Главная страница 1страница 2 ... страница 5страница 6

ФОРСАЙТ-ПРОЕКТ «ДЕТСТВО 2030»



Заказчик: Благотворительный фонд «Мое Поколение»

Исполнитель: Международная Методологическая Ассоциация

при поддержке Общественной Палаты Российской Федерации
Руководитель проекта: Радченко Алина Федоровна

Методологическое руководство: Попов Сергей Валентинович
«”Детство 2030” – опыт проведения форсайт-проекта в России»

Часть 1. Ситуация проведения проекта

Переход к инновационной экономике


В настоящее время Россия вступает на путь инновационного развития. Участие в инновационных процессах и запуск «новой» экономики – обязательные условия конкурентоспособности страны на мировом поле. Сейчас инновационными лидерами считаются США и Япония, их интенсивно догоняют страны Западной Европы, Израиль. Индия и Китай, ведущие индустриальные державы, переходят на экономику «двух рельсов» - параллельно индустриальной схеме запускают инновационную. Вопрос будущей конкурентоспособности России - вопрос ее участия в этой гонке.

Смещение горизонтов стратегирования


Инновационная экономика позволяет постоянно задавать следующую планку в создании новых возможностей (технологических, социальных, научных), задавать все новые горизонты будущего развития и будущей конкуренции. Технология форсайта позволяет формировать стратегии развития на несколько десятилетий вперед, втягивать в процесс актуализации будущего большое количество участников. Будущее перестало быть предметом неопределенности, домыслов и страхов, оно стало предметом приложения усилий по его формированию. Временная рамка большинства форсайт-проектов колеблется от 15 до 100 лет. Горизонт стратегирования смещается все дальше в будущее, а зоны принятия решений все сильнее концентрируются в настоящем. Вопрос технологического прорыва в нано и биотехнологиях - это уже вопрос ближайших 5-10 лет, хотя еще совсем недавно технологи говорили о том, что горизонт прорыва находится на вековой периферии.

Для России будущее - проблема


В России горизонт будущих 30-50 лет – горизонт, в котором степень неопределенности очень высока. В каком будущем окажется страна через полвека, какое место она будет занимать в мировом пространстве, в какой стране будет жить следующее поколение – вопросы, на которые развитые страны за счет форсайта отвечают технологически – в России почти не обсуждаются. Отсутствуют качественные прогнозы на долгосрочный период, отсутствует среда, в которой происходила бы коммуникация и обсуждение возможных сценариев будущего. Главной сферой внимания и приложения усилий власти, бизнеса и общества остается актуальная действительность - разрешение текущих вопросов. Но действия, направленные на разрешение текущих проблем не содержат ответа о том, какие возможности они дадут в будущем. Мы оказываемся в ситуации, когда вынуждены реагировать, а не опережать.

В рамках форсайт-проекта была проведена специальная предварительная работа, был проведен анализ существующих стратегий развития России и выделена область, в которой за счет мобилизации общественных усилий становится возможным формирование конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе1.


Мировой кризис и кризисы России


Развитие мирового кризиса, изменение мирового порядка – также было предметом дополнительного анализа, проведенного в рамках проекта. В ходе серии специально организованных мероприятий с привлечением разного рода экспертов были проанализированы социально-экономические варианты развития страны. Анализ и экспертные оценки показывают, что Россию ждет череда собственных кризисов2. Главным вопросом становится готовность российского общества ответить на вызовы будущего, выделить зоны, в которых лежат будущие возможности и мобилизовать общественные усилия на их реализацию.

Тема «детство» – попытка ответа на вызовы будущего


Переход России на инновационный путь развития и ее включение в мировую конкуренцию за будущее с необходимостью ставит нас в ситуацию определения темы, развитие которой позволит России выйти к достойному будущему. Благотворительный фонд «Мое поколение» при поддержке Общественной Палаты Российской Федерации выступил с инициативой запуска проекта по теме «Детство» как проекта, выводящего на перечень вопросов и проблем, которые требуют выработки решений в ближайшее время для создания возможностей будущего развития страны. Тех проблем, которые не разрешаются отдельными усилиями власти или бизнеса, а требуют участия широких слоев общественности и усилий со стороны большого количества игроков.

