Главная страница 1страница 2 ... страница 17страница 18


РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР
ДУХОВНЫЙ ЗАДНИЙ ПЛАН
ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

(Космическая и человеческая история)

седьмой том


GA 174b

16 лекций:


от 30.IX.1914г.,13.II.1915г.,

14.II.1915г.,22.XI.1915г.,23.Х1.1915г.,

24.XI.1915г.,12.III.1916г.,15.III.1916г.,

11.V.1917г.,13.V.1917г.,15.V.1917г.,

23. II.1913г., 24.II.1918г.,23.IV. 1918г.,

26.IV.1918г. и от 21.III.1921г.

ШТУТТГАРТ.

1974 г.


РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР
КОСМИЧЕСКАЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
GA 170

Том I - Загадка человека. Духовные основы истории человечества.

15 лекций от 29.VII по 3.IX. 1916. Издано в Дорнахе в 1964 г.
GA 171

Том II - Внутренние импульсы развития человечества.

Гёте и кризис XIX века.

16 лекций, Дорнах, от 16.IX по 30.Х. 1916. Издано в Дорнахе в 1964 г.


GA 172

Том III - Карма жизненного призвания человека в связи с жизнью Гёте.

10 лекций, Дорнах, 4-27.ХI.1916. Издано в Дорнахе в 1964 г.
GA 173

Том IV - Обозрение исторических эпох. Часть I.

13 лекций, Дорнах, 4-31.ХII.1916. и Базель 21.ХII.1916. Издано в

Дорнахе в 1966 г.


GA 174

Том V - Обозрение исторических эпох. Часть II.

12 лекций, Дорнах, 1-30.I.1917. Издано в Дорнахе в1966 г.
GA 174a

Том VI - Центральная Европа между Западом и Востоком.

12 лекций, прочитанных в Мюнхене 13.IX., 3.ХII,19...23.III, 29.ХI.1915.;

18-20 III.1916; 19 и 20.V.191...14 и 17, II, 2 и 4.V.1918. Издано в Дорнахе

в 197...
GA 174b

Том VII - Духовный задний план Первой мировой войны.

16 лекций, прочитанных в Штутгарте 30.IX.1914; 13 и 14.II, 22-

24.ХI.1915; 12 и.15.III.1916; 11,13 и 15.V.191...23 и 24.II, 23 и

26.IV.1918; 21.III.1921. Издано в Дорнахе в 1974 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Космическая и человеческая история.

Библиографический указатель с 1 по 7 том включительно..................................2
Издано на правах рукописи......................................................................................5
Содержание лекций, с 1 по 16 включительно........................................................6
Обращение Р. Штайнера к друзьям-слушателям лекций,

прочитанных им в узком кругу в годы войны......................................................10


Лекция 1 30.09.1914..............................................................................................12
Лекция 2 13.02.1915..............................................................................................24
Лекция 3 14.02.1915..............................................................................................40
Лекция 4 22.11.1915.............................................................................................56
Лекция 5 23.11.1915.............................................................................................66
Лекция 6 24.11.1915.............................................................................................79
Лекция 7 12.03.1916.............................................................................................94
Лекция 8 15.03.1916...........................................................................................108
Лекция 9 11.05.1917...........................................................................................122
Лекция 10 13.05.1917...........................................................................................139
Лекция 11 15.05.1917..........................................................................................154
Лекция 12 23.02.1918..........................................................................................170
Лекция 13 24.02.1918..........................................................................................186
Лекция 14 23.04.1918..........................................................................................203
Лекция 15 26.04.1918..........................................................................................217
Лекция 16 21.03.1921..........................................................................................232
ПРИМЕЧАНИЯ....................................................................................................250

Том VII. ДУХОВНЬЕ ОСНОВЫ (ДУХОВНЫЙ ЗАДНИЙ ПЛАН)

ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
Издано на правах рукописи
О характере таких изданий высказывается Рудольф Штайнер в своей автобиографии "Мой жизненныи путь" (глава 35 и 36, март 1925):"Как устные, не для печати предназначенные, задуманы были эти сообщения... Нигде, ни в малейшей мере нет в этих сообщениях того, что не было бы чистейшими данными становящейся Антропософии. Читающий эти сообщения может с полным доверием принять их, это именно то, что имеет сказать Антропософия... Поэтому можно было без сомнений распространить эти высказывания среди членов Антропософского общества. Должно быть только принято во внимание, что в этих, не просмотренных мною текстах может вкрасться ошибочное.
Суждение о содержании этих сообщений может вынести только тот, кто знаком с предпосылками к такого рода высказываниям. Это как минимум антропософическое познание человека и космоса, в пределах, раскрываемых Антропософией, и того, что, как "Антропософическая история", изложено в соответствующих сообщениях из духовного мира.

Содержание
ЛЕКЦИЯ 1 30.09.1914.

Современность ,, как время испытаний. Союз Германии и Австрии и противоестественный союз Франции с Россией. Понимание современных судеб народов через цикл о душах народов. Борьба душевных сил в драмах - мистериях, как образ борьбы народов. Бессмысленность вопроса о виновниках войны. Герман Гримм о немцах. Душа убитого эрцгерцога. Превращение сил страха в мужество и воодушевление. Помощь погибших сражающимся, Развитие способности любви через духоведение. Война как великий учитель духовности. Слова одного идущего в бой. Помощь изречения: "Духи их душ"... Стремление немцев к миру. Эта война как заговор против духовной жизни немцев. К объективности в отношении духа народа призывает наречение: "Ты, моей земной отчизны дух..." Надежда на будущее.


