Главная страница 1
« Язык как средство общения»

Для чего нужна речь? Какой окраски твой голос?
Цели: познакомить учащихся с речью как отличительной способностью человека; воспитывать культуру речи
Ход занятия

Беседа по теме

Сейчас, ребята, мы начнём читать рассказы про мальчика Федю. Мы будем читать и беседовать о том, что вы услышите. Слушайте внимательно.


Сегодня воскресенье. Федя проснулся поздно.

- Мама! – крикнул он. – Папа! Нюша!

Никто не отозвался. Федя встал и обошёл квартиру. Тут он увидел на столе записку, написанную крупными буквами. Федя медленно прочитал вслух:

«Федя! Мы пошли в клуб на репетицию. Твой завтрак – на плите. Не забудь покормить Тяпу. Папа будет ждать тебя у стадиона в одиннадцать часов. Желаем хорошо провести время. Мама и Нюша».

«Как здорово, что я умею читать! – подумал Федя. – Сейчас быстро соберусь – и на матч!»

- Эй, Тяпа, сюда! Ну-ка прочитай записку!

Тяпа, маленькая чёрная собачка, равнодушно посмотрела на исписанный листок и пошла прочь.

- Сейчас надену ей на нос дедушкины очки, - решил Федя. – Пусть учится читать.



Вопрос: Как вы думаете, ребята, почему Тяпа отошла, не проявив никакого интереса к записке? Помогут ли ей очки? Можно ли научить собаку читать? А кто из вас сумеет прочитать мамину записку?

Тот, кто умеет читать, как Федя, понимает письменную речь. И это может только человек. Так какая же речь называется письменной? (написанная буквами). Федя знает буквы, он научился читать, значит, он умеет и писать. Правда, ещё не очень хорошо.



Вопрос: А кого называют писателем?

Да, писатель – это тот человек, который пишет книги: стихи, рассказы, сказки и другое. Каких вы знаете писателей? (если дети не могут назвать ни одного или называют очень мало, учитель напоминает им авторов знакомых стихов, сказок). Каждый человек может научиться писать.



Вопрос: А теперь, ребята, подумайте, что такое устная речь. Устная от слова уста. Кто знает, что такое уста? Почему устная, звучащая, речь так называется?

Мы все умеем говорить и слушать, значит, мы владеем устной речью.



Будем читать дальше.
Тут Тяпа заскулила.

- Тяпа, Тяпочка, - сказал Федя, - что с тобой? Тяпа подняла голову и печально посмотрела на своего хозяина.

- Ты, наверное. Проголодалась? – догадался Федя. – Что же ты молчишь? Так и скажи: «Хочу, есть» Вот твоя косточка. Грызи на здоровье.

Вопрос: Как вы думаете, ребята, чем животное отличается от человека?

Да, отдельные слова собаке знакомы. Она понимает различные команды. Но может ли собака рассказать о чём-нибудь? Могла ли Тяпа ответить на вопрос Феди? Нет, это может только человек. Только человек владеет речью.



Вопрос: Подумайте и скажите, что такое речь. (речь – это то, что человек говорит и слышит, пишет и читает.) А для чего человеку нужна речь?

Значит, речь нужна человеку, чтобы общаться с другими людьми. И нужно учиться хорошо, говорить и слушать, писать и читать. Всему этому учат в школе.


Продолжим чтение рассказов о Феде. Рассказ, который я прочитаю сейчас, называется « На стадионе».

Скоро 11 часов. Федя спешит на стадион. Это совсем рядом с домом. А вот и папа. Он приветливо машет рукой.

- Здравствуй, сынок! Молодец, пришёл вовремя. Всё в порядке? Проведём время в мужской компании. У нас отличные билеты.

- Здравствуй, папа. Всё в полном порядке.

Вы слышали вежливый разговор.

Вопрос: Что папа сказал при встрече? Что ему ответил сын? А вы здороваетесь при встрече со своими родителями? Что вы говорите маме, папе, просыпаясь утром?

Вопрос: Какой вопрос задал папа после приветствия? Какой вопрос вы можете задать друг другу после приветствия?

Читаем дальше.

Папа и Федя пришли на футбольный матч. Сегодня играет «Спартак» - это их любимая команда.

Удар! Мяч летит мимо ворот.

