Главная страница 1страница 2 ... страница 8страница 9


АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
(концепция)





ББК 65.9(2Рос – 4Алт)

А 585
Авторский коллектив:

В.В. Мищенко, И.К. Мищенко, А.А. Гладышева, К.В. Пильберг



А 585 АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (концепция) / отв. ред. В.В. Мищенко. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2007. – 98 с.

ISBN 978-5-7904-0745-1


Рассматриваются стратегические вопросы социально-экономи­чес­кого развития Алтайского края, позиционируется место региона
в хозяйстве Российской Федерации. Много внимания уделено положению в базовых отраслях экономики края и социальной сфере, перспективам их роста и функционирования. Авторы анализируют разнообразие территориального развития всех экономических зон края, поскольку их дифференцированное развитие требует изменений в применяемых формах, методах, инструментах региональной экономической политики. В концепции сделан анализ административного устройства края и возможных направлений проведения реформы в данной сфере.

Альтернативная концепция будет интересна научным работникам, специалистам в области регионального управления, аспирантам, магистрантам и студентам экономических специальностей вузов,


а также всем, кого волнуют перспективы устойчивого развития Алтайского края.

ISBN 978-5-7904-0745-1


© Мищенко В.В., Мищенко И.К.,
Гладышева А.А., Пильберг К.В., 2007

© Издательство Алтайского государственного


университета, оформление, 2007



Предисловие

Концепция Альтернативной Стратегии социально-экономическо­го развития Алтайского края разработана временным творческим коллективом на базе кафедры региональной экономики и управления Алтайского государственного университета осенью 2007 г. по заказу Центрального научно-исследо­вательского и проектного института по градостроительству Российской академии архитектуры и строительных наук (ЦНИИП градостроительства РААСН, г. Москва). Данная концепция вошла составным элементом в Схему территориального планирования Алтайского края, которая до 2008 г. должна быть утверждена администрацией Алтайского края и Министерством регионального развития Российской Федерации.

В предлагаемой Альтернативной Стратегии социально-экономи­ческого развития Алтайского края особое внимание уделено анализу факторов, мешающих региону преодолеть системный кризис экономики и общества 90-х гг. XX в. В их числе:


  • громадный спад производства в базовых отраслях экономики (машиностроении, АПК, химической и нефтехимической, оборонной промышленности);

  • слабая наполняемость бюджета края за счёт собственных налогов и акцизов;

  • рост оттока населения из Алтая;

  • высокий уровень смертности граждан, включая суицид.

Авторами предложена интегральная модель социально-экономи­ческого развития Алтайского края, в соответствии с которой «точками роста» экономики могут стать:

1) более глубокая переработка сельскохозяйственного сырья и сетевая реализация конечной продукции (при условии преодоления


в стране диспаритета цен на аграрную продукцию и средства ее производства);

2) развитие туризма, прежде всего курортного и экстремального;

3) производство спиртовой и ликеро-водочной продукции, а также дешевых товаров для малообеспеченных слоев населения;

4) создание фармацевтического кластера, освоение производства новых для Алтая видов химической продукции;

5) государственное инвестирование в развитие инфраструктуры, в первую очередь дорожной и транспортной, для торговли с Казахстаном, Китаем, Монголией и др.;

6) восстановление оборонно-промышленного комплекса на основе государственного заказа и экспортных договоров;

7) жилищное, в том числе ипотечное, строительство.

Стратегия названа альтернативной, поскольку, в отличие от разрабатываемых в настоящее время в регионе аналогичных документов, в ней заложены и обоснованы иные приоритеты развития края. В частности, авторы полагают, что имеющиеся экономические и социальные условия не дают оснований даже для постановки задач перехода к инновационному типу развития субъекта Федерации в ближайшей перспективе, его перестройки на основе технологий пятого уклада. Другое принципиальное отличие – решение вопроса преодоления дефицита электроэнергии на Алтае. По мнению авторов, ориентация на «размораживание» имеющихся генерирующихся мощностей по выработке электроэнергии, строительство ТЭЦ (или ГРЭС) на бурых углях в крае – далеко не оптимальный путь решения данной проблемы. Кроме того, обоснованы направления оптимального функционирования социальной сферы (за счет выделения ключевых секторов) и экологической среды.

