Главная страница 1
МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Опытный Цивильского района ЧР»

Сценарий открытого урока в 6 классе





Что такое гидросфера».





-2007-



Тема: «Гидросфера»

Цели урока: 1. Сформировать понятие «гидросфера» 2. Показать роль гидросферы в природе



22марта - Всемирный день воды Вода! Нельзя сказать, что ты

необходима

29сентября- Всемирный день моря для жизни: ты сама жизнь.!

Вода! Как много в этом слове для сердца нашего слилось: широкая озерная гладь, пенистый грохочущий водопад, спокойное течение реки, бескрайние просторы океана, ослепительные ледники, разноцветные облака. Тучи, туманы — это тоже вода.

Ребята давайте поговорим о роли, значении воды.

1. Вода уникальна и ничем не заменима.

На Земле нет ни одного, даже самого примитивного существа и ни

одного растения, которое не имело бы воды и могло бы без нее

обходиться. Вода занимает 80% массы растений и 75% веса

животных.

Что касается человека, то его организм остро реагирует на потерю

влаги: если потеря составляет 8%, то это вызывает обморок, а если

потеря составляет 10-12%, то у человека перестает биться сердце.

2. Благодаря своим свойствам вода универсальна. Она -
непременный участник

всех процессов. Без нее не возможна работа промышленности транспорта,

строительства. Ею греют и охлаждают. Вода источник энергии и перевозчик

грузов. Незаменима вода и в быту. Вода - главный санитар, который удаляет

нечистоты, очищает улицы от пыли и грязи. Вот почему с полным правом

можно сказать: где нет воды, там нет и жизни.

3. Вода незаменима. С каждым годом человечество использует все больше пресной

воды. Чтобы вырастить 1 килограмм растительной пищи необходимо 2тысячи

литров воды, в Москве расход воды в среднем на одного человека составляет

500литров в сутки.

4. Как известно, 2/3 поверхности Земли покрыты водой. Верно воды на земле

очень много. Нетрудно подсчитать, что если бы всю ее можно было

распределить, то планета укуталась бы 4-хкилометровым водным

покрывалом.

И все же человечество начинает испытывать жажду. Ведь 98% запасов

приходится на соленую морскую воду, 2% - на пресную. Пресная вода

распределена неравномерно.

5. Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою

наслаждаются, не ведая, что ты такое.

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете.

* »

6. Воду можно назвать самым ценным минералом нашей планеты. В самом деле, что может быть ценнее? Скажете — алмаз. Разумеется по денежной стоимости вода алмазу не соперник. Алмаз — минерал редкий. Маленькая его крупинка цениться в тысячи рублей. А вода - копейка за кубометр.



Но есть и другая мера ценности. Ученые нашли алмазам замену. А вот без воды обойтись никому и никогда, и заменить ее не чем. Неудивительно, что люди всегда олицетворят воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой плодородия.

Давайте, ребята, запишем в тетрадях дату и тему урока.

Таким образом, вода в природе встречается в трех состояниях: жидком,

твердом, газообразном. Воды гидросферы подразделяются на:

ГИДРОСФЕРА (71%)





воды мирового океана (98%) воды суши 'воды






На Земле нет такого места, где совсем не было бы воды, даже в пустынях, где годами не выпадают осадки, в воздухе всегда содержится водяной пар. Поэтому можно сказать, что гидросфера — это непрерывная водная оболочка.

2% пресной воды - это не так много, хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем вода в наших реках, озерах не убывает. Почему?

Послушайте, пожалуйста, сказку. (Магнитофонная запись) «Жила-была в океане капелька: кругленькая, искристая, веселая, игривая. Захотелось ей посмотреть мир, какой он? Красивый ли? Поднялась она на край волны и почувствовала, что ее тянет вверх, к яркому солнышку. Не успев опомниться, она оказалась в тучке, где увидела много таких же капелек — своих сестричек. Но вот сильный ветер поднял тучку, и сестричкам стало холодно. Они задрожали, заплакали и полились на землю дождем.

Одни капельки упали в море, другие в речку, а наша капелька очутилась в лесном ручейке. Загрустила она: где ее сестрички, свидится ли она с ними?

Пока она горевала, ручей донес ее до большой речки, та - до моря, а оттуда капелька попала в океан. Здесь она встретила своих сестер и очень обрадовалась». Так почему же капелька стала путешественницей?

А теперь давайте послушаем дальше стихотворение И. Якимова

«Круговорот»

Ученики читают стихотворение.

1. Чтобы не быть с географией в споре Волга впадает в Каспийское море, Но трудно прожить на Земле одиноко И воды из Волги текут в Ориноко.

2. Хоть в это поверить не очень легко Но Волги вода есть в реке Лимпопо И, путешествуя облаком пара, Воды из Волги текут в Ниагару

3. Волги вода и в Байкале, и в Ниле, И в Таньганике, и в нашей квартире, Значит, должны понимать это все мы Реки - часть водной единой системы Но, чтоб не быть с географией в споре Волга впадает в Каспийское море.

Как можно назвать путешествие капельки воды в природе? Кто же сделал наши пресные воды неиссякаемыми? (Под действием солнца происходит МКВ непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан)

А теперь предлагаю изобразить в виде схемы круговорот воды в природе.

Начальное звено МКВ — океан. Поскольку с его поверхности испаряется вода, а растворенные вещества остаются, В атмосферу поступает пресная вода из океана.