- Мазила! – кричит Федя. Он сердито размахивает руками, задевает своего соседа, но не замечает этого.

- Какой невоспитанный, некультурный мальчик, - тихо произнёс сидящий рядом пожилой мужчина, - совсем не умеет вести себя в общественном месте.

Вопрос: Почему сосед назвал Федю некультурным, невоспитанным? Что значит «общественное место»? Как ведут себя в общественном месте воспитанные, культурные люди?

Каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы его речь и поведение были культурными.


Во время общения друг с другом мы произносим слова с разной интонацией. Поэтому одни и те же слова воспринимаются по-разному.

Игра «Зайка»

Мы сейчас будем артистами и исполним роли заек на лужайке при помощи мимики жестов.



Чтение и анализ стихотворения.

Я на скрипочке играю:

Ти-ли- ли! Ти-ли-ли!

Пляшут зайки на лужайке:

Ти-ли-ли! Ти-ли-ли!

Заиграл на балалайке:

Тренди-брень, тренди-брень!

Пляшут зайки на лужайке:

Тренди-брень, тренди-брень!
А потом на барабане:

Бум-бум-бум, бум-бум-бум!


В страхе зайцы разбежались

По кустам, по кустам!


Молодцы, ребята! Все вы были хорошими артистами. А что вам помогло сыграть эти роли? Мимика и жесты, темп чтения (спокойный, жизнерадостный вначале, с ускорением, увеличением громкости в конце стихотворения).
Вспомните, где и когда можно говорить громко, громче обычного? (когда у нас весёлое настроение, громкость помогает выразить чувства, или для того, чтобы привлечь внимание).

Когда мы говорим тихо? (когда нужно передать такие чувства, как робость, мягкость, ласковость, взволнованность, предупреждение; или же когда не хотим привлечь внимание).


Анализ речевых ситуаций.

Послушайте отрывок из известного вам рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». О каком слове говорится в этом отрывке? Почему это слово надо произносить тихо?

«…- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…»

Послушайте «Песенку» М. Пластова и скажите, нужно ли девочке слишком громко говорить в данном случае. Почему?


Песенка

Кто сказал, что я горланю?

Кто сказал, что я кричу?

Я свою подружку Таню

Новой песенке учу!

Умение говорить с нормальной громкостью является важным средством общения. Тихий голос свидетельствует о желании быть услышанным только тем лицом, к кому непосредственно обращена речь, о деликатности говорящего, о робости, мягкости, тактичности.

Какие-то части высказывания мы можем произнести громче или тише, чтобы лучше передать смысл. Но и тихим голосом можно передать угрозу, предупреждение, взволнованность.

Громкий голос может показать настойчивость, волнение, увлечённость собеседника и многое другое.




  • Почему нельзя громко разговаривать, находясь среди других людей?

  • Когда же вас услышат?

  • В каких общественных местах надо говорить тихо?

  • А вспомним перемену в школе.


Итог занятия

Для чего человеку нужна речь?

Что помогает нам понять друг друга?

В каких случаях можно громко читать, говорить?



Когда уместно говорить тихо?


Смотрите также:
Сейчас, ребята, мы начнём читать
55.01kb.
1 стр.
Конкурсная программа Цели: вспомнить сказки, привлечь к ним внимание детей, вызвать желание их читать
104.39kb.
1 стр.
Добро пожаловать в страну читалию !
22.89kb.
1 стр.
Урок по окружающему миру «Москва столица моей Родины»
153.37kb.
1 стр.
Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система г. Медногорска» Центральная городская библиотека Читать? Надо читать!
154.03kb.
1 стр.
Исследовательские умения, необходимые школьнику для написания научно-исследовательской работы
141.93kb.
1 стр.
Доклад можно читать и по бумажке, но лучше заранее потренироваться, чтоб не читать как пономарь и уложиться в 5
29.74kb.
1 стр.
"Басня"; вызвать интерес к басням, желание читать их
96.14kb.
1 стр.
Н. А. Зайцев Письмо. Чтение. Счет
1256.27kb.
6 стр.
Программа, красные графы чтение летом и нотирование в дневник читателя, остальное можно читать позже, например
63.54kb.
1 стр.
Э. Г. Бeлага Вычисление многочленов — от Ньютона до наших дней
295.03kb.
1 стр.
«Колосок» Украинская сказка
32.21kb.
1 стр.