукой. Ведь Незнайка сам пытался попасть на Луну. А где же нам её искать в космическом пространстве? Кто мне подскажет?



Ребёнок:

Верный спутник, ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны:

Было б скучно Земле без Луны!

Воспитатель:

Луна – единственный спутник Земли. Она образовалась от обломков других небесных тел. Небо на Луне всегда черное, даже днем.

Луна — самое близкое к Земле небесное тело. Но на космической раке­те лететь на Луну надо несколько дней. Как и другие планеты, она светит отраженным светом Солнца. В бинокль хорошо видно, что Луна — шар. Видны темные пятна, которые называют морями, но в них нет ни капли воды. Нет у Луны и атмосферы, поэтому нет, и не может быть жизни. Поверхность Луны нагревается днём до очень высокой температуры и остывает ночью до очень низкой. Все предметы на Луне гораздо легче, чем на Земле. Долгое время это космическое тело изучали при помощи телес­копов, а сейчас при помощи современных летательных аппаратов астронавты доставили на Землю лунный грунт, который исследуется в лабораториях.



Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны,

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

- Давайте, на листах бумаги изобразим, как мы путешествуем в космосе. Свои работы мы положим в большой конверт и оставим на Луне. Там нет ветра, и наше послание сможет храниться много-много лет. Возможно, с ним познакомятся обитатели других планет.



Дети изображают путешествие в космосе с помощью изобразительных средств или аппликацией. Работы детей помещаю в большой конверт.











(по желанию в занятии принимают участие родители)
Игра-имитация «Невесомость».

- Давайте представим, что мы в открытом космосе. Мы в тяжёлых скафандрах, но в космосе они кажутся совсем лёгкими. Мы плавно парим. Покажите, как вы путешествуете в космическом пространстве.

Звучит спокойная музыка.

Мы же в космосе! Вот звезды,

Вот меж ними темнота!

Вот кометы – очень просто

Опознать их по хвостам!

(Показываю детям изображения комет)



Где-то в космосе летит

Голубой метеорит

(показываю детям изображение метеорита)



От края и до края

Стелется легко,

Как будто кто-то пролил

По небу молоко.

Но нет, конечно, в небе

Ни молока, ни соку,

Мы звёздную систему

Свою так видим сбоку.

Так видим мы Галактики

Родной далёкий свет -

Простор для космонавтики

На много тысяч лет.

- Ребята, может быть, кто-то из вас станет исследователем, великим ученым, астронавтом и будет изучать Вселенную и, воз­можно, найдет такие планеты, на которых живут разумные существа.



Мы сквозь самый дальний космос

Дальше полетим! Дальше полетим!

Мы, пока еще не поздно,

Всё увидеть в космосе хотим!

Наше путешествие подошло к концу. Но мы ещё многое не увидели и не узнали. Мы ещё не раз отправимся в далёкий космос за новыми знаниями и приключениями.



Литература:

  1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.

Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010.

  1. Лыкова И.А.

Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.

  1. Скоролупова О.А.

Покорение космоса. – 2-е изд. – М.: ООО

«Издательство Скрипторий 2003», 2007.




  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Гагарин,_Юрий_Алексеевич#.D0.9F.D0.BE.D0.BB.D1.91.D1.82 http://www.saratovmer.ru/gagarin/

  2. фотографии выполнены воспитателем Синицыной С.С.

  3. макет изготовлен в виде дома: крыша символизирует нашу галактику, где находятся 9 планет солнечной системы.




Смотрите также:
Синицына Светлана Станиславовна 2012 год пояснительная записка: на занятие
97.1kb.
1 стр.
«Потапыч из детства» Воспитатель: Синицына Светлана Станиславовна 2011 г. Воспоминания – эссе «Потапыч из детства»
20.11kb.
1 стр.
Пояснительная записка к программе «Моя будущая профессия» 8 Занятие №1 10 Занятие №2 14 Занятие №3 18 Занятие №4 23
461.71kb.
3 стр.
Губайдуллина Светлана Александровна Нурлат 2008 год пояснительная записка. Данная программа
70.08kb.
1 стр.
Новикова Марина Евгеньевна 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа
508.69kb.
3 стр.
Дорониной Елены Анатольевны учителя физики (первая квалификационная категория) 2011 2012 учебный год пояснительная записка Данная программа
232.47kb.
1 стр.
Пояснительная записка к показателям среднесрочного финансового плана на 2010 год и плановый период 2011-2012 гг. Доходы
218.37kb.
1 стр.
Макогон Тамары Владимировны по немецкому языку в 2 классе 2011-2012 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
297.63kb.
1 стр.
Новикова Марина Евгеньевна 2011 -2012 учебный год. Пояснительная записка. Статус документа рабочая программа
228.84kb.
1 стр.
Зыкова Екатерина Александровна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая программа
359.82kb.
1 стр.
Пояснительная записка к годовому отчету коммерческого банка Межрегиональный Клиринговый Банк (ооо) за 2008 год
287.92kb.
1 стр.
Ржевский Владимир Иванович учитель математики II квалификационная категория 2010 2011 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
511.48kb.
4 стр.