По приблизительным расчетам, для модернизации алтайской экономики необходимы инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах на сумму 80–90 млрд руб. ежегодно на протяжении 10 лет. Согласно Росстату, в 2006 г. инвестиции равнялись 27,8 млрд руб. Лидером по месту их приложения по-прежнему остается торговля, хотя в модернизации больше всего нуждаются электроэнергетика, обрабатывающие производства промышленности, сельское и коммунальное хозяйство. Бюджетная поддержка Правительства РФ, создание для российских холдингов гарантированных финансовых, налоговых условий по размещению инвестиций могут стать основой привлечения капитальных вложений в регион.

В состав временного творческого коллектива вошли:



    В.В. Мищенко, канд. экон. наук, профессор кафедры региональной экономики и управления Алтайского государственного университета – руководитель;

    И.К. Мищенко, канд. экон. наук, доцент, заместитель директора по научной работе филиала ВЗФЭИ в Барнауле;

    А.А. Гладышева, магистрант кафедры региональной экономики и управления Алтайского государственного университета;

    К.В. Пильберг, аспирант кафедры региональной экономики и управления Алтайского государственного университета.

Концепция Альтернативной Стратегии социально-экономи­чес­кого развития Алтайского края издается в авторской редакции.

1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ
И ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (далее – Стратегия) представляет собой систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти. Стратегия как система мер государственного управления предполагает наличие документа – Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу (не менее 20 лет), – согласованного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвержденного законодательным органом субъекта РФ.

В Алтайском крае в области регионального управления сложилась достаточно противоречивая ситуация. Параллельно разрабатываются три документа:


  • Стратегия развития края;

  • Схема территориального планирования (далее – Схема);

  • Программа социально-экономического развития до 2017 г.
    (далее – Программа).

Над ними работают разные группы специалистов, и не понятно, каким образом они будут согласованы. Помимо этого еще действует Стратегия развития края до 2010 г., утвержденная в 2004 г.

По решению главы администрации Алтайского края №157-р от 17.04.2007, согласно Государственному контракту №25 от 22 марта 2007 г. между Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края и ЗАО «Консалтинговая группа «РОЭЛ Консалтинг»,


в 2007 г. будет разработана и принята Стратегия развития Алтайского края до 2025 г.

Также на основании постановления главы администрации Алтайского края от 2 февраля 2006 г. №28 и Государственного контракта


№ ГК-142/2006 от 27 апреля 2006 г. между Управлением Алтайского края по строительству и архитектуре и ЦНИИП градостроительства РААСН должна быть создана Схема территориального планирования Алтайского края. Разработка такой Схемы продиктована требованиями федерального законодательства. В п. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ сказано, что документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Согласно ГК РФ территориальное планирование необходимо для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Таким образом, разрабатываемая Схема должна иметь наивысшую силу из всех управленческих документов Алтайского края. Потребность в новой Стратегии вызвана «ощущением необходимости качественного прорыва, который невозможен без внятной стратегии на длительную перспективу». Разработка программ социально-экономи­ческого развития Алтайского края и всех муниципальных образований осуществляется в соответствии с решением Совета при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе, принятом 29 марта 2006 г. в г. Иркутске. При этом сроки готовности Программы Алтайского края опережают сроки создания новой Стратегии, и сейчас администрация края пытается изменить эту ситуацию. Программы развития муниципальных первичных образований уже готовы, осенью 2007 г. прошла процедура публичных слушаний и утверждения представительными органами МСУ. Такое положение противоречит


п. 2. ст. 8 Закона Алтайского края «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития Алтайского края» от 01.11.2006 №592, согласно которому Программа социально-экономического развития Алтайского края разрабатывается на основе стратегии и прогнозов.

Принятие Схемы – более трудоемкий процесс, чем принятие Стратегии региона. Территориальная Схема – это совокупность документов, а Стратегия представляет собой один документ. На наш взгляд, Схема должна приниматься первой, а затем на её основе разрабатываться Стратегия на срок не менее 20 лет. Однако временных периодов действия Схемы в законодательстве нет. По всей видимости, минимальный срок для Схемы может быть 25–30 лет, т.е. это должен быть самый долгосрочный документ.