Тема «Детство», безусловно, не единственная, которая требует общественного участия. Но, если проводить форсайт-проект, то именно эта тема может стать первой. Ведь вопрос о детстве – это и есть вопрос о будущем. Те, кому сегодня 10 – 15 лет к 2030-2040 году будут составлять костяк российского общества. Станет ли подрастающее поколение жить в стране с инновационной экономикой или будет населением «мировой помойки» - вопрос наших усилий и действий сегодня.


Часть 2. Технология формирования будущего.

Инновационная экономика и создание будущего


Тезис о том, что будущего нет, будущее создается и создается прямо сейчас – не просто один из броских манифестов интеллектуалов-авангардистов. Современный мир довел его до практики жизни, подкрепив его серией соответствующих институциональных инноваций. Переход развитых стран на принципиально новую схему экономики – инновационную – фиксирует эту ситуацию.

В инновационной экономике сверхприбыли создаются не за счет материального производства, не за счет продажи природных ресурсов и не за счет концентрации капитала. Новая экономика строится на генерировании избыточного потока инноваций и постоянном создании следующего уровня возможностей (технологических, социальных, интеллектуальных), задании новых горизонтов будущего развития и будущей конкуренции. За счет специальных технологий создания образов будущего, в которые начинают втягиваться массы людей, начиная от рядовых потребителей и частных предпринимателей и заканчивая СЕО крупных корпораций, глав исследовательских центров, государственных и политических деятелей, оно все больше перетягивается в зону принятия решений настоящего. Тем самым, со страниц футурологических отчетов и сценариев, будущее постепенно переходит в реальность жизни и начинает осуществляться.

Одной из первых стран это начали делать США, а сейчас обороты мирового инновационного сектора насчитывают десятки триллионов долларов. Некоторые аналитики даже считают по значимости в современном мире инновационную экономику более серьезным изобретением американцев, чем атомная бомба или Бреттон-Вудская система.

Схема действительно поражает своей простотой и нетривиальностью. Например, компания Intel объявляет, что к 2015 году будет изобретен новый продукт3 – компьютер на основе нанотехнологий. Компания формирует заказы на разработку технологической базы для нового продукта. Научные коллективы и исследовательские центры вынуждены бороться за получение финансирования на разработку. Наука процветает, рынок получает избыток инновационных идей. Акции Intel растут в цене, компания может продолжать финансирование работ. Параллельно формируется будущий потребительский рынок. Хотя самого продукта еще нет, а пользователи уже обсуждают, какого цвета будет их «нано-компьютер». Прилагается много усилий, но важно, что задействованы все игроки – от самой компании до конечного потребителя. А вместе они работают на формирование будущего, в котором появится «нано-компьютер». Вероятность такого будущего резко возрастает: на него работают сотни тысяч людей.

Одной из ключевых компонент инновационной экономики является технология форсайта. Она появилась как одна из первых рабочих технологий по мобилизации усилий множества людей на создание будущего.

Форсайт


Главная инновационная сила форсайта4 состоит в том, что это действие по созданию будущего. В форсайте важен не столько результат, сколько процесс вовлечения максимального числа заинтересованных лиц в формирование будущего. В западных странах число вовлеченных в форсайт-проекты экспертов исчисляется десятками и сотнями тысяч. Авторитетные специалисты по форсайт-исследованиям5 называют такую среду экспертной, помимо ученых, аналитиков и технологов в нее включают стейкхолдеров, то есть тех, от чьих действий зависит развитие ситуации, и «лиц, принимающих решения». Стейкхолдеры и лица, принимающие решения - это разные позиции: стейкхолдером зачастую может оказаться простая домохозяйка, не способная освоить новую модель высокотехнологичного пылесоса. Хотя не она принимает решение о его серийном выпуске, но именно ее мнение как потребителя может оказаться решающим для создания спроса.