Часть воды испаряется с поверхности океана и воздухом переносится на сушу. В атмосферу поступает и та вода, которая испаряется с поверхности суши. В атмосфере происходит конденсация водяных паров и образование облаков. В облаках начинается рост капелек воды и кристаллов льда. Они выпадают на сушу в виде атмосферных осадков. Обратно в мировой океан возвращается вода, благодаря поверхностному и поземному стоку.

Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном

Чтобы тут же в путь пуститься дальний

По широтам и меридианам.

Стать сгустившимися облаками Тучами, чтоб тяжестью воды Где-то падать на пески и камни, На поля и сады.

ИТОГ; Каждая капля воды в гидросфере - путешественница. С ней переносятся и

разные вещества, происходит обмен разных веществ, то есть все в мире

взаимосвязано и находится в постоянном движении.

Задание 1. Из букв составьте слово ГИДРОСФЕРА

Задание 2. «Угадай и найди место».

Задание 3. Прочитай пословицы, где имеется слово «вода»

Задание 4. Отгадайте загадки.

Вопросы: 1) Почему гидросферу считают непрерывной водной оболочкой? (вода существует в трех состояниях)

2) Почему на Земле не бывает химически чистой воды? (Вода прекрасный

растворитель)

3) Где встречается вода в природе?

4) В каких видах содержится вода?

5) Что называется гидросферой?

6) Какие воды входят в состав в гидросферы?



ВЫВОД; Воды гидросферы сильно воздействуют на слух человека. Люди испытывают разнообразные чувства, соприкасаясь с водой. Значение гидросферы в жизни человечества - огромно. Воде нет замены. Поэтому все люди должны бережно к ней относиться, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода - самый ценный минерал планеты.

Многие прозаики посвящают водам свои произведения, описывают разнообразные чувства, которые воды в них вызывают.

Задание 2. «Угадай и найди место»



1. Подземные воды

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли

Родник между ними из почвы бесплодной

Журча, пробивался водою холодной,

Хранимый, пол сенью зеленых листов

От знойных лучей и летучих песков ... (М. Ю. Лермонтов «Три

пальмы»)


2. Озеро *

Как женщина усталая, оно

Раскинулось внизу и смотрит в небо

Туманится и даль поит туманом

И отняло у неба весь закат... (А. Блок «Над озером»)

3. Болото

Вот и пришли к нему тишь и гладь

Вот и смирилась пучина

Озеро начало зарастать

Мягкой предательской тиной.

И не заметило, что у травы

В цепком плену оказалась.

Вздыбило волны. Но поздно, увы!

В путах навеки осталось... (Тайсто Суммахен «Болото»)

Ледники

Ты идешь по кромке ледника Взгляд, не отрывая от вершины Горы спят, вдыхая облака, Выдыхая снежные лавины... (В. Высоцкий) 4. Море

Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой... Прощай же,... ! Не забуду Твоей торжественной красы

6. Река

О Волга!., колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один по утренним зарям,

Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит ,

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной ... (Н. А. Некрасов)

5. Дождь

Две капли брызнули в стекло

От лип душистым медом тянет

И что-то к саду подошло

По свежим листьям барабанит (А. Фет «Дождь»)

Задание 3. Прочитай пословицы, где имеется слово «вода»

- Не плюй в колодец, пригодится воды напиться

- Под лежачий камень и вода не течет

- Правда в огне не горит и в воде не тонет

- Это еще вилами на воде написано

- Не зная броду не лезь в воду

- Обжегся на молоке, дует и на воду

Задание 4. Отгадайте загадки.

1) Самая большая лужа (океан)

2) Без ног бежит (река)

3) Зимой спит, а летом шумит (река)



4) По морю идет, а до берега дойдет и пропадет (волна)


Смотрите также:
Сценарий открытого урока в 6 классе Что такое гидросфера». 2007 Тема: «Гидросфера» Цели урока: Сформировать понятие «гидросфера» Показать роль гидросферы в природе 22марта
90.86kb.
1 стр.
Разработка урока по географии по теме "Гидросфера" Тема : Гидросфера Цель: Формировать представление о гидросфере Задачи
40.27kb.
1 стр.
Гидросфера Земли, её части. Мировой океан
92.43kb.
1 стр.
Гидросфера и её эстетическое воздействие на человека
59.01kb.
1 стр.
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2-в классе. Классный руководитель Позднякова Е. В. Тема урока: «Украинская народная сказка «Колосок». Цели: познакомить со сказкой, написанной украинским народом
31.5kb.
1 стр.
Сценарий открытого урока по физике «Строение атомного ядра. Дефект массы. Энергия связи»
73.2kb.
1 стр.
Урок по литературе в 5 «А» классе 2006-2007 учебный год Учитель: Шевцова С. А тема урока: История, рассказанная в. Г. Короленко, урок милосердия и любви
127.95kb.
1 стр.
Проект урока геометрии в 7 классе Тип урока: урок изучения н/м Тема : Аксиома параллельных прямых Цели : ввести понятие аксиомы
41.86kb.
1 стр.
Гидросфера
24.61kb.
1 стр.
Ход урока Вступление. (В ходе урока используется компьютерная презентация) Девочки, тема нашего сегодняшнего урока "Понятие о профессии"
66.08kb.
1 стр.
Разработка урока по обществознанию в 10 классе. «Моральная оценка личности»
80.81kb.
1 стр.
План урока биологии в 7 классе
63.85kb.
1 стр.