ЛЕЦИЯ 2 13.02.1915.
Истины о столкновении народов не общезначимы, человеческом познанию не доступны. Различие миссий цветных и белых народов. Грядущая великая битва между цветной и белой расой. Своеобразие германских народов. Бальдур и Христос. Славянская культура как предтеча шестой культурной эпохи. Обмен письмами Ренана и Штрауса. Возможность для Средней Европы выйти за пределы национального. В Англии Теософия наряду с внешней духовной жизнью, в Германии Антропософия в тесной связи с остальной духовной жизнью. Сказанное в 1870г. о тенденции России к продвижению на Запад. Значение наших сегодняшних мыслей и чувств для будущего.
ЛЕКЦИЯ 3 14.02.1915.
Связь человека с духом его народа и с духами других народов. Оккультные основы развязывания войны. Явление Христа в эфирном теле. Союз Франции с Россией как внешняя иллюзия. Задача центральной Европы. Деятельность Христа в неосознанных силах души. Константин, Орлеанская дева. Трудности самопознания. Брюшное и головное ясновидение. Пробуждение сознания в душах после смерти. Действие эго эфирного тела в Гётеануме. Эфирные тела павших на поле сражения.
ЛЕКЦИЯ 4 22.11.1915.
Значение массовых смертей во время войны. София Штинде. Наша связь с умершими. Жизнь в духовном мире после смерти. Действие Иерархий в бытии умерших. Значение нашей памяти об умерших для самих умерших.

ЛЕКЦИЯ 5 23.11.1915.
Переживания души после смерти. Панорама жизни. Длящаяся память о моменте смерти. Вступление в камалоку. Формирование кармы. Связь нашего сознания во сне с жизнью в камалоке. Действие эфирных тел преждевременно умерших.
ЛЕКЦИЯ 6 24.11.1915.
Образование семян растений под воздействием космических сил. Наблюдение над астральным в мире животных. Загадочность смерти. Деятельность рано умерших в потустороннем. Результаты исследования Морица Бенедикта. Значение духовного для развития Земли к бытию Юпитера.
ЛЕКЦИЯ 7 12.03.1916.
Отторжение Антропософии Анни /Анной/ Безант. Важные /существенные/ черты русского народа. Использование этих качеств стоящими у власти. Необходимость восприятия среденеевропейского импульса через русские народ. Противоположность между сущностью немецкого и английского народов. Цели англосаксонских оккультистов. Развитие Елены Петровны Блаватской. Происки французских оккультистов в развязывании войны (fur den Krieg).
ЛЕКЦИЯ 8 15.03.1916.
Значение наших мыслей для работы третьей Иерархии над развитием Земли. Формирование нашей, ближайшей инкарнации через посмертные переживания души. Появление знания о духовном в карме Бертрама. Беспомощность современной медицины. К.Е. фон Баер и Эрнст Геккель. Тайные интриги свободных каменщков и панславинистов.
ЛЕКЦИЯ 9 11.05.1917.
Потребность современного человека в Антропософии. Пробуждение к самостоятельности через антропософскую литературу. Недоразумения при её чтении. Оторванное от действительности мышление наших дней. Лео Кёнигсбергер. Стремление людей к удобству. Внесение личного в антропософическое движение. Е. Бамлер, Макс Зейлинг, Макс Гейндель. Необходимость двух подходов.

ЛЕКЦИЯ 10 13.05.1917.
Нужность материализма. Эрнест Ренан. Омоложение человечества. Вудро Вильсон. Проникновение в деятельность 3-й Иерархии и развитие самостоятельности человека, воздействие лишенных духовности методов воспитания наших дней. Лишенные реальности воззрения современности "Город, как форма жизни" и "Античный город". Два подхода.
ЛЕКЦИЯ 11 15.05.1917.
Душевное и его связь с посмертным. Ритмы жизни. Утрата сознания духовного в ходе эпох. Вымогательство посвящения римскими цезарями. Нерон, как первый психоаналитик. Значение Мистерии Голгофы для развития самосознания человечества, Вредность абстрактных идей. Конкретное применение идей братства, свободы и равенства. Трехчленность человека и собор 869 года. Задача духовноведения в связи с препятствующим внесением личностного.
ЛЕКЦИЯ 12 23.02.1918.
Мышление, чувствование и воление. Наше общение с умершими. Восстановление общения с умершими через конкретные воспоминания. Подлинное историческое обозрение и иллюзия исторического обозрения. Частности наших взаимоотношений с умершими. Путь Герфеса к фашизму. Духовный задний план взаимоотношений Востока и Запада.
ЛЕКЦИЯ 13 24.02.1918.
Победа Михаила над ариманическими духами и её воздействие на Землю, значение 1879 года. Мертвые и лживые призывы и их воздействие в педагогике. Интерес к глубоким запросам рабочих. Теодор Циген. Ленин. Последствия оторванного от жизни мышления! Вильсон как непрактичный теоретик.
ЛЕКЦИЯ 14 23.04.1918.
Некоторые конкретные сведения о жизни после смерти... Значение имагинации, инспирации и интуиции для жизни между смертью и новым рождением. Эдуард фон Гартман. Две различные книги Гертвига. Люциферические импульсы в прошлом, Ариманические импульсы в будущем. Значение бездуховности современной жизни для социальной жизни.