Такой подход позволяет избежать профессиональной узости. Ученые склонны прогнозировать, исходя из внутренней логики развития науки и технологий, чиновники ограничены бюджетом, а инвесторы опасаются делать долгосрочные вложения в высокорисковые инновационные проекты. Вовлекаемое экспертное сообщество становится главным «двигателем» будущего – эксперты должны следить за мировыми трендами, быть включенными в коммуникацию по поводу будущего, писать множество статей и участвовать в различных семинарах и конференциях. К примеру, в рамках организованной правительством Великобритании программы «Форсайт 1» было проведено 600 (!) семинаров. Когда участвующие в форсайте эксперты встречаются, становится возможной выработка вероятных сценариев развития событий - появляются варианты решений конкретных участников, варианты последствий для остальных. Причем варианты могут быть самые разные – поскольку экспертная среда разнородна: одни могут не пойти на навязываемое решение, а другие не согласиться с предложенным вариантом.

Результаты форсайта всегда публичны, ими пользуется большое количество людей. Дорожные карты6 адаптируются и публикуются широкой общественности. Они выступают чем-то вроде «навигатора по будущему». Представьте себе, что вы попали на пересечение городских магистралей – большое количество народа едет из разных мест одновременно. Дорожная карта покажет вам возможные точки столкновения и варианты расхождения, основные места развилок.

Сложности проведения форсайта в России


Для России сегодня форсайт является скорее инновацией, чем практикой жизни. Проводятся первые исследования, начинают разрабатываться дорожные карты7. Но их результаты пока не совсем соответствуют главной идее форсайта – формированию будущего.

В течение последних 2-х веков в общественных и научных институтах, в организации социальной жизни сформировалось и укрепилось определенное отношение к будущему, основывающееся на идеологии модерна. Оно состоит в том, что будущее может быть только одно и оно является прямым следствием прошлого. На этом предположении построен метод научного прогнозирования. Но технология форсайта – не прогнозирование и не планирование. Технология форсайта специально уходит от прогнозирования, поскольку прогнозирование безответственно – тот, кто составляет прогноз, не несет ответственности за то, что именно такое будущее случится, и не предпринимает специальных усилий по его свершению. Иногда в форсайте используют некоторые методы прогнозирования, но только как дополнительный инструментарий для решения главной задачи по формированию образа будущего. В России же сила прошлого предположения еще не преодолена – применение методов форсайта российскими учеными часто сводится к прогнозированию и исследовательской работе.

В нашей стране форсайт часто воспринимается как научное исследование и поручается научным институтам. Это порождает парадокс и позиционный конфликт: позиция аналитика и ученого запрещает быть участником событий – это скажется на беспристрастности, а метод форсайта этого требует. Ученые являются лишь одним из «стейкхолдеров» ситуации, но есть и остальные, не менее важные. Процесс по формированию будущего и работа по инициации сложной коммуникации требует проведения многочисленных семинаров, опросов, конференций с приглашением участников из различных сфер, а это пока зачастую остается за рамками исследования. Такую работу можно прочитать, сделать выводы, можно положить в архив и забыть: результат исследования не обязывает читателя к действию. Дорожные карты, напротив, являются своеобразной «картой военных действий»: позволяют участникам понимать и видеть, что могут делать другие участники и к каким последствиям это приведет. На их основе координируются усилия многих инновационных групп, предприниматели могут видеть, какие разработки на каком этапе перейдут в стадию коммерческого использования и так далее.

Серьезной помехой для форсайта в России также является отсутствие подходящей и многообразной экспертной среды: с домохозяйками, финансовыми аналитиками, учеными-разработчиками, футурологами и прочими. А поэтому у нас проведение форсайта обязательно должно сопровождаться созданием сложного, разнородного и квалифицированного экспертного сообщества, включенного в мировые тренды. Без такой среды коммуникации невозможно обсуждение многовариантного будущего, а, следовательно, реализация качественного форсайт-проекта.

Те, кто сталкивался с ним в реальности, понимают, насколько сильны препятствия стереотипов прошлого. Западные форсайтеры8 пишут, что одной из обязательных и наиболее трудных задач проекта является выход за рамки представлений о том, что будущее одно, а форсайт – это его прогноз или научное исследование. Многие привыкли к тому, что тема будущего – это вопрос фантастики и досужих домыслов.

На западе существует проект «Состояние будущего9», в котором ежегодно оценивается степень готовности общества к будущему. Одними из основных показателей являются: количество проведенных форсайт-проектов, футурологических конференций и квалифицированных публикаций. В этом рейтинге Россия смотрится еще более бедно, чем по доходу на душу населения. Если вы зайдете практически в любой книжный магазин США или Европы, вы увидите специальные секции, отведенные под литературу о будущем10. И ничего подобного у нас в стране. Как будто будущего нет. Натурально. Нигде.


