Главная страница 1страница 2страница 3 ... страница 8страница 9


2.2. Население и социальная сфера

Алтайский край занимает по численности населения 20-е место из 84 субъектов РФ и 4-е место в Сибири после Красноярского края, Кемеровской и Новосибирской областей: в 2006 г. – 2543,3 тыс. чел., из них 54% – городского населения, 46% – сельского. За 2006 г. численность населения сократилась на 19957 чел., больше чем в какой-либо территории Сибирского федерального округа (на втором месте Иркутская область – 13169 чел.).

По прогнозам Росстата численность населения Алтайского края
к 2026 г. сократится на 174,9 тыс. чел., или на 6,9% (приложение 3). Если в городах сокращение численности составит 2–3%, то в сельских районах – 16–18%, а население Суетского района уменьшится на 25%. Сокращение численности трудоспособного населения будет идти более высокими темпами: к 2026 г. оно составит 411,2 тыс. чел. по сравнению с 2006 г., или 25%. Однако этот процесс будет происходить равномерно, как в городах, так и в селах. В Алтайском крае, по данным статистики, сейчас в 210 населенных пунктах из 1610 (13%) нет никаких производств.

Причинами сокращения численности населения являются низкая рождаемость, высокая смертность и отрицательное сальдо миграции. Суммарный коэффициент рождаемости в 1995–2006 гг. колебался


в пределах 1,2–1,3 рождений на одну женщину, общий коэффициент рождаемости находился на уровне 8–11 промилле (‰) (приложение 4). До 2013 г. ожидается незначительный, но планомерный рост рождаемости, с 2015 г. – снижение рождаемости населения. Смертность населения Алтайского края возросла с 11,1‰ в 1990 г. до 15,2‰ в 2006 г., т.е. ее уровень увеличился почти в 1,5 раза. Наибольший рост смертности наблюдается среди трудоспособного населения, особенно в возрасте 20–49 лет. Заболеваемость жителей края на 35,2% превосходит среднероссийский показатель. Ухудшается структура населения: в начале 2000-х гг. на двух работающих приходился один пенсионер,
а через 20–25 лет это соотношение будет один к одному.

Миграционный прирост на Алтае был положительным до 2001 г., а после он постоянно имеет отрицательные значения. Миграционный отток в 2006 г. составил 7168 чел., при этом он на 76% сформировался за счет людей в возрастных группах 18–49 лет. Из покинувших край


в 2006 г. 87% переехали в другие регионы России: Кемеровскую и Новосибирскую области, Москву и Подмосковье, 13% выехали за границу.

Не менее сложная ситуация с качеством жизни населения. За годы экономических реформ в России произошло значительное расслоение общества. Однако расслоение общества по доходам на Алтае меньше, чем в целом по стране. Это также подтверждается тем, что коэффициент Джини в Алтайском крае не такой большой, как в РФ (приложение 20).

В 2005–2006 гг. примерно у четверти населения Алтая доходы (по официальным данным) были ниже прожиточного минимума. Индикаторы имеют ярко выраженную сезонность, в сельской местности они гораздо хуже.

В Алтайском крае 1617,2 тыс. чел. трудовых ресурсов, в экономике заняты 1104,6 тыс. чел., учащиеся – 134,8 тыс., лиц, не занятых


в экономике, но активно ищущих работу, – 115,9 тыс. чел. Данных
о количестве лиц, которые не ищут работу, нет.

Рассчитанная по отечественной методике безработица в Алтайском крае составляет 4–5%, что соответствует 70–80 тыс. чел. экономически активного населения. В соответствии с методикой МОТ безработица в крае гораздо выше – 140–160 тыс. чел., или 8–10%. Выборочные социологические исследования показывают еще большие размеры безработицы, поскольку в сельской местности и в малых городах самообеспечением охвачено до 30% населения. В июне 2007 г. в Алтайском крае на одну вакантную должность приходилось 3,4 безработных, в соседней Новосибирской области – 0,9 чел.