ЛЕКЦИЯ 15 26.04.1918.
Омоложение человечества. Настроение ожидания и его значение в педагогике. Вредность современных методов воспитания. Образное преподавание как противовес выучиванию букв. Примеры введения в полное чувство переживания природы. Наше общение с умершими. Живое продолжение воздействия Гёте в духовноведении. Вильсонизм и Ленинизм как порождения лишенного духовности мировоззрения.
ЛЕКЦИЯ 16 21.03.1921.
Вопрос о виновниках войн и диктат победителей. Две основные мысли у руководящих лиц англосаксонской расы. Два пути английской политики Непрактичность (оторванность от действительности) мышления (sinn) "практиков". Хозяйственная и политическая обстановка в Австрии накануне разразившейся войны. Немецкий император. Решение Мольтке. Его мемуары. Важные моменты перед началом войны. Неосведомлённость (Ahnungslosigkeit) ответственных лиц. Потребность в больших исторических рассмотрениях.

В годы войны Рудольф Штейнер перед каждой лекцией, прочитанной в кругу антропософов в охваченных войной странах произносил слова, обращенные к стоящим на полях сражений и к прошедшим через врата смерти. Они гласят: Обратимся, милые друзья, к охраняющим тех, что стоят во вне, на обширных полях разыгрывающихся современных событий.


Духи их душ, действенные бдители!

Ваши крылья да принесут

Наших душ молящую любовь

Вашей защите вверенным земным людям,

Дабы с Вашей мощью соединенная,

Наша мольба помогающе сияла

Душам, которых они ищут, любя.

И о тех, кто в результате событий уже прошёл через врата смерти:


Духи их душ, действенные бдители!

Ваши крылья да принесут

Наших душ молящую любовь

Вашей защите вверенным людям сфер,

Дабы с вашей мощью соединенная,

Наша мольба помогающе сияла

Душам, которых они ищут, любя.

И Дух, к Которому мы стремимся нашим познанием,

Дух, Который, дает земной жизни смысл, значение, содержание,

Дух, из божественных солнечных высот

Прошедший через Мистерию Голгофы,

Да будет Он с Вами и вашим тяжелым долгом.

В иных обстоятельствах слова звучали следующим образом: Мы вновь прежде всего обратимся к Духам-Хранителям тех, кто силою тяжелых обстоятельств стоит во вне на полях сражений:
Вы, бодрствующие над земными душами.

Вы, парящие над земными душами.

Духи, Вы, охраняя, над человеческими душами,

Из мировой мудрости, любя, действующие,

Услышьте нашу мольбу, взгляните на нашу любовь,

Которая с Вашими несущими помощь лучами-силами

Соединиться стремится, духу отдаваясь, любовь посылая.

И к охраняющим тех, кто в силу этих обстоятельств уже прошел через врата смерти:


Вы, бодрствующие над душами сфер,

Вы, парящие над душами сфер,

Духи, Вы, охраняя, над душевными людьми

Из мировой мудрости, любя, действующие,

Услышьте нашу мольбу, взгляните на нашу любовь,

Которая с Вашими несущими потоками помощь сил

Хочет соединиться, дух предчувствуя, любовь излучая.

И Дух, к которому мы хотим приблизиться через наше духоведение

Дух, Который стремился через Мистерию Голгофы

Принести Земле исцеление (Heil),

Человечеству свободу и прогресс,

Да будет он с Вами и Вашим тяжёлым долгом.



ЛЕКЦИЯ 1

30.09.1914. ШТУТТГАРТ


Ускоренное событиями, разыгрывавшимися в последние годы разразилось над миром то, что в основном уже давно могли предвидеть. Только в следующие эпохи в полной мере осознают во всей глубине серьезность событий, свидетелями которых мы являемся. Многое, лежащее в основе этих серьёзных событий, остается сегодня вне поля нашего зрения - даже в их внешних проявлениях. Но для нас, мои милые друзья, в эти серьезные времена прежде всего значимо следующее, что я хочу выразить такими словами: в течение ряда лет мы углублялись в познание духовного, мы пытались овладеть знанием, чувствованием и восприятием духовных миров и всем, что относится к этому знанию, чувствованию и восприятию. Но теперь мы стоим в известном смысле, перед неизбежностью событий испытания: будем ли мы в состоянии под тяжестью обрушившихся на нас бедствий сохранить верность нашим высоким идеалам, предписываемым нашим знанием о духовном мире и его живым восприятием. Да, там, в наших ответвлениях, где соединены единомышленники, объединенные общими чувствами, это легче - сохранить то, что духовноведение должно принести человечеству, но мы должны везде и всюду хранить высокие идеалы, высказанные уже в нашем первом основном положении (примечание 3). Мы же общество, действующее не среди родственных народов, мы стремимся на весь мир распространить дух миролюбия (умиротворения). С этим связаны испытания, так как во время, в которое мы живем, действительно трудно подняться к высокой объективности, к Справедливости.
Как раз, исходя из того, о чём говориться в моей сегодняшней лекции, обитатели Средней Европы, и прежде всего немецкий народ, имеют в известной мере, возможность скорее, чем другие народы, прийти к объективной справедливости. Здесь надо не просто отдаваться непосредственным впечатления, но как серьёзные антропософы должны мы попытаться с пониманием вникнуть в речь, в которой сегодня звучит стремление к справедливости в духовном смысле.
Не из желания привести личное, но потому что это симптоматично, хочу я поделиться следующим: первый том моей книги "Загадки философии" может быть имеется на руках у некоторых из Вас. Второй том во втором половине июля был отпечатан до 104 стр. Но среди строки он был оборван. Как раз на месте для меня значительном, симптоматичном. Я характеризовал французских философов и старался до предела быть объективным. Затем я намеревался перейти к малоизвестному молодому мыслителю. Я хотел после рассмотрения французских современных философов перейти к тому, что говориться здесь, по эту сторону Рейна, в Германии. Но лист был пуст, так как разразилась война. Часто я был вынужден смотреть на пустые страницы 13-го листа.