Общественно-политический форсайт


Появившись около 30 лет назад, форсайт сейчас стал одним из основных инструментов инновационной экономики. Сначала его применяли для формирования образов будущего в сфере технологий, там он отработан особенно хорошо. Затем технология форсайта стала использоваться в бизнесе – дорожные карты и результаты форсайт-проектов стали основанием для разработки стратегий в бизнесе. При использовании форсайта для бизнес-компаний возник ряд проблем, разрешение которых впоследствии было заложено в технологию форсайта. Во-первых, объект, с которым начинают иметь дело разработчики, зачастую не определен и требует специальной проработки (например, такой объект как «экология» далеко не очевиден и объединяет в себя большое количество сфер). Во-вторых, участие в проекте, как правило, принимает большое количество разных позиций, экспертная среда оказывается очень разнородной (начиная от позиции инвестора, заканчивая вышеупомянутой домохозяйкой).

С 90-х годов прошлого века форсайт начал использоваться в общественно-политической сфере. Последние десять лет активно проводятся форсайт-проекты городов: Дублин, Барселона, Штутгарт; форсайт-проекты социального развития стран: Великобритания, Австрия, Финляндия, Франция, ЮАР. Дорожные карты формируются по темам: образование, качество жизни, культура и межнациональное общение, сотрудничество между поколениями.

Идея поддержания традиционного уклада социальной жизни уже в прошлом. Идея изменения социальной жизни в соответствии с интересами одного класса, как это было у нас – в прошлом. Форсайт становится инструментом для формирования социальной реальности. Страны, претендующие на лидерство в современном мире, уже не могут позволить себе жить так, как жилось раньше. Они начали работать на создание своего социального будущего и активно включают в этот процесс общество и соответствующим образом пытаются трансформировать устаревшие институты.

Форсайт в общественно-политической сфере радикально отличается от технологического. Когда мы ставим технологическую задачу, например, по снижению веса летательных аппаратов на 50%, мы понимаем, о чем мы говорим. В общественно-политической сфере такой определенности уже нет. Если мы хотим улучшить качество жизни населения, или увеличить уровень доверия в обществе – что мы действительно при этом имеем в виду? Оказывается, что это не очевидно. Обычный ход российских социологов – попытаться построить модель объекта и выбрать референтную группу, которая бы отвечала на вопросы о его состоянии.

Опыт форсайт-проектов западных стран показывает, что в первую очередь необходимо отказаться от того, что такие объекты, как например, качество жизни населения, уже есть. Необходимо отвечать на другие вопросы: чего же хотим мы (реальные участники проекта), чего мы хотим достигнуть в будущем, на что будем работать, к чему прилагать усилия. Это связано с тем, что такие понятия как качество жизни, уровень доверия, гражданское общество – являются социокультурными феноменами, они не существуют объективно, а формируются как эффект определенной социальной практики.

При проведении технологического форсайта разработка или продукт, то есть зона приложения усилий, чаще всего задается заказчиком. Здесь же он требует специальной проработки и организации сложной коммуникации. В общественно-политических форсайт-проектах этот этап выделяется в отдельный и называется выработкой «существенных условий»11.

Следующим шагом прорисовывается экспертная среда и вырабатываются ответы на вопросы:


  • Кто главные «стейкхолдеры»?

  • Кого считать экспертом?

  • Кого, на каком этапе и в каком качестве включать в проект?

  • Кто составляет круг лиц, принимающих решения?

  • Какие тенденции существуют и как оценить их влияние?

Все эти вопросы требуют выработки ответа. И только следующим этапом определяются методы, которые будут использоваться в проекте – определяется, какие прогнозы нужны и как к ним относиться, каким способом будет осуществлено исследование (метод Дельфи, экспертные панели или какой-то другой).

На западе за 30 лет работы в этом направлении сформирована обширная практика проведения форсайт-проектов, издано большое количество литературы, как правило, непереведенной на русский язык, но при желании, все это можно найти.