Альтернативная Стратегия – это в первую очередь иная формулировка целей и задач развития, чем в подготавливаемой Стратегии
с учетом территориальной дифференциации Алтая. Также это акцентирование внимания на тех реалиях жизни региона, которые будут проявляться в ближайшие 10–15 лет. Альтернативная Стратегия содержит необходимые составные элементы оптимизации развития экономики, социальной сферы и административного устройства края, включая действия властей, но в силу каких-то причин они обойдены вниманием в Стратегии, разрабатываемой по заказу исполнительной власти Алтайского края. Помимо этого она включает другую интерпретацию вариантов решения назревших вопросов социально-эконо­мического развития региона.

Генеральная цель Альтернативной Стратегии – оптимизация структуры экономики Алтайского края. Сопутствующие цели – выбор приоритетных направлений развития экономики региона, повышение жизненного уровня населения, расширение территориального освоения субъекта РФ, повышение плотности населения, развития края в интересах большинства населения, а не его отдельных страт (слоев).

При увеличении объема производства Алтайский край к 2025 г. должен сократить отставание от среднероссийского показателя в выработке ВРП на душу населения. В 2005 г. на Алтае он составлял 41% от среднего по РФ, но к 2025 г. этот показатель должен достичь 75–80% от среднероссийского показателя. Среднедушевые денежные доходы гражданина края к 2025 г. должны быть доведены до 85–90% от аналогичного среднероссийского показателя.

Необходимо решить следующие задачи:


  • сформировать точки роста экономики во всех зонах края, уменьшить их территориальные различия;

  • повысить долю края к 2025 г. в ВВП страны до 1,0–1,1%;

  • обеспечить функционирование социальной сферы края, адекватной развитой рыночной экономике;

  • создать новую отрасль специализации экономики края – туризм;

  • увеличить объём производства товаров для поставки в другие субъекты Федерации, а также расширить экспорт в страны дальнего и ближнего зарубежья;

  • уменьшить миграцию из Алтая и смягчить демографические проблемы региона;

  • решить вопросы нормального энергообеспечения края;

  • повысить конкурентоспособность алтайских товаров и увеличить отчисления в бюджетную систему РФ;

  • навести порядок в институциональном строении общества,
    т.е. сократить размеры теневой экономики, усилить порядок в налогообложении юридических и физических лиц;

  • реформировать образовательную сферу региона и на основе этого повысить уровень менеджмента;

  • устранить гептиловый «след» над Алтаем;

  • прекратить деконцентрацию производственных структур, поскольку высокотехнологичные товары в РФ можно производить только в крупных организациях (более 5–7 тыс. работников).

В Альтернативной Стратегии в основном использовались показатели территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, данные отдельных управлений Алтайского края, результаты исследований экономического факультета Алтайского госуниверситета, ряда СМИ.



2. ОТПРАВНЫЕ ТОЧКИ,
ИЛИ ИСХОДНЫЕ ПОЗИЦИИ


2.1. Место Алтайского края в России,
характеристика его потенциала

Необходимо определить, к какому технологическому укладу следует относить хозяйство Алтайского края. Технологический уклад региона – это не статистические данные, а интегрированный показатель оценки состояния ведущих предприятий с учетом уровня основных фондов, качества выпускаемой продукции, доли расхода на инновации, образовательного ценза инженеров и рабочих, развития компьютерных технологий, современных видов связи и т.п.

Экономика Алтайского края – это в большинстве своем предприятия четвёртого поколения, отдельные – третьего. В 20-е гг. XXI в. Россия должна будет переходить к шестому укладу, и краю здесь необходимо не отстать.

В 2005 г., по данным Росстата, ВРП Алтайского края составлял 0,738% от ВВП страны, хотя ещё в 1997 г. его доля была равна 0,933% (приложение 1). По производству ВРП на душу населения регион занимает 65-е место среди субъектов РФ (приложение 6). Численность населения края составляет 1,8% от численности населения России, территория – 1% от общероссийской. Основные фонды, занятые


в краевой экономике, равны 1% от стоимости всех основных фондов России, объём промышленной продукции – 0,8% от общероссийского показателя, продукция сельского хозяйства – 3,1%, подрядные работы – 0,4%, инвестиции в основной капитал – 0,6%, экспорт и импорт – по 0,3%, ввод в действие общей площади жилых домов – 1,1%, оборот розничной торговли – 1,1%. Поступления налогов в 2006 г. из края
в бюджетную систему страны равны 0,376% от общероссийских сборов, в том числе в федеральный бюджет – 0,02%.