При существенной безработице в крае не хватает рабочих для тяжелой неквалифицированной работы, как на заводах, так и в строительстве, в период массовых уборочных кампаний в сельском хозяйстве.

Если посмотреть ситуацию на Алтае за 100 последних лет, то его экономика во многом развивалась за счет использования труда граждан, приезжающих извне. Так, освоение сельской территории Алтая (реформа П. Столыпина) привело к массовому переселению из европейской части России, Украины, Белоруссии, Эстонии и т.п. Во время Второй мировой войны было громадное заселение городов (Барнаула, Рубцовска, Бийска) эвакуированными людьми. Новое освоение сельской местности края было во время подъёма целины


(50-е гг.). В 80-е гг. ХХ в., когда жители Алтая не шли на тяжелые виды работ на предприятиях легкой промышленности и машиностроения, начался завоз таких работников из Вьетнама. Они работали на предприятиях Алтайского края в 1982–1988 гг. по соглашению между Правительством СССР и Правительством СРВ от 2 апреля 1981 г. о направлении и приеме вьетнамских граждан на профессиональное обучение и работу на предприятиях и организациях СССР. Этот договор позволил не изменить состав населения края, хотя
в среднем в Барнауле и Рубцовске работало около 2 тыс. граждан Вьетнама (приложение 14). В определенной степени ситуация начала повторяться в первом десятилетии XXI в. В перспективе количество работающих из Китая, Афганистана, Вьетнама и прочих стран будет увеличиваться гораздо больше, но без принятия адекватных властных мер это может кардинально изменить национальную структуру населения региона.

Доминирование сельскохозяйственного производства никогда не сможет обеспечить высокий уровень жизни населения, и поэтому Алтай при сохранении современной структуры экономики обречен находиться среди регионов с минимальным уровнем доходов населения.

У подавляющего большинства жителей Алтая основной источник доходов – заработная плата. В 2006 г. средний уровень заработной платы работников края был равен 6149 руб. и составил 57,3% от средней заработной платы россиянина. Среднедушевые денежные доходы жителя края равнялись 62% от аналогичного российского показателя.
В таких условиях население ищет дополнительные источники к существованию. В крае большинство сельского населения имеет подсобное хозяйство, а в городах прибавку к доходам значительная часть пенсионеров (примерно от 50 до 70% в зависимости от размеров города) получает с дачного участка.

Среди источников существования третье ме­сто в РФ после доходов от заработной платы, предпринимательства занимает иждивенчество. Растет количество брошенных детей, пожилых людей, оставляемых без помощи со стороны родственников. Сокращая пособия как источник дохода, правительственные структуры вынуждены увеличить количество домов престарелых, детских домов. В 2005 г. при переходе к более полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг государство расширило субсидии гражданам, у которых такие затраты занимают свыше 22% (в 2007 г. – 18%) доходов семьи.

Если Алтай в функционировании образования и здравоохранения пойдет такими путями, какими пошли регионы европейской части России, то процессы неуклонного сокращения его сельского населения будут нарастать ещё больше. В ближайшей перспективе (лет за 8–10) это приведет к отмиранию примерно 120–180 сел и деревень, а значит, к уменьшению плотности населения и уровню обустройства территории. В настоящее время на Алтае существует 153 школы с численностью обучающихся до 10 чел.

Согласно пессимистичным прогнозам на Алтае через несколько лет вообще не останется профессиональных училищ (ПУ). По оптимистическим прогнозам к 2012 г. в крае сохранится не более двух–трех ПУ. Аналогичное положение будет, видимо, и с техникумами (колледжами). В крае на одного выпускника ПУ в 2007 г. приходилось 4 выпускника вузов, т.е. не ведётся серьезной подготовки рабочих кадров, но готовится невостребованное количество специалистов с высшим образованием, что не соответствует производственному и социальному потенциалу Алтая. Многими платными услугами жители края не могут пользоваться из-за своей низкой зарплаты и бедности, что будет усиливать миграцию выпускников вузов.