И тогда раздались голоса из-за Рейна. Они нам хорошо знакомы эти голоса. Говорили о немецком варварстве и тому подобное, и бросали нам полные ненависти и клеветы обвинения. Это было удручающе - то, что тогда пришлось пережить. Именно уважаемые представители духовной жизни Франции возбуждали в народе ненависть и страсти. В этом случае личное может быть рассмотрено как симптоматическое. Когда в книге по истории Философии подходят к французским философам и душевно стремятся отдать им все должное, всеми силами стараются с величайшей объективностью вжиться в философию Запада, то горечью наполняет душу, когда, невзирая на все факты, кричат о "варварской манере по ту сторону Рейна". Было тем более горько, что одним из самых ярых противников и ненавистников немецкого был Морис Метерлинк.


Изумительно: первое произведение, написанное Метерлинком которое уже вполне выражает его существо и его своеобразие, звучит совсем из Новалиса, сотворено из Новалиса. Без Новалиса не было бы Метерлинка. Все поздние его произведения вырастали именно из этого первого, из фундамента Новалиса. Что тоже бросает свет на то, как в наше время рождается справедливость. В событиях наших дней совершенно недостаточно просто слышать голоса, здесь и там звучащие из страдания, но надо живо откликаться на происходящее. Когда дают звучать этим голосам, это ведет к объективности. Эта объективность ничего не имеет общего с малодушием.
Огромной важности события происходят в наше время, потрясающие события. И будущее будет вынужденно для сравнения привлекать значительнейшие события прошлых времён. И не одно какое-либо историческое событие, а многие исторические события должны соединиться, чтобы образовать нечто подобное.
Как однажды, в период расцвета греко-римской культуры, римляне вынуждены были вступить в Пунические войны против Карфагена, как тогда памятная битва при Myla (примечание 6) решила судьбу римлян, которые свою расцветающую греко-римскую культуру сумели уберечь от поглощения /затопления/ идущими к упадку, но внешне еще могущественными силами государства карфагенян, так видим мы в развязывании современной войны как бы подобие тех событий. Это может быть сегодня здесь высказано. Это была знаменательнейшая война - война между Римом и Карфагеном. Карфагеняне имели мощный флот, казавшийся могущественным по сравнению с малочисленным флотом римлян. Но римляне пришли к совершенно необычной идее перекидных мостов, которые они перебрасывали с римского на карфагенский корабль (взятие на абордаж - прим. перев.), превращая таким образом морской бой в сухопутный, и в привычных им условиях одержали решающую победу. Как тогда произошло нечто неслыханное для тех времен, так в Люттихе (примечание 7) разыгралось нечто, напоминающее события древности, что могли предвидеть лишь немногие и о чем будущие времена будут говорить, как о величайшем достижении. Я вспоминаю об этих фактах только потому, что хочу обратить Ваше внимание на значительные события, современниками которых мы являемся.
Именно сейчас те дни, когда на востоке и западе, на острие ножа, принимаются важнейшие решения. Сердце может разорваться, если вдуматься, какие силы противостоят друг другу; но именно в эти дни, когда предстоящие решения как неизвестность стоят перед вопрошающим взором людей, можно обратить внимание на нечто другое, имеющее исключительное значение.
Я могу говорить об этих вещах так, как я буду говорить, потому что я, в известном смысле, подготовлен к этому моей кармой. Родился я, ведь, в том краю, о котором говорят, что он та много привнес в войну народов. Но, повзрослев, вижу я, что ещё с детства был предопределен к отсутствию родины. У меня не бы ло условий, чтобы пережить интимнейшую связь с родиной землей и её обитателями. Кроме того, мое детство выпало на время когда в самой Австрии встретился я с ненавистью к немецком, когда австрийские немцы еще были под впечатлением победы Пруссии, когда и немцы Австрии ненавидели немцев Германии (Пруссии). Для пробуждения у меня предвзятости в отношении Германии не было оснований. Это отсутствие родины, которое мне дано было моей кармой, позволяет мне говорить объективно, с полным сознанием, что через сказанное мною говорит Антропософия.
Дело сегодня не в пророческих высказываниях. Поэтому не будем спорить с теми, кто говорит: Это еще под сомнением, за кем останется конечная победа. Но одна победа, важная победа, созвучная с духовным воззрением, уже - одержана, значение которой неугасимо для будущих времен, уже одержана. Что это за победа? Она была достигнута до начала войны. Эта победа может быть охарактеризована следующими словами: Не была ли Средняя Европа долгие годы связана с Востоком? Речь идет не о народе, живущем на востоке Европы. Мы хорошо осведомлены об этом народе, и кто хочет знать правду о роли этого народа в общем развитии народов, пусть прочтет цикл лекций "Миссии отдельных народных душ в связи с северо-германской мифологией /прим. 8/. Он нечто иное, этот народ на востоке, а иное - трилистник стоящий во главе противников немецкой духовности: царизм, русский милитаризм, получивший оплеух, и изолгавшийся панславянизм. Были нити, тянувшиеся от сердца Европы к этому трилистник, хотя и не до последнего листка.