Минерально-сырьевая база Алтайского края характеризуется наличием практически всех видов полезных ископаемых, но при этом они очень слабо изучены и до 2006 г. практически не были вовлечены


в промышленное освоение, которое бы имело общероссийское значение.

В крае недостаточно развита электроэнергетика. В настоящее время Алтай находится на 41-м месте в стране по объему производства этой отрасли. Привязка к поставкам электроэнергии из других регионов Сибири, а также Казахстана привела к тому, что край только на 52–54% обеспечивает себя электроэнергией. Энергетический комплекс Алтайского края – это 11 крупных и средних предприятий, а также структурные подразделения промышленных предприятий, занимающиеся вопросами производства, передачи и распределения электроэнергии и тепла. Общая установленная энергетическая мощность – 1651,7 МВт, тепловая – 6375,5 Гкал/час. Электросетевое хозяйство включает около 80 тыс. км воздушных и кабельных электрических сетей различных классов напряжения, более 17,5 тыс. трансформаторных подстанций с установленной мощностью свыше 10 млн кВт.

Алтайский край производит 11,4% муки от её общих объёмов
в стране и занимает по этому продукту первое место в России среди регионов, по производству масла животного – 5-е место в РФ и 2-е
в Сибири, масла растительного – 13-е и первое соответственно, хлеба – 22-е и 3-е, пива – 18 и 3-е, мяса – 25 и 4-е, сахара – 16-е место в стране и является единственный регионом в Сибири, производящим этот продукт. Край также контролирует 5% рынка страны в производстве биологически активных добавок (БАДов).

При наличии собственного сырья и соответствующих мощностей по производству водки Алтай занимает лишь 34-е место в РФ. Дефицит спирта решается за счет его поставок из других регионов европейской части страны.

В настоящее время существенна роль промышленности Алтая
в производстве железнодорожных товарных вагонов – треть данной продукции от общероссийских показателей. В начале 2000-х гг. край занимал 4-е место в РФ по выпуску тракторов. В 2007 г. оставшиеся мощности по производству тракторов фактически не загружены.

Следует отметить место Алтайского края среди других субъектов РФ и в производстве некоторых других товаров: шин – 8-е место


в стране, картона – 19-е место, минеральных удобрений – 20-е, деловой древесины – 24-е. По рейтингу развития станкостроения и приборостроения, оборонных производств в настоящее время регион стоит
в РФ на местах ниже 30-го.

Многие жители Алтая до сих пор воспринимают машиностроение как отрасль, которая должна обеспечивать работой значительную часть населения, поступление доходов в краевой бюджет. Опыт современных тенденций развития экономики других странах показывает, что этого не произойдет, если не будет глобальных перемен на федеральном уровне. Необходимо добиваться изменения спроса, модернизировать управленческие подходы к работе машиностроительных заводов региона. В настоящее время подобные трансформации можно зафиксировать только на ОАО «Алтайвагон» и ЗАО «АЗПИ».

Сохраняется значимость Бийского олеумного завода (БОЗ). В настоящее время ФГУП БОЗ дает более 30% всей продукции оборонно-промышленного комплекса края. ФНЦП «Алтай», имеющий лучшую
в крае научно-техническую базу, производит до 15% объёма ОПК. Однако даже эти предприятия не могут быть уверенными в стабильном государственном заказе, а значит, планировать развитие производства на средне- и долгосрочный периоды.

В целом оборонный комплекс за годы реформ резко сократился, и в 2006 г. им выпущено (оценочно) продукции на 5,7% от общего объёма промышленного производства на Алтае.

В крае не был принят ни один проект по объединению крупных и средних предприятий региона, а в конкурентной рыночной атмосфере в состоянии выжить только мощные концерны. Алтайские промышленные предприятия все больше становятся элементами структур аутсорсинга, т.е. выполняют заготовительные, обслуживающие функции инорегиональных управленческих и снабженческо-сбытовых организаций (московских, новосибирских, кузбасских и др.).

