Главная страница 1страница 2страница 3страница 4

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____/С.Г. Ильина_/

ФИО


Протокол № 1 от

«29» августа 2011 г.


«Согласовано»

Заместитель

руководителя по УВР

МБОУ «Аксубаевская СОШ №3»

____/М.Ю. Пескарёва/

ФИО


«29» августа 2011 г.


«Утверждено»

Директор

МБОУ «Аксубаевская СОШ №3»

____/ З.К. Валиева_____/

ФИО

Приказ № 47/10 от



«1» сентября 20 11 г.



Рабочая программа

по литературе в 9А,Б,В классах по учебнику

С.А.Зинина, В.И.Сахарова, В.А.Чалмаева
МБОУ « Аксубаевская средняя общеобразовательная школа № 3»

Селезнёвой Валентины Алексеевны,

учителя высшей квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета



протокол № 1 от

«29» «августа» 2011г.


2011 – 2012 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе:

- Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 года №1089;

- Методического письма «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

- Примерной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов, рекомендованной МО и Н РФ;

- и учебной программы по литературе, допущенной МО и Н РФ в 2007 году (авторы-составители - Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев);

- Учебного плана МБОУ «АСОШ № 3», утверждённого приказом № 47/10 от 1 сентября 2011 года;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных ( допущенных ) для использования в образовательном процессе в 2011-2012 учебном году, утверждённого приказом МО и Н РТ от 24 декабря 2010 года № 2080.

Количество учебных часов в год – 102 часа ( в неделю – 3 часа ) – в соответствии с Учебным планом МБОУ «АСОШ № 3», утверждённым приказом № 47/10 от 1 сентября 2011 года , 34 учебные недели для учащихся 9-ых классов.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Учебная рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;


  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели

Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:



  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи

- развитие способностей формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

- совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

- способствовать более грамотному, выразительному, логически последовательному, литературному письменному изложению мыслей на ГИА по русскому языку.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Учебная рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:



  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые для достижения требуемых результатов обучения

--- комментированное чтение с попутным анализом содержания текста и более глубоким восприятием героев произведений как личностей, а также своеобразия языка произведения;



  • использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • устные и письменные формы анализа эпизода, главы, части произведения; самостоятельное выполнение различных творческих работ;

--- аналитические беседы по самостоятельно прочитанным текстам, отрывкам и т.д.;

--- использование элементов технологии Е.Ильина (анализ «через детали» произведения);

--- игровые, тестовые, модульные технологии;

--- чтение и пересказы по ролям; уроки-концерты, литературно-музыкальные композиции;

--- уроки с использованием ИКТ;

--- использование на уроках и в процессе подготовки к урокам Интернет-ресурсов;

--- элементы следующих технологий: личностно-ориентированных

проблемного обучения

дифференцированного обучения

исследовательских

реализации межпредметных связей

традиционного обучения

здоровьесберегающих

игровых


компьютерных.

Учебно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе по учебнику-программе Г.С. Меркина ( Авторы-составители: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев ).







Тема урока

Колл-

во

ча-



сов

Тип урока

Характеристика деятельности уч-ся

или виды учебной деятельности



Виды

контроля,

измерители


Планируемые результаты

освоения


материала

Домашнее

задание


Дата
план

факт



1

Введение .Своеобразие

курса лит-ры в 9 кл.

Лит-ра и история.


1

Комбинирован

ный


Беседа, составление

тезисов, запись выводов,

работа с учебником


Взаимоконтроль

Историко-литератур-

ный процесс, литературная ситуац.



Сообщения,

стр.3-6, 28-50



2.09.

2011


1.09




2

Периодизация литератур-

ного процесса



1

Комбинирован

ный


Беседа, составление

тезисов, запись выводов,

работа с учебником


Само- и взаимо-

контроль


Литературные напра-

вления, школы,

движения


Сообщения,

стр.28-84,104



6. 09.

2011





3

У. Шекспир. Жанровое

многообразие драматур-

гии, проблематика трагедий


1

Конференция

Выступления, обмен

мнениями, составление

тезисов, дискуссия


Само- и взаимо-

контроль


Понятие о трагедии

Сообщения

по образам

«Гамлета»


7. 09.

2011





4

Трагедия « Гамлет». Цент-

ральный конфликт, образы

Гамлета и Офелии в траге-

дии и рус.искусстве 20 века




1

Комбинирован

ный


Различные типы

чтения и пересказа,

дискуссия


Текущий,

самоконтроль



Уметь видеть общее

и частное, характери

стика героев.


«Гамлет» на

сцене и в

кино


9. 09.

2011





5

Ж.Б.Мольер. Обзор твор-

чества. «Высокая комедия»

Мольера.


1

Комбинирован

ный


Выступления, обмен

мнениями, составление

тезисов.


