Главная страница 1
АРМЕНИЯ – 2011
Министерство образования и науки РА
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Письменный тур олимпиады в марзах (180мин.)
10 11 классы


  1. Анаграмма – это перестановка букв в слове, создающая новое слово. Составьте на основе четырех данных слов 4 новых.

Ниомтме, еначире, жатир, лваик

За каждый правильный ответ – 1 б. Максимальная оценка за задание – 4 б.


  1. Вы покорите вершину, если не сделаете ни одного ошибочного шага. Желаем легких восхождений.

стаж…р

с…митировать, ч…ре…чур

просв…щение, ад…ютантский, напр…жение

б…ч…вка, вяза…ный, укр…титель, об…яние



За каждое правильно написанное слово ­– 0,5 б. Оценка за задание – 5 б.


  1. Ответьте на вопросы пословицей или поговоркой.

А. Сколько раз платит скупой?

Б. Кто в поле не воин?

В. Почему иногда дуют на воду?

Г. Куда падает яблоко?



За каждый правильный ответ ­– 1 б. Оценка за задание – 4б.


  1. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Оценка за задание – 1 б.

  1. Назовите одним словом.

А. Искусство писать четким, красивым почерком –…

Б. Рисунок, комически или сатирически изображающий кого нибудь или что-нибудь –…

В. Основной закон государства –…

Г. Заграждение из подручных материалов, применяемое в уличных боях –…



За каждый правильный ответ ­– 0,5 б. Оценка за задание – 2 б.


  1. Установите соответствия между фразеологизмами и их значениями.

1. Бесструнная балалайка

А. Погиб, перестал существовать

2. Кисейная барышня

Б. Болтливый человек

3. Поминай как звали

В. Жить в нищете, быть отсталым

4. Лаптем щи хлебать

Г. Изнеженный, не приспособленный к жизни человек

За каждый правильный ответ – 0,5 б. Максимальная оценка за задание – 2 б.


  1. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?

Оценка за задание – 1 б.



  1. Расставьте знаки препинания.

Отколе умная бредешь ты голова?

Оценка за задание – 1 б.


  1. Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти?

Оценка за задание – 1 б.


  1. Как называется дорожка, ведущая от буквы «А» до буквы «Я»?

Оценка за задание – 1 б.

  1. Из букв слова заклинание составьте 10 неодносложных слов.

За каждый правильный ответ – 0,5 б. Оценка за задание – 5 б.


  1. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом произносил?

Оценка за задание – 1 б.


  1. Какое небесное тело имеет два названия: одно – мужского рода, другое – женского?

Оценка за задание – 1 б.


  1. Выпишите правильный вариант.

А. Комар носа не всунет или комар носа не подточит?

Б. Тот, кто забывает поздороваться, невежа или невежда?

В. Вопреки обычаю или вопреки обычая?

Г. Признательность за рубежом или признание за рубежом?



За каждый правильный ответ – 0,5 б. Оценка за задание – 2 б.


  1. Раскройте смысл описательных оборотов, заменяющих название предмета, лица или явления. Например: вторая грамотность – компьютерная грамотность.

А. Северная столица Б. Первая леди В. Страна тюльпанов Г. Второй хлеб

За каждый правильный ответ – 0,5 б. Оценка за задание – 2 б.


  1. Найдите слово, которое может писаться только с и.

Изживать, запивать, спишите, обезболить, приступить.

Оценка за задание – 1 б.


  1. Выберите из скобок существительные, подходящие к прилагательным.

А. Гарантийный, гарантированный (работа, паспорт, срок, ремонт).

Б. Генеральный, генеральский (сражение, план, чин, уборка).

В. Гармоничный, гармонический (человек, колебание, ансамбль, ряд).

За каждый правильный ответ – 1б. Оценка за задание – 3 б.


  1. Как, добавляя к словам одну и ту же букву, превратить существительные в глаголы? Запишите полученные глаголы.

Клич, трон, пример, полет, стан.

Оценка за задание – 1 б.


  1. Напишите по 2 правильных сочетания с каждым из слов (всего 8 сочетаний).