В Алтайском крае нет единой промышленной политики: глобальной цели (структуризации комплекса), задач для всех предприятий отрасли, единых принципов, инструментов и т.д. Апофеоз этого: предприятия данной сферы разбросаны между пятью управлениями администрации: стройиндустрию курирует управление строительства, деревообработку – управление лесами, переработку зерна, производство муки – управление пищевой и перерабатывающей промышленности и проч.

В России неформальный сектор экономики официально производит примерно 22% ВВП. В Алтайском крае в 2006 г. расчетные размеры теневой промышленности составили всего 9,1% от промышленного производства региона, что явно занижено.

С 90-х гг. прекратилось сооружение новых предприятий в государственном секторе экономики. В 2000-е гг. в крае для производства товаров строятся в основном частные предприятия по добыче полезных ископаемых, производству пищевых продуктов, а также мощности по изготовлению кокса.

Сложными и трудно решаемыми остаются институциональные вопросы: спиртовой завод в Бийске не действует, многие предприятия приобретены иногородними структурами только ради быстрой прибыли.

На Алтае относительно других территорий Сибири существует развитая сеть железных дорог. Их общая протяженность – 1733 км,


866 км – железнодорожные пути промышленных предприятий. В крае более 21 тыс. км автомобильных дорог, но их качество очень низкое.

Развалилась местная авиация, которая раньше связывала крупные города края с райцентрами. Резко сократилось использование гражданской авиации в сельском хозяйстве для внесения минеральных удобрений, обработки полей ядохимикатами, при тушении лесных пожаров, которые имеют в сибирских лесах устрашающие размеры.


В крае слабо действует санитарная авиация, используется она только
в самых отдаленных предгорных районах.

По площади лесов Алтайский край уступает практически всем регионам Сибири. Однако их экологическая чистота и доступность, наличие диких животных, большое разнообразие растений делают восточную часть края привлекательной для организации туризма, заготовок сырья для фармацевтической промышленности (кедровых орехов, ягод, полезных трав и растений, меда и т.п.). После реформ лесного хозяйства в 2007–2008 гг. в крае вместо 205 лесхозов и леспромхозов останется всего 31 региональное учреждение, что ухудшит защиту леса и уменьшит работы по лесоразведению и восстановлению лесов. Лесные угодья площадью почти 1 млн га, раньше принадлежавшие колхозам и совхозам, в конце 2006 г. перешли в аренду частным лицам на 49 лет, а на каких условиях – для большинства населения практически не известно.

Главным источником инвестиций в основной капитал остаются собственные средства предприятий: на их долю в 2006 г. приходилось 45,5% всех инвестиций, но с 1998 г. они снизились на 10,5 процентных пункта. Доля кредитов банков в структуре финансирования инвестиций возросла в 2006 г. до 6,5% против 3,9% в 2000 г., а в 1998 г. она была только 0,4%.

Доля края в общих инвестициях в основной капитал России снизилась с 1,5% в 1991 г. до 0,6% в 2006 г. На протяжении последних лет удельные капитальные вложения на душу населения по краю были


в 4–4,5 раза ниже, чем в среднем по РФ, что усилит нарастание отставания уровня производственного потенциала, ослабит качество социальной сферы.

Если в 1991 г. удельный вес средств федерального и краевого бюджетов в составе инвестиций в основной капитал края составлял более половины, то в 1999 г. – 27%, причем доля федерального бюджета в 2 раза превышала долю регионального. В 2006 г. при сокращении бюджетного финансирования до 13,3% в общем объёме инвестиций превышение объёма федеральных средств над краевыми было


в 8 раз.

В России доля инвестиций в ВВП составляет только 18%, в то время как в большинстве развитых стран она превышает 28%. В Алтайском крае показатель валового накопления основного капитала


в 2003 г. был 13,7%, в 2004 г. – 12,7%, в 2005 г. – 15,2%.

Инвестиции в основной капитал на душу населения в 2005 г.


в Алтайском крае составили 10,9 тыс. руб. (72-е место в РФ), средний показатель в стране равен 29,9 тыс. руб., в Новосибирской области – 17,8 тыс. руб., Омской области – 22,3 тыс. руб.