Само- и взаимо-

контроль


Понятие о комедии,

уметь видеть коми-

ческое в обыденном


Сообщения,

пересказы



13. 09.

2011





6

Комедия «Мнимый боль-

ной»: основной конфликт

пьесы, группировка обра-

зов


1

Комбинирован

ный


Различные типы

чтения и пересказа,

дискуссия


Текущий,

самоконтроль



Уметь видеть общее

и частное, характери

стика героев.


Сообщения,

характерис-

тика героев

комедии


14. 09.

2011





7

Объекты уничтожающего

смеха в комедии. Комедии

Мольера и современность


1

Урок-дискуссия

Выступления, обмен

мнениями, составление

тезисов, диспут


Само- и взаимо-

контроль


Уметь отстаивать и

доказывать свою

точку зрения


Письменная

работа «Ге-

рои Мольера

и современ-

ность»


16.09.

2011





8

И.В. Гёте как выдающийся деятель немецкого Просвещения. Обзор твор

чества



1

Лекция

Составление

тезисов, запись выводов



Самоконтроль

Уметь составлять

тезисный план по

ходу лекции, характеризовать

эпоху Просвещения





Ознакомить-

ся с «Фаус-

том», анализ

отдельных фрагментов



20.09.

2011





9

«Фауст»-вершина

философской литературы. Чтение и хар-ка отдельных фрагментов трагедии. Гёте в России



1

Комбинирован

ный


Различные типы

чтения и пересказа,

обмен мнениями.

Гёте и современность



Само- и взаимо-

контроль


Уметь строить рассуждения по прочитанному материалу

Сообщения

по древне-

русской лите-

ратуре.


21.09.

2011





10

Особенности и своеобразие древнерусской литературы. Темы, идеи, образы.

«Слово о полку Игореве»:

история написания и публикации, проблематика,

сюжет.


1

Комбинирован

ный


Составление

тезисов, запись выводов

по прочитанному мате-

риалу учебника.



Само- и взаимо-

контроль


Знать особенности

развития древнерус-

ской лит-ры, уметь строить рассуждения по прочитанному материалу


Стр.10-28,

задания на

стр. 26.


23.09.

2011





11

Основная идея «Слова…».

Система образов (персонажи

пейзаж, животные), Ярослав-

на и русские князья, образ земли Русской.



1

Комбинирован

ный


Различные типы

чтения и пересказа,

обмен мнениями, размы-

шления о современно-

сти.


Текущий,

взаимоконтроль



Уметь строить рассуждения по прочитанному материалу, находить

средства выразитель-

ности в тексте.


Сообщения

(стр.27, 28),

Выучить

наизусть вступление



или плач Ярославны

27.09.

2011





12

Значение «Слова…» в исто-

рии русской литературы и

культуры.Проблема ответ-

ственности за судьбу Руси.



1

Комбинирован

ный


Различные типы

чтения и пересказа,

обмен мнениями, размы-

шления о современно-

сти, дискуссия.


Текущий,

взаимоконтроль



Усвоить понятия

олицетворения, пла-

ча как приёма и жан-

рового образования



Стр.27,

подготовить-

ся к классно-

му сочине-

нию по»Сло-ву…».


28.09.

2011





13

14


Классное сочинение по

«Слову о полке Игореве».



2

Сочинение

Письменная работа

Индивидуальн.

Уметь связно изла-

гать свои мысли по

теме.


Стр. 68-70,

прочит. Отд.

главы «Путешест-

вия..» Ради-

щева.


30.09.

2011


30.09.

2011


29.09

29.09





15

Характеристика рус. лит.18

века. Классицизм, эпоха

Просвещения (гуманизм,

человеческое достоинство,

антикрепостническая на-

правленноть). А.Н.Радищев

и его «Путешествие из Пе-

тербурга в Москву» (обзор).



1

Анализ сочинений,ком-бинированный

Составление

тезисов, запись выводов

по прочитанному и прослушанному мате-

риалу .


следующая страница >>

Смотрите также:
«рассмотрено»
528.96kb.
4 стр.
Начальник уцио
30.91kb.
1 стр.
«Рассмотрено»
259.94kb.
1 стр.
Занятие «Представление информации в компьютере»
110.28kb.
1 стр.
Рассмотрено и принято на заседании утверждено педагогического совета от 30. 08. 2011 г., приказом № от 30. 08. 2011
104.14kb.
1 стр.
«Рассмотрено»
105.59kb.
1 стр.
«Рассмотрено» на заседании мо учителей искусства и физической культуры
1396.84kb.
7 стр.
Емкость смесительных диодов с балочными выводами
61.5kb.
1 стр.
Структура и работу со Схемой документа
368.95kb.
2 стр.
Альтернативных сценариев. Первый
48.33kb.
1 стр.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
204.5kb.
1 стр.
Программа элективного курса для обучающихся 9 -10 классов Юрга 2004 Рассмотрено на
380.96kb.
3 стр.