31.VII. этого года объявлением войны эта нить между германо-австрийским руководством и царизмом была оборвана, отброшена. Это была большая победа... (последующее не ясно). Смысл представляется примерно таким, что события, разыгравшиеся тогда между Центральной Европой и западными могуществами и Россией, имели всемирно-историческое значение. (Сопоставьте с примечанием 2).
Мы имеем здесь важные черты современной истории. Не надо закрывать глаза на неестественность союза Западной и Северо-западной Европы с Востоком, - если смотреть с точки зрения Антропософии. Попробуем подойти с этой точки зрения.
Во время наших столкновений с госпожой Безант (примечание 9) один индусский ученый (индусский?) сказал, что манера, с которой госпожа Безант кричит о терпимости, напоминает ситуацию, как если бы человеку собирались отрубить руку и он сопротивлялся, а его бы призывали к терпимости, в противном случае угрожая ссорой. Не много надо ума, чтобы понять, что это абсурд - требовать лояльности от человека, которому собираются отрубить руку.
В последние недели мне часто пришлось слышать именно такое суждение: если бы Австрия не начала войну с Сербией, это было бы проявлением терпимости. Точно те же обстоятельства. Того, кому хотят отрубить руку, призывают быть терпимым: - У нас много возможностей учиться объективности в разыгрывающихся вокруг нас трагических событиях, но для этого надо уметь думать. Научиться думать, это тоже одна из задач Теософии. Есть цикл о душах народов. Если теперь, в этих тяжелых обстоятельствах мы не примем его со всей серьезностью и благоговением, то наша тогдашняя работа над его пониманием окажется бесплодной теоретической игрой. Необходимо, чтобы эти вещи вошли нам в плоть и кровь, чтобы мы их прочувствовали, чтобы они принесли нам ясное понимание. В предпоследней лекции этого цикла пытался я показать, что различные души народов, в отношении трех сил души взаимодействуют между собой так, как это показано в последней картине драмы-мистерии "Врата посвящения". Содержание высказываний, слова, которые там говорит каждый из трех персонажей, должны быть воспроизводимы точно, так как каждый из персонажей представляет одну из трех способностей (членов) души (примечание 10) В предпоследней лекции цикла о душах народов указывается на то, что в народах Италии и Испании звучит в наши дни отзвук после -атлантической культуры: их народный характер отчеканен в душе ощущающей. Во Франции это душа рассудочная, в Англии душа сознательная и в Средней Европе - Я.
Не знаем ли мы по своей собственной душе и внутренней борьбе между отдельными её членами? На это обращает внимание вторая драма-мистерия "Испытание души". Мы можем получить ключ к пониманию того, что приходит в наше время, если дадим воздействовать на себя всему, что там сказано. И мы должны попробовать данную в цикле картину сделать в своей душе такой ясной, чтобы нам стало понятно, как мы в Средней Европе должны искать Я. Так, что сегодня, как тяжелая судьба, разыгрывается в мире, стояло перед нашей душой в дни мира в тиши духовной работы над этим циклом. По существу многое из того, что присходит сейчас, станет нам. ясным, если мы примем во внимание все сказанное в этом цикле. Тогда только достигнем мы необходимой объективности
Во всех войнах так было, что противники друг в друге видели виновников войны. Для нас, мои милые друзья, это не подходит, так мы не можем думать. Нам подходит другое. Я поясню это примером. Представим себе: старец сопоставляет себя с ребенком, полным свежести и сил. Правильно ли было бы, если бы этот старец стал на него злиться и говорить: ты, в твоей юной силе, ты виноват в дряхлости моей старости! Это не разумнее, чем когда теперь, например, немцев называют виновниками войны. Надо себе уяснить; то, что происходит, заложено в карме народов. И в жизни каждого народа есть юность и старость; и как в человеческой жизни свежая сила юности неповинна в дряхлости, старости, так же нелепо предъявлять такие обвинения в жизни народов.
Но все эти разговоры не должны нас ослеплять; мы должны смотреть на факты, на объективное. Глубокие первопричины современных событий сегодня не подлежат обсуждению, невзирая на то, что такие обсуждения кое-кому попортили бы крови - но я могу другим путем показать вам, в чем здесь дело.
