Главная | страница 1 Выступление на городском Методическом Объединении учителей физической культуры 3 ноября 2009года.
Доклад На тему:
Реализация личностного ориентированного подхода в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников. Подготовила Корякина Луиза Аршавировна учитель физического воспитания МОУ Лицей № 29 Тамбов 2009 РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Приоритетная задача современной российской образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом необходима глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования . Решение важнейшей социальной задачи формирования у школьников здорового образа жизни и устойчивых здоровых привычек, а также сознательного отношения к собственному здоровью и физической подготовленности должно осуществляться за счет новых подходов в системе физкультурного образования В Концепции модернизации образования в Российской Федерации на период до 2010 г. отмечается, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Принципиальное обновление системы научно-методического обеспечения образования связано с перестройкой организации педагогической науки, преодолением ее оторванности от запросов современного общества и передовой образовательной практики, повышением ее роли в поддержке, проектировании, экспертизе образовательных инноваций, в обеспечении непрерывности процессов обновления образования. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 г. № 1340-р) указывается на то, что основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования [8]. Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в сфере образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образования. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" [9], в которой отмечается, что создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению задачи роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. В целях формировании физической культуры личности, гармоничного физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях нуждается в повышении объема физкультурно-спортивной активности учащихся. Государственным образовательным стандартом по физической культуре [11] определены следующие цели: развитие основных физических качеств и способностей; укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений; обогащение двигательного опыта физическими упражнениями общеразвивающей и корригирующей направленности; приобретение навыков в физкультурно -оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно -оздоровительной деятельности; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. Решающую роль в оптимальном создании условий для учета требований государственного стандарта играет применение личностно ориентированного подхода, под которым понимается методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности [12]. По своей сущности данный подход противостоит ранее существовавшей в советской школе социоцентрической модели обучения и воспитания учащихся. Во-первых, личностно ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия а к развитию в каждом из них уникальных личностных качеств. В-третьих, преобразованию субъект-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками. Совершенно очевидно, что реализация личностно ориентированного подхода должна осуществляться за счет наиболее полного учета индивидуальных особенностей личности и возможностей растущего организма каждого школьника. В системе школьного физкультурного образования самым перспективным, по нашему мнению, является разработка программ по следующим направлениям: - базовое физическое воспитание (в соответствии с Государственным образовательным стандартом); - оздоровительная физическая подготовка (для основной медицинской группы учащихся); - профильная спортивная тренировка (для школьников, обладающих способностями к спортивной деятельности); - адаптивная физическая культура (для школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья и развитии). Современные концепции развития физкультурного образования подрастающего поколения направлены на оптимизацию использования средств и методов физического воспитания в различных типах Применение современных инновационных технологий, изменение содержательной сущности физического совершенствования учащихся основаны на использовании комплексной информации, позволяющей учитывать не только гендерные и возрастные различия школьников, но и их индивидуальные особенности. . Применительно к педагогическому процессу понятие "инновация" означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Введение оптимальности в систему критериев эффективности инновационных технологий означает затрату сил и средств педагогов и школьников для достижения результатов. Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в профессиональной деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания. Возможность творческого применения инновационных технологий в массовом опыте также является критерием оценки их эффективности. учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. В целях создания классификации основных средств физкультурно-спортивной деятельности, влияющих на физическое воспитание и оздоровление школьников, представлены ведущие компоненты учебно-воспитательного процесса по предмету "физическая культура" в школе и определены специфические особенности их реализации в начальной, средней и старшей школе: задачи (оздоровительные, воспитательные, образовательные); направленность (формирующая, развивающая, тренирующая); методический подход (коллективный, дифференцированный, индивидуальный); методы обучения (наглядные, словесные, практические); способы организации (стандартизированный, проектировочный, творческий); виды спорта (базовые, вариативные, факультативные); ценностные ориентации (потребности, мотивы, интересы); значение (понятия, убеждения, действия); социальная поддержка (учителя, родители, учащиеся); результаты (знания, умения, навыки). Достигаемый уровень физкультурно-спортивной активности школьников может быть представлен в виде технологического процесса, осуществляемого педагогом: исходный уровень; определение основной идеи и замысла развиваемой активности; целевая направленность; потребность в оборудовании; взаимосвязь с государственными образовательными стандартами; требования к организации; процедуры обучения. Использование личностно ориентированного подхода, так же как и дифференцированного и индивидуального подходов, является непременным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания. Разрабатываемые личностно ориентированные технологии предусматривают распределение занимающихся физическими упражнениями на типологические группы для более объективного учета индивидуальных и групповых особенностей школьников. Основой распределения учащихся на группы служит принадлежность к определенному психическому или соматическому типу, а также к наиболее успешному выполнению какого-либо вида физической активности. Критериями для подобного распределения по результатам научных исследований могут быть: пол, медицинская группа, уровень физической подготовленности, тип телосложения, морфотип, тип нервной системы, психотип, генотип (предрасположенность к определенному виду физической активности, вид спорта, направленность занятий. Реализация личностно ориентированного подхода связана с необходимостью определения индивидуальных и групповых особенностей и возможностей учащихся, выбор адекватных оптимальных тренировочных режимов, регулярное анкетирование и тестирование важнейших характеристик психофизического