В современной экономической политике руководство Алтайского края во многом ориентируется на увеличение финансирования инвестиций за счет средств федерального бюджета. Но затягивание реализации проектов создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны «Сибирская монета» уменьшает их значение как точек роста экономики.

Региональные власти не создают оптимальных условий для приложения алтайского капитала, создаваемого в торговле и мукомольно-крупяной промышленности, в базовые сферы экономики и, прежде всего, в промышленность и АПК. Происходит «выдавливание» капитала из Алтайского края в Новосибирскую, Кемеровскую области, Республику Алтай. Капитал, который приходит в Алтайский край из Липецкой, Белгородской, Самарской областей, Москвы и других территорий, как правило, слабо учитывает интересы регионального развития и занятости населения, так как в основном ориентирован на получение быстрой прибыли.

На 1 мая 2007 г. в крае сумма долгосрочных кредитных вложений (больше одного года) в реальную экономику в рублях и иностранной валюте составила 15992,7 млн руб. (в рублевом эквиваленте), или 38,2% общей суммы долгосрочных кредитных вложений. Можно утверждать, что за счет привлеченных средств трудно реализовать хотя бы один крупный инвестиционный проект в регионе – построить какое-либо новое современное предприятие или модернизировать существующее.

В настоящее время только Сбербанк РФ имеет развитую сеть подразделений в районах Алтайского края. На долю Сбербанка приходится 78% (709 из 906) всех структурных подразделений кредитных организаций на территории края. С 2007 г. резко растет влияние Алтайского филиала ОАО «Россельхозбанк» на рынке кредитных услуг
в сельской местности.

В 2006 г. в Алтайском крае снизился объем инвестиций в основной капитал обрабатывающих производств. Развитие региона требует решения проблемы не общего роста инвестиций, а увеличения их объёмов в приоритетные и налогоприносящие отрасли, т.е. в обрабатывающие.

На Алтае, где по некоторым оценкам быстрее растут размеры доходов населения, занятого в теневой экономике. Таким образом, их оборот выпадает из легального финансового. Снижается налоговая база бюджета, а участники теневой (не обязательно криминальной) экономики лишатся в будущем права на получение ряда социальных благ, в том числе бесплатной медицинской помощи, пенсионного обеспечения и т.п.

В 2000–2005 гг. ежегодный ввод общей площади жилья в крае был на уровне 400 тыс. кв. м, что явно недостаточно. В расчете на одного жителя показатели были очень низкие, в 2 раза меньше, чем


в среднем по России.

Сельское хозяйство Алтая существует в непростых природно-климатических условиях. Основой товарного производства региона остается зерно. Его производством занимаются хозяйства всех природно-экономических зон Алтайского края.

На начало 1991 г. в крае было 10775,9 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в 2007 г. – 10186,7 тыс. га. Процесс выбытия земель из сельскохозяйственного оборота трудно остановить. В аграрных организациях на начало 2007 г. по сравнению с началом 1991 г. площадь сельхозугодий уменьшилась на 4230,7 тыс. га (на 39,6%), а в крестьянских (фермерских) хозяйствах и в личном пользовании граждан увеличилась, соответственно, до 1604,7 тыс. га и 736,7 тыс. га (в 8,6 раза).

Рост площадей в хозяйствах населения произошел в основном


в результате передачи земель сельхозпредприятий в счет земельной доли членам хозяйства. Часть этих земель граждане использовали для расширения личного подсобного хозяйства. Средний размер земельного участка личного подсобного хозяйства сейчас вырос почти до 50 соток против 23,8 соток в 1992 г.

Перераспределение земель и выбытие их значительной части из оборота явилось одной из причин сокращения посевных площадей сельскохозяйственных культур в крае. Сегодня на Алтае не обрабатывается более 1 млн га пашни. К середине 2000-х гг. площадь орошаемых земель сократилась, но конкретных данных государственная статистика не имеет. Почти во всех районах края оросительные системы не функционируют.

В производстве зерна России на долю Алтайского края приходится 5–6%, картофеля – 3%, овощей – 1,5%. В среднем за год в крае собирается 3,2–3,5 млн т зерна. Край поставлял в середи­не 90-х гг. в 84 субъекта Федерации яровую пшеницу с улучшенными хлебопекарными качествами.