Как Антропософы мы знаем: в немецком покоится Я Европы. Это объективный оккультный факт. Я хочу назвать имя одного человека, не теософа, но жившего в духе немецкого народа, - чтобы охарактеризовать, к чему привело его осознание Я. Я знаю, так думает не один он. Это Герман Гримм, который в духовном смысле как бы нес в себе дух Гёте. Он произносит изумительные слова: "Общность моральных убеждений всех людей -это сегодня всех нас объединяющая церковь. С большей чем когда либо страстностью ищем мы сегодня зримого выражения этой общности. Все действительно серьезные устремления масс направленны к этой единственной цели. Национальные различия утратили здесь свое значение. Мы чувствуем, что в этическом мировоззрении нет национальных различий. Мы все готовы пожертвовать собою за свою родину; но мы далеки от цели желать или призывать для этого мгновения войну. Уверения, что сохранение мира - наше священнейшее желание, не ложь. "На земле мир и в человеках благоволение" - это пронизывает нас. Взгляните на то, что говорит Антропософия, как ответ на эти слова. Наше духовное движение ищет возможности удовлетворить такие стремления. И вот еще другие слова Германа Гримма: "Люди осознают свою всеобщность, когда ощущают себя подвластными незримому, как бы на облаках покоящемуся Могуществу, которому не смеют ни противостоять, ни рассматривать его как несчастье, и понимание правильности, справедливости чьих решений они ощущают как свою внутреннюю обязанность. С боязливостью стараются они оправдать себя. Какие усилия употребляют сегодняшние французы, чтобы представить войну против Германии, которую мы предвидим как законную необходимость, признания которой они требуют от других народов, да и от самих немцев. Как ответ на эти слова примите то, что говорит Антропософия о мире Иерархий. Потрясает, когда видишь, как человечество в лице своих лучших высочайших представителей, полно тоски и стремления к тому, что несет с собой Антропософия, но проходят мимо нее, не находят её, и как тогда с боязливым устремлением идут люди себе оправдания.
Еще один примечательный факт. Герман Гримм говорит: Как стараются современные французы представить войну против Германии -как законную необходимость, признания которой они требуют от других народов, да и от самих немцев. Это слишком мягко сказано. Стремление представить войну, как законную необходимость, - не видим ли мы её и сегодня в том, что идет нам навстречу с Запада?
И еще третьи слова Германа Гримма хочу я вам прочесть сегодня. Вновь вы увидите, как близко он подходит к тому, что несет в себе наше движение. "Обитателей нашей планеты, взятых вместе как единство, наполняет всеобщее тонкое чувство, доступное и самым отсталым народам. Люди сегодня признают за каждым отдельным духовным существом право на индивидуальное самоутверждение. Даже дикие создания постигают это." Но ведь эти слова Германа Гримма говорят то самое, что высказано в основном положении нашего общества.
Вы видите, что Антропософия является ответом на призыв, злу звучащий в голосах лучших представителей немецкого духа. Освещение получает через это и тот факт, что немец, где бы он ни был, поступаясь своими привычками и входя в обычаи другой страны, не теряет своей духовной культуры и своей национальности.
Все это, мои милые друзья, в известной мере дает нам основание считать себя правыми, и притом все же не закрывать глаза на то, что действительно должно быть принято во внимание.
И для оккультистов последние годы принесли неожиданности. Во время моего курса в Норчёпинге (примечание 12) мог, должен я был сказать слова, вызванные такой неожиданностью. Действительно: за многие годы можно было предсказать разыгравшиеся теперь события, и закономерно то, что они разыгрались именно в этом году. Но в начале нельзя было предугадать, что когда мы соберемся на Мюнхенский цикл (примечание 13) и разойдемся после него, что тогда мы будем стоять перед значительнейшим событием убийства в Сараево (примечание 14). Много раз я подчеркивал, как по-разному значимы события здесь, на физическом плане, и на духовном плане, как нередко они дают обратную картину, и всё же я был поражен, когда смог сравнить индивидуальность, прешедшую через это убийство, до и после её смерти. Произошло непто исключительное: эта личность стала космической силой. Я говорю об этом, чтобы обратить ваше внимание на то, как факты физического мира являются символом духовного, и как все явления физического плана могут быть правильно поняты только, если их видят, исходя из духовного. Некоторые из вас знают это мое прежнее высказывание. Я говорил: Ужасающее витало в астральном мире, оно не могло опуститься на физический план, так как на физическом плане были сконцентрированы астральные силы, силы страха, которые ему противостояли. Это было 20-го июля, когда я увидел, как силы страха стали силами мужества, отваги. Непередаваемо значителен факт: силы страха становятся силами мужества. Тогда перестает быть непонятным энтузиазм, как совершенно исключительный феномен, охвативший всю страну. Это факт, ставший мне доступным, и насколько же известно, не воспринятый до того ни одним оккультистом.
Ну, вы же все были свидетелями, как этот энтузиазм в несколько дней охватил всю страну людей, до того бывших совершенно миролюбивыми, как поднялись они на волне мужества.
Но скоро пришло время, когда с болью узнали мы, каких чудовищных жертв требует эта война. И когда я в первых числах сентября был в Берлине (примечание 15), глубокая боль охватила мою душу, когда мне стало известно, какой цвет немецких душ пал жертвой на полях сражений. Я должен был отдаться этой боли, и из нее родилось - не по моей личной заслуге - оккультное исследование. В страдании даруется душе оккультное познание. Боязливый вопрос стоял перед моей душой: когда сталкиваются такие массы людей - что происходит тогда?