В Алтайском крае в настоящее время практически нет крупных предприятий. Ведущие заводы промышленности были разукрупнены, и самые большие из них имеют 4–5 тыс. работников. Наиболее крупные структуры на Алтае – это вузы: АлтГТУ (21,8 тыс. студентов), АлтГУ (18,7 тыс.).

Продолжает сохраняться отраслевой подход к финансированию вузов. Правительственные структуры не решаются на крайне непопулярные решения (объединение государственных вузов), затрагивающие судьбы миллионов людей. В Алтайском крае это повлияет на жизнь десятков тысяч человек. Какие специальности нужны краю? Никто такими расчетами не занимается. Федеральное агентство по образованию доводит цифры бюджетных наборов вузам «от достигнутого». Вузы не могут сказать, что нужно экономике региона. В основном вузы готовят студентов по тем же специальностям, которые были в советский период. К ним также добавились экономические и юридические специальности. Алтайской же экономике, с той структурой, которая сложилась в настоящее время, не требуется подготавливаемого количества специалистов с высшим образованием. Перевод финансирования учреждений образования на региональный бюджет приведет к резкому сокращению их количества и еще большему распространению в них платного обучения.

Сокращение научных работ в крае во многом вызвано тем, что высшие управляющие экономики не видят необходимости внедрять принципиально другие механизмы управления наукой.

В 2006 г. в краевом консолидированном бюджете на фундаментальные исследования и содействие НТП было выделено 6 млн руб., или 0,02% его расходной части. Развитие науки не может обходиться без бюджетного финансирования, поскольку риск в научной сфере гораздо выше, чем в любой другой отрасли хозяйства. В 2006 г. в 27 научных учреждениях Алтайского края численность работников, занятых исследованиями и разработками, составила 2850 чел. В основном они трудились в 15 научно-исследовательских организациях и пяти вузах.

В 2005 г. в Алтайском крае статус наукограда получил Бийск. Раньше в нём выполнялись немалые объёмы научных разработок
в области прикладной химии для обороны государства. Для сохранения и наращивания научного потенциала Бийску после 2010 г. придется искать в Правительстве РФ дополнительные источники финансирования.

Будущее системы здравоохранения предполагает резкое сокращение врачей, работающих в государственных и муниципальных учреждениях. Наибольшую опасность реформа здравоохранения представляет для жителей сельской местности, поскольку увеличивается расстояние от отдельного гражданина до медицинского учреждения, пожилой человек практически лишается возможности пребывания на стационарном лечении в больнице. В Алтайском крае осуществление этой реформы может привести к развитию центростремительных сил, оттоку населения из малых и средних сел, а также малых и удаленных районов, расположенных в предгорьях и полупустыне, в черневой тайге.

Оптимизация структуры учреждений здравоохранения должна идти в тесной связи с уже происходящими изменениями в структуре административных органов на территории Алтая. Наличие в регионе 60 сельских административных районов, 12 городов позволяет иметь расширенную сеть сельских больниц и других медицинских организаций. Изменение административно-территориальной структуры края, на наш взгляд, должно произойти по законам рыночной экономики,
и количество сельских районов будет уменьшено. Это приведет к понижению статуса ряда центральных районных больниц, созданию на их базе домов социального обеспечения, сестринского ухода и т.п.
С финансовой точки зре­ния этот процесс неизбежен, и поэтому медицинское обслуживание населения в новой территориальной системе здравоохранения во многом будет зависеть от развития дорожной и транспортной инфраструктуры.

Дефицитом финансовых ресурсов объясняется развитие неблагоприятных тенденций в сфере культуры. Доля внебюджетных поступлений на реализацию культурных проектов в настоящее время не превышает 1%. В результате всех факторов большая часть инфраструктуры этой сферы, её основных фондов (до 80%) находятся в неудовлетворительном состоянии.

Следует рассматривать демографический показатель «ожидаемая продолжительность жизни» как интегрирующий индикатор развития всей социальной системы. Алтайский край, как почти все регионы
с большой долей сельского населения, имеет продолжительность жизни меньше, чем в среднем по России. Ожидаемая продолжительность жизни в крае в 2005 г. была 64,72 года, в России – 65,3 года.