состояния и социального благополучия, табл.1). Совокупность личностно ориентированных технологий физкультурно-спортивной деятельности, влияющих на физическое воспитание и оздоровление школьников, возможно представить с помощью классификации на основе функционального признака. Исследователями и практиками разрабатываются и проходят экспериментальную апробацию инновационные технологии и авторские программы по использованию в учебно-воспитательном процессе различных видов спорта и физической активности, включенных в Государственный стандарт общего образования по физической культуре: атлетическая гимнастика; баскетбол; волейбол; гандбол; гимнастика; единоборства; легкая атлетика; лыжный спорт; настольный теннис; национальные виды спорта; нетрадиционные виды спорта; плавание; ритмическая гимнастика; танцевальные движения; туристическая подготовка; футбол. Частные технологии физкультурно-спортивной деятельности, влияющие на физическое воспитание и оздоровление школьников, представляют собой реализацию следующих технологий диагностики психофизического состояния школьников: физического развития; физической подготовленности; физической работоспособности; психического здоровья; физического здоровья; психического здоровья; социального благополучия; физкультурно-спортивных потребностей, мотивов и интересов; уровня физкультурно-спортивной активности; образа жизни и стиля поведения. . Содержательный признак классификации инновационной деятельности в системе физического воспитания и оздоровления школьников средствами физического воспитания позволяет сформировать следующую классификацию, которая свидетельствует о том, что действуют технологии: адаптивной физической культуры; здоровьесбережения средствами физического воспитания; здоровьеформирования средствами физического воспитания; спортизированного физического воспитания; спортивно-валеологического воспитания; формирования спортивной культуры личности; комплексного развития физических качеств; оздоровительной физической подготовки; профилактики вредных привычек; обучения основам здорового образа жизни; привлечения к активным занятиям физическими упражнениями. "Оздоровительная физическая подготовка". Важнейшее значение имеет технология указанного процесса, который можно представить в виде следующих этапов: - первый этап - регулярное выполнение физических упражнений, способствующее закреплению привычки к занятиям и получению от них удовольствия; - второй этап - занятия физической подготовкой, позволяющие освоить критерии ее оздоровительной ценности и ставить реальные индивидуальные цели; - третий этап - выполнение персональных образцов физических упражнений, направленное на выбор индивидуального вида двигательной деятельности и ее оценку; - четвертый этап - самооценка собственной физкультурно-спортивной активности, связанная с тестированием своей физической подготовленности и интерпретацией результатов выполнения тестов; - пятый этап - решение своих проблем и осуществление их решений, которое лежит в основе планирования индивидуальной программы и потребления в этих целях необходимой информации. Это позволяет судить о том, что формирование физкультурно-спортивной активности в аспекте здоровья детей расширяет возможности специально организованной системы физического воспитания, достаточно эффективно реализуя личностно ориентированный подход (табл. 2). Инновационные технологии в использовании оптимальных способов обучения предполагают создание проблемных ситуаций в осуществлении двигательной деятельности школьников. Совершенствование применения педагогических средств связано с созданием ситуаций успеха в физкультурно-спортивной активности. Применительно к формированию физической культуры учащихся реализуются требования к процессу физкультурного образования, оцениваются результаты учебно-воспитательного процесса, совершенствуется содержание основного и дополнительного физкультурного образования, реализуются современные формы организации двигательной деятельности, повышается эффективность профессиональной деятельности педагога, осуществляется массовое привлечение школьников к активным занятиям физическими упражнениями. Таблица 1. Классификация личностно ориентированных технологий физкулътурно-спортивной деятельности, влияющих на физическое воспитание и оздоровление школьников
Таблица 2. Направленность личностно ориентированных технологий оздоровительной физической подготовки школьников
Литература 1. Бальсевич В.К. Актовая речь. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры. - М.: Теория и практика физической культуры, 2002. 2. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3, с. 3-5. 3. Барышева Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности: Автореф. докт. дис. Казань, 1997. 4. Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование // Теория и практика физ. культуры. 1995, № 5-6, с. 15-17. 5. Григорьев В.И. Социокультурная интеграция содержания неспециального физкультурного образования студентов вузов: Автореф. докт. дис. СПбГАФК, 2002. 6. Комков А.Г., Кириллова Е.Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002, № 1, с. 2-4. 7. Комков А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности школьников: Монография. СПб., 2000. 8. Комков А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности детей школьного возраста : Автореф. докт. дис. СПб., 2000. 9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. 10. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-20010 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 № 1340-р). 11. Концепция Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.09.2005, № 1433-р). 12. Костюченко В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях: Автореф докт. дис. СПб., 1997. 13. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования / Под ред. Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128 с. 14. Лубышева Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004, № 4, с. 2-6. 15. Лях В.И. с соавт. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 9, с. 49-51. 16. Матвеев Л.П. Что же это такое - "оздоровительная физическая культура"? // Теория и практика физ культуры. 2005 Смотрите также: Реализация личностного ориентированного подхода в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников
158.82kb.
1 стр.
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания дошкольников
39.98kb.
1 стр.
План воспитательной работы моу сош №8 станицы Новопашковской на 2011- 2012 учебный год
551.71kb.
5 стр.
Доклад на семинаре учителей биологии по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
226.72kb.
1 стр.
Физического воспитания; характеристика общих принципов системы физического воспитания, цель и задачи системы физического воспитания
66.54kb.
1 стр.
Реализация воспитательных задач урока в процессе познавательной деятельности учащихся
69.17kb.
1 стр.
Объективные риски процесса физического воспитания и педагогические способы их минимизации
856.55kb.
4 стр.
Совершенствование внеурочных форм физического воспитания в общеобразовательных учебных заведениях
157.88kb.
1 стр.
Повышение эффективности физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ с использованием национальной борьбы «қазақ күресі»
400.18kb.
2 стр.
Примерный перечень вопросов к экзамену по теории и методике физического воспитания дошкольников
30.26kb.
1 стр.
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе План Концепция здоровьесберегающего образования. Понятие
254.19kb.
1 стр.
Возможности метода проектов в образовательном процессе 78.51kb.
1 стр.
|