Главная страница 1


САНПОСТ

«ШКОЛА И ЗДОРОВЬЕ»

Автор: Шкурова Т.М.



«Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Знать, как действовать – половина дела, другая половина - знать, когда совершать действие.

Иван Ефремов

«Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам»

В.И.Дубровский

«Здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций»

Н.А.Амосов

«Здоровье – процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». В.П.Казначеев

«Здоровье – способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

И.И.Брехман

Школа и здоровье

Что такое ЗДОРОВЬЕ? На бытовом уровне понятием «Здоровье» обозначает не только отсутствие болезни – это, само собой разумеется; смысл этого слова в быту во многом перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям.

Здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов.

Анализ состояния здоровья населения России, по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран. Наибольшее значение отводится факторам, связанным с образом жизни и с окружающей средой.

Известно, что организм ребенка в силу особенностей развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.

Многолетние исследования физиологов и гигиенистов доказали, что владение школы, условий обучения, учебные перегрузки так значимы именно потому, что они действуют непрерывно, длительно, систематично и комплексно. Кроме того, годы обучения для каждого ребенка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные воздействия оказывают наибольшее влияние.

С одной стороны, педагоги согласны с тем, что дети должны быть здоровыми. С другой стороны нередко считается, что главная задача школы – давать образование, учить и воспитывать, а здоровьем учеников должны заниматься врачи и родители. Но ведь болезнь – это реакция организма на условия, которые окружают его в повседневной жизни, и в этом смысле школа играет для ребенка важнейшую, определяющую роль.

Классификация факторов,

влияющих на здоровье школьника

Эндогенные (внутренние)

  1. Возрастные (особенности развития учащегося);

  2. Половые (различия между мальчиками и девочками);

  3. Наследственные (генетические).

А) типологические (связанные с типом телосложения, темперамента)

Б) индивидуальные.

4. История развития ребенка:

А) нарушение развития;

Б) перенесенные заболевания (в том числе травмы)
ЭКЗОГЕННЫЕ (внешние)

1. Внешкольные

А) экологические:

  • Абиогенные (например, климатические),

  • Биогенные (зависящие от воздействия животных и растений),

  • Техногенные (зависящие от влияния технических устройств),

  • Социогенные (зависящие от влияния общественных явленийили событий),

Б) экономические

В) социальные (семейные, социо-культурные).

2. Внутришкольные:

А) Педагогические: учебная нагрузка, средства и методы обучения и воспитания, педагогические методики, организация физического воспитания;
Б) Физиолого-гигиенические: режим дня, школьное оборудование, организация двигательной активности, оздоровительные мероприятия);

В) Социопсихологические: мотивация учащихся, взаимоотношения «Ученик - учитель», взаимоотношения «Ученик – класс (сверстники), взаимоотношения «Учитель – родители».

Основные направления организации здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений:

  1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;

  2. Рациональная организация образовательного учреждения;

  3. Рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы;

  4. Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья;

  5. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

  6. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями.


Задачи школьной администрации:

  1. Соблюдение СанПиНов;

  2. Внедрение новейших технологий обучения и оздоровления, прошедших экспертизу;

  3. Обеспечение переподготовки кадров;

  4. Создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности;

  5. Влияние на социальные (и экономические) факторы;

  6. Контроль и влияние на психологические факторы.


Задачи учителя и классного руководителя:

  1. Выбор адекватных средств и методов обучения и воспитания;

  2. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию;

  3. Создание эффективного психологического климата в классе;

  4. Влияние на микросоциум (коллектив класса, учебной группы);

  5. Просвещение и мотивация учащихся;

  6. Взаимодействие с семьей.


Задачи родителей:

  1. Создание необходимых условий для занятий ребенка;

  2. Создание условий для оздоровления ребенка;

  3. Формирование морали, социальных установок;

  4. Формирование мотивации;

  5. Передача культурной традиции;

  6. Взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;

  7. Влияние на психологические внутришкольные факторы.


Задачи в сохранении и укреплении собственного здоровья учащихся:

  1. Формирование собственной мотивации к здоровью;

  2. Формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы;

  3. Изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом;

  4. нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать…

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребенка.

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка».

К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.

Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.

Пояснительная записка к программе «Школа и здоровье»

В настоящее время необходимо уделять огромное значение здоровью подрастающего поколения. Здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом. Включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов.

Анализ состояния здоровья населения России, по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран. Наибольшее значение отводится факторам, связанным с образом жизни и окружающей среды.

Известно, что организм ребенка в силу особенностей развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.

В последние годы много говорят и пишут о том, что школа должна содействовать сохранению здоровья школьников, или о «здоровьесберегающей деятельности» образовательного учреждения. Этому аспекту развития современного образования посвящены классные часы и уроки практической гигиены, семинары, Дни здоровья, городские спортивные акции.

Программа «Школа и здоровье» относится к предмету по выбору в рамках предпрофильной подготовки школьников, который можно считать предметом нового поколения, который наиболее адекватен эффективному решению этих проблем. Наше утверждение исходит из того, что введение этой программы поможет сохранению здоровья школьников, формирование культуры здорового поведения и вырабатывания полезных привычек.

Кроме того, характер программы «Школа и здоровье» представляет собой гармоничное сочетание теории и практики, при чем преобладает практическая часть. Данная программа должна быть одобрена родителями на общешкольном родительском собрании в начале сентябре 2010, педагогами и врачами.

О целесообразности данной программы свидетельствуют результаты спортивных достижений. Кроме того, она поможет школьникам вести здоровый образ жизни, пропагандировать его в своей семье и проверить свои спортивные возможности.

В программе имеется инвариантная и вариантная части. К сравнительно четко структурированному и подробному обязательному материалу (инвариантная часть) можно подключить в процессе занятий большое число произвольно выбираемой информации, отчасти данной в пособии, но в основном черпаемой из средств массовой информации, книг, журналов, пособий, Интернет (вариативная часть).


Смотрите также:
«школа и здоровье»
82kb.
1 стр.
Классный час-диалог: «Поговорим о здоровье»
86.05kb.
1 стр.
Медико-экологического обследования состояния окружающей среды и здоровья детей на территориях
31.1kb.
1 стр.
Программа «Школа территория здоровья»
192.25kb.
1 стр.
Цели, условия и содержание
616.64kb.
6 стр.
Открытый школьный доклад
78.89kb.
1 стр.
28 декабря Контроль приоритетного национального проекта «Здоровье» Итоги 2010 года
14.46kb.
1 стр.
Концепція моделі «Школа майбутнього» «Школа партнерства учнів, батьків, громади»
78.86kb.
1 стр.
Рабочая программа элективного курса «Экология и здоровье человека»
78.59kb.
1 стр.
«Если хочешь быть здоровым»
608.68kb.
3 стр.
Колибанська загальноосвітня школа І ступеня -школа-родина
84.41kb.
1 стр.
«Здоровье детей в наших руках»
44.36kb.
1 стр.