Не имеет адекватного отражения в статистике и управленческих решениях громадная проблема Алтая – пьянство и алкоголизм, которые приводят к отсутствию мотивации к труду у значительных слоев населения.

Уровень алкогольных психозов на Алтае выше, чем в среднем по России почти на 15%. Объективным показателем уровня алкоголиз­ма
в крае также является смертность от отравления алкоголем. В 2005 г. по этой причине умерло 1150 чел. (в том числе два подростка), или на 8% больше, чем в 2004 г. Почти 64% погибших – мужчины трудоспособного возраста.

По данным психиатров России, в крае 750–800 тыс. чел. имеют проблемы с психическим здоровьем, а в оказании специализированной помощи нуждаются 250 чел. из 1000 городского населения Сибири.

В Алтайском крае уровень самоубийств (в 2006 г. зарегистрировано 1,2 тыс. случаев) превышает почти на 25% уровень самоубийств
в Литве, в которой, по данным Всемирной организации здравоохранения, наивысшие показатели в мире. В крае необходимо срочное принятие специальной программы по борьбе с суицидами.

2.3. Финансы края

Слабость и нарастающее отставание экономики Алтая от других территорий заставит изменить общее представление о возможностях региона поступательно развиваться без помощи Правительства РФ.

Экономика Алтайского края на 85–90% предопределена предшествующей и задается современной политикой Центра. Главные инструменты рыночной формации – бюджетная и налоговая системы – не
в состоянии профинансировать стабильное развитие территории.

Положение в бюджетно-финансовой сфере края очень сложное. Алтай занимает третье место в стране по объему дотаций, получаемых из федерального бюджета (приложение 15). Консолидированный бюджет края в 2005 г. был только на 40,8% обеспечен собственными доходами, а среди других субъектов-рецепиентов, получающих большие объемы трансфертов (Приморский край, Республика Саха (Якутия)), эта цифра составляет 61 и 60,7%. Гораздо хуже ситуация с обеспеченностью бюджетными доходами на душу населения. В Сибирском федеральном округе Алтайский край уступает практически всем регионам, прежде всего Республике Алтай.

В рыночном хозяйстве все большее значение имеют финансовые показатели развития региона. В частности, центральная власть большое внимание уделяет показателю «отношение государственного долга к доходам бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета». В 2005 г. у Алтая этот показатель был равен 9,6% – 23-е место в стране, а у Кемеровской области, к примеру, он был равен 30,7% – 60-е место. Поскольку региональный государственный долг берется под залог краевого бюджета, а он в регионе невелик, громадный приток трансфертов приводит к тому, что в крае ненапряженное расходование регионального бюджета. Можно сказать, что этот финансовый рычаг минимально используется в финансово-экономичес­кой политике Алтая. Отношение текущих расходов к суммарным расходам бюджета в 2005 г. в Алтайском крае составило 95,3% – 77-е место из 79 субъектов РФ. Для сравнения среднее значение данного показателя: в стране – 88%, минимальное – 58,8% (Москва).

По объему производства товаров и услуг на душу населения


в 2005 г. край занимал 62-е место в стране, и этот показатель равен 57,8 тыс. руб.; в Новосибирской области – 90,2 тыс. руб. (45-е место),
в Омской области – 124,8 тыс. руб. (29-е место). Среднедушевые денежные доходы в крае в 2005 г. были 6114,2 руб. в месяц (57-е место), в Омской области – 8718 руб. (21-е место), в Новосибирской области – 7561,4 руб. (34-е место).

Сальдо прибыли и убытков крупных и средних предприятий


в крае составило 1566 млн руб. (65-е место в стране), в Омской области – 34471 млн руб. (21-е место), в Новосибирской области – 19815 млн руб. (28-е место). Предприятия Алтайского края фактически не имеют средств для обновления собственных основных фондов, поэтому инвестиции возможны в основном за счет бюджета или привлеченных (кредитных) ресурсов.