И я тогда увидел, как павшие, после смерти, поднимаются над полем сражения и помогают тем, кто вступает в бой вслед за ними. Это открыло ясновидческое исследование. Когда умершие помогают живым, это дает утешение в страданиях. Мои милые друзья, то, чем является Антропософия, должно проникнуть в глубь жизни и в тот момент, когда любое утешение кажется бессмысленным, когда душа не в силах найти себе правильное переживание. Ив этих условиях может познание духовного помочь душе, и в этих условиях может оно принести облегчение. Я знаю, среди нашего движения найдутся души, которые и в этих трагических обстоятельствах из духовного познания почерпнут мужество.
Из духоведения мы знаем, что властителями и руководителями человечества являются духовные Существа. В духовном мире предначертаны приблизительные сроки, в которые должно быть достигнуто то или иное. Итак, приблизительно к 1950-1970-м годам человечеству Земли предназначено достигнуть известной способности любви - для победы над эгоизмом. Все в духоведении стремится эту любовь пробудить. Оно делает это подобно тому, как огонь в печи рождает тепло. Любовь может быть пробуждена словом; и наше движение пытается пробудить её великими откровениями Антропософии. Но если человеческие души не отзовутся в должной мере навстречу Слову, если это будет идти слишком медленно, так что к назначенному сроку не раскроются способности любви и жертвенности, тогда вступят другие мастера обучения.
В Дорнахе это было показано символически. Предполагалось закончить строительство здания (Бау) к началу августа. Из этого ничего не вышло; кармой не было предназначено, чтобы все здание было закончено к этому сроку и, как символ духа, с востока и юго-востока смотрело со своего возвышающегося холма.
Всё же, как стражи духа, возвышаются над далью окрестности колонны и куполы. В нашем здании должна быть разрешена и проблема создания наполненного акустикой пространства. Я мог удостовериться, что правильная акустика найдена. Звук, на пробу изданный в определенном месте, показал правильность акустики здания. Но прежде чем услышать через эту акустику слова о жизни духа, наши друзья услышали эхо грома пушечной канонады с юга Эльзаса, и вместо света духовного мира, вторглись в здание и залили его массы света от прожекторов крепости в Иштайне. Своеобразный символ! Символ, который может быть здесь приведен. Другой мастер обучения требуется иногда! Не он ли это действует, не противостоит ли он с мощью материализму? Что совершилось в течение одной недели! Какие победы над эгоизмом! Какая пробудилась готовность к жертвам, любви к людям!
Когда я ненадолго ездил в Вену (примечание 16), карма подбросила мне в руки одну газету. Там было сообщение воина - австрийца, отправившегося на фронт. Вначале он описывал, как на всем пути следования их окружала любовная забота, а в конце есть одно место - воин, по-видимому, никогда не был близок к Теософии, - где он говорит: Мы, идущие в бой, попытаемся со всем мужеством и со всем запасом сил, какой мы имеем, постоять за справедливое дело; но и остающиеся дома могут быть действенными". И далее идут значительные слова. Он говорит: "Если Господь услышит молитвы, - кто не умеет молиться, пусть соберет воедино все силы мысли и воли в стремлении к победе..." И он несет все свои силы!
Многие годы говорим мы о силе чувств. То, что мы растили в себе работой многих лет, живёт теперь в этом простом солдате. Как ни оценивать его переживания, одно несомненно: это одухотворённость человеческой души, которая вне этих событий ещё долго не пришла бы к духовности.
Значительны эти события. Сопоставить их можно только с великими событиями прошлого, циклически повторяющимися. Как войны Рима с Карфагеном и войны периода переселения народов, так не менее значительна война, в центре которой мы стоим сейчас. Из слов, сказанных мною, одно особенно западёт в Ваши души: те, кто ныне стоят на полях сражений, кто в боях проливает свою кровь, приносят её в жертву тому, что должно совершиться для оздоровления человечества. И когда мы глядим на эти великие жертвы, на эти страдания, одно может нас наполнить - не радостью, но чувством глубокого удовлетворения: что эта святая кровь течёт, освящённая происходящим, и те, кто её пролил, станут важнейшими участниками будущего. Многое станет нам понятным, если мы сумеем видеть в пролитой крови святую кровь жертвы. Если этой картиной мы дадим силы нашим душам, тогда дух найдёт в нас свои плоды. Я могу сказать: именно в душах наших милых антропософских друзей может жить то, что сказал этот простой солдат.
Мысли, которые, как глубокая убеждённость, могут сохраняться в душах антропософов, будут с особой силой звучать во внешнее; и это неообходимо, чтобы были действенны слова, которые мы предпосылаем нашим собраниям. Среди сражающихся есть уже те, кто имеет в себе правильные мысли и чувства.
Духи их душ, действенные бдители,