Низкая урожайность зерновых в крае – это следствие многих факторов, начиная с несоблюдения сроков посева и уборки из-за износа основных фондов (70% тракторов в сельском хозяйстве полностью амортизированы, по комбайнам эта цифра еще выше), и заканчивая сокращением внесения минеральных и органических удобрений. Многие сельхозпредприятия и фермеры не имеют финансовых средств для внесения удобрений в соответствии с агротехническими нормами. На снижение сбора зерновых влияют и чисто экономические факторы: низкий уровень цен на пшеницу и на другую готовую продукцию, ускоренное разгосударствление сельхозпредриятий и их закрытие.

Посевы сахарной свеклы на Алтае в 1964 г. занимали 86,5 тыс. га, в 2005 г. – 18 тыс. га, а валовой сбор с 868 тыс. т уменьшился за этот период до 312 тыс. т. В 2005 г. промышленностью края произведено 37 тыс. т сахара. Фермерами из 18 тыс. га обрабатывалось 1,5 тыс. га, остальные – сельскохозяйственными предприятиями. Урожайность сахарной свеклы в крае очень низкая. В 1964 г. она была 100,1 ц/га,
в 2006 г. – 135,5 ц/га.

В 2006 г. объём производства в сельском хозяйстве региона составил 46,26 млрд руб. Техники за год в АПК приобретено на 1,5 млрд руб. Собрано 3,5 млн т зерна, урожайность составила 10,3 ц/га. Произведено 226 тыс. т мяса, 1333 тыс. т молока. Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве края в 2006 г. была 2802 руб.

Развитие АПК Алтая во многом зависит от торговли с соседними регионами. В год из края вывозят от 500 до 800 тыс. т зерна и отправляют на убой 50–55 тыс. голов КРС. В результате Алтай теряет налогов на сумму большую, чем получает все сельское хозяйство из бюджета.

В 2006 г. сельское хозяйство дало 3,2% от всех собранных налогов и акцизов в крае, и по этому показателю оно занимает 10-е место среди различных видов экономической деятельности региона.

Количество фермерских хозяйств в крае за 8 лет уменьшилось почти на 25%, темп их ликвидации гораздо выше, чем коллективных аграрных предприятий. Основная причина – неблагоприятные экономические условия, созданные в стране, в регионе для фермерства.

Сохранить сельскохозяйственные предприятия, по нашему мнению, мог бы особый хозяйственный микроклимат. Это четко видно


в селах, где проживает немецкое население. В Немецком национальном районе 14 лет не было ни одного фермерского хозяйства. Природные условия заставляют крестьян района вести коллективное хозяйство, так как в условиях постоянной угрозы засухи необходимо орошение, которое более эффективно при совместной организации производства.

Ускоренное развитие торговли в крае – это не показатель успешного перехода к рынку, а свидетельство отсутствия других мест для приложения капитала и труда граждан многих слоёв общества.

В сформированных в 1990-е гг. экономических условиях внешняя торговля Алтайского края прежде всего должна быть налажена с Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном, Монголией, Китаем, Афганистаном.


следующая страница >>

Смотрите также:
Развития алтайского края
1836.08kb.
9 стр.
Концепция современной модели образования алтайского края
240.11kb.
1 стр.
Алтайского края управление алтайского края по образованию и делам молодежи
60.15kb.
1 стр.
Администрация алтайского края управление алтайского края по строительству и архитектуре
1075.43kb.
6 стр.
Алтайского края управление алтайского края по образованию и делам молодежи
97.18kb.
1 стр.
Концепция информационного обеспечения молодежной политики Алтайского края
126.94kb.
1 стр.
Заместитель Губернатора Алтайского края
133.03kb.
1 стр.
Муниципального образовани немецкий национальный район алтайского края
902.35kb.
7 стр.
Постановление №27 зато сибирский о мерах по профилактике проявлений экстремизма и национализма
35.27kb.
1 стр.
Сочинение-описание «Моя родина»
8.24kb.
1 стр.
Доклад «О состоянии законодательства Алтайского края»
805.77kb.
3 стр.
Информация о ходе реализации муниципальной целевой программы «Молодежная политика в муниципальном образовании Егорьевский район Алтайского края на 2011 2013 годы»
58.55kb.
1 стр.