Рецессионный разрыв – совокупные расходы населения недостаточны для обеспечения полной занятости и эффективного использования имеющихся производственных ресурсов. Недостаточность совокупного спроса приводит к депрессивному состоянию экономики. Необходимо стимулировать совокупный спрос и расходы, чтобы повысить уровень равновесного состояния. Также для края важно, чтобы расходы не уходили за пределы региона. Сейчас многие расходы идут в столицах и все больше за рубежом (заграничный отдых).



3. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ РЕГИОНА
И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗОН
АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Площадь Алтайского края достаточно большая, и его зоны значительно отличаются друг от друга и по природно-климатическим условиям, и по социально-экономическому развитию. По комплексному районированию, проведенному в 1960 г. Госэкономсоветом при Совете Министров СССР, в Алтайском крае выделяется 8 природно-эконо­мических зон.

По всей видимости, в силу изменившихся экономических условий и развития субтерриторий края, необходимо расширить Алтайскую зону (предгорье) как зону развития туризма, включив в неё Смоленский, Курьинский, Краснощековский и Змеиногорский районы.

На наш взгляд, следует ввести в оборот понятия «левобережный» и «правобережный» Алтай, на которые его разделяет Обь. В левобережном Алтае проживает почти 75% населения (приложение 10), но


в регионе только два барнаульских автомобильных моста через Обь. Массовый туризм способствует развитию правобережного Алтая, и поэтому необходим новый мост через Обь, чтобы транспортные потоки из степных зон, Казахстана не шли через Барнаул, т.е. где-то в районе с. Быстрый Исток необходим новый мост, а также мосты через Чарыш, Катунь, Бию, Чумыш и др.

За последние 10–12 лет усилилась дифференциация в развитии субтерриторий края. Значительно лучше экономическая ситуация


в центральной зоне, включающей Барнаул и Новоалтайск, а также все районы в радиусе 50–70 км от административного центра края. Используя преимущества, которые даёт краевой бюджет, эти территории имеют лучшие показатели в уровне жизни населения, занятости, получении медицинских и образовательных услуг, доступности железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта.

Понятие «градообразующее» практически исчезло в средних и крупных городах. Так, в Рубцовске наибольшие объёмы производства и численности на ОАО «Мельник» (700 чел.), Рубцовском молочном заводе (500 чел.), входящем во всероссийский «Вимм-Билль-Данн»,


а в сумме они дают 51% всех собственных доходов городского бюджета. Только в Алейске и Заринске сохранилось такое понятие: ЗАО «Алейскзернопродукт» и ОАО «Алтай-кокс», соответственно. Всё это позволяет выделять Заринск как наиболее динамично развивающийся индустриальный город края с высокими доходами населения. Аналогичная ситуация в Алейске.

Благодаря развитию курорта средняя заработная плата в Белокурихе наиболее высокая в крае. Также динамичные индикаторы наблюдаются в Алтайском районе («Бирюзовая Катунь» и еще 70 туристских баз), хотя теневая экономика там, безусловно, получила наибольший вес на Алтае.

Основой товарного производства сельского населения региона остается зерно. Его производством занимаются хозяйства всех природно-экономических зон Алтайского края.

Очень сложная социально-экономическая ситуация в Кулундинских и Приалейской зонах, и прежде всего, в Яровом, Славгороде и Рубцовске. Произошёл отказ от использования целинных земель, функционирования животноводческих комплексов, имеет место упадок на 80% овцеводства, ликвидация тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, уменьшение транспортных потоков по железной дороге – это факторы массового загнивания этих зон, оттока населения из них и стимул для переселенцев из Казахстана, Узбекистана и Китая, предъявляющих гораздо меньшие социально-экономи­ческие требования к территории.

Тяжелая экономическая ситуация до недавнего времени наблюдалась в Бийско-Чарышской зоне, но позитивные изменения в Бийске, Зональном, Бийском районах позволяют говорить о начале роста экономки и уровня жизни населения в данной территории. Однако ориентация на инновационное развитие вызывает много трудноразрешимых вопросов, и поэтому восстановление функционирования в данной зоне второго алтайского завода по производству этилового спирта, в будущем и биоэтанола, различных животноводческих комплексов может существенно улучшить наполнение местных бюджетов.