Методологические инновации форсайт-проекта «Детство»


Для России практика форсайта нова, а ее запуск осложняется целым рядом проблем (о них мы говорили в разделе «Сложности проведения форсайта в России»). Поэтому для форсайт-проекта «Детство» был специально разработан ряд методологических блоков, по которым была проведена работа. Эти блоки не содержатся в стандартных западных исследованиях, описывающих методы форсайта.

Блок 1. Проблематизация предметных представлений и построение объекта форсайта. Детство как комплексный объект отсутствует: эксперты распределены по профессиональным сферам, в значительной степени ангажированы и не включены в коммуникацию по поводу детства. Они могут дать узкий ответ о детстве исходя из своей предметной области, но не могут ответить на вопрос, что такое детство в целом. Кроме того, тема «детство» оказывается закрытой рядом стереотипов и предположений, из-за чего обсуждение сводится к частным примерам. Поэтому оказалось необходимо проведение специально сконструированных проблемных и экспертных семинаров, которые не предусмотрены в стандартных технологиях форсайта. При организации этих семинаров проводилась специальная методологическая работа по комплексированию междисциплинарного и сложного объекта детства. Такой подход позволяет уйти от предметных, профессиональных и административных классификаций, которые закрывают важные компоненты объекта. Результаты работы см. в разделе «Ход реализации проекта».

Блок 2. Определение ситуации проведения проекта. Для проведения форсайт-проекта необходимо понимание общих рамок работы - понимание возможных перспектив и вариантов социально-экономического развития страны. Западные форсайтеры с такой проблемой не сталкиваются, поскольку там социально-экономические перспективы являются предметом широчайших дискуссий, вырабатываются усилиями многих крупнейших организаций (ООН, «Rand Corporation» и др.), которые формируют четкое и ясное видение перспектив. Для этого блока была сконструирована специальная методология работы, по которой был проведен ряд мероприятий с привлечением различных экспертов. Результаты работы описаны в Приложении 1.

Блок 3. Выработка существенных условий. В проводящихся в России форсайт-исследованиях часто существенные условия называют «целями». Это не так. Целей у Заказчика форсайта может быть масса, вопрос состоит в превращении этих целей в качественные характеристики. Каким образом Россия к 2030-2040 году перейдет на путь инновационного развития, как достигать этого и оценивать шаги к достижению – вопросы, требующие специальной проработки. Результаты см. в разделе «Ход реализации проекта», пункт «существенные условия».

Блок 4. Организация экспертной коммуникации. Эксперты темы детства – представители самых разных областей, каждый из которых несет собственное содержание, решает собственные задачи и пользуется собственной терминологией. Для того чтобы эксперты могли разговаривать и понимать друг друга, чтобы их коммуникация строилась именно по поводу детства и по поводу будущего, была проведена специальная работа по организации экспертной коммуникации. О ходе реализации этапа и результатах подробнее см. раздел «Ход реализации проекта» пункт «Сканирование».

Блок 5. Креативные семинары по сценированию. Работа по формированию сценариев будущего требует особой техники и квалификации – техники социального воображения и способности к имитации. В рамках проекта организована серия мероприятий, на которых проводилась работа по формированию сценариев будущего.

следующая страница >>

Смотрите также:
Руководство: Попов Сергей Валентинович «\"Детство 2030\" опыт проведения форсайт-проекта в России»
632.65kb.
6 стр.
Корпоративный Форсайт и конкурентная разведка С. В. Попов
105.81kb.
1 стр.
Азар'єв Віктор Валентинович
51.46kb.
1 стр.
Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г
402.34kb.
1 стр.
Алексей Валентинович Сорокин
148.13kb.
1 стр.
Научно-техническое описание и обоснование проекта (тэо)
669.76kb.
4 стр.
Всероссийский круглый стол «Формирование Транспортной стратегии России на период до 2030 года»
216.27kb.
1 стр.
Методические указания по ее выполнению Порядок проведения и руководство преддипломной практикой
169.92kb.
1 стр.
Опыт технического прогнозирования при выполнении проекта «хиндсайт» Р. С. Айзенсон
225.6kb.
1 стр.
Ермичев А. А. Борис валентинович яковенко – русский исследователь философии и. Г. Фихте
289.03kb.
1 стр.
Конкурса «литературная премия «легкокрылый пегас»
479.35kb.
3 стр.
Опыт российской пенсионной реформы 2002 Г
182.77kb.
1 стр.