Ваши крылья да принесут

Наших душ молящую любовь

Вашей защите вверенным земным людям,

Чтобы с Вашей мощью соединённая,

Наша мольба помогающе сияла (излучалась)



Душам, которые она ищет, любя.
Мои милые друзья! Цель моей сегодняшней лекции - чтобы то, что мы усвоили мысленно, витало в Ваших душах навстречу событиям, чтобы мы справились с испытанием, чтобы мы обрели правильный взгляд на события и взаимоотношения. Духовность же придёт через этого великого мастера обучения, властвующего теперь в Европе. Но человек рождён для свободы. Многое зависит от тех, кто объединён с нами в нашем духовном движении. Если в Ваших душах будут жить в эту пору испытаний правильные антропософические мысли, тогда пространство, которое сейчас наполнено противозлобствующими cтрастями, наполнится светлыми светящимися духо-мыслями, светлыми правильными чувствами. Такие чувства будут длительно продолжать жить.
Я порой молюсь ночами, чтобы многие антропософы посылали в мир такие полные излучающегося света мысле-силы; и если мы сознательно направим к этому силы нашей воли, то мы будем иметь возможность наполнить наше окружение истинным служением любви. Будем внимательны, чтобы не пропустить возможность деятельно внести в мир любовь, живущую в наших сердцах. Где бы мы не находились, наша Карма поставит перед нами требования, к выполнению которых мы предназначены.
Со слезами на глазах читал я письмо к матери молодого австрийца, который 26 июля слушал в Дорнахе (примечание 17), сказанные тогда слова; он пишет о том, как живут в его сердце сила и настроенность, которые даёт Антропософия, и как это помогает ему исполнять свой долг на том месте, на которое его поставила судьба. Эти же чувства и мысли встретил я в письме другого молодого друга, который также пережил это собрание в Дорнахе и затем отбыл на фронт. Такие мысли и чувства, это те, какие должны сегодня жить в душах: стремление выполнить поставленный судьбой долг, дать властвовать силе суждений и быть внимательным, чтобы не пропустить момента, требующего нашей любви. Тогда нечто совершится в будущем, когда народы Европы не будут больше противостоять друг другу в войнах, тогда в мире мыслей то, что мы сейчас посылаем в мир, будут наиболее длительно живущими, наполненными силой, в них будет звучать вечное. То, что мы сейчас чувствуем, будет оздоровляющим - если мы соединимся с чувством, что одна победа неискоренима: победа Духа.
Значительные слова сказаны этой весной одним немецким политическим деятелем (примечание 18). Он сказал о наших взаимоотношениях с Россией, что Германия состоит в дружеских взаимоотношениях с Петербургом, который не обращает внимания на подстрекательства прессы. И об Англии в июле было сказано, что напряжение ослабляется, что переговоры с Англией не прерваны, что они продолжаются в духе смягчения. Так говорил известный политический деятель ещё 3 июля. Перечитываешь теперь эти слова и пытаешься представить себе как беспомощно было человеческое суждение накануне разразившихся событий! Но одно явствует из этих слов: мы не хотели войны! О, надо - поймите меня правильно, - чтобы выразиться гротескно, надо быть не немцем, чтобы эти слова нашли должное понимание, чтобы они приобрели соответствующее им значение.
Но человеческая душа ищет чего-либо постоянного, не таких слов, которые сегодня звучат, а завтра оказываются несостоятельными; она ищет того, что истинно и сегодня, и завтра. Эту истину она найдёт только в духе. Мы можем довериться победимости Духа. Кто свяжет себя с духовным, найдёт правильный путь к мудрости, которая рождается только в соединении с Духом. Именно на неделе, предшествовавшей началу войны, пришлось мне прочесть в одной газете такие строки: Вопреки недовольству Либкнехта я настаиваю на том, что в политической жизни нет нужды говорить правду, за исключением тех случаев, когда она сама выходит наружу или когда она причиняет кому-либо вред. Это высказывание рождено материализмом нашего времени, в котором мы бы задохнулись без этой войны, и победить который является задачей нашего движения, которое, как важнейшее, несёт в себе слова: Мудрость только в Истине (примечание 19). Если мы стремимся постигать вещи в их подлинной действительности, тогда мы познаём, как необходим нам дух Истины. Так как дело в том, чтобы мы пробились к той объективности, которая может быть достигнута только через дух Истины. Если пробиться к этой объективной Мудрости, то уже сегодня можно достигнуть того, что станет явным для позднейших времён, что эта война - заговор против немецкой духовности.
К такой объективности может нас привести речение, обращённое к Духу народа:
Моей земной отчизны Дух!

Свет чина Твоего открой

Душе, Христа несущей

Дабы, стремясь, она могла найти

Средь хора сферы мира

Тебя, звучащего хвалой и мощью

Чувств человека, преданных Христу.

/См. примеч.20/.


Многое может произойти для наших душ и для нахождения ими правильного пути, если мы жизненно соединим наши души с тем, что может произрасти из такого развития. Тогда, я знаю, будет осуществленно нечто, являющееся важным звеном в том, что должно развиться, что будет жить в душах антропософов, и что несёт в мир Антропософия, и что осуществит надежды. Я хотел бы выразить следующими словами:
Из мужества сражающихся,

Из крови сражений (битв),

Из горя покинутых (оставленных),

Из жертвенных сражений народа,

Вырастит духовный пдод -

Направит души к осознанию духа,

Их помыслы к духовному миру.
Это то, мои милые друзья, что должно придти: деятельной любви должны мы учиться, внимательными к требованиям дня. С ясностью и без предубеждённости должны мы видеть факты, чтобы достигнуть той объективности, которая необходима сегодня и которая так трудно достижима для многих. Быть может нам в этом смогут помочь, внося ясность, наши иностранныые друзья, которые слышат эти слова.
Если мы пробьёмся к такой объективности и к такой готовности к деятельной любви, тогда из таких стремлений подымется сила, нужная тем Духам, которые шлют свои воздействия в судьбы народов и которые и в эти серьёзные, тяжёлые времена, помогая и направляя, стоят рядом с человечеством.


следующая страница >>

Смотрите также:
Рудольф штейнер духовный задний план первой мировой войны (Космическая и человеческая история) седьмой том ga 174b
4266.63kb.
18 стр.
Рудольф Штейнер Карма профессий в связи с жизнью Гёте ga 172 Космическая и человеческая история
2578.22kb.
11 стр.
Некоторые экономические показатели Второй Мировой войны
532.33kb.
4 стр.
Семинарских занятий. Раздел I. Внешнеполитический курс Советского государства после Первой мировой войны Тема Выход советской России из Первой мировой войны
119.58kb.
1 стр.
История 05. 12. 05. О первой мировой войне прочтите самостоятельно
519.19kb.
3 стр.
А. Ф. Лосев история античной эстетики последние века история античной эстетики, том VII м.: "Искусство", 1988 книга
7057.5kb.
34 стр.
История джаза джаз (англ jazz)
205.6kb.
1 стр.
Февраль 1917 года: неизбежность революции
103.83kb.
1 стр.
Иран после Первой мировой войны
102.4kb.
1 стр.
Русско-французское военно-стратегическое взаимодействие в период первой мировой войны
589.3kb.
3 стр.
Входной контрольно-измерительный материал для 10 класса по истории
61.73kb.
1 стр.
Д. А. Лобанов и в реве человеческой толпы
54.17kb.
1 стр.