А. Потерпеть победу. Б. Повысить кругозор. В. Уделить значение. Г. Справиться с указаниями.

За каждый правильный ответ – 0.5б. Оценка за задание – 4 б.

  1. Узнай произведение по его финалу, назови автора.

«И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну!...»



Оценка за задание – 1 б.


  1. Из приведенных в скобках слов выберите нужные.

А. Тифозная, творческая (горячность, горячка)

Б. Главный, заглавный (улица, роль)

В. Динамичный, динамический (темп, теория)

Г. Длинный, длительный (отпуск, доклад)

За каждый правильный ответ – 0,5 б. Максимальная оценка за задание – 2 б.


  1. Какие пословицы использованы в этих газетных заголовках?

А. На продавца и зверь бежит.

Б. Холод не тетка.

В. И в тесноте, и в обиде.

Г. Вот тебе, бабушка, и первое сентября.



За каждый правильный ответ – 0,5 б. Оценка за задание – 2 б.


  1. Назовите по данному значению слова, которые одинаково читаются как справа налево, так и слева направо.

    1. Кусок какого-либо вещества, уплотненный и принявший более или менее округлую форму –…

    2. Сильное наводнение –…

    3. Заведение низшего разряда в дореволюционной России –…

    4. Обращение к замужней женщине во Франции –…

За каждый правильный ответ – 0,5 б. Оценка за задание – 2б.


  1. Разгадайте шараду.

Названье русской меры веса

В шараде этой – первый слог.

Вторую часть – в породах леса

Ты отыскать легко бы смог.

А целое – узнает всякий

В породе комнатной собаки.



Оценка за задание – 3б.


  1. У каких существительных нет формы единственного числа?

Очи, бигуди, усы, санки, лыжи, каникулы, сутки, жалюзи.

Оценка за задание – 1 б.


  1. Восстановите из приведенных ниже существительных и прилагательных названия произведений русской литературы.

1. Пиковый

А. Цветок

2. Каменный

Б. Фамилия

3. Лошадиный

В. Рыцарь

4. Скупой

Г.Дама

Оценка за задание – 1 б.


  1. Расшифруйте пословицу.

Шепсошипь   ейдюл шешимьсан.

Оценка за задание – 1 б.


  1. Приставка этого слова находится в слове «понес», корень – в слове «слово», суффикс в слове «курица», окончание – в слове «крапива». Напишите это слово.

Оценка за задание – 1 б.


  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Проверяя диктант,

а) у меня всегда остаются ошибки; б) многие из учеников не находят ошибки; в) вспоминаются все правила; г) вас ничто не должно отвлекать.



Оценка за задание – 1 б.


  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    1. В своих рассказах автор поднимает ряд вопросов, волнующих читателей.

    2. Все собравшиеся на экскурсию ученики должны ждать у входа в школу.

    3. Многие, кто бывал в старинном русском городе Угличе, знают, что его история уходит корнями в далекое прошлое.

    4. Вам необходимо немедленно оплатить за телефонные переговоры.

Оценка за задание – 1 б.


  1. Выберите правильное написание сказочного персонажа.

дед Мороз, Дед Мороз, Дед Мороз, дед –Мороз, дед мороз, дед мороз.

Оценка за задание – 1 б.


  1. Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения).

Штаны, сени, носилки, иваси.

Оценка за задание – 1 б.


  1. Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита  ученики  Древней Греции?

Оценка за задание – 1 б.


  1. Запишите слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:

      1. в гостинице –

      2. в поезде –

      3. в поликлинике –

      4. на корабле –

      5. в больнице –

      6. в музее –

За каждый правильный ответ – 0,5 б. Оценка за задание – 3б.


  1. Переставляя буквы, решите примеры. Ответом будут женские имена.

А. Ока + сан = ? Б. Рана + сок = ? В. Пекло + тара = ? Г. Серия + и + фон =?
За каждый правильный ответ – 1 б. Оценка за задание – 4 б.


  1. Oпределите синтаксическую функцию глаголов в неопределенной форме в этом отрывке из стихотворения Е.Винокура.

Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу.