Районы Присалаирской зоны в своем развитии все больше ориентируются на Кузбасс. Слабое сельское хозяйство, малое использование продуктов тайги (для фармацевтики, производства БАДов), охотничий туризм, производство меда, сбор папоротника не дают высоких доходов населению и бюджетам. В Солтонском районе начата добыча бурого угля, но его невысокое качество вряд ли внесёт положительные изменения в обеспечение края топливно-энергетическими ресурсами и позитивные изменения в экономику субрайона. В северо-восточную часть Алтая (Бийск, Белокуриха) уже пришел природный газ, что сократит спрос на дешевый уголь. Развитие данной зоны, на наш взгляд, также должно во многом ориентироваться на экзотический туризм, (экотуризм, охота), создание производств по обслуживанию массового туризма в предгорье. Всё большая часть её жителей уезжают на заработки в Кузбасс, работая на транспорте, в коммунальном хозяйстве, строительстве и т.п.

Традиционное сельское хозяйство является основой развития Приалтайской и Приобской зон. При интенсификации сельскохозяйственного производства в перспективе может возникнуть избыток рабочей силы. Но на ближайшие 5–7 лет данной проблемы нет, и местную власть больше волнует отсутствие квалифицированных кадров как
в растениеводстве, так и в животноводстве. Уровень жизни в селах этих зон очень низок, а вопросы уменьшения алкоголизма и тунеядства мало отражены в программах развития районов.

За всю историю Алтайского края города развивались экстенсивно, т.е. к существующей территории города добавлялась новая земля,


а «старый» город практически оставался на прежнем уровне развития. В Стратегии необходимо предусмотреть комплексное использование всей земли городов, снос ветхих одноэтажных, деревянных строений,
а также к 2020 г. – панельных домов первого поколения (так называемых «хрущёвок»). В Стратегии также надо учесть расширение строительства дешевого муниципального жилья (или, как записано в Жилищном кодексе РФ, «социального жилья») и повышение его доли
с 6% в 2006 г. до 15–18% к 2015 г. Проекты по освоению правого берега Оби в Барнауле должны вестись только за счет частных источников, без привлечения бюджетных средств. Сбалансированность городской территории необходимо провести также в Бийске и добиться включения зоны 1А в общую транспортную сеть. Сооружение переходов через железную дорогу в Барнауле (туннель или мост над железной дорогой в 2012–2017 гг. должен стать одним из основных мест приложения инвестиций в городе). В новой административной сетке районов необходимо, чтобы в каждом из них было среднее профессиональное образовательное учреждение со специальностями для экономики субрегиона.

Территории застройки городов неудовлетворительно обеспечены стабильно действующими инженерными коммуникациями. Из-за этого в Алтайском крае существенно ограничена возможность проектиро­вания и строительства в городах. По состоянию в крае на 1 января 2007 г. 30% теплосетей имеют 100% износ и еще 30% – износ свыше 50%. В силу объективных причин потери тепла в сетях составляют свыше 30% от выработки. Протяженность ветхих водопроводных сетей достигла 2702 км.


4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ
РАЗВИТИЮ АЛТАЯ


4.1. Модели и направления развития края

Будущее экономики Алтайского края можно рассматривать


в различных моделях, среди которых выделяются следующие:

1. Возврат к советской модели развития. Восстановление промышленного потенциала региона, существовавшего до 1992 г.

2. Эволюционная модель. Открытая модель экономики края
с подчинением хозяйства интересам предпринимательских структур из финансово богатых территорий (Москвы, Белгородской, Самарской, Кемеровской областей, Урала и т.п.).

3. Закрытая модель экономики края – надежда на бюджетные инвестиции, ввод ограничений на вывоз производимых товаров, жесткий контроль государственных структур за рынками зерна, мяса, конкурентоспособных товаров, размещение в регионе новых тяжелых, вредных, но доходных производств и т.п.