Как просто это…

Оценка за задание – 1 б.


  1. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.

Оценка за задание – 1 б.


  1. Прочитайте текст и выполните задания А1 – А6.

(1)…(2) Благодаря этому пленка оказывается раствором электролита. (3) В месте, где железо находилось в контакте с медью, возникает гальваническая пара, в которой анодом будет служить железо, а катодом – медь. (4) Железо будет непрерывно окисляться, а медь будет лишь проводником электронов, и она будет все время сохраняться, пока железо полностью не окислится. (5) … железо будет значительно сильнее окисляться, чем если бы оно было одним. (6) А медь, наоборот, будет находиться под защитой железа.

А1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в тексте?

  1. В природных условиях поверхность металлов всегда покрыта пленкой воды, в которой растворены воздух и углекислый газ.

  2. В природе металлы практически не встречаются в чистом виде.

  3. Если металлическое изделие изготовлено из железа и меди, оно будет подвержено коррозии.

  4. Железо, будучи активным металлом, под воздействием воздуха быстро окисляется.

А2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении?

1) Напротив: 2) Тем не менее; 3) Может быть; 4) Таким образом.



А3. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1. оказывается раствором (предложение (2));

  2. будет служить железо (предложение (3));

  3. медь будет проводником (предложение (4));

  4. будет находиться (предложение (6)).

А4. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста?

  1. сложноподчиненное;

  2. сложное с подчинительной и бессоюзной связью;

  3. сложное с сочинительной и подчинительной связью;

  4. сложносочиненное.

А5. Укажите, в каком из предложений есть производный предлог.

  1. 2; 2) 3; 3) 4; 4) 6.

А 6. Укажите значение слова пара в предложении 3.

1) запряжка в две лошади;

2) два однородных предмета, вместе употребляемые и составляющие целое;

3) мужской костюм;

4) два лица, находящиеся и действующие вместе, объединенные чем либо общим.

За каждый правильный ответ – 1 б. Оценка за задание – 6 б.


  1. Кто из героев повести А.С.Пушкина является историческим лицом, а кто   вымышленным?

  1. «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем мне минуло шестнадцать лет».

  2. «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».

Оценка за задание – 1 б.


  1. Придумайте 6 разных слов, начинающихся и оканчивающихся на букву «К».

к – к

к – – к


к – – – к

к – – – – к

к – – – – – к

к – – – – – – к


За каждый правильный ответ – 0,5 б. Оценка за задание – 3б.

Общая оценка работы снижается:

за каждую орфографическую или грамматическую ошибку – на 0,2 балла,

за каждую пунктуационную ошибку – на 0,1 балла,

за каждые 4 исправления – 0,2 балла.
Высшая оценка за работу – 80 баллов






Смотрите также:
Республиканская олимпиада школьников по русскому языку
90.39kb.
1 стр.
Аналитический отчёт о результатах районного этапа олимпиады по филологическим
170.28kb.
1 стр.
Методические рекомендации для разработки заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Методические рекомендации разработаны Методической комиссией по русскому языку
246.33kb.
1 стр.
Методические рекомендации для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку разработаны на основании «Положения о всероссийской олимпиаде школьников»
262.05kb.
1 стр.
Анализ результатов проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2011 год
128.41kb.
1 стр.
Олимпиада по русскому языку. 9 класс 2010 – 2011 учебный год
69.64kb.
1 стр.
Региональная заочная олимпиада по русскому языку 10-11 классы 2011-2012 уч г. Мах. – 106 баллов
30.57kb.
1 стр.
Роль олимпиад по лингвокраеведению в формировании у школьников интереса к русскому языку
65.6kb.
1 стр.
Тесты по русскому языку в 5 классе под редакцией Д. Ш. Матрос
259.67kb.
1 стр.
Рабочая программа по русскому языку 8 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку
301.29kb.
1 стр.
Методические рекомендации по русскому языку программа по русскому языку (9 класс)
1692.96kb.
8 стр.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 3-х частей
178.62kb.
1 стр.