4. Аграрная модель. Развитие агропромышленного комплекса, предприятий, занятых производством пищевых продуктов, включая напитки, а также сельскохозяйственного машиностроения.

5. Курортно-туристическая модель. Развитие лечебных зон, туризма и других отраслей отдыха как основа занятости значительной части населения Алтая в будущем.

6. Инновационная модель. Развитие инновационной сферы, например наукограда в Бийске.

На наш взгляд, должна быть интегральная модель из 2-й, 4-й и


5-й моделей.

Что может стать «локомотивом» экономики в таком сложном субъекте Российской Федерации, как Алтайский край? На наш взгляд, это могут быть:

1) более глубокая переработка сельскохозяйственной продукции и ее сетевая реализация, но при стабильном преодолении в стране диспаритета цен на аграрную продукцию и средства ее производства;

2) развитие туризма, прежде всего курортного и экстремального;

3) производство спиртовой и ликеро-водочной продукции, а также дешевых товаров для малообеспеченных слоев населения;

4) создание фармацевтического кластера, а также производство новой (для Алтая) химической продукции;

5) государственное инвестирование в развитие инфраструктуры, в первую очередь дорожной и транспортной, для торговли с Казахстаном, Китаем, Монголией и др.;

6) восстановление оборонно-промышленного комплекса на основе государственного заказа и экспортных договоров;

7) жилищное строительство на основе бюджета и ипотеки.

Многие регионы за годы реформ не получили источников инвестиций, а для позитивных изменений в обществе им необходимо найти привлекательные для инвесторов цели. Для Алтайского края ими могут стать подотрасли пищевой промышленности и туризм.

Вряд ли следует серьезно рассматривать развитие инновационной сферы на Алтае в качестве источника выхода из застоя, если рядом находятся Новосибирская и Томская области, обладающие научно-техническим потенциалом высокой степени.

Самостоятельным двигателем развития края не может быть и строительство жилья, когда для большинства населения нет места для приложения своего труда при современной структуре экономики.

По нашим расчетам, для модернизации алтайской экономики необходимы инвестиции в основной капитал на сумму 80–90 млрд руб.
в год на протяжении 10 лет. Инвестиции в крае в 2006 г. (согласно Росстату) равнялись 27,8 млрд руб. Лидером по месту их приложения по-прежнему остается торговля, хотя в модернизации больше всего нуждаются электроэнергетика, обрабатывающие производства промышленности, сельское и коммунальное хозяйство. Бюджетная поддержка Правительства РФ по выходу Алтая из глубокого системного кризиса и создание для крупных неалтайских холдингов гарантированных финансовых, налоговых условий по размещению в крае инвестиций могут, на наш взгляд, стать крупными источниками капитальных вложений в регион.

Экономическое будущее Алтая невозможно без решения проблемы электроэнергетики. В 2006 г. край потреблял 71% электричества от уровня 1990 г. Конечно, сокращение произошло по всем регионам страны, но при этом Алтайский край обеспечивает себя только на половину, а остальное получает из других территорий по очень высоким тарифам, что препятствует в целом развитию промышленности и АПК края, а в отдельных территориях (прежде всего в Рубцовске) ведет


к деиндустриализации всего хозяйства. Для Алтайского края выходом из создавшегося положения, по всей видимости, должно стать сооружение крупной собственной электростанции. Уже почти 20 лет ведется дискуссия о сооружении ГЭС в Алтайских горах. В идее такого строительства есть как положительные, так и отрицательные моменты. Газификация края, которая идет уже с 1996 г., в силу малой пропускной способности газопровода не в состоянии обеспечить строительство крупной ТЭЦ на газе.

До 2030 г. в РФ должно быть сооружено около 25 крупных атомных реакторов, в том числе впервые в истории России за Уралом для снабжения городов и экономики. Необходимо добиваться включения Алтайского края в программу по развитию атомной промышленности страны. Благодаря этому в конце действия Стратегии «Алтай-2025» регион сможет превратиться из энергодефицитного даже в энергоизбыточный. В крае, по всей видимости, имеются месторождения урана, на которых в перспективе будет налажена его промышленная добыча, но поскольку эти данные имеют секретный характер, то прогнозировать добычу урана в регионе невозможно. Следует отметить то, что, вероятно, эти месторождения находятся в предгорьях Алтая, а это может в определенной степени сказаться на возможностях развития туризма.

Основные источники потребления электроэнергии – это Барнаул, Бийск, Рубцовск (в Заринске избыток электричества от работы ТЭЦ ОАО «Алтай-кокс»), что определяет место будущей электрической станции.

Негативно на социально-экономическую ситуацию в крае повлияли ограничения на привлечение иностранных работников (запрет вступил в силу с 1 апреля 2007 г.). Это стало причиной роста цен на плодово-овощную продукцию в 2007 г., а в перспективе – на многие алтайские товары.

Одно из направлений выхода из современной ситуации на рынке труда края – завоз иностранных работников, гастарбайтеров из Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и др. По официальным данным, в крае в 2007 г. работает 7,5 тыс. чел. иностранных работников, в основном из стран СНГ, и 600 специалистов из дальнего зарубежья. В соответствии с текущей политикой в крае предполагается снизить количество гастарбайтеров из СНГ до 4 тыс. чел., но увеличить число работников из дальнего зарубежья (до 1600–1700 чел.).

При всем многообразии (и официальной малочисленности) проживающих на территории края национальных диаспор в крае отсутствуют межнациональные конфликты. В ближайшие годы развитие экономики потребует массового завоза в Алтай иностранцев. В настоящее время не отмечаются признаки возникновения конфликтов на национальной почве.

Нарастающая национальная однородность не способствует развитию предпринимательства на Алтае. Как показывает опыт разных стран и территорий, появление граждан других национальностей способствует возрастанию предпринимательской активности, в будущем – притоку капитала извне. При сложившейся плотности населения (15,1 чел. на 1 кв. км) хватило бы земель на много тысяч желающих работать. Сейчас в край приезжают в основном русскоязычные граждане,
а также увеличивается количество прибывающих на постоянное жительство армян, азербайджанцев, цыган, китайцев.

Фактором, ограничивающим возможности администрации края осуществлять радикальное реформирование экономики региона, является низкая доля государственного сектора в отгрузке товаров собственного производства (в первом полугодии 2007 г. она составила 3,9% в добыче полезных ископаемых, 4,7% – в обрабатывающих производствах, 8,5% – в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды) и более существенная доля в сфере услуг – 13,6%. Всё это не позволяет оптимально расходовать средства краевого консолидированного бюджета. Многоукладность экономики края, высокая доля частной собственности иногородних организаций требуют основные действия исполнительной и законодательных органов власти Алтая направлять на формирование благоприятных условий для предпринимательства с целью привлечения инвестиций в основной капитал.



<< предыдущая страница   следующая страница >>

Смотрите также:
Развития алтайского края
1836.08kb.
9 стр.
Концепция современной модели образования алтайского края
240.11kb.
1 стр.
Алтайского края управление алтайского края по образованию и делам молодежи
60.15kb.
1 стр.
Администрация алтайского края управление алтайского края по строительству и архитектуре
1075.43kb.
6 стр.
Алтайского края управление алтайского края по образованию и делам молодежи
97.18kb.
1 стр.
Концепция информационного обеспечения молодежной политики Алтайского края
126.94kb.
1 стр.
Заместитель Губернатора Алтайского края
133.03kb.
1 стр.
Муниципального образовани немецкий национальный район алтайского края
902.35kb.
7 стр.
Постановление №27 зато сибирский о мерах по профилактике проявлений экстремизма и национализма
35.27kb.
1 стр.
Сочинение-описание «Моя родина»
8.24kb.
1 стр.
Доклад «О состоянии законодательства Алтайского края»
805.77kb.
3 стр.
Информация о ходе реализации муниципальной целевой программы «Молодежная политика в муниципальном образовании Егорьевский район Алтайского края на 2011 2013 годы»
58.55kb.
1 стр.